55577

Буквы о и а в корне –кос- - -кас-

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование: Доска презентация по теме словообразование презентация Сказка о двух братьях Кос и Кас раздаточный материал. Назовите основные способы образования слов в русском языке с примерами.

Русский

2014-03-26

114 KB

52 чел.

Развёрнутый конспект урока по русскому языку в 6 классе

Место проведения: МОУ СОШ №13 г.Тамбова

Урок проводился: студенткой Института филологии, 5 курса,                         51 группы Пшичкиной Екатериной Евгеньевной

Методист по русскому языку: Фролова И.И.

 

Буквы о и а в корне –кос- - -кас-

Дата проведения: 13 октября 2010г.

Цели и задачи:

  •  изучить правило написания букв О – А в корне –кос- -кас–
  •  определить различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением
  •  научить применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний, употреблять слова с изученной орфограммой в речи
  •  способствовать  развитию речевой компетенции; развитию логического мышления, памяти.
  •  способствовать формированию и воспитанию аккуратности, внимания и взаимопомощи.

Оборудование: Доска, презентация по теме словообразование, презентация «Сказка о двух братьях Кос и Кас», раздаточный материал

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Открываем свои тетради, записываем число, классная работа. Тема урока: «Буквы о и а в корне -кос—кас- ». Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы повторим с вами пройденный материал. Внимание на экран. Презентация по теме словообразование.

Учитель: В каком разделе русского языка мы работаем?

Ученик: В разделе словообразование.

Учитель: Что изучает словообразование?

Ученик: Образование слов.

Учитель: Как образуются слова? Назовите основные способы образования слов в русском языке (с примерами).

Ученик: Приставочный (преотличный – отличный). Суффиксальный (радость – радостный). Приставочно-суффиксальный (пень – опенок). Бессуффиксный  (переход – переходить)

Сложение основ (ледокол от лёд и колоть)

Сложение слов. Переход из одной части речи в другую (заводская столовая из столовая комната)

Учитель: Молодцы. Сейчас мы с вами выполним упражнение. Один ученик идёт к доске, остальные работают в тетрадях.  Записываем слова.

/мечтатель/ + суффикс ниц + (а)

/счастлив/ + суффикс чик ( )

/жемчуж/ + суффикс инк (а)

Учитель: Каким способом образованы все эти слова?

Ученик: Суффиксальным.

Учитель: Верно. В чем его суть?

Ученик: Слово образуется путем добавления к производящей основе суффикса.

Учитель: Хорошо. К доске идёт другой ученик. Продолжаем делать упражнение. А каким способом образованы следующие слова?

позовет – зовет

засветит – светит

вы растит – растит

Ученик: Приставочным.

Учитель: Верно. В чем его суть?

Ученик: Слово образуется путем добавления к производящей основе приставки.

Учитель: Молодец. К доске идёт следующий ученик. А каким способом образованы эти слова?

при + /бреж/ + н + (ый) <– /берег/

без + /дом/ + н + (ый) <– /дом/

под + /снеж/ + ник + ( ) <– /снег/

Ученик: Приставочно – суффиксальным.

Учитель: Верно. В чём его суть?

Ученик: Слово образуется путем добавления к производящей основе приставки и суффикса.

Учитель: Ребята, вы хорошо справились с этим заданием. Выполним ещё одно упражнение. Каждому ученику на парту раздаётся карточка с заданием. Каким способом образованы следующие слова.

1. Развесёлый ← весёлый (приставочный способ)

2. Овражек ← овраг (суффиксальный)

3. Подсвечник ← свеча (приставочно-суффиксальный)

4. Бег← бегать (бессуффиксный)

5. Лесовоз ← лес возит (сложение основ)

6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)

7. Мороженая рыба } переход

Съел мороженое } в другие части речи.

Подведение итогов словообразовательного разбора.

Учитель: Ребята, а давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

Учитель: Какое слово получилось?

Ученик: Подарок

Учитель: Верно.

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание.

Учитель: Какое слово получилось?

