55494

Пять уроков в PhotoShopе

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Очень важно пройти весь путь от сканирования фотографии или ввода компьютерного изображения до его окончательного применения в практических целях докладах презентациях проектной работе. Для представления обработки и хранения изображения в компьютере...

Русский

2014-03-25

3.98 MB

4 чел.

Пять уроков в PhotoShop'е

Преподавание современных компьютерных технологий в школе обязательно включает изучение какого-либо графического редактора. Так как зачастую необходимо выполнить достаточно сложную в техническом плане работу, целесообразно включить в план учебных занятий знакомство с одним  из профессиональных редакторов векторной (CorelDraw!) и растровой (PhotoShop) графики. Это позволит учащимся почувствовать мощь и возможности современных компьютерных систем. Разумеется, ограниченность школьных средств не позволяет использовать последние версии упомянутых программных продуктов, но если класс работает под управлением ОС Windows95, то появляется возможность работы с версией 4.0 PhotoShop'а и версией 6.0 CorelDraw!.

Профессиональные продукты требуют профессионального подхода. Конечно, в рамках школьных уроков невозможно получить глубокие знания по таким серьёзным программам, тем более не имеет смысла заучивать многочисленные "горячие" клавиши, используемые в них. Важно другое - продемонстрировать основные идеи: выделение, копирование и трансформацию объектов, работу со слоями, внесение собственных элементов в рисунок и т.д. Очень важно пройти весь путь - от сканирования фотографии или ввода компьютерного изображения до его окончательного применения в практических целях - докладах, презентациях, проектной работе.

Разработчики PhotoShop'а прикладывают к своей программе четыре грамотно составленных урока, позволяющих доступно для начинающего пользователя объяснить использование большинства необходимых инструментов. Целесообразно по этим урокам и провести школьные занятия.

Однако вводный урок желательно посвятить общим вопросам - способам представления, описания, хранения изображений и обзору программных средств для работы с графикой.


Вводный урок.

Графические файлы и программы для работы с графикой.

Для представления, обработки и хранения изображения в компьютере, оно, как и другие виды информации, представляется в виде последовательности (массива) чисел. При этом возможно большое количество вариантов кодирования изображения и, соответственно существует много различных форматов графических файлов.

Наиболее просто организовать числовое представление таких изображений, которые легко описываются математическими выражениями или формулами (круги, прямоугольники, совокупности линий и т. д.). Для воспроизведения этих изображений достаточно хранить их компактные математические представления, а при выводе на экран или принтер компьютер вычисляет значения координат и цветов каждого из элементов результирующей картинки. Такая графика получила название векторной и уже встречалась нам раньше (вспомните панель рисования Word'а). Да и сам шрифт - не что иное, как один из частных случаев векторной графики. Самое большое преимущество математического описания изображения заключается в лёгкости применения к нему различных математических преобразований - наклонов, поворотов, масштабирования. Это обусловило его широкое применение в создании искусственных образов - знаков, символики, диаграмм, чертежей, блок-схем и т. д.

Каждая из компаний-производителей программ векторной графики имеет своё представление о способах кодирования изображения и, как правило, предлагает свой собственный  формат его хранения. Так, Microsoft для библиотеки рисунков использует .wmf файлы, Adobe (Illustrator) - файлы с расширением ai, а Corel Draw! использует .cmx файлы. Несмотря на обилие векторных форматов, большая часть их без труда может преобразовываться друг в друга. Главный недостаток векторных изображений - искусственность - в современных профессиональных редакторах в значительной мере ослаблен введением иммитаторов освещения, применением сложных градиентов цвета и использованием "шумовых" фильтров.

Альтернативой векторной графике является растровая графика. При этом изображение разбивается на мельчайшие одинаковые по размерам одноцветные участки - пиксели. Редактирование изображения сводится к изменению свойств пикселей и их количества или размера. Такой способ представления графики более гибкий, поскольку пиксели могут иметь абсолютно  не связанные между собой случайные характеристики. Однако ему присущ большой недостаток, заключающийся в высоких требованиях к ресурсам компьютера (памяти, поскольку нужно хранить информацию о каждой точке изображения и скорости процессора, поскольку нужно изменять свойства каждой точки). Преодолеть этот недостаток можно только оптимальным кодированием изображения. Здесь имеется два варианта:

  1.  "сжатие" изображения с применением одного из методов оптимального кодирования (вспомните уже изучавшиеся ранее файлы-архивы), когда часто встречающимся фрагментам исходного кода ставятся в соответствие короткие последовательности байт (азбука Морзе). Этот метод позволяет при декодировании полностью восстановить изображение и потому получил название "сжатие без потери  качества".
  2.  "сжатие" за счёт использования особенностей реального изображения (соседние точки имеют близкие цвет и яркость). При этом методе соседние точки объединяются в группы с едиными характеристиками, "индивидуальность"  точки теряется и полностью восстановить исходное изображение после такого сжатия невозможно. Отсюда название метода "с потерей качества".

Понимание механизма сжатия позволяет оценить, какой метод в каких случаях даст больший выигрыш в размерах файла. Если изображение имеет много одноцветных областей с высококонтрастными переходами между ними (например - рисунок с текстом или таблицами), лучше применять первый метод, так как одинаковые цвета описываются одинаковыми числами и можно получить хорошее сжатие. Применение к таким изображениям второго метода усреднит цвета соседних точек, что неминуемо скажется на чёткости линий и текста. Если же необходимо сжать реальную фотографию, на которой соседние точки хотя и близки, но неодинаковы по цвету и допускается потеря мелких деталей, то второй метод даст большее сжатие.

