5512

Классическая древнегреческая философия: Платон и Аристотель

Реферат

Логика и философия

Классическая древнегреческая философия: Платон и Аристотель. Вопрос 1 Проблема соотношения материального и идеального в учении Платона. Вся европейская философская традиция - не что иное, как ряд примечаний к Платону (А. Уайтхед). Если философ ...

Русский

2012-12-12

98 KB

47 чел.

Классическая древнегреческая философия: Платон и Аристотель.

Вопрос 1 Проблема соотношения материального и идеального в учении Платона.

Вся европейская философская традиция – не что иное,

как ряд примечаний к Платону (А. Уайтхед).

Если философ не становится правителем или правитель не изучает философию,

не будет конца страданием людей (Платон).

Основные темы диалогов Платона. Все произведения Платона написаны в форме диалогов, во многих из них Сократ присутствует как главный персонаж, выражая собственные идеи. Три диалога посвящены судебному процессу, дням заключения и смерти Сократа. Диалоги Платона представляют собой прекрасные литературные и философские произведения, такие же как, например, Гамлет Шекспира или Ад Данте. В работах Платона условно можно выделить несколько векторов: теории вечных идей, творения вселенной и превращающихся геометрических форм; теории анамнеза и бессмертия души; социальная утопия идеального классового государства.

Жизнь и Академия Платона. Платон (427-347 до н.э.) родился в Афинах, его настоящее имя Аристокл, Платон – псевдоним, которому он обязан своим мощным телом. Платон был знаменитым борцом, имя под которым он известен сегодня, было его именем на ринге. Среди предков его отца был царь Аттики Кодр, а мать гордилась родством с Солоном (640-560 до н.э.) – афинским законодателем, одним из семи мудрецов. Платон писал трагедии, хотел стать государственным деятелем, но в 20 лет встретил Сократа, что и определило его жизненный путь. Девять лет Платон был учеником Сократа. После его смерти Платон путешествовал по Азии и учился у жрецов Египта, посещал Италию, где познакомился с учением Пифагора. В 388 году до н.э. в Афинах Платон создал школу Академию, в парке, посаженном в честь героя Академа. Академия была основана по образцу пифагорейского союза и имела правовой статус. Учителя и ученики (среди которых были и женщины) проживали совместно, учебные занятия и диспуты проходили по расписанию. В 529 году Академия была закрыта римским императором Юстинианом. Платон умер в возрасте восьмидесяти одного года и был похоронен в Академии. Образованное от его имени прилагательное продолжает определять совершенно непохожую форму любви, отражающую его теорию идей.

Причины создания теории идей. Главным стержнем философии Платона является его теория идей или форм, идеального мира, которую он продолжал развивать всю жизнь. Платон считал, что его время – время исторического упадка и регресса. Платон обращается к эволюционной теории Эмпедокла: существует два полуцикла – восходящее направление эволюции, период без войн, направляемый Богом-Творцом и нисходящее направление эволюции, дезорганизация, покинутого Богом мира. Меняет направление эволюции от хаоса к порядку Бог, который вынужден вмешаться, что бы спасти мир от полного уничтожения. Платон считал, что он живёт во втором полуцикле, когда правят война Гераклита и Ненависть Эмпедокла. Как и Гераклит, Платон исходил из принципа: всё течёт, всё изменяется. Платон родился во время войны, война привела к эпидемии и голоду, установился террористический режим 30 тиранов, двое из них – дяди Платона погибли. Учитель Платона Сократ был приговорён к смерти. Платон укрепился в убеждении, что демократия повинна в тех же преступлениях, что и тирания. Наивные попытки внушить тиранам Сиракуз идеал правителя-философа окончились неудачей. Всё это привело Платона к убеждению, что всякое социальное изменение есть распад, гниение или вырождение, поэтому необходимо стационарное, идеальное государство. Во-вторых, принцип всё течёт распространяется и на мир вещей, которому присущи распад, деградация и разложение. Если всё текуче, то, мы о текучем ничего не можем знать. На Платона большое влияние оказал Пифагор, который верил, что за изменчивым миром иллюзий стоит абстрактный гармоничный мир чисел, форм. Идеальный мир чисел (или форм) был полон гармонии и представлялся Платону более реальным, чем так называемый реальный мир. С другой стороны, Платон обращается к сократовскому методу поиска неизменной сущности этических понятий. Этот метод необходимо применить для определения подлинной природы, формы или идеи вещей. Наконец, неудача натурфилософии, Платон спрашивал: являются ли материальные причины, которые искали и находили первые натурфилософы, истинными? Согласно методу антилогий Протагора, все чувственно воспринимаемые предметы противоречивы и противоположны по свойствам. Если в натурфилософии причины явлений – физические и механические (вода, воздух, притяжение, разъединение), то Платон открывает сверхчувственную, идеальную реальность, нефизическое пространство.

