55280

Применение производной к решению задач

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Обучающие: повторить основные формулы и правила дифференцирования применение производной к исследованию функции нахождению наибольшего и наименьшего значения функции физический и геометрический смысл производной; сформировать умение комплексного применения знаний умений навыков...

Русский

2014-03-23

125 KB

12 чел.

3ий урок комбинированный

Урок для 11 класса.

Тема: «Применение производной к решению задач».

Цели урока:

  •  Обучающие: повторить основные формулы и правила дифференцирования, применение производной к исследованию функции, нахождению наибольшего и наименьшего значения функции, физический и геометрический смысл производной; сформировать умение комплексного применения знаний, умений, навыков и их перенос в новые условия;  проверить знания,  умения, навыки учащихся по данной теме.
  •  Воспитательные: содействовать формированию творческой деятельности учащихся.
  •  Развивающие: содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение; формированию умений  самооценки и взаимооценки.

Оборудование:

  •  Мультимедийный проектор.  
  •  Презентация с целеполаганием и заданиями.
  •  Приложения с основными формулами и правилами дифференцирования (для каждого ученика).
  •  Карточки с заданиями.
  •  Карточки для проведения рефлексии, оценочные листы
  •  Разноуровневое домашнее задание.

План урока:

1.  Организационное начало урока, целеполагание. (4 минуты)

  1.  Актуализация знаний (8 минут)
  2.  Групповая работа (13 минут)
  3.  Проверка выполненных заданий. (10 минут)
  4.  Итог занятия, рефлексия. (5 минуты)
  5.  Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организация начала урока. Целеполагание.

   Время: 4 минуты

   Форма: фронтальная работа.

Учителем сообщается тема урока и предлагается ученикам определить цели урока и самостоятельно выбрать из предложенных трёх групп цели, которые они ставят для себя на данном уроке. Демонстрация целей идёт с помощью мультимедийного проектора. Цели классифицируются  по мотивам обучения:

  •  Когнитивные: уточнить основные понятия и законы темы, углублённо рассмотреть конкретные вопросы во время решения задач.
  •  Креативные: провести самостоятельное исследование по теме, применить имеющиеся знания в нестандартной ситуации.
  •  Оргдеятельностные: проявить и развить свои способности, организовать свои цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.

На основании выбранных целей учащиеся поднимают кружок определённого цвета: 1 группа – коричневый, 2 группа – красный, 3 группа – зелёный.

  1.  Актуализация субъективного опыта учащихся, их знаний.

Время: 8 минут

    Метод: репродуктивный

    Форма: фронтальная работа

    Задача: повторить и закрепить навыки вычисления производной,  

                 применение производной к решению задач;

                 проверить сформированность   грамотной  математической речи.

    Форма подачи заданий: мультимедийный проектор.

    Ответы учащиеся демонстрируют на переносных досках.

Задание 1.

1. Зная правило дифференцирования произведения двух функций, составьте формулу  (uvw)΄ = …

Ответ:  u΄vw + uv΄w + uvw΄

2. Зная связь первой производной и экстремумов, установите, как определить вид экстремума по второй производной.

Задание 2.

Составить алгоритм отыскания промежутков выпуклости вверх и вниз для функции у = 2х6 – 5х4.

Ответ: 1. у΄=12х5 – 20х3

           2. у΄΄=60х4 – 60х2

                  3. у΄΄=0 при х=0, х=1, х=-1.

           4. у΄΄> 0, функция выпукла вниз при х ≤ -1, х ≥ 1.

           5. у΄΄< 0,  функция выпукла вверх при -1 ≤ х ≤ 1.

Задание 3.

Установить соответствие между предложенными графиками у=(x) и формулами, задающими функцию у=f(x).

1. у=х2-1                        2. у=х3- 1              3. у=(х-1)2                4. у=-х2 -1   

   А                                    Б                                В                              Г

Ответы:

1- Б,      2 – А,     3 – Г,     4 – В.  

Анализ итогов работы.

  1.  Применение знаний и умений.

Время: 13 минут

    Метод: частично – поисковый

    Форма: групповая письменная

    Задача: содействовать формированию активной творческой деятельности,

            развивать мотивацию учащихся, сформировать умение  

            комплексного применения знаний, умений, навыков и их перенос в

            новые условия;  проверить знания,  умения, навыки учащихся по

            данной теме.

    Форма подачи заданий: карточки

Учащиеся согласно заявленным целям на урок распределяются по группам, заполняют оценочный лист.

Каждой группе предлагаются задания.

Группа 1. Когнитивные мотивы обучения.

 I. По графику производной схематически изобразить

    график функции и график второй производной.

II. Определите значение параметра b, при котором функция

    возрастает на отрезке [b-5; b+4].

Группа 2. Креативные наклонности.

I. По предложенному решению составить условие задачи.

Решение:

1. D(у) = R

   =-3x2-12x, k(x0)=-3x02 - 12x0,

2. 1 способ хв=12:(-6)=-2

   2 способ (x0) = -6x0 – 12                        +                -

                   (x0) = 0 при x0 = -2                                -2

                                                                  k                max

                                                                                 хmax = -2

3. у=f(x0) + f΄(x0)(x- x0)

   у=-13 + 12(х+2)

   у=12х + 11

II. Предложите несколько формул, задающих функцию у=f(x), если

   

(данное задание является пропедевтическим для изучения темы «Первообразная»)

Группа 3. Оргдеятельностные приоритеты деятельности.

