55147

Доходы и их виды. Дифференциация доходов

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

Русский

2014-04-02

23.19 KB

13 чел.

Доходы и их виды. Дифференциация доходов.

Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

В частном смысле под доходами понимаются доходы государства, доходы организаций или доходы населения:

Доходы государства — доходы, получаемые государством за счёт взимания налогов, пошлин, платежей, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи[2] и используемые для осуществления государственных функций.

Доходы организации — увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Доходами от обычных видов деятельности организации является выручка от реализации товаров и услуг.

Доходы населения — личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемые в виде денежных средств. К ним относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, доход от продажи товаров, произведённых в собственном хозяйстве, денежные поступления в виде платы за оказанные услуги, авторские гонорары, доход от продажи личного имущества, сдачи его в аренду.

Классификация доходов

  1.  Денежные доходы населения включают всю совокупность денежных поступлений за определенный период времени. К ним относятся оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и оказания на сторону различного рода услуг, доходы от всех видов и форм собственности, и безвозмездные денежные поступления и пособия.
  2.  Натуральные доходы представляют собой всю совокупность материальных благ и услуг, предназначенных для собственного потребления в рамках домашних хозяйств. Подобно заработной плате доходы выступают в двух формах: номинальной и реальной.
  3.  Номинальные доходы представляют собой сумму денежных поступлений без учета их изменения под воздействием налогообложения и динамики цен. Номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей образуют располагаемые доходы.
  4.  Реальные доходы рассчитываются на основе располагаемых доходов с учетом изменения розничных цен и тарифов (индекса потребительских цен). Реальные доходы представляют собой ту совокупность материальных и нематериальных благ, которой располагает население в результате их покупки, поступления или обладания ими.

Основными составляющими доходов населения являются доходы лиц наемного труда, предпринимательский доход, доходы от собственности, все виды и формы социальной помощи и поддержки.

Обобщающим показателем, характеризующим уровень благосостояния населения, является величина национального дохода (валового или чистого), приходящегося на душу населения. Доход на душу населения позволяет лишь произвести сопоставление уровней этих доходов в различных странах мира. Он не дает ответа на вопрос о степени справедливости распределения доходов среди населения, о дифференциации доходов в обществе.

Показатели распределения доходов

Для определения степени неравномерности распределения доходов среди населения страны используются различные методы расчета. В частности, функциональное распределение доходов позволяет определить долю соответствующего фактора производства в национальном доходе. Классификация доходов по их величине показывает распределение национального дохода между отдельными лицами и семьями. Эти показатели могут быть установлены и по критериям принадлежности получаемых доходов к тем или иным сферам хозяйственной деятельности, профессиональным, социальным группам населения и т.п.

Остановимся на наиболее широко известных и апробированных общественной практикой показателях дифференциации доходов населения.

Кривая Лоренца представляет собой графический метод определения отклонений в системе распределения доходов от линии абстрактной возможности абсолютного равенства в их распределении. Для построения кривой Лоренца на оси абсцисс откладывают доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, на оси ординат — доли доходов, получаемых этими семьями. Причем доли выбираются произвольно. Однако для построения линии абсолютного равенства необходимо точно соблюдать пропорциональное распределение доходов: определенной доле семей соответствует такая же доля доходов.

Для оценки степени неравномерности распределения доходов между группами населения используется индекс концентрации доходов (коэффициент Джини). Он стремится к нулю по мере выравнивания уровня доходов среди населения и к единице в случае нарастания поляризации общества по уровню доходов.

Следующим показателем дифференциации доходов населения является децильный коэффициент, который позволяет осуществлять сопоставление доходов, в среднем получаемых наиболее и наименее обеспеченными группами населения (каждая группа составляет 10% от общей численности населения). Необходимо учитывать и тот факт, что рост дифференциации доходов сопровождается имущественной дифференциацией, когда бюрократические, коммерческие и криминальные круги обогащаются за счет перераспределения, присвоения значительной части государственной собственности (имущества, квартир, дач, коттеджей, машин). Это еще в большей степени разделяет общество на богатых и бедных и остро ставит проблему социальной справедливости.

Прожиточный минимум

Рост дифференциации доходов объективно обусловливает возникновение проблемы бедности, порог которой, очевидно, определяется минимумом потребительских благ, необходимых для человека. Необходимо отличать биологический минимум от прожиточного. Первый характеризует принцип физического выживания, тогда как прожиточный минимум определяется социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества.

Прожиточный минимум выражает минимально допустимую материальную обеспеченность, ниже которой возникает угроза воспроизводству населения страны. Динамика прожиточного минимума находится в прямой зависимости от изменения социально-экономических условий жизни и социальной политики государства. Именно прожиточный минимум является той чертой, за которой начинается бедность и обнищание населения.

