55343

Проектная деятельность как способ мотивации педагогов к использованию ИКТ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Цель программы: формирование мотивации педагогов к использованию средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Как известно мотивация побуждение к действию динамический...

Русский

2014-03-24

133.5 KB

5 чел.

Гвардейский УВК

«общеобразовательная школа I-III ступеней гимназия»

отдела образования Симферопольской районной государственной администрации

Автономной Республики Крым

 

Проектная деятельность как способ мотивации педагогов к использованию ИКТ

(из опыта работы Гвардейского УВК)

Н.Г Шараевская, Е.В. Кульчейко, заместители директора по НМР

Обучать – значит вдвойне учиться.

Ж. Жубер

Технологические достижения ничего не значат,

если учителя не знают, как их эффективно использовать.

Чудеса творят не компьютеры, а учителя.

Крэйг  Баррет, генеральный директор Интел

Глобальная информатизация общества – одна из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Перед системой образования встает проблема подготовки подрастающего поколения к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей. В связи с этим  принципиальной задачей обучения в школе мы видим: формирование личности, способной жить и трудиться в условиях «информационного общества». 

Это предполагает, что каждый участник образовательного процесса должен:

  •  иметь возможность доступа к базам данных и средствам информационного обслуживания;
  •  понимать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовых формах;
  •  знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;
  •  уметь оценивать и обрабатывать имеющиеся у него данные с различных точек зрения;
  •  уметь анализировать и обрабатывать статистическую информацию; 
  •  уметь использовать имеющиеся данные при решении стоящих перед ним задач. 

Решить задачу формирования такой личности возможно в процессе совместной интеллектуальной работы участников педагогического процесса (учащихся и педагогов) с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, которые помогают развивать память, различные виды мышления, учат принимать правильные решения и т.д.

В нашем УВК трудятся много педагогически грамотных, компетентных, творчески работающих учителей. Однако, в условиях перехода к информационному обществу, повышаются требования к профессиональной подготовке учителя, в особенности к уровню его информационной компетентности. Сегодня мы все понимаем, что реальная компьютеризация  школы осуществится только тогда, когда проведение занятий по любому предмету с использованием компьютера станет обычным явлением. Но 2007 году, когда был оборудован  первый компьютерный класс, только небольшая группа учителей заинтересовалась его возможностями, пыталась  осваивать и применять компьютер в педагогической деятельности. Поэтому возникла необходимость в создании творческой группы педагогов «Поиск», в состав которой вошли учителя-информатики и учителя-предметники, владеющие персональным компьютером.

  Деятельность группы была направлена на:

  •  развитие у учителей имеющихся навыков работы с информацией и приобретение новых в условиях постоянного совершенствования компьютерного обеспечения;
  •  оказание помощи педагогам и учащимся в использовании средств информационно-компьютерных технологий;
  •  организацию работы школьных средств массовой информации с применением ИКТ.
  •  активизацию внедрения метода проектов;
  •  создание школьной медиатеки.

Членами группы была разработана  «Программа внедрения информационно-коммуникационных технологий в школьное образование».

Цель программы: формирование мотивации педагогов к использованию средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе

Как известно, «мотивация — побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности». Сегодня мы уверенны в том, что заставить учителя применять  ИКТ  на уроках и во внеклассной деятельности невозможно и не нужно. Необходимо создавать условия, при которых может произойти повышение  мотивации  к использованию новой технологии.

    На начальном этапе диагностико-аналитической лабораторией была проведена диагностика  членов педагогического коллектива «Мотивы трудового поведения», «Педагогические ценности учителя» Результаты наблюдения дали возможность, выяснить проблемы формирования ИК грамотности учителей и учащихся, составить  программу, с учётом мотивов трудового поведения, личностных ценностей педагога.

Как видите из таблицы, в начале работы внешние мотивы преобладали над внутренними

Доминирующий мотив

Кол-во респондентов

%

Внешние стимулы

8

24

Мотивы внешнего самоутверждения

9

27

Профессиональный мотив

10

33

Мотивы личностной самореализации

5

16

Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением. Использование ими новшеств носит случайный, эпизодический характер, часто, когда нужно дать открытый урок

Мотивы внешнего самоутверждения учителя (самоутверждение через внешнюю положительную оценку окружающих), иначе - мотив престижа. В таких случаях наблюдается тенденция превратить использование новых, эффективных методов в самостоятельную задачу, подчиненную не целям обучения, а цели личного успеха

Профессиональный мотив. В общем виде он выступает как желание учить и воспитывать детей. Характерным для данного вида мотивации является направленность инновационной деятельности учителя на учеников.

