55277

Богатство и своеобразие культуры Древней Руси

Другое

Культурология и искусствоведение

К УРОКУ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ Сообщение по теме Богатство и своеобразие культуры Древней Руси примерное направление повествования к презентации Архитектура Древней Руси Высокого уровня развития достигла архитектура. на Руси не было монументального каменного зодчества. На территории Руси известно 15 каменных храмов XI нач. В отличие от Новгорода и Киева во ВладимироСуздальской земле и ГалицкоВолынской Руси основным стройматериалом был белый камень.

Русский

2014-04-02

93 KB

236 чел.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. К УРОКУ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

Сообщение по теме «Богатство и своеобразие культуры Древней Руси»

(примерное направление повествования к презентации)

  1.  Архитектура Древней Руси

Высокого уровня развития достигла архитектура. Сохранилось более 60 памятников архитектуры с домонгольского периода. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянными. Одним из первых каменных сооружений была церковь в честь Богородицы в Киеве, возведенная греческими мастерами в конце X в. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор с 13 куполами и Золотые ворота в Киеве. Затем Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке. На территории Руси известно 15 каменных храмов XI — нач. XII вв. подобного стиля. В период феодальной раздробленности складывались различные архитектурные стили. Большинство храмов одноглавые. Отличия в архитектуре в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной местности. Так, в Новгороде широко использовался известняк. Наиболее древними памятниками Новгорода являются соборы монастырей Юрьева и Антоньева. В отличие от Новгорода и Киева во Владимиро-Суздальской земле и Галицко-Волынской Руси основным стройматериалом был белый камень. Характерные черты белокаменной архитектуры: изысканность, стройность, устремленность ввысь, богатая декоративность. Из памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси наиболее известны Золотые ворота. Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, остатки дворца Андрея в Боголюбове, храм Покрова на реке Нерли, соборы Переяславля Залесского, Суздаля. Внутри храмов стены были богато украшены фресками и мозаиками. Фреска — это, живопись водяными красками по сырой штукатурке. В Софийском соборе в Киеве сохранились изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением охоты, скоморохов, ряженых и т. п.

Мозаика — изображение, выполненное из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. Древняя Русь использовала смальту (специальный стекловидный материал). В мозаике выполнена огромная фигура богоматери Оранты (Киевская София).

Монументальная скульптура языческих времен не получила распространения, так как преследовалась церковью. Первые светские скульптурные памятники появились на Руси лишь в XVIII в.

Процесс развития древнерусской архитектуры, как и всей культуры древней Руси, был в значительной степени заторможен монголо-татарским нашествием. Сокращались и без того нарушенные вследствие раздробленности связи и контакты между мастерами строительного дела из различных регионов Руси, приходили в упадок княжеские дворы и монастыри — традиционные центры культурной жизни, волей или неволей уходили в Орду строители и иконописцы. Но уже в конце XIII века на окраинах Северо-Западной Руси началось возрождение русского зодчества. До наших дней сохранились отстроенные в XIV веке приходские и домашние храмы Новгорода и Пскова. Перед лицом постоянной угрозы вооруженного натиска Орды (с востока) и крестоносцев (с запада) правители северо-восточной Руси были вынуждены уделять особое внимание крепостному строительству. В XIV веке были сооружены кремли в Новгороде и Пскове, крепости в Острове, Порхове и др.

По мере возвышения Москвы, возрастания ее претензий не первенствующую роль среди русских земель к ней переходила и роль законодательницы мод в сфере светского и храмового зодчества. Уже в 30—40-е годы XIV века в Москву начали стекаться зодчие, каменных дел мастера, иконописцы, идеями и руками которых была отстроена белокаменная Москва  XIV век г, истории московского зодчества отмечен возведением не дошедших до нашего времени первых каменных стен Кремля, Успенского и Архангельского соборов. Московское зодчество развивалось в русле традиций владимиро-суздальской школы.

