55468

Методические рекомендации к прохождению психологической практики студентами педагогических специальностей

Книга

Педагогика и дидактика

Психологическая цель урока: 1 проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока; 2 учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов достигнутых в предшествующей работе;...

Русский

2014-03-25

83.5 KB

0 чел.

«Гродненский государственный университет им.Я.Купалы»

Методические рекомендации

к прохождению

психологической практики студентами педагогических специальностей

Преподаватель:                                                   Н.А.Гаврилик

Гродно, 2012

Психологический анализ урока.

Психологическая цель урока:

1)проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2)учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3)предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока

1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

- определение объема воспроизводящей деятельности учащихся и творческой;

- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

- выполнение учителем проблемно- эвристического обучения и учащимися; кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся

- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

2) особенности самоорганизации учителя:

- подготовленность к уроку и главное — осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

- педагогический такт (случаи, проявления);

- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся

1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

- использование установок в форме убеждения, внушения;

- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению),

2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно- чувственных представлений, понятий, обобщающих образов "открытий", формулирования выводов);

- опора на психологические закономерности формирования представлений понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;

- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3) закрепление результатов работы:

-   формирование навыков путем упражнений,

- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной формах работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Психологический анализ структуры урока

Основные направления
психологического анализа урока

 -     какое место занимает урок в системе других уроков по данной теме?

-  целесообразность структуры урока в соответствии с темой, целью, задачами и особенностями класса.

1. Организация деятельности учащихся и развитие когнитивных (познавательных) предпосылок учения.

1.1. Организация внимания и восприятия учащихся на уроке. Избирательность и сосредоточенность их психологической деятельности на различных этапах урока. Факторы и условия, определившие работоспособность учащихся:

- содержательность, практическая значимость и научная достоверность, новизна и доступность учебного материала;

- готовность учащихся к постановке и принятию учебной задачи;

- актуализация имеющихся у детей знаний и представлений для работы над материалом урока, пробуждение опосредованных интересов к конечным целям и результатам деятельности;

- подготовленность учителя к уроку, его увлеченность предметом и процессом познания, манера и способы общения с классом;

- наличие или отсутствие на уроке факторов, снижающих работоспособность учащихся: усталость учащихся, монотонность речи учителя, неполная нагрузка сильных учеников, не свойственный некоторым ученикам темп работы и стиль общения педагога.

2. Активизация мыслительной деятельности учащихся

Какие факторы побуждали учащиеся к активной мыслительной деятельности? Какими мыслительными операциями они пользовались в работе и развитие каких качеств мышления достигалось на уроке?

- создание на уроке проблемных ситуаций разного характера;

- организация и выполнение творческих заданий с ключевыми знаниями урока;

- предложение заданий, требующих известных способов в нестандартных ситуациях;

-эмоциональный отклик учащихся на ситуацию в форме удивления, недоумения, вопросов к учителю и др.

-постановка перед классом или учениками вопросов, требующих рассуждения, доказательства, опровержения, самостоятельности и критичности мышления;

- организация дискуссии, беседы, диалога при равенстве позиций учителя и учащихся;

-целесообразная организация коллективной, групповой и индивидуальной познавательной деятельности учащихся;

- создание учебных ситуаций, требующих умения анализировать, сравнивать и обобщать существенные признаки и свойства явлений;

- готовность учителя к корректной реакции на недостатки в мыслительных операциях детей (выявление лишь внешних или несущественных для решения задачи элементов и свойств изучаемых объектов);

- включение в познание игровых элементов;

- отбор и концентрация учебной деятельности;

- целесообразные задания для самостоятельной работы учащихся;

- взаимодействие учителя и учащихся при выполнении заданий;

- проигрывание ситуаций, дидактический театр.

3. Развитие устной и письменной речи учащихся.

Какими методами и приемами обеспечивалась активизация речи учащихся?

- речь учителя как образец для подражания и восприятия;

- словарная работа, усвоение семантики языка;

- виды и характер заданий для самостоятельного устного или письменного решения;

- привлечение учащихся к речевому восприятию изучаемого материала;

- самостоятельная формулировка выводов, постановка вопросов.

4. Развитие творческого и воссоздающего воображения школьников.

Какими приемами осуществлялась активизация воображения учащиеся?

- полнота, сочетающаяся с лаконичностью, точность и красочность, описание объекта (героя, события, природного явления);

- задания для свободного комбинирования представлений на основе различных наглядных пособий;

- наглядное моделирование;

- зарисовки на основе имеющегося описания (словесные, графические).

