55654

Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема

Научная статья

Педагогика и дидактика

Сколько нужно посадить молодых тополей чтобы они заменили пять бездумно срубленных десятилетних деревьев Если каждый год вы будите мусорить сколько лет понадобится для того чтобы весь бумажный мусор разложился...

Русский

2014-03-27

57 KB

6 чел.

«Человек стал человеком, когда услышала шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение жаворонка в бездонном летнем небе, шуршание вьюги за окном, ласковое плескание воды и торжественную тишину ночи, - услышав и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни»

В. Сухомлинский.

Экологическое воспитание

как социально-педагогическая проблема.

Умытая свежей росой березовая роща, снежные вершины гор, окруженные прозрачным пьянящим воздухом, луга с пышной растительностью, зеленая поляна с яркими цветами, которые доверчиво  раскрыли свои лепестки  навстречу солнечным лучам… Кому не знакомы эти удивительные картины?

Наша Земля щедро одарена природой, которая является не только  источником здоровья и радости,  красоты человеческой души, она - наш верный друг, бесценное богатство. Природа требует от человека любви и уважения, заботы и бережного отношения.

Эта любовь лишь тогда прекрасна, когда  проявляется в конкретных делах и поступках. Человек, по-настоящему влюбленный в природу, не позволит из любопытства разрушить  муравейник, вырезать на стволе молоденькой липы свое имя, оставить в лесу  после себя непогашенный костер, осколки от бутылок, смятые газеты.

Друзьям природы,  патриотам земли есть к чему приложить свои  руки и знания.

Понятие Родины для каждого из нас неразрывно связано с образами ее природы. Беречь природу – значит беречь Родину.

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает  многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети  замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей  привлекают  сезонные  изменения в природе, яркость красок,  многообразие звуков, запахов. Они  открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками,  рассмотреть, понюхать, если возможно,  попробовать на вкус. Поддерживая искренний интерес к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Ведь основой всех материальных благ, родником здоровья и духовного  богатства людей является именно природа.

В последнее время очень актуальным для всего человечества стал вопрос экологической ситуации на Земле. Заводы выбрасывают в воздух отравляющие вещества, загрязняются реки, вырубаются леса, захороняются в земле радиоактивные отходы, земля обезображена мусорными свалками.

Планету может спасти лишь деятельность  людей, совершаемая на основе глубокого  понимания законов природы.

Проблема взаимосвязи  человека с природой не нова.

Проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в ХIХ веке. Великий русский педагог К.Ушинский в книгах «Родное слово» и «Детский мир» уделяет большое внимание  воспитательному влиянию природы на души детей.

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое  значение  влиянию природы на  нравственное развитие ребенка. По его  мнению, природа  лежит в основе  детского мышления, чувств, творчества.

Педагог  неоднократно отмечал, что  сама природа не  воспитывает, воспитывает только активное  взаимодействие с ней. Чтобы  ребенок научился понимать природу,  чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с раннего  детства. Научить ребенка любить природу – задача нелегкая.  Необходимо каждый день кропотливо, ненавязчиво учить детей примечать все  вокруг, уметь любоваться красотой цветов, неба, облаками,  наслаждаться пением птиц. Добрые чувства должны уходить своими корнями  в детство, а  человечность, доброта,  ласка,  доброжелательность  рождаются в труде, заботе, волнениях о красоте окружающего мира.

Современная школа призвана формировать новое экологическое  мышление, и именно в начальной школе закладываются основы  взаимоотношений человека и природы. Особая чувствительность и  эмоциональность младших школьников  повышает интерес ребенка к  самому себе, к людям, к своему здоровью, к окружающему их миру природы, что является  первостепенным условием экологического  образования в этом возрасте.

Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания -  сознательного отношения к  окружающей  природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.