Ученик: Беленький

Учитель: Молодец. Работаем дальше.

-От глагола пришёл взять приставку,

от глагола улетел взять корень,

от глагола бежит окончание.

Учитель: Какое слово получилось?

Ученик: Прилетит

Учитель: Молодцы, ребята. Вы отлично справились с заданием. Запишите в своих тетрадях Словарно-орфографическая работа. Под диктовку ученики записывают в два столбика слова.

Собираться

Замереть

Располагать

Заблистать

Вырастать

Возлагать

Роскошный

Сожалеть

Объединить

Наслаждаться

Показаться

Приближаться

Учитель: Почему на ваш взгляд, эти слова мы поделили на две группы?

Ученик: Первый столбец – слова с чередующимся гл. в корне, второй – с безуд. гл. в корне слова.

бир – бер \\ -мир -  - мер - \\ - блист - -блест - \\ лаг – лож-

-раст – - ращ - - рос

Учитель: Верно. Объяснение новой темы. Сегодня мы познакомимся с еще одним чередованием. Это корень – кос – кас. Какая морфема на ваш взгляд самая главная?

Ученик: Корень.

Учитель: А могут ли быть слова без корня? Ребята, слова без корня могут существовать, но таких слов очень мало. Например, слово вынуть. Вы – приставка, нуть – суффикс. Корень – очень важная часть слова. Но и другие морфемы не менее важны. Вот сегодня мы познакомимся с морфемой, от которой зависит корневая гласная. Но прежде, чем мы перейдем к теме, я предлагаю записать в ваши словари следующие слова, которые встретятся на уроке.

Презентация – представление чего-либо, кого- либо.

Персона – личность, особа

Вип - персона  – особо важная личность, очень важная персона.

Вашему вниманию я предлагаю просмотреть презентацию «Сказка о двух братьях Кос и Кас». Внимание на экран. Ученики смотрят слайды. Учитель читает:

Жили - были на свете два брата Кос и Кас. Познакомьтесь, это Кос, а это -Кас. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали!

Кос сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей. А вот Кас очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в рубрику «Ищу друга».

Вскоре Кас получил письмо от суффикса А, который тоже искал товарища. С тех пор Кас и суффикс А - неразлучные друзья.  И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом вип-персона суффикс А.

     «Тот, что с другом А, тот Кас, а тот, что один,   тот Кос»,- говорят окружающие.

Вот так суффикс А стал важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.

Узелок на память

Если видишь, что за корнем

появился суффикс А.

То, без всякого сомненья,

Корень « Кас » пиши всегда.

Запомнил? А теперь примеры.

Слова: касается, касание пишутся с гласной а в корне, потому что за ними всегда стоит друг  - суффикс -А-.

А в словах: коснулся, прикоснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне Кос пишем гласную о.

Учитель: Ответьте на вопрос: - почему так называется сказка?

Ученик: Сказка называется «О двух братьях Кос и Кас», потому что они очень похожи, и их очень сложно различить.

Учитель: Я вижу вам понравилась сказка. Сейчас проверим насколько хорошо вы усвоили новый материал. В своих карточках заполните пропуски. Две минуты.

Чтобы выбрать гласную ___ или ____ в корнях ____ - ____, нужно посмотреть, _____есть ли     ________________.

Если ________________, то в корне пишем гласную _____; если ________нет______________, то в корне пишем гласную ____ .

Например:___________________________________

Проверяем!

После того как мы проверили правильность заполнения табличек, смотрим на экран.

Выполняем упражнение. Вставьте пропущенные буквы. Ученики читают по цепочке, объясняя написание той или иной буквы.

Прик..саться (а)

Прик..снуться (о)

К..сательная (а)

К..сающийся (а)

Соприк..саться (а)

Прик..сновение (о)

К..снитесь (о)

К..сание (а)

К..снуться (о)

К..снувшийся (о)

К..сается (а)

Учитель: Проверяем по слайду.

Следующее задание написано на доске. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.

