55490

Здравствуй, Пушкин!

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: раскрыть духовный и художественный потенциал произведений А.С.Пушкина, их общечеловеческие нравственные ценности; развивать творческую деятельность учащихся, навыки выразительного чтения художественных текстов, высокие эстетические чувства, жизненную компетентность...

Русский

2014-03-25

81.5 KB

0 чел.

Сценарий литературно-музыкального праздника

«Здравствуй, Пушкин!»

Левтерова Марина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы Великоновоселковской гимназии с ОШ I ступени

 

Аннотация

Общешкольный литературный праздник проводится в конце учебного года накануне Дня рождения великого поэта и призван расширить рамки ознакомления учащихся с творчеством А.С. Пушкина, развивать идеалы красоты и гармонии, воспитывать интерес к русской поэзии.

Во время проведения праздника используются интерактивные технологии: инсценировка, работа в творческих группах, игра.

Цели:

- раскрыть духовный и художественный потенциал произведений А.С.Пушкина, их общечеловеческие нравственные ценности;

- развивать творческую деятельность учащихся, навыки выразительного чтения художественных текстов, высокие эстетические чувства, жизненную компетентность;

- воспитывать потребность в чтении, интерес к творчеству А.С. Пушкина, к искусству.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина; его книги; аудиозапись музыкальных произведений Л.Бетховена, Ф. Шопена, П.Чайковского, Вивальди, Ф. Листа, А.Моцарта, М. Глинки, Э. Грига; выставка рисунков к произведениям поэта; конторка с подсвечником, чернильница, перья, фрак, кокошники и т.п..

Ход праздника

Слово учителя. Добрый день, дорогие гости!

Мы рады видеть вас на нашем празднике «Здравствуй, Пушкин!»

Пушкинский светлый гений, подобно солнцу, осветил многое и для своих современников, и для нас, потомков. С его именем навсегда связывается представление о разуме, свете, весне, молодости, счастье.

Своим исполнительским мастерством ещё раз возвеличим Великий Божественный дар Великого Поэта!

Свет в зале медленно гаснет. Мелодия романса М. Глинки «Я помню чудное мгновенье» звучит в темноте концертного зала… Обрывается и снова звучит, как позывные к началу пролога, где-то в отдалении возникает и приближается « малиновый» перезвон колоколов.

Медленно поднимается занавес. Диктор читает стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»…  Вновь слышен из глубины перезвон колоколов.

Ведущий 1. К чему поэту пьедестал?

  Не вечен камень пьедестала.

  Суть в том, кем для России стал

  Кудрявый правнук Ганнибала.

  Вчитаемся в черновики

  И письма перечтём, и всё же

  Нас тайна пушкинской строки,

  Как в детстве, дразнит и тревожит.

Ведущий 2. Лишь он мог так шутить хитро,

  Влюбляться озорно и нежно,

  Так лишь могло его перо

  Грустить светло и безнадежно.

  И на вопрос: « Кто ваш поэт?» -

  В строенье ль каменном, в избушке

  Один у русского ответ, -

  Он, улыбнувшись, скажет: « Пушкин!»

       (Т.Кузовлёва)

Ведущий 1. 214 лет назад, июня 6 дня 1799 года, во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его Сергея Львовича родился сын Александр.

Ведущий 2. Страсть к поэзии появилась в нём с первыми понятиями: на восьмом году жизни, умея читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Ребёнок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другой.

Ведущий 1. Так рождался поэтический гений Пушкина!

  Поэт нам дорог тем, что он о счастье нам напоминает

  И сумрак жизни озаряет,

  Как солнце хмурый небосклон.

  Дни славы Пушкина – желанный

  И светлый праздник. Сколько раз

  Его мечты во мгле туманной,

  Как солнце, радовали нас! –

  И этот миг, когда венчает

  Его вся Русь, - ещё тесней

  С его душою нас сближает

  И в жизнь, и в счастье, и в людей

  Нам веру гордую вселяет.

     (И.Бунин)

Ведущий 2. Перед Пушкиным слишком жестоко

 Не казнись, но достойно скажи:

 «Мы все вместе не сделали столько

 Для бессмертия русской души».

 Благословен и день, и час,

 Когда с теплом родного крова

 Впервые к каждому из нас

 Приходит пушкинское слово.

     (Ф.Глинка)

Звучит мелодия М. Глинки « Я помню чудное мгновенье»

Ведущий 1. С детства очаровывает нас музыка пушкинских стихотворений, пленяет сказочно-таинственный пейзаж пролога к поэме «Руслан и Людмила».

