55571

Умножение и деление рациональных чисел

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: повторение изученного материала по теме отработка навыков применения операций умножения и деления чисел с разными знаками и отрицательных чисел. Задачи урока...

Русский

2014-03-26

493 KB

29 чел.

Внеклассное  мероприятие по математике в 6 классе по теме: «Умножение и деление рациональных чисел».

Давиденко Елена Владимировна, учитель математики СШ №115, г. Донецк, Украина

Путешествие  на  АЛГОЛЬ.

В последние годы очень много внимания уделяется современным инновационным технологиям, которые активизируют деятельность учащихся на уроках, помогают эффективно провести урок. К таким технологиям можно отнести и игровую технологию. Я использую  такие формы проведения урока, особенно в 5-6  классах: путешествие в сказку, КВН и т.д. Урок, который я предлагаю, опирается на фантазию  и воображение ребят. На нем задания даются в виде различных приключений, условий и трудностей. Развивается мышление, воображение. Они совершают спасательную миссию. В этой игре они рассуждают, развивают речь, творческие способности, улучшают концентрацию внимания, расширяют свой кругозор. Все задания имеют своей целью отработать навыки умножения и деления рациональных чисел. На уроке используются различные формы работы: групповая(3 группы), индивидуальная (на Плутоне, созвездия - каждый член спасательной команды должен записать в свою тетрадь решения всех заданий), коллективная (устный счет), уровневая дифференциация при решении заданий волшебника Рациона (каждый выбирает свой уровень). Урок развивает социальные  и коммуникативные  компетентности, реализуются воспитательные цели (прийти на помощь, настойчивость в преодолении трудностей). Этот урок я провожу в конце изучения темы: «Умножение и деление рациональных чисел».

Цели урока: повторение изученного материала по теме, отработка навыков применения операций умножения и деления чисел с разными знаками и отрицательных чисел.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Закрепление правил по данной теме.

2.Закрепление навыков и умений при умножении и делении рациональных чисел.

Развивающие:

1.Развитие логического мышления, памяти, внимания.

2.Развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

1.Воспитание настойчивости на пути к цели.

2.Привитие навыков самостоятельной работы.

3.Воспитание активности.

Тип урока:   Урок повторения и обобщения.

Вид урока: Урок – путешествие

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная, устная, письменная.

Оборудование урока:

наглядный материал: космические корабли;

дидактический материал: карточки с заданиями к  испытаниям;

Итоговые таблицы каждой команды (3 шт.).

Список использованной литературы:

1.В.Г.Коваленко «Дидактические игры на уроках математики». Москва 1990 г.

2.Л.С.Сухарева «Задания для устной работы». Харьков 2007 г

3.Л. В. Шаповалова, И.С.Маркова  «Двухуровневая методика преподавания.6 класс». Ранок2006 г.

4.И. В.Родыгина «Компетентностно - ориентированный подход к обучению. Харьков 2006 г.

5.Г.Железняк «Открытый космос» Харьков 2005 г.

План урока:

1.Сообщение темы урока и постановка целей.

2.Актуализация знаний учеников.

3.Закрепление знаний (путешествие).

4.Подведение итогов.

5.Домашнее задание.

 

Ход урока

1.Сообщение темы и цели урока.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы получили приглашение на участие в межгалактическом математическом конкурсе, который состоится на звезде АЛГОЛЬ в созвездии ПЕРСЕЯ (северная небесная сфера). На входе в класс вы получили разноцветные геометрические фигурки. Я вас попрошу, чтобы все синие фигурки сели на 1 ряд, красные  – на 2 ряд, а зеленые на 3 ряд. Вам предлагается выбрать название команды (Астероиды, Леониды, Метеоры).

АСТЕРОИД - «звездоподобный», каменистое тело неправильной формы. Между Марсом и Юпитером находится 98% всех астероидов нашей солнечной системы.

Метеор - «падающая звезда», космическое тело, пролетающее в атмосфере Земли. Оставляет в небе четкий белый след.

Леониды – самый красивый метеорный поток, наблюдаемый на фоне созвездия Льва (1 раз в 34 года 2000 г). В потоке Леонид можно зафиксировать 100 метеоров.

Вам нужно обсудить на каком корабле вы будете перемещаться в пространстве (дом задание) Повесить  его рисунок на доску. В каждой команде будет мой помощник, который будет заполнять итоговую таблицу команды. В конце урока по этим таблицам мы подведем  итоги. Выберете капитана команды.

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА КОМАНДЫ

Конкурсы

ФИ членов экипажа

Проверка готовности корабля

На Плутоне

Созвездия

Задания Рациона

Планета Х

2.Актуализация  знаний учащихся. 

В  каждой команде капитан корабля получает планшет настроек корабля и опрашивает членов экипажа (кто хочет ответить - поднимает руку). Консультанты фиксируют ответы ребят в таблицах (устная работа).

Проверка готовности корабля.

1.Как умножить или разделить отрицательные числа?

2. Как умножить или разделить числа с разными знаками?

