55446

Всё о процентах

Практическая работа

Педагогика и дидактика

Приемы решения задач немного отличаются от тех, которые предложены в учебниках для 5-6 классов. Так как опыт показал, что желательно сразу уметь находить проценты от числа путем умножения на проценты выраженные дробью.

Русский

2014-03-25

1 MB

10 чел.

Автор Добрынина А.П.,

учитель математики Соледарской общеобразовательной

школы І-ІІІ ступеней №13

Артемовского городского совета Донецкой области

Памятка

Всё о процентах

2012-2013 уч.г.

Аннотация

Предлагаемая вниманию читателей Памятка «Всё о процентах» состоит из 

  •  вступления, в котором дано определение процента и его обозначениях
  •   трех частей, в которых раскрыты основные  приемы действий с процентами, а именно:

  1.  нахождение процента от числа;
  2.  нахождение числа по его процентам;
  3.  процентное отношение.

А также приведены решения задач по этим темам. Данный материал может быть использован как  учителями, так и учащимися 5-6 классов. Приемы решения задач немного отличаются от тех, которые предложены в учебниках для 5- 6 классов. Так как опыт показал, что желательно сразу уметь находить проценты от числа путем умножения на проценты выраженные дробью. Большое внимание уделяется  нестандартным приемам решения более сложных задач на проценты, таких как «Метод таракана», «По схеме», «Сложные проценты». Задачи на проценты, на которые отведено недостаточно часов на уроках математики с 5 по 9 класс, широко применяются на ВНО.  И поэтому эта памятка может быть полезна как учителям, так и учащимся 5 - 11 классов.


Одна сотая числа называется процентом (от латинского слова «
procentum»–«на сотню»)

%–знак процента

Запомни!

       десятая доля (часть)

       пятая доля или две десятых доли

25      четверть

        половина

      три четверти

Применение процентов при решении задач

  1.  Нахождение процентов от числа

Огурцы содержат 95% воды. Сколько воды в 200кг огурцов.

Решение

1способ

  1.  (кг) – приходится на 1%

  1.  (кг) – воды в 200кг огурцов

2 способ

  1.  95%=0,95

  1.  (кг) – воды

Ответ: 190кг

Вывод: (1-ое правило):

Чтобы найти проценты от числа необходимо число умножить на проценты выраженные дробью.

  1.  Нахождение числа по его процентам

В классе отсутствует 12,5% учеников. Сколько учеников в классе, если отсутствует 4 ученика.

Решение.

1 способ

  1.  2 (уч)– приходится на 1%

  1.  (уч) – в классе

  1.  способ

  1.  12,5%=0,125

4

  1.  (уч) – в классе

Ответ: 32 ученика

Вывод: (2-ое правило):

Чтобы найти число по его процентам, необходимо число разделить на проценты выраженные дробью.

  1.  Процентное отношение

Из 600кг молока получили 24 кг жира. Сколько процентов составляет жир?

1 способ

  1.  600:100=6(кг) – молока приходится на 1%

  1.  24:6=4% – жира содержит  молоко

2 способ

  1.  24:600 жира

Ответ: 4%

Вывод: (3-е правило):

Чтобы найти сколько процентов составляет одно число от другого, необходимо это число разделить на другое и умножить на 100%.

Примеры задач

  1.  Школьники должны были посадить 300 деревьев. А они посадили на 23% больше. Сколько деревьев посадили школьники?

1 способ

  1.  300:100=3 (дер.) – приходится на 1%

  1.  23 (дер.) – посадили больше

  1.  300+69=369 (дер.) – посадили

2 способ

  1.  100+23=123%=1,23 – составляют посаженные деревья

  1.  300 (дер.) – посадили.

Ответ: 369 деревьев.

2) Рабочий получил путевку в санаторий со скидкой 70% и уплатил за нее 2400грн. Сколько стоит путевка в санаторий без скидки?

Решение:

1) 100%-70%=30%=0,3 – стоимость путевки и это составляет 2400грн.

2) 2400:0,3=24000:3=8000(грн) – стоимость путевки

Ответ: 8000грн

3) В классе 30 учеников, среди них 15 мальчиков. Какой процент учащихся составляют девочки?

Решение:

1) 30-15=15 (дев.)

В классе мальчиков и девочек по 15 человек. А это половина, следовательно девочки составляют 50%.

Ответ: 50%

4) Завод, продав продукцию на 3348грн понес 4% убытка. Какова себестоимость этой продукции?

