55575

АЛГОРИТМ ИДЕАЛЬНОГО РАЗУМА

Научная статья

Педагогика и дидактика

В статье раскрыты моменты: функции обработки информации доминанты функций обработки информации единицы измерения естественного и искусственного интеллектов моделирование функций обработки информации тестирование работы искусственного интеллекта.

Русский

2014-03-26

139.5 KB

0 чел.

PAGE  1

©                                                                                                             Н.М.Денисенков.                

АЛГОРИТМ ИДЕАЛЬНОГО РАЗУМА.

Статья рассматривает вопросы в области информационных технологий в системах:человек-машина, человек-информация.  В статье раскрыты моменты: функции обработки информации, доминанты функций обработки информации, единицы измерения естественного и искусственного интеллектов, моделирование функций обработки информации, тестирование работы искусственного интеллекта. Материал статьи позволяет разработать методики формированиятехнологических инструментов механизмов принятия решений при обработке различных информационных потоков.

Целью данной работы является моделирование алгоритма искусственного интеллекта на доминантах функций: интроверсии, экстраверсии; рациональности, иррациональности; логики, этики; сенсорики, интуиции; введения понятия и определения величины интеллекта, введение принципа мониторинга алгоритмов искусственного интеллекта.

По мнению Н.М.Амосова, искусственный интеллект не создан потому, что нет достаточно эффективной модели психики человека.  Данный алгоритм, по мнению автора, включает в себя основные доминанты и функции информационного метаболизма человека.

“Искусственный интеллект представляет собой кибернетическую систему (или модель) по переработке информации”. (11).

“Говоря о поведении, мы использовали этот термин в узком смысле , обозначая им упорядоченную во времени и пространстве совокупность операций , выполняемых человеком или машиной  и непосредственно направленных  на изменение окружающей среды.

Операции, выполняемые техническим устройством, должны обеспечить тот же результат, что и в случае целенаправленной деятельности человека. При этом системы операций , выполняемые человеком и машиной, могут быть различными как в отношении их пространственно – временной, организации, так и в  отношении характера отдельных операций. При автоматизации требуется лишь функциональная эквивалентность поведений человека и машины, т.е. совпадение конечных результатов поведения в обоих рассматриваемых случаях. Именно в смысле такой функциональной эквивалентности говорят о машинах, управляющих различными процессами, решающих задачи и т.п.”  (12).

“Ибо действительно разумное суждение должно было бы ссылаться как на объективный, так и на субъективный фактор, будучи способным отдать должное тому, и другому. Но это было бы идеальным случаем и предполагало бы равномерное развитие экстраверсии и интроверсии, однако оба движения взаимно исключают друг друга, и пока их дилемма существует, они не совместимы в порядке сосуществования, разве только в порядке последовательности. Поэтому в обычных условиях невозможен и идеальный разум” (10).

Таким образом, понятие идеального разума было введено Карлом Густавом Юнгом, и не для того чтобы смоделировать идеальный разум, а для того чтобы показать невозможность использования  взаимно исключающих друг друга способов обработки информации человеком ( в обычных условиях).

Рассматриваемый алгоритм идеального разума должен иметь сформированные блоки таких функций и блоки управления доминантами этих функций. Формирование образов блоков должно проводится эмпирически. Здесь необходимо ввести различие между программой и искусственным интеллектом. Программой можно назвать устройство, где формируются образы, или уже сформированы образы через прямые каналы информации без использования доминант. Отличие рассматриваемого искусственного интеллекта от программы есть формирование образов функций искусственным интеллектом посредством передачи информации для формирования образов через функции управляемые доминантами. Принятие решений программой есть жестким без использования доминант функций. Принятие решений искусственным интеллектом есть анализ информации через сформированные образы методом обработки информации функциями управляемыми доминантами, и выбором наилучшего варианта методом перебора доминант.  

Рассмотрим наиболее значимые, взаимно исключающие ,способы, (доминанты) восприятия, обработки информации и механизмы принятия решений.

