55162

Социальная политика. Политика доходов и занятости

Доклад

Политология и государственное регулирование

Цели социальной политики: повышение качества жизни населения, обеспечение приоритета социальных критериев создания и расширения производства, укрепление трудовой мотивации, обеспечение занятости, обеспечение благосостояния и социальной справедливости, полная реализация личных свобод и прав граждан, регулирование доходов, смягчение социальной напряженности.

Русский

2014-04-02

23.34 KB

11 чел.

Социальная политика. Политика доходов и занятости.

Социальная политика государства - комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения.

Цели социальной политики: повышение качества жизни населения, обеспечение приоритета социальных критериев создания и расширения производства, укрепление трудовой мотивации, обеспечение занятости, обеспечение благосостояния и социальной справедливости, полная реализация личных свобод и прав граждан, регулирование доходов, смягчение социальной напряженности.

Уровни социальной политики: микроуровень - социальная политика фирм, корпораций, организаций; макроуровень - социальная политика страны и ее регионов; интеруровень - межгосударственная социальная политика.

Функции социальной политики: содействие развитию отношений справедливости в обществе; создание системы социальной защиты; создание условий для роста благосостояния; проведение политики доходов.

В структуре социальной политики выделяют: политику регулирования доходов населения; политику социальных гарантий; политику обеспечения занятости; политику социальной защиты.

Политика регулирования доходов населения. В западной экономической теории выделяют четыре точки зрения на справедливость в распределении и перераспределении доходов: эгалитарное, роулсианское, утилитарное, рыночное. Выбор подходов и принципов справедливого распределения доходов для каждого общества определяется экономическим, политическим устройством, а также зависит от исторических и национальных особенностей развития общества.

Виды доходов за определенный период времени: номинальный - сумма денежных поступлений; реальный – количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальный доход; располагаемый – сумма номинального дохода после взимания с него налогов.

Слагаемые доходов: трудовые – в основном заработная плата и премии; предпринимательские - часть прибыли от кредита после уплаты процентов; от собственности - процент, дивиденд, рента и др.; социализированные - независимо от трудового вклада: выплаты из общественных фондов потребления, по социальному страхованию, трансфертные платежи; от теневой экономики - неучтенных и противоправных видов деятельности.

Распределение доходов населения отличается неравномерностью.

Степень экономического неравенства может быть измерена коэффициентом Джини. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство в распределении доходов.

Для оценки дифференциации доходов используется децильный коэффициент, который показывает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых членов общества и средними доходами 10% наиболее обеспеченных.

Причины неравенства в распределении доходов определяются: условиями для получения доходов, способностями, образованием и обучением, размерами собственности, степенью господства на рынке (за счет монополии), случайными обстоятельствами.

Уровень жизни – степень обеспеченности населения товарами и услугами, определяющими его потребности.

Показатели уровня жизни:

  1.  Количественные: потребление основных продуктов питания; обеспеченность промышленными товарами в расчете на 10 семей; структура потребления; продолжительность рабочего и свободного времени и его структура; величина реальных доходов; развитие социальной сферы.
  2.  Обобщающие: общий объем потребляемых благ; распределение населения по показателям и уровню доходов (характеризуют отдельные стороны жизни: калорийность, биологическую ценность рациона питания).

Государственная политика занятости – это комплекс мер воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Она имеет несколько уровней: общегосударственный, региональный и локальный.

Выделяют европейскую, скандинавскую и американскую модели политики занятости.

  1.  Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и как следствие росте доходов работающих; такая политика предполагает дорогостоящую систему пособия для большого количества безработных.
  2.  Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнение.
  3.  Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.

Использование той или иной модели влияет на политику занятости на макро– и на микроуровне. 

  1.  На макроуровне новые подходы в политике занятости способствуют повышению гибкости рынка труда, уменьшению расходов на рабочую силу, ведут к свертыванию социальных программ. Однако расширяются системы подготовки и переподготовки кадров, создаются дополнительные рабочие места, ужесточаются условия выдачи пособий. Принимаются меры по усилению роли частного сектора в решении проблем занятости. Других социальных проблем.
  2.  На микроуровне проводится политика сдерживания роста заработной плат, удлинения продолжительности рабочей недели. Более широко используются различные формы неполной занятости. В результате кризисные явления обостряются.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

  1. Развитие людских ресурсов для труда;
  2. Обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от факторов (пол, возраст и т. д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  3. Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  4. Поддержку трудовой и предпринимательских инициатив граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию способностей к производительному, творческому труду;
  5. Обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  6. Предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
  7. Поощрения работодателей, сохраняющих действующие и создающие новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  8. Сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;
  9. Координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
  10. Координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

Проведение активной политики государства в области занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56249. МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ 79 KB
  Появляются веселые дети. Лучше придумаем мы какую-нибудь веселую историю А лучше сказку расскажем чтобы совсем не страшно было Например я очень люблю сказку Курочка ряба Вот ее то мы вам и покажем...
56250. Сценарий открытого урока в средней школе «День учителя» 32.5 KB
  Здравствуйте дети Сегодня 5 октября все учителя отмечают свой профессиональный праздник День учителя И мы ученики старших классов в этот прекрасный день решили сделать им подарок.
56251. Сценарий урока английского языка по теме "Holidays" ("Праздники") 61 KB
  Ведущая идея занятия: Актуализировать, дополнить и совершенствовать произносительные, лексические и грамматические знания по разговорной теме “Holidays”; совершенствовать лексико-грамматичсекие навыки диалогической речи.
56254. Домики, которые построила природа 29.5 KB
  Формировать УУД: универсальные учебные действия УУД Личностные УУД: радость общения красотой окружающего мира формирование навыков работы материалами умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения развитие способностей к творческому самовыражению.
56255. Виховний захід Студенти - це такий народ 49.5 KB
  Життя продовжується а студентське життя прекрасне Облич подій знайомих коло перед очима постає Ти прожив із нами коледж іще одне життя своє. Відомий французький письменник Віктор Гюго говорив: Життяквітка кохання – мед із неї А американський письменник Теодор Драйзер писав: У коханні головне – несподівано з’явитися і вчасно зникнути Ви хлопці такі не романтичні не можете мислити як поети. А я думаю що любов до себе рідного – от той казковий роман який триває все життя. Це життя.
56256. Внедрение здоровьесберегающих технологий в семье 116 KB
  Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: Что для нас важнее их физическое состояние или обучение Ещё А. А что происходит в нашей школе сегодня В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья населения Украины...
56257. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ 1 MB
  В передачах же, ставящих своей целью эмоциональную подачу материала, стоящих где-то на грани между радиоинформацией и радиоисследованием, необходимо говорить о публицистическом методе. Этот метод, как известно, охватывает основные элементы радиожурналистики...