Теория и структура мира идей. Отталкиваясь от теории чисел Пифагора, Платон приходит к выводу, что кроме мира деградирующих, материальных вещей существует мир неизменных вечных сущностей или мир идей, форм, эйдосов. Теория идей стала центральной темой философии Платона: есть два мира – видимый мир и мир вечных идей. Воспринимаемый нами с помощью чувств физический мир находится в постоянном изменении. Универсальный мир идей, воспринимаемый умом неизменен и вечен. Платон приводит такой пример, мы хотим объяснить, почему некоторая вещь красива. Цвет и фигура, пропорции и одежда есть физические причины, но они не последние, подлинная, чистая идея, форма красоты-в-себе в метафизическом мире. Философ тот, кто постигает прекрасное само по себе, а тот, кто любит конкретные прекрасные вещи живёт во сне. Но, что те, которые созерцают самое неделимое, всегда тождественное и себе равное? Не правда ли, что они знают, а не мнят. Мнение – знание о мире, данном органам чувств, истинное же знание есть знание сверхчувственного мира. Идея, Эйдос, Форма – термины Платона, но идеи – не мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от чувственного, это и есть подлинное бытие. Идеи есть модели всех вещей, то, чем вещи должны быть: прекрасное само по себе, благо в себе, идеи эстетических и моральных ценностей, идеи телесных образований, идеи математических формул и геометрических фигур. Идеи организованы иерархически, начиная от меньших форм и заканчивая более общими абстрактными идеями, высшей из которых является идея Блага. Идеи не вовлечены в эволюционный поток, никем и ничем не порождены. Вечные и неизменные идеи не подлежат субъективным манипуляциям и открываются только созерцанием, интеллектуальной интуицией.

Проблемы, вытекающие из теории идей. Теория идей – первая теория, которая ставит проблему универсальных понятий. Мы не можем выражать свои мысли на языке, состоящем только из имён собственных, должны ли мы иметь такие общие понятия как человек, собака, кошка, народ, лес, фрукты. Общие понятия не являются бессмысленными звуками, но какое они имеют значение, если мир состоит целиком из отдельных вещей? Вторая проблема – проблема дуализма или пропасти между моделью-оригиналом-идеей и вещами-копиями. Есть кошки и идеальная кошачность, лошади и лошадность, кровати и идеальная кровать. Единая сама в себе идея не связана с конкретными вещами, это разные миры, дуализм проявляется и в учении о душе и теле. Реальность идей противопоставляется несовершенным, нереальным копиям. Б. Рассел считал, что всякая попытка разделить мир на части, из которых одна более реальна, чем другая, обречена на неудачу. Третья проблема – проблема сотворения вечных идей: небесные идеи существуют вне индивидуального сознания (объективный идеализм), вне времени и пространства, они не мысли, но могут быть объектом мысли. Идеи созданы Творцом: Бог сделал лишь одну-единственную кровать – она то и есть кровать, как таковая, а двух подобных, либо больше, не было создано богом и не будет в природе. С одной стороны, идеи вне времени, вечные, а с другой, созданы Творцом. Но вневременные идеи не могли быть сотворены, и эта проблема смущала многих последующих философов-теологов. Ещё одна проблема – проблема относительности понятий. Платон возражает против реальности чувственных вещей: каждый прекрасный предмет субъективно в каком-то отношении является и безобразным, то, что является двойным является так же и половинкой, если А больше, чем В, и меньше, чем С, то А является одновременно и большим и малым, что представляется Платону противоречивым.

