55468

Методические рекомендации к прохождению психологической практики студентами педагогических специальностей

Книга

Педагогика и дидактика

Психологическая цель урока: 1 проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока; 2 учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов достигнутых в предшествующей работе;...

Русский

2014-03-25

83.5 KB

0 чел.

«Гродненский государственный университет им.Я.Купалы»

Методические рекомендации

к прохождению

психологической практики студентами педагогических специальностей

Преподаватель:                                                   Н.А.Гаврилик

Гродно, 2012

Психологический анализ урока.

Психологическая цель урока:

1)проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2)учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3)предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока

1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

- определение объема воспроизводящей деятельности учащихся и творческой;

- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

- выполнение учителем проблемно- эвристического обучения и учащимися; кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся

- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

2) особенности самоорганизации учителя:

- подготовленность к уроку и главное — осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

- педагогический такт (случаи, проявления);

- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся

1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

- использование установок в форме убеждения, внушения;

- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению),

2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно- чувственных представлений, понятий, обобщающих образов "открытий", формулирования выводов);

- опора на психологические закономерности формирования представлений понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;

- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3) закрепление результатов работы:

-   формирование навыков путем упражнений,

- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной формах работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Психологический анализ структуры урока

Основные направления
психологического анализа урока

 -     какое место занимает урок в системе других уроков по данной теме?

-  целесообразность структуры урока в соответствии с темой, целью, задачами и особенностями класса.

1. Организация деятельности учащихся и развитие когнитивных (познавательных) предпосылок учения.

1.1. Организация внимания и восприятия учащихся на уроке. Избирательность и сосредоточенность их психологической деятельности на различных этапах урока. Факторы и условия, определившие работоспособность учащихся:

- содержательность, практическая значимость и научная достоверность, новизна и доступность учебного материала;

- готовность учащихся к постановке и принятию учебной задачи;

- актуализация имеющихся у детей знаний и представлений для работы над материалом урока, пробуждение опосредованных интересов к конечным целям и результатам деятельности;

- подготовленность учителя к уроку, его увлеченность предметом и процессом познания, манера и способы общения с классом;

- наличие или отсутствие на уроке факторов, снижающих работоспособность учащихся: усталость учащихся, монотонность речи учителя, неполная нагрузка сильных учеников, не свойственный некоторым ученикам темп работы и стиль общения педагога.

2. Активизация мыслительной деятельности учащихся

Какие факторы побуждали учащиеся к активной мыслительной деятельности? Какими мыслительными операциями они пользовались в работе и развитие каких качеств мышления достигалось на уроке?

- создание на уроке проблемных ситуаций разного характера;

- организация и выполнение творческих заданий с ключевыми знаниями урока;

- предложение заданий, требующих известных способов в нестандартных ситуациях;

-эмоциональный отклик учащихся на ситуацию в форме удивления, недоумения, вопросов к учителю и др.

-постановка перед классом или учениками вопросов, требующих рассуждения, доказательства, опровержения, самостоятельности и критичности мышления;

- организация дискуссии, беседы, диалога при равенстве позиций учителя и учащихся;

-целесообразная организация коллективной, групповой и индивидуальной познавательной деятельности учащихся;

- создание учебных ситуаций, требующих умения анализировать, сравнивать и обобщать существенные признаки и свойства явлений;

- готовность учителя к корректной реакции на недостатки в мыслительных операциях детей (выявление лишь внешних или несущественных для решения задачи элементов и свойств изучаемых объектов);

- включение в познание игровых элементов;

- отбор и концентрация учебной деятельности;

- целесообразные задания для самостоятельной работы учащихся;

- взаимодействие учителя и учащихся при выполнении заданий;

- проигрывание ситуаций, дидактический театр.

3. Развитие устной и письменной речи учащихся.

Какими методами и приемами обеспечивалась активизация речи учащихся?

