55180

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Цена и ценовая политика в комплексе маркетинга туристского предприятия. Методы ценообразования. Виды скидок в туризме. Ценовые стратегии туристского предприятия.

Русский

2014-04-02

128.93 KB

59 чел.

Тема 3.2 ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

План лекции

  1. Цена и ценовая политика в комплексе маркетинга туристского предприятия.
  2. Методы ценообразования. Виды скидок в туризме.
  3. Ценовые стратегии туристского предприятия.

Вопрос 1. Цена и ценовая политика в комплексе маркетинга туристского предприятия.

В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги.

В самом узком смысле, цена – экономическое понятие, означающее количество денег, за которое покупатель готов купить, а продавец согласен продать единицу товара (услуги).2 

В широком смысле, цена  –  это сумма ценностей, которые потребитель отдает в обмен на право обладать или использовать товар или услугу.

Цена – мощный и гибкий маркетинговый инструмент (один из элементов 4Р), использование которого позволяет значительно повысить экономическую эффективность деятельности предприятия. Цена выполняет следующие функции:

  1. формирует уровень спроса и, следовательно, объём продаж;
  2. определяет рентабельность всей деятельности предприятия;
  3. существенно влияет на позиционирование продукта и фирмы в глазах потенциальных покупателей;
  4. является средством конкурентной борьбы.

Сложность ценообразования состоит в том, что цена - категория конъюнктурная. На ее уровень существенное влияние оказывает комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. В современных условиях хозяйствования цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем туристских услуг, как механизм, обеспечивающий равновесие между спросом и предложением.

Факторы, влияющие на уровень цен в туризме:

1. Внешние:

- состояние экономики;

- государственное регулирование цен;

- тип рынка;

- международное окружение;

- политическая ситуация;

- потребители, их платежеспособность;

- конкуренты;

- участники каналов товародвижения от производителя до реализации туристского продукта;

2. Внутренние:

 - цели туристского предприятия;

- имидж;

- менеджмент;

- собственные затраты туристского предприятия;

- финансово-экономическое состояние;

- стадия жизненного цикла продукта на рынке и др.

Структуру цены на туристский продукт можно представить следующими элементами:

 - себестоимость туристской услуги;

  1. косвенные налоги по отдельным видам деятельности;
  2. прибыль туристской организации;
  3. скидки для отдельных групп туристов;
  4. надбавка или скидка (комиссионное вознаграждение) в пользу посредника.

Основу цены туристской услуги составляет себестоимость, которая характеризует текущие издержки туристской организации на производство и реализацию услуг. В туристском бизнесе доля затрат в цене услуг предприятия (без НДС), как правило, составляет 80-85%. Любая организация стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском услуг, и получить достаточную прибыль. Прибыль обеспечивает финансирование текущих расходов и развитие предприятия.

В практической деятельности каждая туристская организация определяет и систематически корректирует уровень цен на предоставляемые услуги, то есть формирует оптимальную ценовую политику.

Ценовая политика представляет собой механизм принятия решений о поведении туристской организации на рынке в области ценообразования, исходя из целей и задач предпринимательской деятельности, внутрифирменных установок, уровня издержек производства и других факторов.

Другими словами, ценовая политика – это искусство определения  и управления ценами продуктов фирмы в соответствии с её стратегиями и реальными условиями функционирования на рынке.

Ценовая политика реализуется поэтапно и в общем виде может осуществляться в последовательности, представленной на рисунке.

Рисунок – Этапы формирования ценовой политики фирмы3

Этап 1. Определение целей, которых стремится достичь туристская организация с помощью выпуска конкретной услуги. Можно выделить три группы целей, которые могут быть достигнуты в рамках ценовой политики:

  1. Цели, связанные с прибылью:

- максимизация прибыли в долгосрочном периоде;

- максимизация прибыли в краткосрочном периоде;

- максимизация рентабельности.