Другой теорией Платона является теория творения Вселенной. Согласно Платону, существует Демиург, Бог-творец, который творит мир не из ничего, а из уже существующей материи. Бог есть ваятель, формовщик мира, он создаёт и других Богов – Звёзд и Светил, которые одушевлены. Платон серьёзно думал, что мир – живое существо (Б. Рассел). Была модель – идеальный мир, физический мир есть копия модели, автор копии – Творец. Модель – вечна, Творец – вечен, чувственный мир порождён. Бог создал мир для добра и из любви к Благу, из слепой материи Богу удалось создать Гармонию, Космос. Мир идей вечен, а мир вещей протяжён во времени. Временем Платон называл подвижный образ вечности. Когда Бог завершил творение небес, он сделал этот образ вечным, но изменчивым, в соответствии с числами. Другими словами, время и Вселенная начали своё существование в один момент. Это совпадает с теорией Большого взрыва, согласно которой мы не можем сказать, что было до Большого взрыва, поскольку тогда время ещё не существовало.

Теория превращающихся геометрических форм. Платон в диалоге Тимей соединил теории Пифагора, Демокрита (идеи которого он не одобрял до такой степени, что хотел сжечь все его книги) и Эмпедокла. Пифагор осознавал силу математики и открыл пять правильных геометрических тел, а Платон сопоставил эти тела с элементами Эмпедокла. Наименьшие части элемента земля – куб, воздуха – октаэдр (8), огня – пирамида (4), воды – икосаэдр (20). Но не было элемента для додекаэдра (12), и здесь Платон сказал, что существует пятый элемент, который использовал творец, для создания Вселенной. Платон категорически отрицал неделимость атомов, геометрических тел. Атомы Платона состоят из двух видов треугольников: равностороннего и равнобедренного прямоугольного. Соединяя их, он получал грани правильных тел. Этим объясняется превращение элементов друг в друга, у Демокрита атомы не могли превращаться друг в друга. Немецкий физик, один из создателей квантовой теории Вернер Гейзенберг (1901-1976) попытался рассмотреть теорию Платона в контексте данных современного естествознания. “Физика выступает” против Демокрита и “встаёт” на сторону Пифагора и Платона: элементарные частицы не являются вечными и неразложимыми единицами материи, они могут взаимопревращаться. Более того, при столкновениях частиц рождаются новые частицы, но все частицы состоят из одной субстанции – энергии. Есть ещё один момент: частицы у Платона это ведь не материя, а математические, вернее геометрические формы. Так вот математическая симметрия, играющая центральную роль в платоновских телах, составляет ядро основных уравнений, описывающих элементарные частицы.

Теория анамнеза. Платон перенял от пифагорейцев веру в бессмертие и множественность рождения души. Познание – это анамнез (от греч. припоминание), распаковка, воспоминание изначально скрытого в душе знания. Всё содержится в нас, надо только уметь извлекать знание, вспоминать. Истина в нас, из внешнего мира мы добываем несовершенное знание: нет идеального круга или квадрата, данные эксперимента всегда неадекватны идеальным понятиям в нас. Но это не априорные формы, не субъективный мир, а абсолютный мир идей, который наша душа может вспомнить. Независимо от опыта в человеке присутствуют чистые формы знания. Платон задавал вопросы рабу, не знающему геометрии и привёл его методом вопросов к решению одной из теорем Пифагора. Источник знания – душа, способная вспомнить.

Дуалистическое понимание человека и аргументы бессмертия души. Тело не просто обиталище души, но могильный склеп, тюрьма души. Тело – корень всех зол, источник страсти, невежества и безумия. Отсюда и понятие платонической любви как ностальгии по идеальному Абсолюту, влечение к метаэмпирическому, сверхчувственному. Дуализм душа – тело приводит к парадоксу бегства от тела. Смерть вредит телу, но не душе, найти дух, значит, потерять тело. Смерть есть отделение души от тела. Кто знает, жить, не значит ли умирать, а умирать, не значит ли вновь ожить? Для Платона важнейшей проблемой становится проблема бессмертия. Первый аргумент следует из теории идей: душа есть идеальное, она вечна и неизменна, а материальное тело смертно. Второй аргумент единства противоположностей: как жизнь рождает смерть, так и смерть рождает жизнь. Третий аргумент: теория воспоминаний, если душа вспоминает, значит, жила и раньше. Платон следует теории реинкарнации, миграции души от одного тела к другому. В какое тело попадает душа после смерти, зависит от того, как человек жил, высшая цель – полное освобождение от тела.

