55567

Анализ урока по русскому языку

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Косноязычием страдают многие и не только дети: не владеют речью не говорят свободно спотыкаются. Чтобы дети не боялись говорить по теме урока я составляю обязательные для всех краткие схемы ответов одну из схем я применила на открытом уроке при раскрытии одного из пунктов плана.

Русский

2014-03-26

58 KB

5 чел.

Анализ

урока по русскому языку

во 2 «В» классе от 29.11.12 г.

Классный руководитель

Кочубеева И.Т.

Главная цель урока: развить работоспособность детей, повысить коэффициент полезного действия учащихся.

Хорошие знания, активность детей на уроке увеличивают скорость урока. Я понимаю, что довести навыки до автоматизированности  навыков не получится (как предлагают О.В.Узорова, Е.А.Нефедова), так как именно медлительные дети на уроках не всегда участвуют в работе класса, индивидуально не могут ответить на поставленный учителем вопрос.

Усиленной подготовкой к уроку я стараюсь приблизить 5-7 человек к пониманию: того, что словарные слова надо учить наизусть,  а для проверки безударных гласных, подбирать проверочные родственные слова.

Автоматизированность, в хорошем понимании этого слова, придет к учащимся с расширенным запасом слов, поэтому 10 дней (!) мы работали с разными словами.

Косноязычием страдают многие и не только дети: не владеют речью, не говорят свободно, спотыкаются. Речь может быть примитивной и даже бессвязной. Имея эти трудности, они  не стремятся  развивать речевые навыки, учиться  красноречию.

Чтобы дети не боялись говорить по теме  урока, я составляю обязательные для всех краткие схемы ответов (одну из схем я применила на открытом уроке, при раскрытии одного из пунктов плана).

А сначала я хочу обратить ваше внимание на таблицу Н.А.Зайцева.

По таблице складов мы кратко повторяли гласные, гласные обозначающие мягкость, твердость согласных звуков, йотированные гласные, парные и непарные согласные, звуки исключения. Любые орфограммы можно показать по этой таблице. Я специально напоминаю о возможностя этой таблицы, чтобы показать полный блок разных тем, для формирования у детей целостного представления о звуках русского языка.

Сначала дети воспринимают чтение поверхностно, а затем приходят понимание, логическое мышление, более глубокое осознание построения русской фонетики.

На уроке я несколько раз  я обращала внимание детей к этой исключительной  по своему значению наглядности.

А с умением проговаривать или «писать» указкой слова, тексты (!) значение таблицы возрастает.

Как известно, незнание слов приводит к неточному произношению, а при чтении по таблице ошибки сразу же высвечиваются.

Одно из заданий со словарными словами было: обозначить цифрой «2» парные согласные на конце слов.

Эта тема сразу идет после безударных гласных. Работая по таблице единым блоком, наши дети познакомились с этой темой еще в первом классе. Систематическая работа родителей по проверке домашней работы учащихся, в частности диктантов, по таблице значительно бы сократила количество ошибок, допускаемых детьми..

Напоминаю, мы работаем по учебникам «Школа России».

Методисты, авторы учебников, уже не советуют, а прямо предлагают  проекты. Показывают, как из разных частей создать единый проект: индивидуальный, групповой, классный.

Таблицы сладов Зайцева – это уже основной минимальный проект, ценность которого в том, что в нем ничего не упущено, поэтому такой фонетический проект  становится информатором, а не одноразовым докладом, который в лучшем случае прочитали и забыли.

А теперь разберем  пункты плана.

1. Что такое орфограмма.             

         (Буква на правило).      

Все группы класса (6) называли правила, изучаемые в I и II классах, приводили свои примеры.

Дети отвечали правильно, четко, быстро. Да, на предыдущих уроках мы работали над тем, чтобы темп проговаривания предложений никто не сбил.

Получился устный коллективный проект из правил.

Учителя высоко оценили устную речь наших детей, умение четко отвечать на поставленные вопросы, а главное – самостоятельно высказываться, аргументировать свое мнение.

