55606

Рекомендации для учителей начальных классов по использованию групповых форм работы на уроках чтения и письма

Научная статья

Педагогика и дидактика

Чтение слов анаграмм составление учащимися слов анаграмм обмен зашифрованными словами Налво волна клво волк Ронова ворона вемеддь медведь Швиня вишня бейрово воробей Упражнение БимБом слоговая зарядка: 1ученик называет слог...

Русский

2014-03-27

57.5 KB

0 чел.

Рекомендации для учителей начальных классов

по использованию групповых форм работы на уроках чтения и письма

1 класс

    Процесс обучения грамоте в 1 классе делится на три периода: добукварный, букварный и послебукварный. В зависимости от подготовленности учащихся, учитель может самостоятельно определять продолжительность букварного периода. На протяжении букварного периода первоклассники овладевают начальными умениями читать по букварю, ведётся работа по развитию устной речи. В этот период уместно использование работы в парах и небольших группах, что даёт возможность высказаться практически всем учащимся класса.[4]

 Упражнение «Составь слово» или «Слоговой аукцион».

Фа….. (ра, зан, кел)              Ма….. (ма, ша, ска)

Фо…..(кус, то, рма)            Ру……(чка, ка, пор)

Упражнение «Слово с буквой Р  (и т.д.)»

Одежда (рубашка, фартук, брюки)

Птицы (ворона, орёл, курица)

Цветы (ромашка, роза, крокус)

Овощи (огурец, картофель, морковь)

Упражнение «Какое имя спряталось?» (город, река и т.д.)

Барабан, очки, рубашка, яблоко (Боря)

Овощи, ключ, сундук, абрикос, ножницы, ананас (Оксана)

          Упражнение «Какой слог лишний?»

…тка (ни-, се-, ту-, пли, ве-)

…шка (ко-, мо-, бло-, ри-, су-)

Упражнение «Какое слово спряталось?» (Чтение слов анаграмм, составление учащимися слов анаграмм, обмен зашифрованными словами)

Налво (волна)              клво (волк)

Ронова (ворона)         вемеддь (медведь)

Швиня (вишня)          бейрово (воробей)

Упражнение «Бим-Бом» (слоговая зарядка: 1ученик называет слог с твёрдым согласным звуком, 2 ученик изменяет на мягкий согласный).

То- тё              ру – рю

Вы – ви           са – ся

Упражнение «Один – много» ( работают в парах).

Жук – жуки

Дверь – двери

Тетрадь – тетради

Ручка – ручки

Упражнение «Наоборот». ( подбор слов- антонимов)

Тепло -                         высоко-

Брат -                         бабушка-

День -                         зима –

Упражнение «Найди слово» . (Учащиеся работают сначала индивидуально, затем в паре. Каждому даётся таблица букв, необходимо найти в ряду букву, которая не повторяется, образовать из букв слово. Затем в паре дети составляют предложение с найденным словом. Как дополнительное задание, можно охарактеризовать данное слово).

РЛПУПЛР                         СУТФФСТ

СТААРСТ                          ВВМРУМУ

КРОИРКИ                       ПТОСПСТ

АЖУСУСА                      ИМКИЖКМ

ТПТАПИИ                      ХСХАСЯЯ

ККЙРССР                     УССРУЙР           (УРОЖАЙ)

Упражнение «Достань слова» (Как дополнительное задание – составить с данными словами предложения).

СЕВЕСНАУЛИВЕСЕЛОТЕП

ЗАЗЕРНОПИЛЕПОЛЕТРА

 Составь слова из рассыпанных слогов, найди лишнее.

мо             зе              ма

зи            роз             ро

о             ма              ри

са           на              ни  (мороз, озеро, Марина, зима, сани)

Составь слова из букв данного слова.

Шоколадка (шоколад, лошадка, кола, лад, лодка)

Магнитофон (магнит, миф, тон, нота, нога, фото)

Снеговичок  (снег, снеговик, новичок, сон, око, вес, сок)

Игра «Рыбаки».