Большинство редакторов растровой графики позволяет сохранить редактируемое изображение в различных форматах. Среди них, как правило,  есть хотя бы один без сжатия (файлы   с расширением .BMP, .DIB, .TIF) и сжатием по первому (.GIF, .PNG) или второму (.JPG) методу. Кроме того, обычно присутствует возможность сохранить изображение в формате, поддерживаемом только этим редактором и использующем его специфические особенности.

Мы приступаем к освоению профессионального графического редактора PhotoShop - лидера на рынке графических программ, созданного компанией Adobe. В настоящее время у нас установлена версия 5 этой программы. Как и многие другие профессиональные программы (Word, Exel, Access) он может являться составной частью издательского пакета от фирмы Adobe, но может с успехом использоваться и отдельно.

Безусловно, за учебное время мы не сможем стать профессионалами в обработке растровых изображений, наша задача гораздо скромнее - познакомиться с возможностями современных растровых редакторов и получить в распоряжение удобный программный продукт для обработки фотоматериалов, создания коллажей и иллюстраций к вашим работам. Хочется надеяться, что знания и опыт, приобретённые вами при изучении этой темы, окажутся востребованными как в школе, так и, быть может, по её окончании - ведь большинство издательств и типографий используют PhotoShop. 


Урок  первый. Выделение и выбор объектов.

Умение выделять участки изображения является основой всей концепции работы в PhotoShop'е. Редактируется и изменяется только выделенная площадь - всё остальное изображение защищено от изменений (также как в текстовом редакторе Word).

На этом уроке мы научимся:

  •  Применять инструменты выделения, перемещения, лассо и волшебную палочку для выбора частей изображения
  •  Перемещать область выделения
  •  Отменять выделение
  •  Дублировать и перемещать выделенное изображение
  •  Ограничивать движение выделенного участка
  •  Подстраивать выделение с клавиатуры
  •  Добавлять и вычитать выделения
  •  Вращать, масштабировать и преобразовывать выделенную область
  •  Комбинировать инструменты выделения
  •  Обрезать изображение

Обзор инструментов выделения.

В PhotoShop'е можно выделять области изображения по форме, размеру и цвету с помощью четырёх инструментов - выделения, лассо, волшебной палочки и ручки (в этом уроке она не используется). Для перемещения области выделения используется инструмент перемещения.

Кнопки инструментов выделения и лассо содержат скрытые дополнительные панели инструментов (об этом свидетельствуют треугольные стрелки в правом нижнем углу их значков), которые открываются, если перемещать мышь, удерживая кнопку по указанным инструментам.

При этом на инструменте выделения становятся доступными прямоугольное, эллиптическое, горизонтальное и вертикальное однопиксельное выделения и инструмент обрезания.

Инструмент лассо позволяет вручную выделять область произвольной  формы, обводя её по периметру; полигональное лассо даёт возможность сформировать прямолинейные участки выделения, а магнитное лассо позволяет создать выделение по кромке объекта.

Волшебная палочка позволяет выделить замкнутые области с одинаковым или похожим цветом без обхода их границ с помощью лассо.

Начало.

Перед началом работы можно удалить файл предустановок Photoshop'а (Adobe Photoshop 5.0/ Adobe Photoshop settings/ Adobe Photoshop 5.0 Prefs.psp), это позволит начать работу программы с установками по умолчанию. Уроки расположены в папке Adobe Photoshop 5.0/Ttaining/Tutorial и содержат исходные и конечное изображения. Откройте файл Lesson01/End01.psd и посмотрите цель урока - создать изображение головы повара из фруктов и овощей. Чтобы дальше это окно не мешало, сверните его или уменьшите размер (меню Вид - уменьшить). Теперь откройте исходный файл Start01.psd и, чтобы случайно не потерять результаты своих трудов, сразу сохраните его (скажем, как повар.psd).

Прямоугольное выделение

Прямоугольное выделение задаётся как обычно - диагональю. После установки его форму изменить уже будет нельзя, можно только перетащить мышью всё выделение целиком. В случае неудачного выделения (не захвачена нужная часть изображения) в большинстве случаев удалять прежнее не нужно, просто начинайте выделять заново. Удалить неудачно отмеченный прямоугольник, как и любое выделение можно с помощью команды меню: выделить - убрать выделение или просто кликнув вне выделенной области.

Задание: выделите дыню, переместите выделение, снимите выделение.

Эллиптическое выделение

Овальные и круглые объекты удобно выделять с помощью инструмента эллиптическое выделение, расположенного в выпадающем меню "за" только что применявшимся инструментом прямоугольного выделения. При этом действия  аналогичны прямоугольному выделению, а эллипс получается вписанным в мнимый прямоугольник. Попробуем выбрать ягоду крыжовника для формирования внутренней части глаза повара. Так как ягода мала, желательно сначала её увеличить (вид - увеличить), а затем приступать к выделению. Так как точно положить эллипс значительно труднее, чем прямоугольник, предусмотрена возможность его подстройки. Для этого в процессе выделения нажимают пробел. При этом изменяется не размер эллипса, а его местоположение. Существует также возможность выделения из центра круглого или прямоугольного объекта. Для этого в процессе выделения используют Alt.

Задание: выделить крыжовник, используя оба метода - с края и из центра.


Перемещение выделенной области

Для перемещения нужно выбрать инструмент перемещения и навести его на выделенную область. При этом указатель мыши превращается в

символическое обозначение стрелки с ножницами, указывающее на вырезание области.

Задание: вырезать ягоду крыжовника и перенести её на морковь, для создания глаза. В случае неудачи, последнее выполненное действие можно отменить (правка - вернуть). Желательно сделать промежуточное сохранение рабочего файла.

