55343

Проектная деятельность как способ мотивации педагогов к использованию ИКТ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Цель программы: формирование мотивации педагогов к использованию средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Как известно мотивация побуждение к действию динамический...

Русский

2014-03-24

133.5 KB

5 чел.

Гвардейский УВК

«общеобразовательная школа I-III ступеней гимназия»

отдела образования Симферопольской районной государственной администрации

Автономной Республики Крым

 

Проектная деятельность как способ мотивации педагогов к использованию ИКТ

(из опыта работы Гвардейского УВК)

Н.Г Шараевская, Е.В. Кульчейко, заместители директора по НМР

Обучать – значит вдвойне учиться.

Ж. Жубер

Технологические достижения ничего не значат,

если учителя не знают, как их эффективно использовать.

Чудеса творят не компьютеры, а учителя.

Крэйг  Баррет, генеральный директор Интел

Глобальная информатизация общества – одна из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Перед системой образования встает проблема подготовки подрастающего поколения к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей. В связи с этим  принципиальной задачей обучения в школе мы видим: формирование личности, способной жить и трудиться в условиях «информационного общества». 

Это предполагает, что каждый участник образовательного процесса должен:

  •  иметь возможность доступа к базам данных и средствам информационного обслуживания;
  •  понимать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовых формах;
  •  знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;
  •  уметь оценивать и обрабатывать имеющиеся у него данные с различных точек зрения;
  •  уметь анализировать и обрабатывать статистическую информацию; 
  •  уметь использовать имеющиеся данные при решении стоящих перед ним задач. 

Решить задачу формирования такой личности возможно в процессе совместной интеллектуальной работы участников педагогического процесса (учащихся и педагогов) с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, которые помогают развивать память, различные виды мышления, учат принимать правильные решения и т.д.

В нашем УВК трудятся много педагогически грамотных, компетентных, творчески работающих учителей. Однако, в условиях перехода к информационному обществу, повышаются требования к профессиональной подготовке учителя, в особенности к уровню его информационной компетентности. Сегодня мы все понимаем, что реальная компьютеризация  школы осуществится только тогда, когда проведение занятий по любому предмету с использованием компьютера станет обычным явлением. Но 2007 году, когда был оборудован  первый компьютерный класс, только небольшая группа учителей заинтересовалась его возможностями, пыталась  осваивать и применять компьютер в педагогической деятельности. Поэтому возникла необходимость в создании творческой группы педагогов «Поиск», в состав которой вошли учителя-информатики и учителя-предметники, владеющие персональным компьютером.

  Деятельность группы была направлена на:

  •  развитие у учителей имеющихся навыков работы с информацией и приобретение новых в условиях постоянного совершенствования компьютерного обеспечения;
  •  оказание помощи педагогам и учащимся в использовании средств информационно-компьютерных технологий;
  •  организацию работы школьных средств массовой информации с применением ИКТ.
  •  активизацию внедрения метода проектов;
  •  создание школьной медиатеки.

Членами группы была разработана  «Программа внедрения информационно-коммуникационных технологий в школьное образование».

Цель программы: формирование мотивации педагогов к использованию средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе

Как известно, «мотивация — побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности». Сегодня мы уверенны в том, что заставить учителя применять  ИКТ  на уроках и во внеклассной деятельности невозможно и не нужно. Необходимо создавать условия, при которых может произойти повышение  мотивации  к использованию новой технологии.

    На начальном этапе диагностико-аналитической лабораторией была проведена диагностика  членов педагогического коллектива «Мотивы трудового поведения», «Педагогические ценности учителя» Результаты наблюдения дали возможность, выяснить проблемы формирования ИК грамотности учителей и учащихся, составить  программу, с учётом мотивов трудового поведения, личностных ценностей педагога.

