55653

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ РОБИНЗОНА

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Географические координаты точек Атмосфера география способствовать развитию речи; развивать пространственное мышление; развивать коммуникативные навыки при работе в группах; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; способствовать...

Русский

2014-03-27

55 KB

8 чел.

БИНАРНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ РОБИНЗОНА»

Цели урока:

          - выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении

            романа Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (литература);

         -  проверить качество знаний по темам «Географические координаты точек», «Атмосфера»

            (география)             

          - способствовать развитию речи;

          - развивать пространственное мышление;

          - развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

          - развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;

          - способствовать воспитанию географической культуры и эстетического восприятия

            географических объектов через литературные произведения.

Оборудование: карта острова Робинзона, кроссворд, контурные карты, таблицы, картинки с изображением предметов, презентация «Остров Робинзона»

                                                     Книга щедро расплачивается за любовь к ней.

                                                     Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждёте, и,

                                                      Может быть, не хотите.

                                                     Власть книги огромна.

                                                                                                          Н.П. Смирнов-Сокольский.

                                           ХОД  УРОКА

  1.  Мотивация

Учитель  географии  (УГ)  . Ребята,  многие из вас, как и мы, любят путешествовать.

                   Но путешествовать можно по-рпзному.

Учитель  литературы (УЛ)     Поэт  А.Т.Твардовский однажды написал:

                                         Есть два разряда путешествий.

                                         Один – пускаться с места вдаль,

                                         Другой – сидеть себе на месте,

                                         Листать обратно календарь.

   Многие читали роман "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", о моряке из Йорка, вынужденном  провести 28 лет на необитаемом острове после крушения судна. Роман был опубликован в 1719 году, т.е. без малого 300 лет он до сих пор притягивает к себе читателей. В чем же секрет его популярности?

УГ. Читая замечательный роман Даниеля Дефо "Робинзон Крузо", вы, наверное, задумывались над тем,  существовал ли Робинзон в  действительности,  и если да, то где расположен его остров. Робинзон - не вымысел. В основу произведения Даниеля Дефо положен действительный факт. Изменена в книге лишь фамилия героя, а сам остров автор перенес в Атлантический океан.

УЛ. Мы предлагаем вам вместе с нами отправиться в путешествие на остров Робинзона. А для начала давайте узнаем имя настоящего островитянина, шотландца по национальности, который провел на острове 4 года.

  1.  Актуализация опорных знаний

1 ОСТАНОВКА.   Разгадывание кроссворда командами. (ключевое слово – Селкирк)

УЛ. Действительного  Робинзона звали Александр Селкирк, шотландец по национальности, седьмой сын сапожника из села Лоуэр Ларго, расположенного недалеко Эдинбурга. Селкирк провел 4 года и 4 месяца на Мас-а Тьерра, открытом всем ветрам острове архипелага Хуан Фернандеса, 667 км от побережья Чили. Он оказался единственным человеческим существом на острове. В отличие от литературного произведения, Селкирк не был лицом, попавшим в кораблекрушение. В 1704 году его корабль подошел к необитаемому острову в южной части Тихого Океана для пополнения запасов питьевой воды. Селкирк взбунтовался против своего капитана, обвинив его в том, что тот обрекает моряков на смерть, торопясь снова продолжить плавание: корабль находился в плохом состоянии и нуждался в срочном и серьезном ремонте. Селкирк заявил, что лучше останется на острове, чем снова взойдет на борт.

   Когда 28-летний бунтарь спохватился, было уже поздно: корабль ушел. Что, между прочим, спасло ему жизнь. Он был прав: корабль попал в шторм у берегов Перу и затонул почти со всей командой. Селкирк, наверное, и сам не верил, когда паруса его судна скрылись за горизонтом. Среди оставленных ему вещей были некоторые предметы одежды, нож, топор, ружье, навигационные приборы, котелок, табак и Библия.

УГ. Рассказ и демонстрирование географических объектов учителем географии

1 сентября 1651 г. Робинзон Крузо отплывает из Гулля (город в устье реки Хамбер) в Лондон, соблазнившись бесплатным проездом. На 6 день возле города Ярмут произошло кораблекрушение, но мряков спасает судно проходящее рядом.

В Лондоне он знакомится с капитаном корабля, готовящегося идти в Гвинею, и решает плыть с ними — благо, это ни во что ему не обойдется, он будет «сотрапезником и другом» капитана.

Это была неудачная экспедиция: их судно между Канарскими островами и Африканским материком захватывает турецкий пират из Сале (морской порт на побережье Атлантики принадлежащий маврам, вблизи города Рабат).