Перемещение с копированием

 

Часто удобно сформировать несколько одинаковых выделенных областей (например, два глаза) одновременно. Для этого выделим морковь вместе с ягодой крыжовника любым из освоенных способов и, удерживая Alt, будем перемещать глаз. При этом указатель мыши примет форму двойной стрелки, подтверждая копирование объекта. Для создания левого и правого глаза достаточно отпускать в соответствующих местах кнопку мыши. Имеется ещё одна интересная возможность - автоматическое выравнивание объектов. Для этого достаточно удерживать Shift.

Задание: поместите глаза на место, используя перемещение с копированием.

Точное перемещение

Можно перемещать выделенный объект с точностью 1 пиксель, недостижимой при работе мышью, с помощью клавиш перемещения курсора.

Задание: выделить киви любым из освоенных способов и подстроить её точное положение на "лице" с помощью клавиатуры. Если граница выделения по каким-либо причинам мешает точному расположению объекта, её можно отключить, не отменяя при этом выбора выделенной области (вид - выключить границы). Для включения границ действуют аналогично (вид - включить границы).

Выделение волшебной палочкой

Волшебная палочка позволяет  выделить соседние пиксели, похожие по цвету. Её можно использовать при выборе груши для носа. Для корректной работы палочки нужно установить допуск на "похожесть" цвета точек. Это можно

сделать в опциях палочки, сделав на ней двойной щелчок мышью. Если чрезмерно увеличить допуск, палочка захватит лишние пиксели, поэтому удобнее добавлять необходимые области, щёлкая по ним с одновременно нажатой клавишей Shift. 

Задание: выделить грушу полностью с помощью волшебной палочки и перенести её в нужное место. Желательно сохранить промежуточный результат.

Выделение с помощью лассо.

Некоторые объекты имеют сложную форму и окраску, что не позволяет применять упомянутые инструменты выделения. В этом случае единственной возможностью оказывается ручное выделение с помощью лассо. В нашем случае это галстук-бабочка. Его верхние и нижние границы можно выделить обычным лассо, а боковые кромки удобно выделять полигональным лассо. Переход от обычного лассо к полигональному происходит при нажатии клавиши Alt.

Задание: выделить галстук-бабочку с помощью двух видов лассо и поместить его в нужное место.

Добавление и вычитание области выделения

Очень часто не удаётся точно выделить нужную область с одного раза. Чтобы не начинать каждый раз заново, можно добавлять не включённые области удерживая Shift и вычитать лишние, удерживая Alt.

Задание: Используя описанный приём как можно точнее выделить контуры

гриба и поместить на нужное место.

Выделение магнитным лассо

Магнитное лассо позволяет выделить контуры объекта, основываясь на разнице в яркости точек. При его использовании граница выделения прикрепляется к кромке объекта. Кроме того, можно направлять лассо, добавляя и вычитая узловые точки. Добавление точки происходит при щелчке мышью, а вычитание - при нажатии Delete. Выделение заканчивается двойным щелчком мыши, при этом соединяются начальная и конечная точки.

Задание: выделить половинку грейпфрута с помощью магнитного лассо, при необходимости добавляя и удаляя узловые точки. Переместите ухо на левую часть головы, не снимая выделения. Желательно сделать промежуточное сохранение.

Трансформация выделения.

Далее мы будем использовать свободное преобразование, чтобы масштабировать и повернуть левое ухо. Убедитесь, что оно выделено и выполните Правка - Трансформация. Вокруг уха появится бокс, который можно вращать (указатель снаружи), масштабировать (указатель помещается на маркеры) и перемещать (указатель внутри, но не в центре). Обратите внимание на многообразие возможностей трансформации (при нажатии на Alt, Ctrl и Shift), среди которых необходимо отметить пропорциональное масштабирование при нажатии на Shift. (Центр трансформации будет использоваться нами на следующих занятиях). Если результат трансформации не устраивает, её можно отменить, нажимая Escape. Для подтверждения используется Enter.

Задание: сформируйте левое ухо и, удерживая Shift+Alt перетащите копию на правую сторону головы.

Очень часто используются фиксированные трансформации - зеркальные отражения и повороты на углы, кратные 900. В нашем случае нам понадобится зеркальное отражение, чтобы создать правое ухо. Для этого используют Правка - Трансформ - Поворот по вертикали. При необходимости можно точно подстроить положение уха.

Задание: сформируйте левое ухо и сделайте промежуточное сохранение.

Комбинирование инструментов выбора

Как вы уже знаете, волшебная палочка позволяет выбрать объекты, основываясь на похожих цветах. Если объект многоцветный, но окружён одноцветным фоном, то может оказаться проще сначала выделить объект вместе с фоном, а затем вычесть фон.

Инструментом прямоугольное выделение выделите редис вместе с участком белого фона. Смените инструмент на волшебную палочку и, удерживая Alt, (при этом рядом с указателем появится минус) кликните на фоне. При этом произойдёт вычитание фона.

Задание: создайте левую бровь, скопируйте, зеркально отразите и переместите для получения правой брови.

Обрезание законченного изображения

Выберите инструмент обрезания и охватите полученное изображение. Нажатие на Enter выполнит отсечение внешних участков. Сохраните результат для его проверки преподавателем.

 

Урок  второй. Работа со слоями.

Понятие слоя является базовым в PhotoShop'е. Любое сколь угодно сложное изображение может быть представлено в виде отдельных компонентов, лежащих в независимых слоях. Каждый слой может редактироваться и перемещаться независимо от остальных, создавая гибкость и неограниченные возможности для дизайна.