Организуя работу по  экологическому образованию учащихся, я  ставила перед собой такие задачи и  цели:

  1.  создать условия для формирования  экологического сознания и мышления  младших школьников на  основе активной жизненной позиции;
  2.   прививать детям прочные навыки экологической  культуры и воспитывать экологически грамотного гражданина;
  3.  продолжать разностороннее развитие личности ребенка,  начатое в семье и в дошкольном учреждении;
  4.   развивать экологическое  вариативное мышление;
  5.  последовательно формировать у учащихся целостную картину  окружающего мира; знакомить школьников со взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; знакомить  детей с объектами, явлениями, закономерностями окружающего мира и методами их познания; готовить учащихся начальных классов к  дальнейшему изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе;
  6.   воспитывать у учащихся бережное  отношение ко всему живому,  сознательное отношение к своему здоровью, любовь к природе; формировать  у ребят навыки экологически грамотного, нравственного поведения в  природе, в быту, в обществе.

Т. Иванова в книге «Экологическое образование и воспитание в начальной школе» пишет: «Математика создает условия для умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природе. Текстовые задачи  имеют возможность для раскрытия вопросов о среде существования, заботе о нем, рациональном природоиспользовании, восстановлении и  приумножении его природных богатств.»

Поэтому я использую на уроках математики задачи, благодаря которым ученики не только изучают математику, а и узнают окружающий мир и учатся его охранять. Это способствует тому, что изучение математики становится более интересным, а значит более результативным. Задачи по экологии основаны на научных данных.

1. Один плохо закрытый кран приводит к потере 20 л. воды в сутки. В школе дети оставили плохо закрытыми 4 крана. Сколько воды будет потрачено за сутки?

2. Один десятилетний тополь  выделяет столько кислорода, сколько 25 молодых тополей. Сколько нужно посадить молодых тополей, чтобы они заменили пять бездумно срубленных десятилетних деревьев?

3. Брошенная на землю бумага разлагается за 2 года. В школе вы учитесь 12 лет. Если каждый год вы будите мусорить, сколько лет понадобится для того, чтобы весь бумажный мусор разложился?

4. 60 кг макулатуры сберегают одно взрослое дерево. Мы в прошлом учебном году собрали 720 кг макулатуры. Сколько взрослых деревьев мы сберегли?

5. 1 тонна бумажной массы  изготавливается из 170 деревьев. В результате на нашей планете каждую секунду исчезает лес на площади равной футбольному полю: Сколько нужно деревьев, чтобы изготовить 10 тонн бумажной массы? Сколько футбольных полей можно разместить на земле за 1 минуты на месте вырубок?

6. Кукушка за день съела 39 кузнечиков, 5 личинок хруща, 4 паука, 3 куколки бабочек и еще 18 молодых ящериц. Сколько всего насекомых за день съела кукушка?

7. За сутки муравьиная семья уничтожает 10-30 тыс. насекомых, большинство которых являются вредителями леса. Сколько они уничтожат насекомых за неделю?

8. Пара филинов за несколько вечеров съела 85 полёвок, 25 водных крыс, 6 белок. 3 мелких птиц, 1 землеройку и 1 большого жука. Сколько всего животных попало в лапы филинам?

9. Скворец делает 200 вылетов за один день. Сколько вылетов сделает скворец за 3 дня?

10. На Земле известно 130 видов кукушек, но только 50 из них подбрасывают яйца в чужие гнёзда. Сколько видов кукушек строят гнёзда и честно высиживают птенцов?

11. Скворец прилетает с кормом к гнезду 200 раз в день, большая синица - 330 раз. На сколько больше раз прилетает к гнезду большая синица, чем скворец?

12. Бамбук вырастает за сутки на 60 см. Какой длины будет бамбук через 5 суток?

13. На 1 кв. м земли под перекопку нужно внести 4 кг навоза. Сколько кг навоза нужно внести на 25 кв. м?

14. В Европе - 350 зоопарков, в Азии - 175, а Африке - 50, в Австралии - 25, в Америке - 270. Сколько всего зоопарков существует в мире?

15. Черепаха живёт 200 лет, а орёл - 80 лет. На сколько лет дольше живёт черепаха, чем орёл?

16. Берёза живёт 120 лет, а лиственница - на 380 лет больше. Сколько лет живёт лиственница?

17. Продолжительность жизни клёна - 600 лет, а яблони -на 400 лет меньше. Какова продолжительность жизни яблони?

18. Всего на Земле 65 видов берёз, а дубов - на 385 видов больше. Сколько всего видов дубов на Земле?

19. В нашей стране насчитывается 20 000 видов жуков, а всего насекомых - 2 млн. Во сколько раз всех насекомых больше, чем одних жуков?