Сначала учитель сам играет роль участника пары, со временем вызывается к доске двое учащихся. Один из них формулирует задания, второй - «ловит» то, что задано, хлопая в ладоши. Затем учащиеся меняются ролями.  Ориентировочные варианты заданий:

1.«Поймай слово». Учащемуся необходимо поймать (хлопнуть в ладоши) лишь заданные слова. Варианты слов, которые можно «ловить»: имена мальчиков или девочек, названия фруктов, овощей, мебели, птиц, животных, времён года, дни недели и т.д.

2.«Поймай гласный звук». Один игрок называет гласные звуки. Когда второй участник игры слышит среди них заданный звук, ему необходимо хлопнуть в ладоши.

3.«Поймай согласный звук» . Проводится аналогично предыдущей игре.

   Использование данных игр и игровых приёмов на уроках обучения грамоты в 1 классе желательно использовать с аналогичной деятельностью на уроках по другим предметам и продолжить в следующих классах. Такая систематическая комплексная работа способствует воспитанию у школьников демократического стиля общения, который проявляется в умении внимательно слушать собеседника ( не перебивая), уважать мнение другого (удерживаясь от негативных комментариев), толерантно высказывать собственное мнение, не навязывая его другим (избегая категоричной интонации и повышенной силы голоса, демонстрируя сдержанность мимики и жестикуляции), изменять собственное мнение под влиянием убедительных аргументов.[8]

2 класс

  На протяжении второго года обучения дети учатся устанавливать сходство и отличие между несколькими предметами , устанавливать логическую последовательность событий, выполнять логическую группировку объектов (по видовым и родовым признакам, выделять  «лишний» среди четырёх-пяти однородных предметов; проверять результаты работы своей и своего товарища.[4]  

1.Работа над деформированным текстом:

  - установить последовательность предложений;

  - установить границы предложений;

  - дополнить текст пропущенными словами.

2. Игра «Я- тебе, ты – мне».

  - один ученик называет слово, второй – вопрос, на который отвечает данное слово ( лес – что? Собака – кто? Красный – какой? и т. д.)

  - один ученик начинает предложение , другой – его заканчивает;

  - один ученик называет повествовательное предложение, другой – перестраивает его на вопросительное;

  - один ученик называет букву, второй – соответствующий звук.

3. «Живые предложения». На заготовленных карточках дети записывают по несколько слов названий предметов, признаков, действий на заданную тематику («Зима», «Лето», «Лес» и т.д.). Используя слова, составить предложения.

4. Составление загадок, подбирая соответствующие названия признаков предмета.

5. Составление диалога по сюжетному рисунку. Выбрать ситуацию, участниками которой хотели бы быть. Культурно вести беседу.

6. Игра «Где чей дом?» Учащиеся объединяются в группы по количеству домиков. На доске или карточках написаны глаголы ( существительные, прилагательные). Дети записывают в свои домики глаголы, соответствующие временной форме ( существительные, прилагательные, соответствующие родовому признаку).

7. Работа с антонимами. Вставить пропущенное слово, объяснить пословицу.

Больше думай, ------------- говори.

Будет зима – будет и -----------.

Большому уму и в -----------голове не тесно.

8. Деление слов на слоги:

- записать слова, разделяя их для переноса одним из способов. Взаимопроверка правильности выполнения работы;

- произнести первые слоги в словах и  назвать новое слово ( поле, минута, дорога, рыба – помидоры; девять, ребята, воробей – дерево).Составить предложения с данными словами. Сравнить составленные предложения. Самостоятельно составить подобную загадку.

9. Игра «Найди лишнее слово».

Коса, косичка, косить

Желток, железо, жёлтый

Часовщик, час, часть

Циркуль, цирк, циркач

10. Образование групп родственных слов. Побеждает та группа или пара, которая подобрала большее количество слов. Обозначить корень.

Школа, дом, листок, море.

11. Игра «Кто больше?» Подобрать родственные слова – названия предметов, признаков, действий с данным корнем

Зим , зелен, свет и т.д.