На этом занятии мы научимся:

  •  Размещать свою работу на изолированных слоях
  •  Создавать новые слои
  •  Просматривать и скрывать слои
  •  Выбирать слои
  •  Удалять изображение со слоя
  •  Менять порядок следования слоёв
  •  Применять эффекты в слое
  •  Связывать слои для совместного действия на них
  •  Добавлять текст и текстовые эффекты
  •  Сохранять изображение с сохранением структуры слоёв

Организация работы в слоях

Каждое изображение в PhotoShop'е можно считать состоящим не менее чем из одного слоя. Каждый новый файл создаётся с фоном, который может быть преобразован в слой. Слои можно просматривать и отключать в окне Слои (если окно не доступно его можно включить в меню Окно - Показать слои).

Слой остаётся прозрачным, пока на него не будут добавлены пикселы изображения. Работа со слоями аналогична работе художника на прозрачной плёнке. Каждый слой может изменяться независимо от остальных.

Начало.

Перед началом работы можно удалить файл предустановок Photoshop'а (Adobe Photoshop 5.0/ Adobe Photoshop settings/ Adobe Photoshop 5.0 Prefs.psp), это позволит начать работу программы с установками по умолчанию. Уроки расположены в папке Adobe Photoshop 5.0/Ttaining/Tutorial и содержат исходные и конечное изображения. Откройте файл Lesson02/End02.psd и посмотрите цель урока - создать коллаж, содержащий несколько типичных объектов. Чтобы дальше это окно не мешало, сверните его или уменьшите размер (меню Вид - уменьшить). Теперь откройте исходный файл Start02.psd и, чтобы случайно не потерять результаты своих трудов, сразу сохраните его (скажем, как дизайн.psd). Кроме того, нам понадобится файл Clock.psd.

Создание и просмотр слоёв.

Для начала создадим новый слой в рабочем файле дизайн.psd простым переносом изображения из открытого файла clock.psd. Для этого выберите инструмент перемещения и, удерживая Shift, перетащите изображение часов на клавиатуру. (При удерживании Shift перетаскиваемое изображение центрируется).  Часы сейчас расположены в своём собственном слое на изображении. Если окно со слоями не отображается на экране выберите пункт меню Окно - показать слои. Если окно минимизировано, то кнопки управления его размерами расположены как всегда в его правой верхней части. Теперь можно закрыть файл clock.psd, он нам больше не потребуется. Окно показывающее расположение слоёв используется для перемещения, переименования, слияния слоёв и управления их атрибутами - активностью, доступностью, видимостью, связанностью. В окне отображены все слои изображения, изменяющиеся в соответствии с редактированием изображения, их имена и атрибуты. Дадим слою1 более подходящее название: дважды щёлкните на нём и в диалоговом окне дайте название - часы. Подтвердите Ваше решение о переименовании слоя - нажмите ОК. Теперь в файле дизайн.psd кроме слоя часы содержатся ещё три. Видимостью слоя можно управлять, нажимая на изображение глаза слева от соответствующего слоя.

Задание: сделайте слой часы невидимым, а затем снова видимым.

Выделение и удаление изображения в слое.

Заметьте, что при перемещении изображения часов, окружающая их белая область смещается тоже. Она закрывает от нас часть клавиатуры, так как слой с часами лежит поверх слоя фон, в котором расположена клавиатура. Удалим эту мешающую область.

Сначала убедитесь, что слой часы активен (его имя подсвечено синим цветом) и доступен для редактирования (видна кисточка слева от его имени). Сделайте невидимой клавиатуру (убрав глаз слева от её имени в окне слоёв), чтобы она не отвлекала внимание. С помощью волшебной палочки выделите белый фон, окружающий часы и удалите его (нажав Delete). Клетчатое заполнение является принятым в PhotoShop'е для обозначения прозрачности

слоя. В меню выберите Выделить - убрать выделение. Теперь можно сделать видимым фон.

Изменение порядка следования слоёв

В PhotoShop'е слои организованы в стек. Порядок слоёв в стеке можно изменять, чтобы расположить различные части изображения впереди или позади других.

Сделайте слои Cauge и Bearing (манометр и подшипник) видимыми. Заметьте, что они расположены над слоем часов. В окне слоёв перетащите слой часы выше остальных (его будущее положение отмечается тонкой чёрной линией). 

Изменение прозрачности и режима слоя.

Изображение часов сейчас закрывает все предметы, так как оно  расположено в самом верхнем слое. Тем не менее, можно изменить прозрачность слоя, чтобы увидеть нижележащие предметы. Перемещая бегунок, установите прозрачность слоя 50%.

Раскройте список режимов работы слоя и поэкспериментируйте с различными режимами. Наиболее часто используются нормальный и экранный режимы.  детальное рассмотрение остальных режимов выходит за рамки нашего урока. Сохраните свою работу.

Связывание слоёв.

Эффективным способом работы со слоями является их связывание. При этом редактированию подвергаются все слои, что облегчает жизнь при выполнении однотипных операций, таких как выравнивание и трансформация.

Сейчас мы сдвинем часы относительно подшипника, затем свяжем их слои, масштабируем и повернём, чтобы добиться сходства с конечным изображением в end02.psd. Используя инструмент перемещения сдвиньте часы вниз - вправо так, чтобы они были видны наполовину. Теперь кликните на атрибут связанности слоя Bearing (подшипник) справа от глаза. Этим самым Вы свяжете его с активным. Если сейчас попытаться двигать часы, то подшипник будет перемещаться синхронно с ними. Теперь можно заняться масштабированием и поворотом связанных слоёв. Выберите Правка - Трансформация. Часы окажутся окружёнными боксом. Заметьте, что указатель мыши превращается в двунаправленную стрелку, когда он располагается вне бокса. Нажав кнопку мыши,  можно вращать бокс по или против часовой стрелки. Разумеется подшипник будет также поворачиваться, так как он находится в связанном слое. Удерживая Shift, измените размер часов (перемещая уголок бокса).