Сколько лет Робинзон Крузо пробыл в плену у мавританского султана? ( 2 года)

Через 2 года Робинзон совершает побег из Сале, он решает добраться до устья реки Сенегал. Вскорости его подбирает корабль, который направляется в Бразилию.

2 ОСТАНОВКА. Нанесение на контурную карту путешествия Робинзона Крузо

В Бразилии Крузо селится в небольшой городок вблизи крупного портового города Сан-Салвадор  ( Нанесите на контурную карту этот город 13˚ ю.ш. и 38˚з. д.), именно отсюда и началась поездка за неграми в Гвинею.

Вот как описывает свой путь Робинзон Крузо: «Мы направились к северу вдоль берегов Бразилии и добрались к мысу Святого Августина (сейчас переименован в Кабу Бранку) 7˚ю.ш. 35˚з.д. нанесите на контурную карту. От мыса взяли курс на остров Фернандо-де- Норонья (4˚ю.ш. 32˚ з.д. нанесите на карту), остров остался от нас по правую руку.

Дойдя к 7˚22′ с.ш. нас настиг ураган, который отнес нас приблизительно к 11˚с.ш. Когда мы достигли 12 градус северной широты начался шторм (нанесите эту точку на контурную карту), на понесло на далеко запад.

Робинзон Крузо оказался на острове который находится между 10 с.ш. 62 з.д. Определите что это за остров и нанесите его на карту. (о. Тринидад)

УЛ. Итак, мы на острове Робинзона.  Какие чувства испытывает Р.Крузо, оказавшись на острове? А представьте себя на месте Робинзона. Настоящий «Робинзон»  Александр Селкирк после четырех лет пребывания на острове почти не мог говорить. Почему? А Робинзон с первых же дней проанализировал, что  с ним произошло, и это помогло ему в дальнейшем.

Первая запись в дневнике Р.Крузо : ЗЛО   -   ДОБРО.

3 ОСТАНОВКА. ЗАПОЛНЕНИЕ  ТАБЛИЦЫ  «ЗЛО – ДОБРО». После зачитывание командами результатов работы с аргументацией.

УГ. Как видим, нет безвыходных ситуаций. А ещё, как вы отметили, Робинзону повезло с климатом на острове.

4 ОСТАНОВКА.  Климатические особенности острова

В каком климатическом поясе он расположен? (Субэкваториальный) Охарактеризуйте этот климатический пояс.

(Климат субэкваториальный, жаркий и влажный; выделяются два сезона: сухой (с января по май) и дождливый. Среднемесячная температура 25-27 °С, осадков от 1200 мм до 3000 мм в год)

5 ОСТАНОВКА.  Животный и растительный мир острова

Описать флору и фауну острова, пользуясь текстом романа.

Я сделал и другое открытие: растительность  на  острове  была  дикая,

нигде не было видно ни клочка возделанной земли! Значит, людей здесь  и  в

самом деле не было!

    Хищные звери здесь тоже как будто не водились, по крайней мере  я  не

приметил ни  одного.  Зато  птицы  водились  во  множестве,  все  каких-то

неизвестных мне пород, так что  потом,  когда  мне  случалось  подстрелить

птицу, я никогда не мог определить по виду, годится в  пищу  ее  мясо  или

нет.

    Спускаясь с холма, я подстрелил одну птицу, очень большую: она сидела

на дереве у опушки леса.

    Я думаю, это был первый выстрел, раздавшийся в этих диких местах.  Не

успел я выстрелить, как над лесом взвилась туча птиц.  Каждая  кричала  на

свой лад, но ни один из этих криков не походил на крики знакомых мне птиц.

    Убитая мною птица напоминала нашего европейского ястреба  и  окраской

перьев, и формой клюва. Только когти у нее были гораздо  короче.  Мясо  ее

отдавало падалью, и я не мог его есть.

кроме птиц да двух  каких-то  зверьков,  вроде  нашего

зайца, выскочивших из лесу при звуке моего выстрела, никаких живых существ

я здесь не видел.

УЛ. Да, с природными условиями Р.Крузо повезло. Но смог бы он выжить на острове, если сам бы не прилагал никаких усилий? Какие качества характера помогли ему в этом?

6 ОСТАНОВКА. Составление плана-характеристики Робинзона Крузо. (При составлении плана учащиеся комментируют каждый пункт примерами из текста)

7  ОСТАНОВКА. Ролевая игра «Экстремальная ситуация».

УГ.  Представьте себе, что вы оказались на необитаемом острове и у вас оказались эти предметы. Как их можно использовать?

Предметы: сухари, ячмень, топор, парус, веревки, бумага с чернилами.

