5543

Окончание холодной войны. Распад советского блока

Контрольная

История и СИД

Окончание холодной войны. Распад советского блока Советский Союз проиграл холодную войну, так как его экономика не выдержала колоссальных нагрузок. Поражение это поставило крест на идее мировой революции, которой жило советское руководство с 1917г...

Русский

2012-12-13

33 KB

11 чел.

Окончание холодной войны. Распад советского блока

Советский Союз проиграл «холодную войну», так как его экономика не выдержала колоссальных нагрузок. Поражение это поставило крест на идее мировой революции, которой жило советское руководство с 1917г. Горбачев выдвинул концепцию «нового политического мышления» и заявил о «приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми». Кремль был вынужден отказаться от стремления к господству над миром. Пойти на это заставило не только поражение в «холодной войне», но и реальная угроза ядерного самоуничтожения человечества. Новая внешнеполитическая доктрина исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире, когда решить международные проблемы, обеспечить мир стало возможным только общими усилиями, сообща. Для проведения нового внешнеполитического курса в июле 1985 г. руководитель МИД А. Громыко был заменен Э. Шеварднадзе, а в ЦК КПСС этот участок работы поручен А. Яковлеву. Но по всем ключевым вопросам принимал решения лично Горбачев. Новое руководство видело три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток-Запад через разоружение; разблокирование региональных конфликтов; установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами.

     Добиться нормализации международных отношений и смягчения напряженности можно были лишь совместными усилиями со странами, занимающими ключевые позиции в мире. Поэтому новое советское руководство уделяло особое внимание переговорам с администрацией США. Начались регулярно проводимые встречи на высшем уровне: М. Горбачев и Р. Рейган встречались в Женеве (ноябрь 1985 г.), Рейкьявике (октябрь 1986 г.), Вашингтоне (декабрь 1986 г.), Москве (июль 1988 г.). Результатом сложных переговоров стало подписание 8 декабря 1988 г. исторических соглашений об уничтожении целого класса ядерных вооружений - ядерных ракет среднего и ближнего радиуса действия.

      Постепенно менялся климат отношений между Востоком и Западом, исчезла непосредственная угроза термоядерного конфликта. На Западе возрастали интерес и симпатия к СССР, лично к Горбачеву. Последовали другие конкретные шаги: Горбачев принял решение о выводе из Афганистана советских войск. Совместными усилиями с Западом удалось урегулировать конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа, в Юго-Восточной Азии. СССР отказывался от поддержки правящих режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила совместно с Западом в обуздании агрессии Ирака против Кувейта. Общий климат нормализации отношений между Западом и Востоком положительно сказался и на отношениях СССР с Китаем. Этим же целям послужил и визит Горбачева в Пекин в мае 1989г.

     Перестройка в СССР оказала самое непосредственное влияние на перемены в странах Восточной Европы. Здесь набирало силу демократическое движение, которое вылилось в массовые выступления, в результате которых в 1989-1990 гг. во всех странах Восточной Европы рухнули коммунистические режимы, почти везде державшиеся на советских штыках. На путь рыночных реформ вступил Вьетнам. В ноябре 1989 г. была разрушена Берлинская стена, символизирующая противостояние Запада и Востока. Этот акт свидетельствовал завершение коммунистической эры. В 1990 г. коммунисты проиграли выборы в ГДР, и она вошла в состав ФРГ, была восстановлена единая Германия. Вполне естественно, что советское руководство, не способное поддержать порядок в собственное доме, утратило контроль и над своими сателлитами. Весной 1991 г. были распущены Организация Варшавского договора и Совет Экономической Взаимопомощи. Это означало распад советского блока. Таким образом, за два-три года в Восточной Европе произошли неожиданные для советских реформаторов радикальные изменения. Сдача позиций сопровождалась нападками консервативных сил на Горбачева, якобы проводящего «проамериканский» курс, развалившего «систему социализма».  Несмотря на поворот от конфронтации к сотрудничеству и отказ от идеи мировой революции, новое политическое мышление складывалось постепенно и противоречиво. Советское руководство часто следовало своей прежней тактике, пытаясь как-то противопоставить, разъединить США от их союзников. С одной стороны, оно заявило о деидеологизации международных отношений, с другой - верно следовало (в ущерб стране) принципам «социалистического интернационализма». С 1986 по 1989 гг. объем безвозмездной помощи зарубежным странам составил почти 56 млрд. инвалютных рублей (22 млрд. рублей приходилось на долю Кубы). Однако влияние идеологических принципов на внешнюю политику СССР постепенно ослабевало. Тем более, что ухудшение экономического положения в СССР заставило его руководителей идти на все большие односторонние уступки Западу в надежде получить экономическую помощь и политическую поддержку.