Справка ! Убыток исчисляется в процентах по отношению к себестоимости (принимаемой за 100%). Себестоимость это денежное выражение текущих затрат предприятия на производство продукции.

Решение.

1) 100%-4%=96% – составляет 3348 грн

3348:0,96

2) 3348:96(грн)

Ответ: 3487,5 грн

Примеры (частные случаи)

Найти 10% от 30; 12; 3; 0,4         

а) 30:10=3             б) 12:10=1,2

в) 3:10=0,3            г) 0,4:10=0,04

Найти 20% от 15; 1,5; 14; 27    

а) 15:5=3                б) 1,5:5=0,3

в) 14:5=140,2=2,8            г) 27:5=27

Найти 25% от 32;  21;  0,4;  4,2          25

а) 32:4=8                б) 21:4==5,25

в) 0,4:4=0,1             г) 4,2:4=1,05

Найти 50% от 122; 1,5; 7,6; 81           50

а) 122:2=61              б) 1,5:2=0,75

в) 7,6:2=3,8              г) 81:2=40,5

Найти 75% от 32; 2,4; 8; 132               75

а) 32:4              б) 2,4:4

в) 8:4                   г) 132:4

Нестандартное решение задач

Метод «таракана», «жука»

(применяется при решении задач на соединение двух веществ с процентным содержанием чего-то и получается третье вещество с другим содержанием чего-то)

1. Имеется лом стали двух сортов с содержанием никеля в 5% и 40%. Сколько нужно взять каждого из этих сортов чтобы получить 140 т стали с содержанием никеля в 30%?

Схема решения(таракан)

         2 части 5% стали

5 частей 40% стали

Решение

1) 2+5=7(ч) – 30% стали

2) 140:7=20(т) – приход.на 1 часть

3) 20 (т) – нужно взять 5% лома

4) 20 (т) – нужно взять 40% лома

Ответ: 40т и 100т

2. Морская вода содержит 5% (по массе) соли. Сколько килограммов пресной воды нужно прибавить к 40кг морской воды, чтобы содержание соли в последней составляло 2%?

Справка: если речь идет о смешивании с водой, то в ней содержание чего-либо берем за 0%

Схема

2 части 5% морской воды составит 40кг

3 части 0% пресной воды

Решение

1) 40:2=20(кг) – приход.на 1 часть

2) 20(кг)  – пресной воды

Ответ: 60кг

3. Две шкурки ценного меха стоимостью 2250грн были проданы на международном аукционе с прибылью 40%. Какова стоимость каждой шкурки отдельно, если от первой было получено прибыли 25%, а от второй 50%?

Решение

Iшкурка –  грн

II шкурка – (2250-) грн

1)  40% от 2250:2250 (грн) – прибыль общая

Прибыль от Iшкурки:

Прибыль отIIшкурки:

Iшкуркастоила – 900 грн

II шкурка стоила – 2250-900=1350 грн

Ответ: 900 грн и 1350 грн

Задачи о смесях, которые решаются с помощью схемы.

Золото к серебру в одном веществе относится как 1:2, а во втором – как 3:4 (по весу). Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получить 39г нового сплава, содержащего золото и серебро в отношении 5:8?

Пусть 1-й сплав массой г, 2-й сплав массой  г.

– первое уравнение

Для составления 2-го уравнения рассмотрим условно эти куски и новый сплав

Если в новом сплаве отношение золота к серебру равно 5:8, а весь сплав весит 39г,  то золота было 39:(5+8)·5=15(г). Решаем систему уравнений.

Ответ: 18г  и 21г

Сложные проценты.

Окончательное значение А первоначальной величины  можно вычислить по формуле:

……

 

– первоначальная величина

– процентная ставка

– единица времени за которое первоначальная величина повышается или понижается в течении того же времени.

Знак «(+)» берем, если процентная ставка работает на увеличение;

Знак «(-)» берем, если процентная ставка работает на уменьшение.

Задачи

1) Магазин в рекламных целях сначала снизил цену товара на 10%, а потом новую цену поднял на 15%. На сколько процентов конечная цена товара будет больше начальной?

– первоначальная цена

Ответ: 3,5%

2) Вследствие, двух последовательных снижений цены на одно и то же количество процентов цена кресла снизилась с 800грн до 578грн. На сколько процентов происходило каждый раз снижение цены?

