55571

Умножение и деление рациональных чисел

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: повторение изученного материала по теме отработка навыков применения операций умножения и деления чисел с разными знаками и отрицательных чисел. Задачи урока...

Русский

2014-03-26

493 KB

28 чел.

Внеклассное  мероприятие по математике в 6 классе по теме: «Умножение и деление рациональных чисел».

Давиденко Елена Владимировна, учитель математики СШ №115, г. Донецк, Украина

Путешествие  на  АЛГОЛЬ.

В последние годы очень много внимания уделяется современным инновационным технологиям, которые активизируют деятельность учащихся на уроках, помогают эффективно провести урок. К таким технологиям можно отнести и игровую технологию. Я использую  такие формы проведения урока, особенно в 5-6  классах: путешествие в сказку, КВН и т.д. Урок, который я предлагаю, опирается на фантазию  и воображение ребят. На нем задания даются в виде различных приключений, условий и трудностей. Развивается мышление, воображение. Они совершают спасательную миссию. В этой игре они рассуждают, развивают речь, творческие способности, улучшают концентрацию внимания, расширяют свой кругозор. Все задания имеют своей целью отработать навыки умножения и деления рациональных чисел. На уроке используются различные формы работы: групповая(3 группы), индивидуальная (на Плутоне, созвездия - каждый член спасательной команды должен записать в свою тетрадь решения всех заданий), коллективная (устный счет), уровневая дифференциация при решении заданий волшебника Рациона (каждый выбирает свой уровень). Урок развивает социальные  и коммуникативные  компетентности, реализуются воспитательные цели (прийти на помощь, настойчивость в преодолении трудностей). Этот урок я провожу в конце изучения темы: «Умножение и деление рациональных чисел».

Цели урока: повторение изученного материала по теме, отработка навыков применения операций умножения и деления чисел с разными знаками и отрицательных чисел.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Закрепление правил по данной теме.

2.Закрепление навыков и умений при умножении и делении рациональных чисел.

Развивающие:

1.Развитие логического мышления, памяти, внимания.

2.Развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

1.Воспитание настойчивости на пути к цели.

2.Привитие навыков самостоятельной работы.

3.Воспитание активности.

Тип урока:   Урок повторения и обобщения.

Вид урока: Урок – путешествие

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная, устная, письменная.

Оборудование урока:

наглядный материал: космические корабли;

дидактический материал: карточки с заданиями к  испытаниям;

Итоговые таблицы каждой команды (3 шт.).

Список использованной литературы:

1.В.Г.Коваленко «Дидактические игры на уроках математики». Москва 1990 г.

2.Л.С.Сухарева «Задания для устной работы». Харьков 2007 г

3.Л. В. Шаповалова, И.С.Маркова  «Двухуровневая методика преподавания.6 класс». Ранок2006 г.

4.И. В.Родыгина «Компетентностно - ориентированный подход к обучению. Харьков 2006 г.

5.Г.Железняк «Открытый космос» Харьков 2005 г.

План урока:

1.Сообщение темы урока и постановка целей.

2.Актуализация знаний учеников.

3.Закрепление знаний (путешествие).

4.Подведение итогов.

5.Домашнее задание.

 

Ход урока

1.Сообщение темы и цели урока.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы получили приглашение на участие в межгалактическом математическом конкурсе, который состоится на звезде АЛГОЛЬ в созвездии ПЕРСЕЯ (северная небесная сфера). На входе в класс вы получили разноцветные геометрические фигурки. Я вас попрошу, чтобы все синие фигурки сели на 1 ряд, красные  – на 2 ряд, а зеленые на 3 ряд. Вам предлагается выбрать название команды (Астероиды, Леониды, Метеоры).

АСТЕРОИД - «звездоподобный», каменистое тело неправильной формы. Между Марсом и Юпитером находится 98% всех астероидов нашей солнечной системы.

Метеор - «падающая звезда», космическое тело, пролетающее в атмосфере Земли. Оставляет в небе четкий белый след.

Леониды – самый красивый метеорный поток, наблюдаемый на фоне созвездия Льва (1 раз в 34 года 2000 г). В потоке Леонид можно зафиксировать 100 метеоров.

Вам нужно обсудить на каком корабле вы будете перемещаться в пространстве (дом задание) Повесить  его рисунок на доску. В каждой команде будет мой помощник, который будет заполнять итоговую таблицу команды. В конце урока по этим таблицам мы подведем  итоги. Выберете капитана команды.

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА КОМАНДЫ

Конкурсы

ФИ членов экипажа

Проверка готовности корабля

На Плутоне

Созвездия

Задания Рациона

Планета Х

2.Актуализация  знаний учащихся. 