I. Описать алгоритм нахождения наибольшего

и наименьшего значения   функции у=f(x) на

отрезке [a;b]. Составить блок-схему.

      

II. Составить план решения следующей задачи:

    Материальная точка движется прямолинейно по закону х(t)=18t2t3 (x- в метрах, t- в секундах). Определите, в какой момент времени из промежутка [4;8] скорость точки будет наибольшей и найдите в это время ускорение.

  1.  Защита учащимися выполненных работ.

Время:  10 минут

    Форма: фронтальная

    Задача: проверить  знания, умения, навыки учащихся по данной теме.

Учащиеся оформляют решения на доске и поясняют ход выполнения  заданий. Каждая группа, выслушивая защиту других, готовит им вопросы.

Работа первой группы.

№ 1.                                                     

Для графика функции у=f(x): (x)>0      f(x) возрастает [-5;-2,8],[-0,4;3,5]

                                                 (x)<0      f(x) убывает [-2,8;-0,4,[3,5;5]

                                                 (x)=0 и производная меняет знак с плюса на

                                                 минус при х=-2,8 и х=3,5      х=-2,8 и х=3,5          

                                                 точки максимума    

                                                 (x)=0 и производная меняет знак с минуса на

                                                 плюс при х=-0,4     х=-0,4 точка минимума    

Для графика функции у=f ΄΄(х): (x) убывает на промежутках [-3,5;-1,5],

                                                     [0,5;1,5], [2,8;5] значит функция у=f΄΄(x)

                                                     отрицательна на этих промежутках и  

                                                     обращается в нуль при х=-3,5, х=-1,5, х=0,5,

                                                     х=1,5, х=2,8

                                                    (x) возрастает на промежутках [-5;-3,5],

                                                    [-1,5;0,5], [1,5;2,8] значит функция у=f΄΄(x)

                                                     положительна на этих промежутках.

№ 2. D(у)=R, , у΄>0 при х <1 и непрерывна при х=1, значит функция возрастает на промежутке (-∞; 1], т.е. b+4≤1, b≤-3.

Работа второй группы.

№ 1. Учащиеся представляют составленные ими условия задачи. Классу предлагается проанализировать решение и условия и выбрать наиболее точную формулировку.

Формулировка учителя: Напишите уравнение касательной к графику функции у=-х3-6х2+3, которая имеет наибольший угловой коэффициент.

№ 2.

Все остальные функции будут отличаться от данной свободным членом.

Работа третьей группы.

№ 1.     

Найти наибольшее значение функции y=f(x) на отрезке [a,b].

1. Найти производную данной функции.

2. Найти критические точки.

3. Выбрать критические точки, принадлежащие заданному отрезку.

4. Найти значение функции в отобранных критических точках и концах отрезка.

5. Выбрать наибольшее значение функции.

№ 2.

План решения

Реализация плана

1. Отыскать функцию, задающую скорость у= V(t).

2. Найти производную функции V(t). 3. Указать критические точки.

4. Выбрать точки, принадлежащие отрезку [4,8]

5. Найти значение функции V(t) при х=4, х=6, х=8

6. Записать ответ, выбрав наибольшее из найденных значений.

1. V(t)=(t), V(t)=36t – 3t2

2. V΄ (t)= 36 – 6t

3. V΄ (t)=0 при t=6

4. 6 принадлежит отрезку [4,8]

5. V(4)=96 м/с, V(6)=108 м/с,  

   V(8)=96м/с

6. max V(t) = V(6) =108 м/с

   [4;8]

Блок-схема № 1.

  1.  Подведение итогов урока, рефлексия.

Время: 5 минут

Задача: определить уровень достижения целей урока и меру участия каждого учащегося в занятии, оценка работы школьников.

Рефлексия.

На листочках для рефлексии учащимся предлагается изобразить в виде прямых, как изменялись во время урока  три параметра: личная активность, самочувствие, самостоятельность. По шкале ординат отмечено время урока.

                                                                                       

                                                                                       

                                                                                       

о                             мин          0                                             мин                                                                          мин

      15     30     45                     15     30     45                          15     30     45

      активность                         самостоятельность                      самочувствие

Каждая группа заполняет оценочные листы.

Ф.И.

Самооценка

Оценка группы

1.

2.

Заслушиваются итоги каждой группы.

  1.  Домашнее задание.

Ученикам предлагается домашнее задание по трём уровням сложности, обращается внимание на номер третий, он одинаковый у всех и является дополнительным.

Домашнее задание.

Группа А

Группа В

Группа С

1. Проводятся касательные к графику функции y = 3x – x2 в точке с абсциссой 2 и в точке максимума. Найдите площадь треугольника, образованного осью ординат и этими касательными.

2. Придумайте функцию y = f(x), у которой значение в точке максимума меньше значения в точке минимума.