  1. Цели, связанные с объёмом продаж:

- максимизация объёма продаж в натуральных единицах измерения продукта;

- максимизация выручки;

- увеличение темпов роста продаж;

- увеличение доли рынка фирмы.

  1. Цели, связанные с конкуренцией:

- стабилизация существующего положения;

- позиционирование относительно конкурентов.

Этап 2. Определение спроса на туристскую услугу. Чем выше цена, тем ниже спрос и наоборот.

Этап 3. Анализ уровня и структуры издержек, определяющих нижнюю границу цены и возможности варьирования в разумном, экономически оправданном интервале.

Этап 4. Анализ цен услуг конкурентов, что позволяет туристскому предприятию привести в соответствие цены на собственные туристские продукты, их потребительские свойства и качественные характеристики, сопоставив с аналогичными показателями конкурентов.

Этап 5. Выбор метода ценообразования и предварительный расчёт вариантов цены с учётом скидок и наценок.

Этап 6. Установление окончательной цены и разработка ценовой стратегии в соответствии с особенностями услуги и ситуации на рынке. Туристская организация выбирает ту или иную стратегию, учитывая интересы самого предприятия. 

Вопрос 2. Методы ценообразования. Виды скидок в туризме.

Ценообразование в туризме - это процесс установления цены на конкретный туристский продукт или услугу. Ценообразование в туристской отрасли имеет ряд особенностей.4

1. Устойчивость спроса на туристские услуги зависит от индивидуальных особенностей потребителя, поэтому при установлении цен на услуги следует учитывать следующий психологический момент: цена не должна вызывать отрицательных эмоций у потенциальных покупателей.

  1. Процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому в туристской индустрии применяется сезонная дифференциация цен; спрос и соответственно цены на туристские услуги носят ярко выраженный сезонный характер.
  2. Туристские услуги реализуются как на внутреннем, так и на внешнем рынке, поэтому при оценке качества и стандартизации принимаются во внимание международные требования.
  3. Цены на туристский продукт должны включать потребительские стоимости, которые не принимают непосредственно товарную форму (например, исторические памятники, природные заповедники) или не являются продуктами труда, а созданы природой (водопады, пещеры).

Существуют четыре альтернативных метода определения цены продукта.

1. Ценообразование на основе издержек (затратный метод) - заключается в определении цены исходя из себестоимости и нормативной прибыли. Данный метод позволяет установить предел цены, опуститься ниже которого возможно только на непродолжительный срок и при определённых условиях (вытеснении с рынка конкурентов, проникновении на новый рынок и т.д.).

Существуют различные способы расчета цены тура на основе затратного метода.

1.1 Общий подход. В самом общем виде цена тура для продажи (P) состоит из трех основных компонентов – суммы расходов (себестоимости или полных издержек), прибыли (сумма наценки) и налогов (НДС).

                                             , где                                            (1)

P – цена;

С – полные издержки производства;

R – рентабельность производства, % (в туристской отрасли: 5-20%);

Т – налоги.

При выборе уровня рентабельности предприятие учитывает свои потребности в массе прибыли, ограничения на рентабельность, устанавливаемые правительством, среднеотраслевой уровень рентабельности и рентабельность, заложенную в цены конкурентов.

Сумма полных издержек производства на туристское путешествие включает постоянные издержки (косвенные или накладные расходы) и переменные издержки (прямые издержки).

                                                  , где                                              (2)

С – полные издержки производства;

FC – постоянные издержки;

VC – переменные издержки.

К постоянным издержкам (косвенным или накладным расходам) туроператоров относят расходы, которые остаются неизменными для фирмы в течение года, то есть затраты по управлению и содержанию туристского предприятия: арендные платежи, содержание офиса (связь, теплоснабжение, электроэнергия), заработная плата управляющего персонала, содержание транспорта, амортизация оборудования, оплата налогов  и т.д. Постоянные издержки присутствуют всегда, независимо от объёмов продаж.

 К переменным (прямым) издержкам относят затраты на: транспортные услуги, размещение и проживание, питание, развлечение туристов, страховку, визовую поддержку, заработную плату внештатных сотрудников.

