55392

Проектная деятельность на уроке технологии

Научная статья

Педагогика и дидактика

Обобщить знания о пищевом рационе режиме питания условиях приёма пищи и сформулировать правила рационального питания. Воспитывать бережное отношение к здоровью и продуктам питания.

Русский

2014-03-24

86 KB

3 чел.

Проектная деятельность на уроке технологии

Бородина Галина Константиновна, учитель 

Статья отнесена к разделу: Преподавание технологии 

Цель:

1. Обобщить знания о пищевом рационе, режиме питания, условиях приёма пищи и сформулировать правила рационального питания.

2. Развивать навыки проектной деятельности, экономических расчётов и работы на ПК.

3. Воспитывать бережное отношение к здоровью и продуктам питания.

Оснащение урока:

  •  компьютер, программа “Весёлый поварёнок”;
  •  технологические карты;
  •  памятка № 1- правила рационального питания;
  •  памятка №2 – критерии защиты проекта,
  •  карточки - меню (два варианта),
  •  плакат “Классификация блюд”;
  •  медали “ Весёлый поварёнок”;
  •  проекты.

Ход урока

1.Вступление.

- Девочки, мы изучили с вами большую тему “Кулинария”. На сегодняшнем уроке мы подведем итоги, обобщим знания, покажем умения и навыки. Вы готовы это сделать?

- Сегодня вы юные повара – хозяюшки! Я уверена, что вы самостоятельно сможете приготовить некоторые блюда и накормить семью.   Перечислите блюда, из которых можно составить меню для обеда.

(Перечисляются названия блюд).

- Молодцы! Вы уже много знаете. Эту тему мы будем изучать и в 6-ом, и в 7-ом кл., и ваши знания пополнятся новыми более сложными рецептами блюд.

2. Учитель:

- Предлагаю вашему вниманию такой рассказ. Я иногда попадаю в сложные ситуации. Моими соседями является семья из 4-х человек. Несколько раз мне приходилось бывать у них. Меня всегда удивляла организация их обеда. Дети сначала кушали шоколад, затем борщ, только потом салат или винегрет, на второе хозяйка подавала котлету и кусочек рыбы с гречкой, а после второго блюда съедается яблоко. Всё это заедается тортом или мороженым и, наконец, всё запивается морсом или компотом. Глава семьи такое питание считает правильным: дети сразу получают с пищей белки, жиры, углеводы и разнообразные витамины. Она думает, что это полезно для здоровья её подростков. Кто разделяет точку зрения хозяйки?

(Учитель ведёт беседу, опираясь на ответы учеников. Если нет нужных ответов, задаёт наводящие вопросы - подсказки:

- Вспомните слова: “Нельзя, не кушай, а то аппетит испортишь!”.

- Что это такое чего нельзя кушать, чтобы не испортить аппетит перед обедом? (Конфеты, шоколад….)

- Вспомните, какое блюдо за каким вам давали на обед в детском саду? Когда вы съедали яблоки, печенье? Одним словом, сладкое?

Если девочки сразу отвечают, что такое питание неправильное, учитель выясняет, почему неправильное и заключает:

- Существуют правила питания, которые позволяют питаться рационально, правильно, грамотно. Найдите в Толковом словаре, что значит слово „ рационально” (разумно)

- Я предлагаю вам всей бригадой составить правила приёма пищи, которые передам моим соседям. Перед вами меню моих соседей. (Приложение № 1)

-Посмотрите, что можно в нём изменить, убрать или переставить. (Девочки высказывают своё мнение, доказывая почему они делают перестановки в меню т. е. находят ошибки.)

- По окончании этой исследовательской работы запишите мнения на листочке.

3. Проверяется самостоятельная работа

- В каком порядке вы записали блюда? (Записи сравниваются, дополняются и исправляются)

4. Учитель вывешивает плакат, на котором расписана вся последовательность блюд для приёма пищи.

- Давайте, сравним ваши результаты с теми, что на плакате. ( Если есть ошибки, то их исправляют.)

5.Выработка окончательного варианта.

Учитель:

- Как Вы сформулируете первое правило?

НАДО ПРИНИМАТЬ ПИЩУ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.

Оформляется запись в рабочую тетрадь.

- Как вы считаете, зависит ли рациональное питание только от последовательности приёма блюд? (Дети высказывают своё мнение).

Учитель предлагает исследовать меню школьной столовой на весь ноябрь месяц. (Два варианта (Приложение № 2)).

Девочки, разбирая меню, решают, хочется ли им так питаться целый месяц, или нет, исправляют ошибки, делают вывод: блюда надо разнообразить, нельзя кушать одно и то же, потому что можно заболеть.

Учитель:

- Почему однообразная пища вредна для организма?

