55473

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

Другое

Педагогика и дидактика

Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических педагогических и методических работ Н. Психологический анализ урока является неотъемлемой частью педагогической деятельности.

Русский

2014-03-25

47.5 KB

14 чел.

    В КАЧЕСТВЕ ОТЧЕТНОГО ЗАДАНИЯ  НА 3-М КУРСЕ  СТУДЕНТЫ-ПРАКТИКАНТЫ СДАЮТ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ  УРОКА.

         Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических, педагогических и методических работ ( Н.Ф.

Добрынин, С.В.Иванов, Е.С.Ильинская, И.В.Карпов, Ю.Л.Львова. Л.Т.Охитина, Е.И. Пассов и др.). Психологический анализ урока является неотъемлимой частью педагогической деятельности.

Анализ урока имеет большое значение для самопознания, саморазвития учителя, проводившего занятие, урок.

    В качестве психологических «компонентов2 урока, подлежащих

Психологическому анализу, прежде всего рассматриваются два активных субъекта – учитель и учащиеся, опосредующий их взаимосвязь учебный предмет и объединяющий все стороны процесс взаимодействия (сотрудничество. общение).

    Анализ урока проводится с общепсихологических позиций основополагающего принципа отечественной психологической школы – развивающего и воспитывающего обучения. Соответственно и урок трактуется с этих позиций. Приведем следующее развернутое толкование урока по Л.Т.Охитиной:

1. «Урок проводится не ради самого урока, а ради того, чтобы воздействовать на личность ученика; не ради того, чтобы «пройти»   какие-то  вопросы программы, а ради того, чтобы  на материале  этих   программных  вопросов   формировать   определенные  интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности.

    Необходимо  сочетать воздействие через  интеллект на чувства  (убеждение) и воздействие через чувства на интеллект  (внушение). Процесс обучения  должен  вносить    изменения    не только в  интеллектуальную  сферу ученика, но и в психическое развитие  его

Личности в целом. Обучение не будет  развивающим,   если оно не вносит   изменений в структуру личности.

    2. Изменения в структуре личности  происходят  лишь в том случае,   если  ученик действует по  внутреннему побуждению.  

Действие, усвоенное по принуждению,  разрушается сразу же, как только меняются   условия.  Действие, усвоенное по внутреннему  побуждению, остается и при изменившихся условиях, так как вплетается в структуру личности. Отсюда следует: не ругать за лень, а стимулировать познавательную активность и интересы, не наказывать  за невыполнение требований, а  так  организовать   деятельность учащихся, чтобы требования учителя стали  внутренними побуждениями самих ребят.

    3. Воспитывающее обучение нельзя свести к воспитательным моментам урока. Все элементы урока должны быть  воспитывающими по своей сущности.  Координирующим  центром  всех воспитательных средств,  форм  и методов урока  должна быть    конкретная психологическая цель.

    4. Центральный компонент любого урока   -   организация  познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются  мышление и воображение. На основе     аналитико-синтетической   деятельности, посредством этих двух  процессов происходит  формирование знаний и интеллектуальных умений,  исследование проблемных вопросов  и творческое решение задач.

    Необходимыми условиями  продуктивной работы  мышления и воображения  будут    правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной    установки   и организация внимания.

     5.  Успех обучения зависит  не только  от внешних  факторов -  содержания уроков. Совершенствования методики, мастерства учителя и т.д., но и от внутренних  условий  -   индивидуально-психологических  особенностей учащихся».

(Л.Т. Охитина Психологические основы урока - М., 1997. С 82-83)

 Психологический анализ урока может быть представлен в виде таблицы, отражающей основные объекты анализа.

Титульный лист:  

Наименование задания по психологии (Психологический анализ урока).  

КТО  (Ф.И.) провел урок.  

КТО  (Ф.И.) проанализировал урок.

Класс, школа.

Тема, цели и задачи (образовательные, воспитательные, развивающие)  урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Психологическое обоснование

Результаты урока. Выводы и рекомендации.

                               

              ПЛАН  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  АНАЛИЗА  УРОКА.

    

I.Психологическая цель урока.

  1.  Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся, Формулировка цели.
  2.  В какой мере учтены в целевой установке урока конечная задача перспективного плана, психологические аспекты изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке материала и результаты, достигнутые в предшествующей работе.
  3.  В какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методические приемы, используемые на уроке, и весь стиль урока в целом отвечают поставленной психологической цели.

 II.Стиль урока.

  1.  В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения:

-Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся;

-Соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

-Соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, ученика и т.д.) и самостоятельного поиска;  

-Какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие учащимися (кто ставит проблему, кто решает);

-Соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

-Соотношение побуждения учащихся к деятельности (положительные комментарии, установки, стимулирующие интерес и т.д.) и принуждения (напоминания об отметке, резкие замечания, нотации);

-Педагогический такт учителя;

-Психологический климат в классе (деловой контакт, искренность в общении, атмосфера сотрудничества и т.д.).