  Однако, при расчёте необходимо учитывать также скидки туристам, комиссионное вознаграждение посредникам, количество туристов в группе и количество сопровождающих в группе. Практика туристического бизнеса различает такие виды комиссионного вознаграждения посредникам:

- комиссия для туроператоров, которые разрабатывают программы и реализуют их самостоятельно или через посредников (комиссия для оптовиков);

- розничная комиссия для турагентов, которые перепродают программы туроператорам или самостоятельно бронируют гостиничные номера.

Основная формула расчёта цены тура приобретает следующий вид:

                                 , где                                 (3)

D – скидка, предоставляемая туроператором туристу с отдельных видов услуг, входящих в турпакет;

Com –  комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет (надбавка к цене турпакета или скидка с цены туроператора в пользу турагента);

t – количество туристов в группе;

a – количество сопровождающих группу (эскорт).

Пример калькуляции цены приведён в таблице.

Таблица – Калькуляция цены тура «Новый год»5  

Калькуляционные статьи

Показатели

%

Стоимостное выражение, долл. США

Группа (20 чел.)

1 чел.

Визовое обслуживание

200

10

Страховка

60

3

Транспортные услуги

1300

65

Проживание

1800

90

Питание

1100

55

Экскурсионное обслуживание

400

20

Итого переменных издержек

69

4860

243

Постоянные расходы туроператора

5

340

17

Полная себестоимость тура

74

5200

260

Налоги:

Налог на пользователей автодорог

НДС

Итого налогов

15

52

1040

1092

2,6

52

54,6

Прибыль туроператора

11

780

39

Продажная цена тура (себестоимость + прибыль + налоги)

7072

353,6

Налог с продаж

5

353,6

17,68

Продажная цена с учётом налогов

7425,6

371,28

1.2 Агрегатный метод. Данный метод применяется при производстве товаров или оказании услуг, состоящих из отдельных элементов. Услуги, входящие в туристский пакет, – транспортное обслуживание, гостиничные услуги, обеспечение досуга, экскурсионные услуги и т.д.

Цена = цена элемента 1 + цена элемента 2 +... + цена элемента n.                             (4)

Агрегатный метод можно представить в модернизированном виде: 

Цена = цена общего блока (базовая цена) + надбавки (скидки) за наличие (отсутствие) отдельных элементов.                                                                                                         (5)

Надбавки могут назначаться, например, за дополнительные гостиничные услуги в обеспечении досуга (сауна, массаж и т. д.). Туристские организации применяют скидки со стоимости туристского продукта, например: сезонные, групповые скидки, скидки постоянным клиентам, группам школьников, специальные скидки, предоставляемые авиакомпаниями и гостиницами для людей в возрасте 50-65 лет и т. д.

1.3 Метод на основе определения точки безубыточности и обеспечения целевой прибыли даёт возможность предприятию сравнить различные варианты цен на продукты для получения целевой прибыли. Анализ безубыточности – определение критических соотношений общей выручки и объёма производства (либо поставок), при котором компания будет способна покрыть все свои расходы без прибыли.6 В основе этого метода лежит построение графика безубыточности.

Помимо графического способа для нахождения точки безубыточности можно воспользоваться следующими формулами:

  1. Точка безубыточности в стоимостном выражении, рассчитывается по формуле:

                                   Q  = FC*P/ (P–VC), где                                                 (6)

Q   – точка  безубыточности,

FC – постоянные затраты,

VC – переменные затраты на производство единицы продукции,

P – цена единицы продукции,

(P–VC) – валовая маржа от единицы продукции.

По данной формуле можно найти минимально необходимую величину выручки, при которой прибыль будет равна нулю.

  1. Точка безубыточности в натуральном выражении, находится по формуле:

                                         Q  = FC/ (P-VC)                                                      (7)

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:7

При производстве 50 единиц продукции постоянные затраты составляют 1000 руб., выручка от реализации 4000 руб., переменные затраты 2000 руб. Найти точку безубыточности.

