55473

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

Другое

Педагогика и дидактика

Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических педагогических и методических работ Н. Психологический анализ урока является неотъемлемой частью педагогической деятельности.

Русский

2014-03-25

47.5 KB

16 чел.

    В КАЧЕСТВЕ ОТЧЕТНОГО ЗАДАНИЯ  НА 3-М КУРСЕ  СТУДЕНТЫ-ПРАКТИКАНТЫ СДАЮТ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ  УРОКА.

         Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических, педагогических и методических работ ( Н.Ф.

Добрынин, С.В.Иванов, Е.С.Ильинская, И.В.Карпов, Ю.Л.Львова. Л.Т.Охитина, Е.И. Пассов и др.). Психологический анализ урока является неотъемлимой частью педагогической деятельности.

Анализ урока имеет большое значение для самопознания, саморазвития учителя, проводившего занятие, урок.

    В качестве психологических «компонентов2 урока, подлежащих

Психологическому анализу, прежде всего рассматриваются два активных субъекта – учитель и учащиеся, опосредующий их взаимосвязь учебный предмет и объединяющий все стороны процесс взаимодействия (сотрудничество. общение).

    Анализ урока проводится с общепсихологических позиций основополагающего принципа отечественной психологической школы – развивающего и воспитывающего обучения. Соответственно и урок трактуется с этих позиций. Приведем следующее развернутое толкование урока по Л.Т.Охитиной:

1. «Урок проводится не ради самого урока, а ради того, чтобы воздействовать на личность ученика; не ради того, чтобы «пройти»   какие-то  вопросы программы, а ради того, чтобы  на материале  этих   программных  вопросов   формировать   определенные  интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности.

    Необходимо  сочетать воздействие через  интеллект на чувства  (убеждение) и воздействие через чувства на интеллект  (внушение). Процесс обучения  должен  вносить    изменения    не только в  интеллектуальную  сферу ученика, но и в психическое развитие  его

Личности в целом. Обучение не будет  развивающим,   если оно не вносит   изменений в структуру личности.

    2. Изменения в структуре личности  происходят  лишь в том случае,   если  ученик действует по  внутреннему побуждению.  

Действие, усвоенное по принуждению,  разрушается сразу же, как только меняются   условия.  Действие, усвоенное по внутреннему  побуждению, остается и при изменившихся условиях, так как вплетается в структуру личности. Отсюда следует: не ругать за лень, а стимулировать познавательную активность и интересы, не наказывать  за невыполнение требований, а  так  организовать   деятельность учащихся, чтобы требования учителя стали  внутренними побуждениями самих ребят.

    3. Воспитывающее обучение нельзя свести к воспитательным моментам урока. Все элементы урока должны быть  воспитывающими по своей сущности.  Координирующим  центром  всех воспитательных средств,  форм  и методов урока  должна быть    конкретная психологическая цель.

    4. Центральный компонент любого урока   -   организация  познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются  мышление и воображение. На основе     аналитико-синтетической   деятельности, посредством этих двух  процессов происходит  формирование знаний и интеллектуальных умений,  исследование проблемных вопросов  и творческое решение задач.

    Необходимыми условиями  продуктивной работы  мышления и воображения  будут    правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной    установки   и организация внимания.

     5.  Успех обучения зависит  не только  от внешних  факторов -  содержания уроков. Совершенствования методики, мастерства учителя и т.д., но и от внутренних  условий  -   индивидуально-психологических  особенностей учащихся».

(Л.Т. Охитина Психологические основы урока - М., 1997. С 82-83)

 Психологический анализ урока может быть представлен в виде таблицы, отражающей основные объекты анализа.

Титульный лист:  

Наименование задания по психологии (Психологический анализ урока).  

КТО  (Ф.И.) провел урок.  

КТО  (Ф.И.) проанализировал урок.

Класс, школа.

Тема, цели и задачи (образовательные, воспитательные, развивающие)  урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Психологическое обоснование

Результаты урока. Выводы и рекомендации.

                               

              ПЛАН  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  АНАЛИЗА  УРОКА.

    

I.Психологическая цель урока.

  1.  Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся, Формулировка цели.
  2.  В какой мере учтены в целевой установке урока конечная задача перспективного плана, психологические аспекты изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке материала и результаты, достигнутые в предшествующей работе.
  3.  В какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методические приемы, используемые на уроке, и весь стиль урока в целом отвечают поставленной психологической цели.

 II.Стиль урока.

