55417

МОДУЛЬ ГАНДБОЛ. ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ СЕКЦИЙ И СПОРТИВНЫХ КРУЖКОВ ДЛЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 4-11 КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Книга

Физкультура и спорт

Пояснительная записка Программа и тематический план занятий группы 1012 лет Тестовые вопросы теории гандбола группы 1012 лет Программа и тематический план занятий группы 1314 лет Тестовые вопросы для группы 1314 лет Программа и тематический план занятий группы 1516 лет Тестовые вопросы теории гандбола группы 1516 лет Самоконтроль спортсменов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одним из основных преимуществ ручного мяча является его простота. Овладевая различными навыками: быстрым бегом хорошей прыгучестью выносливостью...

Русский

2014-04-02

281.5 KB

26 чел.

 

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОДУЛЬ ГАНДБОЛ.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

СЕКЦИЙ  И СПОРТИВНЫХ КРУЖКОВ

ДЛЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

4-11 КЛАССОВ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Учитель-методист Гвардейского УВК

«Общеобразовательная  школа №2

 I-III ступеней  – гимназия»

Симферопольской районной                  государственной администрации

БАРАНОВ

ВАЛЕНТИН ИОСИФОВИЧ

                                                                                               

2010 г.


Содержание

  1.  Пояснительная записка
  2.  Программа и тематический план занятий группы 10-12 лет
  3.  Тестовые вопросы теории гандбола группы 10-12 лет
  4.  Программа и тематический план занятий группы 13-14 лет
  5.  Тестовые вопросы для группы 13-14 лет
  6.  Программа и тематический план занятий группы 15-16 лет
  7.  Тестовые вопросы теории гандбола группы 15-16 лет
  8.  Самоконтроль спортсменов


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из основных преимуществ ручного мяча является его простота. Эту игру можно организовать для мальчиков и девочек как в зале так и на открытых площадках. Площадки могут быть различными по размеру и по покрытию (грунт, асфальт, трава). Для игры требуется площадка, двое ворот и мяч.

Гандбол – динамичная, быстрая, захватывающая игра. Он обладает возможностями разностороннего воздействия на организм занимающихся. Овладевая различными навыками: быстрым бегом, хорошей прыгучестью, выносливостью, укреплением основных мышц, координацией движений, навыками броска мяча – можно с успехом сдавать учебные нормативы в процессе уроков в школе.

Особенностью игры в гандбол является высокая скорость движения игроков, быстрые и внезапные действия с мячом, взаимодействие с партнерами по команде, своевременная реакция на быстро изменяющуюся ситуацию, ведение спортивного силового единоборства (за мяч, за игровую позицию). Сама игра проходит с высоким эмоциональным настроем. В ходе игры возникают факторы, требующие коллективного взаимодействия, создаются острые положения игровых ситуаций в динамике спортивной борьбы. Все это создает положительные условия для эффективного воспитания детей, их общего развития.

        В секции гандбола принимаются девочки и мальчики в возрасте от 10 до 16 лет, допущенные школьным врачом к занятиям по физической культуре. Можно формировать дополнительные группы 8-10-летних детей по согласованию с учителями и врачом.

Основной формой работы секций являются учебно-тренировочные занятия в учебных группах, участие в различных соревнованиях.

Для занятий комплектуются учебные группы с учетом возраста, пола и степени спортивной и общефизической подготовки с учетом олимпийского цикла: младшая группа (10-12 лет), подростковая (13-14 лет), младшая юношеская (13-15 лет).

Одним из основных преимуществ ручного мяча является его простота. Эту игру можно организовать для мальчиков и девочек как в зале так и на открытых площадках. Площадки могут быть различными по размеру и по покрытию (грунт, асфальт, трава). Для игры требуется площадка, двое ворот и мяч.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Младшая группа – в ней основное внимание уделяется укреплению здоровья и закаливанию, всесторонней физической подготовке, развитию координации движений, быстроты, ловкости, гибкости, овладению основами техники игры в гандбол. Группа участвует в товарищеских и контрольных играх.

Подростковая группа – ее цель: дальнейшее укрепление здоровья и совершенствование физической подготовки, развитие физических качеств, необходимых для игры в гандбол. Изучение более сложных технических приемов и тактических действий в игре, сдачи контрольных нормативов. Участвует в товарищеских и командных играх.

Младшая юношеская группа – в ней внимание уделяется всестороннему физическому развитию, совершенствованию специальной физической подготовки за счет интенсивности учебно-тренировочного процесса. Повышение объема тренировок, совершенствование техники и тактики игры. Участие в календарных соревнованиях. Прохождение судейской практики. Знакомство с методикой тренировки.

Занятия в группах проводятся раздельно для мальчиков и девочек. В младшей группе объем тренировок – 192 часа, в подростковой группе – 240 часов, в младшей юношеской – 324 часа.

Тренировочные занятия проводятся ориентировочно согласно условий от 2-х до 3-х раз (и больше) в неделю. За основу берется исходя из положения 1 час 45 минут (Письмо МОНУ )

Прежде чем начать работу по созданию и работе в секциях гандбола нужно представить администрации школы Программу работы секций. Администрация школы утверждает Программу по представлению методического объединения школы. Затем программа представляется в районный методический кабинет для утверждения. После этого Программа предоставляется в КРИППО для местного применения, а затем для регионального применения в министерство образования АРК.

После этого можно использовать Программу для работы секций гандбола.

Учебный год начинается с 01.09 и заканчивается 31 мая. В каникулярные дни кружки работают по отдельному плану.

Руководители секций имеют право в течение 15 дней (с 1 по 15 сентября) на комплектование групп. В течение года можно доукомплектовывать группы.

Согласно Закону Украины «О внешкольном образовании» (ст. 18 п. 2) средняя наполняемость групп составляет 15 учащихся (Приказ МОНУ № 465 от 24.09.2003 г.).

После комплектации групп учитель (тренер) подает заместителю директора школы график занятий групп для утверждения.

Работу секций следует планировать в наименее загруженные дни недели. После уроков перед занятиями необходим перерыв. Если занятия продолжаются больше 1 академического часа в день в зависимости от их характера через каждые 45 минут организуется перерыв для отдыха со сменой деятельности.

Общее количество часов работы секции в неделю в Графике работы кружков должно соответствовать педагогической нагрузке руководителя.

График работы секций и кружков утверждается директором школы в начале учебного года.