5. Организация запоминания изучаемого материала.

Какими средствами осуществлялось первичное закрепление в памяти изучаемого материала? Как обеспечивалось сохранение знаний в памяти?

- установление связи нового учебного материала с ранее пройденным, наличие установки на длительность запоминания;

- многократное вариативное повторение;

- использование опорных сигналов и схем;

- постановка вопросов на воспроизведение основных правил и законов по ходу изложения материала, решение задач;

- включение в восприятие материала практического действия;

- организация и проведение повторения, выделение главного и существенного в новом материале;

- характер домашнего задания ( творческий, воспроизводящий, на способ действия).

Организация деятельности и общения учащихся на уроке и формирование мотивационных предпосылок учения

Какими методами и приемами создавались ситуации на уроке, порождающие и формирующие мотивационную готовность к учению?

- отбор и концентрация учебной информации;

- наличие проблемных ситуаций, поражающих познавательную потребность;

- постановка вопросов, ответы на которые требуют синтеза, сравнения знаний разных тем и предметов;

- планирование отдельной последовательности и степени сложности в самостоятельной работе учащихся;

- обеспечение свободы выбора задач и заданий;

- создание ситуации успеха, особенно для слабоуспевающих ребят;

- использование воспитательных возможностей педагогической оценки;

- перенос активности учащихся с послеурочного этапа на предурочный;

- доверительность и открытость общения на уроке;

- организация взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки учащихся результатов деятельности.

Управление состоянием учащихся на уроке и формированием личностных качеств

Какие психические состояния проявлялись у детей на уроке?

- интеллектуальные: удивление, изумление, любознательность, пытливость, заинтересованность, интеллектуальная активность; безразличие, пассивность;

- эмоциональные: жизнерадостность, бодрость; вялость, скука, раздражительность;

- волевые: уверенность, решительность, настойчивость; неуверенность, нерешительность и т.п.

Какие причины и условия способствовали возникновению психических состояний и формированию личностных качеств?

- содержание урока и его организация;

- взаимодействие учителя и учащихся на уроке (взаимопонимание, взаимоотношения, стиль и способы общения);

- научность и достоверность знаний;

- выявление причинной обусловленности общественных и природных явлений, влияние природных и социальных законов и закономерностей на жизнь и труд человека;

- создание ситуаций для проявления сочувствия и сопереживания, взаимопомощи, ответственности и других нравственных качеств;

- преимущество диалоговой формы общения на уроке (собеседование);

- наличие монолога (в форме защиты точки зрения и т.д.).

Резервы повышения результативности урока

В результате анализа урока в предложениях необходимо указать на имеющиеся резервы повышения качества обучения и воспитания, которыми могут быть:

- творческий уровень деятельности и общения на уроках;

- оптимальное сочетание типов и видов самостоятельных работ;

- структурирование учебного материала и организация усвоения на основе прогноза;

- введение обобщающих понятий и модели знаний;

    - организация деятельности учащихся в зоне ближайшего развития с учетом актуального       уровня знаний.

Программа психологического анализа урока

Анализ деятельности школьников

1. Направленность познавательной деятельности: в какой мере познание школьников подчинено учебной задаче, устойчиво ли сохранялось внимание учащихся, быстро ли переключалось с одной задачи на другую?

2. Соотношение внутреннего и внешнего в деятельности учащихся: какие наблюдались внешние проявления совершаемой умственной деятельности (быстрое и верное высказывание, правильное действие, ошибочный с паузами ответ, ожидание подсказки и др./, какие и как решались задачи, как использовалась внешняя речь для выполнения задания?

3. Соотношение самостоятельности и подражательности в деятельности школьников: имело место выполнение задания по образцу, путем простого копирования; насколько это было оправданным и целесообразным? Отметить случаи самостоятельного нахождения решения.

4. Соотношение конкретного и обобщенного в умственной деятельности учащихся: отметить факты оперирования конкретным содержанием, отметить случаи использования обобщенного содержания, было ли соотнесение конкретного и обобщенного в ответах школьников, отметить использование учащимися материала, представленного в образах и понятиях.

5. Использование учащимися способов, приемов умственной деятельности: установить и назвать умственные действия, которыми владеют школьники, какие умственные действия учащихся используют чаще, какие реже; каков уровень осознания выполняемых действий.

6. Отношение учащихся к предмету занятий: в какие моменты урока наиболее ярко были выражены эмоции, с чем это связано?