“Изучая физиологическую деятельность мозга, А.А. Ухтомский  создал учение о доминанте. Доминанта , или господствующий очаг возбуждения , отличается от подвижного оптимального очага возбуждения  повышенной устойчивостью. Она не только тормозит вновь возникающие очаги возбуждения , но и способна усиливаться за их счет, переключать на себя процессы возбуждения, возникающие в других нервных центрах.” (4).

     Художники                                                      Мыслители

Понятия “художники” “мыслители” введены академиком Павловым И.П.

“Художники” перерабатывают информацию одновременно пакетом, с моментальным анализом всех параметров. Любое дискретное поступление информации нарушает цельную картину, требуется восстановлении в памяти ранее полученной информации, что приводит к бесконечным “зацикливаниям”.

“Мыслители” перерабатывают информацию последовательно порция за порцией. Сначала усваивается одна небольшая порция потом другая . Много информации одновременно приводит к “запираниям” , сбоям в усвоении информации.

Одновременно мгновенно и последовательно перерабатывать информацию невозможно, только в порядке очереди.    Поэтому, для последовательности переработки информации, имеет право использования понятия доминанты.

        Визуалисты                      Аудиалисты                Кинестетики

Р.Бендлер и Дж. Гриндер описали предикаты модальностей:

Визуальные – видеть, яркий, туманный, отчетливо, расплывчатый, мелькать, темный, ясный, ракурс, перспектива и т.д.

Кинестетические- чувствовать, притрагиваться, теплый, гладкий, мягкий, орудовать, хватать, тугой, тяжелый и т. д.

Аудиальные – слышать , звучать, громкий, тихий, звенеть, скрипеть, скрежетать и т.д.

Таблица доктора физико-математических наук И.М.Янгола:

Биологические линии связи

Пропускная способность  бит/с

Зрение

1000000

Осязание

100000

Слух

10000

Головной мозг человека

100

Существует достаточное количество исследований доказывающих, что понятие доминанта применимо к трем биологическим линиям связи.

Рациональность                                  Иррациональность

“Иррациональность-это то, чего не хватает мышлению и чувству, рациональность-то, чего не хватает ощущению и интуиции.” (10).

Поведение человека с рациональной доминантой подчиняется заранее разработанному расписанию, соответствует аналитическому складу ума.

Поведение человека с иррациональной доминантой подчиняется обстоятельствам, так как обстоятельства постоянно изменяются, так постоянно изменяется и поведение человека , и соответствует синтетическому складу ума.

                       Сенсорика                                      Интуиция

Человек с сенсорной доминантой всегда оценивает свое ближайшее окружение, у него в квартире много самоделок сделанных его руками, это нужные и практические вещи на каждый день.

Человек с интуитивной доминантой находится в масштабе времени, ему важно знать как будут развиваться события.

          Интроверсия                                                Экстраверсия

“Я назвал эти две фундаментально различные установки экстраверсией и интроверсией” (10).

Интроверсия характеризуется впитыванием информации и внутренней переработкой.

Экстраверсия характеризуется генерацией информации в окружающую среду.

Рассмотрим вопрос доминирования (господствования, управления ) интроверсии  над экстраверсией.

В обычных условиях интроверт ведет себя спокойным образом, впитывая, анализируя поступающую информацию.

В обычных условиях экстраверт ведет себя беспокойным образом, стараясь выплескивать информацию.

Но если условия изменяются и к интроверту не поступает информация, или поступает информация, которая сейчас ему не нужна, то функция интроверсии перестает доминировать над экстраверсией и интроверт начинает вести себя как экстраверт. Вот тут и может наступить ошибка в определении социотипа. Потому что в таких случаях интроверт может вести себя как настоящий экстраверт.

Аналогично можно сказать и о экстраверте. В случаях неадекватной реакции окружения на информацию экстраверта, экстраверт начинает анализировать возникшую ситуацию, и вести себя как интроверт.

Что же управляет доминантой? Конечно же, инстинкты.

Схема работы функции экстраверсии при доминанте интроверсии.

  

 


Схема работы функции экстраверсии при доминанте экстраверсии.

 Эта, достаточно упрощенная схема, показывает, что функция интроверсии, равна по величине функции экстраверсии. Доминанта интроверсии регулирует работу функции экстраверсии, в зависимости от ситуации.