Требования к ведению журнала планирования и учета работы секции

  1.  Журнал должен быть отдельный для каждой группы.
  2.  Журнал ведет лично руководитель секции.
  3.  Журнал заполняется ручкой синего или черного цвета.
  4.  Раздел «План работы» заполняется в начале года.
  5.  В разделе «Общие сведения о воспитанниках» указывается № п/п, Ф.И.О. ребенка, данные о родителях, домашний адрес, медицинская группа, № телефона.
  6.  Раздел «Вводный инструктаж по технике безопасности» заполняется в обязательном порядке с росписью ученика.
  7.  В разделе «Учет посещаемости» применяются следующие обозначения: «н» - отсутствие по неуважительной причине, «б»-отсутствие по болезни, «у» - отсутствие по уважительной причине.
  8.  В разделе «Учет работы секции» указывается № занятия, дата проведения (25.02), тема занятия, количество часов, подпись руководителя секции гандбола.
  9.  Учет рабочего времени в дни отсутствия детей в школе (карантин, учений ГО, дней Здоровья, турпоездок, походов на основании приказов директора школы, РОО) руководитель секции может вести в разделе «Методическая и практическая работа», указывая дату, содержание деятельности, количество часов, подпись.
  10.  На отдельной странице может вестись учет участия учеников секции в спортивно-массовых мероприятиях, турнирах, соревнованиях.

При подготовке к занятиям учитель должен составить конспект со структурой: № занятия, дата проведения, тема, цель, задачи, оборудование и инвентарь с указанием вида работы, групповая, индивидуальная работа и т.д. в основной части, заключительная часть.

Руководитель секции несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время занятий, за соблюдением санитарно-гигиенических правил. В группах в начале года выбирается староста, его заместитель, определяются задачи по организации работы группы для каждого.

Учебный год секции гандбола рекомендуется делить на два цикла: зимний и летний. Каждый цикл делится на три этапа: подготовительный, соревновательный и переходной. Периоды учебно-тренировочного процесса ориентировочно планируются следующим образом: в зимнем цикле – переходной этап: октябрь, подготовительный – ноябрь, декабрь, основной – январь – февраль. В летнем цикле – переходной этап – март, подготовительный – апрель- май, основной (соревновательный) – май – сентябрь.

В подготовительном периоде проводится комплектование групп, совершенствование общей физподготовки, сдача контрольных нормативов, развитие основных физических качеств, овладение техническими приемами

игры, совершенствование специальной физической и тактической подготовки, проведение товарищеских игр.

В основном, соревновательном, периоде ведется дальнейшее повышение общей и специальной физподготовки, совершенствуются приемы техники и тактики, осуществляется развитие моральных и волевых качеств, сплочение команды в боевой коллектив.

В переходном периоде, после соревнований учащимся необходим активный отдых. Для этого проводят гандбольные тренировки облегченного содержания и нагрузки.

Изучение теоретического материала программы осуществляется в виде 15-20-минутных бесед до или после теоретических занятий. В младшей группе беседы можно увеличить до 30 минут.

Занятия проводятся групповым методом (включая и индивидуальные занятия с личным заданием). Привлечение учащихся к судейству во время учебной деятельности под руководством тренера улучшает принятие правил игры, повышает квалификацию учеников.

В целях контроля за уровнем общей и специальной подготовки учащихся 2 (можно и 3) раза в год проводятся контрольные нормативы с тестовыми заданиями по теории гандбола.

Все занятия секций гандбола постоянно носят воспитательный характер. Ведь решение многих командных задач требует осмысленного отношения к ним самих занимающихся. Важным в этом вопросе является поддержка устойчивого интереса к занятиям, важности физического совершенствования, важность высокой организации занятий.

Для организации занятий секций гандбола необходимо следующее оборудование и инвентарь: площадка установленных размеров (гандбола, мини-гандбола), ворота с сеткой, мячи гандбольные (один на 2-х занимающихся), 8-10 стоек для обводки, доска демонстрационная, набивные мячи 1, 2, 3 кг, скакалки, экспандеры, гантели разного веса и т.д.

Тематический план занятий младшей группы (10-12 лет)

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

2

3

4

5

1

Физкультура и спорт в Украине

1

1

-

2

История гандбола. Гандбол в Украине

1

1

-

3

Правила игры в гандбол

2

2

-

4

Места занятий, инвентарь и оборудование

1

1

-

5

Правила гигиены и закаливание

1

1

-

6

Общая физическая подготовка

60

1

59

7

Специальная физическая подготовка

30

1

29

8

Техника игры в гандбол

62

1

61

9

Тактика игры в гандбол

24

1

23

10

Интегральная подготовка

6

1

5

11

Контрольные игры и соревнования

согласно плана спортивно-массовых мероприятий

12

Контрольные упражнения

4

-

4

13

Экскурсии, походы, посещение соревнований

согласно плана работы секции

ИТОГО:

192

11

181


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В УКРАИНЕ

Меры правительства Украины и Министерства образования и науки Украины для всестороннего физического развития школьников. Значение физической культуры и спорта для укрепления здоровья и закаливания организма. Система физической подготовки в Украине. Успехи спортсменов Украины на международных соревнованиях.

РАЗВИТИЕ ГАНДБОЛА В УКРАИНЕ. ИСТОРИЯ ГАНДБОЛА

Краткая характеристика игры. Кто, где и когда придумал игру в гандбол. Значение гандбола в укреплении здоровья и физического развития. Достижения гандболистов Украины, история гандбола в Украине. Мини-гандбол.

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ И ЗАКАЛИВАНИЕ

Общие гигиенические требования к занимающимся гандболом. Закаливание, использование естественных факторов природы. Режим дня, труда, отдыха. Гигиена сна, одежды, обуви. Предупреждение травматизма. Первая помощь пострадавшему. Водные процедуры.

ПРАВИЛА ИГРЫ В ГАНДБОЛ

Разметка поля, инвентарь. Составы команды. Права и обязанности игроков, капитана команды. Нарушение правил, наказание. Основные правила игры с мячом и без мяча. Правила игры в мини-гандбол. Виды соревнований.

МЕСТА ЗАНЯТИЙ, ИНВЕНТАРЬ И ОБОРУДОВАНИЕ

Площадка, ее оборудование, разметка. Ворота, площадка вратаря. Стойки для обводки, амортизаторы, мячи, мишени для бросков в цель, поролоновые маты. Спортивная форма игроков, номера.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Упражнения для рук и плечевого пояса:

Различные движения рук, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, отталкивание стоя у стенки (расстояние 70-90 см), вращение рук. Упражнения с отягощением. Наклоны, повороты, пружинящие упражнения. Упражнения с медболом (1-2 кг), стоя, лежа, сидя на коленях. Вращение набивного мяча в разных плоскостях. Броски и ловля набивного мяча. Использование экспандеров, амортизаторов (упражнения на месте и в движении).

Упражнения для ног, шеи и туловища:

Различные прыжковые упражнения (многоскоки, на одной ноге, на двух ногах). Сгибание и разгибание ног (приседания, выпады, выпрыгивание). Отведение и приведение ног. Махи ногой в различных направлениях. Напрыгивание на препятствие и перепрыгивание препятствий. Различные наклоны, вращение туловищем, поднимание туловища из положения лежа, держание угла в положении сидя. Вращение и повороты головы, наклоны головы.

Упражнения для развития силы:

Подтягивание в висе лежа, на высокой перекладине, лазание по канату, сгибание рук в упоре на брусьях. Приседания с небольшим грузом. Прыжки с отягощением. Упражнения с набивными мячами (2-3 кг).

