55606

Рекомендации для учителей начальных классов по использованию групповых форм работы на уроках чтения и письма

Научная статья

Педагогика и дидактика

Чтение слов анаграмм составление учащимися слов анаграмм обмен зашифрованными словами Налво волна клво волк Ронова ворона вемеддь медведь Швиня вишня бейрово воробей Упражнение БимБом слоговая зарядка: 1ученик называет слог...

Русский

2014-03-27

57.5 KB

2 чел.

Рекомендации для учителей начальных классов

по использованию групповых форм работы на уроках чтения и письма

1 класс

    Процесс обучения грамоте в 1 классе делится на три периода: добукварный, букварный и послебукварный. В зависимости от подготовленности учащихся, учитель может самостоятельно определять продолжительность букварного периода. На протяжении букварного периода первоклассники овладевают начальными умениями читать по букварю, ведётся работа по развитию устной речи. В этот период уместно использование работы в парах и небольших группах, что даёт возможность высказаться практически всем учащимся класса.[4]

 Упражнение «Составь слово» или «Слоговой аукцион».

Фа….. (ра, зан, кел)              Ма….. (ма, ша, ска)

Фо…..(кус, то, рма)            Ру……(чка, ка, пор)

Упражнение «Слово с буквой Р  (и т.д.)»

Одежда (рубашка, фартук, брюки)

Птицы (ворона, орёл, курица)

Цветы (ромашка, роза, крокус)

Овощи (огурец, картофель, морковь)

Упражнение «Какое имя спряталось?» (город, река и т.д.)

Барабан, очки, рубашка, яблоко (Боря)

Овощи, ключ, сундук, абрикос, ножницы, ананас (Оксана)

          Упражнение «Какой слог лишний?»

…тка (ни-, се-, ту-, пли, ве-)

…шка (ко-, мо-, бло-, ри-, су-)

Упражнение «Какое слово спряталось?» (Чтение слов анаграмм, составление учащимися слов анаграмм, обмен зашифрованными словами)

Налво (волна)              клво (волк)

Ронова (ворона)         вемеддь (медведь)

Швиня (вишня)          бейрово (воробей)

Упражнение «Бим-Бом» (слоговая зарядка: 1ученик называет слог с твёрдым согласным звуком, 2 ученик изменяет на мягкий согласный).

То- тё              ру – рю

Вы – ви           са – ся

Упражнение «Один – много» ( работают в парах).

Жук – жуки

Дверь – двери

Тетрадь – тетради

Ручка – ручки

Упражнение «Наоборот». ( подбор слов- антонимов)

Тепло -                         высоко-

Брат -                         бабушка-

День -                         зима –

Упражнение «Найди слово» . (Учащиеся работают сначала индивидуально, затем в паре. Каждому даётся таблица букв, необходимо найти в ряду букву, которая не повторяется, образовать из букв слово. Затем в паре дети составляют предложение с найденным словом. Как дополнительное задание, можно охарактеризовать данное слово).

РЛПУПЛР                         СУТФФСТ

СТААРСТ                          ВВМРУМУ

КРОИРКИ                       ПТОСПСТ

АЖУСУСА                      ИМКИЖКМ

ТПТАПИИ                      ХСХАСЯЯ

ККЙРССР                     УССРУЙР           (УРОЖАЙ)

Упражнение «Достань слова» (Как дополнительное задание – составить с данными словами предложения).

СЕВЕСНАУЛИВЕСЕЛОТЕП

ЗАЗЕРНОПИЛЕПОЛЕТРА

 Составь слова из рассыпанных слогов, найди лишнее.

мо             зе              ма

зи            роз             ро

о             ма              ри

са           на              ни  (мороз, озеро, Марина, зима, сани)

Составь слова из букв данного слова.

Шоколадка (шоколад, лошадка, кола, лад, лодка)

Магнитофон (магнит, миф, тон, нота, нога, фото)

Снеговичок  (снег, снеговик, новичок, сон, око, вес, сок)

Игра «Рыбаки».

