55122

Закономерности наследования признаков

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: сформировать умения определять генотип и фенотип детей по генотипу родителей, а также генотип родителей по фенотипу детей, прогнозировать проявление признаков в потомстве.

Русский

2014-03-22

70.5 KB

7 чел.

Тема. Закономерности наследования признаков

Цели: сформировать умения определять генотип  и фенотип детей по генотипу родителей, а также генотип родителей по фенотипу детей, прогнозировать проявление признаков в потомстве.

Моногибридное скрещивание

Примеры решения типовых задач

Задача 1. Определите вероятность рождения светловолосых и темноволосых детей, если оба родителя гетерозиготные и темноволосые.

Решение

Ген A – темные волосы, ген a – светлые волосы

P:   Aa   x  Aa

G:  A  a,     A  a

F1:  AA;  Aa;  Aa;  aa 

Вероятность рождения светловолосых детей – 25 % и темноволосых – 75 %.

Задача 2.  Сращение пальцев – доминантный признак. Какова вероятность в % рождения детей со сросшимися пальцами, если один из родителей гетерозиготен, а второй имеет нормальную кисть?

Решение. Ген А определяет сращение пальцев, ген а – нормальную кисть

P:  Aa  x   aa

G:  A  a,     a

F1: Aa; aa

Вероятность рождения детей со сросшимися пальцами – 50 %.

Задача 3. В семье один из супругов страдает альбинизмом, а второй – здоров. У них  родились два ребенка: один здоров, а второй болен альбинизмом. Какова вероятность в % рождения  последующего ребенка с альбинизмом?

Решение. Гетерозигота Aa – здоровый ребенок; гомозигота aa – ребенок, больной альбинизмом.

P:  Aa  x  aa

G: A  a,     a

F1:Aa;  aa

Вероятность рождения ребенка с альбинизмом – 50 %

Задачи для самостоятельного решения

Задача 1. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым.

  •  Гомозиготный кареглазый мужчина женился на гетерозиготной кареглазой женщине. Будут ли у них голубоглазые дети?
  •  Гомозиготный   кареглазый   мужчина   женился   на голубоглазой женщине. Какой цвет глаз унаследуют их дети?
  •  Гетерозиготный кареглазый мужчина женился на гетерозиготной кареглазой женщине. Определить вероятность рождения ребенка с голубыми глазами.

Задача 2. Ген курчавости – доминантный. У курчавой матери и гладковолосого отца два ребенка: курчавый и гладковолосый. Определить генотипы родителей и их детей.

Задача 3. У курчавого отца (его мать имела курчавые, а отец гладкие волосы) и гладковолосой матери первый ребенок с курчавыми волосами. Какие волосы могут быть у следующих детей?

Задача 4. У здоровых супругов двое детей больны фенилкетонурией (заболевание, наследуемое по рецессивному типу), трое детей здоровы. Какова вероятность, что здоровым будет и шестой ребенок, которому предстоит родиться?

Задача 5. Аутосомно-доминантный ген, вызывающий в гомозиготном состоянии резкую деформацию конечностей, обуславливает у гетерозигот укорочение пальцев (орахидактилию). Укажите вероятность (в %) наличия той патологии у детей, если брахидактилией страдают оба родителя.

Задача 6. Ген альбинизма является рецессивным по отношению к гену, обусловливающему нормальную пигментацию. Укажите (в %) вероятность рождения альбиноса в семье, где оба родителя альбиносы.

Задача 7. Женщина-альбинос вышла замуж за здорового мужчину и родила альбиноса. Какова вероятность (в %), что второй ребенок тоже окажется альбинос?

Задача 8. Редкий в популяции ген а вызывает у человека наследственную анофтальмию (безглазие), аллельный ген А обуславливает нормальное развитие глаз, у гетерозигот глазные яблоки уменьшены.

  •  супруги гетерозиготны по гену А. Определить расщепление по
    фенотипу и генотипу в потомстве.
  •  мужчина, геторозиготный по гену А, женился на женщине с
    нормальными
     глазами. Какое расщепление по фенотипу ожидается в
    потомстве?

Задача 9. Ретинобластома (опухоль сетчатки глаз) обусловлена доминантным геном, пенетрантность которого составляет 70%. В медико-генетическую консультацию обратилась Анни Браун с просьбой определить вероятность данного заболевания у ее младшего сына. Анни и ее супруг здоровы, но у их старшего сына Ганса возникла ретинобластома. Кроме того, отец Питера в юности был прооперирован по поводу ретинобластомы. У матери Питера и родителей Анни, а также у ее сибсов, этого заболевания не было. Ответьте на вопрос, интересующий пробанда.