Хотелось бы здесь попросить родителей: дома изредка пусть дети перечитывают правила, а потом каждый проговаривает все правила блоком, как мы классом.

2. Выполнение письменных работ со словарными словами и работа с орфограммами

Далее дети вписывали в словарные слова нужную орфограмму. Одновременно я вызывала по 2-3 человека, допустивших ошибки в предыдущих работах, для «письма» слов указкой по таблице складов.

Темп письма обучающихся в классе разный. Тем, Кто выполнял работу раньше других, я предлагала подходить к столу и самим брать карточки с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Быстро пишущие дети, как правило, не боятся новых заданий.

Первыми встали: Иванова, Бобак, Беляков, Козлова, Сергунова, Аристова, Забияка, Ковальчук.

За этими ребятами потянулись и остальные.

Не взяла карточку только одна новенькая девочка, но зато дома Хавер  выполнила самостоятельно большой объем работ по «Окружающему миру».

Мама проследила за выполнением этого домашнего задания, в следствие чего работа была выполнена правильно, быстро, качественно. Дети начальной школы не всегда могут эффективно работать самостоятельно, поэтому контроль и участие в данном воспитательном и обучающем процессе совершенно незаменимо.

Именно на открытом уроке многие  дети проявили заинтересованность, активность.

Я  всегда рекомендую  родителям чаще заниматься тренингом детей дома. Поверьте, это большое удовольствие, когда видишь   результаты своего ребенка. Это реально.

По итогам проверки самостоятельных работ в классе были получены следующие результаты;

«5» - 5; «4» - 2; «3» - 2; «2» - 5

1 ученик – не выполнял, 3 – отсутствовало.

Наибольше количество ошибок: 11, 15, 19.

Я намереваюсь продолжить  работу с детьми в этом направлении, для тренировок и отработки навыков  рекомендую брать  домой эти карточки. Одноразового выполнения здесь недостаточно. Чтобы развивалась скорость мышления, надо чаще  проводить работу по  подбору  родственных слов.

Логическое мышление  – это цепь определенных звеньев. Выпадает одно звено,  и цепь нарушена. Для коррекции работы и повышения эффективности  работы надо найти этап , где произошел разрыв.

Необходимо стремиться  к высокой скорости проговаривания (особенно это надо тем детям, у кого имеются недостатки в речи). Как только  дети выучат таблицы умножения и деления ( на сегодняшний день идет систематическая работа по контролю выучивания таблицы умножения) , резко увеличится количество примеров и типовых задач (прямых и обратных).

Последние самостоятельные и контрольные работы по математике показали, что не все решают задачи в 2 действия на вычитание Прямая задача на сложение – обратная на вычитание. Это объясняет западание логического мышления, что затрудняет изучения  не только математики , но и русского языка, поэтому я стремлюсь давать интегрированные совмещенные , насыщенные информацией уроки.

В уравнениях также.

Краткая запись. Задача.                            Записываю уравнение по условию задачи.

Посадили – 7 цв. и 8 цв.                            (7+8)+Х=20  (прямая запись)

Еще – 8 цв. (X)                                              15+Х=20

Стало – 20 цв.                                               Х=20-15         Решение-обратная запись.

По действиям:                                              Х=5

1)7+8=15(цв.)                                                Проверка:

2)20-15=5(цв.)                                              15+5=20

(нахождение одного из слогаемых)      20=20

3. Выполнение трех заданий на базе словарных слов.                                                                                      

  1.  I склонение
  2.  парные согласные
  3.  «ь», обозначающий мягкость согласных звуков.

  1 задание – это пропедевтика (обучать предварительно).

Здесь мы приняли ответ каждого ребенка по схеме, о которой я говорила выше. (сказать кратко самое необходимое).

а)местоимение – она (он)

б)род - женский (мужской)

в)окончание – а (я)

г)склонение – I

д)пишу над окончанием цифру 1 (окончание обводят)

Такие схемы – ответы учат каждого учащегося логическому мышлению.

