55386

Ключи к познанию прошлого

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели занятия: Знакомство обучающихся с новым предметом – история. Развивать у обучающихся интерес к предмету, умения анализировать, рассуждать, аргументировать свою точку зрения. Учить ребят работать с учебником, с текстом, работать в группе, высказывать свою точку зрения, слушать мнение других.

Русский

2014-03-24

47 KB

57 чел.

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное учреждение

«Региональный центр развития образования»

Мастерская проектирования урока «История»

Тема проектного урока

«Ключи к познанию прошлого»

(вводный урок по истории Древнего мира, 5 класс)

Выполнили работу:

Изотова Т. А.

Калугин А. В.

Тарасов О. А.

Никитина О. А.

Сидорова Т. Н.

Руководитель мастерской:

Барская М. А.

2012 г.

Тема урока: Ключи к познанию прошлого

Цели занятия: 

1. Знакомство обучающихся с новым предметом – история.

2. Развивать у обучающихся интерес к предмету, умения анализировать, рассуждать, аргументировать свою точку зрения.

3. Учить ребят работать с учебником, с текстом, работать в группе, высказывать свою точку зрения, слушать мнение других.

Время реализации занятия: 45 минут

Необходимое оборудование и материалы: учебники, карточки с текстами, компьютер, мультимедийный проектор.

(класс заранее делится на группы)

Медиапродукт: презентация 10 слайдов (среда Power Point)

Приемы и методы, используемые на уроке: технология РКМЧП: «мозговой штурм»,  «ассоциации», «ключевые слова», «инсерт».

План занятия:

Вступительное слово учителя. (1 мин.)

В этом учебном году вы стали пятиклассниками и вам предстоит познакомиться с новыми школьными предметами. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым школьным предметом «история». И на первом уроке я предлагаю вам разобраться, что это за предмет и для чего нам нужно изучать историю.

  1.  Вызов (15 мин.)
  2.  Демонстрация фотографий, иллюстраций (археологические источники).
  3.  «Ассоциации». Учитель задаёт вопрос: «Какие ассоциации возникают у вас при просмотре данных слайдов?». После ответов обучающихся: «Что объединяет данные понятия?»
  4.  Учитель: а теперь, я предлагаю вам составить небольшой рассказ на тему: «История», используя следующие слова и понятия: история Отечества, исторический источник, археология, антропология, связь поколений.

Ребята, вам необходимо использовать в своем рассказе все предложенные слова и понятия, даже если вы точно не знаете их значения. Критика на этом этапе не допускается, а если вы допустите ошибки, то сами их исправите в конце урока.

- Каждая группа зачитывает свой рассказ:

  1.  Осмысление (15 мин.)

Учитель: сейчас, ребята, мы будем работать с новой информацией. Каждая группа будет работать со своим текстом, анализировать его, делая пометки на полях (? – не понял, - - думал иначе, + - новое, не слышал, V – знал, совпало). А затем вы обменяетесь полученной информацией.

- Работа с текстами.

1. Нить Ариадны. В одной древней легенде рассказывается о царевне Ариадне. На острове, где она жила, было очень сложное сооружение со множеством комнат, коридоров, перегородок. Его называли лабиринтом. Внутри этого лабиринта обитало чудовище.

На остров приплыл герой, который хотел избавить людей от чудовища. Ариадна дала герою волшебный клубок. Его нить протянулась по всем закоулкам и извилинам лабиринта. Герой убил чудовище, а потом с помощью нити Ариадны выбрался навстречу солнцу.

История - прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой переплетение событий, человеческих судеб, культур - настоящий исторический лабиринт. Историей также называется не только прошлое, но и наука, его изучающая. Наука история является нитью Ариадны в лабиринте прошлого. Она помогает проследить путь человечества во времени - от появления на земле наших далеких предков до сегодняшнего дня. Наш сегодняшний день завтра тоже станет историей.

Для каждого поколения прошлое - основание его жизни, фундамент для строительства будущего. Вы тоже звено в неразрывной цепи поколений. Без ваших родителей, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, без длинной череды предков не было бы нас и нашей сегодняшней жизни. А все, что вы сможете сделать в жизни, вы передадите своим детям и внукам. Значит, вы тоже часть истории, потому что историю творят люди, преобразуя мир и самих себя.

Знание истории необходимо для каждого образованного человека. Оно помогает ответить на важнейшие вопросы: кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? Этот учебник скрывает конец нити Ариадны. Откройте учебник и начните свой путь по лабиринту истории!

2. Периоды истории. История разворачивается во времени. Время можно сравнить с рекой, которая течет из прошлого через настоящее к будущему. Но даже самый большой корабль не может пройти по всей реке без остановок. Люди строят на берегах пристани, разделив реку на удобные для прохождения корабля отрезки.