Множественный аллелизм. Наследование групп крови

Решение типовых задач

Задача 1. У мальчика группа крови  – 0, а у его сестры – АВ. Определите генотипы их родителей и тип взаимодействия генов у сестры.

P IA I0    x      IB I0 

G    IA    I0,              IB    I0 

F IAIB    I B I0      IAI0     I0 I0

Задача 2. У детей группа крови A, у отца –0. Какая группа крови у матери?

P IA I A   x    I0 I 0

G  IA,    I A,      I0,   I 0

F  IA I0;    IA I0;    IA I 0;   IA I0

Задача 3. Гетерозиготная женщина со второй группой крови  вышла замуж за гетерозиготного мужчину с третьей группой крови. Какие группы крови могут иметь дети?

P  IA I0  x      IB I0

G  IA,   I0,              IB,   I0 

F IAIB;   I B I0;     IAI0;    I0 I0

    IV III II I

Дети могут иметь все группы крови с вероятностью 25 %.

Задачи для самостоятельного решения

Задача 1. Женщина с I группой крови вышла замуж за мужчину, гомозиготного по II группе крови. У них родился ребенок. Какую группу крови и какой генотип он имеет?

Задача 2. Женщина с I группой крови вышла замуж за мужчину, гетерозиготного по III группе крови. Какие группы крови могут иметь их дети?

Задача 3. Мать гомозиготная по II группе крови, отец - по III. Какую группу крови унаследуют их дети?

Задача 4. Какую группу крови могут иметь дети, если их родители гетерозиготны по II и III группам крови?

Задача 5. Гетерозиготная женщина со II группой крови вышла замуж за мужчину с I группой. Какие группы крови возможны у их детей и какие исключаются?

Задача 6. Родители гетерозиготны по III группе крови. Определить вероятность рождения ребенка с той же группой крови.

Задача 7. В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют I и II группы крови, родители другого - II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и II группы крови. Определите родителей детей.

Задача 8. У матери и ребенка II группа крови, у мужа - I, у подозреваемого в отцовстве - IV. Можно ли установить истинное отцовство? Поможет ли в этом тот факт, что у матери I группа крови?

Задача 9. У матери II группа крови, у ребенка – III. Группа крови отца неизвестна. Чью кровь (отца или матери) можно перелить ребенку? Можно ли перелить кровь отца, не определяя ее группу?

Задача 10. У мальчика группа крови IV, резус положительный, а у его брата – I, резус отрицательный. Каковы группы крови у родителей?

Задача 11. Богатый канадский коммерсант Жан Мазепе, скончавшийся в весьма преклонном возрасте, завещал весь свой капитал своей второй жене Марии и двум малолетним сыновьям от этого брака – Пьеру и Шарлю. Дети Мазепы от первого брака - Анна и Лизи - обратились в суд, требуя признать завещание незаконным и лишить Марию и ее детей права на наследство. В заявлении, которое представил суду адвокат Анны и Лизи, было сказано, что Пьер и Шарль - не сыновья Мазепы. Основания для обвинения Марии в супружеской неверности и отказа ей и ее детям в праве на наследство послужили данные о несоответствии групп крови у Мазепы и мальчиков, которых он считал своими сыновьями. Мария и первая супруга Мазепы имеют первую группу крови, такая же группа определена у Анны и Лизи. Сам Мазепа имел IV группу крови. Группа крови у Пьера - III, у Шарля - II. Что постановил суд?

Дигибридное скрещивание

Примеры решения типовых задач

Задача 1. У человека сложные формы близорукости доминируют над нормальным зрением, карий цвет глаз – над голубым. Кареглазый близорукий мужчина, мать которого имела голубые глаза и нормальное зрение, женился на голубоглазой женщине с нормальным зрением. Какова вероятность в % рождения ребенка с признаками матери?

 Ген A определяет развитие близорукости, a – нормальное зрение, ген B– карие глаза и ген b – голубые глаза.

P:  AaBb    x    aabb

G:  AB Ab ab

     aB   ab,

F1   AaBb;  Aabb;  aaBb;  aabb

Голубые глаза и нормальное зрение имеет ребенок с генотипом aabb. Вероятность рождения такого ребенка составляет 25 %.

Задача 2. У человека рыжий цвет волос доминирует над русым, а веснушки – над их отсутствием. Гетерозиготный рыжеволосый без веснушек мужчина женился на русоволосой женщине с веснушками. Определить в % вероятность рождения ребенка рыжеволосого с веснушками.  

Ген A определяет рыжий цвет волос, a – русый, ген B – наличие веснушек,  b – отсутствие веснушек.