7. Действенность эмоций; отметить случаи влияния положительных эмоций на познавательную активность школьников, отметить случаи влияния отрицательных эмоций на пассивность учащихся.

8. Устойчивость и динамичность отношений: одинаково ли отношение учащихся к учебной работе или оно менялось; если отношение менялось, то с чем это связано?

9. Соотношение интеллектуального и эмоционального в учебной деятельности детей: отметить случаи учебной работы без видимого эмоционального отношения, отметить случаи, когда эмоции изменяли поиски решения задачи.

Анализ деятельности учителя

1. Информационная функция учителя; характеристика подачи информации (точность, логичность, умение выделить главное, доступность, опора на прежний опыт учащихся, связь с другими предметами, с практикой и т.д./, умение прогнозировать усвоение информации школьниками.

2. Перцептивная функция: умение воспринимать психическое состояние учащихся, за внешними фактами поведения видеть личность школьника.

3. Коммуникативная функция: стиль общения, педагогический такт, характеристика речи, экспрессивные качества, умение устанавливать контакты с классом.

4. Организаторская функция: организация учителем собственной деятельности, организация индивидуальной и коллективной познавательной деятельности школьников, поддержание дисциплины и порядка на уроке.

5. Развивающая функция: работа по развитию и формированию приемов и способов умственной деятельности учащихся, работа по формированию личности школьников, коллектива и коллективистических отношений.

6. Функция контроля: способы контроля усвоения информации учащимися, объективность оценок, даваемых учителем, своевременность оценок, разнообразие форм оценок, особенности самоконтроля учителя.

Общие выводы о взаимодействии учителя и учащихся

1. Результаты усвоения знаний: уровень усвоения, перспективное и оперативное их значение.

2. Результаты усвоения способов, приемов умственной деятельности.

3. Характеристика отношения учащихся к предмету.

4. Анализ отношений между учащимися, между учащимися и учителем. Наличие элементов сотрудничества.

5. Общая оценка развивающего и воспитывающего эффекта данного урока.

Предложения к совершенствованию урока

В соответствии с результатами анализа урока сформулируйте конкретные предложения: по улучшению управления учебной деятельностью учащимися; по формированию положительного эмоционального отношения учащихся к учению; по совершенствованию выполнения учителем системы профессионально значимых функций.

Форма психологического анализа урока

Ф.И.О.студента___________________________________________________

Школа, класс________________;  предмет____________________________

1. Организация деятельности учащихся и развитие когнитивных (познавательных) предпосылок учения (организация внимания и восприятия учащихся на уроке. Избирательность и сосредоточенность их психологической деятельности на различных этапах урока. Факторы и условия, определившие работоспособность учащихся)._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Активизация мыслительной деятельности учащихся (какие факторы побуждали учащихся к активной мыслительной деятельности? Какими мыслительными операциями они пользовались в работе и развитие каких качеств мышления достигалось на уроке?).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Развитие устной и письменной речи учащихся (какими методами и приемами обеспечивалась активизация речи учащихся?). Развитие творческого и воссоздающего воображения школьников (какими приемами осуществлялась активизация воображения учащихся?).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Организация запоминания изучаемого материала (какими средствами осуществлялось первичное закрепление в памяти изучаемого материала? Как обеспечивалось сохранение знаний в памяти?).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Общие выводы о взаимодействии учителя и учащихся:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Организация деятельности и общения учащихся на уроке и формирование мотива-ционных предпосылок учения (какими методами и приемами создавались ситуации на уроке, порождающие и формирующие мотивационную готовность к учению?).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Управление состоянием учащихся на уроке и формированием личностных качеств