Приведите примеры, какие заболевания могут возникнуть, когда не хватает каких-то витаминов. (Снижается зрение, если не хватает витамина - А, человек часто болеет, если не хватает витамина-С, случаются заболевания кожи, костей, если нет витамина – Д…..)

- А от чего ещё можно заболеть?

(Можно заболеть от плохого качества блюда, если его неправильно приготовить, т. е. не выполнять первичную обработку: не мыть яйцо или не проверять его качество, если не мыть перед едой руки, фрукты, овощи, есть на улице на ходу.) - Кто вспомнит, почему надо мыть яйцо? (Если не мыть яйцо, то можно заболеть – сальмонеллезом).

- А что такое сальмонеллы? (Сальмонеллы - это микробы, вызывающие заболевания кишечника.)

Правильно, сальмонеллы – микробы они называются так в честь американского ученого Д.Э. Сальмона. Эти микробы вызывают острое, инфекционное заболевание. Человек заражается от продуктов животного происхождения (мяса, яиц, особенно утиных и гусиных), если при приготовлении пищи повар нарушает технологию приготовления или первичную обработку продуктов. Вот почему очень важно знать не только правила питания, но и правила приготовления пищи.

-Сформулируйте и запишите второе правило? ПИЩА ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗНООБРАЗНОЙ И КАЧЕСТВЕННОЙ.

- Хорошо, молодцы! Запишите второе правило. (Девочки записывают под диктовку).

- Девочки, существует ещё одна причина болезни, которая возникает, если человек ест не в одно и тоже время. Наш желудок не может работать целыми сутками. У него имеются определённые часы работы. В эти часы мы и должны принимать пищу, т.к. в желудке начинает вырабатываться желудочный сок. Нельзя утолять голод, например, съев один пряник. В таких случаях желудочный сок разъедает желудок, т.к. мы его раздразнили пряником, а кушать в полном объёме не стали. Вот поэтому принимать пищу надо 3-4 раза в день и в одно и то же время. Чтобы всё делать по часам, существует режим дня, режим питания.

- Чтобы наш желудок работал и отдыхал надо соблюдать …… (Надо соблюдать режим питания.)

- Вот вы и вывели третье правило. НАДО СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ПИТАНИЯ.

- Вспомните, что вы делали перед тем, как сесть за стол? (Мы его сервировали). Что значит „сервировали?” (Это значит, готовили стол к приёму пищи, т.е. накрывали скатертью, ставили цветы, тарелки и т.д.)

- Для чего нужно сервировать стол? (Красивый стол способствует хорошему аппетиту, лучшему пищеварению и усвоению пищи)

- Правильно! Это будет четвёртое правило рационального питания. Еще раз повторите его. НАДО СЕРВИРОВАТЬ СТОЛ. Хорошо, запишите и его.

6. Работа в группах.

Учитель:

- А сейчас закройте тетради, возьмите памятку и запишите все правила, не забывая начинать предложения с ключевого слова „НАДО”. (Приложение №3)

- Наиболее правильную запись я и передам соседям. Я посмотрю: чья бригада это сделает быстрее и правильнее, ту памятку я передам моей соседке – Татьяне.

(Бригады зачитывают свои работы)

- Девочки, а теперь на практике вы используете некоторые правила, предлагаю это сделать с помощью компьютера, программы “Весёлый поварёнок”, а чтобы вам было интересней, объявляю конкурс на лучшего “поварёнка”. Изготовлять будем сандвич с яичницей. (Учитель вызывает к доске ученицу написать слово сандвич). К какому блюду, вы отнесёте сандвич? (К бутербродам)

- Правильно, сандвич назван в честь англичанина сэра Сандвича и пишется с буквой - А, хотя говорим сэндвич. В программе “Весёлый поварёнок” поварёнок был не очень грамотен и допустил две ошибки, я надеюсь, что вы их найдёте. По результатам работы победители будут награждены медалями от “ ВЕСЕЛОГО ПОВАРЁНКА”. Для подсказки, даю вам технологические карты, в которых имеется план работы, цены на продукты и задание. (Приложение №4)

Возьмите тетради, подойдите к компьютерам, наденьте наушники, приступите к работе.

7. Практическая работа в программе “Весёлый поварёнок” - приготовление сандвича с яичницей.

Задание:

1) Приготовить сандвич с яичницей.

2) Выяснить какие питательные вещества входят в сандвич.

3). Подсчитать себестоимость сандвича.

4) Составить свой набор продуктов для сандвича.

8. Отчёт о проделанной работе.

Победители конкурса выходят к доске

и докладывают о проделанной работе. Детям задаются

дополнительные вопросы:

– Нашли ли вы ошибки поварёнка? Как называются кусочки обжаренного хлеба?