P: Aabb   x  aaBB  

G:  Ab  ab,        aB

F1: AaBb;   aaBb

Рыжеволосый ребенок с веснушками имеет генотип AaBb. Вероятность рождения такого ребенка составляет 50 %.

Задача 3. Ген A определяет шестипалость (полидактилия),  ген a –-нормальную кисть. Ген B определяет наличие веснушек, а b– их отсутствие.

Гетерозиготная женщина с нормальной кистью, имеющая веснушки вступила в брак с шестипалым гетерозиготным мужчиной, у которого нет веснушек. Какова вероятность рождения у них ребенка с нормальной кистью и без веснушек?

P:  aaBb   x   Aаbb

G  aB  ab,      Ab   ab

F1 AaBb;  Aabb;  aaBb;  aabb

Вероятность рождения ребенка с генотипом aabb (c нормальной кистью, без веснушек)   составляет 25 %.

Задача 4. Гены, определяющие кактаракту  и рыжие волосы,  находятся в разных парах хромосом. Рыжеволосая с нормальным зрением женщина вышла замуж за светловолосого мужчину с катарактой. С какими фенотипами у них могут родиться дети, если мать мужчины имеет такой же фенотип, как и жена?

Ген а определяет развитие светлых волос, ген А – рыжих волос. Ген B определяет развитие катаракты, а b – нормальное зрение.

P   aabb   x   AaBb

G    ab AB  Ab  aB  ab

F1    AaBb;  Aabb;  aaBb;  aabb            

Фенотипы детей: светловолосый с катарактой; светловолосый без катаракты; рыжеволосый с катарактой; рыжеволосый без катаракты.

Задачи для самостоятельного решения

Задача 1. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой - над леворукостью, причем гены обоих признаков находятся в разным парах хромосом.

Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какие признаки можно ожидать, у их потомства, если мужчина гомозиготен по обоим признакам?

Задача 2. Голубоглазый правша жениться на кареглазой правше. У них родилось двое детей кареглазый левша и голубоглазая правша. От второго брака у этого же мужчины с другой кареглазой правшой родились 9 кареглазых детей. Все они были правши. Каковы генотипы каждого из родителей?

Задача 3. Кареглазый правша женился на голубоглазой правше. Их первый ребенок левша и имеет голубые глаза. Какие признаки будут у дальнейших потомков этой пары?

Задача 4. Рыжеволосый (доминантный признак) и без веснушек мужчина и русоволосая женщина с веснушками (доминантный признак) имеют 5 детей. Определите вероятность рождения у таких родителей детей с рыжими волосами и с веснушками и не рыжими без веснушек.

Наследование, сцепленное с полом

Выше было показано, что если  гены, ответственные за формирование признака, расположены в аутосомах, то наследование осуществляется независимо от того, кто из родителей (мать или отец) является носителем данного признака. Однако признаки могут определяться генами, лежащими в половых хромосомах. В этом случае наследование признака зависит от того, кто из родителей является носителем данного признака.

Ген, расположенный в Х-хромосоме, является сцепленным с полом.

Схема наследования гемофилии

Гемофилия определяется рецессивным геном h, а нормальная свертываемость крови детерминируется доминантным геном H.

P  Х H Х h      x    Х H  У

G    Х H,    Х h,   x        Х H,    У

F Х H Х H;   Х H Х h;         Х HУ;   Х h У

Вероятность рождения ребенка с гемофилией составляет 25 %, а среди сыновей – 50 %. Одна из дочерей является гетерозиготным носителем гена h.

Схема наследования дальтонизма

Дальтонизм (нарушение цветного зрения) определяется рецессивным геном d, а нормальное зрение детерминируется доминантным геном D.

P Х DХ d        x  ХD У

G    Х D,    Х d,    x        Х D,      У

 F Х D Х D;     Х DХ d;       Х D У;     Х d У

Вероятность рождения ребенка с дальтонизмом составляет 25 %, а среди сыновей – 50 %. Одна из дочерей является гетерозиготным носителем гена d.

Задачи для самостоятельного решения

Задача 1. Ген дальтонизма – рецессивный. У родителей, имеющих нормальное зрение, две дочери с нормальным зрением, а сын – дальтоник. Каковы генотипы родителей?

Задача 2. Гемофилия – наследственное рецессивное заболевание, сцепленное с Х-хромосомой. Мужчина – гемофилик женился на здоровой женщине, отец которой болел гемофилией. Каковы генотипы мужа и жены? Какой фенотип будет у их детей?

Задача 3. У женщины сын – гемофилик. Какова вероятность, что у ее сестры сын также будет гемофилик? В каком случае вероятность выше: если ген гемофилии получен женщиной от отца или от матери?

Задача 4. Отец и сын дальтоники. Правильно ли будет сказать, что сын унаследовал болезнь от отца?

