5543

Окончание холодной войны. Распад советского блока

Контрольная

История и СИД

Окончание холодной войны. Распад советского блока Советский Союз проиграл холодную войну, так как его экономика не выдержала колоссальных нагрузок. Поражение это поставило крест на идее мировой революции, которой жило советское руководство с 1917г...

Русский

2012-12-13

33 KB

9 чел.

Окончание холодной войны. Распад советского блока

Советский Союз проиграл «холодную войну», так как его экономика не выдержала колоссальных нагрузок. Поражение это поставило крест на идее мировой революции, которой жило советское руководство с 1917г. Горбачев выдвинул концепцию «нового политического мышления» и заявил о «приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми». Кремль был вынужден отказаться от стремления к господству над миром. Пойти на это заставило не только поражение в «холодной войне», но и реальная угроза ядерного самоуничтожения человечества. Новая внешнеполитическая доктрина исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире, когда решить международные проблемы, обеспечить мир стало возможным только общими усилиями, сообща. Для проведения нового внешнеполитического курса в июле 1985 г. руководитель МИД А. Громыко был заменен Э. Шеварднадзе, а в ЦК КПСС этот участок работы поручен А. Яковлеву. Но по всем ключевым вопросам принимал решения лично Горбачев. Новое руководство видело три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток-Запад через разоружение; разблокирование региональных конфликтов; установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами.

     Добиться нормализации международных отношений и смягчения напряженности можно были лишь совместными усилиями со странами, занимающими ключевые позиции в мире. Поэтому новое советское руководство уделяло особое внимание переговорам с администрацией США. Начались регулярно проводимые встречи на высшем уровне: М. Горбачев и Р. Рейган встречались в Женеве (ноябрь 1985 г.), Рейкьявике (октябрь 1986 г.), Вашингтоне (декабрь 1986 г.), Москве (июль 1988 г.). Результатом сложных переговоров стало подписание 8 декабря 1988 г. исторических соглашений об уничтожении целого класса ядерных вооружений - ядерных ракет среднего и ближнего радиуса действия.

      Постепенно менялся климат отношений между Востоком и Западом, исчезла непосредственная угроза термоядерного конфликта. На Западе возрастали интерес и симпатия к СССР, лично к Горбачеву. Последовали другие конкретные шаги: Горбачев принял решение о выводе из Афганистана советских войск. Совместными усилиями с Западом удалось урегулировать конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа, в Юго-Восточной Азии. СССР отказывался от поддержки правящих режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила совместно с Западом в обуздании агрессии Ирака против Кувейта. Общий климат нормализации отношений между Западом и Востоком положительно сказался и на отношениях СССР с Китаем. Этим же целям послужил и визит Горбачева в Пекин в мае 1989г.

     Перестройка в СССР оказала самое непосредственное влияние на перемены в странах Восточной Европы. Здесь набирало силу демократическое движение, которое вылилось в массовые выступления, в результате которых в 1989-1990 гг. во всех странах Восточной Европы рухнули коммунистические режимы, почти везде державшиеся на советских штыках. На путь рыночных реформ вступил Вьетнам. В ноябре 1989 г. была разрушена Берлинская стена, символизирующая противостояние Запада и Востока. Этот акт свидетельствовал завершение коммунистической эры. В 1990 г. коммунисты проиграли выборы в ГДР, и она вошла в состав ФРГ, была восстановлена единая Германия. Вполне естественно, что советское руководство, не способное поддержать порядок в собственное доме, утратило контроль и над своими сателлитами. Весной 1991 г. были распущены Организация Варшавского договора и Совет Экономической Взаимопомощи. Это означало распад советского блока. Таким образом, за два-три года в Восточной Европе произошли неожиданные для советских реформаторов радикальные изменения. Сдача позиций сопровождалась нападками консервативных сил на Горбачева, якобы проводящего «проамериканский» курс, развалившего «систему социализма».  Несмотря на поворот от конфронтации к сотрудничеству и отказ от идеи мировой революции, новое политическое мышление складывалось постепенно и противоречиво. Советское руководство часто следовало своей прежней тактике, пытаясь как-то противопоставить, разъединить США от их союзников. С одной стороны, оно заявило о деидеологизации международных отношений, с другой - верно следовало (в ущерб стране) принципам «социалистического интернационализма». С 1986 по 1989 гг. объем безвозмездной помощи зарубежным странам составил почти 56 млрд. инвалютных рублей (22 млрд. рублей приходилось на долю Кубы). Однако влияние идеологических принципов на внешнюю политику СССР постепенно ослабевало. Тем более, что ухудшение экономического положения в СССР заставило его руководителей идти на все большие односторонние уступки Западу в надежде получить экономическую помощь и политическую поддержку.

В целом СССР проявлял инициативы в переходе от конфронтации к сотрудничеству, выступал лидером радикальной перестройки международных отношений, приведшей к окончанию «холодной войны»

Контрольные вопросы:

1. В чем состояла объективная необходимость перемен в советском обществе?