Социальную утопию Платон излагает в диалоге Государство. Он выражает идеи по разным вопросам: свобода слова и феминизм, контроль над рождаемостью и мораль, отношения родителей и детей, психология и образование, частная и общественная собственность. В идеальном государстве три класса. Жизнь людей в городе-государстве складывается из материальных факторов (производство и доставка); охраны и защиты от врагов; управления городом. Платон развивает мысль: двадцатилетних юношей и девушек, не показавших себя искусными в музыке, спорте, науках, следует отделять, они не способны к умственной работе, становятся фермерами и купцами. Лучшие ученики обучаются ещё десять лет. Тех, кто устал от наук – следующая партия отбракованных – отправляют в армию. Теперь остаётся элита, до 35 лет они изучают философию, затем 15 лет – практическое устройство правительства, в 50 лет правители-философы могут управлять государством. Если философ не становится правителем или правитель не изучает философию, не будет конца страданиям людей. Идеальным будет государство, если в первом социальном классе преобладает умеренность, во втором – мужество и сила, в третьем – мудрость. Во-вторых, философы-правители должны жить вместе и не иметь частной собственности. Браки допускались только для низших сословий. Детей забирали после рождения, чтобы воспитывать вместе. После этого они бы считали государство единственной семьёй, а всех своих сограждан – братьями и сёстрами. Платон пытается избавить общество от эгоизма и победить “моё” и “твоё”. Женщины и дети, а также все слуги, рабы и домашнее хозяйство считаются общей собственностью государства. Ничего не остаётся личным: даже наши глаза, уши и руки должны видеть, слышать и действовать так, как будто они принадлежат не отдельному человеку, а коллективу. Все законы служат одной цели: сделать граждан равными до наиболее возможной степени. В-третьих, Платон выступает против индивидуальной свободы. Никто никогда не должен оставаться без начальника. Никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению. Надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям даже в самых незначительных мелочах. Пусть человеческая душа приобретёт навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей и даже не понимать, как это возможно. В ХХ веке австрийский философ Карл Поппер покажет связь политической теории Платона с фашистской и коммунистической идеологиями.

В Государстве Платон резюмирует и объясняет своё учение, но делает это в форме метафоры, мифа о пещере. Согласно Платону большинство людей живёт так, как если бы они находились в тёмной пещере и были бы связаны по рукам и ногам. В пещере есть выход к свету, где кипит другая жизнь, но узники пещеры могут увидеть только тени того, что происходит, и они думают, что это и есть единственная реальность. Только если люди догадаются отвернуться от стены и теней и сбежать из пещеры, они могут надеяться увидеть свет подлинной реальности. Миф символизирует, во-первых, онтологический аспект дуализма: истинное бытие, то, что вне пещеры, это бытие ведёт к мистическому постижению Красоты, Истины, Блага. Реальный же мир, чувственно воспринимаемый – тени на стене пещеры. Во-вторых, гносеологический аспект или ступени познания: от созерцания теней – воображения, представления до видения реальности и Солнца. Высшая ступень познания – чистое созерцание, интуитивное умопостижение. Жизнь в пещере – жизнь под знаком только чувства, переход от чувственного к интеллигибельному есть “освобождение от оков”, высшее познание Солнца-Блага-Бога – созерцание божественного. Есть и политический аспект мифа, кто то должен после освобождения вернуться в пещеру и освободить живущих там. Но того, кто спустится в Царство теней, не поймут, его может ждать судьба Сократа.

Вопрос№2 Аристотель: поворот к материализму и первая систематизация знания.

Платон мне друг, но истина дороже. Природа не делает ничего напрасного (Аристотель).

