55436

Решение задач с помощью пропорций

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Обучающая: научить учащихся правильно определять тип пропорциональной зависимости, описанный в задаче, правильно составлять краткую запись к задаче, пропорцию, правильно уметь оценить полученный ответ

Русский

2014-04-02

123 KB

18 чел.

Решение задач с помощью пропорций

ДОШ №88

учитель - Николаева Тамара Михайловна

г. Донецк


План-конспект урока.

Математика 6 класс.

Темы урока: Решение задач с помощью пропорций.

Цель:

          1. Обучающая: научить учащихся правильно определять тип пропорциональной зависимости, описанный в задаче, правильно составлять краткую запись к задаче, пропорцию, правильно уметь оценить полученный ответ;

          2. Развивающая: развить навыки решения пропорций, задач с помощью пропорций, определения типа пропорциональной зависимости, развить творческие способности, навыки поисково-исследовательской работы на уроке;

          3. Воспитывающая: воспитать навыки работы в коллективе, самостоятельной работы, воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока:

  1.  Подготовительный этап.

                   1) проверить умение учащихся находить неизвестный член пропорции.

Это можно сделать во время устного счета с помощью готовых карточек с пропорциями.

                                                                                                                                                                                                                

Х: 3 = 4: 6

5: Х = 2: 6

                                                                         

X               1

6               2

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

X              2

2,5           10

             

Затем можно решить в тетрадях несколько пропорций: 

 

3       1,2 .     y        4    .  2,5       2c

X      1,5 ,   0,5      0,03,    4        1,6 .


             
2) Проверить умение учащихся узнавать прямо и обратно пропорциональную зависимость.

          

                 Для этого учащиеся:

а) Приводят устно примеры пропорциональных зависимостей ( зависимость длины материи и ее стоимость, объем воды и ее массы и т.д.);

б) Проверяют правильность составления прямо пропорциональной и обратно пропорциональной зависимостей по карточкам, заготовленным учащимися дома. Для этого берется карточка любого ученика, и все учащиеся определяют вид зависимости величин в ней, проверяют правильность ее составления;

в) Работают устно по карточкам (слайдам), представленных учителем для этого учащиеся заполняют пустые клеточки и определяют вид пропорциональной зависимости:

Съеденное варенье из банка (г)

100

200

300

400

Оставшееся варенье из банки (г)

     

     S

     V

    t

    ?

50км\час

   2ч

    ?

50км\час

   3ч

100км

     ?

   2ч

200км

     ?

   2ч

  1.  Какова зависимость пути от времени?

  1.  Какова зависимость пути от скорости?


г)
Глядя на рисунок, ученики должны придумать величины пропорциональной зависимости и определить ее вид:

                                                                                                                                                  

 

                                                              

      Д) Отгадывают загадку и указывают вид пропорциональной зависимости в ней: 

           Чем больше из нее берешь,

           Тем больше она становиться.

                                                 ( Яма)

  1.  Этап ознакомления со способами решения задач с помощью пропорций.

Ознакомление можно начать с таких простейших задач основных видов:

  1.  В 2,5 кг сиропа содержится 1,2 кг сахара. Сколько сахара содержится в 3кг такого же сиропа?
    1.  Из 30 кг свежих яблок выходит 10,5кг сушеных. Сколько надо взять свежих яблок, чтобы получить 14,7 кг сушенных?
    2.   Со 125 гусей получают 4кг пуха. Сколько пуха можно получить с 875 гусей?

      Задача на нахождение процентного отношения:

4. В 85г железной руды содержится 51г железа. Сколько процентов железа содержится в железной руде?

       

         Задача на нахождение числа по его проценту:

5. Яблоки при сушке теряют 84% своей массы. Сколько надо взять свежих яблок, чтобы получить 64,5кг сушенных?

6. Из 35 учеников класса 60 % учатся «4» и «5». Сколько учеников класса учатся на «4» и «5»?

7. Завод за месяц выпустил 3360 машин, что составило 140% его месячного задания. Найти месячный план завода.

         Задача нахождения процента от числа:

8. Еще недавно с каждого гектара собирали 35 центнеров пшеницы. Теперь собирают 42 центнера с каждого гектара. На сколько процентов повысилась урожайность пшеницы?

          Задача на нахождение числа по его дроби:

  1.  2                                                                                                                4

   10 килограмма товара стоят 30 рублей. Сколько стоит 1кг товара?  5  Кг товара?

Можно начать с задач 1-4 по такому плану:

  1.  Ознакомление с содержанием задачи:

                             А) чтение задачи,

                             Б) проверка понимания содержания задачи с помощью вопросов,

                             В) составление краткой записи в виде:

Сироп        Сахар                              Свежие яблоки        Сушеные яблоки

2,5кг     -     1,2кг                                    30кг                -       10,5кг

3кг        -     х кг                                       х кг                -       14,7кг

  1.  Поиск решений задачи новым способом:

                

                  а) построение рассуждений:

                 после составления краткой записи учащимся предлагается ответить на такие вопросы:

  1.  Если увеличивать массу сиропа, то как будет изменяться масса содержащего в нем сахара?
  2.  Если масса сиропа увеличивается в 3 раза, то во сколько раз увеличится масса сахара в нем?
  3.  Какой это вид пропорциональной зависимости?
  4.  Как можно в краткой записи показать вид пропорциональной зависимости?
  5.  Как узнать, во сколько раз увеличилась масса сахара, масса сиропа? ( с помощью отношения)
  6.  Можем ли мы приравнять эти два отношения? Почему?
  7.  Что получилось после того, как мы приравняли два отношения?