К…саюсь, прик…снитесь, соприк…сновение, к…сательная, к…сается, к…саешься, к…снемся, неук…снительно, сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.

Проверяем. Ученик читает, объясняя написание корней.

Касаюсь (пишу в корне букву а, т.к. после корня есть суффикс а), прикоснитесь (пишу в корне букву о, т.к. после корне нет суффикса а), соприкосновение (объяснение аналогично), касательная, касается, касаешься, коснемся, неукоснительно, сенокосилка, прикоснулся, касалась, коснуться.

Учитель: Дополните предложения словами с корнем -кос – кас-. Графически обозначьте орфограмму.

Самолет плавно ______________________ земли. (коснулся)

Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса. (коснулся)

Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________.

(касательную)

Эта проблема _____________________ меня меньше всего. (касается)

Мать нежно _______________ моего плеча.  (коснулась)

                   Итог урока.

Учитель. Итак, с каким же новым орфографическим правилом вы познакомились на этом уроке?

Ученик. На этом уроке мы познакомились с правописанием букв   о//а в корнях с чередованием.

Учитель. Молодец, садись.

Задание на дом.

Учитель. Откройте все дневники и запишите домашнее задание: § 29,             упр. 138 в учебнике под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова.

Учитель. Обменяйтесь дневниками и проверьте друг у друга, точно ли записано задание.

Учитель. Откройте упр. 138, прочитайте задание к нему.

Ученики читают.

Учитель: Дополнительное задание кроссворд.

1

2

3

4

?

5

6

7

8

9

10

11

12

Кроссворд

1. Значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение

2. Прилагательное, образованное от слова к…саться.

3. Часть речи, обозначающая признак предмета.

4. Человек, который косит траву.

5. Заплетённые волосы  (уменьшительное).

6. Прибавление одного числа к другому.

7. Название одного из чисел при сложении.

8. Служебная часть речи.

9. Синоним к слову дотрагиваться.

10. Существительное, образованное от слова прик…саться.

11. Бывает повествовательным, восклицательным, побудительным.

12. Часть речи

Составьте ключевое слово, выписав буквы из закрашенных клеточек.

Ответы:

  1.  Основа
  2.  Касательная
  3.  Прилагательное
  4.  Косарь
  5.  Косичка
  6.  Сложение
  7.  Слагаемое
  8.  Предлог
  9.  Прикасаться
  10.  Касание
  11.  Предложение
  12.  Наречие

Ключевое слово – чередование

Выставление мотивированных оценок.

Дополнительные задания:

1.  Игра «Корректор»

Составь предл…жения.

1. Солнце, деревьев, вершин, коснулось.

2. И, чуть, лодка, берег, коснулась, остановилась.

3. Вдруг, мелодия, уха, удивительная, коснулась.

3. Луч, каждого, солнца, касался, цветка.

4. Почти, облака, к, верхушкам,  прикасались, берез.

2. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

Как появилась страна Япония.

Легенда о происхождении Японии связана с хризантемой. В древности в Китае правил жестокий император. Однажды ему сообщили, на соседнем острове есть растение хризантема. Легкое касание этого цветка дарит человеку богатырское здоровье, а из сока хризантемы можно приготовить целебный настой. Прикоснуться к цветку может каждый, но сорвать хризантему под силу только с добрыми помыслами. Император заявил, что его не касаются эти глупые рассуждения о добрых помыслах, и отправил на остров триста юношей и девушек за хризантемами. Люди знали, что император был злым и жестоким человеком. Они не захотели, чтобы грешник прикасался к магическому цветку. И не вернулись домой. Природа острова очаровала молодых людей, они основали здесь новое государство.

3. Выпишите слова с чередованием в 2 столбика. Вы узнали авторов этих предложений?

“Теперь сядьте, пол…жите руки перед собой. Мы займёмся арифметикой”, – сказала девочка с голубыми волосами.

“Предпол…жим, у вас в кармане два яблока, а некто взял у вас одно яблоко”. (А.Н.Толстой “Приключения Буратино”)

“ Мыло у вас там или гуталин, меня это не к…сается, а посылку я вам не отдам”.