В целом СССР проявлял инициативы в переходе от конфронтации к сотрудничеству, выступал лидером радикальной перестройки международных отношений, приведшей к окончанию «холодной войны»

Контрольные вопросы:

1. В чем состояла объективная необходимость перемен в советском обществе?

2. Почему попытки «совершенствования социализма» завершились неудачей?

3. В чем проявлялся переход к смене общественного строя? Анализ принципиальных перемен в экономике и политической системе.

4. Назовите причины распада СССР. Что знаете о судьбах империй в истории человечества?

5. В чем выражалась новая внешняя политика Горбачева?

6. Назовите причины краха коммунистических режимов и распада советского блока.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80597. Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода через десяток 54 KB
  Цель: учить детей пользоваться письменным приёмом сложения и вычитания трёхзначных чисел без перехода через разрядную единицу способом вычисления в столбик; развивать математические способности, речь, логическое мышление, зрительную память, познавательный интерес и самостоятельность...
80598. Дикі та свійські тварини 73.5 KB
  Мета: ознайомлювати учнів з істотними ознаками диких і свійських тварин; учити визначати яку користь приносить свійські тварини людині;формувати уміння їх розпізнавати за істотними зовнішніми ознаками місцем мешкання способом харчування; розвити логічне мислення через завдання на порівняння...
80599. Пригадайте, поміркуйте. Підсумковий урок по темі «Шевченкове слово» 36 KB
  Мета: систематизувати і узагальнити знання учнів з теми; розширити знання з теми Шевченко-художник; ознайомити із творчістю землячки народної художниці Катерини Білокур; вчити учнів порівнювати; виховувати любов до рідної землі до прекрасного. Знайомство з творчістю народної художниці Катерини Білокур.
80600. Интегрированный урок по математике и природоведению в 3 классе «Путешествие с Капитошкой» 75.5 KB
  Иллюстрации с изображением моря реки озера круговорота аквариума; карточки с заданиями; рисунки облаков со словами; Капитошка магнитофон с записью шума воды. Вы согласны Как вы думаете почему ее так зовут Откуда она к нам пришла Из морей океанов А на планете Земля чего больше воды или суши...
80601. Урок позакласного читання «Поетичні акварелі». Навчаємось писати вірші 53.5 KB
  Мета. Ввести учнів у світ поезії відомих українських поетів Тараса Шевченка, Лесі Українки, Анатолія Костецького; дати можливість самим учням спробувати себе у віршотворенні, навчити підбирати найвдалішу риму до слова, вчити дітей виразно читати поетичні твори, зв’язано висловлювати...
80602. Об’єми геометричних тіл. Вимірювання об’єму прямокутного паралелепіпеда і піраміди 46.5 KB
  Мета: Вивести формулу обчислення об’єму прямокутного паралелепіпеда. На конкретному прикладі показати відношення об’ємів прямокутного паралелепіпеда і піраміди. Розвивати логічне мислення, уміння застосовувати набуті знання на практиці.
80603. Домашні обереги 45.5 KB
  Розвивати увагу звязне мовлення; виховувати любов і шану до українських традицій до батьків до хліба. Обладнання: святково прибраний клас вишиті рушники хліб і сіль пиріжки вислови про хліб ноутбук. Але слово виспіване мамаю в колисковій повертає до рідного дому якого не можна зрадити як не можна зрадити...
80604. Добавление в случае нескольких слагаемых 80 KB
  Цель: ознакомить учащихся с разными способами вычисления значений выражений в случае нескольких слагаемых; формировать навыки устного счёта; закрепить умение письменного сложения многозначных чисел; совершенствовать умение решать составные задачи; развивать внимание, логическое мышление...
80605. Ми разом. We are Together 41 KB
  I am glad to see you, too! Thank you, sit down. The topic of our lesson is We are Together. Today we are going to remember and repeat everything we know and I’ll represent you English ABC. Тема нашого уроку «Ми разом».