Как видите из таблицы, в начале работы внешние мотивы преобладали над внутренними

Доминирующий мотив

Кол-во респондентов

%

Внешние стимулы

8

24

Мотивы внешнего самоутверждения

9

27

Профессиональный мотив

10

33

Мотивы личностной самореализации

5

16

Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением. Использование ими новшеств носит случайный, эпизодический характер, часто, когда нужно дать открытый урок

Мотивы внешнего самоутверждения учителя (самоутверждение через внешнюю положительную оценку окружающих), иначе - мотив престижа. В таких случаях наблюдается тенденция превратить использование новых, эффективных методов в самостоятельную задачу, подчиненную не целям обучения, а цели личного успеха

Профессиональный мотив. В общем виде он выступает как желание учить и воспитывать детей. Характерным для данного вида мотивации является направленность инновационной деятельности учителя на учеников.

Мотивы личностной самореализации. Учителя, стремящиеся к самоактуализации, предпочитают творческие виды труда, открывающие явные возможности для саморазвития. Деятельность такого педагога отличает высокий уровень восприимчивости новшеств, постоянный поиск себя в этом новом, потребность в создании нового видения различных форм педагогической действительности. Если они оказываются связанными с профессиональными педагогическими мотивами, то практически исключается проявление мотивов самоутверждения. Такой учитель - это человек с высоким уровнем творческого потенциала, получающий удовлетворение в самой инновационной деятельности, которая имеет для него глубокий личностный смысл.

Программа работы творческой группы рассчитана на пять лет

План работы на первом этапе (2008-2009уч.год)

Направление

Мероприятия

Обучение педагогов основам компьютерной грамотности.

Обучающие курсах на  базе ГвардейскогоУВК.

Подготовка учащихся к обучению в условиях использования ИКТ.

Изучение предмета информатика с 5 класса.

Организация индивидуальных и консультаций во внеурочное время

Техническое оснащение школы

Приобретение компьютеров,

мультимедиа проектора, экрана.

Организация локальной сети

Мотивация учителей к использованию ИКТ в учебном процессе

Постоянно-действующий семинар «Современные педагогические технологии»

Заседания предметных кафедр «Проблемы формирования ИК грамотности учителей и учащихся»

Диагностика «Мотивы трудового поведения», «Педагогические ценности учителя»

В результате реализации первого этапа программы компьютерная грамотность (КГ) педагогов увеличилась на 24%

На втором этапе внедрения ИКТ (2009 – 2010) работа проводилась по следующим направлениям:

  •  специализированное повышение квалификации и курсовая переподготовка руководства и педагогического коллектива в области новых информационных и телекоммуникационных технологий;
  •  краткосрочные курсы повышения квалификации, организованные учителями информатики ОУ;
  •  педагогические советы, методические совещания,  методические дни, семинары, конференции по проблеме использования ИКТ;
  •  участие в городских мероприятиях, организованных УО, по проблеме использования ИКТ в учебном процессе;
  •  неформальное общение педагогов школы между собой и с коллегами из других ОУ на тему использования ИКТ в учебном процессе;
  •  неформальные консультации, наиболее ИКТ – компетентных сотрудников ОУ, которые с готовностью приходят на помощь коллегам в случаях затруднения использования ИКТ;
  •  работа над темой по самообразованию, связанной с внедрением ИКТ;
  •  обобщение и трансляция педагогического опыта в области использования ИКТ
  •  изучение и апробация проектной деятельности.

В этот период продолжил работу ПДС, начала работу педагогическая мастерская по совершенствованию КГ. Работа с документацией в электронном виде, педсоветы, совещания, заседания предметных кафедр, методсовета с использованием мультимедийного оборудования. У педагогов появилась потребность совершенствовать свои умения, овладевать новыми программами

В декабре 2009 года с целью приобщения учащихся к творческой и проектной деятельности, создания сообщества творчески активных учащихся, педагогов и родителей, расширения сферы их общения был проведён Фестиваль творческих работ «От творческого учителя к творческому ученику», который положил начало активной проектной деятельности

В результате реализации второго этапа программы КГ – 50% учителей и освоили компьютер на уровне пользователя.

Члены творческой группы «Поиск» стали участвовать в конкурсах, проводить мастер-классы не только в своей школе, но и в районе. В декабре 2009 г. на VI Всекрымском конкурсе педагогических инноваций творческая работа «Проект – составная имиджа учебного заведения» Гвардейского УВК заняла 1 место в номинации «Инновации в управлении учебно-воспитательным процессом» 

Третий этап (2010-2011) реализации программы стал самым результативным.