- Какую ошибку допустил поварёнок при выполнении первичной обработки яиц?

9. Подведение итогов учителем:

- Хорошо. На уроке вы занимались проектной деятельностью: проводили исследования, выводили правила рационального питания, исправляли ошибки в меню, выполняли практическую работу, показали, что вы умеете подсчитывать стоимость блюда, подобрали продукты для своего сандвича, и нам осталось показать, как вы умеете экономить продукты питания и защищать проекты.

- Первой защищать проект будет Даша. Можно пользоваться памяткой - по защите проекта. (Приложение №5) (Даша рассказывает, как готовила проект, что нашла и открыла для себя нового, чему научилась, пока выполняла проект, какие видит планы на будущее). Одноклассники задают вопросы: (Как определить качество продуктов? Как надо выполнять первичную и тепловую обработку овощей, чтобы сохранить витамины в продуктах. Как ты понимаешь выражение: экономное расходование продуктов.) Затем учащиеся оценивают проект, под руководством учителя, дают устную рецензию проекта, пользуясь критериями оценки проекта.

Вызываются для защиты проекта другие школьницы. Каждой ученице для выступления даётся 5-7 минут.

10. Заключение урока:

- Девочки! Вы заработали звание “ весёлый поварёнок”. Настоящие повара получают разряд, это зависит от образования и мастерства самого повара. Самые опытные повара получают высший разряд – 6-ой, а начинающие -3-ий или 2ой.

- Учитывая, что вы знаете правила рационального питания, умеете подсчитывать себестоимость блюд, знаете их питательную ценность, можете заниматься проектной деятельностью, вам присваивается звание “юного поварёнка” и вручается медаль “весёлого поварёнка” - 4-го разряда, а победителям конкурса -5-го разряда. (Девочкам вручаются медали).

- Вам понравился урок? Где в практической жизни будете применять те навыки, знания, которые вы получили на уроке?

11. - Кто защищает проекты на следующем уроке, дома ещё раз проверьте свои выступления, повторите вопросы, по которым вы составляете рецензию, оценку проекту. Спасибо, девочки, за урок.

Приложение № 1

МЕНЮ ТАТЬЯНЫ

  1.  Шоколад - 50 гр
  2.  Борщ - 100 гр
  3.  Салат или винегрет - 50 гр
  4.  Котлета и жареная рыба - 75 гр с гречкой
  5.  Яблоко - 50 гр
  6.  Торт или мороженое - 100 гр
  7.  Морс или компот - 250 гр

Приложение 2

МЕНЮ № 1

/ с 1-го - по 30 ноября 2004 г. /

  1.  Салат из солёных огурцов и квашеной капусты - 50 гр
  2.  Борщ овощной -150 гр
  3.  Рыбная котлета с манной кашей - 70 / 150 гр
  4.  Чай с сахаром. -250 гр

Найдите ошибки в меню.

МЕНЮ № 2

/ с 1-го – по 30 декабря 2004 г. /

  1.  Яйцо фаршированное со шпротами - 50 гр
  2.  Щи из кислой капусты - 150 гр
  3.  Жареная рыба с гречкой - 75/150 гр
  4.  Морс из апельсиновых корочек - 250 гр

Найди ошибки в меню.

Приложение 3

Памятка № 1

ПРАВИЛА РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ.

  1.  Помните, что каждое правило должно начинаться с ключевого слова НАДО
  2.  Помните, что рациональное питание включает в себя следующие понятия:

Рациональное питание

Пищевой рацион

Условия приёма пищи

 

Режим питания

Приложение 4

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

К-Я 5 кл.

  1.  Войди в программу “ Веселый поварёнок ”.
  2.  Из меню выбери приготовление сандвича с яичницей.
  3.  Для отчёта о проделанной работе войди в справочник и выясни, какие питательные вещества и витамины входят в продукты для данного сандвича.
  4.  Запиши результаты в тетрадь.
  5.  Войди в программу “ Калькулятор ”. Для этого щелкни мышкой по ярлыкам: ПУСК, ПРОГРАММЫ, СТАНДАРТЫ, КАЛЬКУЛЯТОР.
  6.  Включи память калькулятора, щёлкнув мышкой на кнопку МS.
  7.  Сосчитай, сколько стоят продукты для сандвича. Каждый результат введи в память, щёлкая мышкой на кнопку М+. Для получения конечного результата щёлкни мышкой на кнопку МR. Результат запиши в тетрадь.

 

РЕЦЕПТ

ЦЕНА

1.Яйцо - 6шт.

2. Масло раст. – 40 гр

3. Кетчуп - 40 гр

4. Салат - 50гр

5. Хлеб -4 кус.