2. Почему попытки «совершенствования социализма» завершились неудачей?

3. В чем проявлялся переход к смене общественного строя? Анализ принципиальных перемен в экономике и политической системе.

4. Назовите причины распада СССР. Что знаете о судьбах империй в истории человечества?

5. В чем выражалась новая внешняя политика Горбачева?

6. Назовите причины краха коммунистических режимов и распада советского блока.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53729. Открытка к празднику 8 марта 344.5 KB
  Ребята приближается первый весенний праздник – женский день 8 марта. Слайд 2 Какое слово здесь зашифровано подарок Конечно какой же праздник без подарка Вот мы сегодня и изготовим подарок своими руками. Слайд 3 Такой подарок дорогого стоит Какой вниманием будет удостоен И трудно сказать что приятнее – получать подарки или дарить их. Слайд 4 Чтобы сделать такую открытку нам понадобятся материалы: цветная бумага альбомный лист старые открытки; а также ножницы циркуль линейка...
53730. Art Exhibition 76.5 KB
  A rich American went to Paris and (buy-1) a picture by a modern artist. He( pay-2) a lot of money for the picture, so he thought the picture was very good. He came to the hotel where he (stay-3) and wanted to hang the picture. To his surprise he (cannot tell-4) what was the top and what was the bottom. So he (think-5) of a plan and invited the artist to dinner. The artist looked at the picture many times.
53731. Технология приготовления блинов, оладьев, блинчиков. Выпечка блинов 855 KB
  Такие блины как губка впитывают в себя растопленное масло, сметану, отчего делаются сочными, лоснящимися и вкусными. Блины различают и называют по тому виду муки или крупы, которые идут на их изготовление: ржаные, гречневые, гречнево-пшеничные, пшеничные, пшенные, манные. Таким образом, разнообразной может быть сама основа блинов. Но этого мало. Отличны по технологии, например, заварные блины. Кроме того, разнообразие в ассортимент блинов вносят и различные способы употребления их.
53732. Оригами с аппликацией 285 KB
  Цели занятия: выполнить поделку кленовый лист с аппликацией в технике оригами Задачи: Обучить: выполнять поделки в стиле оригами видами оригами приёмам складывания фактуре бумаги технике безопасности при использовании ножниц клее. Для учителя: ПТК поделки оригами с аппликацией фотографии оригами шаблоны конспект урока презентация Для учеников : ножницы цветная бумага картон клей.
53733. РАКЕТА. День космонавтики-52 года 42.5 KB
  ЦЕЛИ УРОКА: Предметные: Отрабатывать умения детей выполнять макет ракеты по заданному образцу; Формировать представления об окружающем мире; закрепить знания о том что первым космонавтом был Ю. гудок ракеты Физкультминутка : Космонавты сильные смелые здоровые. Хотите быть такими же Выполняем зарядку для глаз: берём в руки маленький макет ракеты и по команде учителя выполняем несколько упражнений для глаз. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ...
53734. Расы человека 79.5 KB
  Цель: создать условия для осознания и осмысления блока информации о расах и причинах их появления. Задачи: помочь в раскрытии понятия «раса» и основных характеристик существующих рас; научить обосновывать единство и полноценность человеческих рас; создать условия для развития у детей умения самостоятельно добывать знания, критически, творчески и продуктивно оценивать информацию; учить объяснять, аргументировать;
53735. Религия древних греков 167 KB
  Оргмомент Учитель: Здравствуйте ребята садитесь. Учитель проверяет готовность к уроку. Переход к изучению новой темы Учитель: Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с крылатых выражений которые возникли из древнегреческой мифологии. В: Кто помогает либо наоборот мешает героям в поэмах О: Боги В: Какие боги встречались в тексте поэм О: Фетида Гефест Посейдон Афина Учитель: Хорошо.
53736. Сжатое изложение 36 KB
  Слайд 2 Попробуйте догадаться о ком идёт речь. Слайд 3 Слайд 4 Рыжик Однажды лесник подобрал в лесу оленёнка. Слайд 5 Кого однажды подобрал лесник в лесу Какая беда случилась у оленёнка Кому лесник отдал малыша Что сделали ребята Чем закончилась история с оленёнком Слайд 6 Лексикостилистическая работа. Слайд 7 Однажды лесник подобрал в лесу оленёнка.
53737. Правописание местоимений с предлогами 48.5 KB
  Задачи: 1 формировать умение правильно употреблять и писать местоимения 1 2 3 лица навык раздельного написания местоимений с предлогами; 2 отработать навык определения падежа личных местоимений единственного и множественного числа; воспитывать интерес к изучению русского языка. 3 вопроса Перечисли все падежи русского языка Перечисли личные местоимения множественного числа Мы вы они Вместо какой части речи употребляются имена существительные. Итак ребята тема нашего сегодняшнего урока: Личные местоимения с предлогами. Знаете ли...