Н.А.Зайцев на семинарах говорил: «Логике надо учить». Было 15 слов, а работа по трем заданиям дала 33 ответа.

Каково значение этих заданий?

  1.  Окончание – это часть слова, которую надо уметь отделять от основы.
  2.  По окончанию определяют склонения имен существительных.
  3.  Как часть речи – имя существительное определяют по вопросу, а вопрос прерогатива логики (наука об элементарных законах и формах правильного мышления).

Тем детям, которым трудно даются задачи, им сложно поставить правильный вопрос к любой части речи. Надо учиться думать и запоминать.

Если обучающиеся научились ставить вопросы к существительным и глаголам, то им легче будет определить основу предложения: подлежащее и сказуемое и важно не забыть, как их надо подчеркивать.

Учителя крепко задумались над выполнением этих заданий, а Екатерина Юрьевна отметила еще межпредметную связь. Она обратила внимание на то, как дети подсчитывали баллы.

Второе и третье задания опирались на знания фонетики. Они тесно связаны с таблицей складов, значение которой я раскрыла выше.

Ну, а все три задания  - это подготовка к выполнению тестов.

Заданий с подвохом не даю, но суть темы должны знать все и применять на практике.

На данном этапе есть еще один важный момент работы нашего класса.

Задания, по нахождению нужных орфограмм, дети выполняли не только под моим руководством, но и вместе со мной.

Их задача – выполнение  заданий по образцу, повторяя за педагогом.

Второе и третье задание можно рассматривать единым блоком(проектом), который можно постепенно дополнять, закреплять, осваивать.

Постепенно обучающиеся научатся различать эти составляющие.

4.Как только класс выполнил задания, я предложила учащимся проверить словарные слова в парах.

Далее дети сообщили результаты проверки, а я их записала.

Умение проверять работу  - это развитие внимания, корректного поведения, сообразующего свои действия с установленными правилами приличия, вежливости, благопристойности.

5.Работа в группах с безударными гласными, проверяемые ударение.

Учащиеся вписали орфограммы и подобрали свои слова на это правило.

Карточки я сразу проверила и оценила работу групп.

  1.  4
  2.  4
  3.  5
  4.  5
  5.  5
  6.  5

В дневник дети поставили две отметки: за словарные слова и работу в группах. Дополнительную индивидуальную работу я проверяла после уроков.

У нас имеются отдельные тетради со словами:

  1.  имена существительные
  2.  имена прилагательные
  3.  глаголы
  4.  безударные гласные, проверяемые ударением
  5.  разбор по членам предложения

(Эти тетради я готовила еще летом).

Работы были отличные только у сильной группы детей, как правило, выполняющие все задания, но 5-6 человек допустили от 6-7 до 19 (!) ошибок, хотя именно с этими словами мы работали 3-4 раза.

Завуч обратила внимание на работу со словарями в конце учебника. Наши дети каждый понедельник устно и письменно сдавали слова всю I четверть небольшими частями из разных словарей, поэтому с антонимами справились на К/р за I четверть все.

В конце урока осталось немного времени.

Я читала стихотворение, а дети по ходу каждой строфы хором называли слова с безударными гласными, проверяемые ударением.

Можно ли назвать этот урок рабочим? Почему нет. Ведь до совершенства не дошли.

Я же назвала его контрольным. А на контрольной работе надо показывать свои знания.

Надо признаться, что в планировании это два урока. Закрепление идет отдельно со словарными словами и безударными гласными, проверяемые ударением.

Учителя взяли карточки, где записано 36 слов.

За весь урок, отмечено учителями, приглашенными на урок, успели проверить только 15 слов. Мы к открытому уроку шли такими же темпами.

Несмотря на ошибки в карточках,  проект из разных заданий получился.

Учителя высоко оценили наш  урок, поблагодарили детей за выполненную работу.