3 класс

3 класс является особенным относительно содержания и организации учебной деятельности младших школьников. Дети учатся придерживаться установленного порядка во время выполнения самостоятельных работ в группах, учатся определять цель работы и её планирование, высказывать оценочные суждения относительно качества своей работы.[4]

  На уроках темы «Состав слова», «Значение слова» уместны  упражнения  на усвоение учащимися слов- синонимов и антонимов. Следует иметь в виду, что:

  - усвоение синонимичных и антонимичных связей слов не нуждается в дополнительном времени, а происходит в процессе изучении программного материала;

  - систематическое наблюдение учащихся за синонимичными рядами слов                 формируют у них навыки анализа языковых явлений, обобщения знаний;

 - упражнения с синонимами и антонимами способствуют изучению грамматики и орфографии с одновременным развитием детской речи, особенно с отработкой точного подбора необходимого слова.

   С этой целью детям можно давать  такие задания.

1. Найди в тексте слова, близкие по значению. Можно ли их назвать родственными?

2.  К данным словам подберите близкие по значению слова с приставками.

Тихий-…, смелый-…, беседа-…, грустный-…, жестокий-…, слабый-… .

( Бесстрашный, разговор, безрадостный, бесшумный, бессильный, безжалостный)

3. Замените в предложениях выделенные слова близкими по значению (синонимами) .

Снег залил все дорожки, лес стоит в белом убранстве.

4.Замените данные слова противоположными по значению.

Наступать,  свернуть, замкнуть, прибежать, завязать, вывести, отогнуть.

5. Из каждого слова при помощи суффикса образуйте пару слов, противоположных по значению.

 Бежать - прибежать, убежать; ползти- …,…; тянуть-…,…; вязать-…,….

6.Соедини слово калина с родственными словами:

Календула, калинка, калиновый, стройная, калинонька, красная.

7. В каждом столбике найдите пару, которая не является антонимами:

Лето – зима                            высокий -  низкий                биться - мириться

Стена – потолок                    тяжело –  легко                 вперёд - назад

Вверх – вниз                            далёкий – сельский             обман - правда

Жизнь – смерть                    холодный – тёплый            грустный – серьёзный

   Работая над темами «Текст», «Предложение», учащиеся учатся не только составлять тексты и предложения разных видов, но и перестраивать их при помощи следующих заданий.

8. Данные предложения дополнить второстепенными членами предложений. Записать образованные предложения, устно установить связь между словами.

Солнце спряталось. Тучи затянули небо. Пошёл дождь.

9. Объединить два простых предложения в одно сложное.

Сегодня брат работает в поле. Отец везёт маму на вокзал.

10. Измените текст-повествование на текст-рассуждение.

Птицы – наши друзья. Они уничтожают вредителей леса. Пернатые радуют нас своим пением. Берегите птиц!

11. Составить текст за данной концовкой. Определить тип текста.

… Вот почему дятла называют лесным доктором.

12. Составить и записать несколько предложений на одну из тем.

Как хорошо в родном краю!

Лес, точно терем расписной…

13. Составить и записать рассказ по опорным словам.

В деревне. (Ребята, улица, берёзки, огород, капуста, ягоды, собака, корова, молоко, урожай).Летом в лесу. (берёзки, ветер, весело, сорока, малина, ягоды, хорошо, лисица, заяц, земляника).

4 класс

В 4 классе заканчивается изучение начального курса родного языка. Учащиеся должны не только приобрести новые знания, умения и навыки в работе над текстом, грамматикой, фонетикой, правописанием и развитием речи, а также систематизировать имеющиеся знания, обобщить и закрепить изученое в предыдущих классах. Дети учатся классифицировать и группировать изученный материал, находить и устанавливать причинно-следственные связи, доказывать правильность своего мнения, выполнять творческие задания.[4]

1.    «Совместный проект»

Задания, которые получают группы, отличаются содержанием прочитанного.

   - Составить план прочитанного.

   - Найти в тексте пословицу.

   - Прочитать отрывок по ролям.

   - Пересказать по рисунку.

   - Придумать 4-5 вопросов к тексту.

2.  «Нарушенная последовательность».

  Этот метод используется для работы с текстом. Каждой группе раздаются карточки с выписанными из текста 4-5 ключевыми предложениями с нарушенной последовательностью. После обсуждения в группах учащиеся восстанавливают последовательность.