- речь учителя как образец для подражания и восприятия;

- словарная работа, усвоение семантики языка;

- виды и характер заданий для самостоятельного устного или письменного решения;

- привлечение учащихся к речевому восприятию изучаемого материала;

- самостоятельная формулировка выводов, постановка вопросов.

4. Развитие творческого и воссоздающего воображения школьников.

Какими приемами осуществлялась активизация воображения учащиеся?

- полнота, сочетающаяся с лаконичностью, точность и красочность, описание объекта (героя, события, природного явления);

- задания для свободного комбинирования представлений на основе различных наглядных пособий;

- наглядное моделирование;

- зарисовки на основе имеющегося описания (словесные, графические).

5. Организация запоминания изучаемого материала.

Какими средствами осуществлялось первичное закрепление в памяти изучаемого материала? Как обеспечивалось сохранение знаний в памяти?

- установление связи нового учебного материала с ранее пройденным, наличие установки на длительность запоминания;

- многократное вариативное повторение;

- использование опорных сигналов и схем;

- постановка вопросов на воспроизведение основных правил и законов по ходу изложения материала, решение задач;

- включение в восприятие материала практического действия;

- организация и проведение повторения, выделение главного и существенного в новом материале;

- характер домашнего задания ( творческий, воспроизводящий, на способ действия).

Организация деятельности и общения учащихся на уроке и формирование мотивационных предпосылок учения

Какими методами и приемами создавались ситуации на уроке, порождающие и формирующие мотивационную готовность к учению?

- отбор и концентрация учебной информации;

- наличие проблемных ситуаций, поражающих познавательную потребность;

- постановка вопросов, ответы на которые требуют синтеза, сравнения знаний разных тем и предметов;

- планирование отдельной последовательности и степени сложности в самостоятельной работе учащихся;

- обеспечение свободы выбора задач и заданий;

- создание ситуации успеха, особенно для слабоуспевающих ребят;

- использование воспитательных возможностей педагогической оценки;

- перенос активности учащихся с послеурочного этапа на предурочный;

- доверительность и открытость общения на уроке;

- организация взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки учащихся результатов деятельности.

Управление состоянием учащихся на уроке и формированием личностных качеств

Какие психические состояния проявлялись у детей на уроке?

- интеллектуальные: удивление, изумление, любознательность, пытливость, заинтересованность, интеллектуальная активность; безразличие, пассивность;

- эмоциональные: жизнерадостность, бодрость; вялость, скука, раздражительность;

- волевые: уверенность, решительность, настойчивость; неуверенность, нерешительность и т.п.

Какие причины и условия способствовали возникновению психических состояний и формированию личностных качеств?

- содержание урока и его организация;

- взаимодействие учителя и учащихся на уроке (взаимопонимание, взаимоотношения, стиль и способы общения);

- научность и достоверность знаний;

- выявление причинной обусловленности общественных и природных явлений, влияние природных и социальных законов и закономерностей на жизнь и труд человека;

- создание ситуаций для проявления сочувствия и сопереживания, взаимопомощи, ответственности и других нравственных качеств;

- преимущество диалоговой формы общения на уроке (собеседование);

- наличие монолога (в форме защиты точки зрения и т.д.).

Резервы повышения результативности урока

В результате анализа урока в предложениях необходимо указать на имеющиеся резервы повышения качества обучения и воспитания, которыми могут быть:

- творческий уровень деятельности и общения на уроках;

- оптимальное сочетание типов и видов самостоятельных работ;

- структурирование учебного материала и организация усвоения на основе прогноза;

- введение обобщающих понятий и модели знаний;

    - организация деятельности учащихся в зоне ближайшего развития с учетом актуального       уровня знаний.

Программа психологического анализа урока

Анализ деятельности школьников

1. Направленность познавательной деятельности: в какой мере познание школьников подчинено учебной задаче, устойчиво ли сохранялось внимание учащихся, быстро ли переключалось с одной задачи на другую?