Ученые тоже делят течение истории на большие промежутки времени - периоды и эпохи.

Период от появления первых предков человека до возникновения городов, государств и письменности называется предысторией или первобытностью. Собственно историю подразделяют на четыре больших периода: история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, новейшая история.

3. Вещественные исторические источники. О прошлом мы узнаем из исторических источников. Вещественные исторические источники - это оставшиеся от прошедших времен предметы, постройки, которыми пользуются ученые-историки для изучения истории.

Поисками вещественных свидетельств древнейшего прошлого человечества занимается специальная наука - археология. В тех местах, где жили люди, всегда остаются материальные следы - орудия труда, оружие, останки людей, остатки жилищ, черепки посуды и многое другое. Эти вещественные свидетельства скрыты, как правило, под толстым слоем земли, нанесенной временем.

Археологи делают раскопки, терпеливо снимая землю слой за слоем. Очень важно точно определить положение предмета в определенном слое земли. Это помогает установить время его появления.

При раскопках более поздних слоев находят глиняные таблички, каменные пластинки, на которых сохранились древние надписи, содержащие сведения о событиях, правителях, законах, повседневной жизни людей.

Первобытные люди приспосабливали для жизни пещеры, иногда покрывая их стены рисунками. В дальнейшем человек научился строить хижины, дома, а позже и храмы. Сохранившиеся до наших дней сооружения и произведения искусства могут многое рассказать о прошлом.

Благодаря сохранившимся останкам людей, мумиям, древним изображениям мы знаем, как выглядели наши предки. Ученые научились восстанавливать лица древних людей по их черепам. Изучением и восстановлением физического облика древних людей занимается наука антропология.

4. Письменные исторические источники. О прошлом мы узнаем из исторических источников. Письменные исторические источники - это оставшиеся от прошедших времен письменные тексты, которыми пользуются ученые-историки для изучения истории. Древние мифы, сказания, летописи повествуют о том, как наши предки представляли себе мир и свое место в нем, каким богам они поклонялись.

Особенно ценными источниками являются записи, сделанные людьми в древности и дошедшие до наших дней. Письменные источники позволяют узнать об исторических событиях, о жизни людей.

Сочинения древних авторов много раз переписывались в последующие эпохи. Они, как правило, дошли до нас в рукописях и пересказах более позднего времени.

Вы знаете, что и сегодня в отдаленных уголках земли существуют первобытные племена. Кроме того, многие народы и в наши дни сохранили традиции и обычаи своих предков. Их изучением занимаются науки этнология и этнография, помогающие нам представить жизнь людей в далеком прошлом.

В изучение первобытности и истории древнего мира вложен труд многих поколений ученых.

Но изучение это не может быть завершено никогда, потому что, пока существует человек, он будет стремиться узнавать новое, создавать все более полную и точную картину прошлого.

Исторические знания постоянно уточняются и обогащаются в результате изучения исторических источников. Ученые пишут статьи и книги, в которых объясняют причины, ход и последствия исторических событий, действия правителей, возникновение и судьбы цивилизаций. Если данных для полных научных выводов недостаточно, историки высказывают научные предположения - гипотезы.

В исторической науке существуют различные точки зрения на те или иные события прошлого. Ученые ведут между собой научные споры - дискуссии. Очень важно, чтобы историческая наука постоянно развивалась.

  1.  Рефлексия (10 мин.)

Учитель:  а теперь, ребята, давайте сравним ваши первоначальные представления и знания об истории с новой, полученной на уроке информацией. (ученики сравнивают написанные ими в начале урока тексты с новой информацией, находят ошибки, совпадение).

Сравниваем по следующим вопросам:

  1.  Что совпало с вашими представлениями?
  2.  Что не совпало с вашими представлениями?

- Ребята, почему наш урок называется ключи к познанию прошлого? (Ответы обучающихся)

IV.  Домашнее задание: (4 мин.)

- Сегодня на уроке мы начали знакомство с одной из величайших наук человечества. На последующих уроках вам предстоит узнать еще много интересного.