20. На Земле существует 2 500 000 видов животных. 4/5 всех видов составляют виды насекомых. Сколько видов насекомых на Земле?

21. За 5 дней скворчата из одного гнезда съедают 790 майских жуков и 160 их личинок, 25 жуков-щелкунов и 12 их личинок. Сколько всего насекомых съедают скворчата за 5 дней?

22. Вес самого крупного млекопитающего на Земле - голубого кита составляет 160 т, а самого маленького млекопитающего - летучей мыши-бабочки - 2 г. Во сколько раз больше вес кита, чем вес мыши-бабочки?

23. Божья коровка съедает за день 100 взрослых тлей. Сколько божьих коровок съедят 600 тлей?

24. На одном га ухоженных пастбищ разрыхляют землю 10 млн. червей. Сколько червей потребуется для рыхления 3 га таких пастбищ?

«Не губите елочку!»

Учитель:

Приближается Новый год - наш любимый праздник. Все мы покупаем елки и украшаем их, не задумываясь, что через полмесяца они превратятся в мусор. Сколько деревьев гибнет зря в эти в эти праздничные дни! Как их сохранить? Об этом наше выступление.

Учащиеся:

1.  Елка - высокое дерево (25 - 40 м) с густой короной. Кора серая или красновато-бурая с вертикальными трещинами. Хвоя жестка, колючая, заостренная. Держится на ветке 5-6 лет.

2.  Распространена ель в Карпатах, на Полесье. Лес, где растут ели, называется ельником. Тут всегда полутьма. Ветки елей не пропускают солнечных лучей.

3.  Ель всегда хороша - и летом, когда на ее ветках появляются новые ростки со светло-зелеными короткими хвоинками, и зимой, когда она укрыта снежным покрывалом.

4.  Чтобы вырастить ель высотой 10 м, нужно 15 лет.

Девочки в костюмах елочек, дети в костюмах лесных зверей. Песня «В лесу родилась елочка» (1, 2, 3 куплет)

1)         Ведущий:

В лесу дремучем, темном

Баба Яга жила.

На удивление хорошей и

Доброй старушкой была.

Жила с внучонком - Кузей.

Хороший мальчик был.

Любил он лес душою.

Всегда его хранил.

2)         Баба Яга

Новый год уж на подходе.

Сидеть и ждать нельзя нам.

Время елку украшать.

Щас милок мы в лес пойдем,

Там и елочку найдем.

Соберем лесных зверей.

Ну, пойдем же поскорей!

(Лес, елки, человек с топором)

1)          Человек.

Ух, ты, елка-то какая!

Вот красавица лесная!

Я ее сейчас срублю

И тихонечко уйду.

Знаю, что рубить нельзя,

Но никто ведь не увидит.

(замахивается)

2)          Елка.

Постой, человек! Опусти свою руку!

Задумал ты злую и страшную муку!

В лесу родилась я на радость природе,

И песни поют обо мне все в народе.

Вот срубишь меня ты недели на две

И выбросишь вон для игры детворе,

Засохшее дерево в печку пойдет,

А там и весна без меня уж придет.

Не губите жизнь мою!

Не рубите, я молю!

Я росла здесь много лет

И не знала раньше бед!

Как же так в рассвете лет

Вдруг угаснет жизни свет?

Как я Солнце не увижу?

Как топор я ненавижу!

Буду Бога я молить,

Чтоб оставил меня жить.

Пусть жестокий человек

Не познает счастья ввек!

Как вам, люди, не понять, -

Жизнь легко деревьев взять!

Если б дали нам расти,

Пользы б больше принесли!

(Человек опускает руку с топором)

1)         Баба Яга

Чую дух людской я здесь.

Глянь, стоит там возле елки,

С топором в руках,

Ишь ты, даже вздрогнули иголки!

4)         Кузя

Эй, мужик! Зачем ты здесь?

Что в ночном лесу ты рыщешь?

И зачем топор в руке?

Может елочку ты ищешь?

3)          Человек

Да я так, я мимо шел,

А живу я недалече,

Думаю, а ну зайду,

Может быть, кого и встречу.

4)          Кузя

А топор тебе на что?