07.12.12 г.        Кочубеева И. Т.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34663. Итерационные алгоритмы 41 KB
  Особенностью итерационного цикла является то что число повторений операторов тела цикла заранее неизвестно. Выход из итерационного цикла осуществляется в случае выполнения заданного условия. Особенностью же нашей конкретной задачи является то что число слагаемых а следовательно и число повторений тела цикла заранее неизвестно. Поэтому выполнение цикла должно завершиться в момент достижения требуемой точности.
34664. Основы комбинаторики 56 KB
  При выборе m элементов из n различных элементов принято говорить что они образуют соединение из n элементов по m. Перестановка Соединение каждое из которых содержит n различных элементов взятых в определенном порядке называются перестановками из n элементов n=m. Сочетание Соединения отличающиеся друг от друга каждое из которых содержит m элементов взятых из n элементов называется сочетанием из n элементов по m n m. Размещение с повторением Размещение из n элементов в каждое из которых входит m элементов причем один и тот же...
34665. Компоненты страницы Win32, их назначение, свойства, примеры применения 1.34 MB
  Свойства компонента: property DisplyRect: TRect; Определяет рабочую зону компонента предназначенную для размещения других компонентов. Клиентская часть компонента содержит зону закладок и рабочую зону property HotTrck: Boolen; Если содержит True название закладки автоматически выделяется цветом при перемещении над ней указателя мыши property Imges: TCustomImgeList; Определяет объект хранилище изображений которые будут прорисовываться слева от текста property MultiLine: Boolen; Разрешает расположение закладок в несколько рядов. Если...
34666. Массивы: определение, описание, размещение в памяти, использование 55 KB
  Структурная схема массива. Type имя типа = RRY [ тип индекса ] OF тип элементов VR имя переменной : имя типа ; При таком способе описания в разделе Type описывается тип массива который будет использоваться в программе то есть его размер и тип элементов. С отдельным элементом массива можно делать все что с любой переменной. Обращаться к элементу массива надо указывая имя переменной с номером элемента в квадратных скобках.
34667. Метод пошаговой детализации в программировании 407.08 KB
  Полностью закончив детализацию всех блоков получаем решение задачи в целом. Детализируем операцию определения x: Определить x Определить x1 такое что fx1 =y Определить x2 такое что fx2 =y Определить x на интервале [x1 x2] Все. Таким образом определим значение x1 удовлетворяющее данному условию: Определить x1: x1:=1 цикл пока fx1 y x1:=x1 2 Все цикл Все 4 этап. Определить x2: x2:=1 цикл пока fx2 y x2:=x22 Все цикл Все.
34668. Объектно-ориентированное программирование. Виртуальные методы и полиморфизм 71.5 KB
  Объектное и объектно-ориентированное программирование (ООП) возникло в результате развития идеологии процедурного программирования, где данные и подпрограммы (процедуры, функции) их обработки формально не связаны. Кроме того, в современном объектно-ориентированном программировании часто большое значение имеют понятия события
34669. Организация библиотек 81.5 KB
  Заголовок модуля и связь модулей друг с другом. Доступ к объявленным в модуле объектам Стандартные модули Понятие модуля Стандартный Паскаль не предусматривает механизмов раздельной компиляции частей программы с последующей их сборкой перед выполнением. Здесь UNIT зарезервированное слово единица; начинает заголовок модуля; имя имя модуля правильный идентификатор; INTERFCE зарезервированное слово интерфейс; начинает интерфейсную часть модуля; IMPLEMENTTION зарезервированное слово выполнение; начинает исполняемую...
34670. Организация памяти. Статические и динамические структуры данных 182 KB
  Статические и динамические структуры данных Организация памяти. Статические и динамические структуры данных [1] Статическая память [2] Автоматическая память [3] Динамическая память [4] Распределение оперативной памяти [4.3] Управление блоками динамической памяти Как бы ни была велика основная память современных ЭВМ программистам её всегда не хватает.
34671. Организация файловой системы в Паскале 140 KB
  Виды файлов. Типизированные файлы [2] Процедуры и функции для работы с файлами любого типа [3] Процедуры и функции для работы с типизированными файлами [4] Нетипизированные файлы [4.1] Нетипизированные файлы.