3. «Театр-жизнь-игра».

   Заданием для группы является коллективное сочинение рассказа или истории. Детям даются карточки, на которых  написаны слова. Первый берёт карточку и начинает рассказывать её сюжет, второй берёт другую карточку и связывает свой рассказ с рассказом предыдущего- рождается коллективная сказка. Карточки в определённой последовательности размещают на столе, доске, парте и  тогда мы имеем возможность воспроизводить по ним составленную историю.

4.  «Рассыпанное стихотворение».

  Группам раздаются карточки со словами стихотворения. Дети должны их объединить в стихотворение. Для облегчения задания можно использовать цветовое разнообразие строк (1 строка- слова красного цвета, 2- синего, 3- зелёного, 4- оранжевого).

5.   «Дополнение и изменение текста».

   Можно предложить детям домыслить события, которые могли бы предшествовать описанным или изменить концовку рассказа, сказки. Большой интерес вызывают сочинения новых сказок, рассказов с одинаковым названием  («Колосок», «Теремок» и т.д.)

  6. Дополнить текст. Подобрать заголовок.

Дети пошли в лес. Там они нашли белочку. У неё была поранена лапка.

7. Составить предложения по схемам.

Какая? Что? Что сделала? Чем?    (Зелёная трава умылась росой.)

Кто? Что делает? Какой? Чем?    (Саша рисует зелёной краской.)

   Особое место отводится работе с устойчивыми выражениями и фразеологизмами. Возможны следующие парные и групповые задания.

     8. Восстанови предложение.

Он знает город, как                                    глаз выколи.

Вокруг было темно, хоть                          две капли воды.

Мы с сестрой похожи, как                       свои пять пальцев.

Какими синонимами можно заменить фразеологизмы?

    9. «Скажи иначе».

Водить за нос, быть белой вороной, умыть руки, вывести на чистую воду, смотреть сквозь пальцы, клевать носом, как с гуся вода, яблоку негде упасть.

Составьте связное высказывание с одним из выражений, где оно будет концовкой.

Литература

1. Галузяк В.М., Сметанський М.І., Шахов В.І. «Педагогіка. Навчальний посібник». – Вінниця: «Книга-Вега», 2003.

2. Довгопал И.И., Ивкова Т.А.  «Современные образовательные и педагогические    технологии».— Симферополь: «Ната», 2006.

3. Кривошапка О.Б. «Групповые формы работы в начальной школе».—Харьков: «Основа», 2008.

4. МОНУ  «Програми для середньої загальноосвітньої школи 1-4 класи» - Київ: «Початкова школа», 2006.

5. Падалка Н.Ф., Ивкова Т.А. «Сборник материалов к урокам гражданского образования».—Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2005.

6. Полєвікова О.Б. «Методична робота вчителя початкових класів. Друге видання»-- Харків: «Основа», 2009.

7. Сєрпухова І.Є. «Цікава дидактика. Українська мова 1-4 класи»-- Харків: «Ранок», 2003.