  1.  В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения:

-Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся;

-Соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

-Соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, ученика и т.д.) и самостоятельного поиска;  

-Какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие учащимися (кто ставит проблему, кто решает);

-Соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

-Соотношение побуждения учащихся к деятельности (положительные комментарии, установки, стимулирующие интерес и т.д.) и принуждения (напоминания об отметке, резкие замечания, нотации);

-Педагогический такт учителя;

-Психологический климат в классе (деловой контакт, искренность в общении, атмосфера сотрудничества и т.д.).

  2. Особенности самоорганизации учителя:

         -Подготовленность к уроку (степень овладения содержанием, структурными                 компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней     готовности к ее осуществлению);

         -Рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления    (собранность, настроенность на тему и психологическую цель урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему, происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.)

III.  Организация познавательной деятельности учащихся.

     1. В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

         -как достигались осмысленность, целостность восприятия учениками изучаемого материала;

          -какие использовались установки и в какой форме (убеждение, внушение);

          - как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся;

          - какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и др.).

      2.Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

           - на каком уровне формировались знания учащихся (конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов,»открытий», выведения формул и т.д.);

            - какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов;

            - какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристические задачи различного уровня, задачи с недостающими и излишними данными, поисковая, исследовательская работа на уроке и др.);   

            - каков уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное);

            - как учитель руководил формированием убеждений и идеалов;

            - какие виды творческих работ использовались на уроке и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и целей работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

     3. Закрепление результатов работы:

            - формирование навыков с помощью упражнений;

            - предупреждение интерференций и обучение переносу ранее усвоенных знаний на новые условия работы.

IV   Организованность учащихся.

     1.Анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особеннотей самоорганизации отдельных учащихся (в возможных пределах);

     2. Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий.

  V.  Учет возрастных особенностей учащихся.

      Как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной  деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения.

  У1. Выводы и рекомендации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76297. Артерии лица, из анастомозы 187.52 KB
  Поверхностная височная артерия снабжает кровью околоушную слюнную железу, кожу и мышцы латеральной области лица, височной, теменной и лобной областей волосистой части головы, ушную раковину и наружный слуховой проход. Она анастомозирует с лицевой, затылочной и глазной артериями.
76298. Внутренняя сонная артерия. Ветви, анастомозы 314.76 KB
  Внутренняя сонная артерия. Пройдя сонный канал артерия входит в sinus cvernosus. Пещеристая часть располагается в сонной борозде на боковой поверхности клиновидной кости где артерия проходит через sinus cvernosus твердой мозговой оболочки.
76299. Артерии головного мозга. Артериальный круг мозга 92.47 KB
  Артериальный круг мозга Кровоснабжение головного мозга осуществляется ветвями внутренних сонных артерий позвоночных артерий. communicns posterior зрительный перекрест серый бугор ножки мозга гипоталамус таламус хвостатое ядро. cerebri posterior – формируют сосудистое сплетение бокового и третьего желудочков мозга.
76300. Верхнечелюстная артерия, ее топография, ветви и анастомозы 1.51 MB
  Топография: начинается у шейки нижней челюсти, пронизывает m.pterygoideus lateralis и скрывается в fossa pterygopalatina.
76302. Подключичная артерия, ее топография, ветви и межсистемные анастомозы 710.65 KB
  Подключичная артерия ее топография ветви и межсистемные анастомозы. Подключичная артерия. Артерия покидает грудную полость через pertur thorcis superior образуя выпуклую кверху дугу огибающую купол плевры. После проникновения артерии в cvits xillris она получает название подмышечная артерия.
76303. Позвоночная, ее топография, ветви и межсистемные анастомозы 132.35 KB
  Позвоночная артерия. Здесь артерия ложится на скат под продолговатым мозгом постепенно приближается к срединной плоскости и на уровне заднего края моста соединяется с одноименной артерией противоположной стороны в непарную базилярную артерию. Перед местом слияния от позвоночной артерии к мозжечку отходит задняя нижняя мозжечковая артерия. vertebrlis: спинномозговые ветви rmi spinles сегментарные направляются через межпозвоночные отверстия к корешкам спинномозговых нервов и к спинному мозгу; задняя спинномозговая артерия.
76305. Плечевая артерия (a.brachialis) 170.07 KB
  Плечевая артерия (a.brachialis) – является непосредственным продолжением подмышечной артерии после выхода ее из подмышечной полости. Снабжает кровью кожу, мышцы и нервы плеча, плечевую кость. Топография. Плечевая артерия проходит по sulcus bicipitalis medialis до локтевой ямки. Под aponeurosis m.bicipitis brachii на уровне шейки лучевой кости она делится на локтевую и лучевую артерии.