Во 2-й половине XV века по мере возвышения Москвы строительство в городе и его окрестностях приобретало еще больший размах. Московские государи приглашали для работы по обустройству города иноземных, преимущественно итальянских, мастеров. Под руководством итальянских мастеров, принесших в русскую архитектуру элементы, характерные для итальянского Возрождения, был заново отстроен Московский Кремль. Возведены: главный храм Московской Руси пятиглавый Успенский собор. Архангельский собор, Грановитая палата, величественная Колокольня Ивана Великого, ставшая архитектурным центром не только Кремля, но и всего стольного града. Псковские зодчие соорудили в кремле домовой храм московских великих князей и царей — Благовещенский собор. Благодаря новым кирпичным стенам с 20 башнями, возведенных при участии иностранных архитекторов, Московский кремль стал одной из наиболее мощных крепостей Восточной Европы.

Таким образом, IX—XIII века стали периодом формирования русского государства, самого крупного в средневековой Европе. Его создание проходило в условиях почти непрерывных войн с кочевниками, нападавшими с Востока, с германо-шведскими феодалами, наступавшими с Запада, с Византией, осевшей на южных рубежах. Находясь на середине торговых путей Северо-Западной Европы с Византией и Средней Азией, русское государство быстро развивалось, крепло, становилось могучим и влиятельным. Период удельно-княжеской раздробленности и совпавшее по времени нашествие монголо-татарских завоевателей привели к распаду Киевской Руси. Она была растерзана Золотой Ордой, польско-литовскими князьями и прошла долгий и мучительный путь, пока не возродилась в лице Московского княжества, ставшего центром объединения русских земель, и не превратилась в Российскую империю.

  1.  Иконопись Древней Руси

Украшением храмов были иконы. Также, как фрески и мозаики, первые иконы на Руси были выполнены греческими мастерами.

Самой почитаемой на Руси была икона «Владимнрской богоматери», выполненная неизвестным греческим художником на рубеже XI— XII вв. (хранится в Третьяковской галеpee). Иконы того времени являлись принадлежностью храмов и были больших размеров. До нас дошли имена иконописцев XI в.: Олимпий, Олисей, Георгий и др.

Икона — это своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.

Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконописи XV—XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего народа, освободились от греческого давления, и лики святых стали русскими.

Иконопись — это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу. С образованием самостоятельных княжеств-государств в  живописи складывались местные школы, отличавшиеся манерой исполнения.

Икона «Троица» А. Рублева

В «Троице», согласно богословским представлениям, три ангела символизируют единство, согласие. Рублев зримо, в совершенной художественной форме воплощает эту символику нерушимого единства. Композиционно ангелы вписаны в круг, краски их одеяний дополняют и перекликаются одна с другой. Мир, согласие, любовь — вот к чему призывал современников Андрей Рублев, и не было в ту эпоху призыва более важного, более созвучного времени.

История создания величайшей иконы человечества примерно такова. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев. Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».

«Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Но судьба самого Андрея Рублева и многих его творений драматична и поначалу даже необъяснима. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время пи был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. Даже в начале XX века некоторые специалисты не могли достоверно назвать ни одного его произведения. Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. Даже в знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона, выходившей в 1890—1907 годы, не нашлось места хотя бы для простого упоминания об Андрее Рублеве.

Теперь мы знаем, что Андрей Рублев жил в нелегкий, но знаменательный период русской истории. Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колеи, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды. То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. Ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела значение особое.

Ветхозаветная Троица была символом единения. Еще в середине XIV века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский «поставил храм Троицы... дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира».

Содержание «Троицы» многогранно. Идейным и композиционным центром ее является чаша с головой жертвенного тельца.

«Чаша» прошла долгий путь, и во всей истории человечества имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка». В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля», из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная». Эта тема звучит в былинах и «Слове о полку Игореве». Для Андрея Рублева и его современников «чаша» была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него светлой печалью. В рублёвской «Троице» «чаша смертная» — «залог жизни будущей».

Восприятие «Троицы» Андрея Рублева просто и доступно каждому, но ее содержание безгранично и многогранно. Поэтическая образность и символика «Троицы» идут из глубокой древности. Такие символы, как трапеза, чаша, древо, гора, круг, крылатые существа и т. д., известны с близкими значениями почти во всех древних культурах Востока и Запада.

Созерцание «Троицы» дает человеку радость обретения душевного равновесия, тишины и умиротворенности. Обычно о ней говорят: ее цвет звучен, линии певучи и ритмичны, она гармонична и т. л. К этому можно добавить, что она, как музыка, способна затрагивать чувства, невыразимые словами. Как поэзия в искусстве слова приближается к музыке, так и живопись «Троицы» музыкальна и поэтична. Рублев был, бесспорно, величайшим поэтом в живописи.