Сначала учитель сам играет роль участника пары, со временем вызывается к доске двое учащихся. Один из них формулирует задания, второй - «ловит» то, что задано, хлопая в ладоши. Затем учащиеся меняются ролями.  Ориентировочные варианты заданий:

1.«Поймай слово». Учащемуся необходимо поймать (хлопнуть в ладоши) лишь заданные слова. Варианты слов, которые можно «ловить»: имена мальчиков или девочек, названия фруктов, овощей, мебели, птиц, животных, времён года, дни недели и т.д.

2.«Поймай гласный звук». Один игрок называет гласные звуки. Когда второй участник игры слышит среди них заданный звук, ему необходимо хлопнуть в ладоши.

3.«Поймай согласный звук» . Проводится аналогично предыдущей игре.

   Использование данных игр и игровых приёмов на уроках обучения грамоты в 1 классе желательно использовать с аналогичной деятельностью на уроках по другим предметам и продолжить в следующих классах. Такая систематическая комплексная работа способствует воспитанию у школьников демократического стиля общения, который проявляется в умении внимательно слушать собеседника ( не перебивая), уважать мнение другого (удерживаясь от негативных комментариев), толерантно высказывать собственное мнение, не навязывая его другим (избегая категоричной интонации и повышенной силы голоса, демонстрируя сдержанность мимики и жестикуляции), изменять собственное мнение под влиянием убедительных аргументов.[8]

2 класс

  На протяжении второго года обучения дети учатся устанавливать сходство и отличие между несколькими предметами , устанавливать логическую последовательность событий, выполнять логическую группировку объектов (по видовым и родовым признакам, выделять  «лишний» среди четырёх-пяти однородных предметов; проверять результаты работы своей и своего товарища.[4]  

1.Работа над деформированным текстом:

  - установить последовательность предложений;

  - установить границы предложений;

  - дополнить текст пропущенными словами.

2. Игра «Я- тебе, ты – мне».

  - один ученик называет слово, второй – вопрос, на который отвечает данное слово ( лес – что? Собака – кто? Красный – какой? и т. д.)

  - один ученик начинает предложение , другой – его заканчивает;

  - один ученик называет повествовательное предложение, другой – перестраивает его на вопросительное;

  - один ученик называет букву, второй – соответствующий звук.

3. «Живые предложения». На заготовленных карточках дети записывают по несколько слов названий предметов, признаков, действий на заданную тематику («Зима», «Лето», «Лес» и т.д.). Используя слова, составить предложения.

4. Составление загадок, подбирая соответствующие названия признаков предмета.

5. Составление диалога по сюжетному рисунку. Выбрать ситуацию, участниками которой хотели бы быть. Культурно вести беседу.

6. Игра «Где чей дом?» Учащиеся объединяются в группы по количеству домиков. На доске или карточках написаны глаголы ( существительные, прилагательные). Дети записывают в свои домики глаголы, соответствующие временной форме ( существительные, прилагательные, соответствующие родовому признаку).

7. Работа с антонимами. Вставить пропущенное слово, объяснить пословицу.

Больше думай, ------------- говори.

Будет зима – будет и -----------.

Большому уму и в -----------голове не тесно.

8. Деление слов на слоги:

- записать слова, разделяя их для переноса одним из способов. Взаимопроверка правильности выполнения работы;

- произнести первые слоги в словах и  назвать новое слово ( поле, минута, дорога, рыба – помидоры; девять, ребята, воробей – дерево).Составить предложения с данными словами. Сравнить составленные предложения. Самостоятельно составить подобную загадку.

9. Игра «Найди лишнее слово».

Коса, косичка, косить

Желток, железо, жёлтый

Часовщик, час, часть

Циркуль, цирк, циркач

10. Образование групп родственных слов. Побеждает та группа или пара, которая подобрала большее количество слов. Обозначить корень.

Школа, дом, листок, море.

11. Игра «Кто больше?» Подобрать родственные слова – названия предметов, признаков, действий с данным корнем

Зим , зелен, свет и т.д.

