55312

Диагностика познавательных процессов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Педагогическая диагностика - это подраздел педагогики изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.

Русский

2014-03-24

118.5 KB

18 чел.

Дата: 24.03.10

Тема: Диагностика познавательных процессов.

Цель: Изучить методики диагностики познавательных процессов.

Задачи:

  1.  Изучить методики по диагностике познавательных процессов.
  2.  Развить навыки общения, анализа, оценки и интерпретации результатов диагностики.
  3.  Воспитать дисциплинированность и тактичность в отношениях друг с другом, формировать профессиональную направленность.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: информационно-рецептивный.

Оборудование: интерактивная доска.

План урока:

I. Организационный момент. Приветствие. Отмечание отсутствующих.

II.Повторение предыдущего материала

III. Изучение диагностирующих методик.

IV. Закрепление пройденного.

Ход урока:

Вступление:

Здравствуйте! Меня зовут Виктория Андреевна. Сегодня я у вас проведу урок по общей психологии, но для начала отметим отсутствующих. Вы изучили все познавательные процессы, давайте повторим их:

Устный опрос.

Какие познавательные процессы вы знаете?

Память -… ( процессы запоминания, сохранения ,воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.)

         Внимание -…(состояние психологической концентрации ,сосредоточенности на каком-либо объекте )

Мышление -…(психологический процесс познания, связанный с открытием субъективного нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности)

Речь -…(система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.)

Восприятие -….(процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.)

Воображение -…(способность представлять отсутствующей или реально не существующей объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.)

Ощущение -….(элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира)

 

Теперь перейдем к теме нашей лекции. Запишите в тетрадях тему урока «Диагностика познавательных процессов».

Что такое педагогическая диагностика?

Педагогическая диагностика — это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.(предоставляется студентам возможность записать)

Это и процедура постановки диагноза. Сущность педагогической диагностики — распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров; выявленные параметры соотносят к известным уже законам и тенденциям педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении. Предметом педагогической диагностики является целеполагание в учебно-воспитательном процессе, учитывающее реальное состояние объекта воспитания и его конкретные наличные условия. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъект на объект воспитания.

Цели педагогической диагностики:

1) оптимизировать процесс индивидуального обучения,

2) определить результаты деятельности участника педагогического процесса и качество образования,

3) свести к минимуму ошибки, которые могут быть допущены в процессе обучения.( предоставляеться студентам возможность записать)

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА?

Психодиагностика – это процесс выявления и измерения индивидуальных психологических особенностей человека.           (предоставляеться студентам возможность записать)

Кроме того, психологическая диагностика – это еще и очень увлекательный процесс! Она дает новые сведения о личностных и профессиональных предпочтениях, оптимальном режиме работы, сознательном и подсознательном отношении к различным явлениям и людям.  

Диагностика познавательных процессов показывает уровень развития в сфере определенных познавательных процессов (памяти, мышления и т.д.).

Она позволяет составить индивидуальную программу развития, следуя которой можно достигнуть хороших результатов в обучении и развитии.

Кроме того диагностика позволяет своевременно выявить задержки и отклонения в развитии  и при необходимости выбрать соответствующие методы коррекции отклонений. ( Предоставляется студентам возможность записать)

Необходимым условием проведения диагностики является естественность ситуации и эмоциональный комфорт и хорошее самочувствие.( предоставляеться студентам возможность записать ) Поскольку вы изучили все познавательные процессы, знаете понятие и их классификацию, то вы вполне можете диагностировать детей в тесном сотрудничестве с психологом.

Для диагностики познавательных процессов вы можете обратиться к следующей литературе:

1. Истратова О.Н.- Психодиагностика: коллекция лучших тестов.

1.Давайте перейдем к диагностике памяти. Понятие памяти мы уже повторили, а какие виды памяти вы знаете (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая, зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, осязательная, обонятельная, вкусовая, непроизвольная, произвольная).

Диагностические методики: «Оперативная память», «Заучивание 10 слов», «Память на числа», «Память на образы», «Пиктограмма».

2. Мы уже сказали что такое внимание (это способность человека направлять свое сознание на определенные объекты, имеющие для него некоторую значимость, а также его умение сосредотачиваться на чем-то конкретном).

Внимание тесно связано с остальными психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием), в том числе и с двигательными реакциями человека. В связи с этим различают разные типы внимания. Какие типы внимания знаете вы?

  1.  Сенсорное внимание – обусловленное сосредоточением на объекте с помощью наших органов чувств.
  2.  Моторное внимание – обусловленное сосредоточением на движениях.
  3.  Интеллектуальное внимание – обусловленное сосредоточением на наших мыслях, переживаемых чувствах, воспоминаниях.