Может ты злодей-убийца?

Или думаешь, что мы

Очень верим в небылицы?

5)          Баба Яга

Мы - лесной народ простой,

Сказочные персонажи,

Но природу убивать

Не позволим себе даже.

6)          Человек

Не с добром пришел сегодня

И топор с собой принес.

Виноват я перед вами,

Чуть я елку не унес.

Думал, что срублю ее я

И детишкам отнесу,

А она мне рассказала:

Гибель я ей несу.

Нет, не буду больше в жизни

Я деревья убивать.

А на Новый год уж лучше

В магазине елку брать.

Пусть искусственная светит

И огнями нам блестит.

7)         Кузя

Вон, бабуня, посмотрите,

Ишь, красавица какая!

Украшения бери,

Видишь, скромная такая!

Украшают елку волк, лиса, заяц, белка, Баба Яга и Кузя. Потом становятся в хоровод вокруг елки. Песня «Елочка, елка...»

Заключение

Не рубай ялинку!

Бережи її!

Хай птахи співають

В її гілках дзвінко,

Хай маленька білка

Тут гризе горішки,

А вухастий зайчик

Відпочине трішки.

Не рубай ялинку!

Бережи її!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46223. Система сбалансированных показателей результативности закупочной логистики 14.61 KB
  Система сбалансированных показателей результативности закупочной логистики. Суть системы сбалансированных показателей Blnced Scorecrd или показателей результативности состоит в том что показатели которые предприятие использует для оценки результативности своей деятельности должны быть не только баслансированными но и соответствовать цели которую ставит перед собой предприятие. Система сбалансированных показателей задумана еѐ авторами Роберт Каплан и Девид Нортон как инструмент реализации стратегии развития предприятия. В...
46224. PR как вид публичных коммуникаций и понятие публичной сферы 14.57 KB
  На протяжении человеческой истории сфера публичной коммуникации функционировала как сфера где зарождались и реализовывались практики которые сегодня могут рассматриваться как предшественники и прототипы PR. Публичная сфера это то доступное для граждан место где формируется общественное мнение. В трактовке западных исследователей понятие публичная сфера выглядит так: Публичная сфера это определенное пространство место в котором различные социальные системы правительство партии профсоюзы массмедиа ведут общественную дискуссию...
46226. Структура языкового знака. Аспекты знакового отношения (семантический треугольник Огдена и Ричардса) 14.56 KB
  Структура языкового знака. Таково определение языкового знака предлагаемое словарем 1 167. Значение знака идеально его внешняя форма материальна. Оптимальным способом анализа языкового знака в контексте данной работы является его осмысление как чисто субъективной субстанции существующей исключительно внутри сознания человека.
46227. Историческое развитие лексического состава языка. Источники пополнения словарного запаса 14.55 KB
  Историческое развитие лексического состава языка. Формами существования языка являются: территориальные диалекты говоры наддиалектные языковые образования койне различные социальные диалекты профессиональная речь профессиональные арго тайные корпоративные языки кастовые языки просторечие молодежное арго обиходноразговорная речь литературный язык. В принципе все формы существования языка исключая тайные языки доступны пониманию в пределах данного народа. Формы существования языка различаются между собой составом языковых...
46228. Вариантные обобщения 14.54 KB
  Вариантные обобщения. Обобщение данных состоит из основы обобщения к которой присоединяются различные основы специализаций. Но чаще всего обобщения на основе общего ресурса строится таким образом что начальный адрес для всех размещаемых объектов является одинаковым. Вариантное обобщение Вариант основа обобщения данных в процедурном подходе.
46229. Ввод-вывод в терминал. Работа со строками. Работа с файлами 14.5 KB
  Обмен данными между программой и внешними устройствами осуществляется с помощью операций вводавывода. В языке Си нет особых операторов для ввода или вывода данных. Вместо этого имеется набор классов стандартно поставляемых вместе с компилятором которые и реализуют основные операции вводавывода. Библиотека классов для вводавывода решает две задачи.
46231. Указатели на функции, имитация таблиц виртуальных функций с помощью процедурного подхода 14.47 KB
  Возможны только две операции с функциями: вызов и взятие адреса. Указатель, полученный с помощью последней операции, можно впоследствии использовать для вызова функции.