3.Решить уравнения:

-х =-12       -х = 7     -(х+3) = - 10     -I х I = - 6.

4.         140 + (-20) =        140 –(-20)=       140х(-20)=        140: (-20) =

            -140 + 20 =          -140 -20=              -140х20=         -140:20=

5.   -3,5х2=            -20,04: (-4)=       -8,2Х100=          -2⅓:4⅔=

6.Даны числа -14 и 8

а) Назовите их модули.

б) Какое число больше?

в) Какое число больше по модулю?

г) Назовите  все целые числа, находящиеся между ними на координатной  прямой.

д) Назовите все натуральные  числа, находящиеся между ними на координатной прямой.

е) Назовите 3 числа больших этих.

ж) Назовите 3 числа меньших этих.

З) Найдите их сумму, разность, произведение и частное

Учитель: К полету все готовы? Прошу занять свои места!

3.Закрепление знаний. 

«Внимание, со звезды Алголь получено сообщение, что космические пираты Y и Z похитили волшебный кристалл, помогающий вырабатывать кислород для жителей этой звезды. Пираты улетели в направлении планеты Х.Что будем делать? ДА, десятая планета солнечной системы очень далека (вблизи солнца она бывает 1 раз за млн. лет), но отважные капитаны принимают решение найти пиратов и вернуть кристалл  назад. Внимание,слева по курсу планета ПЛУТОН(холод -230 градусов, покрыта льдом). Пираты и тут натворили бед. Они похитили ее спутник Харон, который состоит из драгоценных металлов. Чтобы включить  дополнительную систему обеспечения  нужно решить несколько заданий. Жители просят о помощи. Экипажи приступили к групповой работе.  Какие числа можно поставить вместо треугольника?

1 Экипаж    2 Экипаж    3 Экипаж

∆х6 ≥ -18    8х∆≤ 0    ∆х(-5) ≥0

∆:5 = -3    (-24):∆=-6                           (-56): ∆=7

13 -∆>10    (-4)х∆>-24    ∆-10< -11

Учитель: Молодцы! Продолжаем наш полет Ребята, мы сейчас  наблюдаем созвездия  южного      полушария. Определите, какие созвездия мы наблюдаем? Решая примеры на доске, мы находим названия созвездий. (Коллективная работа).

1 Экипаж     2 Экипаж           3 Экипаж

(-3)²х(-2⅔ ): 4⅘=                          2⅚х(-2)²:(-5⅔)=                        3⅘х(-5)²:(-6 ⅓)=

СОЗВЕЗДИЯ: лебедь 5, микроскоп -5, орел  15, гидра -2, волопас 16, кит -15

Итак, какие созвездия южного полушария мы видим в иллюминаторы? Лебедь, орел и волопас - созвездия  северного полушария.

Учитель:  Внимание, впереди по курсу туманность Конская голова. На ней мы сможем попросить у волшебника Рациона карты пиратской планеты Х (дифференцированное задание). Сильные ученики выполняют все 3 задания, а остальные только 1 и 2.

Задание 1

(-8 + 5 )  х 7 =                                       ( -18-12): 3 =                                         ( -28 + 14 ): 7 =

Задание 2

Х + 2,7 = 2                                             У: (-3) = 6                                             -6,2 + В = 3

Задание 3

-12 + 2Х = -16                                       4Х = Х – 12

Учитель: Молодцы, теперь мы подлетаем к пиратской планете Х. Пираты не хотят с нами говорить, пока мы не отгадаем название их корабля и имя их капитана (по 1 чел от каждой команды. Индивидуальная работа)

Задание 1.  Отгадайте название их космического корабля. По таблице расставить числа в порядке их возрастания. И потом сопоставить им буквы.

П               Г                 Ч              О           Ы             Е            Н            И           С

8,02      -17,2         -0,004        -5,6       18,01       4,5        -0,6         1,6        15,9

Задание 2.  Отгадайте имя капитана космических пиратов (еще по 1 чел от команды). Нужно решить примеры и ответы поставить в порядке убывания.

-75: У = -25    Ф            39: У = -39   Е                 А х 63 = -126    Н

В х (-5) = 45   К              -60: у = 5     С                150: Х = -50       И

Задание 3.  Скажите, все ли правильно на рисунке?

Учитель: Молодцы, ребята, пираты согласны отдать спутник Харон и волшебный кристалл. Вы победили, благодаря вашим прочным знаниям, находчивости, дружбе. Жители звезды Алголь очень вам благодарны и устраивают большой семинар  по теме «Положительные и отрицательные числа». Вам, ребята, предлагается  в нем принять участие. А сейчас «Домой!»

4.Подведем наши итоги 

Помощники подводят итоги и сдают итоговые таблицы учителю. Итак, вам понравились наши приключения? Какие знания нам помогли оказать помощь жителям планеты Алголь?

По результатам выставляются оценки.