Ученица читает наизусть пролог на фоне увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.Глинки.

Ведущий 2. Слушая мягкие и плавные звуки сказочного пролога, невольно всплывают в памяти преданья старины глубокой.

Ученик читает отрывок из «Песни о вещем Олеге» на фоне мелодии «Анданте» А. Моцарта.

Звучит соната №1 А. Моцарта.

Ведущий 1. О Пушкин, Пушкин! Кто тебя

  Учил пленять в стихах чудесных?

  Какой из жителей небесных,

  Тебя, младенцем полюбя,

  Лелея, баял в колыбели?

  Судьбы и времени седого

  Не бойся, молодой певец!

  Следы исчезнут поколений,

  Но жив талант, бессмертен гений!

(Ф.Глинка)

Ведущий 2. Источником вдохновения поэта была жизнь во всех её проявлениях. Он любил и понимал природу. В каждом времени года поэт находил особое очарование.

Музыка Вивальди «Времена года».

Ученица читает отрывок из 7 главы романа «Евгений Онегин» « Вот север, тучи нагоняя,…»

Ученик. Гонимы вешними лучами,

 С окрестных гор уже снега

 Сбежали мутными ручьями

 На потоплённые луга.

 Улыбкой ясною природа

 Сквозь сон встречает утро года;

 Синея, блещут небеса.

 Ещё прозрачные, леса

 Как будто пухом зеленеют.

 Пчела за данью полевой

 Летит из кельи восковой. Долины сохнут

 и пестреют; стада шумят, и соловей

 Уж пел в безмолвии ночей.

Ученица читает отрывок из стихотворения «Осень» от слов «… Люблю сей тёмный сад…» до «…Везде следы довольства и труда…».

Ведущий 1. Но больше всего поэт любил осень. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило вдохновенье, « блаженное расположение духа, когда стихи легко ложатся под перо, и звучные рифмы бегут навстречу стройной мысли».

Громко, потом тихо звучит соната №5 Л.Бетховена, ученик читает отрывок из стихотворения «Осень» «Унылая пора! Очей очарованье…».

Ведущий 2. (Музыка Л. Бетховена «К Элизе»). Пушкинские строки наполнены нежностью и любовью.

Ученица читает стихотворение « Цветок».

Ведущий 1. (Звучит «Хоральная прелюдия» И. С. Баха). С ранних лет мы полюбили сказки А.С.Пушкина, читая их, учились отличать добро от зла и жестокости: Сказка – ложь, да в ней --намёк,

Добрым молодцам урок!

Предлагаем вашему вниманию инсценированный отрывок из « Сказки о мёртвой царевне».

Ведущий 2. Нельзя не пожалеть старика из «Сказки о рыбаке и рыбке». О его горькой судьбе расскажут учащиеся … класса.

Ведущий 1. Свои любимые строки из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» читает ученик…

Ведущий 2. Спасибо всем ребятам за любовь к сказкам, и я думаю, сейчас самое время пригласить на сцену ученицу…, которая проведёт игру по мотивам пушкинских сказок.

ИГРА «Знаешь ли ты сказки Пушкина?», по окончании которой участники и победители награждаются памятными сувенирами.

Музыка Ф. Листа «Грёзы любви».

Ведущий 1. Приходит пора юности, и мы открываем для себя нового Пушкина, певца любви, прекрасного, священного для поэта чувства. «Любви все возрасты покорны…». Свои любимые строки читают ученики… (стихотворения «Признание», «Простишь ли мне ревнивые мечты», фоном звучит музыка Ф. Листа).

Ведущий 1. Два года А.Пушкин провел в ссылке в Михайловском. Здесь из-под его пера вышел лирический шедевр «Я помню чудное мгновенье», посвященный Анне Петровне Керн.

Ведущий 2. Это стихотворение было положено на музыку композитором Михаилом Глинкой, и сейчас вы услышите удивительные звуки романса «Я помню чудное мгновенье».

Ученица исполняет романс под аккомпанемент фортепиано.

Ведущий 1. Вся жизнь человеческая, её мечты, надежды, напор молодых чувств проходит перед нами. Смотрите сцену из повести «Барышня-крестьянка».

Фоном звучит музыка Э. Грига « Утреннее настроение».

Ведущий 2. О любви Пушкин мог писать и с тонким юмором. Поможет понять нам настроение лирического героя стихотворения «Юноша, или 15 год» ученик … класса …

Ведущий 1. Но не до шуток героям повести «Дубровский». Всеми силами стараются они спасти свою любовь.

Музыка Л. Бетховена «Лунная соната».

Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. Как лёгкая тень, молодая красавица приближалась к месту назначенного свидания. Ещё никого не было видно, вдруг из-за беседки очутился перед нею Дубровский.

Инсценировка из главы 15 романа «Дубровский».

Ведущий 2. Любовьэто радость и боль, счастье и горе, надежда и отчаяние.

Ученица читает отрывок из поэмы « Бахчисарайский фонтан» от слов «…Зарема, что с тобой?» до «Я близ Кавказа рождена…».

Стихотворение «Талисман» читает ученица на фоне музыки Сенс-Санс «Лебедь».

Ведущий 1. Пушкин был очень общительным, весёлым человеком, любившим пошутить, хотя и в меру. Часто посещал балы, вечера, где было много друзей. Самой остроумной и ученой гостиной в Петербурге была гостиная госпожи Карамзиной. Все, что было известного и талантливого в столице, каждый вечер собиралось у Карамзиных. Приёмы отличались самой радушной простотой и в то же время носили отпечаток тонкого вкуса, высокопробной порядочности. Дамам поэт писал в альбомы свои стихи.

Пушкин. Как я рад тебе, Вяземский! Наконец-то ты возвратился!

Вяземский. Пушкин!

Пушкин. Отправляюсь в гостиную Карамзиных. Сперва хочу с тобою побраниться. Во-первых, как тебе не стыдно писать полуфранцузские письма, ты же не московская кузина, во-вторых, письма твои слишком коротки; болтливость братской дружбы была бы мне большим утешением.

Вяземский. Ты на меня дуешься, милый, нехорошо. А вот ты и пришел. Оставляю тебя, но ненадолго: завтра в 18-ом часу буду к тебе с визитом.

Пушкин. До встречи, Вяземский!

Сцена в гостиной Карамзиной.

Е.Ушакова. Пушкин! Наш Пушкин! Вы почитаете нам сегодня свои стихи?

А.Пушкин. Право, с вашей стороны весьма любезно, что вы не забываете своего отшельника. Ваши письма приводят меня в восторг. Не знаю, что меня ждёт в будущем, но знаю, что чувства, которые я к вам питаю, останутся навеки неизменными. И кое-что у меня есть для вашего альбома.

Е Ушакова. Ах! Пушкин! Вы прелесть!

А.Пушкин. (пишет в альбом стихи) Когда я слышу голос твой

       И речи резвые, живые,

      Я очарован, я горю

      И содрогаюсь пред тобою.

      И сердца пылкого мечтою,

       « Аминь, аминь» - я говорю.

Е.Ушакова. Благодарю.

Дама Н.Н. Умнее Пушкина я никого не знаю!

А.Пушкин. Но и я знаю немногих дам, обладающих таким умом и очарованием. Встретить в вас столь умного собеседника мне особенно приятно! Я дарю вам этот альбом – пишите в нем свои « исторические записки».

Дама Н.Н. Благодарю.

А.Пушкин. Позвольте строки на память обо мне.

   Пришлите « Невский альманах»

  Он мил и в прозе, и в стихах:

  Кириллов, дальний наш родня, украсил также книжку эту,

  Мои стихи скользнули в Лету.

  Что слава мира?.. дым и прах.

  Ах, сердце ваше мне дороже!..

  Но кажется, мне трудно тоже

  Попасть и в этот альманах.

Дама Н.Н. Покорная слуга ваша.

Е.Сосницкая. Я забываю о времени, беседуя с вами. Будь у меня лист бумаги величиной с небо, а чернил столько же, сколько воды в море – этого все же не хватило, чтобы выразить всю мою дружбу к вам.

А.Пушкин. Благодарю вас, сударыня.

   Долго сих листов заветных

  Не касался я пером;

  Виноват, в столе моём

  Уж давно без строк приветных

  Залежался твой альбом,

  В именины, очень кстати,

  Пожелать тебе я рад

  Много всякой благодати,

  Много сладостных отрад

Ведущий 2. По шутливому выражению Пушкина, Н.Н. Гончарова, жена поэта, была его 101-й любовью. Её он называл своей мадонной.

Ученик читает стихотворение «Мадонна».

Ведущий 1. Наталью Николаевну поэт боготворил и, умирая, просил не тревожить её глупыми сплетнями и толками.

Ведущий 2. Из воспоминаний жены Владимира Высоцкого Марины Влади:

«Единственные книги, которые ты хранишь и время от времени перечитываешь, – это книги А. Пушкина. Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть,– это Пушкин. Единственный музей, в котором ты бываешь, – это музей Пушкина. Единственный памятник, к которому ты носишь цветы, это памятник Пушкину. Он твой кумир, в нём соединились все духовные и поэтические качества, которыми ты хотел бы обладать».