Упражнения для развития быстроты:

Бег 15, 20, 30, 60 м. Бег по лестнице вверх, повторный, интервальный бег, бег по пересеченной местности. Бег с изменением направления бега. Подвижные игры на скорость.

Упражнения для развития гибкости:

Общеразвивающие упражнения с большой амплитудой. Пассивные наклоны, растяжки с помощью партнера, упражнения с гимнастической палкой, акробатические упражнения.

Упражнения для развития ловкости:

Челночный бег 3х3, 6ъ6, 9х4. Ходьбы с разнонаправленностью движений руками. Упражнения на координацию. Кувырки, перекаты, падения. Упражнения в равновесии. Подвижные игры.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:

Прыжки в высоту через препятствия разной высоты. Прыжки с места на дальность (тройной с места). Многократные прыжки с ноги на ногу. Прыжки в глубину. Бег по воде, песку, снегу. Бег и прыжки с отягощением. Комбинированные эстафеты с прыжками, бегом. Метание мяча (150 г), теннисного мяча, гандбольного мяча.

Упражнения по развитию общей выносливости:

Бег равномерный 300-1200 м. плавание без учета времени. Бег до 5 минут. Кросс 300-500 м. спортивные игры длительностью более 20 минут тайм.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Упражнения для развития быстроты движений и прыгучести:

Различные ускорения из различных положений. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Ускорение по зрительно воспринимаемым сигналам, по слуховым, вдогонку за партнером, за овладение мячом, за летящим мячом с заданием поймать. Бег с изменением направления на определенных участках, по сигналу. Многократные прыжки: на одной ноге, двух, на дальность, на высоту. Выпрыгивание из приседа на высоту, толкаясь двумя и одной ногой (тоже с отягощением). Прыжки с последующим ускорением. Прыжки через скакалку, различные эстафеты.

Упражнения для развития качеств, необходимых для развития броска:

Различные броски набивного мяча (1 кг), от груди, сбоку, сверху, снизу. Броски набивного мяча двумя руками: сверху, снизу, через спину. Метание теннисного мяча и мяча для метания с места, с разбега, в прыжке на дальность. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скорость. Упражнение для кистей рук без отягощения, с отягощением, с гимнастической палкой. Различные передвижения на кистях в упоре лежа. Имитация бросков, используя амортизатор, гантели. Метание мячей различных по объему и весу. Броски в цель с места и после движения. Жонглирование мячами, ведение без зрительного контроля, ведение 2-х мячей. Различные спортивные игры с мячом (волейбол, футбол, регби, бейсбол).

Упражнения для развития игровой ловкости:

Ходьба и бег с подбрасыванием и ловлей мяча, ловля после падений, поворотов, приседаний, кувырков с дальнейшим броском в цель. Броски в стенку с последующей ловлей мяча на различном расстоянии (1-9 м). ловля в момент перепрыгивания препятствия. Выпрыгивание с гимнастического

мостика с выполнением различных движений с мячом и без мяча (с задачей сохранять вертикальное положение тела). «Перестрелка» с заданием.

Упражнения для развития специальной выносливости:

Многократные упражнения в беге, прыжках, бросках, выполнении тактических действий. Учебные игры с удлиненным временем. Круговые тренировки (скоростно-силовые, специальные). Режим интенсивности нагрузки ЧСС – малая – 130 уд.мин., средняя – 130-150 уд.мин., большая – 150-170 уд.мин., высокая 170-ивыше уд.мин. В младшей группе применяются нагрузки малой и средней интенсивности. Допускаются кратковременные нагрузки большой интенсивности с длительными паузами отдыха.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Владение мячом:

Понятие о терминологии и классификации технических приемов. Понятие о техники игры. Основные технические приемы: стойки игроков и вратаря, нападающего и защитника. Перемещение, передачи и ловля мяча на месте и после перемещения. Ловля мяча, летящего на разных уровнях. Передачи в разных направлениях и на дальность, точность.

Техника нападения (индивидуальная):

Броски после ведения и передач. Обучение технике безопорного броска. Передачи одной рукой сверху, сбоку, от плеча, снизу, с разной высотой и силой. Броски с углов с применением двухходовых финтов. Техника броска с 7-ми метров, броски с ходу в противоположные углы от направления движения игрока. Броски с дальних дистанций. Применение перекидки. Обыгрывание игрока вправо, влево. Групповые действия: умение играть персонально. Обыгрывание двумя одного защитника. Обыгрывание скрещиванием, использование «быстрого отрыва». Постановка заслонов.

Техника игры вратаря:

Стойки, перемещение  в воротах. Ловля, гашение, отбивание мяча двумя и одной рукой. Отбивание мяча ногами: прямого, летящих в нижние углы, «полушпагаты», введение мяча в игру. Взаимодействие с защитниками.

Техника игры защитника:

Стойки, перемещения, выходы. Блокирование бросков, персональная опека, обманные действия, перехват мяча. Переключение от защитных действий к нападению.

ТАКТИКА ИГРЫ В ГАНДБОЛ

Понятие о тактике. Содержание и значение тактики. Индивидуальная, групповая, командная тактика нападения и защиты.

Тактика нападения:

Расстановка игроков. Функции и задачи нападающих.

Индивидуальные действия:

Индивидуальный «прессинг» своего защитника, подстраховка партнеров, выбор места, освобождение от защитника, выполнение финтов, бросков, взаимодействия с партнером, понятие о передачах.

Групповые действия:

Взаимодействие двух игроков против двух нападающих, трех против двух. Простейшие комбинации «двойка», «тройка», «заслон центру».

Командные действия:

Стремительное нападение, позиционное нападение с одним линейным игроком. Разыгрывание стандартных положений (угловой бросок, свободный бросок, штрафной бросок).

Тактика защиты. Индивидуальные действия:

Занятие позиции, техника перемещения, персональная опека нападающего с мячом и без мяча, перехват мяча, блокировка бросков, блокировка бросающей руки. Освобождение от заслона, «связывание» нападающего.

Групповые действия:

«Разбор» игроков, смена подопечных, переключение, подстраховка, групповое блокирование броска, взаимодействие с вратарем, действия в меньшинстве.

Командные действия:

Зонная защита 6:0, 5:1. защита против различных систем нападения. Переключение от защиты к нападению.


ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

  1.  Эстафеты и подвижные игры со специальными задачами для воспитания быстроты реакции, ориентировки и точности движений.
  2.  Упражнения для сочетания изученных приемов игры: ловля-передача, ловля-бросок, ловля-ведение-бросок и т.д.
  3.  Подготовительные игры: «борьба за мяч» с удержанием мяча, «мяч капитану», «охотники и утки» и т.д.
  4.  Мини-гандбол.