Идейным и композиционным центром «Троицы» является чаша с головою жертвенного тельца. Она означает любовь, готовую жертвовать собой. Вокруг престола с чашей группируются три задумчивых ангела. Они образуют как бы замкнутый круг — символ света, вечности и любви. Трапеза ангелов символична. Древнейшим символом пищи духовной в истории человечества является трапеза, пир. В «Троице» ангелы — «мысленные творения». У Рублева они делаются символами человечности. Изображая человека, он мыслит его как «земного ангела», а изображая ангела, видит в нем «небесного человека».

С тихой грустью, любовно склоняет средний ангел голову к ангелу, сидящему от него справа. Он как бы вопрошает и убеждает. Опустив руку на престол, он жестом благословения как бы указывает на чашу — символ жертвенной любви. Поза ангела, к которому он обращается, несколько напряженна, он сидит прямо, на его лике тень скорби. В задумчивой сосредоточенности он поднял руку и благословляет чашу, как бы изъявляя согласие на ее приятие. Покорно склоняется в сторону среднего погруженный в тихое раздумье третий ангел. Легкая гора над ним ритмически вторит его движению. Жест его правой руки, покоящейся на престоле, направлен тоже в сторону чаши. Всем чтим завершается полное единство действия.

Жест благословления в древней Греции был ораторским жестом. В «Троице» изображена беседа трех ангелов. Она означает ниспослание богом-отцом своего сына на выполнение им земной миссии страдания и смерти для спасения человечества и согласие последнего с волей отца. Третий ангел — дух — «утешитель» в страданиях, его вдохновением свершается жертва любви.

Общение ангелов безмолвно, оно только мысленное. Склонение и самоуглубленный взгляд среднего ангела как бы внушает правому мысль о необходимости жертвы.

Едва приметное в ответ движение глаз вверх дает понять, что тот воспринял повеление и размышляет о нем. Покорно и задумчиво склонение третьего ангела в сторону среднего. В его облике отражены мир, тишина и согласие, завершающие вес действие.

Необыкновенная душевная чуткость Андрея Рублева в «Троице» обрела поразительное по своей тонкости художественное воплощение.

У современных исследователей нет единства по вопросу о том, какое лицо троицы обозначает каждый из ангелов рублёвской «Троицы». Многие полагают, что средний ангел является не первым, а вторым лицом, т. е. богом-сыном, Христом. Они основываются на том, что часто нимб среднего ангела имеет перекрестие и обычные буквы «о» «w» «у» («сый», т. е. сущий) и. кроме того, на его хитоне есть полоса, называемая клавом, которой украшается одежда Христа. Тем не менее встречаются изображения троицы, на которых нимбы всех трех ангелов имеют перекрестия и обычные буквы Христа. Кроме того, в руках всех трех ангелов бывают свитки, символы учительства, обычные у Христа. В виде трех ангелов даны три его ипостаси (сущности) — отца, сына и духа — которые «в троице нераздельны». (По статье Деминой И. А. "Троица Андрея Рублева».)

V. Актуализация знаний учащихся

  •  Когда и как начиналась русская литература?
  •  Читали ли вы. слышали ли летопись? Послушайте отрывок из «Повести временных лет». Предание о посещении русской земли апостолом Андреем. «И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною, и только так оживут. И делают это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и это совершают омовенье себе, а не мученье». Те, кто слышал об этом, удивлялись».
  •  Интересны ли они (отрывки из летописи) сегодня?
  •  Объясните заглавие и жанр «Повести временных лет» (почему «Повесть»? «временных»? «летопись»?)
  •  Можно ли считать летописи художественными произведениями?
  •  Кто создавал летописи? Какими вы представляете их творцов? Вот один из них. монах Пимен в трагедии Пушкина «Борис Годунов».

«Ночь. Келья в Чудовом монастыре» (1603 года) Пимен (пишет перед лампадой)

Еще одно, последнее сказанье —

И летопись окончена моя.

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил:

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный.

Засветит он. как я. свою лампаду —

И, пыль веков от харпш отряхнув.

