55446

Всё о процентах

Практическая работа

Педагогика и дидактика

Приемы решения задач немного отличаются от тех, которые предложены в учебниках для 5-6 классов. Так как опыт показал, что желательно сразу уметь находить проценты от числа путем умножения на проценты выраженные дробью.

Русский

2014-03-25

1 MB

10 чел.

Автор Добрынина А.П.,

учитель математики Соледарской общеобразовательной

школы І-ІІІ ступеней №13

Артемовского городского совета Донецкой области

Памятка

Всё о процентах

2012-2013 уч.г.

Аннотация

Предлагаемая вниманию читателей Памятка «Всё о процентах» состоит из 

  •  вступления, в котором дано определение процента и его обозначениях
  •   трех частей, в которых раскрыты основные  приемы действий с процентами, а именно:

  1.  нахождение процента от числа;
  2.  нахождение числа по его процентам;
  3.  процентное отношение.

А также приведены решения задач по этим темам. Данный материал может быть использован как  учителями, так и учащимися 5-6 классов. Приемы решения задач немного отличаются от тех, которые предложены в учебниках для 5- 6 классов. Так как опыт показал, что желательно сразу уметь находить проценты от числа путем умножения на проценты выраженные дробью. Большое внимание уделяется  нестандартным приемам решения более сложных задач на проценты, таких как «Метод таракана», «По схеме», «Сложные проценты». Задачи на проценты, на которые отведено недостаточно часов на уроках математики с 5 по 9 класс, широко применяются на ВНО.  И поэтому эта памятка может быть полезна как учителям, так и учащимся 5 - 11 классов.


Одна сотая числа называется процентом (от латинского слова «
procentum»–«на сотню»)

%–знак процента

Запомни!

       десятая доля (часть)

       пятая доля или две десятых доли

25      четверть

        половина

      три четверти

Применение процентов при решении задач

  1.  Нахождение процентов от числа

Огурцы содержат 95% воды. Сколько воды в 200кг огурцов.

Решение

1способ

  1.  (кг) – приходится на 1%

  1.  (кг) – воды в 200кг огурцов

2 способ

  1.  95%=0,95

  1.  (кг) – воды

Ответ: 190кг

Вывод: (1-ое правило):

Чтобы найти проценты от числа необходимо число умножить на проценты выраженные дробью.

  1.  Нахождение числа по его процентам

В классе отсутствует 12,5% учеников. Сколько учеников в классе, если отсутствует 4 ученика.

Решение.

1 способ

  1.  2 (уч)– приходится на 1%

  1.  (уч) – в классе

  1.  способ

  1.  12,5%=0,125

4

  1.  (уч) – в классе

Ответ: 32 ученика

Вывод: (2-ое правило):

Чтобы найти число по его процентам, необходимо число разделить на проценты выраженные дробью.

  1.  Процентное отношение

Из 600кг молока получили 24 кг жира. Сколько процентов составляет жир?

1 способ

  1.  600:100=6(кг) – молока приходится на 1%

  1.  24:6=4% – жира содержит  молоко

2 способ

  1.  24:600 жира

Ответ: 4%

Вывод: (3-е правило):

Чтобы найти сколько процентов составляет одно число от другого, необходимо это число разделить на другое и умножить на 100%.

Примеры задач

  1.  Школьники должны были посадить 300 деревьев. А они посадили на 23% больше. Сколько деревьев посадили школьники?

1 способ

  1.  300:100=3 (дер.) – приходится на 1%

  1.  23 (дер.) – посадили больше

  1.  300+69=369 (дер.) – посадили

2 способ

  1.  100+23=123%=1,23 – составляют посаженные деревья

  1.  300 (дер.) – посадили.

Ответ: 369 деревьев.

2) Рабочий получил путевку в санаторий со скидкой 70% и уплатил за нее 2400грн. Сколько стоит путевка в санаторий без скидки?

Решение:

1) 100%-70%=30%=0,3 – стоимость путевки и это составляет 2400грн.

2) 2400:0,3=24000:3=8000(грн) – стоимость путевки

Ответ: 8000грн

3) В классе 30 учеников, среди них 15 мальчиков. Какой процент учащихся составляют девочки?

Решение:

1) 30-15=15 (дев.)

В классе мальчиков и девочек по 15 человек. А это половина, следовательно девочки составляют 50%.

Ответ: 50%

4) Завод, продав продукцию на 3348грн понес 4% убытка. Какова себестоимость этой продукции?

Справка ! Убыток исчисляется в процентах по отношению к себестоимости (принимаемой за 100%). Себестоимость это денежное выражение текущих затрат предприятия на производство продукции.

Решение.