Задание: используя вышеизложенное, добейтесь максимального сходства с изображением в файле End02.psd.

Добавление градиента в слой. 

Сейчас мы создадим новый слой в изображение и добавим в него градиентную окраску. При добавлении нового слоя он по умолчанию является прозрачным. Если же его окрасить, то это повлияет на нижележащие слои.

Сначала сделайте активным фон. Затем в меню окна слоёв (или в главном) выберите Слой - Новый слой и назовите его Градиент.

После подтверждения Вы увидите, что слой с именем Градиент расположен над фоном. Теперь можно выбрать инструмент Градиентная заливка и открыть окно его опций (там же где располагается

навигатор). Установите тип градиента Foreground to Transparent и выберите цвет (фиолетовый). Перемещая инструмент градиента справа налево по изображению создайте плавный переход

цвета от фиолетового до прозрачного. Чтобы уменьшить плотность заливки в правой части изображения измените прозрачность слоя до 60%.

Задание: добейтесь максимального сходства с изображением в файле End.psd.

Добавление текста.

Сейчас мы создадим надпись на рисунке и применим к тексту эффекты. Сделайте активным слой Часы и выберите инструмент Текст. 

Кликните в верхнем левом углу изображения и в появившемся диалоговом окне выберите надлежащий цвет и введите текст Z2000. Имейте в виду, что при установке PhotoShop обычно использует свои собственные шрифты, среди которых могут отсутствовать символы кириллицы. В таких случаях следует установить в систему дополнительные шрифты или обновить уже имеющиеся. В этом уроке использован шрифт Helvetica Neue Condenced Heavy размером 70. Переместите текст на нужное место и выберите OK. Обратите внимание на появление ещё одного слоя в стеке с индексом Т, который обозначает текст. 

 

Добавление в слой эффектов.

Для повышения выразительности текста к слою, в котором он располагается, можно применить различные эффекты, такие как тень, рельефность, освещение. Для этого, убедившись, что текстовый слой активен войдите в меню Слой - Эффекты - Рельефность. Установите цвет подсветки

(светло-голубой) и её прозрачность (20%), а также прозрачность (40%) и цвет (чёрный) тени.

После подтверждения на изображении появится текст. Разумеется, его можно изменить, войдя в диалоговое окно двойным щелчком на соответствующем слое в окне слоёв.

Задание: добейтесь максимального сходства с изображением в файле End.psd.

Слияние и сохранение слоёв.

PhotoShop использует свой собственный формат (расширение файлов .psd) для хранения информации о слоях. Это позволяет в любой момент изменить их положение если в этом возникает необходимость. Однако, фактически при этом необходимо сохранять не одно изображение, а столько, сколько Вы использовали слоёв, что очень сильно увеличивает размеры файла. Поэтому, после завершения работы, когда Вы полностью удовлетворены результатом, желательно склеить все видимые слои и сохраниться в одном из распространённых форматов, что позволит использовать изображение другими программами. На вводном уроке мы говорили, что в дальнейшем растровые изображения мы будем сохранять преимущественно в двух форматах: .GIF, если изображение содержит контрастные переходы (обычный текст) и .JPG, если резкие переходы отсутствуют.

Чтобы склеить все слои выберите в меню Слой - Склеить все слои, а для сохранения выберем, как обычно, Файл - Сохранить как… Если слияние выполнено правильно в раскрывающемся списке окажутся доступными многие форматы, среди которых нам понадобится .JPG. В открывшемся диалоговом окне следует ввести имя файла и выбрать качество результирующего изображения (напомним, что это формат с потерей качества) - обычно программа сама предлагает соответсвующее качество после анализа картинки, с которым обычно можно согласиться.

Задание: сохраните Ваш результат в файле в формате .JPG.


Урок третий. Ретуширование.

В PhotoShop'е можно ретушировать фотографии профессиональными способами. Можно исправить проблемы с контрастностью и цветом изображения, возникшие на этапе фотографирования или сканирования. Можно также скорректировать проблемы композиции.

На этом занятии вы научитесь:

  •  Выбирать правильное разрешение при сканировании фотографий
  •  Обрезать сканированное изображение
  •  Подстраивать цветовой тон фотографии
  •  Устранять цветовой дисбаланс изображения используя слой подстройки
  •  Использовать команду замещения цвета
  •  Подстраивать контрастность и насыщенность выделенных участков
  •  Использовать резиновый штамп для устранения ненужных фрагментов
  •  Замещать участки одного изображения другим
  •  Применять фильтры резкости для сглаживания фотографии
  •  Сохранять изображение в нужном формате

Основные шаги

Ретуширование обычно включает несколько основных шагов:

  •  Проверку качества сканирования и соответствие разрешения дальнейшему использованию изображения
  •  Обрезку изображения под конечный размер
  •  Общую подстройку яркости, контрастности и насыщенности изображения
  •  Устранение цветового дисбаланса
  •  Подстройку изолированных областей для их устранения, сглаживания или подчёркивания (например - создание контрастной тени)
  •  Регулировку резкости окончательного изображения.

Использование по назначению

Технику ретуширования следует применять в зависимости от предназначения изображения. Разрешение, с которым следует сканировать изображение, зависит от того будет ли оно публиковаться в Интернете или печататься типографским способом. На уроке мы будем обрабатывать самое типичное изображение с размерами около 10см, предназначенное для печати на цветном принтере с четырёхцветным картриджем. Такая обработка вам пригодится при подготовке докладов и рефератов.