Решение:

FC = 1000 руб.

Найдем переменные затраты на единицу продукции:

VC = 2000/50 = 40 руб./шт.

Найдем стоимость единицы продукции (цену):

P = 4000/50 = 80 руб./шт.,

Для нахождения точки безубыточности в стоимостном выражении используем формулу 6:

Q = 1000*80/(80-40) =2000 руб.

Для нахождения точки безубыточности в натуральном выражении используем формулу 7:

Q = 1000/(80-40) = 25 штук

Вывод: Для покрытия всех затрат на производство и реализацию необходима реализация объема продукции 25 штук, выручка от реализации должна составлять 2000 рублей.

Туристская фирма, осуществляя ценовую политику, должна сопоставлять структуру издержек с планируемыми объемами производства туристского продукта и рассчитывать краткосрочные средние издержки одного тура. Производство может быть выгодно и с превышением предельных издержек при условии, что туристский продукт конкурентоспособен и востребован потребителем. В данном случае эффективность достигается увеличением объема продаж.

2. Ценообразование с ориентацией на цены конкурентов. Суть в том, что производитель (продавец) устанавливает цены на продукты несколько ниже или несколько выше своих ближайших конкурентов. Однако здесь необходимо знать не только цены, но и качество туров конкурентов. В целом, эту информацию можно получить в ходе маркетинговых исследований.

Например, если тур фирмы «А» аналогичен турам основных конкурентов («Шаттл», «Аркона» и «Магазин горящих путёвок»), то фирма «А» вынуждена назначить цену, близкую к цене тура конкурентов (табл.). Если тур ниже по качеству по сравнению с конкурентом, то цена фирмы «А» будет меньше цены конкурентов. Возможно и иное соотношение, когда тур оказывается выше по качеству, а, следовательно, и по цене.

Таблица – Сравнительные ценовые характеристики предлагаемых туров по фирмам

Фирма

Испания

Франция

Италия

Турция

Швеция

«А»

320

630

590

220

764

«Аркона»

360

635

630

250

885

«Шаттл»

330

620

630

220

565

«Айрини»

320

630

620

220

885

«Магазин горящих путёвок»

330

615

620

220

560

«Турандот»

350

615

620

250

885

3. Ценообразование с ориентацией на спрос основано на субъективной оценке покупателями ценности приобретаемого продукта, определяемой следующими факторами:

- функциональностью продукта;

- психологическими преимуществами от использования продукта;

- уровнем сервиса.

Ценообразование начинается с выявления потребности и оценок соотношения между ценой и ценностью продукта. Существуют так называемые справочные цены, которые покупатель держит в уме и использует их при поиске тура. Обычно покупатели используют для этого журнал «Туризм и отдых» или газету «Экста-М» и другие, где указаны «Цены от …». Руководствуясь такими ценами, покупатель определяет свой выбор. Турфирмы могут активно воздействовать на формирование справочных цен.

В рамках данного метода может быть применена методика определения цены на основе коэффициента эластичности спроса.

Коэффициент эластичности спроса – это отношение процентного изменения объема продаж к процентному изменению цены продукта.

                                                                          (8)

При значении этого показателя, большем единицы, спрос считается эластичным. При изменении цены соответственно изменяется объем продаж товара. При значении, меньшем единицы, спрос неэластичен, т.е. при изменении цены нельзя рассчитывать на значительное изменение спроса.

Величина эластичности спроса по цене, как правило, выражается отрицательным числом, так как переменные находятся в обратной зависимости. Объем спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшается при ее повышении.

Знание ценовой эластичности позволяет рассчитать оптимальную цену продаж, максимизирующую прибыль.8

                                                    , где                                                (9)

 – оптимальная цена продаж;

VC – переменные затраты;

–  ценовая эластичность.