Правдивые сказанья перепишет.

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу.

Своих царей великих поминают

За их труды, за ставу, за добро —

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною —

Давно ль оно неслось, событий полно.

Волнуяся, как море окиян?

Теперь оно безмолвно и спокойно.

Не много лиц мне память сохранила,

Не много слов доходят до меня.

А прочее погибло невозвратно...

Но близок день, лампада догорает —

Еще одно, последнее сказанье.


— Совпадает ли образ пушкинского Пимена с вашим представлением об авторах летописи? Что изумило вас з пушкинском Пимене? Как написал Пушкин монолог Пимена? В чем секрет его завораживающей убедительности? (Пимен осознает божественное предназначение своего труда и его бессмертия в потомстве: он уважает минувшее, стремится уберечь от. «невозвратной погибели». Пушкин дает простые, и проникновенные, определения: трудолюбивый, усердный, безымянный монах-летописец. Пимен скромен, свое творение намеренно считает <<внеавторским», «безымянным»).

VI. Лекция учителя

Литература Древней Руси

На протяжении семи веков — с XI по XVII — складывались традиции древнерусской литературы. В ее истории выделяются три периода: литература Киевской Руси (XI—XII вв.), литература времен феодальной раздробленности (XIII—XIV вв.). литература Московского государства (XV—XVII вв.).

Возникшая в условиях принятия христианства древнерусская .литература от столетия к столетию постоянно совершенствовалась, обогащалась все новыми и новыми темами, проблемами, художественными стилями и жанрами. Они зарождались и развивались на богатой почве устного народного творчества.

Ценное наследие культуры Киевской Руси —■ устные народные сказания, песни, былины. До появления письменности в них сохранялась память об основании городов, о военных походах, о храбрых и сильных героях.

Древнерусская литература возникла Киевской Руси как общее достояние развившихся впоследствии русского, украинского и белорусского народов. Она была богата и разнообразна по жанрам: повести, сказания, жития, героические песни, притчи, поучения.

В период феодальной раздробленности ведущей идеей в литературе была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских междоусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти полны «Псковская», «Новгородская», «Ипатьевская». «Лаврентьевекая» и др. летописи.

Летопись — изложение событий по годам. Особую известность получила «Повесть временных лет» («Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля») — летописный свод, составленный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1113 г. В основу «Повести» легли летописные своды XI в., русско-византийские договоры X в., византийские хроники, предания о восточнославянских племенах, о первых русских князьях и др.

Древняя летопись не только важнейший исторический источник, но и .литературный памятник. Она содержит много поэтических легенд и преданий' рассказы о походах Олега на Царьград, о его смерти от своего коня, о мести княгини Ольги за смерть Игоря. С былинным эпосом связаны летописные рассказы о князе Владимире и его пирах. Произведение проникнуто высоким патриотическим чувством, идеей единства Русской земли. Летописец осуждает кровавые междоусобные распри князей, утверждает права старшего в роде князя, призывает князей к единению в борьбе с внешними врагами.

Не менее интересен и другой жанр древнерусской литературы — жития святых. Жития — это биографии людей, прославившихся подвигами во имя христианской веры, отличавшихся особым благочестием, смирением. «Сказание о Борисе и Глебе», созданное з конце XI или начале XII в., — одно из первых оригинальных агиографических произведений. В нем нет последовательного изложения жизни святых, а рассказан только один эпизод — убийство Святополком братьев Бориса и Глеба из-за политического соперничества. По существу. «Сказание» — историческая повесть с точным названием лиц, имен, фактов, с указанием на конкретные места, где развертывались события. Основная идея «Сказания» — не мученичество святых за веру, а единство Русской земли, осуждение княжеских междоусобиц. Однако, в отличие от исторической повести, «Сказание» — произведение лирическое, содержащее молитвы, плачи, монологи-размышления, ведущиеся от лица автора или Бориса и Глеба (можно прослушать сообщение о «Житии Сергия Р а ц о н е ж с к о г о »).

— Жанр «жития святых» «излюбленное чтение наших предков» (Г. Федотов). Почему? Какими вы представляете читателей X—XI веков по их пристрастиям к «житиям» святых?

