55312

Диагностика познавательных процессов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Педагогическая диагностика - это подраздел педагогики изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.

Русский

2014-03-24

118.5 KB

23 чел.

Дата: 24.03.10

Тема: Диагностика познавательных процессов.

Цель: Изучить методики диагностики познавательных процессов.

Задачи:

  1.  Изучить методики по диагностике познавательных процессов.
  2.  Развить навыки общения, анализа, оценки и интерпретации результатов диагностики.
  3.  Воспитать дисциплинированность и тактичность в отношениях друг с другом, формировать профессиональную направленность.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: информационно-рецептивный.

Оборудование: интерактивная доска.

План урока:

I. Организационный момент. Приветствие. Отмечание отсутствующих.

II.Повторение предыдущего материала

III. Изучение диагностирующих методик.

IV. Закрепление пройденного.

Ход урока:

Вступление:

Здравствуйте! Меня зовут Виктория Андреевна. Сегодня я у вас проведу урок по общей психологии, но для начала отметим отсутствующих. Вы изучили все познавательные процессы, давайте повторим их:

Устный опрос.

Какие познавательные процессы вы знаете?

Память -… ( процессы запоминания, сохранения ,воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.)

         Внимание -…(состояние психологической концентрации ,сосредоточенности на каком-либо объекте )

Мышление -…(психологический процесс познания, связанный с открытием субъективного нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности)

Речь -…(система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.)

Восприятие -….(процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.)

Воображение -…(способность представлять отсутствующей или реально не существующей объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.)

Ощущение -….(элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира)

 

Теперь перейдем к теме нашей лекции. Запишите в тетрадях тему урока «Диагностика познавательных процессов».

Что такое педагогическая диагностика?

Педагогическая диагностика — это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.(предоставляется студентам возможность записать)

Это и процедура постановки диагноза. Сущность педагогической диагностики — распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров; выявленные параметры соотносят к известным уже законам и тенденциям педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении. Предметом педагогической диагностики является целеполагание в учебно-воспитательном процессе, учитывающее реальное состояние объекта воспитания и его конкретные наличные условия. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъект на объект воспитания.

Цели педагогической диагностики:

1) оптимизировать процесс индивидуального обучения,

2) определить результаты деятельности участника педагогического процесса и качество образования,

3) свести к минимуму ошибки, которые могут быть допущены в процессе обучения.( предоставляеться студентам возможность записать)

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА?

Психодиагностика – это процесс выявления и измерения индивидуальных психологических особенностей человека.           (предоставляеться студентам возможность записать)

Кроме того, психологическая диагностика – это еще и очень увлекательный процесс! Она дает новые сведения о личностных и профессиональных предпочтениях, оптимальном режиме работы, сознательном и подсознательном отношении к различным явлениям и людям.  

Диагностика познавательных процессов показывает уровень развития в сфере определенных познавательных процессов (памяти, мышления и т.д.).

Она позволяет составить индивидуальную программу развития, следуя которой можно достигнуть хороших результатов в обучении и развитии.

Кроме того диагностика позволяет своевременно выявить задержки и отклонения в развитии  и при необходимости выбрать соответствующие методы коррекции отклонений. ( Предоставляется студентам возможность записать)

Необходимым условием проведения диагностики является естественность ситуации и эмоциональный комфорт и хорошее самочувствие.( предоставляеться студентам возможность записать ) Поскольку вы изучили все познавательные процессы, знаете понятие и их классификацию, то вы вполне можете диагностировать детей в тесном сотрудничестве с психологом.

Для диагностики познавательных процессов вы можете обратиться к следующей литературе:

1. Истратова О.Н.- Психодиагностика: коллекция лучших тестов.

1.Давайте перейдем к диагностике памяти. Понятие памяти мы уже повторили, а какие виды памяти вы знаете (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая, зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, осязательная, обонятельная, вкусовая, непроизвольная, произвольная).

Диагностические методики: «Оперативная память», «Заучивание 10 слов», «Память на числа», «Память на образы», «Пиктограмма».

2. Мы уже сказали что такое внимание (это способность человека направлять свое сознание на определенные объекты, имеющие для него некоторую значимость, а также его умение сосредотачиваться на чем-то конкретном).

Внимание тесно связано с остальными психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием), в том числе и с двигательными реакциями человека. В связи с этим различают разные типы внимания. Какие типы внимания знаете вы?

  1.  Сенсорное внимание – обусловленное сосредоточением на объекте с помощью наших органов чувств.
  2.  Моторное внимание – обусловленное сосредоточением на движениях.
  3.  Интеллектуальное внимание – обусловленное сосредоточением на наших мыслях, переживаемых чувствах, воспоминаниях.

С помощью внимания мы легко можем выделить из общего потока информации нечто конкретное, необходимое для нас в данный момент времени, отсеивая лишнее. Внимание удерживается только тогда, когда нужная цель достигается полностью, затем оно ослабевает и переключается на что-то другое.

Внимание сильно зависит от нашего психического состояния и общего здоровья. Очевидно, что уставшему, больному или взволнованному человеку крайне сложно удержать свое внимание и спокойно сосредоточиться на текущих делах.

А теперь давайте продиагностируем уровень развития внимания у вас: тест Мюнстерберга, Бурдона, «Распределение и переключение внимания» методика «Расстановки чисел».

3. Давайте теперь перейдем к диагностике мышления. Она применяется для изучение уровня развития человека, соответствующим его возрастным нормам. Тесты: Липпмана «Логические закономерности», «Сложные аналогии», «логичность умозаключений», «художник –мыслитель», «Индивидуальные стили мышления»(А.Алексеева, Л.Громовой).Методики:«Числовые ряды», «Обобщение».