Мотивы личностной самореализации. Учителя, стремящиеся к самоактуализации, предпочитают творческие виды труда, открывающие явные возможности для саморазвития. Деятельность такого педагога отличает высокий уровень восприимчивости новшеств, постоянный поиск себя в этом новом, потребность в создании нового видения различных форм педагогической действительности. Если они оказываются связанными с профессиональными педагогическими мотивами, то практически исключается проявление мотивов самоутверждения. Такой учитель - это человек с высоким уровнем творческого потенциала, получающий удовлетворение в самой инновационной деятельности, которая имеет для него глубокий личностный смысл.

Программа работы творческой группы рассчитана на пять лет

План работы на первом этапе (2008-2009уч.год)

Направление

Мероприятия

Обучение педагогов основам компьютерной грамотности.

Обучающие курсах на  базе ГвардейскогоУВК.

Подготовка учащихся к обучению в условиях использования ИКТ.

Изучение предмета информатика с 5 класса.

Организация индивидуальных и консультаций во внеурочное время

Техническое оснащение школы

Приобретение компьютеров,

мультимедиа проектора, экрана.

Организация локальной сети

Мотивация учителей к использованию ИКТ в учебном процессе

Постоянно-действующий семинар «Современные педагогические технологии»

Заседания предметных кафедр «Проблемы формирования ИК грамотности учителей и учащихся»

Диагностика «Мотивы трудового поведения», «Педагогические ценности учителя»

В результате реализации первого этапа программы компьютерная грамотность (КГ) педагогов увеличилась на 24%

На втором этапе внедрения ИКТ (2009 – 2010) работа проводилась по следующим направлениям:

  •  специализированное повышение квалификации и курсовая переподготовка руководства и педагогического коллектива в области новых информационных и телекоммуникационных технологий;
  •  краткосрочные курсы повышения квалификации, организованные учителями информатики ОУ;
  •  педагогические советы, методические совещания,  методические дни, семинары, конференции по проблеме использования ИКТ;
  •  участие в городских мероприятиях, организованных УО, по проблеме использования ИКТ в учебном процессе;
  •  неформальное общение педагогов школы между собой и с коллегами из других ОУ на тему использования ИКТ в учебном процессе;
  •  неформальные консультации, наиболее ИКТ – компетентных сотрудников ОУ, которые с готовностью приходят на помощь коллегам в случаях затруднения использования ИКТ;
  •  работа над темой по самообразованию, связанной с внедрением ИКТ;
  •  обобщение и трансляция педагогического опыта в области использования ИКТ
  •  изучение и апробация проектной деятельности.

В этот период продолжил работу ПДС, начала работу педагогическая мастерская по совершенствованию КГ. Работа с документацией в электронном виде, педсоветы, совещания, заседания предметных кафедр, методсовета с использованием мультимедийного оборудования. У педагогов появилась потребность совершенствовать свои умения, овладевать новыми программами

В декабре 2009 года с целью приобщения учащихся к творческой и проектной деятельности, создания сообщества творчески активных учащихся, педагогов и родителей, расширения сферы их общения был проведён Фестиваль творческих работ «От творческого учителя к творческому ученику», который положил начало активной проектной деятельности

В результате реализации второго этапа программы КГ – 50% учителей и освоили компьютер на уровне пользователя.

Члены творческой группы «Поиск» стали участвовать в конкурсах, проводить мастер-классы не только в своей школе, но и в районе. В декабре 2009 г. на VI Всекрымском конкурсе педагогических инноваций творческая работа «Проект – составная имиджа учебного заведения» Гвардейского УВК заняла 1 место в номинации «Инновации в управлении учебно-воспитательным процессом» 

Третий этап (2010-2011) реализации программы стал самым результативным.

На базе библиотеки начал  работу информационно-методический центр, школа была подключена к Интернет, в кабинете физики установлена интерактивная доска, в кабинеты английского и украинского языка приобретены компьютеры. Гвардейский УВК с приходом  ИКТ  и Интернет активно начал работу по созданию школьных образовательных проектов.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную работу, предполагающую  использование  исследовательских и поисковых методов, творческих работ учащихся, работ с разнообразными источниками информации, несущими вариативные точки зрения.

С целью создания модели профессионально компетентного педагога современного ОУ успешно внедряется проект «Портфолио  как инструмент формирования ключевых компетенций, оценки и рефлексии деятельности учителя», защита проводится в форме презентации «Моя педагогическая философия»

На кафедрах организована групповая работа над долгосрочными проектами,  результативность которой отслеживается методической службой гимназии, презентация работы проходит на совещаниях, педсоветах.