5.Домашнее задание

Подготовить на семинар творческое задание по этой теме (тест, сказка, лото, кроссворд…)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37926. Изучение явления термоэлектронной эмиссии и определение удельного заряда электрона 206.5 KB
  Благодаря пространственному заряду при малых анодных напряжениях анодный ток может быть значительно меньше возможного тока эмиссии катода и постепенно увеличивается при повышении анодного напряжения. Если поддерживать температуру накаленного катода постоянной и снять зависимость анодного тока Iа от анодного напряжения uа – вольт амперную характеристику рис.2 Вольт амперные характеристики диода при различных температурах T2  T1 Зависимость термоэлектронного тока Iа от анодного напряжения в области малых положительных значений uа...
37927. ИЗУЧЕНИЕ ТЕРМОЭЛЕКТРОННОЙ ЭМИССИИ МЕТАЛЛОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТЫ ВЫХОДА ЭЛЕКТРОНА 98 KB
  Сила термоэлектронного тока в диоде зависит от величины напряжения U рис. Отклонение зависимости анодного тока IА от анодного напряжения U от прямолинейной связано: а с наличием в промежутке между катодом и анодом неоднородной области пространственного заряда; б с отсутствием центров рассеяния в упомянутом промежутке. Зависимость тока диода IА от анодного напряжения U имеет вид: I=C U3 2 2.3 Is – величина тока насыщения три кривые относятся к трем разным...
37928. Изучение процессов заряда и разряда конденсатора 452 KB
  12 Лабораторная работа № 37 Изучение процессов заряда и разряда конденсатора 1. Цель работы Целью данной работы является изучение заряда и разряда конденсатора при различных параметрах электрической цепи и вычисление времени релаксации. В качестве примера квазистационарных токов рассмотрим процессы заряда и разряда конденсатора в электрической цепи содержащей последовательно соединенные конденсатор С сопротивление R включающие и внутреннее сопротивление источника и источник ЭДС ε рис. Пусть I q U – мгновенные значения тока заряда и...
37929. Изучение электрических свойств твердых диэлектриков 259.5 KB
  Типы диэлектриков Диэлектриками называются вещества которые при обычных условиях практически не проводят электрический ток. Согласно представлениям классической физики в диэлектриках в отличие от проводников нет свободных носителей заряда – заряженных частиц которые могли бы под действием электрического поля прийти в упорядоченное движение и образовать электрический ток проводимости. К диэлектрикам относятся все газы если они не подвергались ионизации некоторые жидкости дистиллированная вода бензол и др. Все молекулы диэлектрика...
37930. Определение электродвижущей силы 377 KB
  Эти частицы называют носителями тока. За положительное направление тока выбрано направление движения положительно заряженных частиц. Если бы в электрической цепи действовали только электростатические силы то положительные носители тока под действием этих сил перемещались бы от большего потенциала к меньшему и таким образом снижали больший и повышали меньший потенциал. Это привело бы к выравниванию потенциала во всех точках проводника и прекращению тока.
37931. ИЗУЧЕНИЕ ГАЗОВОГО РАЗРЯДА 946 KB
  Цель работы Изучение газового разряда измерение вольтамперной характеристики газонаполненной лампы изучение релаксационных колебаний.2 Газонаполненные лампы часто используют для получения релаксационных колебаний. Принципиальная схема генератора релаксационных колебаний полказана на рисунке 2. При нажатой кнопке режим получается схема генератора релаксационных колебаний смотри рисунок 2.
37932. ИЗУЧЕНИЕ ДИЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СЕГНЕТОЭЛЕКТРИКОВ 1.1 MB
  Цель работы Изучение поляризации сегнетоэлектриков в зависимости от напряженности электрического поля E получение кривой E = fE изучение диэлектрического гистерезиса определение диэлектрических потерь в сегнетоэлектриках. Это связано с тем что они не содержат зарядов способных направленно перемещаться под действием электрического поля. Внешнее электрическое поле либо упорядочивает ориентацию жестких диполей ориентационная поляризация в диэлектриках с полярными молекулами либо приводит к появлению полностью упорядоченных...
37933. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭДС ИСТОЧНИКА ТОКА С ПОМОЩЬЮ ЗАКОНА ОМА 199 KB
  Контрольные вопросы 11 Список литературы 11 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 45 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭДС ИСТОЧНИКА ТОКА С ПОМОЩЬЮ ЗАКОНА ОМА Цель работы.1 Закон Ома Количественной мерой электрического тока служит сила тока скалярная величина определяемая электрическим зарядом проходящим через поперечное сечение проводника в единицу времени: . Для постоянного тока . Единица силы тока ампер 1 А = Кл с.
37934. Движения заряженных частиц в магнитном поле. Определение удельного заряда электрона методом магнетрона 365 KB
  Действие магнитного поля на движущийся заряд. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Процесс взаимодействия магнитных полей исследовался Лоренцем который вывел формулу для расчета силы действующей со стороны магнитного поля на движущуюся заряженную частицу.2 Тогда на n движущихся зарядов со стороны магнитного поля действует сила равная .