4.Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?

     Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

     Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

     Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

     Проще сказать — лишите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

А теперь давайте узнаем, какое воображение у вас, пройдя тест на изучение уровня воображения, методика творческого воображения, придумай рассказ.

4.Речь: тест рассказ по сюжетной картинке.

Закрепление изученного материала

(Студенты отвечают с опорой на запись)

1.Что такое педагогическая диагностика?

2.Что такое психологическая диагностика?

3.Каким образом может быть использована информация, полученная на уроке, в работе учителя иностранного языка?

                                  Литература:

  1.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33163. Зимняя смена, о/л «Энергия» 54 KB
  Так как север это очень красивое но в то же время и очень опасное место вы все должны уметь четко и быстро выполнять наши команды что бы не погибнуть Кольцовка что нужно взять в экспедицию на Северный полюс А теперь проверим все ли вы взяли ничего не забыли а может положили чтото лишнее Список экспедиции Проверим все ли в сборе и составим список экспедиции вот вам листы нужно написать свое имя и передать дальше Кольцовка виды передвижения по снегу Как вы думаете на чем нам придется добираться до...
33164. Авторские программы ПРОГРАММА «Тайна трех времен» 126 KB
  В деятельности мы определяем три основных компонента Времени прошлое настоящее и будущее. Главной содержательной целью может быть признано создание пространства организованного для включения детей в самостоятельную жизнь удовлетворение каждым из них своих интересов привитие навыков организации своей деятельности и времени постижение самоценности собственной личности осознание своей роли в жизни. Цель: Создание условий для обогащения опыта самоорганизации жизнедеятельности подростка. Задачи: Выявление интересов и способностей...
33165. Вечер знакомств 79 KB
  Набор команды: Садко набирает дружину Царь с царицей подданных в свое царство Капитан Врунгель команду. Творческая ромашка: детей делят на две или три команды Желтые лепестки цирк клоуны гимнасты дрессировщики жонглеры Красные лепесткитеатр инсценировать сказки ситуации . Далее все делятся на две команды. Способы деления на команды: 1 Первому игроку на ухо говорится цвет например красный.
33166. ВОЖАТОМУ НА ЗАМЕТКУ 71.5 KB
  ЛЕНИВЫЙ ВОЖАТЫЙ Ведя детей то в одно место то в другое исходя из запланированного в дне по дороге указывает рукой в разные направления и говорит: А это дети вон чо. Ведь надо отвечать на вопросы НОРМАЛЬНЫЙ ВОЖАТЫЙ В первые дни устроит игру по станциям в рамках Хозяйственного или Организационного сборов. ВОЖАТЫЙ С ФАНТАЗИЕЙ Заранее до начала смены выстроит экскурсионную программу по лагерю на всю смену продумав что показывать в первую очередь что в середине смены о чем говорить в конце. Договорится с вожатыми соседних отрядов...
33167. Возрастные особенности детей 32.5 KB
  Дети 79летнего возраста имеют следующие возрастные характеристики : высокий уровень активности; процессы возбуждения преобладают над процессами торможения; эмоциональная непосредственность; повышенная работоспособность но в то же время высокая утомляемость в следствии чего необходим отдых в течении дня ; Высокая потребность в игре движении во внешних впечатлениях; Предпочтение к шумным коллективным играм; Высокая чувствительность к критике со стороны взрослых; Сознание различий пола; Становление независимости; Развитие...
33168. Как не скучно ехать в автобусе 34.5 KB
  И если всё это время просто так сидеть и наблюдать в окно весёлой она точно не покажется. Чем же можно занять это время Вопервых уже по дороге в лагерь вожатый должен начинать формировать отряд. А самое главное на время дороги нужно придумать какоенибудь развлечение.Так как север это очень красивое но в то же время и очень опасное место вы все должны уметь четко и быстро выполнять наши команды что бы не погибнуть Кольцовка что нужно взять в экспедицию на Северный полюс А теперь проверим все ли вы взяли ничего не забыли а...
33169. КОНЦЕРТ ВОЖАТЫХ 28.5 KB
  если их нет изначально то скорее всего и не будет Основной этап: когда всю смену все говорят что нужен вожатник но кто его будет делать не понятно все кто действительно его будут делать об этом попрежнему не знают Внимание Время когда надо думать как быть с вожатником приходит нежданнонегадано как полный абзац Группа добровольцев сбивается в каком нибудь лагерном помещении и начинает судорожно перебирать все мыслимые и немыслимые варианты подготовки проведения и темы вожатника Внимание Водка и все заранее подготовленные...
33170. Чем развлекать детей 23 KB
  Например такие: Эстафеты разнообразные состязания в ловкости быстроте и силе Викторины интеллектуальные конкурсы КТД коллективное творческое дело постановки спектаклей концертов и представлений конкурсы красоты талантов разное рукоделие изготовление поделок и т. Тема: Море тогда или конкурсы могут быть связаны с морскими предметами или они могут быть объединены единой сюжетной линией морское путешествие. Тут все конкурсы так или иначе привязаны к этому предмету. Сами конкурсы 1.
33171. Центральный банк, основы его деятельности. Функции центральных банков. Активные и пассивные операции центральных банков 55.5 KB
  Функции центральных банков. Активные и пассивные операции центральных банков. Деятельность любых центральных банков как следует из анализа их исторического развития и современного положения в рыночной системе подчинена следующим основным целям: обеспечению стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы ликвидности банковской системы созданию эффективного и бесперебойного ведения расчетов включая расчеты наличными деньгами. Центральный банк хранит кассовые резервы коммерческих банков...