                  Логика                                            Этика

Поведение человека с доминантой логики резко отличается от человека с доминантой этики. Логику свойственна четкая целесообразность, этику важны нравственные установки.

Проблемы логика начинаются, когда логически разработанный план не приводит к ожидаемым результатам.

Проблемы этики начинаются, когда желание накормить всех разбивается о не просчитанные возможности.

В результате мы имеем 96 типов людей с различными наборами доминант.

Каждый из 96 типов ведет себя по-разному в одной и той же ситуации.

Для построения идеального разума необходим набор из 96 программ. Встает вопрос, какую программу выбирать в каком случае.

Для этого введем понятие величины интеллекта. Из двух интеллектов величина больше у того, кто за более короткий период времени решает задачу. Интеллект измеряется в единицах времени. Время есть разница между двумя состояниями. Наличие разницы между состояниями есть относительное время любой рассматриваемой величины. Абсолютное время не существует.

Существующие современные средства вычислений позволят запустить все 96 программ одновременно (параллельно) и быстрота решения задачи даст правильный ответ. Результаты решений остальных 95 программ можно использовать для моделирования внешнего и внутреннего вознаграждений ( модель Портера-Лоулера) как в целом искусственного интеллекта , так и составляющих его программ.

Для сложных задач в реальном масштабе времени возможна разбивка задачи на необходимые этапы.

Нам осталось только смоделировать функции принятия решений и механизмы запуска доминант.

Для этого нам необходимо рассмотреть вопрос формирования образов функций искусственного интеллекта.

Поэтому для данного типа искусственного интеллекта необходим процесс обучения, или формирования образов.

Процесс формирования образов может быть практическим и теоретическим.

Например, что такое снег?

Можно дать теоретическое описания образа снега.

Можно дать реальный снег на приемные устройства и сформировать образы .

Можно два эти процессы совместить.

Предлагаемый алгоритм искусственного интеллекта предполагает  обучение, типа школы, лицея, для формирования теоретических и практических образов. Решения задач должно находится в сформированных образах, или предоставление возможности на дополнительное формирование образов в связи с возникновением новых задач. Предполагается, что обучение необходимо для первого экземпляра искусственного интеллекта, дальнейшее тиражирование –дело техники.

 

Моделирование функций логики и этики.

                  Логика                                            Этика

“Источники нравственности: нравственность вообще есть моральная красота ( не обязанность, право и несправедливость). Совершенство никогда не является трансцендентным по отношению к морали. Это не то, что прямо принадлежит существу, так как существо может быть лучше. Только потому , что оно согласовано с нашей природой, оно не является совершенством, так как я могу иметь лучшую природу, например ангела, так что и смерть будет благой. Итак главный закон морали : действуй по твоей моральной природе. Мой разум может заблуждаться , мое моральное чувство же – только если я привычку ставлю выше естественного чувства. … чтобы не ошибиться в вопросах логики , я должен найти первую предпосылку истины. Чтобы не ошибаться в вопросах морали , я должен разыскать предпосылку добра. Естественное чувство будет противоположно искусственному. Например стыдливость , она почти искусственна ( у спартанцев дети до 14 лет ходили голыми. Индианки никогда не скрывают грудь.” (1).

При формировании образов логики и этики необходимо считать то что для логики есть релевентной информацией для этики есть иррелевантной информацией и наоборот.

(“Исследования показали, что обьем памяти зависит, главным образом от релевантной информации, т.е. информации, которая имеет отношение к цели деятельности человека.

Иррелевантная информация , которой запоминать не нужно, становиться помехой для запоминания релевантной информации. Это значит, что, выдавая информацию на средства индикации, ее нужно кодировать так, чтобы было как можно меньше иррелевантной информации, чтобы все получаемые оператором сигналы  и их аспекты по возможности несли полезную информацию.

Избыточность в отличии от иррелевантной информации помогает лучшему запоминанию полезной информации, так как запоминанию полезной  информации мешает излишняя, но не избыточная информация. Излишняя информация является дополнительной нагрузкой на память оператора, в то время как избыточная информация , не создавая дополнительной нагрузки на память наоборот , облегчает долговременное запоминание. Однако это не относится к памяти кратковременной , объем которой определяется , главным образом, числом символов и где даже символы полностью избыточные, не несущие ни какой информации, также представляют нагрузку на память.”(8).

