55116

Основы молекулярной генетики, моделирование процессов кодирования наследственной информации

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Определить антикодоны транспортных РНК, которые осуществляют доставку к рибосомам следующих аминокислот: фенилаланин, серин, тирозин, цистеин, лейцин, треонин, лизин, глутамин.

Русский

2015-01-19

38 KB

6 чел.

Тема. Основы молекулярной генетики

Цель: сформировать умения моделирования процессов кодирования наследственной информации.

Задания

Примеры заданий с решениями

Задача 1

Составить правую цепь ДНК, если имеется ее левая цепь:

АГА – ТАТ – ГТГ – ТЦТ

Решение:

АГА – ТАТ – ГТГ – ТЦТ – левая цепь ДНК

ТЦТ – АТА – ЦАЦ – АГА – правая цепь ДНК

Задача 2

Запишите транскрипцию цепи ДНК АГА – ТАТ – ТГТ – ТЦТ

Решение:

АГА – ТАТ – ТГТ – ТЦТ – цепь ДНК

УЦУ – АУА – АЦА – АГА – цепь РНК

Задача 3

Запишите обратную транскрипцию цепи РНК ГЦГ – АЦА – УУУ – УЦГ – ЦГУ – АГУ – АГА

Решение:

ГЦГ – АЦА – УУУ – УЦГ – ЦГУ – АГУ – АГА – цепь РНК

ЦГЦ – ТГТ – ААА – АГЦ – ГЦА – ТЦА – ТЦТ – цепь ДНК

Задача 4

Постройте фрагмент двухцепочечной молекулы ДНК по предложенному фрагменту и-РНК АГА – АУА – УГУ – УЦУ.

Решение:

АГА – АУА – УГУ – УЦУ – цепь и-РНК

ТЦТ – ТАТ – АЦА – АГА – левая цепь ДНК

АГА – АТА – ТГТ – ТЦТ – правая цепь ДНК

Задача 5. Рассчитайте соотношение (А+Т): (Г+Ц) участка молекулы ДНК, на котором синтезирована и-РНК, имеющая последовательность нуклеотидов:

УУУ–УУГ–ГУА– ГУГ– ЦУУ–АУЦ

Решение:

УУУ–УУГ–ГУА– ГУГ– ЦУУ–АУЦ – цепь и-РНК

ААА–ААЦ–ЦАТ–ЦАЦ– ГАА–ТАГ – левая цепь   ДНК

ТТТ–  ТТГ–  ГТА– ГТГ– ЦТТ– АТЦ – правая цепь ДНК

Надо подсчитать сумму А+Т и Г+Ц и найти их соотношение.

(А+Т) : (Г+ Ц)=(10+2): (4+2)=12:6=2

Задания для самостоятельного решения

  1.  Определить последовательность аминокислот участка молекулы белка, которая кодируется следующей последовательностью нуклеотидов ДНК: ТГА ТГЦ ГТТ ТАТ ГЦГ ЦАГ ТГА

  1.  Цепь В белка инсулина начинается со следующих аминокислот:

фенилаланин – валин – аспарагин – глутаминовая кислота – гистидин – лейцин. Напишите последовательность нуклеотидов участка молекулы ДНК, в котором хранится информация об этом белке.

  1.  При одной из форм синдрома Фанкони у больных с мочой выделяются аминокислоты, которым соответствуют следующие триплеты иРНК: ААА, УГУ, ГАА, АЦУ, ГУУ, УУА, УАУ, ЦГУ. Выделение каких аминокислот наблюдается при данном заболевании?

  1.  Определить антикодоны транспортных РНК, которые осуществляют доставку к рибосомам следующих аминокислот: фенилаланин, серин, тирозин, цистеин, лейцин, треонин, лизин, глутамин.

  1.  В одной из цепочек молекулы ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности: ТАГАГТЦЦЦГАЦАЦГ. Какова последовательность нуклеотидов в другой цепочке этой же молекулы?

  1.  Как будут самокопироваться молекулы ДНК при следующем составе нуклеотидов в одной из этих цепочек:

а) ТАА ГАТ ААЦ АЦГ ТЦА

б) ЦЦГ АГЦ ГГТ ААЦ ТТА

в) ААЦ ГТЦ ЦЦЦ АТТ АГЦ?

  1.  Участки молекулы иРНК имеют следующий состав нуклеотидов:

а) ГУЦ ГАЦ ААГ УЦА ГЦЦ ЦАА

б) ГАЦ ГУУ ГГА ААА ГГА ЦАА

в) АЦА УЦА ЦЦЦ УАЦ ААЦ ГЦА

Указать порядок расположения аминокислот в белковой молекуле, синтезируемой на этой иРНК.

  1.  Какую последовательность нуклеотидов имеет молекула иРНК, образовавшаяся на участках гена со следующим расположением нуклеотидов:

а) ЦТГ ЦЦГ ЦТТ АГТ ЦТТ

б) ЦАЦ ГАТ ЦЦТ ТЦТ АГГ

в) ГЦТ АГЦ ЦТА ГГА ЦТТ

г) ЦЦГ ГАТ ТЦГ ГЦЦ ААГ?