Таким образом, краткая запись и начало решения задачи должны выглядеть так:

                       Сироп               Сахар

                        2,5кг        -        1,2кг

                        3кг           -         х кг

Составлю и решу пропорцию:

                    2,5               1,2

                    3                   х

                  б) далее учитель предлагает учащимся составить план решения задач с помощью пропорций:

                    План решения задач с помощью пропорций:

  1.  Составление краткой записи к условию задачи;
  2.  Определение вида пропорциональной зависимости;
  3.  Составление пропорции;
  4.  Нахождение неизвестного члена пропорции;
  5.  Проверка ответа по смыслу.

  1.  Этап закрепления умения решать задачи с помощью пропорций.

       После того, как учащиеся научились способу решения задач с помощью пропорций, необходимо закрепить это умение. Это можно сделать такими способами:

  1.  Дифференцированный подход к различным группам учащихся (работа по индивидуальным карточкам).
    1.  Интересными и поучительными являются задачи о природе:

  1.  Черные лебеди составляют 40% от общего числа белых и черных лебедей, живущих в заповеднике. Сколько черных лебедей живет в заповеднике, если число белых лебедей на 21 больше числа черных?

  1.  Камбала живет 60 лет, что составляет 60% продолжительности жизни сома и 75% продолжительности жизни белуги, продолжительность жизни сазана равна 0,06 продолжительности жизни белуги. Сколько лет живет сом и сазан?

                                   3) Составление задачи по аналогии: учащимся предлагается самим составить краткую запись и по ней придумать условие задачи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29827. Правила преобразования структурных схем 183 KB
  Передаточные функции замкнутой системы управления. Исходная схема системы управления может быть очень сложной. При этом должны сохраняться динамические свойства системы относительно входных и выходных сигналов. Пусть дана структурная схема системы управления: x b y _ Определим передаточную функцию системы по...
29828. Алгебраические критерии устойчивости 115.5 KB
  Алгебраические критерии устойчивости. Частотные критерии устойчивости. Запасы устойчивости СУ. Понятие об областях устойчивости.
29829. Анализ импульсных систем управления 282 KB
  Эквивалентная схема импульсной системы управления. Динамические характеристики разомкнутой системы управления. Эквивалентная схема замкнутой импульсной системы управления. Динамические характеристики замкнутой импульсной системы управления.
29830. Метод корневого годографа 145 KB
  Метод Dразбиения плоскости двух параметров В некоторых случаях критерии устойчивости позволяют проследить влияние параметров на устойчивость системы. Существуют специальные методы построения областей устойчивости. Пусть при некотором  = крит корень характеристического уравнения попадает на мнимую ось тогда при значении крит система находится на границе устойчивости. Если  это коэффициент передачи то при  крит система устойчива  = крит система находится на границе устойчивости  крит система неустойчива.
29831. Селективная инвариантность к степенным воздействиям 193.5 KB
  Условие селективной абсолютной инвариантности: Wf pk = 0 pk k = 1n 4 для всех корней воздействия Если возмущение имеет изображение с полюсами pk а передаточная функция системы на этих полюсах равна 0 то система будет абсолютно инвариантна к этому возмущению. В этом случае И система обладает селективной абсолютной инвариантностью абсолютной т. Говорят что система является астатической относительно ступенчатого возмущения. когда ОПФ имеет двукратный нулевой нуль и система селективно абсолютно...
29832. Условия инвариантности одноконтурных СУ к степенным возмущениям 176.5 KB
  Ошибка системы на гармоническое воздействие иногда называется динамической ошибкой Анализ результата: Если возмущение на объект ступенчатое то тогда можно рассчитать Для ковариантной системы когда выходной сигнал совпадает с заданием Wзамкн0=1. Стандартные типовые законы управления 1 Пзакон 2 Изакон 3 ПИзакон Для селективной абсолютной инвариантности системы по отношению к ступенчатому возмущению на входе объекта необходимо чтоб в законе управления...
29833. Нелинейные СУ 266.5 KB
  Типовые нелинейные звенья и их характеристики. Типовые соединения нелинейных звеньев и их характеристики. Линеаризация статических характеристик методы компенсационных и вибрационных линеаризации...
29834. Постановка задач синтеза систем управления 96.5 KB
  Задачи синтеза систем управления. Методы синтеза систем управления. Инженерные методы структурно параметрического синтеза.
29835. Динамика нелинейных систем 222 KB
  Метод фазовой плоскости. Метод фазовой плоскости. Пространство координат которое является фазовой характеристикой и ее производные называется пространством состояний системы. След перемещения изображающей точки в фазовом пространстве соответствует изменению состояния системы и называется фазовой траекторией.