А теперь — страницы Древней Руси: «Царь Баты окааный нача воевати Резанскую землю, а поидоша ко граду к Резани...» С этой фразы начинается «Повесть о разорении Рязани Батыем* (прочитать отрывок из хрестоматии по древнерусской литературе. Сост. М. Е. Федорова, Т. А. Ci/мникова. 3 изд. — Мл. Высш. Шк., 1985. С. 68).

— Есть ли существенные различия летописей и «Повести о разорении Рязани Батыем»? (Ее отличие от летописи: экспрессия повествования, психологизм образа, героическое и ироническое в ней).


Даврснтьевский список «Повести временных лет» под 1096 г. включает «Поучение» выдающегося государственного деятеля Киевской Руси Владимира Мономаха (1053—1125). обладающего незаурядным литературным талантом. «Поучение» было написано, по-видимому, в 1117 г.

В отличие от традиционного жанра поучений, носящих только религиозно-дидактический характер, «Поучение» Мономаха содержит конкретно-исторические черты. Мономах создает идеал государственного и общественного деятеля, борющегося за единство родной земли, против княжеских междоусобиц.

Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям». Описывая чисто русские дела и русские политические страсти, бесконечные войны с врагами Руси, Мономах постоянно опирался на христианские общечеловеческие ценности.

«Поучение» — это гимн праведникам, неприятие злых и лукавых, вера в торжество добра и в бессмысленность, обреченность зла. Из «Поучения»:

«Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу;

Все, что мы имеем, дано нам на малое время.

Не уклоняйтесь учить увлекающиеся властью, ни во что ставьте всеобщий почет.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего на умеете, тому учитесь.

Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится.

Добро же творя, на ленитесь ни на что хорошее».

Особое место среди произведений этого периода занимает «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы.

— Каковы особенности произведения, получившего имя «Слово»? (Например, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона — образец высокого ораторского искусства древней Руси. «Слову» Серстиона Владимирского, проповеди, свойственны сердечность и назидательность, соединение «домашней» и ораторской речи (обращение ко многим, высокая, религиозная лексика, риторический синтаксис). В «Слове о полку Игореве», ввиду его многожанровой природы (здесь и «слово», и «воинская повесть*, и «поэма» и ми. Др.). несколько затемнена его монологическая основа — его '.слово».

VII. Обобщение

  •  Что особенно поразило в литературе Древней Руси? Оправдана ли наша гордость ею?
  •  Можно ли упрекнуть наших предков в однообразии и утомительности их произведений? В чем сказались многообразие литературы русской старины, ее полифонизм?

Летопись Житие

Воинская повесть Слово

Задание. Найдите наиболее характерные синтаксические конструкции, по которым узнаете тот или иной жанр. В тетрадь запишем примеры разных жанров, необходимо напротив указать жанр.

•/ В лето... И запоиеда Олег дань даяти на 2000 корабль по 12 гривенна на человек...

У Богоьлаженный правдив, щедр, тих, кроток, смирен . В тоске и печали...

•/ 13 лет:) . опустевший, разорены, пожжены, убиты: мертвые восстали и вскричали в горести души...

■/ Дети мои . Бог. Печаль

VIII. Домашнее задание

  1.  Прочитать стр. 9—11, составить и записать в тетрадь 3 «толстых» (начинаются с вопроса «почему...») и 5 «тонких» вопросов (начинаются со слов «гае..., что..., когда...»).
  2.  Составить небольшое поучение другу, однокласснику.

Примечание: вопросы, на которые предполагается развернутый, обстоятельны;"! огнем, называются «толстыми». Вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ, называются «тонкими». Прием «Толстые и тонкие вопросы» используется для организации взаимоопроса.

С^УТОК 3

«Слово о полку Игореве» как героический памятник древнерусской литературы

Цель: воссоздать историческую обстановку на Руси в XII в.. ознакомить с историей открытия «Слова», его жанровыми особенностями, в ходе работы над текстом помочь почувствовать лиризм и красоту поэтических образов