3 класс

3 класс является особенным относительно содержания и организации учебной деятельности младших школьников. Дети учатся придерживаться установленного порядка во время выполнения самостоятельных работ в группах, учатся определять цель работы и её планирование, высказывать оценочные суждения относительно качества своей работы.[4]

  На уроках темы «Состав слова», «Значение слова» уместны  упражнения  на усвоение учащимися слов- синонимов и антонимов. Следует иметь в виду, что:

  - усвоение синонимичных и антонимичных связей слов не нуждается в дополнительном времени, а происходит в процессе изучении программного материала;

  - систематическое наблюдение учащихся за синонимичными рядами слов                 формируют у них навыки анализа языковых явлений, обобщения знаний;

 - упражнения с синонимами и антонимами способствуют изучению грамматики и орфографии с одновременным развитием детской речи, особенно с отработкой точного подбора необходимого слова.

   С этой целью детям можно давать  такие задания.

1. Найди в тексте слова, близкие по значению. Можно ли их назвать родственными?

2.  К данным словам подберите близкие по значению слова с приставками.

Тихий-…, смелый-…, беседа-…, грустный-…, жестокий-…, слабый-… .

( Бесстрашный, разговор, безрадостный, бесшумный, бессильный, безжалостный)

3. Замените в предложениях выделенные слова близкими по значению (синонимами) .

Снег залил все дорожки, лес стоит в белом убранстве.

4.Замените данные слова противоположными по значению.

Наступать,  свернуть, замкнуть, прибежать, завязать, вывести, отогнуть.

5. Из каждого слова при помощи суффикса образуйте пару слов, противоположных по значению.

 Бежать - прибежать, убежать; ползти- …,…; тянуть-…,…; вязать-…,….

6.Соедини слово калина с родственными словами:

Календула, калинка, калиновый, стройная, калинонька, красная.

7. В каждом столбике найдите пару, которая не является антонимами:

Лето – зима                            высокий -  низкий                биться - мириться

Стена – потолок                    тяжело –  легко                 вперёд - назад

Вверх – вниз                            далёкий – сельский             обман - правда

Жизнь – смерть                    холодный – тёплый            грустный – серьёзный

   Работая над темами «Текст», «Предложение», учащиеся учатся не только составлять тексты и предложения разных видов, но и перестраивать их при помощи следующих заданий.

8. Данные предложения дополнить второстепенными членами предложений. Записать образованные предложения, устно установить связь между словами.

Солнце спряталось. Тучи затянули небо. Пошёл дождь.

9. Объединить два простых предложения в одно сложное.

Сегодня брат работает в поле. Отец везёт маму на вокзал.

10. Измените текст-повествование на текст-рассуждение.

Птицы – наши друзья. Они уничтожают вредителей леса. Пернатые радуют нас своим пением. Берегите птиц!

11. Составить текст за данной концовкой. Определить тип текста.

… Вот почему дятла называют лесным доктором.

12. Составить и записать несколько предложений на одну из тем.

Как хорошо в родном краю!

Лес, точно терем расписной…

13. Составить и записать рассказ по опорным словам.

В деревне. (Ребята, улица, берёзки, огород, капуста, ягоды, собака, корова, молоко, урожай).Летом в лесу. (берёзки, ветер, весело, сорока, малина, ягоды, хорошо, лисица, заяц, земляника).

4 класс

В 4 классе заканчивается изучение начального курса родного языка. Учащиеся должны не только приобрести новые знания, умения и навыки в работе над текстом, грамматикой, фонетикой, правописанием и развитием речи, а также систематизировать имеющиеся знания, обобщить и закрепить изученое в предыдущих классах. Дети учатся классифицировать и группировать изученный материал, находить и устанавливать причинно-следственные связи, доказывать правильность своего мнения, выполнять творческие задания.[4]

1.    «Совместный проект»

Задания, которые получают группы, отличаются содержанием прочитанного.

   - Составить план прочитанного.

   - Найти в тексте пословицу.

   - Прочитать отрывок по ролям.

   - Пересказать по рисунку.