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ

№ п/п

Нормативы

Мальчики

Девочки

10

11

12

10

11

12

В начале года

1

Бег 30 м, сек

5,8

5,4

5,0

6,0

5,6

5,2

2

Прыжок в длину с места, см

150

160

170

140

150

160

3

Метание теннисного мяча, м

30

33

36

20

23

25

4

Ведение мяча, сек

6,8

6,4

6,0

7,0

6,6

6,2

5

Броски на точность (теннисный мяч)

5

6

7

5

6

7

6

Передачи в цель за 10 сек

12

13

14

12

13

14

По окончанию года

1

Бег 30 м, сек

5,4

5,1

4,9

5,6

5,3

5,1

2

Прыжок в длину с места, см

170

175

180

160

165

170

3

Метание теннисного мяча, м

35

37

38

25

26

28

4

Ведение мяча, сек

5,9

5,6

5,4

6,0

5,8

5,6

5

Броски на точность (теннисный мяч)

6

7

8

6

7

8

6

Передачи в цель за 10 сек

15

16

17

15

16

17

Тестовые вопросы для младшей группы (10-12 лет)

Вопрос № 1. Какой год принято считать годом рождения гандбола?

  1.  1909
  2.  1889 – верный ответ
  3.  1972
  4.  1930

Вопрос № 2. Место, где «родился» «хаанбольд» - предшественник гандбола:

  1.  Венгрия
  2.  Чехия
  3.  Англия
  4.  Дания – верный ответ

Вопрос № 3. Автор первых правил в гандболе:

  1.  Хольгерд Нильсен – верный ответ
  2.  Эдуард Малы
  3.  Игорь турчин
  4.  Евгений Ивахин

Вопрос № 4. С каким гандбольным деятелем связана история гандбола Украины?

  1.  Зинаида Турчина
  2.  Эдуард Малы – верный ответ
  3.  Владимир Евтушенко
  4.  Евгений Ивахин

Вопрос № 5. Год утверждения 1-х международных правил:

  1.  1930 – верный ответ
  2.  1910
  3.  1946
  4.  1936

Вопрос № 6. Какое количество игроков на площадке предусматривали первые правила?

  1.  11х11
  2.  6х6
  3.  7х7 – верный ответ
  4.  5х5

Вопрос № 7. В каком году гандбол был включен в Олимпийские виды спорта?

  1.  1943
  2.  1936 – верный ответ
  3.  1910
  4.  1972

Вопрос № 8. Размеры современного гандбольного поля:

  1.  25х45 м
  2.  28х15 м
  3.  40х20 м – верный ответ
  4.  45х18 м

Вопрос № 9. Какое наказание отдельного игрока приводит к игре в меньшинстве на 2 минуты?

  1.  красная карточка
  2.  желтая карточка
  3.  дисквалификация
  4.  удаление на 2 минуты – верный ответ

Вопрос № 10. Какой размер ворот в гандболе?

  1.  3х2 м – верный ответ
  2.  5х3 м
  3.  4х3 м
  4.  4х2 м

Вопрос № 11. Какой бросок в гандболе выполняется один на один с вратарем за 3 сек?

  1.  9-метровый свободный бросок
  2.  бросок с углового
  3.  7-метровый бросок – верный ответ
  4.  начальный бросок

Вопрос № 12. Какая линия на площадке имеет ширину 8 см?

  1.  центральная линия
  2.  линия ворот – верный ответ
  3.  4-х-метровая линия выхода вратаря
  4.  «усики» коридора замены

Тематический план занятий по гандболу подростковой группы

13-14 лет

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

2

3

4

5

1

Физкультура и спорт в Украине

1

1

-

2

Развитие гандбола в Украине и зарубежом

1

1

-

3

Врачебный контроль

2

2

-

4

Правила игры, организация и проведение соревнований

4

4

-

5

Общая физическая подготовка

58

1

57

6

Специальная физическая подготовка

50

1

49

7

Техника игры

62

1

61

8

Тактическая подготовка

38

1

37

9

Интегральная подготовка

20

1

19

10

Соревнования по гандболу

согласно календаря

11

Выполнение контрольных нормативов

4

-

4

ИТОГО:

240

13

227

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В УКРАИНЕ

  1.  Гандбол в системе спортивной подготовки в Украине. Виды спортивных игр. Спортивная классификация в гандболе. Роль школьного гандбола в Украине.
  2.  Развитие гандбола в Украине и за рубежом. Гандбол в Украине. Развитие гандбола в Украине и за рубежом. Достижения украинского гандбола. Гандбол в спартакиаде школьников Украины.

Медико-педагогический контроль

Строение организма человека. Связочный аппарат и его функции. Мышцы, их значение. Основные группы мышц, их развитие и укрепление. Влияние физических упражнений на здоровье и спортивные достижения. Самоконтроль. Значение волевых качеств и психологической подготовки в повышении спортивных достижений. Первая помощь при травмах.

ПРАВИЛА ИГРЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ГАНДБОЛУ

Изучение правил соревнований. Сущность и техника судейства, их обязанности, терминология, жесты. Виды соревнований. Системы проведения соревнований: круговая, с выбиванием, смешанная. Практическое судейство под руководством учителя.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.

Упражнения для рук и плечевого пояса:

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Вращение рук в разных плоскостях. Вращение рук в локтевых суставах. Упражнения для кистевых суставов.

Упражнения для ног, шеи, туловища:

Круговые движения туловищем, повороты, наклоны. Наклоны, повороты головы. Поднимание туловища из различных положений (лежа на полу, на боку, животе, на гимнастической скамейке). Угол в упоре сидя. Сочетание упражнений, используя нагрузку. Приседания, выпрыгивания, выпады. Отведение и приведение ног. Махи ногами. Прыжки, толкаясь одной ногой от опоры со сменой ног. Запрыгивание на опору. Движение с нагрузкой.

Упражнения для развития силы:

Подтягивания, отталкивания от пола руками. Переноска груза. Лазание по канату, передвижения на руках с помощью партнера. Упражнения с отягощениями на скорость.

Упражнения для развития быстроты:

Повторное пробегание отрезков 10, 15, 20, 40 м с высокой скоростью. Бег по зрительным и звуковым сигналам. Ускорения из различных положений. Эстафеты на скорость.

Упражнения, развивающие ловкость:

Падения, кувырки. Бег с изменением направления по заданию, по сигналам. Переноска нескольких мячей одновременно. Игры с ловлей, передачей мячей.

Упражнения, развивающие гибкость:

Акробатические упражнения, упражнения с большой амплитудой движения. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой. Упражнения на гимнастической стенке, скамейке.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:

Прыжки в высоту и длину (с места и разбега). Многократные прыжки с ноги на ногу. Перепрыгивание предметов, прыжки с грузом. Метание утяжеленного мяча. Поднимание из упора присев незначительного груза на количество раз и скорость.

Развитие общей выносливости:

Бег равномерный до 1500 м. дозированный бег без учета времени.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Развитие быстроты движений и прыгучести:

Различные ускорения из различных положений (сидя, лежа, стоя) лицом вперед, боком, спиной. Ускорение по зрительно воспринимаемым сигналам, вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом. Бег за лидером (зигзагом, спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег с остановкой по сигналу и резким изменением направления. Прыжки на одной ноге, двух ногах (на дальность, количество прыжков на определенной дистанции). Прыжки в стороны, с отягощением. Подвижные игры: «салки», «день и ночь», «вызов номеров», «третий лишний», «невод» с включением прыжков.