Задача 5. Отсутствие потовых желез у человека передается по наследству как рецессивный признак, сцепленный с X – хромосомой. Здоровый юноша женился на девушке, отец которой лишен потовых желез, а мать и ее предки здоровы. Какова вероятность, что дети от этого брака будут страдать отсутствием потовых желез?

Задача 6. У нормальных в отношении зрения мужчины и женщины есть:

  •  сын, страдающий дальтонизмом, но имеющий нормальную дочь,
  •  нормальная дочь с нормальным сыном и с сыном-дальтоником,
  •  нормальная дочь с пятью нормальными сыновьями. Каковы вероятные генотипы родителей, их детей и внуков?

Задача 7. У человека альбинизм обусловлен аутосомным рецессивным геном. Отсутствие потовых желез проявляется как сцепленный с полом рецессивный признак. У одной супружеской пары, нормальной по этим признакам, родился сын с обеими указанными аномалиями. Указать генотипы отца и матери.

Задача 8. Альбинизм и отсутствие потовых желез – рецессивные признаки, но первый зависит от аутосомного гена а, а второй – от гена б, находящегося в Х-хромосоме.

Аравийский шейх Махмуд, владелец нефтяных месторождений, был альбиносом и не имел потовых желез. Его сын Джалиль и дочь Лейла имеют нормальный фенотип. После смерти Махмуда управление фирмы на себя взял его младший брат Анис (тоже альбинос без потовых желез), но наследником фирмы он не является. Согласно завещанию, оставленному Махмудом, все имущество должен получить тот из его детей, у которого родится девочка-альбинос без потовых желез. По совету своей матери Лейла вышла замуж за своего дядю Аниса, а Джалиль женился на его фенотипически нормальной дочери Сауд. Каковы их шансы получить нефтяные вышки?

Литература

  1.   Асанов, А.Ю. Медицинская генетика / А.Ю. Асанов, Н.П. Бочков, Н.А. Жученко. – М.: ГЭОТАР-мадиа, 2008. – 230 с.
  2.  Гайнутдинов, И.К. Медицинская генетика / И.К. Гайнутдинов, Э.Д. Рубак. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315 с.
  3.   Заяц, Р.Г. Основы общей и медицинской генетики / Р.Г. Заяц,
    И.В. Рачковская. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 232 с.
  4.   Песецкая, Л.Н. Сборник задач с решениями по генетике / Л.Н. Песецкая. – Минск, 2005. – 112 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58490. Учебная игра (пионербол) 57 KB
  Такие виды упражнений как ходьба бег прыжки упражнения с мячом и др. Коррекция ходьбы: ходьба по прямой с изменением направления перешагиванием через предметы с мешочком песка на голове по полоске узкой линии с хлопками на каждый счёт...
58491. Спуск и подъем 66 KB
  Задачи урока: Совершенствование подъёма «ёлочкой», спуска в средней стойке; Закрепление одновременного 2х/ш хода. воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели. Развитие выносливости, координации движений.
58492. Беседа о здоровом образе жизни. Подвижные игры: эстафеты, подвижные игры «Вороны и воробьи», «Белые медведи» 106 KB
  Подготовительная 10 мин 1.Построение в шеренгу 2 мин Построились. Сначала мы с вами побеседуем затем сделаем разминку: ходьба прыжки на месте и в движении и беговые упражнения затем проведем эстафету и поиграем 3. Построение в шеренгу 1 мин Беседа о здоровом образе жизни.
58493. Подвижные игры 40.5 KB
  Задачи: Обучить игре «Запрещенное движение», «3, 13, 33» Способствовать формированию правильной осанки; развивать внимание, ловкость, быстроту. Воспитывать коллективизм, настойчивость.
58494. Дидактические игры на уроках французского языка 467.5 KB
  Ход работы: ученику предлагается конверт с разрезанной внутри картинкой, на одной стороне которой изображен вид спорта, игры, действия или спортивного сооружения, а на другой – его графическое написание с транскрипцией.
58496. Робинзон Крузо Даниэля Дефо. Урок французского языка 467 KB
  В уроке приведен достаточно сложный с точки зрения грамматики и лексики текст для 7 класса. Необходимо изменить его согласно уровню класса либо предложить другой текст. Составьте словарь по тексту, чтобы легче было работать при первом прочтении на уроке.
58497. УРОК ГЕОГРАФИИ 27.5 KB
  Учитель Ребята сегодня мы будем проходить новую тему Франция. Учитель Ну и куда ты собралась на лето Где отдыхать будешь Иванова Как обычно у бабушки в одной из четырёх Франций которым по площади равна наша Московская область.