1) 100%-4%=96% – составляет 3348 грн

3348:0,96

2) 3348:96(грн)

Ответ: 3487,5 грн

Примеры (частные случаи)

Найти 10% от 30; 12; 3; 0,4         

а) 30:10=3             б) 12:10=1,2

в) 3:10=0,3            г) 0,4:10=0,04

Найти 20% от 15; 1,5; 14; 27    

а) 15:5=3                б) 1,5:5=0,3

в) 14:5=140,2=2,8            г) 27:5=27

Найти 25% от 32;  21;  0,4;  4,2          25

а) 32:4=8                б) 21:4==5,25

в) 0,4:4=0,1             г) 4,2:4=1,05

Найти 50% от 122; 1,5; 7,6; 81           50

а) 122:2=61              б) 1,5:2=0,75

в) 7,6:2=3,8              г) 81:2=40,5

Найти 75% от 32; 2,4; 8; 132               75

а) 32:4              б) 2,4:4

в) 8:4                   г) 132:4

Нестандартное решение задач

Метод «таракана», «жука»

(применяется при решении задач на соединение двух веществ с процентным содержанием чего-то и получается третье вещество с другим содержанием чего-то)

1. Имеется лом стали двух сортов с содержанием никеля в 5% и 40%. Сколько нужно взять каждого из этих сортов чтобы получить 140 т стали с содержанием никеля в 30%?

Схема решения(таракан)

         2 части 5% стали

5 частей 40% стали

Решение

1) 2+5=7(ч) – 30% стали

2) 140:7=20(т) – приход.на 1 часть

3) 20 (т) – нужно взять 5% лома

4) 20 (т) – нужно взять 40% лома

Ответ: 40т и 100т

2. Морская вода содержит 5% (по массе) соли. Сколько килограммов пресной воды нужно прибавить к 40кг морской воды, чтобы содержание соли в последней составляло 2%?

Справка: если речь идет о смешивании с водой, то в ней содержание чего-либо берем за 0%

Схема

2 части 5% морской воды составит 40кг

3 части 0% пресной воды

Решение

1) 40:2=20(кг) – приход.на 1 часть

2) 20(кг)  – пресной воды

Ответ: 60кг

3. Две шкурки ценного меха стоимостью 2250грн были проданы на международном аукционе с прибылью 40%. Какова стоимость каждой шкурки отдельно, если от первой было получено прибыли 25%, а от второй 50%?

Решение

Iшкурка –  грн

II шкурка – (2250-) грн

1)  40% от 2250:2250 (грн) – прибыль общая

Прибыль от Iшкурки:

Прибыль отIIшкурки:

Iшкуркастоила – 900 грн

II шкурка стоила – 2250-900=1350 грн

Ответ: 900 грн и 1350 грн

Задачи о смесях, которые решаются с помощью схемы.

Золото к серебру в одном веществе относится как 1:2, а во втором – как 3:4 (по весу). Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получить 39г нового сплава, содержащего золото и серебро в отношении 5:8?

Пусть 1-й сплав массой г, 2-й сплав массой  г.

– первое уравнение

Для составления 2-го уравнения рассмотрим условно эти куски и новый сплав

Если в новом сплаве отношение золота к серебру равно 5:8, а весь сплав весит 39г,  то золота было 39:(5+8)·5=15(г). Решаем систему уравнений.

Ответ: 18г  и 21г

Сложные проценты.

Окончательное значение А первоначальной величины  можно вычислить по формуле:

……

 

– первоначальная величина

– процентная ставка

– единица времени за которое первоначальная величина повышается или понижается в течении того же времени.

Знак «(+)» берем, если процентная ставка работает на увеличение;

Знак «(-)» берем, если процентная ставка работает на уменьшение.

Задачи

1) Магазин в рекламных целях сначала снизил цену товара на 10%, а потом новую цену поднял на 15%. На сколько процентов конечная цена товара будет больше начальной?

– первоначальная цена

Ответ: 3,5%

2) Вследствие, двух последовательных снижений цены на одно и то же количество процентов цена кресла снизилась с 800грн до 578грн. На сколько процентов происходило каждый раз снижение цены?

А=578грн  грн      

или

не подходит по смыслу задачи

Ответ: 15%

3) Вкладчик положил в банк 3000грн под 8%годовых. Сколько денег будет через 1год; 2 года?

Решение

а)  грн

б)

грн

илигрн

Ответ: а) 3240грн     б) 3499,2грн

4) Вкладчик положил в банк 4000грн. За первый год ему насчитали некоторый процент годовых, а во второй год банковский процент был увеличен на 4%. В конце второго года на счете оказалось 4664грн. Сколько процентов составляла банковская ставка в первый год?

Решение.