Жизнь и труды Аристотеля, его отличие от Платона. Аристотель (384-322 до н.э.) был первым и величайшим учёным-энциклопедистом. Он оставил сочинения на самые разные темы: от форм морских ракушек до бесплодия, размышлял о природе души и метеорологических явлениях, о поэзии и политике, искусстве и толковании сновидений. Аристотель систематизировал знание ранних философов, создал науку логику, первым выделил в человеческом познании категории. Философия, физика и логика Аристотеля использовались наукой 2 тыс. лет, тот факт, что понадобилось столько времени, чтобы исчерпать его систему мышления, является подтверждением её глубины и научной состоятельности. Аристотель родился в деревне под названием Стагира, на границе с Македонией. Его отец был личным врачом македонского царя и деда Александра (356-323 до н.э.). С 18 до 38 лет Аристотель был учеником Платона, мысль Аристотеля целиком находлась под властью мысли платоновской (К. Поппер). Но он разочаровался в теории идей, главное отличие от Платона в том, что Аристотеля интересуют науки эмпирические, тогда как Платона – математические (надпись на дверях Академии: не геометр да не войдёт). Аристотель был более “земным” человеком, поэтому теорию идей он пересмотрел с более реалистической точки зрения. Если подход Платона был, по существу религиозным, то Аристотель больше склонялся к подходу научному. Он не считал наш мир нереальным, например, Аристотель первым стал классифицировать растения и животных. С 343 г. он становится учителем Александра, но учитель недооценил планы ученика, а ученик ничему не научился у философа. Аристотель был убеждён в исключительности греческой нации, он не разделял идеи эллинизации варваров и единого мирового государства. В 335 г. Аристотель вернулся в Афины и основал школу Ликей (название храма в честь Апполона Ликейского). В Ликее занимались научными исследованиями, Академия же давала знания в области политики и права. Аристотель читал лекции прогуливаясь по саду, отсюда и название – перипатетики (от греч. прогулка). После смерти Александра Аристотель бежал в Халкиду, где и умер.

Классификация трудов Аристотеля включает четыре группы работ. Работы по философии насчитывают 14 книг, во-вторых, труды по естествознанию: Физика, О Небе, История животных, О частях животных, О происхождении животных, в-третьих, работы по гуманитарным наукам: Политика, О душе, Риторика, Этика, и, наконец, труды по логике: Органон, Категории, Первая аналитика, Топика. Логика стала самым замечательным открытием Аристотеля. Он открыл силлогизм, который показывает: когда что-то утверждается, можно показать, что нечто иное, чем то, что утверждается, следует с необходимостью. Есть два высказывания: все люди смертны, все греки – люди, из этого следует логический вывод: все греки смертны.

Предмет философии или метафизики. Аристотель употреблял термин первая философия в отличие от второй философии или физики. Первая философия или метафизика это наука, исследующая реальность по ту сторону физической, первопричины и сверхчувственную субстанцию. Смысл понятия метафизика означает любую попытку мысли выйти за пределы эмпирического мира. Согласно Аристотелю, метафизика или первая философия – наиболее возвышенная из наук, она не связана с материальными нуждами, она есть знание ради знания, а не ради практической пользы. Науки более необходимы, но лучше нет ни одной. Главное в философии Аристотеля – учение о четырёх причинах. Главные метафизические вопросы следующие: что есть сущее? что это такое по сути? почему нечто возникает? и ради чего?

Теория материи и формы. Философия (метафизика) и должна исследовать первопричины. Если мы будем рассматривать реальность статично, то нам достаточно двух причин – формальной и материальной. Раньше философы говорили, что вещи образованы из конкретных видов, элементов материи (земля и воздух, огонь и вода), но каждый из ответов правилен частично. Бытие есть материя, всё образовано из материи. Материя есть понятие для обозначения того, из чего всё состоит. Материя есть вечная и несотворённая субстанция, воспринимаемая чувственно. Она есть субстрат формы, конкретной вещи, но сама по себе материя это лишь возможность и потенциальность. Актуализируется, становится чем-то конкретным материя тогда, когда принимает форму (эйдос). Форма есть этость вещи, её сущность. Глина является материей, а конкретная чашка это форма, человек есть тело, но делает человека человеком форма или душа, сознание. Для статичного мира достаточно двух причин, но для мира динамического необходимо ответить на вопросы: почему и куда (для чего)? Почему нечто появляется и куда движется? Как, например, родился человек, кто его родители, предки, и, что с ним будет?