На базе библиотеки начал  работу информационно-методический центр, школа была подключена к Интернет, в кабинете физики установлена интерактивная доска, в кабинеты английского и украинского языка приобретены компьютеры. Гвардейский УВК с приходом  ИКТ  и Интернет активно начал работу по созданию школьных образовательных проектов.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную работу, предполагающую  использование  исследовательских и поисковых методов, творческих работ учащихся, работ с разнообразными источниками информации, несущими вариативные точки зрения.

С целью создания модели профессионально компетентного педагога современного ОУ успешно внедряется проект «Портфолио  как инструмент формирования ключевых компетенций, оценки и рефлексии деятельности учителя», защита проводится в форме презентации «Моя педагогическая философия»

На кафедрах организована групповая работа над долгосрочными проектами,  результативность которой отслеживается методической службой гимназии, презентация работы проходит на совещаниях, педсоветах.

Многие учителя Гвардейского УВК работают над специальными проектами. Например:

  •  Кульчейко Е.В. «Использование компьютерных технологий в исследовательской деятельности» (публикация в журнале «Відкритий урок: розробки, технології, досвід», № 12, 2010)
  •  Баранов В.И. Апробация проекта «Предпрофильная подготовка по физкультуре  учащихся  4-9 классов» (размещен на сайте «Освіта.ua.» и участвует в «Форуме педагогических идей «Урок»)
  •  Фастова И.Н.  «Театральные средства на уроках и во внеурочное время»
  •  Хараим Н.И. Исследование  «Метод проектов как форма развития общекультурной компетентности учащихся»

Учебный проект это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учителя и учащихся, имеющая главной своей целью – достижение общего результата. Организация проектной деятельности на уроках физики, химии, биологии и литературы позволяет участникам проекта проявить себя, попробовать свои силы в различных видах, формах, способах работы, где важно не воспроизведение знаний, а творческое их применение на практике.

С целью формирования мотивации к использованию информационно-коммуникативных компетентностей прошёл «Фестиваль науки и творчества» в форме защиты проектов; в ходе Недели науки состоялось открытое заседание школьного научного общества «Рыцари науки», на котором действительные члены МАН поделились опытом научно-исследовательской работы, а юные учёные попробовали свои силы в конкурсе «Ступени к успеху».

Необходимо отметить, что за этот период (2008-2011) увеличилось не только количество участников проектно-исследовательской деятельности, но и существенно изменилось качество данных работ, о чем свидетельствует увеличение призовых мест, занятых учащимися на районных конкурсах и научно-практических конференциях МАН

Подводя итоги третьего этапа реализации «Программы внедрения информационно-коммуникационных технологий в школьное образование», мы убедились, что проектная деятельность является не только мощным стимулом к повышению компьютерной грамотности, но и развивает у педагогов внутреннюю потребность в использовании ИКТ в своей педагогической деятельности.

Выводы 

Опыт педагогической деятельности показывает, что, активно используя в учебном процессе  проектные методы обучения и информационно-коммуникационные технологии, достигаются высокие образовательные результаты, необходимые для жизни в современном информационном обществе, а именно:

  •  У учащихся вырос интерес к урокам
  •  Вырос уровень удовлетворённости школьной жизнью учащихся и родителей
  •  Повысилась познавательная мотивация учащихся
  •  Выросло качество внеклассных мероприятий
  •  Ученики приобрели опыт участия в районных мероприятиях
  •  Повысился уровень коммуникативной компетентности учащихся

Что мы имеем на сегодняшний день? Каковы результаты формирования информационной компетентности учителей?

  •  Уверенно и регулярно используют ИКТ –36% педагогов.
  •  Могут сделать поурочное планирование с использованием ИКТ – 60%
  •  Подготовить урок с использованием ИКТ учениками – 52%.
  •  Подобрать программное обеспечение для учебных целей – 60%.
  •  Найти учебные материалы – 70%.
  •  Использование ИКТ для мониторинга развития ученика – 60%.
  •  Использование ИКТ для объяснения на уроке – 60%.