3. Составьте блок-схему для исследования функции с помощью производной.

1. Напишите уравнение такой касательной к графику функции ,

которая не пересекает прямую у = х

2. Придумайте функцию, у которой два минимума и ни одного максимума. Задайте её формулой, исследуйте и постройте график.

3. Составьте блок-схему для исследования функции с помощью производной.

1. Найдите все отрицательные a, для каждого из которых касательные к параболе              у = (х-1)2, проведенные через точку оси Oy с ординатой a высекают на оси Ox отрезок длины 4.

2. Придумайте непрерывную функцию, график которой будет иметь наклонную асимптоту, задаваемую уравнением у=0,5х-1. Опишите эту функцию своими свойствами.

3. Составьте блок-схему для исследования функции.

Алгоритм урока.

Этапы урока

Задачи

Время

Деятельность учащихся

Результаты работы педагогической системы

Качество (%)

(после урока)

Постановка целей урока

Определить цель и задачи урока

4 минуты

Ставят цели урока

Весь класс

Актуализация знаний

Повторить и закрепить основные теоретические знания и практические умения.

6 минут

Выполняют  задания, составленные с учётом уровня мотивации обучения путём фронтальной работы

Разноуровне-вая работа в группах

Содействовать формированию активной творческой личности, развивать мотивацию учащихся

15 минут

Решают в группе задания по уровням учебной мотивации

Весь класс

«Защита» решений

Развивать вариативное и критическое мышление, систему взаимооценки.

Проверить знания,  умения, навыки учащихся по данной теме

10 минут

По два представителя от группы защищают свои решения, а остальная часть класса оценивает их

Весь класс

Итог урока, рефлексия

Подвести итоги занятия и  участия в нём каждого ученика

5 минут

Оценивают себя по трём параметрам: активность, самостоятельность, самочувствие

Весь класс

Домашнее задание

Определить уровень ЗУН учеников при выполнении дифференци-рованного домашнего задания

Решают задания

Весь класс

6 

Ломакина                                                                                                                                                  Ульяновская область

Ирина                                                                                                                                                         МОУ СОШ № 11                        

Владимировна


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17365. ФРАНЧАЙЗИНГ 31 KB
  ФРАНЧАЙЗИНГ апгл. franchising букально це угода про передання права на використання торгової марки у широкому значенні це форма поєднання переваг великого і малого бізнесу змістом якої є система взаємовідносин між франчайзером материнською компанією і франчайз
17366. Економічна сутність заробітної плати і чинники її величини 216 KB
  1. Економічна сутність заробітної плати і чинники її величини Категорія Заробітна плата З/П є конкретизацією таких категорій як трудові відносини наймана праця робоча сила ринок робочої сили ринок праці власність на робочу силу вартість робочої ...
17367. Національна економіка і цілі її розвитку. Структура національної економіки. Економічні системи. Економічна політика держави 86.5 KB
  Національна економіка і цілі її розвитку. Структура національної економіки. Економічні системи. Економічна політика держави. Національна економіка характеризується: 1.рівнем розвитку продуктивних сил; 2.типом економічної системи; 3.характером суспільного відтворення; 4....
17368. Система національних рахунків (СНР) 57 KB
  Система національних рахунків СНР Потреба у координації статистичних міжнародних рекомендацій і необхідність створення міжнародної системи національного рахівництва вимагали країни Західної Європи. Перший варіант таких рахунків був опублікований Європейськ
17369. Економічна програма кейнсіанства. Сутність економічних досліджень Дж.Кейнса 80 KB
  Економічна програма кейнсіанства. Сутність економічних досліджень Дж.Кейнса. Запропоноване Кейнсом трактування економічного процесу потрапило у сприятливий грунт оскільки світова економіка після Великої депресії мала потребу в стимуляторах які дозволили б їй
17370. Корпоратизм як форма суспільних відносин 60 KB
  Корпоратизм як форма суспільних відносин Відносини корпоратизму властиві всім капіталістичним країнам з тією лише різницею що ступінь розвиненості соціального партнерства в них різний. З ускладненням суспільного ладу окрема особа усе в меншій мірі здатна здійснити з...
17371. Національний продукт 64 KB
  1. Сукупний національний продукт СНП як результат суспільного відтворення і виробництва. Структура СНП. 2.Система національних рахунків СНР. Виключення повторного рахунку при оцінці СНП. 3. Валовий національний продукт ВНП. Валовий внутрішній продукт ВВП. Сутність ...
17372. Ринковий механізм саморегулювання 82 KB
  Крах моделі ринкового саморегулювання. Кейнсіанська революція в економічній теорії. В економічній історії розвитку ринкової економіки чисте ринкове регулювання проходило через механізм вільної ринкової конкуренції та вільного ціноутворення повної свобод
17373. Економічне циклічне регулювання 78.5 KB
  1 . Економічна рівновага і циклічність. 2. Середні цикли та їх фази. Руйнівна та оздоровча фція економ. криз. 3. Державне антициклічне регулювання. 4. Довгі хвилі в макроекономіці. цикли Кондратьєва 5. Сутність Інфляції. Особливості сучасної інфляції та форми її проя