Разрешение и размер изображения

Вспомним, что разрешением называют количество наименьших элементов - пикселов, укладывающихся в изображении. При большом увеличении их можно увидеть как одноцветные точки (квадраты). Обычно изображение характеризуют количеством пикселов по ширине и высоте.

Имеется три основных типа разрешения. Входное изображение сканируется и представляется в виде файла с разрешением изображения (измеряется в пикселах на дюйм или сантиметр), на мониторе оно отображается с разрешением монитора (измеряется в точках на дюйм или сантиметр) и, наконец, на принтере оно будет печататься с разрешением принтера (измеряемом в чернильных точках на дюйм). Рекомендуется придерживаться общего правила: разрешение, с которым необходимо сканировать и обрабатывать изображение должно в 1,5 - 2 раза превосходить разрешение печатающего устройства.

Начало.

Перед началом работы можно удалить файл предустановок Photoshop'а (Adobe Photoshop 5.0/ Adobe Photoshop settings/ Adobe Photoshop 5.0 Prefs.psp), это позволит начать работу программы с установками по умолчанию. Уроки расположены в папке Adobe Photoshop 5.0/Ttaining/Tutorial и содержат исходные и конечное изображения. Откройте файл Lesson03/End03.psd и посмотрите цель урока - обработать фотографию Венеции, для использования его в туристическом буклете. Чтобы дальше это окно не мешало, сверните его или уменьшите размер (меню Вид - уменьшить). Теперь откройте исходный файл Start03.psd и, чтобы случайно не потерять результаты своих трудов, сразу сохраните его (скажем, как венеция.psd). Кроме того, нам понадобится файл Clouds.psd, содержащий облака.

Обрезание изображения

После того, как вы отсканировали изображение и открыли его в PhotoShop'е, можно приступать к ретушированию. Для начала необходимо обрезать ненужные кромки изображения и выровнять его. Обычно обе эти операции делают за один раз. Выберите инструмент обрезания и  охватите им большую часть изображения. Далее следует добиться как можно более точного и полного охвата используя поворот (указатель вне рамки), и изменение размеров (указатель на соответствующем маркере) выделенной области. После того, как будет получен удовлетворительный результат, можно закончить обрезку нажатием Enter.  

Регулировка тона

Для того, чтобы получить естественное изображение с максимальным диапазоном яркости необходимо установить уровни самого чёрного и самого белого цвета. Выберите Изображение - Настройка - Уровни и убедитесь, что возможен просмотр изменений. На гистограмме отображается наличие оттенков яркости в изображении. Чёрный треугольник снизу показывает уровень самого чёрного цвета, белый - белого, а серый - средние тона. У правильно подстроенного изображения присутствуют и самые яркие и самые тёмные тона. Чтобы добиться этого нужно подвести треугольники к обеим сторонам гистограммы и подтвердить изменения. Для просмотра гистограммы можно использовать Изображение - Гистограмма. Сделайте  промежуточное сохранение вашей работы.

Удаление цветового дисбаланса

В нашем изображении есть цветовой дисбаланс - оно слишком красное. Необходимо отметить, что экранное изображение может иметь специфические цветовые искажения, вызываемые монитором и не позволяющие осуществить точную подстройку цвета "на глаз".

Для точной регулировки цвета мы будем использовать настраиваемый слой. Это позволит влиять на изображение, не меняя цвета исходных пикселов.

  •  Выберите Слой - Новый - Настраиваемый слой.
  •  Дайте имя слою - Цветобаланс.
  •  Подтвердите создание слоя
  •  Включите возможность просмотра в появившемся окнеРегуляторами уменьшите интенсивность красного (до -15) и увеличьте интенсивность зелёного цвета (+8)
  •  Подтвердите применение слоя подстройки
  •  В окне Слои, делая слой настройки видимым и невидимым, отметьте изменения.
  •  Сделайте текущее сохранение.

Замещение цветов на изображении

С помощью команды Замещение цвета можно создать временную маску, основанную на некоторых цветах, а затем удалить эти цвета. Маски позволяют изолировать выбранный участок изображения и работать только с ним, не трогая остальных пикселов. В диалоговом окне команды можно настроить яркость, насыщенность и цветовой баланс выделенного участка. Мы будем использовать команду замещения цвета для изменения цвета с оранжевого на зелёный в нижнем правом углу фотографии.

Начнём с того, что перейдём в фоновый слой и инструментом прямоугольное выделение охватим участок, содержащий цвета, подлежащие замене.

Выберем Изображение - Настройка - Замена цвета, чтобы открыть диалоговое окно. Далее мы будем использовать три пипетки, расположенные в этом окне, чтобы создать маску изображения. Первая из них выбирает единственный цвет, вторая (с плюсом) - добавляет цвет, третья (с минусом) - вычитает цвет из маски. Выберем первой пипеткой оранжевый цвет в выделенном участке, затем будем добавлять второй пипеткой участки оранжевого цвета с другими оттенками, пока весь оранжевый цвет не будет захвачен. Более точно можно настроить изображение, передвигая бегунок Пушистость.

Следующим шагом необходимо выбрать цвета для замещения. Для этого служат три бегунка внизу диалогового окна. Чтобы достичь сходства с конечным изображением нужно установить соответствующие значения оттенка (149), насыщенности (-17) и освещённости (-39).

Задание: заместить цвета в исходном изображении, снять выделение и сделать промежуточное сохранение.

