55168

Переходная экономика: понятие, основные задачи и методы их реализации

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы

Русский

2014-04-02

22.64 KB

5 чел.

Переходная экономика: понятие, основные задачи и методы их реализации.

Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. Применительно к РФ переходная экономика соответствует переходу от централизованно управляемой советской экономики к рыночной экономике.

Сущность переходной экономики — это переход от одной системы координат к другой, принципиально отличной. Это процесс перехода от командно-административной к рыночной экономике.

Особенностью и основной чертой переходной экономики является то, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не является доминирующим: централизованное планирова­ние уже не действует, а механизм рыночного регулирования еще не работает в полной мере. Таким образом, переходная экономика неизбежно связана с неким системным вакуумом, который является источником нестабильности. Т.е. для нее характерным является нестабильность.

Задачи переходной экономики заключается в перестройке всех институтов общества и становление рыночных механизмов. Существуют различные пути перехода: постепенное врастание рынка в плановую экономику (эволюционный) или ускоренный переход (революционный). Переход может осуществляться путем постепенной трансформации командно-административной системы в рыночную, инициатором и исполнителем которой выступает государство. Или процесс этот происходит в результате революции и роль государства сведена к минимуму.

Различаются и методы и способы либерализации экономики, разгосударствования и приватизации, степень влияния государства на протекающие процессы и т.д. Закономерностью является то, что в переходной экономике любого типа командно-административные функции постепенно сужаются по мере приближения к цели. Но в течение какого-то времени эти функции существуют одновременно с функциями рынка (как в многоукладной экономике). Но на начальном этапе преобразований преобладают административные методы, т.к. отсутствует правовая база для рыночных преобразований.

Необходимо пересмотреть законы: о собственности, предприятиях, приватизации, земельных отношениях, ценовой либерализации, антимонопольное законодательство, формирование рынка труда и т.д. Сложность состояния экономики и грандиозность проблем по реформированию экономической системы предопределили необходимость одновременного решения многообразных и разноплановых задач: 

  1.  Во-первых, задач чрезвычайного характера, связанных с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни
  2.  Во-вторых, задач перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной;
  3.  В-третьих, задач перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики.

Сочетание этих задач определяет своеобразие содержания переходной экономики и следующие пути их решения.

  1. Осуществление финансово-кредитной стабилизации экономики посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики.
  2. Разгосударствление и приватизация экономики и развитие на этой основе предпринимательства и конкуренции. От темпов преобразования отношений собственности зависит процесс развития конкуренции в переходной экономике.
  3. Демонополизация экономики, являющаяся важнейшей предпосылкой для развития рыночной конкуренции. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает: во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции; во- вторых, проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий; в-третьих, создание конкуренции в монополизированных отраслях, поощрение действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных видов продукции, поощрение импорта такой продукции и др.
  4. Либерализация цен, переход к их формированию в соответствии с рыночным механизмом. Свободные рыночные цены уравновешивают спрос и предложение, ликвидируют состояние дефицита, создавая условия для усиления конкурентной борьбы. Существуют два основных способа перехода к рыночному ценообразованию: а) радикальный, т.е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая основным элементом реализации так называемых шоковых экономических реформ; б) постепенный, т.е. поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен.
  5. Формирование рыночной инфраструктуры — системы экономических институтов (предприятий и организаций), призванных постоянно обслуживать развивающийся механизм рыночных связей производства и потребления.
  6. Создание сильной системы социальной защиты населения.
  7. Достижение социальной переориентации экономики на основе активной структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развития производства потребительских товаров и услуг.

Трансформация административно-командной системы в рыночную экономику может быть осуществлена двумя путями: эволюционным или путем шоковой терапии. Различие между ними заключается в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

Выбор пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политиков, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13918. Работа с диапазонами. Относительная адресация 33.88 KB
  Тема: Работа с диапазонами. Относительная адресация Тип урока: комбинированный Цели: Сформировать представление у учащихся о понятии диапазона сортировке таблицы; Познакомить с функциями обработки диапазона принципами относительной адресации; Выработка
13919. Права ребенка 70 KB
  Цель: 1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка. 2. Развести понятия право права обязанности показать единство прав и обязанностей для детейподростков. 3. Повышать социальноправовую компетентность старшеклассников. 4. Воспитыват
13920. Защита прав потреителей 45 KB
  Цели урока: формировать у школьников рациональное потребительское поведение; развать интуицию самостоятельность гибкость мышления; научить отстаивать права потребителя; показать знания основ экономической теории; повторить статьи Закона О з...
13921. Технические средства мультимедиа 226 KB
  Тема урока: Технические средства мультимедиа. Цели урока: способствовать формированию у обучающихся устойчивых представлений по основным понятиям темы. развивать навыки работы учащихся на компьютере. Оборудование: мультимедийная презентация интерактивная ...
13922. Основы работы с CorelDRAW. Графические примитивы 328.5 KB
  сновы работы с CorelDRAW. Графические примитивы 1. Растровая и векторная графика. Понятие объекта в CorelDRAW CorelDRAW Х4 в настоящее время один из самых мощных редакторов векторной графики который широко используется в издательской деятельности полиграфии и рекл
13923. Клод Дебюсси «В лодке» 3 MB
  Урок 1. Клод Дебюсси В лодке Реквизит: Все музыкальные файлы урока. Все распечатанные материалы урока. Детский музыкальный инструмент металлофон. Таз для воды и бумажные кораблики. Краски кисточка для раскрашивания. Клей ножницы для аппли
13924. Семьи Японии 140.7 KB
  Семьи Японии. Япония страна загадочная. Хранение традиций воспитание собственного достоинства склонность к созерцанию непонятная европейцу манят и завораживают. История страны не могла не отразиться на жизни японцев и на том как они строят семейные отношения. В жи...
13925. GLAD TO MEET YOU 472.5 KB
  GLAD TO MEET YOU Unit 1 1A Meeting people. Read the dialogues and guess who is speaking and where they are. Good afternoon Miss Bright Good afternoon Mr. Johnson Hows life No complaints. Thank you. How are things with you Nothing to boast of. I have loads of work again. Sorry to hear that Hi Mike Hey Jack Nice tracksuit Oh thank you. I jog in it every morning. H...
13926. Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних 37 KB
  Тема урока: Труд: право или обязанность Трудовые права несовершеннолетних. Учебное пособие: Е.Н. Салыгин Основы правоведения Издательский дом Новый учебник М. 2006. Материалы и оборудование: доска наглядное пособие нормативноправовые акты: Конституци