А=578грн  грн      

или

не подходит по смыслу задачи

Ответ: 15%

3) Вкладчик положил в банк 3000грн под 8%годовых. Сколько денег будет через 1год; 2 года?

Решение

а)  грн

б)

грн

илигрн

Ответ: а) 3240грн     б) 3499,2грн

4) Вкладчик положил в банк 4000грн. За первый год ему насчитали некоторый процент годовых, а во второй год банковский процент был увеличен на 4%. В конце второго года на счете оказалось 4664грн. Сколько процентов составляла банковская ставка в первый год?

Решение.

– банковская ставка в первый год

процентная ставка во второй год,

А=4664грн

не подходит

Ответ: 6%

Запомни! Задачи на проценты можно решать разными способами

5) На старом станке рабочий изготавливал одну деталь за 20мин, а на новом за 8мин. На сколько процентов выросла производительность труда?

Решение

1 способ

1) 20-8=12(мин) – времени затрат меньше

2) 12:8·100%=3:2·100%=150% – процент роста производительности труда

Ответ: 150%

2 способ

мин      А = 20мин    

Ответ: 150%


5 %

40 %

30 %

140т

(40-30) 10 %

25% (30-5)

10

25

0 %

5 %(40кг)

2 %

3% (5-2)

(2-0) 2 %

2%:3%=2:3

Золото

Серебро

Золото

Серебро

г

г

Золото

Серебро

7

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18817. Экологическая защита и охрана ОПС 77.5 KB
  Экологическая защита и охрана ОПС Примечание: Материал воспроизведен по Маковику. В этом источнике он хорошо систематизирован. Жирным курсивом выделена информация кот. будет использована во время третьего тестового контроля федеральные тестовые вопросы ...
18818. Основы экологического права. Ответственность за экологические нарушения 107.5 KB
  Лекция №9. Тема: Основы экологического права. План 1.Источники экологического права. 2.Государственные органы охраны окружающей среды. 3.Экологическая экспертиза. 4.Экологический мониторинг. 5. Экологический вред и экологический риск 6. Ответственность за ...
18819. Основы защиты водных объектов от загрязнения 89 KB
  Лекция №12 Тема: Основы защиты водных объектов от загрязнения. План Запасы природных вод. Основы классификации природных вод. Характеристика водопользования и водопотребления. Критерии качества воды. Промышленная классификация вод и систем водоснабжен...
18820. Нормирование качества окружающей среды 215.5 KB
  Лекция №11 Тема: Нормирование качества окружающей среды План Понятие качества окружающей среды Санитарногигиеническое и экологическое нормирование Экологическая стандартизация Экологическая паспортизация Экологический сертификат и экологиче
18821. Экология. Курс лекций 285 KB
  Экология. Введение курс экология. План лекции: Экология как наука. Об основных законов и принципах функционирования системы общества природы. Современная структура основные направления развития экологии. Цели и задачи и общее содержание курса Эк
18822. Курение - опасное увлечение. Классный час 80.5 KB
  Классный час Курение опасное увлечение Классный час о вреде курения в 8 классе Форма: суд над сигаретой ролевая познавательная игра Оформление класса: Плакат: €œТабак приносит вред телу разрушает разум отупляет целые нации€ О. Де Бальзак. Таблица по б...
18823. Необхідність і суть грошей Походження та необхідність грошей 198.36 KB
  Тема 1: Необхідність і суть грошей Походження та необхідність грошей. Розвиток форм грошей. Функції грошей. Роль грошей в ринковій економіці. Походження та необхідність грошей. Гроші з’явились як результат еволюційного розвитку то...
18824. Кількісна теорія грошей і сучасний монетаризм. Сучасний кейнсіансько-неокласичний синтез у теорії грошей 187.5 KB
  онспект лекцій з дисципліни Гроші та кредит Тема 2 Кількісна теорія грошей і сучасний монетаризм 2.1. Класична кількісна теорія грошей.2.2. Неокласичний варіант кількісної теорії грошей. 2.3. Внесок ДЖ. М. Кейнса у розвиток кількісної теорії грошей. 2.4. Суча
18825. Грошовий оборот. Грошовий обіг 294 KB
  Тема 2 Сутність та економічна основа грошового обороту Модель грошового обороту. Грошові потки та їх балансування. Структура грошового обороту за економічним змістом та формою платіжних засобів Маса грошей в обороті. Грошові агрегати та грошова база.