Начало телеологии: от теории регресса Платона к теории прогресса. Для описания меняющейся реальности необходимы ещё две причины: двигательная и конечная, финальная. Если говорить о человеке, то двигательные причины из прошлого (родители), а финальная причина (то, что с ним будет) из будущего. Аристотель считал, что всё, что происходит, происходит потому, что есть финальная цель. Форма или сущность развивающейся вещи тождественна с целью, результатом или конечным состоянием, в направлении к которому она развивается. Если у Платона любое изменение (пусть и в определённые космические циклы) есть регресс по отношению к идее, то у Аристотеля форма или идея не в начале, а в конце, следовательно, теория регресса превращается в теорию прогресса. Телеология, учение о цели Аристотеля стала результатом его биологического интереса: причина развития зародыша есть генетический код, программа. Так и все вещи потенциально носят в себе семена своих конечных состояний. Причина движения от низшего к высшему – “внутренняя”, потенциальная цель. Она трансформируется в абсолют – энтелехию (от греч. во-целевание) как возможность реализации вещью свое цели или завершение развития.

Во-вторых, Аристотель преодолевает дуализм Платона: идеи-формы не вне вещей, а в вещах. Главная особенность философии Платона – существование форм, идей, сущностей вещей до и вне чувственных вещей, которые всё более и более удаляются от идей. Аристотель же “заставляет” чувственные вещи двигаться по направлению к их конечным причинам, целям, идеям. Поэтому форма, идея, сущность вещи не вне а, в вещи. Идеи, формы Аристотеля не в трансцендентном, потустороннем мире, а в мире вещей. Теория синтеза материи и формы стала преодолением дуализма Платона.

Причина существования Неподвижного Перводвигателя. Аристотель, рассматривая проблему существования времени и причины движения, считает её проблемой бесконечности. Есть цепочка причинно-следственных связей. Например, камень летит от удара трости, трость приведена в движение рукой, рука – человеком, человек это делает потому, что и т.д. Проблему причинно-следственных связей можно решить двумя способами: либо двигаться в бесконечность, либо её прервать. Первый вариант Аристотель считал немыслимым, ибо бесконечное не существует актуально, а только в возможности. У каждого числа есть ещё одно число больше, пространство и время потенциально делимы до бесконечности. Аристотель следует за Пифагором: совершенно – конечное, бесконечное несовершенно. Если бесконечность не может актуально существовать, следовательно, есть первопричина – Неподвижный Перводвигатель, который приводит всё в движение, оставаясь неподвижным.

Физика по Аристотелю – наука, исследующая чувственную субстанцию, наука о формах и сущностях, это скорее, онтология, или метафизика чувственно воспринимаемого мира. Для чувственно воспринимаемого мира характерно: вечное цикличное движение и стремление к потенциальной цели. Движение есть актуализация возможности, в процессе движения происходит оформление материи. Аристотель разрешает проблему бытие-небытие. Небытие не ничто, а форма бытия, которая раскручивается как переход потенциальное – актуальное. Небытие – возможность, а бытие – действительность. Возникновение – оформление, потеря формы – разрушение. Объекты двигаются не в пустоте, а в некоем “где”, т.е. месте, природном вместилище. Всё к чему-то тяготеет: воздух и огонь – вверх, земля и вода – вниз, лошади стремятся вернуться в конюшню. Если у Платона классы имеют свои естественные места, то у Аристотеля появляется “классовая ” теория порядка природы или теория естественных мест. Время же связано с движением, поэтому мы не замечаем времени. Движение есть континуальность, непрерывность. Различить можно только сначала и потом, отсюда знаменитое определение: время это исчисление движения на сначала и потом. Оно связано с восприятием, следовательно, с душой, время невозможно без души. У Платона время – подвижный образ вечности. Тела движутся из-за силы или импульса, которые зависят от массы, поэтому тяжёлое тело падает быстрее, что окажется ошибочным.