(какие психические состояния проявлялись у детей на уроке, какие причины и условия способствовали возникновению психических состояний и формированию личностных качеств?).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Предложения к совершенствованию урока.  Резервы повышения результативности урока (в  результате анализа урока в предложениях необходимо указать на имеющиеся резервы повышения качества обучения и воспитания).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33659. Протокол SSL 46.5 KB
  Протокол SSL Протокол SSL Secure Socket Lyer предназначен для защиты данных передаваемых между приложениями клиентом и сервером. SSL работает поверх транспортного протокола предполагающего установление соединения TCP. SSL прозрачен для служб прикладного уровня таких как HTTP и FTP. Протокол SSL базируется на следующих принципах: Защищённый канал передачи данных.
33660. СМЕШАННЫЙ ШИФР (АЛГОРИТМ ГОСТ + ЭЛЬ ГАМАЛЯ) 32 KB
  К тому же ни одна из реализаций систем с открытым ключом предложенных до сих пор не может конкурировать в скорости с системами с секретным ключом такими например как DES или ГОСТ. Когда необходимо передать большое количество информации может оказаться что использование криптоалгоритмов с открытым ключом было бы слишком медленным тогда как использование симметричных алгоритмов было бы либо невозможным изза отсутствия разделенного секретного ключа либо не отвечающим требованиям секретности. Гибридная смешанная криптосистема...
33661. БЛОЧНОЕ КОДИРОВАНИЕ (АЛГОРИТМ DES, РЕЖИМ ECB) 54.5 KB
  В режиме ЕСВ каждый блок открытого текста заменяется блоком шифротекста. Распространение ошибки: При расшифровании ошибки в символах шифротекста ведут к некорректному расшифрованию соответствующего блока открытого текста однако не затрагивают остальной открытый текст. При случайной потере или добавлении лишнего бита шифротекста весь последующий шифротекст будет расшифрован некорректно если только для выравнивания границ блоков не используется какоенибудь выравниевания по границам блока. Режим CBC В режиме...
33662. Режимы тройного шифрования из 23 57.5 KB
  Тройное шифрование в режиме СВС Оба режима требуют больше ресурсов чем однократное шифрование: больше времени или больше аппаратурыф БЛОЧНОЕ КОДИРОВАНИЕ АЛГОРИТМ 3DES SDES В ряде реализаций DES используется тройной алгоритм DES см. Так как преобразование DES не является группой полученный шифротекст гораздо труднее вскрыть полным перебором: 2112 попыток вместо 256 Рис. Тройной DES SDES Упрощенный DES или SDES алгоритм шифрования который носит скорее учебный чем практический характер. В данной лабораторной работе SDES...
33663. БЛОЧНОЕ КОДИРОВАНИЕ (АЛГОРИТМ DES, РЕЖИМ CFB) 98 KB
  БЛОЧНОЕ КОДИРОВАНИЕ АЛГОРИТМ DES РЕЖИМ CFB Криптографический режим обычно объединяет базовый шифр обратную связь какогото типа и нескольких простых операций. Опреации просты поскольку стойкость определяется используемым алгоритмом шифрования а не режимом. Требования предъявляемые к режимам: Режим не должен снижать стойкость используемого алгоритма Эффективность режима не должна быть ниже чем у используемого алгоритма Отказоустойчивость устойчивость к потерям синхронизации процессов шифрования и дешифрования. Режим CFB Блочный...
33664. ПРОТОКОЛ SSH. АРХИТЕКТУРА 50 KB
  ПРОТОКОЛ SSH. Протокол SSH Secure Shell безопасная оболочка чаще всего используется для создания безопасной оболочки для доступа к другим хостам и передачи файлов по сети для безопасности аутентификации и для обеспечения конфиденциальности данных. SSH поддерживается мощное шифрование и продвинутые методы идентификации пользователей которые прошли проверку временем. Часто SSH используют для удаленного управления напр Telnet.
33665. Проблемы безопасности протоколов прикладного уровня 39 KB
  Проблемы безопасности протоколов прикладного уровня Прикладной уровень в семействе TCP IP представлен следующими службами: Служба разрешения имён DNS. Для защиты DNS существуют два направления: переход на защищённый протокол DNSSec; разделение пространства имён с целью сокрытия внутреннего пространства имён от внешнего мира. Разделение пространства имён. В то же время для внешнего пользователя достаточно иметь доступ только к небольшой части внутреннего пространства имён.
33666. Реализация корпоративной службы DNS 499.5 KB
  Реализация корпоративной службы DNS При традиционной схеме реализации корпоративной службы DNS вся информация о домене организации размещена на первичном сервере и доступна любому желающему рис. Даже если принять какието меры по защите первичного сервера есть ещё вторичный сервер расположенный у провайдера.8 Один из вариантов решения двухсерверная конфигурация рис. Двухсерверная конфигурация Рис.
33667. МОДЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ ОС WINDOWS В СЕТИ. КОМПОНЕНТЫ БЕЗОПАСНОСТИ. УЧЕТНЫЕ ЗАПИСИ 69 KB
  МОДЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ ОС WINDOWS В СЕТИ. КОМПОНЕНТЫ БЕЗОПАСНОСТИ. Существующие разнообразные сетевых операционные системы поразному подходят к построению системы безопасности. Операционная система Windows Server 2003 согласно заверениям Microsoft соответствует классу безопасности С2.