Успех формирования функций логики и этики зависит от выбора разработчиков этих функций.

Функции логики должны составлять профессионалы с доминантой логики.

Функции этики должны составлять профессионалы с доминантой этики.

Кроме того, у них самых должны быть сформированы достаточное количество образов, необходимых для решения задач искусственным интеллектом.

Этика христианства отличается от этики мусульман, от этики буддизма и    т.д.

 

Подпрограммы этики могут содержать различное количество сформированных образов этики. Применение которых будет определять доминанта, отвечающая за соответствие этики искусственного интеллекта и этики клиента.

Моделирование интроверсии и экстраверсии.

                      Интроверсия                                          Экстраверсия

Задача блоков интроверсии и экстраверсии - получение и обработка информации.

                                           Интроверсия

Интроверсия – внимательный сбор информации, и ее анализ, прогнозирование развития событий.

                                          Экстраверсия

Экстраверсия – генерация информации, с целью изменения ситуации.

Моделирование  блоков сенсорики и интуиции.

                          Сенсорика                                        Интуиция

 Чем ближе информация к тактильным датчикам тем больше она сенсорная.

Чем дальше информация от тактильных датчиков тем больше она интуитивна.

Если в информации есть точные данные то такую информацию можно отнести к сенсорной.

Если в информации есть не точные, приблизительные данные, то эту информацию нужно отнести к интуитивной.

На первый взгляд возможность моделирования интуиции кажется вообще нереальной. Но существует достаточно методов прогнозирования (метод аналогий), позволяющих с оптимизмом смотреть на возможность моделирования интуиции.

Моделирование блоков рациональности и иррациональности.

                      

  Рациональность                                   Иррациональность


Рациональность.

 

1

а

в

с

д

2

5

3

2

4

1

5

4

3

Блок рациональности всегда строго распределен на ячейки, которые позволяют (после построения плана действий) “не сбиваться с пути”, существует своего рода компас и карта. Принятие решений идет строго со значениями компаса и карты. При дополнительной доминанте логики добавляется регулярная сверка правильности показаний компаса, и соответствия карты и местности.

Иррациональность.

Блок иррациональности если и имеет карту и компас, то компас имеет не магнитную стрелку, а пластмассовую, которая показывает не постоянное направление, а произвольное. Но принятие решений идет по этой самой пластмассовой  стрелке, которая может менять направление произвольно. Стрелку можно заменить генераторами случайных чисел, не подчиняющихся ни каким законам и распределениям. Следует иметь в виду, что стрелка может указать только на сформированный образ.

Моделирование блоков визуальной, аудиальной, кинестетической информации.

                  Визуальная                Аудиальная                       Кинестетическая

Без сомнения в искусственном интеллекте могут быть и другие блоки кроме визуального, аудиального и кинестетического. Летучие мыши, голуби обладают своими доминантами и блоками отличающимися от человеческих. Можно создать искусственный интеллект обладающий всеми рецепторными датчиками известными в природе и технике. Но количество информации поступающее на обработку, должно сегментироваться с назначением доминант.

Моделирование одновременного и последовательного способа обработки информации.

                Художники                                                    Мыслители                              

Структура  приема информации “художниками” позволяет передавать общий план информации, вызывая у “художника” цельную  картину его сформированных образов. Если какой то термин будет неизвестен то “художник” может задать дополнительный вопрос в конце, или перебить и уточнить непонятный термин. Но в большинстве случаев он просто торопит : дальше, дальше, дальше.

Моделирование доминант.

Управление доминантами  у человека жестко, и дается ему в день рождения. Искусственный интеллект можно смоделировать как у человека или формирование доминант по программе поочередно, или в зависимости от ситуации.

На схеме показаны доминанты : одновременной обработки информации, кинестетической доминанты, иррациональной доминанты, сенсорной доминанты, экстравертной доминанты,, логической доминанты.

 

Применение понятия доминанты может быть как к взаимно исключающим функциям например : интроверсия-экстраверсия, так и к независимым например: логика – рациональность.

Практический пример.