PAGE18


19

PAGE7

19


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14984. Меркі – түркілердің ежелгі мекені 126 KB
  Меркі – түркілердің ежелгі мекені Нұрсұлтан Назарбаев: Тарихы мол Меркі өңірі – еліміздің киелі өлкесі. Сол өңірдің тарихын атақты ұл – қыздарының еңбегі мен ерлігін келер ұрпаққа үлгі етіп көрсету өте бір маңызды еңбек деп санаймын. Меркі тарихы терең табиғ...
14985. Сығанақ алғашқы қазақ мемлекеті – Ақ Орданың астанасы 53.5 KB
  З. Қинаятұлы. Сығанақ алғашқы қазақ мемлекеті – Ақ Орданың астанасы Бүгінгі күнге дейін Көшпенділер отырықшы өркениет жасамаған сондықтан олар мемлекеттілік деңгейіне көтеріле алмаған деп қарайтын сыңыржақ пікірдің сеңі бұзылмай отыр. Әттегенай дейтін бір жағ
14986. Тараз – ежелгi ислам мәдениетi орталығы 90.5 KB
  Тараз ежелгi ислам мәдениетi орталығы Қазақстан тарихы терең мәдениеті бай мемлекет. Егемендікке қол жеткізгелі бері халқымыздың еңсесі көтеріліп дініміз бен рухани мәдениетіміздің жарық салалары өркендеп келеді. Қазақ тілінің мәртебесі де өз топырағында күн өтк...
14987. ТАРАЗ - ҚАЗАҚ МӘДЕНИЕТIНIҢ АЛТЫН БЕСIГI 37 KB
  ТАРАЗ ҚАЗАҚ МӘДЕНИЕТIНIҢ АЛТЫН БЕСIГI Кәнкиев Ә.Ш. Жүншеев Р.Е. Тараз қ. М.Х.Дулати атындағы ТарМУ Ежелгi Тараз Ұлы Жiбек жолын жалғап жататын турақты дипломатикалық және саудасаттык қарымқатынас жасалатың күре тамыры iспеттес. Бұл байланыс көпiрiнiң маңызы дүние
14988. Тараздың көне моншалары 37.5 KB
  Тараздың көне моншалары. Көне деректерге сүйенетін болсақ Тараз қаласы Талас өңіріндегі саяси мәдениеттің ірі орталығы болған республикадағы ежелгі қалалардың бірі. Онда көптеген елдің көпестері мемлекетаралық іспен шұғылданған елшілер әртүрлі діни ағымды тарат
14989. Түркістан аймағындағы Сығанақ қаласының тарихы 35.5 KB
  ТҮРКІСТАН АЙМАҒЫНДАҒЫ СЫҒАНАҚ ҚАЛАСЫНЫҢ ТАРИХЫ Сыр бойындағы ірі қалалардың бірі Сығанақ болды. Ол қазіргі Қызылорда облысының Жаңақорған ауданындағы қала еді. Бұл қала туралы алғаш рет Х ғасырдағы жазба деректерде айтылған. XI ғ. Ғұлама ғалым түркі тілінің маманы Ма
14990. ҮСТІРТ КЕРУЕН ЖОЛЫНДАҒЫ САМ ҚАЛАСЫ 66.5 KB
  ҮСТІРТ КЕРУЕН ЖОЛЫНДАҒЫ САМ ҚАЛАСЫ Тарихтың атасы атанған Геродот бiздiң дәуiрiмiзге дейiнгi мыңжылдықтың орта шенiнде Қара теңiз маңынан Дон жағалауына одан Оңтүстiк Оралдағы савроматтар жерi арқылы Ертiс бойы мен Алтайға Зайсан көлiне дейiн барған далалық сақ жолының
14991. Ұлы даланың астаналары 52.5 KB
  Ұлы даланың астаналары Дидарыңда Мәңгіліктің мұңы ұйыған Ұлы Дала... Керуендеп көшкен тұтас дәуірлер ол үшін қасқағымдық мезет қана. Қатпарлы тау аңырған оқшау төбелермен толқындап шексіздікке маңған ұлан жазық алапат кеңістік мұхитының шежіреестелігі де біртүрлі...
14992. Мұражай тәрбие өзегі 67.5 KB
  Мұражай тәрбие өзегі Ақселеу Сланұлы Сейдімбеков бұрыны Жезқазған қазіргі Қарағанды облысы Жаңаарқа ауданына қарасты Дружба совхозына 1942 жылы дүниеге келген. 1962 жылдан 1968 жылға дейін Киров атындағы Қазақ мемлекеттік университетінде оқып журналистика факульте...