“Это ты правильно предл…гаешь, Матроскин. Без коровы в хозяйстве никак не обойтись”. (Э.Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”)

Как только яичные скорлупки соприк…снулись с волшебной шляпой, так сразу же выросли в размерах и сделались мягкими и пухлыми.

Пять маленьких тучек выпорхнули из шляпы и, не к…саясь земли, повисли в воздухе.(Т.Янссон “Сказки про муми – троллей”)

Над дверью домика, где жила Сова распол…гались два объявления и колокольчик со шнурком.

Солнце едва к…снулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама. (А. Милн “Винни-пух и все-все-все”)

Доктор предлагал дать обезьянке лекарство, и её пришлось выложить из-за щёк свои сокровища: гаечки, пуговицы, ключики, и другие предметы. (Э. Успенский “Крокодил Гена”)

Оценка учителя за урок  «  _»___________________________

Самоанализ урока

Урок, проведённый по теме «Буквы о и а в корне –кос- - -кас-», прошёл успешно. Было видно, что дети были заинтересованы в работе. На занятии ребята вели себя очень активно, отвечали на вопросы, выполняли задания, с интересом смотрели презентацию, заполняли карточки, выходили к доске и  безошибочно выполняли упражнения. Особенно им понравилась сказка «О братьях Кос и Кас», которая способствовала лучшему усвоению правила. Полученные оценки говорят о том, что тема действительно усвоена учащимися. Надеюсь, что они никогда не будут допускать ошибок на это правило.

Урок понравился не только детям, но и мне самой. Ребята вели себя отлично, внимательно слушали моё объяснение, каждый хотел поучаствовать в ходе урока. Я почувствовала удовлетворение от своей работы, поверила в свои силы как будущего учителя – словесника. Мне захотелось провести ещё такой же интересный урок, видеть радостные и счастливые лица детей, их хорошие оценки в дневниках.

Быстрый темп работы учеников на уроке чуть не подвёл меня, я успела выполнить с ними не только основные задания, которые запланировала, но и дополнительные. Провела игры, прочитала текст «Как появилась страна Япония». Мы успели  с ребятами разобрать домашнее задание. Дополнительно им было задано разгадать кроссворд. Они очень обрадовались такому заданию и разгадали его уже после урока, на перемене.

Таким образом, я считаю, что материал усвоен учащимися хорошо. Ученики научились определять различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением, стали применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний, употреблять слова с изученной орфограммой в речи.

Конспект этого урока может быть использован в педагогической деятельности учителя русского языка.

PAGE  11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55207. Роль РПС і регіональної економіки у вирішенні найважливіших соціальних та економічних проблем в Україні 24.19 KB
  Закономірність територіальної концентрації продуктивних сил полягає у зосередженні виробництва й населення у найвигідніших місцях регіону, що забезпечує вищий (ніж середній для регіону) рівень життя та ефективність виробництва
55210. Агропромисловий комплекс України, його структура. Роль і значення АПК у народному господарстві 24.56 KB
  Агропромисловий комплекс (АПК) – один із найбільших і найважливіших секторів економіки України. Перед ним стоять відповідальні завдання: впровадження в життя аграрної політики, розв’язання продовольчої проблеми, забезпечення населення продовольством
55212. Застосування екологічних ігор, головоломок в педагогічній практиці 105.5 KB
  За допомогою гри можна зацікавити учнів викликати в них інтерес до навчального матеріалу. За допомогою ігор можна закріплювати вміння і навички. Захоплюють дітей ігри з картинками загадками про рослини і тварини ігри-вікторини Що в лісі росте Хто в лісі живе Лісові орієнтири...
55214. Функції посилань та масиви, математичні та логічні функції Microsoft Excel (MICROSOFT OFFICE 2010) 570 KB
  Мета: Навчитися створювати формули для обчислення даних в масиві, використовувати математичні та логічні функції, умовне форматування комірок.