Использование искусственного интеллекта в роли продавца.

  1.  Программа тестирования покупателя определяет доминанты покупателя например:

Художник, визуалист, рациональный, Этико-Сенсорный-Экстраверт.

  1.  Программа определяет доминанты дополнения для самой себя, используя в том числе и таблицу интертипных отношений А.Аугутинавичюте: художник, визуалист, рациональный, Логико-Интуитивный-Интроверт.

При этом передача информации от продавца к покупателю будет поступать без искажений.

При неправильном определени  доминант наступает конфликт информационного метаболизма.

Для определения доминант необходимо время, нужен диалог, обмен информацией. Поэтому перед практическим применением необходимо обучение: формирования базы данных образов на жестко закрепленных доминантах.


Тестирование (мониторинг) алгоритмов идеального разума.

На соответствие таблице интертипных отношений.

Таблица интертипных отношений А.Аугустинавичюте.

илэ

сэи

эсэ

лии

эиэ

лси

слэ

иэи

сээ

или

лиэ

эси

лсэ

эии

иээ

сли

илэ

т

д

а

з

пр

рв

д

м

с

пп

кв

к

зч

р

ро

пд

сеи

д

т

з

а

рв

пр

м

д

пп

с

к

кв

р

зч

пд

ро

эсэ

а

з

т

д

ро

пд

зч

р

кв

к

с

пп

д

м

пр

рв

лии

з

а

д

т

пд

ро

р

зч

к

кв

пп

с

м

д

рв

пр

эиэ

зч

р

ро

пд

т

д

а

з

пр

рв

д

м

с

пп

кв

к

лси

р

зч

пд

ро

д

т

з

а

рв

пр

м

д

пп

с

к

кв

слэ

д

м

пр

рв

а

з

т

д

ро

пд

зч

р

кв

к

с

пп

иэи

м

д

рв

пр

з

а

д

т

пд

ро

р

зч

к

кв

пп

с

сээ

с

пп

кв

к

зч

р

ро

пд

т

д

а

з

пр

рв

д

м

или

пп

с

к

кв

рв

зч

пд

ро

д

т

з

а

рв

пр

м

д

лиэ

кв

к

с

пп

д

м

пр

рв

а

з

т

д

ро

пд

зч

р

эси

к

кв

пп

с

м

д

рв

пр

з

а

д

т

пд

ро

р

зч

лсэ

пр

рв

д

м

с

пп

кв

к

зч

р

ро

пд

т

д

а

з

эии

рв

пр

м

д

пп

с

к

кв

р

зч

пд

ро

д

т

з

а

иэи

ро

пд

зч

р

кв

к

с

пп

д

м

пр

рв

а

з

т

д

сли

пд

ро

р

зч

к

кв

пп

с

м

д

рв

пр

з

а

д

т

Д – дуальные отношения                                                       А- отношения активации

З-зеркальные отношения                                                                Т-тождественные отношения

К- конфликтные отношения                                                           С-отношения суперэрго

ПП-отношения полнлй противоположности                                Кв-квазитождественные отношения

М-миражные отношения                                                                Д-деловые отношения

Пр-отношения приемника                                                              РВ-отношения ревизуемого

ПД- полудуальные отношения                                                      РО-отношения далеких родственников

ЗЧ-отношения заказчика                                                                Р-отношения ревизора

Отношения двух искусственных интеллектов должны коррелировать с таблицей интертипных отношений А.Аугустинавичюте, если доминанты искусственного интеллекта коррелируют с вышеизложенными доминантами по функциям: интроверсии, экстраверсии, этики, логики, рациональности, иррациональности, сенсорики , интуиции.