Упражнения, развивающие игровую ловкость:

Подбрасывание, ловля, перебрасывание мяча из руки в руку (перед собой, за спиной). Ловля мяча после прыжков, приседаний, падений. Ведение 2-х мячей, ведение по гимнастической скамейке. Метание гандбольного мяча в цель. Броски мяча в стенку с последующей ловлей. Ловля мяча после приседания, поворота, прыжка. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Бег с различной частотой шагов. Эстафеты с прыжками, бегом, изменением частоты шагов, направления, с ловлей, передачами и бросками мяча. Подвижные игры: «салки», «на чьей стороне окажутся сразу 2 мяча» и т.д.

Упражнения, необходимые для развития броска:

Отталкивание кистями от стенки, изменяя расстояние (руки прямые). Падение из различных положений на руки. Имитация бросковых действий из различных положений (следить за работой кисти) из опорного и безопорного положения. Упражнения с гантелями, булавами, кистевыми экспандерами. Применение при бросковых упражнениях амортизаторов. Метание мячей различного объема и веса (мужского, женского, гандбольного, медбола (1 кг) на точность, дальность, быстроту. Удары нападающие в волейболе, в прыжке. Броски мяча через веревочку, волейбольную сетку в прыжке. Броски в мишени теннисным мячом. Подвижные игры с бросками.

Упражнения, развивающие игровую выносливость:

Многократные повторные упражнения в многоскоках, беге. Многократно-повторные действия при отработке технических действий. Круговая тренировка в технике и физической подготовке (при ЧСС – 150-180 уд.мин.).

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТЕХНИКА НАПАДЕНИЯ

Перемещение:

Бег с изменением скорости передвижения, бег зигзагом, бег с прыжками в стороны. Бег боком, спиной вперед.

Владение мячом:

Ловля и передача мяча на месте, в движении, в «отрыв». Ловя мяча одной рукой без захвата пальцами. Передача хлестом сверху, сбоку с места и с разбега, в опорном положении и в прыжке партнеру, движущемуся в одном направлении, в противоположном направлении. Передачи мяча в движении без смены мест и со сменой мест. Аритмичный бег. Ведение «перебросом», ведение с изменением направления движения. Ведение с преследованием. Броски сверху, сбоку, прямые и с отражением от пола. Броски в ворота с различных направлений с прыжка. Броски с 1 шага, с 2-х, 3-х. семиметровые броски различными способами: толчок влево – бросок вправо, толчок вправо – бросок влево и т.д. техника броска в падении с 7 метров и линии. Применение скрытых передач.

Групповые действия:Организация стремительного нападения (после срыва атаки своих ворот). Параллельное взаимодействие 2-х нападающих против одного и двух защитников («стягиванием», постановкой заслона).

Командные действия:

Нападение против персональных действий защитников, против организованной защиты, с использованием линейного игрока, заслонов, финтов, комбинаций: «растяжка», «стяжка», «волна» и др.

ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ

Индивидуальные действия:

Перемещение, скрытый уход от заслона. Ускорение, челночный бег 3х3, 6х3, 8х3. совершенствование ранее изученных приемов. Блокировка бросков (индивидуальная и групповая). Блокирование игроков нападения. Противодействия: вырывание, выбивание, перехват мяча. Взаимодействие с вратарем. Выбор позиции вратарем, взаимодействие с защитником. Перемещение, организация «отрыва», техника отбивания мяча.

Групповые действия:

Подстраховка атакуемого партнера. Создание большинства в месте атаки. Организация атаки в «отрыв».

Командные действия:

Передвижение игроков в сторону передачи мяча, групповое блокирование бросков. Выход на атакующего игрока с подстраховкой его места в защите.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Тактика нападения. Индивидуальные действия:

Скрытый уход от защитника и выбор места для взаимодействия с партнерами. Применение обманных действий на перемещение и открытый уход с мячом и без мяча. Скрытые передачи партнеру. «Увод» защитника с места финтом ложной атаки. Броски с закрытой позиции. Укрывание мяча с последующей резкой передачей атакующему игроку.

Игра вратаря:

Подстраховка против быстрого прорыва.

Групповые действия:

Параллельное взаимодействие 2-х, 3-х нападающих. Организация взаимодействий при стремительном отрыве. Внутреннее скрестное взаимодействие.

Командные действия:

Взаимодействия при угловых, свободных бросках. Позиционное нападение (5:1, 4:2), поточное нападение, игра при преимуществе и в меньшинстве. Стремительное нападение.

ТАКТИКА ЗАЩИТЫ

Индивидуальные действия:

Действия игрока без мяча и с мячом при «персональной опеке». Выбор места перед защитником. Перехват и отбор мяча. Взаимодействие с вратарем.

Групповые действия:

Переключение на другого игрока. Личная защита по всему полю. Опека после потери мяча. Стандартные связки. Смена подопечных при заслоне, подстраховка.

Командные действия:

Личная защита на своей половине поля. Зонная защита 5:1, 4:2, 3:3. Комбинированная защита 4х1, 4х2. Действия при розыгрыше стандартных положений. Защита в меньшинстве.  

Игра вратаря:

Выбор позиции относительно атаки, руководство действиями защиты.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

  1.  Упражнения для развития необходимых физических качеств.
  2.  Упражнения скоростно-силового характера.
  3.  Упражнения в совершенстве приемов техники посредством их многократного повторения.
  4.  Упражнения в сочетании приемов техники.
  5.  Переключение в выполнении тактических действий, технических действий в нападении, защите.
  6.  Упражнение для воспитания зрительной памяти, ориентировки: различные перестроения партнеров, использование зрительной сигнализации.
  7.  Подвижные игры, подводящие игры.
  8.  Учебные игры (непродолжительные) с задачами, включающие пройденный материал (атака только из-под заслона, только из безопорного положения и т.д.) техники и тактики.

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ

№ п/п

Требования

Девочки

Мальчики

1

Бег 30 м

5,0-5,3

4,9-5,2

2

Прыжок в длину с места

170-180

180-190

3

Метание (теннисный мяч)

28-30

38-40

4

Ведение 30 м

5,4-5,8

5,3-5,7

5

Передача мяча в цель

16-18

16-18

6

Броски на точность

7

7

Тестовые вопросы для средней группы (13-14 лет)

Вопрос № 1. Какое правило неверное?

  1.  игрок с мячом в руках может сделать три шага
  2.  гол засчитывается, когда мяч всей окружностью перешел линию
  3.  при выходе мяча за лицевую линию от защитника назначается угловой
  4.  при розыгрыше свободного броска игрок соперника находится (должен) на расстоянии 5 м

Вопрос № 2. Сколько мячей должно быть на судейском столе пере игрой?

  1.  1
  2.  2 – верный ответ
  3.  больше 2
  4.  ни одного

Вопрос № 3. Какие из судей не являются гандбольными?