6. Сливочное масло -40 гр

7. Соль - по вкусу

8.Сахар - по вкусу

1десяток- 28 руб.

1кг - 40 руб.

1 кг -30 руб.

100 гр - 10 руб.

1 кус. -0.5 руб.

1кг. -60 руб.

8. Закрой программу “ Калькулятор ”.
9. Составь свой сандвич, для этого поменяй набор продуктов по своему желанию. Запиши в тетрадь.
10. Отчитайся о проделанной работе.

Приложение 5

Критерии для рецензии проекта

  1.  Соответствие содержания проекта теме проекта и проделанной работе.
  2.  Качество проектного изделия.
  3.  Практическое использование проектного изделия.
  4.  Качество записей и наглядного материала, оформление проектной документации.
  5.  Ответы на вопросы.
  6.  Полнота знаний материала, выполненного проекта.
  7.  Культура речи.
  8.  Недостатки проекта. . Вспомните какие блюда за какими вам давали на обед в садике . на ответы учеников.я?вести правила рационального питания.
  9.  Защита проекта: а) доклад на 5-7 минут;

б) демонстрация изделия;
в) ответы на вопросы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40517. Классификация согласных по различным признакам 24 KB
  2 По способу образования по характеру преграды: смычные взрывные: чистые смычные например: [б] [г]. аффрикаты смычнощелевые например: [ц] [ч]. вибранты дрожащие например: [р] щелевые фрикативные однофокусные например: [j] [ф] [в] двухфокусные сложные щелевые шипящие щель образуется в двух местах. 3 По месту образования по активному органу: губные: губногубные билабиальные например : [п] губнозубные лабиодентальные например: [ф] язычные: переднеязычные: зубные например: [т]...
40518. Линейное членение звукового потока. Суперсегментные фонетические явления 30 KB
  Слоговые подходы к выделению и определению. Членение речевого потока на слоги происходит во всех языках мира. Слог минимальная произносительная единица речи состоит из одного или нескольких звуков. Методы выделения слога: Слог представляет звукосочетание за один выдох.
40520. Мёртвый язык 203.5 KB
  Обычно такое происходит когда один язык полностью заменяется другим языком как например коптский язык был заменён арабским а множество исконных американских языков были вытеснены английским французским испанским и португальским языками. Точная смерть языка также наступает в том случае когда язык претерпевает эволюцию и развивается в другой язык или даже в группу языков. Примером такого языка служит латинский язык мёртвый язык который является предком современных романских языков.
40521. Морфологическая классификация языков мира 22.5 KB
  Морфологическая классификация языков мира. выделял два типа языков: флективные корни изменяются нефлективные агглютинирующие механически связаны части слова.: предложил ввести третий тип языков: аморфные без грамматической структуры разделил флективные на синтетические и аналитические. фон Гумбольдт Учение о внутренней форме языка: ввел четвертый тип языков: инкорпорирующие полисинтетические уточнил понятие флективный язык: Шлегели менялась внутренняя флексия Гумбольдт включил фузионные аффиксальные языки ...
40522. Основные стадии развития письма 27.5 KB
  Письмо знаковая система фиксации речи передает информацию на расстоянии и времени. Первый этап развития начертательного письма письмо рисунками. Плюсы: в современных культурах пиктография вспомогательное средство общения : комиксы эмблемы на документах обучение детей помогает при международном общении при общении с неграмотными Идеография логография письмо понятиями отображение содержания с помощью символов. Древнеегипетское шумерское письмо.
40523. Принципы классификации звуков речи. Гласные и согласные 20.5 KB
  Гласные и согласные. акустический Гласные состоят из тона согласные либо из шума либо из шума тона. артикуляторный 1 при образовании гласных напрягается весь речевой аппарат при образовании согласных напряжение локализовано 2 по силе выдыхаемой воздушной струи при образовании гласных голосовая струя слабее 3 Функционально различаются по роли в слоге гласные слогообразующие согласные примыкают к ним 4 По сочетаемости.
40524. ПРИНЦИПЫ ФОНЕМОЛОГИИ 77.5 KB
  В языке нет и не может быть элементов не выделенных в известном определенном отношении к его семантической стороне или лучше сказать к характерной для данного языка системе семасиологизации и в этом смысле всякое языковое явление как предмет лингвистики конечно значимо . Однако отношение звуковой стороны к семантической может быть двояким: внеконтекстовые единства звуковых признаков выделенные в отношении к системе индивидуальных значимостей [7] в языке и будут лингвистическим соответствием психофонетической фонемы иначе значимых ...
40525. Синонимия, ее виды, источники и роль в языке. Антонимия. Языковая и контекстуальная антонимия 21.5 KB
  Антонимия. Языковая и контекстуальная антонимия. Антонимия. Речевая антонимия контекстная.