А я предлагаю вам дома составить вопросы к тексту на стр. 5 учебника.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26573. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ МОЛОКА 1.49 KB
  Молоко тщательно перемешивают и быстро чтобы механические частицы не осели отбирают 250 мл и выливают в прибор. Для ускорения фильтрации холодное молоко предварительно подогревают до 2030С когда все молоко профильтруется снимают фильтр с сетки и накладывают на эталон степень чистоты молока определяют сравнивая со стандартным эталоном. К первой группе относится молоко при фильтрации которого на фильтре отсутствуют частицы механических примесей ко 2ой группе если на фильтре имеются отдельные частицы к 3ей если на фильтре имеется...
26574. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНОСТИ МОЛОКА 2.63 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНОСТИ МОЛОКА. При добавлении в молоко несвойственных ему веществ или изъятий составных частей например жира оно считается фальсифицированным. где хэто колво воды Доплотность цельного мол30АД1плот. при добав соды в мол реакция щелоч.
26575. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ БЕЛКОВ В МОЛОКЕ 5.58 KB
  В настоящее время широкое распространение получил рефрактометрический метод определения белка в сыром молоке. Метод основан на измерении показателей преломления молока и безбелковой молочной сыворотки полученной из того же образца молока разность между которыми прямо пропорциональна массовой доле белка в молоке. Комплект для измерения массовой доли белка рефрактометр со шкалой массовой доли белка в диапазоне 0 15 и ценой деления 01 ИРФ464 и водяная баня закрытого типа для флаконов центрифуга для определения массовой доли жира в...
26576. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУХОВОГО ОСТАТКА МОЛОКА ЦЕЛЬНОГО И ОБЕЗЖИРЕННОГО 6.52 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУХОВОГО ОСТАТКА МОЛОКА ЦЕЛЬНОГО И ОБЕЗЖИРЕННОГО. Количество сухих веществ молока является показателем качества молока и его питательной ценности. В состав сухих веществ молока входят жир белок сахар минеральные вещества. Более постоянной величиной является сухой обезжиренный молочный остаток СОМО в состав которого входит белок сахар и соли молока.
26577. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОТНОСТИ МОЛОКА 5.19 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОТНОСТИ МОЛОКА Определение плотности молока производят в соответствии с требованиями ГОСТ 362584. Плотностью молока называют отношение массы молока при температуре 20 к массе равного объема воды при температуре 4С температура воды с наибольшей плотностью. Плотность цельного коровьего молока колеблется в пределах 1027 1033 кг мЗ. Плотность молока часто для краткости выражают не полным числом а только цифрами следующими за десятыми долями в градусах плотности отбрасывая две первые цифры 10 так как они всегда постоянны...
26578. ОСМОТР ТУШ И ОРГАНОВ УБИТЫХ ЖИВОТНЫХ В УБОЙНОМ ЦЕХЕ МЯСОКОМБИНАТА 4.74 KB
  ЛИВЕР подвешивают за кольца трахеи поворачивают средостением вскрывают бронхиальные и средостенные лимфоузлы прощупывают легкие разрезают легкие параллельно средостению отступя от него 1 см. Осматривают ПЕЧЕНЬ цвет размеры вскрывают портальные лимфоузлы разрезают печень вдоль 2 разрезами вскрывают желчные ходы. ПОЧКИ осматривают с поверхности прощупывают при необходимости вскрывают вскрывают почечные лимфоузлы. На мясокомбинатах скотобойнях и убойных пунктах лимфатические узлы туши вскрывают в том случае если к этому имеются...
26579. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ТОПОГРАФИИ ЛИМФОУЗЛОВ КРС, ОВЕЦ, СВИНЕЙ. ОСОБЕННОСТИ ТОПОГРАФИИ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ У РАЗНЫХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ 40.12 KB
  У КРУППОГО РОГАТОГО СКОТА И ОВЕЦ лимфатические узлы овальной формы окружены жировой тканью и имеют на разрезе серый или интенсивносерый цвет. По сравнению с крупным рогатым скотом некоторые лимфатические узлы у свиней отсутствуют. ЛИМФАТИЧЕСКИЕ УЗЛЫ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА. Передние средостенные лимфатические узлы расположены в средостении впереди от аорты слева от пищевода и трахеи некоторые у входа в грудную полость.
26580. ПАСТЕРИЗАЦИЯ МОЛОКА. ИЗМЕНЕНИЕ В МОЛОКЕ ПРИ РАЗНЫХ РЕЖИМАХ ПАСТЕРИЗАЦИИ 5.9 KB
  ПАСТЕРИЗАЦИЯ МОЛОКА. Пастеризация следовательно наиболее простой и дешевый способ обеззараживания молока. При пастбищном содержании скота микрофлора молока уничтожается нагреванием более полно чем при стойловом содержании. Перед пастеризацией необходима тщательная очистка молока.
26581. КИСЛОМОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ, ИХ ПИЩЕВОЕ, ДИЕТИЧЕСКОЕ И ЛЕЧЕБНОЕ ЗНАЧЕНИЕ 6.01 KB
  Усвояемость кисломолочных продуктов выше усвояемости молока т. Регулярное употребление в пищу кисломолочных продуктов способствует и укреплению нервной системы изза накопления в них крайне необходимых человеку витаминов синтезируемых молочнокислыми бактериями. Установлено что содержание витаминов в кисломолочных продуктах возрастает в результате и спиртового брожения. молочнокислые бактерии содержащиеся в кисломолочных продуктах способны приживаться в кишечнике человека и благотворно влиять на весь организм.