55168

Переходная экономика: понятие, основные задачи и методы их реализации

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы

Русский

2014-04-02

22.64 KB

5 чел.

Переходная экономика: понятие, основные задачи и методы их реализации.

Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. Применительно к РФ переходная экономика соответствует переходу от централизованно управляемой советской экономики к рыночной экономике.

Сущность переходной экономики — это переход от одной системы координат к другой, принципиально отличной. Это процесс перехода от командно-административной к рыночной экономике.

Особенностью и основной чертой переходной экономики является то, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не является доминирующим: централизованное планирова­ние уже не действует, а механизм рыночного регулирования еще не работает в полной мере. Таким образом, переходная экономика неизбежно связана с неким системным вакуумом, который является источником нестабильности. Т.е. для нее характерным является нестабильность.

Задачи переходной экономики заключается в перестройке всех институтов общества и становление рыночных механизмов. Существуют различные пути перехода: постепенное врастание рынка в плановую экономику (эволюционный) или ускоренный переход (революционный). Переход может осуществляться путем постепенной трансформации командно-административной системы в рыночную, инициатором и исполнителем которой выступает государство. Или процесс этот происходит в результате революции и роль государства сведена к минимуму.

Различаются и методы и способы либерализации экономики, разгосударствования и приватизации, степень влияния государства на протекающие процессы и т.д. Закономерностью является то, что в переходной экономике любого типа командно-административные функции постепенно сужаются по мере приближения к цели. Но в течение какого-то времени эти функции существуют одновременно с функциями рынка (как в многоукладной экономике). Но на начальном этапе преобразований преобладают административные методы, т.к. отсутствует правовая база для рыночных преобразований.

Необходимо пересмотреть законы: о собственности, предприятиях, приватизации, земельных отношениях, ценовой либерализации, антимонопольное законодательство, формирование рынка труда и т.д. Сложность состояния экономики и грандиозность проблем по реформированию экономической системы предопределили необходимость одновременного решения многообразных и разноплановых задач: 

  1.  Во-первых, задач чрезвычайного характера, связанных с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни
  2.  Во-вторых, задач перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной;
  3.  В-третьих, задач перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики.

Сочетание этих задач определяет своеобразие содержания переходной экономики и следующие пути их решения.

  1. Осуществление финансово-кредитной стабилизации экономики посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики.
  2. Разгосударствление и приватизация экономики и развитие на этой основе предпринимательства и конкуренции. От темпов преобразования отношений собственности зависит процесс развития конкуренции в переходной экономике.
  3. Демонополизация экономики, являющаяся важнейшей предпосылкой для развития рыночной конкуренции. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает: во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции; во- вторых, проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий; в-третьих, создание конкуренции в монополизированных отраслях, поощрение действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных видов продукции, поощрение импорта такой продукции и др.
  4. Либерализация цен, переход к их формированию в соответствии с рыночным механизмом. Свободные рыночные цены уравновешивают спрос и предложение, ликвидируют состояние дефицита, создавая условия для усиления конкурентной борьбы. Существуют два основных способа перехода к рыночному ценообразованию: а) радикальный, т.е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая основным элементом реализации так называемых шоковых экономических реформ; б) постепенный, т.е. поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен.
  5. Формирование рыночной инфраструктуры — системы экономических институтов (предприятий и организаций), призванных постоянно обслуживать развивающийся механизм рыночных связей производства и потребления.
  6. Создание сильной системы социальной защиты населения.
  7. Достижение социальной переориентации экономики на основе активной структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развития производства потребительских товаров и услуг.

Трансформация административно-командной системы в рыночную экономику может быть осуществлена двумя путями: эволюционным или путем шоковой терапии. Различие между ними заключается в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

Выбор пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политиков, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67815. ПРОМИСЛОВІ РОБОТИ (ПР) 544 KB
  По типу систем керування сучасні перспективні промислові роботи поділяються на три: види так звані покоління: програмні адаптивні і інтелектуальні з елементами штучного інтелекту. Усі вони мають властивість швидкого перепрограмування на різні операції причому в першому...
67816. ОСНОВИ ОРГАНІЗАЦІЇ САНІТАРНО-ГІГІЄНІЧНОГО ТА ПРОТИЕПІДЕМІЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ВІЙСЬК 134.5 KB
  Висвітлити найбільш складні питання навчального матеріалу, актуальні питання теорії та практики, сучасні досягнення науки та техніки, сприяти розвитку творчого мислення студентів і формування у них сучасного світогляду, а також бути основою для організації та проведення...
67817. ПРАВО КОРИСТУВАННЯ ПРИРОДНИМИ РЕСУРСАМИ 215.5 KB
  Об’єктивне право природокористування – сукупність екологічних норм, які визначають підстави виникнення, зміни та припинення права природокористування, встановлюють комплекс прав та обов’язків природокористувачів, формують юридичні засоби захисту прав та інтересів суб’єктів природокористування.
67818. КІНЕМАТИКА ПРОМИСЛОВИХ РОБОТІВ 154.5 KB
  Кожне тіло щовільно рухається в просторі має ортогональну систему координат і 6 степенів вільності свободи можливість руху вздовж кожної з осей і обертання навколо них. Проте як видно з рисунку вся сукупність переміщень кінематичних ланок руки людини зводиться до транспортних переносних рухів...
67819. ОСНОВИ ОРГАНІЗАЦІЇ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ МЕДИЧНИМ МАЙНОМ 135 KB
  Забезпечення медичним майном і медичною технікою організується і здійснюється з метою безперервного і повного задоволення потреб частин, підрозділів в них для надання медичної допомоги пораненим та хворим і їх лікування, проведення санітарно-гігієнічних...
67820. ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ВИКОРИСТАННЯ НАДР 82.5 KB
  Приблизна вартість промислових запасів основних видів корисних копалин дорівнює більше 15 трлн. Всі мінеральносировинні ресурси України сконцентровані в: родовищах корисних копалин нагромадженнях мінеральних речовин в надрах на поверхні землі в джерелах вод та газів на дні водоймищ які за кількістю якістю...
67821. ПРИВОДИ ПРОМИСЛОВИХ РОБОТІВ 142 KB
  Крім того тип приводу визначає і можливості системи керування або ступінь інтелектуальності робота. Для виконання загальної конкретної технологічної операції необхідне групове керування виконавчими двигунами приводу тобото з погляду керування привід робота розглядається як система.
67822. ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ВИКОРИСТАННЯ ВОД 91 KB
  В Україні розроблено законодавство, яке регулює правову охорону та режим використання водних об’єктів України та покликане сприяти формуванню водно-екологічного правопорядку і забезпечення екологічної безпеки населення України, а також більш ефективному, науково обґрунтованому використанню...
67823. УНІФІКОВАНІ ВУЗЛИ ПРОМИСЛОВИХ РОБОТІВ 1.18 MB
  В двох перших модулях можна виділити такі функціонально-конструктивні елементи: приводи; механізми перетворення і передачі руху; направляючі опори для лінійних і поворотних перміщень виконавчих органів; демпферуючі гальмівні пристрої; інформаційні давачі...