  2. Особенности самоорганизации учителя:

         -Подготовленность к уроку (степень овладения содержанием, структурными                 компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней     готовности к ее осуществлению);

         -Рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления    (собранность, настроенность на тему и психологическую цель урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему, происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.)

III.  Организация познавательной деятельности учащихся.

     1. В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

         -как достигались осмысленность, целостность восприятия учениками изучаемого материала;

          -какие использовались установки и в какой форме (убеждение, внушение);

          - как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся;

          - какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и др.).

      2.Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

           - на каком уровне формировались знания учащихся (конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов,»открытий», выведения формул и т.д.);

            - какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов;

            - какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристические задачи различного уровня, задачи с недостающими и излишними данными, поисковая, исследовательская работа на уроке и др.);   

            - каков уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное);

            - как учитель руководил формированием убеждений и идеалов;

            - какие виды творческих работ использовались на уроке и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и целей работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

     3. Закрепление результатов работы:

            - формирование навыков с помощью упражнений;

            - предупреждение интерференций и обучение переносу ранее усвоенных знаний на новые условия работы.

IV   Организованность учащихся.

     1.Анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особеннотей самоорганизации отдельных учащихся (в возможных пределах);

     2. Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий.

  V.  Учет возрастных особенностей учащихся.

      Как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной  деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения.

  У1. Выводы и рекомендации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81037. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Организация Исламская Конференция (ОИК). Лига Арабских Государств (ЛАГ) 40.44 KB
  Организация странэкспортеров нефти основана в 1960 году рядом стран Алжир Эквадор Индонезия Ирак Иран Кувейт Ливия Нигерия Саудовская Аравия Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла с целью координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть. Внимание к интересам странпроизводителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов странпроизводителей нефти; эффективного рентабельного и регулярного снабжения странпотребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны...
81038. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс). Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. (АСЕАН) 39.91 KB
  АСЕАН. Задачи Завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования Обеспечение свободы движения капитала Формирование общего финансового рынка Согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки Создание общей унифицированной системы таможенного регулирования Разработка и реализация межгосударственных целевых программ Создание...
81039. Внешняя политика США 1991-2000 годах 39.62 KB
  На фоне разнообразных и зачастую противоречивых тенденций в американской политической и научной элите в 1990-е гг. формировалась внешняя политика. Ее целью, как и целью внешней политики любой страны, являлось формирование оптимального внешнеполитического курса
81040. Внешняя политика США 2000-2011 годах 41.12 KB
  Власть Буша пришла к власти в тот период когда в американском истэблишменте и обществе утвердилось мнение о мировом лидерстве США. Основным внешнеполитическим тезисом американских политиков стало утверждение о том что беспрецедентная мощь Соединенных Штатов...
81041. Проблема мировой политики (Международная безопасность и ее военные аспекты, Проблемы конфликтов, Проблема права в МО) 44.98 KB
  Проблема мирового права. Наличие международного права позволяет уменьшить неопределенность в межгосударственных отношениях стабилизирует их. Источниками международного права стали следующие: Международный обычай признанный как норма цивилизационных отношений.
81042. Внешняя политика РФ в 1990-е годы 39.71 KB
  Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. началось дипломатическое признание России.
81043. Внешняя политика РФ в начале 21-го века 39.4 KB
  Изменение ситуации в мире приводит к возникновению нескольких исторических вызовов России что диктует необходимость скорректировать ее политику. Там где позволяют условия в Белоруссии и возможно в Армении России следует содействовать относительно безболезненной смене правящих режимов предоставляя при этом соответствующие гарантии. Что делать Требовать включения в НАТО самой России Это наверное малореалистично к тому же может препятствовать необходимому усилению азиатского вектора отечественной политики. Несмотря на все имеющиеся...
81044. Образование СНГ. Становление отношений РФ со странами СНГ 43.13 KB
  Становление отношений РФ со странами СНГ Содру́жество Незави́симых Госуда́рств СНГ региональная международная организация международный договор призванная регулировать отношения сотрудничества между странами ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. СНГ было основано главами БССР РСФСР и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях Беловежская пуща под Брестом Беларусь Соглашения о создании Содружества Независимых Государств известно в СМИ...
81045. Интеграционные процессы в странах СНГ 44.53 KB
  После получения независимости страны СНГ при наличии разности видения перспектив и возможностей строят рыночную экономику и демократические государства. Национальная идея как основа государственности получила закрепление в преамбуле многих конституций стран СНГ. В процессе жизнедеятельности страны СНГ прошли сложный путь само индетификации определения целей прерогатив развития.