Многие учителя Гвардейского УВК работают над специальными проектами. Например:

  •  Кульчейко Е.В. «Использование компьютерных технологий в исследовательской деятельности» (публикация в журнале «Відкритий урок: розробки, технології, досвід», № 12, 2010)
  •  Баранов В.И. Апробация проекта «Предпрофильная подготовка по физкультуре  учащихся  4-9 классов» (размещен на сайте «Освіта.ua.» и участвует в «Форуме педагогических идей «Урок»)
  •  Фастова И.Н.  «Театральные средства на уроках и во внеурочное время»
  •  Хараим Н.И. Исследование  «Метод проектов как форма развития общекультурной компетентности учащихся»

Учебный проект это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учителя и учащихся, имеющая главной своей целью – достижение общего результата. Организация проектной деятельности на уроках физики, химии, биологии и литературы позволяет участникам проекта проявить себя, попробовать свои силы в различных видах, формах, способах работы, где важно не воспроизведение знаний, а творческое их применение на практике.

С целью формирования мотивации к использованию информационно-коммуникативных компетентностей прошёл «Фестиваль науки и творчества» в форме защиты проектов; в ходе Недели науки состоялось открытое заседание школьного научного общества «Рыцари науки», на котором действительные члены МАН поделились опытом научно-исследовательской работы, а юные учёные попробовали свои силы в конкурсе «Ступени к успеху».

Необходимо отметить, что за этот период (2008-2011) увеличилось не только количество участников проектно-исследовательской деятельности, но и существенно изменилось качество данных работ, о чем свидетельствует увеличение призовых мест, занятых учащимися на районных конкурсах и научно-практических конференциях МАН

Подводя итоги третьего этапа реализации «Программы внедрения информационно-коммуникационных технологий в школьное образование», мы убедились, что проектная деятельность является не только мощным стимулом к повышению компьютерной грамотности, но и развивает у педагогов внутреннюю потребность в использовании ИКТ в своей педагогической деятельности.

Выводы 

Опыт педагогической деятельности показывает, что, активно используя в учебном процессе  проектные методы обучения и информационно-коммуникационные технологии, достигаются высокие образовательные результаты, необходимые для жизни в современном информационном обществе, а именно:

  •  У учащихся вырос интерес к урокам
  •  Вырос уровень удовлетворённости школьной жизнью учащихся и родителей
  •  Повысилась познавательная мотивация учащихся
  •  Выросло качество внеклассных мероприятий
  •  Ученики приобрели опыт участия в районных мероприятиях
  •  Повысился уровень коммуникативной компетентности учащихся

Что мы имеем на сегодняшний день? Каковы результаты формирования информационной компетентности учителей?

  •  Уверенно и регулярно используют ИКТ –36% педагогов.
  •  Могут сделать поурочное планирование с использованием ИКТ – 60%
  •  Подготовить урок с использованием ИКТ учениками – 52%.
  •  Подобрать программное обеспечение для учебных целей – 60%.
  •  Найти учебные материалы – 70%.
  •  Использование ИКТ для мониторинга развития ученика – 60%.
  •  Использование ИКТ для объяснения на уроке – 60%.

Динамика уровня формирования компьютерной грамотности учителей УВК

2008-2009

2010-2011

Компьютерная грамотность

%

%

владеют

8

24

30

90

Используют редко

5

15

18

54

Используют регулярно

-

-

12

36

Не владеют

25

75

3

10


 

Итак, для учащихся информационные технологии превращаются в ежедневный инструмент обучения, для преподавателей — в средство разработки учебных планов, а для администраторов — в источник непрерывного усовершенствования организации учебного заведения

Существуют и проблемы:

  •  Недостаточная материально-техническая база (приходится «записываться в очередь» в кабинет с мультимедийным аппаратом, интерактивной доской)  
  •  Большие временные затраты учителя для подготовки уроков с применением  ИКТ.
  •  Недостаточная психологическая готовность педагогов к  использованию ИКТ в учебном процессе. (Только 36% педагогов нашего УВК активно используют ИКТ)
  •  Материальные трудности, связанные с приобретением компьютера в личное пользование
  •  Слабое владение методикой проведения урока с применением  ИКТ.
  •  Отсутствие инженерно-технического обслуживания электронной аппаратуры

Некоторые из этих проблем мы можем решить своими силами, поэтому на следующий год мы ставим следующие задачи:

  •  Разработка методики использования ИКТ в учебном процессе
    •  Публикация учебно-методической информации в различных формах.
    •  Проведение конкурса «ИКТ в творчестве учителя».
    •  Проведение промежуточного мониторинга результатов работы учителей проблемной группы.
    •  Создание web-сайта школы
    •  Техническое оснащение школы

Все мы понимаем, что активное внедрение ИКТ в учебную, педагогическую, обслуживающую и управленческую деятельность школы позволит создать единую образовательную информационную среду, направленную на повышение качества и доступности образования и успешную социализацию учащихся. Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.