Спрос на этнические и деловые поездки, не имеющие приемлемой альтернативы для туриста, будет менее чувствителен к изменению цены, чем на путешествия с целью развлечения и отдыха. Особенно живо реагирует спрос на колебания цен на туристский продукт «море– солнце– пляж», определяя географию поездок на отдых. С удорожанием обслуживания на каком-либо курорте люди легко переходят на субституты, предъявляя повышенный спрос на другие конкурирующие с ним, более дешевые места отдыха.

ПРИМЕР:

Многолетние исследования в этой области специалистов ВТО позволили сделать следующие обобщающие выводы. По расчетам экспертов, величина эластичности спроса по цене  для принимающей страны находится в пределах от –  1 до –  2. Если туристское направление относительно подешевело на 10%, например, в результате изменения обменного курса валюты при сохранении прежнего уровня инфляции, то его рыночная доля возрастает на 10–20% в течение трех лет. Именно столько времени требуется для того, чтобы проявилась ответная реакция потребителей на изменение цен на путешествия. Окончательно потребители приспосабливаются к новым ценам только через пять лет.

Значения эластичности спроса по цене различаются по регионам мира и видам поездок. Для внутрирегиональных путешествий по Европе она сравнительно низка – 0,8. Наиболее эластичен спрос на непродолжительные поездки по цене для принимающих стран Ближнего Востока. Для этого региона эластичность спроса по цене равна – 2,5. Опрос на дальние путешествия обычно менее чувствителен к изменению цен, чем на ближние расстояния.

Для стран – поставщиков туристов эластичность спроса по цене равна – 1,5. Рост цен на зарубежные путешествия (вне зависимости от направления) на 10% приводит к сокращению выездного потока в течение трех лет на (15%. Как и в первом случае, эластичность спроса ниже на межрегиональные поездки, чем на внутрирегиональные. Например, в Европе она равна – 0,6 и    –1,9 соответственно.

Среди регионов мира эластичность спроса по цене выше в Европе и на Ближнем Востоке. Это объясняется большой долей путешествий на отдых в их выездных туристских потоках. Спрос на такого рода путешествия и о цене эластичнее, чем на командировки, посещение родственников и знакомых, другие туристские поездки.

Все, о чем шла речь ранее, относится к так называемой нормальной, или правильной, эластичность спроса по цене, когда повышение (снижение) цен приводит к уменьшению (росту) спроса. Однако на практике известны ситуации, при которых переменные меняются однонаправленно, и высокие цены стимулируют увеличение спроса. Эта зависимость имеет место на рынке элитарного туризма, например, при выборе самых дорогих кают на круизном теплоходе или ресторана для ужина в городе. В данном случае люди покупают престиж, а не просто вещь или услугу, и демонстрируют свое благосостояние. В экономической литературе это явление получило название «эффекта снобизма».9     

4. Комбинированный метод представляет собой сочетание методов, рассмотренных выше. Зная график спроса, расчётную сумму издержек и цены конкурентов, фирма готова к выбору цены собственного тура. Цена эта часто бывает в промежутке между слишком низкой, не обеспечивающей прибыли, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса. Минимально возможная цена определяется себестоимостью, максимальная – потребительской ценностью продукта.

Вследствие постоянного воздействия экономических, политических, природных и других факторов возникает необходимость управления ценами, что приводит к модификации базисной цены. Модификация осуществляется посредством изменения цен в прейскурантах, прайс-листах, каталогах, предоставления скидок, компенсаций, расширения возможных форм оплаты, оговорок в контрактах.

 Прейскуранты, каталоги – это систематизированные сборники цен на реализуемый товар. В контракте между партнерами и договоре с клиентом оговаривается право продавца туристского продукта (услуги) изменять цену в случае изменений в издержках производства, других экономических условиях, что подтверждается предъявлением калькуляции на момент продажи.

 Сконто – скидки с первоначальной продажной цены при платеже наличными или до срока.

Оптовые скидки означают снижение цены при оптовой покупке определенного количества туров, мест в самолете или гостинице. Скидки побуждают покупателя обращаться к одному и тому же продавцу, поскольку сумма скидок от повторных покупок окажется больше, чем при покупках у разных продавцов. Турфирма, хотя и снижает цены, ускоряет реализацию своего продукта, а значит и оборот капитала, получая в итоге дополнительную прибыль.