2. Соотношение внутреннего и внешнего в деятельности учащихся: какие наблюдались внешние проявления совершаемой умственной деятельности (быстрое и верное высказывание, правильное действие, ошибочный с паузами ответ, ожидание подсказки и др./, какие и как решались задачи, как использовалась внешняя речь для выполнения задания?

3. Соотношение самостоятельности и подражательности в деятельности школьников: имело место выполнение задания по образцу, путем простого копирования; насколько это было оправданным и целесообразным? Отметить случаи самостоятельного нахождения решения.

4. Соотношение конкретного и обобщенного в умственной деятельности учащихся: отметить факты оперирования конкретным содержанием, отметить случаи использования обобщенного содержания, было ли соотнесение конкретного и обобщенного в ответах школьников, отметить использование учащимися материала, представленного в образах и понятиях.

5. Использование учащимися способов, приемов умственной деятельности: установить и назвать умственные действия, которыми владеют школьники, какие умственные действия учащихся используют чаще, какие реже; каков уровень осознания выполняемых действий.

6. Отношение учащихся к предмету занятий: в какие моменты урока наиболее ярко были выражены эмоции, с чем это связано?

7. Действенность эмоций; отметить случаи влияния положительных эмоций на познавательную активность школьников, отметить случаи влияния отрицательных эмоций на пассивность учащихся.

8. Устойчивость и динамичность отношений: одинаково ли отношение учащихся к учебной работе или оно менялось; если отношение менялось, то с чем это связано?

9. Соотношение интеллектуального и эмоционального в учебной деятельности детей: отметить случаи учебной работы без видимого эмоционального отношения, отметить случаи, когда эмоции изменяли поиски решения задачи.

Анализ деятельности учителя

1. Информационная функция учителя; характеристика подачи информации (точность, логичность, умение выделить главное, доступность, опора на прежний опыт учащихся, связь с другими предметами, с практикой и т.д./, умение прогнозировать усвоение информации школьниками.

2. Перцептивная функция: умение воспринимать психическое состояние учащихся, за внешними фактами поведения видеть личность школьника.

3. Коммуникативная функция: стиль общения, педагогический такт, характеристика речи, экспрессивные качества, умение устанавливать контакты с классом.

4. Организаторская функция: организация учителем собственной деятельности, организация индивидуальной и коллективной познавательной деятельности школьников, поддержание дисциплины и порядка на уроке.

5. Развивающая функция: работа по развитию и формированию приемов и способов умственной деятельности учащихся, работа по формированию личности школьников, коллектива и коллективистических отношений.

6. Функция контроля: способы контроля усвоения информации учащимися, объективность оценок, даваемых учителем, своевременность оценок, разнообразие форм оценок, особенности самоконтроля учителя.

Общие выводы о взаимодействии учителя и учащихся

1. Результаты усвоения знаний: уровень усвоения, перспективное и оперативное их значение.

2. Результаты усвоения способов, приемов умственной деятельности.

3. Характеристика отношения учащихся к предмету.

4. Анализ отношений между учащимися, между учащимися и учителем. Наличие элементов сотрудничества.

5. Общая оценка развивающего и воспитывающего эффекта данного урока.

Предложения к совершенствованию урока

В соответствии с результатами анализа урока сформулируйте конкретные предложения: по улучшению управления учебной деятельностью учащимися; по формированию положительного эмоционального отношения учащихся к учению; по совершенствованию выполнения учителем системы профессионально значимых функций.