8. Шевчук Л. «Питання упровадження групової роботи. Ігри та ігрові прийоми для групової роботи на уроках навчання грамоти».—«Початкова освіта» № 32, 2008.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26880. Грудные спинномозговые нервы. Плечевое сплетение 3.12 KB
  Грудные спинномозговые нервы. Основные нервы Дорсальный нерв лопатки тп. dorsalisscapulae Надлопаточный нерв п. suprascapularrs Подлопаточные нервы шї.
26881. Поясничные спинномозговые нервы. Поясничное сплетение 3.08 KB
  Только первые 2 4 поясничных нерва имеют белые соединительные ветви но все получаютсерые соединительные ветви и делятся на дорсальные и Вентральные ветви. Дорсальные ветви идут в разгибатели йоясницы и отдают латеральные кожные ветви в ягодичные краниальные нервы nn. Вентральные ветви образуют поясничное сплетение т plexuslumbales соединяющееся с крестцовым сплетением Подвздошноподчревный нерв п. genitofemoral і s 16 начинается от L III II и IV и отдает ветви в малую поясничную квадратную поясничную и брюшные мышцы и идет по...
26882. Крестцовые спинномозговые нервы. Крестцовое сплетение 2.6 KB
  Крестцовые спинномозговые нервы эти нервы делятся на передние и задние ветви при этом передние ветви выходят на тазовую поверхность крестца в полость таза задние на дорсальную его поверхность. Задние ветви в свою очередь делятся на внутренние и наружные. Внутренние ветви иннервируют нижние сегменты глубоких мышц спины и оканчиваются кожными ветвями в области крестца ближе к средней линии. Наружные ветви I III крестцовых спинномозговых нервов направляются книзу и имеют название средних кожных нервов ягодиц пп.
26883. Седалищный нерв 5.99 KB
  Седалищный нерв Седалищный нерв п. Он и ннервирует всю конечность за исключением некоторых ягодичных мышц сгибателей тазобедренного сустава и разгибателей коленного сустава. Проходит позади тазобедренного сустава и делится на большеберцовый и малоберцовый нервы идущие в области бедра вместе по медиальной поверхности двуглавой мышцы бедра почти до коленного сустава. Малоберцовый нерв п.
26884. Морфофункциональная характеристика черепно-мозговых нервов 4.77 KB
  морфофункциональная характеристика черепномозговых нервов Каждый отдел головного мозга человека исторически связан с конкретными дистантными анализаторами хеморецепторами фоторецепторами тактильными или слуховыми системами анализа внешней и внутренней среды организма. Как правило рецепторы расположены на некотором расстоянии от мозга и соединены с ним посредством нервов. Черепные нервы устаревшее название черепномозговые нервы двенадцать пар нервов выходящих из мозгового вещества в основании мозга и иннервирующих структуры...
26885. V-я и VI 1-я пары черепно-мозговых нервов. Общая характеристика, ветвление 2.98 KB
  Двенадцать пар черепномозговых нервов принято делить на 3 чувствительных I пара обонятельный U пара зрительный и VIII пара преддверноулитковый 5 двигательных III пара глазодвигательный IV пара блоковый VI пара отводящий XI пара добавочный и XII пара подъязычный и 4 смешанных V пара тройничный VII пара лицевой IX пара языкоглоточный и X пара блуждающий; в состав последних входят чувствительные двигательные и вегетативные волокна. 5 пара тройничный нервn.
26886. Общие закономерности строения вегетативной нервной системы 2.13 KB
  В симпатической нервной системе преганглионарные нейроны находятся в промежуточном боковом роге спинного мозга от верхнегрудного до среднепоясничного отдела Т1ТЗ. Преганглионарные парасимпатические нейроны залегают в стволе мозга и крестцовом отделе спинного мозга. Постганглионарные нейроны находятся в вертебральных и превертебральных ганглиях в симпатической системе а в парасимпатической они расположены в непосредственной близости от стенки органа который они иннервируют.
26887. Симпатическая часть вегетативной нервной системы. Солнечное сплетение 4.18 KB
  Симпатическая нервная система делится на центральную расположенную в спинном мозге и периферическую включающую многочисленные соединённые друг с другом нервные ветви и узлы. По своему ходу симпатические волокна отделяются от двигательных соматических и далее в виде белых соединительных ветвей вступают в узлы пограничного симпатического ствола. В состав солнечного сплетения входят правый и левый чревные узлы непарный верхний брыжеечный узел большой и малый внутренностные нервы и многие другие которые отходят от узлов в разные стороны...
26888. Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы 4.21 KB
  Преганглионарные волокна отходят от центров в составе черепномозговых или спинномозговых нервов. От центров расположенных в среднем мозге преганглионарные волокна доходят до ресничного узла а от него идут постганглионарные волокна к глазу где разветвляются в сфинкторе зрачка и ресничной мышце.Слезоотделительныйпреганглиолярные волокна доходят до клинонёбного ганглия постганглиолярные волокна достигают слёзных желёз желёз неба и носовой полости; 2.Краниальныйоральный слюноотделительный – преганглиолярные волокна доходят до...