Функциональные скидки предоставляются туристским агентствам и другим фирмам, входящим в сбытовую сеть туроператора.

Сезонные (предсезонные и послесезонные) скидки для покупателей, приобретающих туристский продукт или услугу в период отсутствия основного спроса на них, очень широко используются гостиницами, авиакомпаниями, туристскими компаниями.

Прочие скидки. Таковыми могут быть ценовая скидка в рамках рекламных туров и других рекламных акций, проводимых с участием туристских фирм; скидка или компенсация юбилейному клиенту в честь дня основания фирмы, профессионального праздника.

При заключении договора между туроператором и турагентом возможны следующие варианты

1 Туроператор продает турагенту пакет услуг по цене, которую он должен получить с последнего  В этом случае турагент делает в свою пользу надбавку на цену туроператора, который не вмешивается в процесс установления этой надбавки.

2. В целях полной продажи туристических пакетов и сохранения своего имиджа туроператор предоставляет турагенту пакет услуг для реализации по твердой фиксированной цене. В этом случае турагент получает комиссионное вознаграждение в форме скидки со стоимости туристического пакета.

При фиксации цены пакета услуг могут использоваться три варианта:

1) цена пакета из расчета па одного туриста;

2) цена пакета в расчете на группу;

3) дифференцированные цены на одного туриста зависимости от численности группы (используются как компромисс в соглашении между фирмой, отправляющей и фирмой, принимающей)

Вопрос 3. Ценовые стратегии туристского предприятия.

 

Ценовая стратегия – это долго- и среднесрочные решения по установлению и изменению цен; это выбор фирмой возможной динамики изменения базовой цены товара в рыночных условиях.

Ценовая стратегия может разрабатываться для разных рынков, разных продуктов, стадий жизненного цикла товаров, времени существования фирмы на рынке и иным основаниям.

1. Ценовые стратегии для существующих продуктов.

1.1. Стратегия стабильной цены (неизменной, долговременной). Данной стратегии придерживаются фирмы в отраслях стандартизированных товаров (бензин, зерно, металл).

1.2. Стратегия средней цены является наиболее типичной для большинства фирм. Придерживаются фирмы, заинтересованные в стабильности своей деятельности, в возможности получать справедливую прибыль в долгосрочной перспективе.

1.3. Стратегия скользящей падающей цены применяется в отношении товаров массового спроса с большим объёмом реализации, рынок которых является высокоэластичным к изменению цены.

1.4. Стратегия низкой цены (стратегия «вытеснения») используется фирмами для проникновения на внешние рынки, увеличения своей доли на внутреннем рынке, эффективной загрузки производственных мощностей.

1.5. Стратегия ценовой сегментации основана на социопсихических особенностях отдельных групп потребителей.

1.6. Стратегия гибких цен предполагает чуткую реакцию при ценообразовании на конъюнктуру рынка. Входят стратегии дискриминационных цен.

1.7. Стратегия цен на изделие, снятое с производства (например, выпуск запасных частей к снятым с производства товарам  широкого потребления). Потребители готовы платить более высокие цены за эти изделия.

2. Ценовые стратегии для новых продуктов.

2.1. Стратегия «снятия сливок» применяется для продуктов, впервые появляющихся на рынке, особенно для тех, кто имеет патентную защиту. Эта стратегия способствует созданию «имиджа» качественных туристских услуг у покупателей, что может облегчить реализацию туристского продукта в дальнейшем при снижении цены. Основной недостаток рассматриваемой стратегии ценообразования состоит в том, что высокая цена привлекает конкурентов. Поэтому цену «снятия сливок» можно использовать при некотором ограничении конкуренции. Условием успеха является также достаточный спрос.