УЛ.  Робинзон Крузо полюбил свой остров и жизнь на нём: «Я был вполне счастлив, если только в подлунном мире возможно полное счастье». Всё это стало возможно благодаря тому, что Робинзон каждый день трудился. А какими профессиями овладел Р.Крузо на острове?

8 ОСТАНОВКА. Какая команда назовет больше профессий, подтверждая примерами из текста.

УЛ. Были ли моменты в жизни Крузо, когда он особенно остро переживал трагизм своего положения? Каким образом ему удавалось преодолеть это?

Только упорство, настойчивость, смелость помогли главному герою выдержать все испытания с честью. Любовь и жажда жизни давали Робинзону надежду на возвращение домой. К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек. Сейчас у нас много трудностей. Ваши родители за труд получают не очень много денег, в мире царит много зла и несправедливости, но несмотря на это, мы должны с вами быть гуманными и милосердными друг к другу, заботиться друг о друге , помогать друг другу. Помните всегда, что Робинзон жил один (до появления Пятницы) на острове, ему некому было помочь, не с кем поговорить, поделиться горем или радостью, ему было тоже нелегко, и всё же, он не озлобился, остался добрым человеком и даже к врагам своим проявил милосердие. Нам нужно учиться этому у Робинзона.

УГ. Иногда каждому человеку хочется оказаться в таком месте, где никто и ничто не может помешать ему отдохнуть. Путешествие на Остров Робинзона Крузо именно для таких, пресыщенных "цивилизованным" отдыхом, туристов.

      В настоящее время любой турист, посетивший Остров Робинзона Крузо, может попробовать пожить почти той же жизнью, что и шотландец Александр Селькирк. Это не путешествие по "местам боевой славы" моряка-отшельника и не театрализованное представление на тему "Жизнь Робинзона Крузо". Приключение начнется тогда, когда Вы сами этого захотите.  Здесь есть небольшой отель со всеми удобствами (на случай, если Вы очень любите блага цивилизации), ресторан. С Сантьяго налажена регулярная телефонная и телеграфная связь. По телексу можно связаться практически с любым городом страны.

   Но если Вы хотите почувствовать себя "последним героем", то можно пожить в специальном домике на пляже или переночевать в пещере, такой же, как и грот Робинзона Крузо. Также специально для туристов оборудовано две хижины. Тут есть все необходимое для проживания, сложен очаг. Пищу путешественник должен приготовить себе сам - местные жители снабдят Вас и овощами, и фруктами, и хлебом, а в море в избытке водятся лобстеры, рыба.

Здесь каждый турист найдет себе занятие по вкусу.  Тот, кому нравится ненавязчивый познавательный туризм, может осмотреть местные достопримечательности :

  •  Пещеру Александра Селькирка
  •  Площадку в дебрях, с которой шотландский моряк Александр Селкирк (прообраз Робинзона Крузо) высматривал какое-нибудь спасительное судно. Она находится на высоте 550 м над уровнем океана. На ней установлена мемориальная доска в честь Робинзона. Несколько месяцев назад посетившие остров шотландские моряки водрузили по соседству маленький памятник своему земляку.
  •  Испанский форт Санта-Барбара, служивший в 1749 году для отражения нападений пиратов. (Кстати, свидетельством того,что уединенный архипелаг в свое время приглянулся пиратам, является то, что на нем до сих пор нередки находки кладов и пиратских предметов обихода)
  •  Место, где во время первой мировой войны в 1915 году английскими кораблями "Орама", "Глазго" и "Кент" был потоплен немецкий броненосец "Дрезден"
  •  Разнообразные военные реликвии: испанские пушки, ядра, чилийские морские регалии войны с Перу 1879 года.
  1.  Подведение итогов игры. Выставление оценок.
  2.  Домашнее задание.
    1.  По литературе: мини-сочинение «Если бы я оказался на острове Робинзона»;
    2.  По географии:

Учитель русского языка и литературы Новомаячковской ООШ 1-2 ступеней – Некрасова Светлана Николаевна;