С помощью внимания мы легко можем выделить из общего потока информации нечто конкретное, необходимое для нас в данный момент времени, отсеивая лишнее. Внимание удерживается только тогда, когда нужная цель достигается полностью, затем оно ослабевает и переключается на что-то другое.

Внимание сильно зависит от нашего психического состояния и общего здоровья. Очевидно, что уставшему, больному или взволнованному человеку крайне сложно удержать свое внимание и спокойно сосредоточиться на текущих делах.

А теперь давайте продиагностируем уровень развития внимания у вас: тест Мюнстерберга, Бурдона, «Распределение и переключение внимания» методика «Расстановки чисел».

3. Давайте теперь перейдем к диагностике мышления. Она применяется для изучение уровня развития человека, соответствующим его возрастным нормам. Тесты: Липпмана «Логические закономерности», «Сложные аналогии», «логичность умозаключений», «художник –мыслитель», «Индивидуальные стили мышления»(А.Алексеева, Л.Громовой).Методики:«Числовые ряды», «Обобщение».

4.Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?

     Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

     Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

     Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

     Проще сказать — лишите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

А теперь давайте узнаем, какое воображение у вас, пройдя тест на изучение уровня воображения, методика творческого воображения, придумай рассказ.

4.Речь: тест рассказ по сюжетной картинке.

Закрепление изученного материала

(Студенты отвечают с опорой на запись)

1.Что такое педагогическая диагностика?

2.Что такое психологическая диагностика?

3.Каким образом может быть использована информация, полученная на уроке, в работе учителя иностранного языка?

                                  Литература:

  1.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24232. Лексика 23 KB
  – the Union Jack перевод толкование much many a lot перевод посмотри значение в словаре образная память 3 работа над формой звуковая pronounciation графическая spelling грамматическая значением употреблением коллокация – типичные сочетания слова; конатация – ассоциации соц. упражнения на уровне слова: из ряда слов убрать лишнее; сгруппировать сова по темам; назвать слова по картинкам; кроссворды; вставить пропущенную букву; из разбросанных букв составить слово. упражнения на уровне предложения: вставить...
24234. Упражнение, как элементарная единица обучения 33.5 KB
  Письменные упражнения не рекомендуется делать в классе. Связанно это с полной невозможностью устного общения вне уроков и следовательно тратить время на письменные упражнения не рекомендуется. Отдельно на аудирование проводить упражнения не целесообразно. 5 по коммуникативной направленности: языковые упражнения на отработку языковых навыков: фонетические лексические грамматические.
24235. Цель обучения иностранным языкам в отечественной методике 51 KB
  Развивающая развитие мышления воображения памяти внимания. нач школа формирование умения общаться на ия с учётом реч способностей и потребностей нач клговорение чтение аудирование письмо развитие ребёнка его реч способтей вниманияпамяти мотивации к дальнейшему изуч ия обеспечение коммуникативнопсих адаптации мл шк к нов языку для преодоления дальнейшего языкового барьера используя ия как срво общния освоение элемент лингвист освоений доступных мл шк и необход для освоения устн и пись речи на ия преобщение детей...
24236. Коммуникативная направленность обучения иностранным языкам 38.5 KB
  Грамматика Грамм. памяти грамм. Грамм. умение – способность исполть грамм.
24237. Фонетика. Отличия письменной речи от устной 28.5 KB
  совокупность навыков форм умение. аудир чтение умение – реализ навыков в дейтти – говор письмо чтениеАудиров. Умение – совокупность навыков. Фонетика Фонетические навыки –компонент речевых навыков т.
24238. Содержание обучения иностранных Языков, его основные компоненты 30 KB
  его основные компоненты. Определяя сод обуч ия последоватли школы Роговой выделяют 3 основных компонента сод обуч: 1 лингвистический компонент предполагает обучение языку и речи в последовательности от речи к языку. 2 психологический компонент нацелен на формирование умений и навыков. 3 методологический компонент – это формирование у учащихся приемов рационального учения и самостоятельной работы прием работы со словарем прием аудирования приемы запоминания лексики.
24239. Реализация принципа сознательности 41 KB
  Не следует забывать и о звуках. очень тщательно объяснение звука со всеми необходимыми терминами и использованием наглядного рисунка речев аппарат в разрезе. имитация звука 3. тщательная отработка звука тщательная отработка; объяснение звука этот подход для языковых звуков большое колво времени занимает; очень теоретизирован; очень скучный.