Динамика уровня формирования компьютерной грамотности учителей УВК

2008-2009

2010-2011

Компьютерная грамотность

%

%

владеют

8

24

30

90

Используют редко

5

15

18

54

Используют регулярно

-

-

12

36

Не владеют

25

75

3

10


 

Итак, для учащихся информационные технологии превращаются в ежедневный инструмент обучения, для преподавателей — в средство разработки учебных планов, а для администраторов — в источник непрерывного усовершенствования организации учебного заведения

Существуют и проблемы:

  •  Недостаточная материально-техническая база (приходится «записываться в очередь» в кабинет с мультимедийным аппаратом, интерактивной доской)  
  •  Большие временные затраты учителя для подготовки уроков с применением  ИКТ.
  •  Недостаточная психологическая готовность педагогов к  использованию ИКТ в учебном процессе. (Только 36% педагогов нашего УВК активно используют ИКТ)
  •  Материальные трудности, связанные с приобретением компьютера в личное пользование
  •  Слабое владение методикой проведения урока с применением  ИКТ.
  •  Отсутствие инженерно-технического обслуживания электронной аппаратуры

Некоторые из этих проблем мы можем решить своими силами, поэтому на следующий год мы ставим следующие задачи:

  •  Разработка методики использования ИКТ в учебном процессе
    •  Публикация учебно-методической информации в различных формах.
    •  Проведение конкурса «ИКТ в творчестве учителя».
    •  Проведение промежуточного мониторинга результатов работы учителей проблемной группы.
    •  Создание web-сайта школы
    •  Техническое оснащение школы

Все мы понимаем, что активное внедрение ИКТ в учебную, педагогическую, обслуживающую и управленческую деятельность школы позволит создать единую образовательную информационную среду, направленную на повышение качества и доступности образования и успешную социализацию учащихся. Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.

PAGE  6


201
1год

008 год

Динамика уровня развития ИКТ компетентности учащихся

низкий

средний

высокий

50%

40%

30%

20%

10%

0%


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57743. Арифметичні дії з многочленами. Розв’язування вправ 1.23 MB
  Мета уроку: актуалізувати знання учнів необхідні для сприйняття нового матеріалу підвести поняття алгоритму додавання і віднімання многочленів множення одночлена на многочлен та многочленна на многочлен...
57745. Многогранники навколо нас 598 KB
  Діапазон застосувань геометрії у різних сферах діяльності людини дуже широкий тому на даному занятті студенти розглядають многогранники з математичної точки зору означення властивості моделі пяти правильних многогранників...
57746. Застосування різних способів розкладання многочленів на множники 163 KB
  Систематизувати і узагальнити знання і вміння про різні способи розкладання многочленів на множники; сформулювати загальний алгоритм виконання дій під час розкладання многочленів на множники декількома способами...
57747. Інтегрований урок з математики та біології. Математичні моделі в біології. Відсоткові розрахунки 313.5 KB
  Мета: Систематизувати знання учнів про види задач на відсоткові розрахунки і доповнити їх алгоритмом цих задач за допомогою пропорцій, вчити бачити красу природи в поєднанні з красою математики...
57748. Разнообразие моллюсков 56.5 KB
  Цели урока: сегодня на уроке мы с вами: установим взаимосвязь особенностей строения и способа жизни моллюсков; выясним в чем проявляется приспособленность разных классов моллюсков к условиям обитания; сравним организацию разных классов моллюсков...
57749. Загальна характеристика молюсків. Клас Черевоногі молюски 59 KB
  Мета: почати формувати знання учнів про тип Молюски; дати загальну характеристику представникам; розкрити особливості зовнішньої і внутрішньої будови тіла молюсків на прикладі Черевоногих...
57750. Якими є моральні норми українського народу? 54 KB
  Основні поняття: моральні норми Батьківщина патріот рідна мова працелюбність. Найважливіші моральні цінності українського народу. Найважливіші моральні цінності українського народу.
57751. Як виникають і зберігаються моральні цінності суспільства 66 KB
  Очікувані результати: Після уроку учні зможуть: Витлумачувати поняття «загальнолюдські цінності»; Пояснювати як виникла мораль; Характеризувати поняття «любов», «милосердя», «добро», «правда» тощо як загальнолюдські цінності...