Подстройка насыщенности инструментом губка

Сейчас мы будем исправлять насыщенность цвета гондолы на переднем плане используя губку. Губка обычно применяется для тонкой

подстройки цвета выбранной области и располагается "за" инструментом "осветление".

Выберите губку и в опциях отметьте насыщение с давлением 90%. Возьмите крупный размер инструмента с нечёткими границами. Каждый щелчок или перемещение инструмента при нажатой клавише мыши вызывает изменение насыщенности изображения в пределах зоны действия инструмента.

Задание: увеличить насыщенность полосатой ткани на гондоле.

Подстройка яркости инструментом "осветление".

Инструмент "осветление" предназначен для повышения яркости затемнённых объектов. Мы его применим для подсвета воды у борта гондолы. Выберите инструмент и в опциях установите - подсветка 50%. Размеры инструмента подберите сами. Перемещение инструмента при нажатой клавише мыши увеличивает яркость в пределах зоны действия инструмента.

Задание: осветлить воду, добиваясь сходства с конечным изображением.

Удаление ненужных объектов.

В PhotoShop'е можно удалять ненужные объекты, располагая над ними скопированные смежные участки фона. Мы исправим недостатки композиции, убрав лодку вблизи центра фотографии. Но предварительно имеет смысл установить вид курсора рисования в виде очерченной области, а не инструмента. Для этого войдите в меню Файл - Предпочтения - Дисплей и курсоры, выберите для инструмента рисования вид размера кисти и подтвердите выбор.

Возьмите резиновый штамп и убедитесь, что опция выравнивание отключена. Удерживая Alt скопируйте участок воды, близкий по цвету к находящемуся у лодки (например, с правой стороны гондолы). Переместитесь на лодку и щёлкните на ней. Она закроется фоном.

Задание: с помощью штампа уберите лодку.

Замещение части изображения

Так как небо на фотографии серое, можно оживить пейзаж, замещая его изображением из файла Clouds.psd. 

Начнём с выделения пасмурного неба. Проще всего это сделать волшебной палочкой (добавляя не захваченные участки с помощью Shift). После получения удовлетворительных результатов откройте файл Clouds.psd и скопируйте всё его изображение в буфер обмена с помощью команд: Выделить - Всё и Правка - Копировать. После этого файл Clouds.psd нам уже не потребуется и его можно закрыть или свернуть. Выберите Правка - Вставить В для размещения скопированных облаков в выделенной области. Заметьте, что при этом добавится новый слой. С помощью инструмента перемещения разместите облака, чтобы  получить контрастное изображение шпиля. Установите 50% непрозрачность слоя, чтобы небо стало бледнее. Перед конечной операцией - применением фильтра сглаживания необходимо слить все слои в один. Это делается выполнением команды Слой - Склеить все слои.

Задание: выполните замещение неба, соедините все слои и сохраните файл.

Применение фильтра резкости

На последнем шаге необходимо подстроить резкость фотографии. Для этого в меню фильтр выберите Резкость - Снять резкость и, убедившись, что включён предварительный просмотр установите верхний бегунок в нужное положение (около 120%). Проверьте, как влияет каждый из бегунков на конечное изображение и сохраните файл. 


Урок четвёртый. Фильтры и трансформация объектов.

На этом уроке мы познакомимся с импортом в PhotoShop объектов векторной графики, их трансформацией и применением различных фильтров.

Напомним вначале, что векторные объекты описываются математическими формулами и изображение, которое мы сейчас мы будем использовать построено в векторном редакторе Adobe Illustrator и располагается в файле Logo.ai. 

Векторное изображение

 

Растровое изображение

Начало.

Перед началом работы можно удалить файл предустановок Photoshop'а (Adobe Photoshop 5.0/ Adobe Photoshop settings/ Adobe Photoshop 5.0 Prefs.psp), это позволит начать работу программы с установками по умолчанию. Уроки расположены в папке Adobe Photoshop 5.0/Ttaining/Tutorial и содержат исходные и конечное изображения. Откройте файл Lesson04/End02.psd и посмотрите цель урока - создать логотип, "перегнутый" через ребро коробки. Чтобы дальше это окно не мешало, сверните его или уменьшите размер (меню Вид - уменьшить). Теперь откройте исходный файл Start04.psd и, чтобы случайно не потерять результаты своих трудов, сразу сохраните его (скажем, как коробка.psd).

Вставка векторного объекта

Векторный файл Logo.ai, созданный в программе Adobe Illustrator можно поместить в PhotoShop несколькими способами - его можно просто открыть, а можно использовать пункт Поместить из меню Файл. В любом случае PhotoShop сначала растеризует (превращает в массив пикселей) векторное изображение. На этом уроке мы будем использовать команду Поместить, которая имеет важное преимущество: можно масштабировать и вращать изображение в векторном формате, что не приводит к ухудшению его качества. Растеризация происходит только после нажатия Enter.

Растеризация при использовании команды Поместить.

 

Растеризация при использовании команды Вставить.

Убедитесь, что окно с изображением коробки активно и выберите пункт меню Файл - Поместить. В открывшемся диалоговом окне найдите файл Lesson04/Logo.ai и выберите его. Обратите внимание, что логотип появится в боксе, и одновременно создастся новый слой. Удерживая Shift для пропорционального изменения, переместите угол бокса, чтобы смасштабировать картинку. Помещая указатель мыши вне бокса (он станет изогнутой двунаправленной стрелкой) можно повернуть изображение так, чтобы его нижняя и верхняя стороны были параллельны соответствующим рёбрам коробки.

Искажение изображения

Чтобы создать иллюзию перегиба логотипа необходимо разбить его на две части (для верхней и передней стороны коробки) и применить к ним по отдельности геометрические искажения.