Ошибочными были и космологические представления Аристотеля. Многие ранние философы не сомневались в том, что Земля вращается вокруг Солнца, Аристотель оставался убеждённым геоцентристом: Земля – неподвижна и в центре мира. Другой ложной идеей Аристотеля была идея стационарной вселенной. Философ разделял физический мир на подлунный мир, характеризующийся всеми формами изменения и надлунный мир, в котором нет места ни рождению, ни гибели, ни изменению, ни возрастанию, ни убыванию. Надлунные небеса не рождаются, не разрушаются. Во все времена люди наблюдали одни и те же небеса.

Психология и этические взгляды Аристотеля. На вопрос: что есть душа? Аристотель даёт ответ в трактате О душе. Он использует теорию материи и формы: душа есть форма или акт, форма биологического тела. Следуя Платону, Аристотель считал: изучение человеческой души, сверхчувственного гораздо важнее изучения материального мира. Теорию естественных мест Аристотель применяет для обоснования поступков человека. Все поступки тяготеют к неким целям как к благу. Поскольку есть последняя цель, есть последнее благо или счастье. Получение удовольствия и наслаждения подчиняется биологической природе, почести и успех являются “внешним” счастьем, так как зависят от того, кто признаёт. Богатство всегда средство для чего-то другого, и как цель смысла не имеет. Вновь следуя Сократу и Платону, Аристотель видит смысл и цель жизни в совершенствовании себя как человека. Активность интеллекта отличает человека от растений и животных. Аристотель видел цель человечества в достижении счастья, которое определял как актуализацию всего самого лучшего, на что мы способны, поэтому смысл жизни – актуализировать лучшее в нас. Во-вторых, человек есть не только разум, интеллект, но и чувства, страсти, импульсы, эмоции, которые тяготеют к излишествам. Разум должен ещё и определять точную меру, средний путь между крайностями. Мужество, например, есть путь между безрассудством и трусостью, щедрость – между жадностью и расточительностью. Умеренность есть победа разума над инстинктами. Для этого необходимо образование: образованный человек отличается от необразованного так же, как живой от мёртвого, образование – это украшение в благополучии и убежище в бедствии.

Политическое учение Аристотеля в основном следует учению Платона. Во-первых, Аристотель сохраняет теорию рабства и расовых различий. Одни люди по природе свободны, другие – рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо. Кто по природе принадлежит не самому себе, а другому, тот по своей природе раб. Поскольку часто рабами становились пленники в войнах греков, Аристотель подчёркивал, что варвары ниже греков по природе. Во-вторых, Аристотель принимает теорию Платона управления государством. Не только рабы, но и все члены классов, производящих материальные блага, исключаются из числа граждан, способных управлять. Работающие не должны править, а правящий класс не должен ни работать, ни заботиться о деньгах. Отсюда следует теория элитного образования: образование благородных противопоставляется образованию раба, крепостного, слуги или профессионала. В-третьих, Аристотель создаёт классификацию типов государств. Может быть власть одного: монархия (от греч. единовластие) и тирания (от этрусского господин); власть немногих: аристократия и олигархия (“вырождение аристократии”); власть большинства: полития и демократия (от греч народ и власть). Аристотель описал тиранию в леденящих кровь подробностях. Полития же лучшая из форм, ибо она воплощает средний путь между олигархией и демократией.

Четыре смысла бытия. Аристотель пытался найти схему бытия, есть четыре смысла бытия. Во-первых, информация, получаемая от вещей, может быть сведена к основным формам, категориям. Субстанция как сущность, качество и количество, место-пространство и время, отношение и образ действия. Во-вторых, бытие как переход материи-возможности в форму-действительность. В-третьих, бытие как случайность и непредвиденность, здесь не может быть науки. В-четвёртых, бытие как истина – этот тип бытия принадлежит сознанию. Истина по Аристотелю, если вещи рассматриваются как соответствующие реальности. Этот тип бытия изучает логика.