PAGE  6


201
1год

008 год

Динамика уровня развития ИКТ компетентности учащихся

низкий

средний

высокий

50%

40%

30%

20%

10%

0%


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36475. Неолитическая цивилизация 51.5 KB
  лесов быстро исчерпались Саванны – нет земледелия переселение в субтропики Неолитическая катастрофа выжило 1000 чел Начало новой ц.
36476. Древняя Персия 27 KB
  За помощь в осуществлении контроля над обществом им предоставлялась наибольшая политическая самостоятельность Частный интерес работает на общественный Внешняя политика Восточное побережье Эгейского моря Греция – колонии господство над торговлей в средиземном море Внешняя политика обусловлена экономической структурой: цель – экономически важные регионы.
36477. Древние Шумеры 30.5 KB
  долина рек Тигр и Ефрат Неблагоприятные условия сухой климат мало полезных ископаемых Тростник и рыба – самые доступные ресурсы Население сосредоточено в предморье и не углублялось во влажные равнины Увеличение численности населения перенаселение Технологии Сельскохозяйственные культуры ячмень эммера Одомашнен ряд животных быки овцы козы свиньи и ослы Примитивные технологии обработки меди Колесо Первые постройки из сырого глиняного кирпича Шумеры пытаются вести с х на новых землях строят системы очищения почвы....
36478. Понятия «цивилизация». Подходы к толкованию термина. Цивилизационная теория 93.5 KB
  Понятия цивилизация впервые употребил Виктор Мирабо в 1757 году в значении общего уровня культурного развития. Среди деятелей просвещения цивилизация ассоциировалась с концепцией прогресса стала идеалом интеллектуального и социального развития человечества. Отсюда ясно что цивилизация носила отрицательный оттенок.
36479. Структура цивилизация, ее основные элементы 73 KB
  технологический способ производства: орудия труда источники энергии предметы труда природные ресурсы технологии организация производства в плане технологий экономический способ производства структура воспроизводства обмен распределение экономическое управление социальнополитические отношения: социальные отношения национальные отношения политические отношения государственные отношения правовые духовный мир: наука культура образование мораль идеология или религия Все элементы цивилизационной...
36480. Динамика развития цивилизации, этапы ее развития на историческом примере 46.5 KB
  В истории человечества выделяют следующие глобальные цивилизации: неолитическую раннеклассовую античную средневековую индустриальную и наконец постиндустриальную цивилизации. Условия формирования античной цивилизации. Безусловно их наследие оказало определенное влияние на становление античной цивилизации тем не менее античный период в истории человечества дал рождение совершенно новым экономическим политическим и духовным институтам.
36481. Переходный период (смена цивилизаций): основные этапы и итоги 35 KB
  Механизм смены цивилизации Основные причины: внутренние противоречия в которых центральное место занимают потребности человека. Для производства материальных и духовных благ цивилизации приходится привлекать новые ресурсы средства труда источники энергии реализовывать новые экономические и политические схемы подавлять социальные конфликты и предлагать новый духовный продукт. Попытки удовлетворения потребностей нарушают сложившийся в цивилизации баланс и она не может удовлетворить потребности всех. Духовный мир чутко реагирует на эти...
36482. Переходный этап в развитии цивилизации на историческом примере перехода от раннеклассовой к античной 27.5 KB
  Переход между цивилизациями происходит в четыре этапа: латентный этап обвального хаоса патовая ситуация завершающий этап. На первом этапе происходит падение эффективности старого общества: возникают социальные противоречия разногласия между управленцами и исполнителями экономической функции и непрерывные войны которые с одной стороны истощали материальные ресурсы а с другой обогащали правящую элиту. Происходит возращение к родоплеменному типу отношений формирование общинного строя предполагающего управление общества вождем советом...
36483. Основные особенности и достижения неолитической цивилизации 32 KB
  Начало неолитической цивилизации связывают с неолитической революцией. Достижения неолитической цивилизации: Возникла первая форма собственности общинная собственность на землю; Появляется объекты собственности сельскохозяйственные земли пастбища охотничьи и рыболовные угодья; Возникает частная собственность при необходимости – защита частной собственности; Формирование первых политических институтов крупные межобщинные объединения; Духовный мир выходит на новый уровень возрастает уровень познания окружающего мира;...