   - Придумать 4-5 вопросов к тексту.

2.  «Нарушенная последовательность».

  Этот метод используется для работы с текстом. Каждой группе раздаются карточки с выписанными из текста 4-5 ключевыми предложениями с нарушенной последовательностью. После обсуждения в группах учащиеся восстанавливают последовательность.

3. «Театр-жизнь-игра».

   Заданием для группы является коллективное сочинение рассказа или истории. Детям даются карточки, на которых  написаны слова. Первый берёт карточку и начинает рассказывать её сюжет, второй берёт другую карточку и связывает свой рассказ с рассказом предыдущего- рождается коллективная сказка. Карточки в определённой последовательности размещают на столе, доске, парте и  тогда мы имеем возможность воспроизводить по ним составленную историю.

4.  «Рассыпанное стихотворение».

  Группам раздаются карточки со словами стихотворения. Дети должны их объединить в стихотворение. Для облегчения задания можно использовать цветовое разнообразие строк (1 строка- слова красного цвета, 2- синего, 3- зелёного, 4- оранжевого).

5.   «Дополнение и изменение текста».

   Можно предложить детям домыслить события, которые могли бы предшествовать описанным или изменить концовку рассказа, сказки. Большой интерес вызывают сочинения новых сказок, рассказов с одинаковым названием  («Колосок», «Теремок» и т.д.)

  6. Дополнить текст. Подобрать заголовок.

Дети пошли в лес. Там они нашли белочку. У неё была поранена лапка.

7. Составить предложения по схемам.

Какая? Что? Что сделала? Чем?    (Зелёная трава умылась росой.)

Кто? Что делает? Какой? Чем?    (Саша рисует зелёной краской.)

   Особое место отводится работе с устойчивыми выражениями и фразеологизмами. Возможны следующие парные и групповые задания.

     8. Восстанови предложение.

Он знает город, как                                    глаз выколи.

Вокруг было темно, хоть                          две капли воды.

Мы с сестрой похожи, как                       свои пять пальцев.

Какими синонимами можно заменить фразеологизмы?

    9. «Скажи иначе».

Водить за нос, быть белой вороной, умыть руки, вывести на чистую воду, смотреть сквозь пальцы, клевать носом, как с гуся вода, яблоку негде упасть.

Составьте связное высказывание с одним из выражений, где оно будет концовкой.

Литература

1. Галузяк В.М., Сметанський М.І., Шахов В.І. «Педагогіка. Навчальний посібник». – Вінниця: «Книга-Вега», 2003.

2. Довгопал И.И., Ивкова Т.А.  «Современные образовательные и педагогические    технологии».— Симферополь: «Ната», 2006.

3. Кривошапка О.Б. «Групповые формы работы в начальной школе».—Харьков: «Основа», 2008.

4. МОНУ  «Програми для середньої загальноосвітньої школи 1-4 класи» - Київ: «Початкова школа», 2006.

5. Падалка Н.Ф., Ивкова Т.А. «Сборник материалов к урокам гражданского образования».—Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2005.

6. Полєвікова О.Б. «Методична робота вчителя початкових класів. Друге видання»-- Харків: «Основа», 2009.

7. Сєрпухова І.Є. «Цікава дидактика. Українська мова 1-4 класи»-- Харків: «Ранок», 2003.