Логика и учение о силлогизме. Первый логический закон достаточного основания (онтологический) был сформулирован ещё Демокритом: ничто в мире не возникает беспричинно, но на каком-нибудь основании и в силу необходимости. Но основателем формальной логики как науки о мышлении является Аристотель. Поскольку логика возникает под влиянием интереса к ораторскому искусству, то первое сочинение Аристотеля по логике называлось Топика (раздел риторики – ораторского искусства). Логика возникла и как ответ софистам, которые использовали приёмы, направленные на то, что бы одурачить собеседника, например, вопрос: перестал ли ты бить свою мать? Аристотель разработал логику как средство защиты истины и первым её принципом он назвал принцип непротиворечивости мышления. В работах под названием Органон (от греч. орудия познания), Аристотель сформулировал законы мышления, описал логические операции, создал теорию понятия и суждения, исследовал дедуктивное умозаключение. Главным в логике Аристотеля является его учение о силлогизме. Силлогизм есть доказательство, состоящее из трёх частей: большая посылка, меньшая посылка и заключение. Силлогизм показывает, что когда утверждаются определённые вещи, можно показать, что нечто иное, чем то, что утверждается следует с необходимостью. Большая посылка: все люди смертны; меньшая посылка: Сократ – человек; следовательно, можно сделать вывод: Сократ смертен. Все люди смертны; все греки – люди; следовательно, все греки смертны. Выводы логически необходимы.

Законы логики. Аристотель сформулировал три закона логики: тождества, непротиворечия и исключения третьего. Закон тождества или определённости (однозначности) мышления: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. А есть а, или а=а, где а – любая мысль. Пример: почему Вы называете этот хор смешанным, ведь здесь одни женщины? да, но одни умеют петь, а другие нет. Закон непротиворечия: при неизменных условиях невозможна одновременно истинность высказывания и его отрицания. А и не-а не могут быть одновременно истинны, одно точно ложное. Примеры: неправильное правило, “опознание трупа по походке”, солнечная ночь. Закон исключения третьего: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно необходимо истинно. А есть либо b, либо не-b. Пример: один там только и есть порядочный человек: прокурор, да и тот, если правду сказать, то свинья (Н.В. Гоголь).

Авторитет Аристотеля как препятствие для прогресса науки. На протяжении веков многие тексты Аристотеля считались священными. Его истины были “вечными”, в них нельзя было усомниться. Учение Аристотеля стало основой христианской теологии, его научные взгляды не оспаривались до ХVII века. Авторитет Аристотеля стал препятствием для прогресса науки и философии. В течение всей новой эпохи практически каждый успех в науке, логике или философии приходилось вырывать зубами у сопротивлявшихся последователей Аристотеля. Один из них знал из текстов философа, что нервы исходят из сердца. На анатомическом вскрытии ему показали, что это не так. Он воскликнул: вы показали мне это столь очевидно, что, если бы Аристотель не утверждал обратного, а именно, что нервы растут из сердца, пришлось бы признать увиденное верным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73447. Особенности формирования классного коллектива в начальной школе 133.5 KB
  Коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников и для его основания необходимы определённые условия. Необходимо объединить детей, построить объединяющие коллективные отношения.
73448. Неолитическая революция 132.5 KB
  Она привела к оседлости значительному росту производительности труда с получением регулярного избыточного продукта и как результат –- росту численности и плотности населения общественному разделению труда развитию социальной дифференциации общества новых идей и взглядов.
73449. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста при ОНР III уровня 132 KB
  Цель исследования: выявить наиболее эффективные методики для обследования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня. Задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования...
73450. Современный взгляд на педагогическое наследие А.С. Макаренко 129.5 KB
  Антон Семенович Макаренко яркая личность в области педагогики и социального проектирования ХХ века. Его наследие составляют педагогические сочинения в восьми томах: результаты педагогической деятельности, художественно-педагогические произведения и материалы педагогической практики...
73451. Особенности работы педагога по формированию здорового образа жизни у школьников 128.5 KB
  Правильное отношение к своему здоровью следует формировать у человека с детства, чтобы воспитать гармонично развитую, здоровую личность. В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность...
73452. Мокьюментари как особый вид киноискусства (на материале фильмов «Первые на луне», «Ноги – атавизм») 127 KB
  На современном этапе развития киноискусства особое внимание уделяется проблеме жанра в кино. Вследствие синтеза различных видов кинематографических произведений появляется большое количество смежных жанров использующих приемы сразу нескольких типов кино.
73454. Государственное управление защитой населения от катастроф природного и техногенного характера 124 KB
  Целью данной работы как раз и является исследование системы управления защитой населения в чрезвычайных ситуациях с её недостатками и достоинствами дача оценки работе МЧС в конкретных случаях.