  1.  главный судья
  2.  секундометрист
  3.  судья, ведущий счет
  4.  судья на площадке
  5.  судья на боковой линии – верный ответ
  6.  судья при замене – верный ответ

Вопрос № 4. Какие факторы объясняют высокие требования к физической подготовке спортсменов?

  1.  качественно новый уровень спортивных достижений – верный ответ
  2.  увеличенная способность гандболистов оперативно выбирать двигательные действия
  3.  смена принципов тренировки

Вопрос № 5. Какие двигательные качества необходимы вратарям?

  1.  координация – верный ответ
  2.  ловкость при ведении мяча
  3.  бросковая выносливость
  4.  прыгучесть – верный ответ

Вопрос № 6. Каково количество физических качеств (базовых)?

  1.  7
  2.  6
  3.  5 – верный ответ
  4.  4

Вопрос № 7. Для воспитания какого физического качества используются упражнения с большой амплитудой движения, махами?

  1.  скорость
  2.  гибкость – верный ответ
  3.  ловкость
  4.  сила
  5.  выносливость

Вопрос № 8. Виды гибкости:

  1.  специальная
  2.  активная – верный ответ 
  3.  пассивная – верный ответ
  4.  относительная

Вопрос № 9. Какой технический прием полевого игрока в нападении позволяет передвигаться по площадке в любом направлении и на любое расстояние?

  1.  стойка игрока
  2.  броско мяча в ворота
  3.  финт
  4.  ведение мяча – верный ответ

Вопрос № 10. Овладение мячом при передаче соперников - …

  1.  перехват – верный ответ
  2.  выбивание
  3.  блокирование

Вопрос № 11. Основные действия в профессиональной деятельности вратаря:

  1.  стойки и передвижения
  2.  прием мяча
  3.  отбивные действия – верный ответ 
  4.  обманные действия

Вопрос № 12. Какой бросок нужно изучать, начиная из заключительной фазы?

  1.  штрафной бросок
  2.  бросок в опорном положении
  3.  бросок в безопорном положении
  4.  бросок в падении – верный ответ

Тематический план занятий младшей юношеской группы (15-16 лет)

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Физическая культура и спорт в Украине

2

2

-

2

История развития гандбола в Украине и за рубежом

1

1

-

3

Врачебный контроль, гигиена

1

1

4

Правила игры, судейство соревнований

4

4

-

5

Установка, разбор игр. Судейство.

12

6

Общая физическая подготовка

82

1

81

7

Специальная физическая подготовка

65

4

61

8

Техническая подготовка

98

5

93

9

Тактическая подготовка

55

10

44

10

Соревнования по гандболу

Согласно плана спортивных мероприятий

11

Выполнение контрольных нормативов

4

-

4

ИТОГО:

324

28

296


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В УКРАИНЕ

Задачи физической культуры на современном этапе. Международное спортивное движение. Спортивные соревнования школьников Украины по гандболу.

РАЗВИТИЕ ГАНДБОЛА В УКРИНЕ И ЗА РУБЕЖОМ

ИГФ – как организатор международных соревнований. Крупнейшие международные соревнования по гандболу. Классификация соревнований по гандболу в Украине.

САМОМАССАЖ, ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Содержание и роль массажа и самомассажа, самоконтроля в тренировках юных гандболистов. Самомассаж до, в процессе и после тренировки. Борьба с утомлением и переутомлением. Вред курения, употребления спиртных напитков. Контроль за весом, пульсом, частотой дыхания, работоспособностью. Восстановительные процедуры.

ПРАВИЛА ИГРЫ. СУДЕЙСТВО СОРЕВНОВАНИЙ.

Продолжение изучения правил соревнований. Судейство игр на учебных занятиях, товарищеских встречах. Судейская жестикуляция. Проверка знания правил соревнований. Зачетное судейство игры.

РАЗБОР ИГР. УСТАНОВКА НА ИГРУ.

Выполнение плана игры. Оценка игры команды соперников и отдельных игроков (своих, чужих). Творческое отношение к игре. Разбор индивидуальных действий. Анализ морально-волевых качеств.

Установка на игру. Задачи игры. Сведения о сопернике. Турнирное положение. Амплуа игроков соперника. Задания игрокам, звеньям, команде. План игры, вариативность проведения его в ходе игры. Розыгрыш стандартных положений и концовок атак. Создание боевого настроя на игру.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Упражнения для рук и плечевого пояса:

Сгибание и разгибание рук (и с отягощением). Вращение, махи, отведение и приведение (и с отягощением – гантели 1 кг). Передвижение в упоре лежа с помощью партнера. Работа с амортизаторами, экспандерами на тренажерах.

Упражнения для ног, шеи и туловища: укрепление голеностопных, коленных суставов (приседания, перемещения, прыжки и т.д.). Вращение головой в различных направлениях. Круговые вращения туловищем, наклоны, поднимание прямых и согнутых ног в висе, лежа на спине. Сочетания движений. Наклоны на гимнастической скамейке из положения сидя. Упражнения с гимнастической палкой и скакалкой, штангой (юноши).

Упражнения для развития силы:

Упражнения с преодолением собственного веса. Переноска и перекладывание груза. Лазание по канату, рукоходу. Упражнение на гимнастической стенке. Упражнение с отягощениями. Упражнения с амортизаторами и  на тренажерах.

Упражнения для развития гибкости:

Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера. Наклоны из различных положений.

Упражнения для развития быстроты:

Повторный пробег отрезков от 30 до 100 м со старта и с хода с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз и вверх. Бег за лидером. Бег с гандикапом с задачей догнать партнера.

Упражнения для развития ловкости:

Ходьба с выполнением руками и ногами разнонаправленных движений. Кувырки вперед, назад, в стороны, с места, с разбега, с прыжка. Стойки на голове, руках. Опорные прыжки (гимнастические) с подкидного мостика. Жонглирование мячами. Метание различных мячей разного веса в цель. Эстафеты и подвижные игры.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:

Прыжки в высоту, через препятствие, со скакалкой, прыжки с ноги на ногу, на одной ноге. Бег и прыжки вверх по лестничному маршу. Бег по мелководью, песку (применяя отягощения). Игры с отягощениями. Комбинированные эстафеты с бегом, прыжками, метаниями.

Упражнения для развития общей выносливости:

Бег равномерный и переменный 500, 800, 1000, 1500, 2000 м. бег по пересеченной местности от 3-х минут до 30 минут. Плавание без учета времени. Туристические походы одного дня. Спортивные игры на время, волейбол, футбол, гандбол.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Упражнения для развития быстроты движений и прыгучести:

Ускорение и рывки от 3-х до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа), лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов перемещаясь. Ускорения по зрительным и слуховым сигналам. Бег на короткие дистанции с прыжками в середине и конце бега. Многократные прыжки на одной ноге, с ноги на ногу. Ускорение за летящим мячом с заданием поймать его. Прыжки в стороны (одиночные, серийные). Рывки с отягощением (пояс, набивные мячи, гантели, амортизаторы). Подвижные игры: «салки», «день и ночь», «невод» на быстроту перемещения и прыгучесть.

Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска:

Упражнения для кистей рук, отталкивание от пола в упоре лежа. Отталкивание кистями и пальцами рук стоя у стенки (с изменением расстояния до стенки). Передвижение в упоре лежа на руках (самостоятельно, с помощью партнера). Упражнение для кистей с булавами, гимнастическими палками, кистевыми экспандерами, теннисными мячами. Имитация броска с резиновыми амортизаторами, гантелями. Отведение и приведение рук с гантелями, в различных положениях тела. Метание мячей различного объема и веса (хоккейного, для метания, теннисного, мужского и женского гандбольного, набивного, весом 1 кг) в цель, на точность, дальность, быстроту (с различных положений) с места и в движении. Игра в городки. Удары по летящему мячу (волейбольному, гандбольному) в прыжке, с места (через волейбольную сетку). Падение на руки с прыжка. Броски мяча с разбега толкаясь о гимнастический мостик на точность попадания, в мишени на стене и в ворота.

Упражнения для развития игровой ловкости:

Подбрасывание и ловля мяча одной и двумя руками при ходьбе, беге, после поворотов, кувырков, рывков, падений, приседаний. Ловля мяча после рывков, поворотов, кувырков с попаданием в цель. Броски мяча в стенку с расстояния от 1 до 9 м с последующей ловлей (на время и количество раз). Ведение 2-х мячей, ведение с выбиванием мяча у партнера. Синхронное перемещение партнеров лицом друг к другу сохраняя расстояние между собой в 2-3 метра. Подвижные игры: «салки», «кто быстрее выбьет цели», «борьба за мяч» и т.д.

Упражнения для развития специальной выносливости:

Технико-тактические действия с различной интенсивностью и длительностью. Учебные игры с удлиненным временем и заданным темпом. Переход от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная). Упражнения выполняются с интервалами работы и отдыха через 5-20 сек в состоянии эмоционального напряжения.

Интенсивность нагрузки по ЧСС:

Малая – до 140 уд.мин.

Средняя – от 140 до 150 уд.мин.

Большая – от 155 до 165 уд.мин.

Высокая – от 170 до 185 уд.мин.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Совершение ранее изученных приемов на более высокой скорости в личном групповом и командном исполнении.

Техника нападения:

Совершенствование приемов, их сочетаний, характерных для выполнения в конкретных условиях по игровым амплуа.

Для игроков второй линии нападения:

Перемещения:

Рывки на коротких отрезках с подскоком, скрестным шагом, приставным шагом, лицом, боком, спиной вперед. Остановки одной и обеими ногами, прыжки в длину и высоту, толкаясь одной ногой.

Владение мячом:

Ловля мяча сбоку (не поворачивая туловища), на месте, в движении, в прыжке. Ловля одной рукой с захватом мяча и без захвата. Передачи одной рукой (левой и правой), хлестом, толчком, кистевая на близкое расстояние во всех направлениях с места, с разбега в один, два, три шага, в прыжке, после резкой остановки, после ловли мяча с полуотскока, после ловли в непосредственной близости защитника. Дальняя передача мяча одной рукой хлестом движущемуся партнеру. Ведение мяча на предельной скорости перемещения с преследованием. Бросок мяча одной рукой хлестом сверху и сбоку, с наклоном туловища влево и вправо, в опорном и безопорном положении, с различными способами разбега с различной траекторией полета мяча, с дальнего и ближнего расстояния.

Для игроков первой линии нападения (крайних):

Перемещения:

Рывки на короткие расстояния разными шагами с резкой остановкой и изменением направлений движения. Прыжки в стороны.

Владение мячом:

Ловля мяча одной и двумя руками на большой скорости перемещения, в прыжке при непосредственной близости защитников. Передача мяча разными способами на большой скорости перемещения, в прыжке, после резкой остановки, в борьбе с защитником. Ведение с поворотом кругом. Броски с замахом вверх-назад, в сторону-назад, вниз-назад, с наклоном и без наклона туловища. Броски в падении с приземлением на руки, руку и одноименное бедро.

Для игроков первой линии нападения (линейных):

Ходьба, бег на точность постановки ступени возле разметки. Прыжки с точной постановкой стопы, толкаясь одной и двумя ногами. Падение на руки, бедро и туловище.

Владение мячом:

Ловля мяча на месте (не сдвигая ног), передвигаясь лицом, боком и спиной вперед в непосредственной близости защитников. Передача мяча одной и обеими руками «в одно касание». Совершенствование передач в большой скученности игроков.

Одноударное ведение мяча с резкой сменой направления движения, с поворотом кругом. Ведение на скорости с преследованием.

Броски мяча различными способами с места в опорном положении толкаясь одной и обеими ногами; с разбега в сторону ворот, с разбега вдоль зоны вратаря (находясь спиной к воротам) с поворотом левым и правым плечом вперед в опорном и безопорном положении. Броски с приземлением на руки, на вынесенную ногу и руку, на бедро и туловище. Броски в падении с горизонтальной, восходящей, навесной и с отскоком траекторией полета мяча. Бросок мяча назад сверху, снизу и сбоку из положения спиной к воротам.

Техника защиты:

Совершенствование ранее изученных приемов по своему амплуа в системе защиты, применяемой командой.

Техника игры вратаря:

Совершенствование ранее изученных приемов на базе постоянного повышения физических качеств.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Тактика нападения:

Индивидуальные действия. Применение бросков с закрытых и открытых позиций, выбор  направления броска с учетом сильных и слабых сторон в подготовке вратаря. Выбор и применение финта против конкретного защитника на основе изучения его сильных и слабых сторон в подготовке.

Групповые действия:

Сыгрывание партнеров в определенных игровых звеньях, взаимодействие игроков второй линии для завершения атаки. Взаимодействие игроков первой линии с линейными и крайними игроками.

Командные действия:

Позиционное нападение по системе расстановки 4:2. Совершенствование нападения против защиты 6:0 с выходом. Совершенствование стремительного нападения.

ТАКТИКА ЗАЩИТЫ

Индивидуальные действия:

Умение разрушать замыслы соперника своей активной игрой.

Групповые действия:

Сыгрывание партнеров в определенных игровых звеньях в зависимости от применяемой командой системы защиты.

Командные действия:

Зонная защита по системе расстановки 3:3. Совершенствование ранее изученных систем (5:1, 4:2, 6:0). Защита в меньшинстве. Смешанная защита: 5+1, 4+2.

ТАКТИКА ВРАТАРЯ

Взаимодействие с нападением при организации контратаки. Взаимодействие с защитой при выполнении противником 9-ти метрового свободного броска. Руководство действиями защитников.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

  1.  Упражнение скоростно-силового характера с небольшим отягощением.
  2.  Многократное выполнение изучаемых приемов техники в условиях, близких к игровым.
  3.  Выполнение тактических действий с возможностью выбора 2-3 вариантов решения задач.
  4.  Подготовительные игры: 2:2, 3:3, 4:4, игры с конкретным заданием.
  5.  Учебные игры с целью добиться сыгранности и выполнением каждым игроком 2-3 игровых функций.
  6.  Контрольные игры с целью лучшей подготовки к соревнованиям.
  7.  Изучение техники и тактики вратаря наиболее способных к этому амплуа занимающихся.

СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА

  1.  Уметь провести разминку группы.
  2.  Участвовать в судействе учебных игр (совместно с учителем).

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ В КОНЦЕ ГОДА

№ п/п

Нормативные требования

Юноши

Девушки

1

Бег 30 м

4,7-4,9

4,8-5,0

2

Прыжок в длину с места

200-220

185-195

3

Метание мяча на дальность

27-34

20-27

4

Ведение мяча 30 м

5,0-5,2

5,1-5,4

5

Передача мяча в цель (за 30 сек)

21-23

20-22

6

Броски мяча на точность

6

6

Тестовые вопросы для старшей группы 13-15 лет

Вопрос № 1. Наиболее рациональной траекторией перемещения вратаря при смене позиции является:

  1.  «дуга вратаря» - верный ответ
  2.  «дуга защиты»
  3.  «защитный путь»
  4.  «путь вратаря»
  5.  

Вопрос № 2. С чего надо начинать обучение техники полевого игрока?

  1.  обучение стойке
  2.  обучение ведению мяча
  3.  обучение передвижению – верный ответ
  4.  обучение ловле и передаче мяча

Вопрос № 3. Сколько времени дается современными правилами на атаку?

  1.  30’’
  2.  15’’
  3.  45’’верный ответ
  4.  20’’

Вопрос № 4. На протяжении какого времени после игры официальные лица команды могут подать протест?

  1.  2 часа – верный ответ
  2.  4 часа
  3.  до 20 часов вечера
  4.  перед началом следующей игры

Вопрос № 5. Когда тренер проводит инструктаж по технике безопасности?

  1.  в начале учебного года
  2.  в начале календарного года
  3.  в начале учебного и календарного года – верный ответ
  4.  каждый месяц

Вопрос № 6. Какие упражнения нужно использовать для предупреждения негативного влияния типовых движений гандболиста на осанку?

  1.  упражнения с противосторонними действиями на организм – верный ответ
  2.  упражнения с односторонними действиями на организм
  3.  упражнения, которые включают в работу другие группы мышц
  4.  упражнения для дыхания

Вопрос № 7. Как правильно составить общеразвивающий комплекс упражнений?

  1.  последовательно сверху вниз – верный ответ
  2.  последовательно снизу вверх – верный ответ
  3.  мышцы нижних конечностей, мышцы верхних конечностей, мышцы туловища и шеи
  4.  в любой последовательности

Вопрос № 8. Ученик, который двигается последним в колонне, называется:

  1.  направляющий
  2.  последний
  3.  замыкающий – верный ответ
  4.  заключительный

Вопрос № 9. Общеразвивающие упражнения выполняются на счет, кратный:

  1.  четырем
  2.  двум
  3.  трем
  4.  одному

Вопрос № 10. Какой из бросков выполняется с обязательной опорой до выпуска мяча?

  1.  броско в падении
  2.  штрафной бросок – верный ответ
  3.  бросок с ходу
  4.  бросок с угла

Вопрос № 11. На что должен ориентироваться вратарь в выборе игровой позиции?

  1.  расстоянием до атакующего игрока
  2.  расстоянием между атакующими игроками
  3.  расстоянием между защитниками
  4.  на угол атаки – верный ответ

Вопрос № 12. Какой судейский жест означает нарушение «на игрока»?

  1.  согнутая рука перед грудью, ладонь прямая, влево
  2.  две согнутые руки перед грудью кулак к кулаку
  3.  поднятая рука, ладонь открыта, другая рука кулаком к ладони – верный ответ


ЛИТЕРАТУРА

  1.  Нормативно-правовое и методическое сопровождение физической культуры в учебных заведениях. КРИППО, 2010 г.
  2.  Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Спортивные секции и кружки. Москва, 1986 г.
  3.  Теория и методика преподавания гандбола. Быкова О. О., Червона С. П., Харьков, 2006 г.
  4.  Гандбол. Л. А. Латышкевич, И. Е. Турчин. Киев, 1988 г.
  5.  Ручной мяч в школе. П. П. Клусов. Москва, 1978 г.
  6.  Физическая культура 5-9 кл. МОНУ. Т. О. Круцевич, 2009 г.
  7.  Физическая культура и здоровье 1-11 кл. МОНУ. Начальная школа, 2002 г.
  8.  Организация и методика изучения элементов гандбола с учащимися общеобразовательных школ 2-11х классов из опыта работы В. И. Баранов, Симферопольское РОО, 2003 г.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1641. Родовспоможение при неправильном членорасположении плода при головном предлежании 21.2 KB
  Заворот головы на сторону. Опускание головы плода вниз. Сгибание конечности в запястном суставе. Запрокидывание головы плода.
1642. Родовспоможение при несоответствии размеров плода и просвета таза матери 20.25 KB
  Плод извлекают за предлежащие части силой максимум 5—6 человек под строгим контролем руки акушера (во избежание глубоких травм). Родовые пути необходимо обильно смазать вазелином или маслом.
1643. Роль внешних и внутренних факторов в причинах возникновения болезней молочной железы 21.67 KB
  Агалактия (безмолочность) и гипогалактия (маломолочность) - нарушение лактации как следствие неправильного кормления, содержания и эксплуатации животных, результат болезней и врожденных пороков молочной железы или других органов.
1644. Роль внешних факторов и состояние организма матери в возникновении болезней беременных животных 20.48 KB
  Маточное кровотечение. Кровотечения из матки из-за повреждения кровеносных сосудов бывают у коров, кобыл, коз, редко у животных других видов. Внематочная беременность.
1645. Санитарно-гигиенические требования к приготовлению сред и компонентов 19.34 KB
  Все компоненты для приготовления разбавителей должны быть химически чистыми, проверенными на токсичность и соответствовать ГОСТу, указанному в инструкции по искусственному осеменению.
1646. Серозный и катаральный маститы: причины, особенности течения, диагностика и профилактика 20.65 KB
  Серозное воспаление вымени характеризуется гиперемией, большим выпотом серозного экссудата и эмиграцией лейкоцитов, преимущественно в междольковую ткань. Характеризуется перерождением железистого и покровного эпителия, его отторжением.
1647. Слабые и бурные схватки и потуги как причина патологических родов 19.78 KB
  Сильные потуги. Причиной бурных потуг могут быть неправильное расположение плода, его уродливость, раннее отхождение околоплодных вод. Слабые схватки и потуги.
1648. Сперма и её видовые особенности 19.51 KB
  Сперма – смесь спермиев (половых клеток самца) и плазмы(сыворотки). Сыворотка спермы – секрет придатков семенников и придаточных половых желез.
1649. Сперматогенез. Физиологическое значение придатков семенников, мошонки, придатков половых желез 20.39 KB
  По достижении животным половой зрелости в семеннике его происходят сложные процессы, сводящиеся к созреванию и формированию спермиев — сперматогенезу.