Ученица читает стихотворение « Поэту» до слов «Ты им доволен ли, взыскательный художник?».

Ведущий 1. Закончилась ещё одна встреча с Пушкиным. Он вновь предстал перед нами во всём обаянии и блеске характера. Александр Сергеевич по веленью Божьему и щедрого сердца своего любил людей и сейчас, спустя более двухсот лет после своего рождения, учит любить человечество так, как любил его сам. 

   Живи во славу поколений,

  Творящих светлые дела!

  Привет тебе, наш русский гений,

  Навеки слава и хвала!

(П.Тычина.)

Список использованной литературы

  1.  Влади М. Владимир, или Прерванный полёт. - М.: Прогресс, 2004.
  2.  Друзья Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники. В 2-х томах. (сост., биографические очерки и прим. В. В. Кунина ).- М.: Правда, 1986.
  3.  Захаров Л.Н. Сказочные кроссворды. Сказки Пушкина. – С. Петербург: ХИМИЗДАТ, 1998.
  4.  Програма для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. – Чернівці: Букрек, 2005.
  5.  Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т.- М.: Худож. Лит., 1987 г. 6. Черейский Л.А. Современники Пушкина: Докуменальные очерки. Оформление Г. Никеева. – Изд. 1-е.- Л.: Дет. Лит., 1981.

     6.Русская советская поэзия. -- М.: Художественная литература,1990.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52506. Болезни органов дыхания. Профилактика. Вредное влияние курения, загрязнения окружающей среды 37.5 KB
  Взрослым и детям для предупреждения этой болезни делают прививки. Возбудитель попадает в организм воздушнокапельным путем может длительное время находиться в организме человека н вызывая болезни. Ее положительная реакция говорит о присутствии возбудители этой болезни в организме.
52507. Дихальні здоров’єзберігаючі технології на уроках читання 48 KB
  Технологія Стоніжка. Технологія Свічка. Технологія Проколотий м’яч. Технологія Передай звуками для очищення легенів.
52508. ДИХАННЯ 262 KB
  9 КЛАС Цикл уроків з розділу Біологія людини у 9 класі на тему Дихання розроблено згідно з Програмою з біології для 7 – 11 класів загальноосвітніх навчальних закладів що затверджена Міністерством освіти і науки України 2005 року. Запропонована методична розробка уроків теми Дихання відповідає підручнику С. Планування навчального матеріалу з теми Дихання 6 годин № уроку Тема уроку 1.
52509. ТАЄМНИЦЯ РІЗДВА. УРОК-ЗУСТРІЧ З ГЕРОЯМИ ТВОРУ Ч.ДІККЕНСА «РІЗДВЯНА ПІСНЯ В ПРОЗІ» 80 KB
  The teacher: Charles Dickens, a famous British writer, also wrote about Christmas in his book Christmas Carol. He was born in 1812. He lived in the south of England when he was a little boy. His father was a clever man, but he was very poor. Charles had brothers and sisters, but he did not often played with them.
52510. Знания по философии и логике. Шуранов Б.М. 1.84 MB
  В трактате представлены шесть основных направлений исследований, создание каковых стало итогом научной деятельности автора: запредельная метафизика, 3-членная онтология, метафизика Вселенной, наука о бесконечности, Онтологический определитель, нематериальное естествознание. Из статей по логике обратим внимание читателя на Заполнение промежутка между финитными и трансфинитными числами: решение проблемы бесконечности, Логика без отношения следования и скрытые выводы...
52511. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ОБУЧЕНИЮ 876.5 KB
  профессиональная деятельность учителя по воспитанию у подростков эмоционально-положительного отношения к обучению будет эффективной, если системообразующим фактором этого процесса будет выступать экологически ориентированная педагогика...
52512. Природа і населення Давньої Греції 29.5 KB
  Греція розташована на півострові Іонійська Греція розташована Греки вважали що боги живуть на горі Між Північною і Середньою Грецією існує вузький гірський прохід який називається Найбільшим островом Егейського моря є острів Основне заняття критян – це Кносський палац називають Мінайську палацеву цивілізацію відкрив археолог Грек який вбив мінотавра – це Дівчину яка дала Тесею клубок ниток звали Егейське море назвали в честь царя Острів який затонув в результаті землетрусу називався Тема: Ахейська...
52513. Збірник диктантів 54.5 KB
  Написання складних займенників. Написання великої букви. Написання складних слів. Написання частки не з різними частинами мови.