Для расчета прожиточного минимума берется так называемая потребительская корзина (набор благ самой первой необходимости), которая увеличивается вместе с улучшением социально-экономических условий существования населения. При этом надо давать себе отчет в том, что структура потребления малообеспеченных семей существенно отличается от структуры потребительской корзины семей со средними доходами. Во-первых, основная часть расходов у малоимущих приходится на питание. Во-вторых, в структуре продуктов питания преобладают товары первой необходимости с низкой эластичностью спроса.

Особого внимания заслуживает денежное выражение прожиточного минимума, так как он подвержен воздействию целого ряда факторов. Прежде всего речь идет о росте цен на потребительские блага, который обусловливает необходимость ежемесячной корректировки величины получаемых доходов, их индексации. Кроме того, при расчете потребительской корзины, как правило, исходят из набора дешевых и доступных товаров, тогда как в реальной действительности человек сталкивается с их дефицитом и необходимостью приобретения более дорогих товаров. Немаловажное значение в этом разрезе приобретает и качество потребительских товаров, покупаемых этими слоями населения.

Величина прожиточного минимума служит своего рода ориентиром при определении минимально допустимой заработной платы, пособий по безработице и других трансфертных платежей. Во взаимосвязи с заработной платой прожиточный минимум может играть стимулирующую роль в активизации трудовой деятельности (при минимальной заработной плате больше прожиточного минимума) или выполнять антимотивационую функцию в отношении труда (при прожиточном минимуме, превышающем или равном минимальной заработной плате).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69253. Професійне самовизначення учнів у процесі трудового навчання 83.5 KB
  Професійне самовизначення учнів у процесі трудового навчання Зміст професійного самовизначення учнів. Особливості профорієнтації учнів у процесі трудового профільного і професійного навчання. Визнано що одним з головних завдань школи є підготовка учнів до свідомого вибору професії.
69254. Загальні питання трудової підготовки учнів 82 KB
  Предмет і завдання курсу. Процес трудової підготовки та його складові частини. Методи наукових досліджень. Перспективний педагогічний досвід організації трудової підготовки учнів. Аналіз навчальної і науково-методичної літератури з трудової і професійної підготовки.
69255. Історико-педагогічний огляд розвитку проблеми трудової підготовки учнів 201 KB
  Історія розвитку трудового і професійного навчання. Етапи становлення трудової і професійної підготовки в загальноосвітній і професійній школі за роки радянської влади. Трудова підготовка учнів у сучасній загальноосвітній школі та шляхи її реформування.
69256. Політехнічні основи трудової підготовки 259.5 KB
  Але якщо порівняти зміст шкільної програми 1954 року коли трудове навчання було відновлено у школі із змістом діючої програми то легко прийти до висновку що ставить великі зміни. Причому вони відбувалися поступово протягом усього періоду і вимагали від вчителя трудового навчання...
69257. Сучасний учитель трудового навчання 73.5 KB
  Національна школа і проблема модернізації підготовки вчителя трудового навчання. Основні вимоги що ставляться до сучасного вчителя трудового навчання. Особливості педагогічної діяльності вчителя трудового навчання. Організація методичної роботи вчителів трудового навчання та їх атестація.
69258. Методика формування в учнів поняття про техніку 136 KB
  Наступність у вивченні техніки у 59 класах. Формування в учнів поняття про типові і спеціальні деталі види та призначення типових деталей машин: опори осі вали підшипники зубчасті колеса кріпильні деталі; їх умовні позначення; види з’єднань деталей: рухомі і нерухомі рознімні і нерознімні.
69259. Методика навчання учнів основним видам технологічних процесів 123.5 KB
  Ознайомлення учнів із знаряддями праці для ручної обробки матеріалів різанням способами отримання виробів заданої форми і розмірів. Методика удосконалення в учнів прийомів вимірювання лінійкою кутником складним метром; формування вмінь виконувати розмічання за допомогою шаблонів та інструментів.
69260. Методика навчання електротехнічних робіт і елементів автоматики 203.5 KB
  Методика формування в учнів шостого класу поняття про квартирну освітлювальну мережу. Методика ознайомлення учнів з побутовими електронагрівальними приладами. Методика ознайомлення учнів з будовою принципом дії та призначенням колекторного електродвигуна.
69261. Методика навчання учнів складанню та оздобленню виробів 179.5 KB
  Методика навчання учнів п’ятого класу прийомів з'єднання деталей за допомогою цвяхів, клею ПВА, зачищенню з’єднань та остаточної обробка виробів з фанери. Методика ознайомлення учнів шостого класу з прийомами та способами з’єднання деталей з тонколистового металу...