8. Шевчук Л. «Питання упровадження групової роботи. Ігри та ігрові прийоми для групової роботи на уроках навчання грамоти».—«Початкова освіта» № 32, 2008.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79428. Процессы проектирования. Шаблоны программной архитектуры 112.61 KB
  Как применять политику ценообразования Вырабатывается стратегия приоритета скидок объект Продажа не должен обладать информацией о применяемых скидках но можно было бы применить стратегию расчета скидок. Имеются классы проектирования Продажа ТоварПродажа продажа отдельного вида товара в рамках продажи в целом ТоварСпецификация описание конкретного вида товара. Объект Продажа должен передать сообщение Рассчитать промежуточную сумму каждому экземпляру класса ТоварПродажа которые в свою очередь передают сообщения СообщитьЦену объектам...
79429. Процессы проектирования. Проектирование инфраструктуры 42.3 KB
  В последнее время чаще начинают использовать стороннюю инфраструктуру облачные сервисы etc. Это выгодно с точки зрения цены не покупаем оборудование а платим деньги только за аренду однако если вмешивается безопасность или очень критично производительность то приходится тратить деньги на свою инфраструктуру. Следует различать инфраструктуру ИС и инфраструктуру проекта по созданию ИС. в этом билете имеется в виду инфраструктура ИС про инфраструктуру проекта можно читать в билете 11.
79430. Процессы проектирования. Проектирование интерфейсов 46.72 KB
  Проектирование интерфейсов Интерфейс определяет совокупность средств и методов взаимодействия между элементами системы. С другой стороны набор правил или процедур для взаимодействия между компонентами программы между компонентами программы в целом а также между информационными системами и оборудованием программный интерфейс. Программный интерфейс формален полный и непротиворечивый формализован. Физическая реализация интерфейса USB COM port.
79431. Жизненный цикл информационной системы 46.7 KB
  Жизненный цикл информационной системы совокупность взаимосвязанных процессов создания и последующие состояния ИС от формирования исходных требований до утилизации. Процесс создания совокупность работ от формирования исходных требований до ввода в действие. Процесс создания состоит из: Анализ требований к ИС; Проектирование; Разработка; Тестирование; Другой способ деления стадий создания основан на последовательности операций операция по анализу входной информации об объекте проектирования; операция проектирования объектов данных на...
79432. Модели жизненного цикла информационной системы 46.2 KB
  ГОСТ 15 271 Каскадная модель Каскадная модель реализует принцип однократного выполнения каждого из вида деятельности определение требований проектирование разработка интеграция тестирование использование. ГОСТ 15 271 Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО МЭК 12207 Процессы жизненного цикла программных средств. В стандарте основное внимание уделено особенностям подлежащим учету при прикладном применении ГОСТ Р ИСО МЭК 12207 в условиях реальных проектов создания программных средств.
79433. Методологии проектирования. Каноническое проектирование 41.03 KB
  Формирование требований к ИС формирование модели объекта автоматизации и формирование верхнеуровневых требований; Разработка концепта ИС детальное исследование бизнеспроекта выбор вариантов создания ИС формулирование требований заказчика; Создание Технического Задания оно же ТЗ описание функций связей etc.; Эскизный проект реализация проекта проработка на системном уровне концепции; Технический проект; стадия создания...
79434. Методологии проектирования. Типовое проектирование 37.76 KB
  Содержит следующие пункты: Формулирование требований к ИС осталось без изменений; Поиск платформы прототипа на чем будем реализовывать нужно постараться минимизировать изменения прототипа; Техническое задание описание ТЗ прототипа и наших изменений в нём или изменений в объекте автоматизации чаще и то и другое; Эскизный проект схлопывается с ТЗ ибо задается прототипом; Технический проект программируем наши изменения в прототипе; Рабочая документация упрощается ибо в прототипе есть своя документация фиксируем свои...
79435. Процессы жизненного цикла информационной системы 45.88 KB
  Процессы планирования; Процессы разработки; Интегральные процессы. Процессы планирования определяют и координируют действия процессов разработки и интегральных процессов. В ходе выполнения процессов разработки создаются программные средства для ИС. Виды процессов: Определений требований к ИС; Проектирование;...
79436. Процессы жизненного цикла информационной системы. Процессы планирования 48.33 KB
  Цели процесса планирования ПО: Определить конкретные виды работ процессов разработки и интегральных процессов жизненного цикла которые позволят реализовать системные требования и создать ПО требуемого уровня; Определить модели жизненного цикла ПО включающие в себя описание взаимосвязей между процессами последовательность их выполнения механизмы обратной связи и критерии перехода; Выбрать среду поддержки жизненного цикла включающую в себя методы и инструментальные средства которые нужно использовать для выполнения работ в каждом...