Литература :

  1.  Амосов Н.М.        Автоматы и разумное поведение.           Киев   “Наукова думка”    1973
  2.  Богословский В.           Общая психология.       Москва  “Просвещение”          1981
  3.  Веников А.          Теория подобия и моделирования.          Москва          “Высш. Школа”     1976
  4.  Винер  Н.      Я- математик.         Москва    “Наука”       1967
  5.  
  6.  Гусейнов А.А., Г.Иррлитц.     Краткая история этики.     Москва  “Мысль”   1987
  7.  Гуленко В.,  А.Молодцов.   Соционика для руководителя.       Киев   МЗУУП      1993
  8.  Глушков В.М.     Алгебра языки программирование.           Киев    “Наукова думка”   1978г.
  9.  Денисенков Н.М.     Дионика. Моделирование экспертных групп выхода из кризисных ситуаций.             ж.Соционика, ментология и психология личности                    №5    1998г.
  10.  Кузин К.       Основы кибернетики.              Москва    “Энергия”       1979
  11.  Крегер О., Дж.Тьюсон.     Типы людей и бизнес.   Москва  Персей’Вече’АСТ      1995.
  12.  Каганец И.       Психологические аспекты в менеджменте.      Киев-Тернополь       Мандривець-Port-Royal         1997.
  13.  Середа Г.К..      Инженерная психология.      Киев    “Вища школа”       1976г.
  14.  Чубарев А.М. В.С.Холодный.  Невероятная вероятность.    Москва   “Знание”     1976г.
  15.  Щекин Г.В..       Визуальная психодиагностика и ее методы.        Киев    ВЗУУП      1992
  16.  Юнг К..   Психологические типы. Москва. Издательская фирма “Прогресс -  Универс”   1995г.

PAGE  1


инстинкты

доминанта интроверсии

интроверсия

экстраверсия

инстинкты

доминанта интроверсии

интроверсия

экстраверсия

ситуация

  1.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12722. Организация производства в машиностроении. Экономика и организация производства 183.5 KB
  Лабораторная работа №1 Организация производства в машиностроении и Экономика и организация производства Вариант №2 Задача 1.1 Построить графики технологического цикла сборки партии интегральных схем в количестве 4 штук при последовательном параллел...
12723. Циклы в VB .NET 12.43 KB
  Циклы 1.В VB .NET как практически во всех языках программирования существуют циклы конструкции позволяющие выполнять операции заданное количество раз или продолжать пока выполняется или наоборот не выполняется некоторое логическое условие. По сравнению с прежними
12724. Циклы с заданным числом повторений 54.5 KB
  Лабораторная работа № 16 Тема: Циклы с заданным числом повторений Общие сведения Циклом с заданным числом повторений называется процедура в которой вычислительные операции выполняются многократно заданное число раз. Циклы этого типа называются циклами типа €œДО€...
12725. Создание простой формы 900 KB
  Отчет Лабораторная работа №1 1 чаcть Тема: Создание простой формы Цель занятия: приобрести первоначальные навыки работы с формами. Рис.1.1 Текст программы Private Sub...
12726. Создание простой формы в VB .NET 664 KB
  Лабораторная работа № 1 Тема: Создание простой формы Цель занятия: приобрести первоначальные навыки работы с формами. Задание: Часть I: Создать форму для вычисления среднего балла успеваемости студента. Число предметов обучения четыре. На форме разместить пять...
12727. Знакомство с Visual Basic. Среда разработки проекта 123 KB
  Знакомство с Visual Basic. Среда разработки проекта. Общие сведения Рабочее окно рис. 1 представляет собой интегрированную среду разработки – интерфейс языка программирования Visual Basic. Эта среда может настраиваться с помощью диалогового окна вызываемого командой Tools Op...
12728. Разработка меню пользователя в Visual Basic 64 KB
  Лабораторная работа № 2 Тема: Разработка меню пользователя Цель занятия: Приобрести навыки в разработке меню пользователя создании родительских MDIформ и дочерних форм. Задание: Создать форму для вычисления площади плоской фигуры по варианту. Входны...
12729. Создание массивов элементов управления в Visual Basic 60.5 KB
  Лабораторная работа № 3_1 Тема: Создание массивов элементов управления. Цель занятия: Изучить способы создания массивов элементов управления и их использования для вывода информации. Задание: Найти значения функции на заданном отрезке согласно варианту...
12730. Работа с массивами элементов управления в Visual Basic 32.5 KB
  Лабораторная работа № 3_2 Тема: Работа с массивами элементов управления. Цель занятия: Продолжить изучение работы с массивами элементов управления. Задание: На созданной форме из Лабораторной работы №3 1 создать командную кнопку CommandButton. Свойству Caption эт