Убедившись, что активен слой с логотипом, выберем инструмент полигональное лассо и обведём верхнюю грань коробки. На самом деле в выделении окажется участок логотипа, который мы хотим разместить наверху. Далее выберем в меню Слой - Новый - Обрезанием. При этом верхняя часть логотипа будет обрезана и помещена в отдельном слое c именем Слой 1. Теперь можно приступить к геометрическому искажению верхней части логотипа. Убедившись, что находитесь в слое Слой 1, выберите в меню пункт Правка - Трансформ - Сдвиг. Вокруг верхней части логотипа появится бокс.

Экспериментируя с его углами попробуйте создать иллюзию перспективы (обычно нужно тянуть верхний левый угол бокса к левому заднему углу коробки). Следите за стыком между частями логотипа. После получения удовлетворительного результата нажмите Enter. 

Создание перспективы смешиванием цветов.

Теперь мы попробуем увеличить естественность изображения, создавая иллюзию "просвечивания" коробки сквозь логотип. Для этого достаточно изменить прозрачность его верхней и нижней части. Хороший результат получается, если использовать режим смешивания Нормальный и прозрачность 60% для верхней и Мульти и 70% для нижней части. В итоге должна получиться коробка с наклеенным логотипом.

Этот урок несколько проще и короче остальных, поэтому попробуйте свои силы в "наклеивании" изображения кепки из файла Cap.psd на кружку из файла Cup.psd.

EMBED Photoshop.Image.5 \s


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15200. Мәшһүр Жүсіп 78 KB
  Мәшһүр Жүсіп Атақты ақын ғұлама оқымысты Мәшһүр Жүсіптің көп қырлы талант екені елге мәлім. Қаршадайынан оқыған оқып қана қоймай көңіліне мол дүние тоқыған білімдар. Ақынның 1907 жылы үш бірдей кітабы – €œКөп жасағаннан көрген бір тамашамыз€ €œХалахуал€ €œСары...
15201. Міржақып Дулатов 82 KB
  Міржақып Дулатов Халық жүрегіне ерекше қымбат тұлғалардың бірі – Міржақып Дулатұлы. Жақаңның бар ғұмыры халқымен тығыз байланысты. Осы арада бір ғана жәйтке тоқталсақ қазақтың азаттық қозғалысының алғашқы сәулесіндей жылт еткен €œСерке€ газетіндегі €œЖастарғ
15202. Молда Мұқан Балтекейұлы 50.5 KB
  СЫР БОЙЫНЫҢ АҚЫНЫ Ш. У. Қасымова № 45 Ақ Орда мектепгимназия Шиелі ауданы Қызылорда облысы Сырдың елі – жырдың елі. Сыр өңірі қашаннан –ақ ақын жыраулар мен шайырлардан данышпан бишешендерден қалған асыл мұраларды көздің қарашығындай сақтап оны ұрпақтанұ...
15203. Мұрат Мөңкеұлы 46 KB
  Бүкіл ұлттың Мұраты Кеңес кезінде €œзар заман€ ақындарының ішінде жеткіліксіз зерттеген ақындардың бірі – Мұрат Мөңкеұлы. 194050 жылдар арасында жарық көрген мектеп оқулықтарында енгізіліп жүрген Мұрат ақын 1947 жылғы атышулы қаулыдан кейін зерттеу объектісінен мүлде ...
15204. Олжас Сүлейменов 62.5 KB
  Олжас Сүлейменов. Олжас Сүлейменов 1936 жылы Алматы қаласында әскери қызметкердің отбасында дүниеге келген. Алдымен әлФараби атындағы Қазақтың ұлттық университетін сонан соң Мәскеудегі М. Горький атындағы Әдебиет институтын бітірген. Орыс тілінде жазады. Тұңғыш өл
15205. Пайғамбар аттас ақын - Жүсіп Қыдыров 46.5 KB
  Махаббат деп түсінді мына әлемді... Талантты лирикақын Жүсіп ҚЫДЫРОВ рухымен сырласу Жүсіп міне сен көре алмай кеткен жаңа мыңжылдықтың наурыз айы тағы да келді. Бұл сен туған ай. Егер тірі болсаң ол сенің жетпісінші көктемің болар еді. Әттең жазмыштан озмыш жоқ еке...
15206. С.Бегалин - халықтың сүйікт жазушысы 287.5 KB
  Сүйіктісі халықтың Жүрегіңнің алаулатып жалынын Тамыршыдай дарындыны таныдың. Қабыл болып ізгі тілек ақ батаң Алдым шексіз ғибрат мол тағылым. Танымастай өзгерді ел жер кейпі Озбырлықтың мәңгүрт басы еңкейді. Семейдегі жарылыстың үні өшіп Абыра...
15207. Сағат Әшімбаев 188 KB
  Заманынан озып туған азамат еді Сағат Әшімбаев туралы Қоғамды қозғайтын адам санасын өзгертетін тұлғалар болады. Олар өзінің қатарынан заманынан озық туады. Өткен ғасырдың алпысыншы – сексенінші жылдарының арасы қазақ руханиятына дарындыларды үйіптөгіп
15208. Саттар Ерубаев 146.5 KB
  Саттар Ерубаев 1914-1973 Қысқаша өмірбаяны: Саттар Ерубаев 1914 жылы Түркістан ауданыныда дүниеге келді. Балалар үйінде тәрбиеленген. 1927 жылы Түркістан ауданы Комсомол колхозында қызмет істейді. ҚазКСР Оқу халық комиссариатының жоғары оқу орнында даярлау курсы...