Форма психологического анализа урока

Ф.И.О.студента___________________________________________________

Школа, класс________________;  предмет____________________________

1. Организация деятельности учащихся и развитие когнитивных (познавательных) предпосылок учения (организация внимания и восприятия учащихся на уроке. Избирательность и сосредоточенность их психологической деятельности на различных этапах урока. Факторы и условия, определившие работоспособность учащихся)._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Активизация мыслительной деятельности учащихся (какие факторы побуждали учащихся к активной мыслительной деятельности? Какими мыслительными операциями они пользовались в работе и развитие каких качеств мышления достигалось на уроке?).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Развитие устной и письменной речи учащихся (какими методами и приемами обеспечивалась активизация речи учащихся?). Развитие творческого и воссоздающего воображения школьников (какими приемами осуществлялась активизация воображения учащихся?).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Организация запоминания изучаемого материала (какими средствами осуществлялось первичное закрепление в памяти изучаемого материала? Как обеспечивалось сохранение знаний в памяти?).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Общие выводы о взаимодействии учителя и учащихся:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Организация деятельности и общения учащихся на уроке и формирование мотива-ционных предпосылок учения (какими методами и приемами создавались ситуации на уроке, порождающие и формирующие мотивационную готовность к учению?).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Управление состоянием учащихся на уроке и формированием личностных качеств

(какие психические состояния проявлялись у детей на уроке, какие причины и условия способствовали возникновению психических состояний и формированию личностных качеств?).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Предложения к совершенствованию урока.  Резервы повышения результативности урока (в  результате анализа урока в предложениях необходимо указать на имеющиеся резервы повышения качества обучения и воспитания).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13978. Музыка как средство экранной выразительности 311 KB
  Содержание. Введение Глава 1. Средства выразительности видеорекламы Эстетические критерии художественной выразительности экранного творчества Формирование и развитие средств выразительности Современные средства экранной выразительности Г
13979. Развитие музыкальности детей младшего школьного возраста в процессе элементарного музицирования 1.94 MB
  ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Развитие музыкальности детей младшего школьного возраста в процессе элементарного музицирования План Введение Глава 1. Психолого-педагогические основы развития музыкальности детей младшего школьного в
13980. Рок-музыка 18.85 KB
  Рокмузыка Рокмузыка обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово rock указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения связанные с определённой формой движения. Такие признаки рокмузыки как использование электромузыкальны
13981. Праздники в Индии 112.5 KB
  Праздники в Индии. Индия мультинациональное и мультикультурное государство поэтому здесь отмечаются праздники различных религий. Помимо религиозных в Индии имеется три официальных национальных праздника: День независимости Индии День Республики и День р...
13982. История джаза 35.63 KB
  План: I. Введение. II. Главная часть: III. Заключение. I. Введение. Джаз никогда не был популярной музыкой. Несомненно время от времени отдельные формы джаза становились популярными: так было с €œджазовой€ музыкой 20х со €œсвингом€ 1935 1945 гг. так обстоит дело ...
13983. Певица Аврил Лавин 516.3 KB
  Выполнила ученица 8 класса А средней школы №50 Исаева Мария Певица Аврил Лавин настоящее имя Avril Ramona Lavign родилась в Певица Аврил Лавин настоящее имя Avril Ramona Lavign родилась в сентябре 27 числа 1984 года. Кроме нее в семье еще ...
13984. Pitbull. Armando Christian Perez 254.93 KB
  Доклад По музыке На тему: Pitbull. Подоготовил ученик 7 В класса. Бекиров Руслан Доклад по музыке на тему: Pitpul Armando Christian Perez Певец музыкальный продюсер автор песен. Сценическое имя: Pitbull.Начало карьеры: 2003 год.День рождения: 15 января 1...
13985. Теодор Адорно как теоретик социологии музыки 40 KB
  Эссе на тему:Теодор Адорно как теоретик социологии музыки Сущность общества становится сущностью музыки Теодор Адорно Человек и музыка Неразрывные понятия ведь без человека нет музыки а без музыки нет человека. И я не преувеличиваю. Подумайте: с древне...
13986. Глинка Михаил Иванович 29.91 KB
  Глинка Михаил Иванович Глинка Михаил Иванович 18041857 русский композитор. Первые музыкальные впечатления Глинки связаны с народной песней. Ещё в детстве приобщился к профессиональной музыке. Юные годы Глинки прошли в Петербурге. Благотворно отразились на формирован