55612

Сказка – цепочка. Русская народная сказка «Репка»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Русская народная сказка Репка Цели урока: познакомить с понятием сказкицепочки; совершенствовать технику чтения развивать речь пополнять словарный запас учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное...

Русский

2014-03-27

44.5 KB

13 чел.

                         Уроки по главе 3.

Тема: Сказка – цепочка. Русская народная сказка «Репка»

Цели урока: познакомить с понятием «сказки-цепочки»; совершенствовать технику чтения, развивать речь, пополнять словарный запас, учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; прививать любовь к устному народному творчеству.

Ход урока.

                                 Этапы урока.

УУД

1. Организационный момент. Постановка целей.

На доске: В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ, В НЕКОТОРОМ ГОСУДАРСТВЕ ..

                 ЖИЛИ – БЫЛИ ДЕД ДА БАБА …

                 ЖИЛИ – БЫЛИ СТАРИК СО СТАРУХОЙ …

- Что это такое? (зачин в сказках)

- А какой конец у сказки обычно бывает?

- Чему учат нас сказки?

Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Актуализация знаний. Слово учителя.

Все вы любите сказки. Их вам в детстве рассказывали бабушки, мамы. А вы знаете, что сказки появились очень давно? Они создавались самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

- Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.)

- Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ …..»

- Продолжите (намёк, добрым молодцам урок).

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения), слушать и понимать речь других.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

3. Изучение нового материала.

А) - Посмотрите на картинки (на доске). Какие герои или предметы вам знакомы? (перо Жар-птицы, печь, яблоко, Иван царевич, Баба - Яга, Колобок, Лиса, Петух и т. д.)

 

- А вы знаете  фамилии писателей, которые написали сказки об этих героях? Почему?

Б) Литературная игра.

Давайте выберем знатока русских народных сказок. Победит тот, кто больше всех ответит правильно:

Угадай, из какой сказки этот предмет?

Кому принадлежат эти слова:

- «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано» (Корова – «Хаврошечка»)

- «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная» (Морозко)

«Не пей, братец, козлёночком станешь» («Алёнушка»)

- «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, нынче русский дух сам пришёл» (Баба Яга)

«Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой» (Иван-дурак)

«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса)

«Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок)

«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк)

«Вижу-вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» (Маша)

«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве» (Царевна-лягушка).

В) Работа по учебнику.

                     Ждёт нас сказочный, прекрасный

                     Долгий – долгий трудный путь!

- Отгадайте, кого мы сразу повстречали?

                         Не лежалось на окошке-

                         Покатился по дорожке…

                                                       (колобок)

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Каких персонажей нарисовал художник?

- О чём рассказывается в этой сказке?

- Расскажите первый эпизод – встреча Колобка с Зайцем – с подробностями.

       Аналогичная работа проводится с остальными эпизодами.

- Отличается ли каждая встреча от предыдущей?

      Можно проиллюстрировать на доске каждый эпизод.

- На что похожа смена событий в сказке? (на закономерность, на цепочку)

- Изменяется ли текст сказки?

- Давайте сделаем вывод. (В цепочке все звенья одинаковы, так и эпизоды сказки похожи друг на друга).

Г) Чтение сказки «Репка».

- Почему её так легко запомнить? (эпизоды сказки похожи)

- Попробуйте изобразить персонажей сказки с помощью схемы.

Д) Игра «Найди иллюстрацию эпизода к схеме».

- В учебнике пронумеруйте иллюстрации эпизодов сказки от 1 до 6.

Е) Работа в парах.

- Нарисуйте схему любого эпизода сказки, предложите соседу по парте отгадать номер эпизода.

- Как вы думаете, почему сказку «Репка» можно назвать сказкой – цепочкой?

Ж) Чтение сказки «Репка» по цепочке с опорой на цветные пометки в учебнике.

Предметные: соотносить автора и героев прочитанных произведений.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

Познавательные: находить ответы на вопросы в иллюстрациях, преобразо-вывать информацию из одной формы в другую.

Предметные: составлять устный рассказ по картинке.

Предметные: воспринимать на слух текст, осмысленно и правильно читать целыми словами.

Познавательные: находить ответы на вопросы в иллюстрациях.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

4. Итог урока.

- С какими сказками мы познакомились?

- Почему сказки – цепочки так легко рассказывать?

- А знаете ли вы другую сказку – цепочку?

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Общеучебные: самостоятель-ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

5. Домашнее задание: попробуйте сочинить дома сказку – цепочку, можно даже её проиллюстрировать.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2543. Культура користування мобільним зв’язком 1.58 MB
  Мета уроку: перевірити рівень мобільної культури серед молоді, обговорити зі школярами правила дотримання мобільного етикету як в школах, так і в громадських місцях, сформувати культуру спілкування та застерегти учнів від помилок у користуванні мобільним зв'язком.
2544. Умеешь ли ты дружить 50 KB
  Цель: Раскрыть сущность понятия дружба, показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими. Формирование у учащихся нравственных качеств, присущих дружеским и товарищеским взаимоотношениям.
2545. Проект комплексной механизации животноводческой фермы 496.5 KB
  Количество скотомест для предприятий крупного рогатого скота по производству молока рассчитывается с учетом коэффициентов, приведенных в таблице № 1 в зависимости от количества коров на ферме.
2546. Проект внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года 705.27 KB
  У школьников велика потребность в игре, она необходима им для развития воображения, инициативы, творчества. Кроме этого игровая форма способствует развитию познавательного интереса, интеллектуальных способностей, позволяет лучше усвоить предлагаемый материал, расширить и углубить знания по той или иной теме.
2547. Инновационный маркетинг 417.52 KB
  Инновационный маркетинг — понятие, возникшее относительно недавно. Предпосылкой появления данной экономической категории явилось общее возрастание роли инноваций в деятельности компаний. В силу ограниченности научно-технических ресурсов, являющихся базой для появления первичных инноваций.
2548. Характеристика беспроводных КС 199.46 KB
  Диапазоны электромагнитного спектра. Распространение электромагнитных волн. Связь одного источника и нескольких приемников. Классификация беспроводных сетей. Беспроводная линия связи.
2549. Мотивация персонала российской компании на основе использования зарубежного опыта 738.38 KB
  Целью данной работы является исследование теоретических аспектов управления персоналом в деятельности компании ОАО ЛУКОЙЛ, анализ соответствующего зарубежного опыта, а также выработка рекомендаций и возможных направлений совершенствования управления персоналом компании.
2550. Документ – основний вид писемного ділового мовлення 261.79 KB
  До істотних ознак писемного ділового мовлення можна віднести безособовий характер тексту, висловлювання йде від якоїсь узагальненої особи (держави, закону, порядку, права). І навіть у тих документах, де є конкретна особа (заява, доручення тощо), авторська індивідуальність приховується стандартом документа.
2551. Позиции основных национальных валют в мировой валютной системе 286.81 KB
  Ямайская валютная система. Мировые и национальные валютные рынки. Основные национальные валюты и их место в МВС. Основные национальные валюты. Проблема конвертируемости рубля.