– банковская ставка в первый год

процентная ставка во второй год,

А=4664грн

не подходит

Ответ: 6%

Запомни! Задачи на проценты можно решать разными способами

5) На старом станке рабочий изготавливал одну деталь за 20мин, а на новом за 8мин. На сколько процентов выросла производительность труда?

Решение

1 способ

1) 20-8=12(мин) – времени затрат меньше

2) 12:8·100%=3:2·100%=150% – процент роста производительности труда

Ответ: 150%

2 способ

мин      А = 20мин    

Ответ: 150%


5 %

40 %

30 %

140т

(40-30) 10 %

25% (30-5)

10

25

0 %

5 %(40кг)

2 %

3% (5-2)

(2-0) 2 %

2%:3%=2:3

Золото

Серебро

Золото

Серебро

г

г

Золото

Серебро

7

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74589. Медико- тактическая характеристика очагов поражения при авариях на атомных энергетических установках 70 KB
  Доза внутреннего облучения в таких условиях составит 10 бэр а сумма сочетанного облучения 20 бэр. Следовательно эффективная годовая доза при средней мощности гаммаизлучения равной 5 мР ч составит 10 бэр при средней мощности дозы равной 03 мР ч 05 бэр в год. Допустимая доза облучения для населения за первый год после аварии была установлена в 10 бэр а в последующем 05 бэр в год. При угрозе получения дозы 75 бэр и выше эвакуация организуется немедленно.
74590. Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества кожно-нарывного действия. Клиника, диагностика и лечение 99 KB
  Клиника поражения и особенности её проявления при различных путях поступления в организм. Эти ОВ являются клеточными органическими ядами вызывают язвенно-некротические поражения тех органов и систем с которыми имеют контакт и кроме того оказывают общерезорбтивное действие на организм. В связи с этим они на большие сроки выводят личный состав из строя затрудняется лечение поражения ими так как отсутствует за исключением унитиола при поражении люизитом антидотная терапия. Местное действие проявляется в развитии воспалительного и...
74591. Современное состояние и перспективы развития токсикологии отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ 114.5 KB
  Значительная часть американских химических боевых средств размещена и за пределами национальной территории: в Южной части Тихого океана (атолл Джонсоне) и в Германии. Общий объём ОВ, находящихся только на территории Германии
74592. Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества нервно-паралитического действия. Клиника, диагностика и лечение 126 KB
  Это объясняется следующими свойствами ФОВ: а высокой токсичностью в десятки раз и сотни превышающая токсичность старых ОВ ультраяды один вдох смертелен при концентрации 01 мг л. На тактическое использование ФОВ существенное влияние оказывают их физико-химические и токсические свойства. После возникновения клинической картины отравления смертельный исход наступает обычно быстрее чем при поражении другими ФОВ. Способы доставки ФОВ: авиабомбы артиллерийские химические снаряды мины фугасы специальные распылители...
74593. Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества общеядовитого действия. Клиника 29.97 KB
  Физикохимические и токсические свойства синильной кислоты цианидов оксида углерода нитробензола серо водорода акрилнитрила динитроортокрезола и др. Некоторые органические соедине ния синильной кислоты употребляются в сельском хозяйстве в добывающей промышленности могут встречаться поражения людей этими соединениями. снарядами снаряженными смесью синильной кислоты и треххлористого мышьяка. синильной кислоты и хлорциана опасность синильной кислоты в полевых условиях оказалась не существенной изза низкой устойчивости ее паров в...
74594. Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества удушающего действия. Клиника. Диагностика и лечение 35.16 KB
  Для клинической картины интоксикации этими ОВ типично развитие острого отека легких который и является основной причиной гибели пораженных. Газобаллонные пуски хлора предпринятые немецкими милитаристами 22 апреля 1915 года вызвали массовое поражение токсическим отеком легких. Военному врачу нужно быть готовым к оказанию помощи больным с токсическим отеком легких и в мирное время. ОВ удушающего действия фосген и дифосген вызывают развитие токсического отека легких без выраженных резорбтивных признаков.
74595. Отравляющие вещества раздражающего действия 23.47 KB
  Изучить патологию клинику и лечение поражений ОВ раздражающего действия. Рассмотреть медицинские средства профилактики оказания помощи и лечение поражений ОВ раздражающего действия. Бадюгина Материальное обеспечение: Таблицы по ОВ раздражающего действия.
74596. Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества психотомиметического действия. Клиника, диагностика и лечение 71.5 KB
  Изучить патологию, клинику и лечение поражений ОВ психотомиметического действия. Изучить медицинские средства профилактики, оказания помощи и лечение поражений ОВ психотомиметического действия.
74597. Ядовитые технические жидкости 78 KB
  Знать токсикологическую характеристику ядовитых технических жидкостей. Знать медицинские средства профилактики, оказания помощи и лечение поражений ядовитыми техническими жидкостями.