  1.  Определить какие нуклеотиды иРНК кодируют аминокислоты белковой молекулы в такой последовательности:

а) валин – глицин – лейцин – гистидин;

б) треонин – триптофан – серин– аланин;

в) лизин – метионин – валин – пролин;

г) аланин – лейцин – лизин – треонин.

10. В состав белка входит 400 аминокислот. Определить, какую длину имеет контролирующий его ген, если расстояние между двумя нуклеотидами в молекуле ДНК составляет 3,4 Å.

Литература

1. Асанов, А.Ю. Медицинская генетика / А.Ю. Асанов, Н.П. Бочков, Н.А. Жученко. – М.: ГЭОТАР-мадиа, 2008. – 230 с.

2. Даливеля, О.В. Генетические нарушения и их проявление у лиц с особенностями психофизического развития / О.В. Даливеля, Л.М. Кукушкина. – Минск: БГПУ, 2009. – 64 с.

4. Гайнутдинов, И.К. Медицинская генетика / И.К. Гайнутдинов, Э.Д. Рубак. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315 с.

3. Заяц, Р.Г. Основы общей и медицинской генетики / Р.Г. Заяц,
И.В. Рачковская. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 232 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84136. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности 32.99 KB
  Познание это процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности. В познавательном процессе мышление замещает реальные объекты действительности абстрактными образами и оперируя ими получает возможность теоретически воспроизводить в сознании порядок реальной действительности. Субъект познания это познающее мышление познающий индивид или группа индивидов а объект познания это то в составе действительности на что направлено познающее мышление познавательная деятельность субъекта. Таким образом...
84137. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании 39.57 KB
  Цель любого философского познания – достижение истины. Истина – это соответствие знания тому, что есть. Следовательно, проблемы истинного знания в философии состоят в том, каким образом то или иное философское течение отвечает на вопрос – что же, в самом деле, есть? Или – что есть истинное бытие?
84138. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы 38.65 KB
  ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ это непосредственное чувственное исследование реально существующих и доступных опыту объектов. Классификация и теоретическое обобщение сведений о полученных научных фактах: введение понятий и обозначений; выявление закономерностей в связях и отношениях объектов познания; выявление общих признаков у объектов познания и сведение их в общие классы по этим признакам; первичное формулирование исходных теоретических положений. Таким образом эмпирический уровень научного познания содержит в своем...
84139. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии 32.98 KB
  Изменение качества объекта означает изменение объекта вплоть до превращения его в другой объект а исчезновение качества объекта означает его уничтожение поскольку качество неотделимо от объекта. Но поскольку внешние количественные свойства объекта берутся не откуданибудь а произрастают именно из специфики его качества то изменение внешних свойств объекта всегда говорит о том или ином соответствующем изменении и в его качестве. Следовательно изменение количественных характеристик свидетельствует об определенном изменении качества...
84140. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей 33.64 KB
  Таким образом противоречия это внутренний источник движения изменения развития объекта поскольку возникающие противоречия для своего разрешения порождают необходимые внутренние предпосылки объекта к соответствующему необходимому изменению. Когда объект меняется он превращается в нечто иное себе снимая обострившиеся противоречия и таким образом совершает некое необходимое развитие. Однако после момента снятия противоречий после их разрешения сразу же возникают новые противоречия поскольку у изменившегося объекта сразу же возникает...
84141. Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания 38.35 KB
  Отрицание в логике это акт опровержения некоего несоответствующего действительности высказывания который разворачивается в новое высказывание. В философии же отрицание это возникновение нового отменяющего и замещающего собой старое. Применяться подобным образом в философии термин отрицание стал Гегелем который с его помощью объяснял циклический характер развития действительности: 1. В чем суть этого противоречия которое созревает в Разуме и отменяет отрицает собою нынешнее состояние Разума Рассмотрим это: суть этого внутренне...
84142. Общая характеристика философских категорий. Метафизическое и диалектическое понимание их взаимосвязи 39.51 KB
  Кроме того категории отражают наиболее важные характеристики и явления бытия которые пронизывают бытие насквозь во всём его многообразии и во всей его необъятности время пространство движение причина следствие единичное общее материя дух взаимодействие сила субстанция и т. К основным категориям относятся: бытиенебытие единичноеобщее причинаследствие случайностьнеобходимость сущностьявление возможностьдействительность материядвижение времяпространство качествоколичество сущностьявление содержаниеформа...
84143. Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории 38.69 KB
  Народ это всё население как таковое вовлеченное в совместную жизнь в системе какоголибо общества. Особая специфика и особая сложность общества состоит в том что его главным смысловым элементом является человек в результате чего общество в отличие от природных систем взаимодействия обладает высокой степенью непредсказуемости своего развития. Благодаря этому общественное развитие это процесс настолько сложный что его исследовательский анализ и теоретическое описание вызывают огромные трудности и сопровождаются безостановочными...
84144. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности 32.32 KB
  Общественное бытие и общественное сознание характер их соотнесенности. Решающим для превращения человека в разумное и общественное животное стало пользование огнем и приручение животных. Таким образом благодаря труду бытие отдельного человека включено в общественное бытие. Общественное бытие это совокупность всевозможных форм совместной деятельности людей подчиненной общественной необходимости.