В  каждой команде капитан корабля получает планшет настроек корабля и опрашивает членов экипажа (кто хочет ответить - поднимает руку). Консультанты фиксируют ответы ребят в таблицах (устная работа).

Проверка готовности корабля.

1.Как умножить или разделить отрицательные числа?

2. Как умножить или разделить числа с разными знаками?

3.Решить уравнения:

-х =-12       -х = 7     -(х+3) = - 10     -I х I = - 6.

4.         140 + (-20) =        140 –(-20)=       140х(-20)=        140: (-20) =

            -140 + 20 =          -140 -20=              -140х20=         -140:20=

5.   -3,5х2=            -20,04: (-4)=       -8,2Х100=          -2⅓:4⅔=

6.Даны числа -14 и 8

а) Назовите их модули.

б) Какое число больше?

в) Какое число больше по модулю?

г) Назовите  все целые числа, находящиеся между ними на координатной  прямой.

д) Назовите все натуральные  числа, находящиеся между ними на координатной прямой.

е) Назовите 3 числа больших этих.

ж) Назовите 3 числа меньших этих.

З) Найдите их сумму, разность, произведение и частное

Учитель: К полету все готовы? Прошу занять свои места!

3.Закрепление знаний. 

«Внимание, со звезды Алголь получено сообщение, что космические пираты Y и Z похитили волшебный кристалл, помогающий вырабатывать кислород для жителей этой звезды. Пираты улетели в направлении планеты Х.Что будем делать? ДА, десятая планета солнечной системы очень далека (вблизи солнца она бывает 1 раз за млн. лет), но отважные капитаны принимают решение найти пиратов и вернуть кристалл  назад. Внимание,слева по курсу планета ПЛУТОН(холод -230 градусов, покрыта льдом). Пираты и тут натворили бед. Они похитили ее спутник Харон, который состоит из драгоценных металлов. Чтобы включить  дополнительную систему обеспечения  нужно решить несколько заданий. Жители просят о помощи. Экипажи приступили к групповой работе.  Какие числа можно поставить вместо треугольника?

1 Экипаж    2 Экипаж    3 Экипаж

∆х6 ≥ -18    8х∆≤ 0    ∆х(-5) ≥0

∆:5 = -3    (-24):∆=-6                           (-56): ∆=7

13 -∆>10    (-4)х∆>-24    ∆-10< -11

Учитель: Молодцы! Продолжаем наш полет Ребята, мы сейчас  наблюдаем созвездия  южного      полушария. Определите, какие созвездия мы наблюдаем? Решая примеры на доске, мы находим названия созвездий. (Коллективная работа).

1 Экипаж     2 Экипаж           3 Экипаж

(-3)²х(-2⅔ ): 4⅘=                          2⅚х(-2)²:(-5⅔)=                        3⅘х(-5)²:(-6 ⅓)=

СОЗВЕЗДИЯ: лебедь 5, микроскоп -5, орел  15, гидра -2, волопас 16, кит -15

Итак, какие созвездия южного полушария мы видим в иллюминаторы? Лебедь, орел и волопас - созвездия  северного полушария.

Учитель:  Внимание, впереди по курсу туманность Конская голова. На ней мы сможем попросить у волшебника Рациона карты пиратской планеты Х (дифференцированное задание). Сильные ученики выполняют все 3 задания, а остальные только 1 и 2.

Задание 1

(-8 + 5 )  х 7 =                                       ( -18-12): 3 =                                         ( -28 + 14 ): 7 =

Задание 2

Х + 2,7 = 2                                             У: (-3) = 6                                             -6,2 + В = 3

Задание 3

-12 + 2Х = -16                                       4Х = Х – 12

Учитель: Молодцы, теперь мы подлетаем к пиратской планете Х. Пираты не хотят с нами говорить, пока мы не отгадаем название их корабля и имя их капитана (по 1 чел от каждой команды. Индивидуальная работа)

Задание 1.  Отгадайте название их космического корабля. По таблице расставить числа в порядке их возрастания. И потом сопоставить им буквы.

П               Г                 Ч              О           Ы             Е            Н            И           С

8,02      -17,2         -0,004        -5,6       18,01       4,5        -0,6         1,6        15,9

Задание 2.  Отгадайте имя капитана космических пиратов (еще по 1 чел от команды). Нужно решить примеры и ответы поставить в порядке убывания.

-75: У = -25    Ф            39: У = -39   Е                 А х 63 = -126    Н

В х (-5) = 45   К              -60: у = 5     С                150: Х = -50       И

Задание 3.  Скажите, все ли правильно на рисунке?