Учитель географии – Устименко Ирина Сергеевна.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84574. Механізм першого вдиху новонародженої дитини 38.86 KB
  Після перерізки пуповини в крові дитини накопичується вуглекислота знижується рН крові та знижується парціальний тиск кисню – стимуляція центральних та периферичних хеморецепторів – збудження дихального центру – збудження інспіраторних нейронів – скорочення м’язів вдиху. Після народження дитини треба зняти рефлекс пірнальника котрий блокує настання вдиху через наявність рідини в дихальних шляхах.
84575. Роль рецепторів розтягнення легень та блукаючих нервів в регуляції дихання 44.12 KB
  Вони приймають участь в саморегуляції ритму дихання. Цим і визначається роль блукаючих нервів в забезпеченні ритму дихання. Варто відзначити що до рецепторів які знаходяться в легенях та в дихальних шляхах і які беруть участь в регуляції дихання відносяться: ірритантні рецептори легень які реагують на дію їдких газів пилу тютюнового диму холодного повітря і при збудженні зумовлюють звуження бронхів і гіпервентиляцію; юкстакапілярні рецептори що розміщуються поблизу капілярів легень і реагують на зміну механічних властивостей...
84576. Роль центральних і периферичних хеморецепторів в регуляції дихання. Компоненти крові, що стимулюють зовнішнє дихання 44.53 KB
  Компоненти крові що стимулюють зовнішнє дихання. Адекватні подразники для них: збільшення Рсо2 артеріальної крові; зменшення рН артеріальної крові; зменшення Ро2 артеріальної крові. Інформація що надходить до дихального центру при підвищенні активності цих рецепторів викликає гіпервентиляцію підвищення глибини та частоти дихання нормалізація вказаних показників крові. Тобто за їх участю здійснюється регуляція газового складу артеріальної крові за відхиленням саморегуляція на основі негативного зворотнього зв’язку.
84577. Регуляція зовнішнього дихання при фізичному навантаженні 42.93 KB
  При фізичному навантаженні розвивається гіпервентиляція ступінь якої пропорційна інтенсивності навантаження. Головним механізмом розвитку гіпервентиляції при фізичному навантаженні є безумовні рефлекси з пропріорецепторів працюючих м’язів керуючий пристрій КП яким є дихальний центр отримує по каналу зовнішнього зв’язку інформацію від пропріорецепторів працюючих м’язів про роботу що виконується; КП аналізує цю інформацію і викликає підвищення глибини та частоти дихання для того щоб при збільшених метаболічних потребах тканин склад...
84578. Методи визначення енерговитрат людини. Дихальний коефіцієнт. Джерела і шляхи використання енергії в організмі людини 49.84 KB
  Джерела і шляхи використання енергії в організмі людини. Тобто 1й закон термодинаміки представляє собою закон збереження енергії. Ентропія – міра невпорядкованості системи міра деструкції та розсіяності енергії. Тобто 2й закон обмежує можливі самовільні перетворення енергії в системі.
84579. Основний обмін і умови його визначення, фактори, що впливають на його величину 44.73 KB
  Основний обмін ОО – добові енерговитрати організму в стандартних умовах: зранку тому що є добові коливання рівня енерговитрат – він мінімальний вночі о 34 годині й максимальний ввечері о 1718 годині; в умовах фізичного та емоційного спокою м’язева робота супроводжується збільшенням енерговитрат організму так як на скорочення м’язів необхідно витрачати значну кількість енергії; в умовах емоційної напруги активується симпатичний відділ вегетативної нервової системи збільшується кількість катехоламінів та тироксину розщеплення...
84580. Робочий обмін, значення його визначення 46.22 KB
  За величиною РО населення поділяють на 6 груп: Для людей віком 1829 років добові енерговитрати в різних групах складає: Група Добові енерговитрати Чоловіки Жінки кДж ккал кДж ккал 1 11715 2300 10142 2400 2 12552 3000 10669 2550 3 13388 3200 11296 2700 4 15480 3700 13179 3150 5 17991 4300 6 20043 4900 16423 3850 1 група – переважає розумова праця; 2 група – зайняті легкою фізичною працею; 3 група – виконання фізичної роботи середньої важкості; 4 група – зайняті важкою фізичною працею; 5 група – зайняті дуже важкою фізичною роботою; 6 група...
84581. Температура тіла людини та її добові коливання 37.09 KB
  Організм людини належить до гомойотермних – здатний підтримувати сталу температуру тіла незалежно від коливань температури навколишнього середовища. Поняття гомойотермії стосується ядра тіла внутрішні органи та головний мозок. Оболонка тіла людини шкіра та підшкірна клітковина є пойкілотермними – її температура залежить від температури навколишнього середовища.
84582. Фізіологічне значення гомойотермії. Терморецептори і центр терморегуляції 51.2 KB
  Підтримка сталості температури ядра необхідна для нормального протікання процесів обміну речовин в клітинах активність ферментів залежить від температури. Організм людини краще переносить зниження температури – життєдіяльність зберігається до 26 С. До підвищення температури організм людини менш стійкий – її підвищення до 43 С протягом більшменш тривалого часу зумовлює смерть внаслідок порушення процесів обміну речовин та функцій клітин. Більш вигідним корисним є вмикання регуляції за збуренням оскільки при цьому попереджуються...