2.2. Стратегия проникновения на рынок используется фирмами на сформировавшемся рынке, которые пытаются увеличить свою долю рынка за счёт низких цен. Такая стратегия возможна при объемах, которые позволяют возмещать за счет общей массы прибыли потери на продаже отдельных туристских услуг. Это, в свою очередь, требует значительных финансовых затрат, что делает цену «проникновения на рынок» практически неприемлемой для мелких и средних предприятий (фирм). Указанная стратегия дает эффект при эластичном спросе, а также в том случае, если рост объемов предлагаемых туристских услуг обеспечивает снижение издержек.

2.3. Стратегия «неокруглённых цен» («психологических цен») базируется на установлении цен ниже круглых сумм. Определяя цену, продавец должен учитывать психологию ее восприятия потребителем. Цифра 7 производит на покупателей больший эффект, чем цифра 9.

2.4. Стратегия дифференциации цен по качеству.

2.5. Стратегия целевой прибыли. Фирма назначает цену исходя из желаемой прибыли, которую хотела бы получить в течении какого- либо периода. Могут меняться цена и объём продаж, но запланированный объём прибыли должен быть обеспечен.

На различных этапах деятельности туристской организации каждая из этих стратегий может быть признана правомерной и являться достаточно эффективной. Однако следует отметить, что в туристской практике, как правило, используются смешанные варианты стратегического ценообразования.

2 Абрамов В.Н. Ценообразование в маркетинге и туризме /В.Н. Абрамов // Стратегический маркетинг. – 2000. - №11.

3 Лемескина Т.В.Ценообразование. Конспект лекций. / Т.В. Лемескина, С.Н. Макарова, Н.Д. Байкалова .

4 Бредихина М.В. Особенности ценообразования в туризме / М.В. Бредихина //http://pricinginfo.ru/publ/praktika_cenoobrazovanija/cenoobrazovanie_na_uslugi/ehtapy_formirovanija_cenovoj_politiki_turistskoj_organizacii/18-1-0-89

5 Моисеева Н.К. Маркетинг и турбизнес. / Н.К. Моисеева. – М.: Финансы и статистика, 2009. – С. 132.

6 Кеворков В.В. Практикум по маркетингу / В.В. Кеворков, Д.В. Кеворков. – М.: КНОРУС, 2005. – С.222.

7 http://elhow.ru/programmnoe-obespechenie/microsoft-office/kak-postroit-grafik-bezubytochnosti

8 Янкевич В.С., Безрукова Н.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт /Под ред. В.С. Янкевича. – М.: Финансы и статистика, 2002. – С. 270.