Учитель: Молодцы, ребята, пираты согласны отдать спутник Харон и волшебный кристалл. Вы победили, благодаря вашим прочным знаниям, находчивости, дружбе. Жители звезды Алголь очень вам благодарны и устраивают большой семинар  по теме «Положительные и отрицательные числа». Вам, ребята, предлагается  в нем принять участие. А сейчас «Домой!»

4.Подведем наши итоги 

Помощники подводят итоги и сдают итоговые таблицы учителю. Итак, вам понравились наши приключения? Какие знания нам помогли оказать помощь жителям планеты Алголь?

По результатам выставляются оценки.

5.Домашнее задание

Подготовить на семинар творческое задание по этой теме (тест, сказка, лото, кроссворд…)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80831. ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 44.64 KB
  На основе анализа ситуации и определения критериев разрабатывается как можно большее количество возможных вариантов решений из которых составляется база данных. Методы принятия решений: 1 индивидуальный решения принимаются непосредственно ответственным лицом руководителем; 2 коллективный решения принимаются в процессе делового совещания мозгового штурма или руководитель сформулировав проблему в письменном виде дает приказание специалистам способным привнести существенный вклад в ее разрешение внести свои предложения. Для этого...
80832. УПРАВЛЯЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ИХ СВЯЗИ И ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ 44.67 KB
  В социальноэкономических и политических процессах особый интерес представляют управляемые процессы т. Социальные управляемые процессы включают в себя: деятельность направленную на сохранение жизни и здоровья человека его физическое развитие организацию дошкольного и специального трудового воспитания на создание жилищных коммунальных торговых и бытовых условий обеспечение коммуникациями и поддержание других важных составляющих в которых выражаются эти процессы воспроизводства и общения человека. Экономические управляемые процессы...
80833. ОБЩЕНАУЧНЫЕ И КОНКРЕТНО-ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 49.34 KB
  Общенаучные методы исследования можно разделить на две большие группы: эмпирические и мыслительнологические методы.мыслительнологические методы: формализация исследование объектов когда их содержание познается с помощью выявленных элементов его формы; аналогия сходство предметов в каких либо свойствах или признаках причем в целом эти предметы различны; абстрагирование процесс мысленного выделения определенных свойств признаков и отношений некоторых объектов явлений и процессов; доказательство процесс установления истинности...
80834. ПРОГРАММА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 46.59 KB
  Программа исследования – комплекс основных положений определяющих проведение исслед. актуальность исследования цели и задачи объект и предмет рабочая гипотеза научный подход методы исслед. ресурсное обеспечение предполагаемый результат и ожидаемая эффективность исслед.
80835. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВЕНЬЕВ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА 46.87 KB
  В бюджетную систему России входят бюджеты трех уровней являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней: а Федеральный бюджет; б Бюджеты субъектов Федерации – республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые областные бюджеты краев и областей городские бюджеты городов Москвы и СанктПетербурга областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов. Третий уровень – местные бюджеты к которым относятся бюджеты муниципальных образований бюджеты районов городов и других...
80836. ФИНАНСОВЫЙ БАЛАНС МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 46.41 KB
  Баланс финансовых ресурсов составляется в соответствии с БК РФ и используется при составлении проекта бюджета. Показатели баланса фин ресурсов формируются на основе прогноза социальноэкономического развития и отчетного баланса фин ресурсов за предыдущий год. Баланс финресурсов позволяет выявить действительный объем и движение всех финансовых ресурсов отразить последовательно и во взаимосвязи их движение включая образование финресурсов передачу в централизованные фонды государства федеральный и региональный уровни получение ресурсов...
80837. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА ГОСУДАРСТВА 45.96 KB
  главные администраторы администраторы доходов бюджета; 10. главные администраторы администраторы источников финансирования дефицита бюджета. Основные задачи бюджетного процесса: выявление материальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов; максимально точный расчет расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической программой; осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников...
80838. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ 44.34 KB
  Производительные силы – система субъективных человек и вещественных элементов осуществляющих обмен веществ между человеком и природой в процессе общественного производства. Для современного состояния экономического развития особое значение приобретает рациональное размещение производительных сил позволяющее обеспечивать нам наибольшую эффективность производства получать максимальную прибыль при бережном рациональном использовании природноресурсного потенциала сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. Современное...
80839. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, ЦЕЛИ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 50.53 KB
  развития регионов является улучшение качества жизни населения. Среди тактических целей развития региона города можно назвать: привлечение новых видов бизнеса; расширение существующего бизнеса развитие малого бизнеса центра города сферы услуг повышение уровня занятости населения региона привлечение средств нас. развития региона: 1 Индекс Развития Человеческого Потенциала.