9 Александрова А.Ю. Эластичность туристского спроса: // http://www.sci-book.com/mejdunarodnyiy-turizm/elastichnost-turistskogo-sprosa-37754.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21252. АУДИТОРСЬКІ ДОКАЗИ 75 KB
  СУТНІСТЬ ТА ВИДИ АУДИТОРСЬКИХ ДОКАЗІВ Сутність аудиторських доказів відповідно до МСА 500 501. Поняття аудиторських доказів. Достатність і відповідність аудиторських доказів. Види аудиторських доказів.
21253. СТІЙКІСТЬ РОБОТИ ПРОМИСЛОВИХ ОБ’ЄКТІВ У НАДЗВИЧАЙНИХ СИТУАЦІЯХ 152 KB
  Основи стійкості роботи промислових підприємств Під стійкістю роботи промислових підприємств об’єктів розуміють їх можливість в умовах надзвичайних ситуацій мирного і воєнного часу виробляти продукцію в запланованому обсязі і номенклатурі а при слабких пошкодженнях відновлювати виробництво в мінімальні терміни. Стійкість роботи промислового підприємства складається із : стійкості інженернотехнічного комплексу будівель споруд систем енерго газо водозабезпечення технологічного обладнання і т. до дії зовнішніх факторів при аваріях...
21254. Підготовка населення по цивільній обороні 82 KB
  Організація навчання населення з цивільної оборони Одним із основних завдань цивільної оборони що визначені Законом України Про Цивільну оборону України є підготовка і передпідготовка керівного складу Цивільної оборони її органів управління та сил навчання населення вмінню застосувати засоби індивідуального захисту та дій у надзвичайних ситуаціях. Підготовка керівного складу Метою навчання цієї категорії є підготовка до управління силами ЦО своїх об’єктів у випадку стихійного лиха або аварії. Підготовка проводиться на курсах ЦО в...
21255. Облік витрат та калькулювання собівартості продукції тваринництва 250 KB
  Собівартість окремих видів сільськогосподарської продукції визначається виходячи з витрат віднесених на відповідний вид групу тварин. Розрахунок собівартості продукції у тваринництві здійснюється в такій послідовності: розподіляють між окремими об'єктами обліку витрати на утриманняосновних засобів визначають собівартість робіт та послуг допоміжних виробництв та списують калькуляційні різниці між фактичною та плановою їх собівартістю списують частину витрат бджільництва на сільськогосподарські культури що запилюються списують з витрат...
21256. Облік інших операцій на сільськогосподарських підприємствах 279.5 KB
  За дебетом субрахунку 234 обліковуються всі витрати по виконанню робіт та послугу розрізі типової номенклатури статей. За дебетом рахунку відображаються прямі матеріальні трудові та інші прямі витрати а також загально виробничі витрати за кредитом – списання собівартості виготовлених виробів вартість послуг на ремонти техогляди та ін. Усі витрати по капітальному та поточному ремонтах основних засобів по виготовленню запасних частин та інших роботах що виконують майстерні обліковуються за статтями: 1 витрати на оплату праці 2 паливо і...
21257. Загальна характеристика автотранспортних підприємств. Облік рухомого складу транспортних засобів 486.5 KB
  Послуги пасажирського автомобільного транспорту поділяють на послуги з перевезення пасажирів автобусами в таксі та легкових автомобілях на замовлення. Таксі – легковий автомобіль обладнаний розпізнавальним ліхтарем оранжевого кольору який встановлюється на даху автомобіля діючим таксометром сигнальним ліхтарем із зеленим та червоним світлом розташованим у верхньому правому кутку лобового скла і який має нанесені композиції з квадратів розташованих у шаховому порядку на дверцятах автомобіля з лівого та правого боків призначений для...
21258. Облік запасів в автотранспортних підприємствах 245.5 KB
  Облік паливномастильних матеріалів Облік наявності й руху палива яке купується для експлуатації транспортних засобів ведеться на субрахунку 203 Паливо рахунку 20 Виробничі запаси . Відображення в обліку операцій з придбання паливномастильних матеріалів залежить від способу їх придбання. Підприємства отримують паливномастильні матеріали за укладеними договорами з автозаправними станціями АЗС за безготівковим розрахунком та за готівку зі складів або на АЗС. Облік паливномастильних матеріалів проводиться працівниками комірниками з...
21259. Облік реалізації послуг в автотранспортних підприємствах 357 KB
  Облік реалізації послуг в автотранспортних підприємствах 11. Облік надання послуг з вантажних перевезень Порядок перевезення вантажів автотранспортом в Україні регламентується Законом Про автотранспорт та Правилами перевезення вантажів автомобільним транспортом в Україні затвердженими наказом Міністерства транспорту України від 14. Третій примірник що є підставою для розрахунків за виконання транспортних послуг перевізник надсилає замовнику автотранспорту для оплати за перевезення; четвертий примірник додається до подорожнього листа і є...
21260. Основи побудови обліку у будівельних підприємствах 191.5 KB
  З економічної точки зору для галузі будівництва можна виділити ряд особливостей які вливають на організацію аналітичного й синтетичного обліку: термін операційного циклу період будівництва може продовжуватися декілька звітних періодів; індивідуальний характер кожного об'єкта будівництва; мають місце великі залишки незавершеного виробництва зза довгого робочого періоду й одночасного ведення робіт на великій кількості об'єктів; об’єкт будівництва знаходиться не за місцем розташування виконавця будівельномонтажних робіт БМР а на окремій...