55662

В земле наши корни

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Родители моих учеников выращивают хлеб это чудо земли которое является мерилом материальных и моральных ценностей в нашей стране. Но к сожалению приходится наблюдать даже у сельских детей отсутствие понимания роли хлеборобских профессий.

Русский

2014-03-27

76 KB

1 чел.

В земле наши корни

( формирование у школьников бережного отношения к хлебу, воспитание уважения к хлеборобским профессиям, любви к родному краю)

Любовь к своей стране начинается с любви к родному краю, со знания его истории, уважения к землякам. Я живу в сельской местности, работаю в сельской гимназии. Родители моих учеников выращивают хлеб, это чудо земли, которое является мерилом материальных и моральных ценностей в нашей стране. Но, к сожалению, приходится наблюдать даже у сельских детей отсутствие понимания роли хлеборобских профессий. Дети не видят себя в будущем сидящими на комбайне, работающими на элеваторе. Считаю, что воспитание бережного отношения к хлебу, воспитания уважения к хлеборобским профессиям становится все более актуальными.

Сельская школа должна растить подлинного хозяина земли, понимающего свою ответственность перед родным краем, человека нравственного, духовно привязанного к малой родине, одухотворенного творца и созидателя, способного продолжить дело отцов.

Страна, в которой с почтением будут говорить о хлеборобах и по внутреннему убеждению слово «Хлеб» писать с большой буквы, может смело смотреть в будущее.

Хлеб— всему голова. Издавна живут эти слова в народе. Сейчас как никогда ранее необходимо донести до сознания и сердец детей значение этих слов. Ведь хлеб — это главное, без чего нельзя представить могущества государства. Неизмерима цена его. Беря в руки кусочек хлеба, дети должны помнить, что цена его — тревожные бессонные ночи, труд и пот. С давних времен хлеб для нашего народа был святыней. С ним было связано все: и радость, и горе, и надежда на будущее. Хлеб — главное мерило наших богатств.

Важное место в формировании духовного мира ребенка, его морального здоровья, общего уровня культуры принадлежит урокам словесности. Здесь ребенок познает себя как личность. На уроках языка, литературы формируются его идеалы. Реализуя поставленную воспитательную цель, я стараюсь использовать как традиционные формы и методы, так и инновационные. Приведу пример одного из уроков.

Устный журнал

Хлеб – всему голова

Итоговый урок по теме «Лексика»

в 5 класс

Тема. Итоговый урок по теме «Лексика» в 5 классе.

Цель. Повторение, закрепление полученных в процессе изучения темы

знаний; совершенствование навыков работы со словарями; развитие

творческих способностей учеников; воспитание уважения к хлебу и к

хлеборобским профессиям.

Ход урока

Эпиграф. Ты на земле рожден. Заветом

Далеких предков суждено

Тебе всегда, зимой и летом,

Душою слышать: сей зерно!

М.Дудин

Страница первая

Хлеб – всему голова

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех.

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

И хлеб-соль – этот русский обычай,

Словно символ людской доброты.

Учитель. Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Он был продуктом, вызывающим особое, святое чувство.

Не всегда он был легким,...хлеб. Не всегда его было вдоволь на столе. Приведите примеры из истории вашей семьи, когда людям не хватало даже этого, самого необходимого продукта.

Да, вы правы, бывали засухи, голодомор, войны.

Хлеб войны замешан на великом труде, слезах матерей. Это хлеб, от которого зависело, быть или не быть победе. В Музее обороны Ленинграда лежит под стеклом крохотный кусочек - блокадная норма рабочего: 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей, и лишь 20% муки – вот каким был ленинградский блокадный хлеб.

У хлеба есть еще одно название, которое сейчас знает не каждый школьник. Хлеб на Руси называли жито.

Давайте вспомним виды лингвистических словарей.

(Работа со словарями: этимологическим, толковым. Повторить строение словарной статьи. Составить ее план.).

Страница вторая

Пословица недаром молвится

Вспомните, что изучает раздел науки о языке – фразеология?

Вы уже поняли, какое важное место занимал, да и сейчас занимает хлеб в жизни людей. Во все времена его в народе очень ценили. Не случайно хлеб упоминается во многих пословицах и поговорках.

Пришло время проверить, насколько плодотворной была ваша домашняя поисковая работа.

Давайте послушаем, какие пословицы вы собрали к этому уроку.

(Ученики дома должны были подготовить пословицы о хлебе, проиллюстрировать их или оформить книжки-самоделки).

Хлеб –батюшка, вода – матушка.

Хлебушко – калачу дедушко.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Хлеб да вода – мужицкая еда.

И еще одно задание по фразеологии. На доске записаны фразеологические обороты, в состав которых входит слово хлеб. Объясните их значение, замените словосочетаниями.

Даром хлеб есть (жить напрасно).

Хлеб да соль! (приятного аппетита).

Хлеб насущный (необходимые средства для жизни).

Хлеб-соль (угощение).

Страница третья

Хлебороб сегодня

Ты на земле рожден. Заветом

Далеких предков суждено

Тебе всегда, зимой и летом,

Душою слышать: сей зерно!

Ты, на земле рожденный, ввысь ли

Глядишь на звездное руно,

Или веленьем острой мысли

Спешишь в глубины – сей зерно!

Земля твоя! Она качала

Твоей судьбы веретено.

И нет конца, и нет начала

У вечной песни – сей зерно.

М.Дудин

Чтобы посеянное зерно стало хлебом и дошло к нашему столу, трудятся представители 120 профессий. Назовите, какие из них вы знаете.

Тех, кто выращивал хлеб, в старину называли пахарями, оратаями. Скажите, к какой группе слов относятся эти слова? (необщеупотребительная лексика, диалектные слова). А какие еще необщеупотребительные группы слов вы знаете?

Вчера пахарь, сегодня – механизатор. С разделением труда в сельском хозяйстве на смену пахарю (оратаю) пришли новые профессии: тракторист, комбайнер, инженер по землеустройству, агроном-семеновод, энтомолог, почвовед и другие.

Какие из названных слов вам понятны, а лексическое значение каких у вас вызывает затруднение? Почему? В каком словаре можно уточнить лексическое значение заимствованных слов? А к какой группе слов относится слово оратай? Какие слова называются диалектными? Приведите еще примеры диалектных слов.

Давайте обратимся к словарям за помощью, чтобы понять значение названий и привычных, знакомых для вас профессий, и незнакомых.

(Работа со словарем заимствованных слов)

Трудно представить сегодня работу на поле без трактора, комбайна. Появилась эта техника, а вместе с ней и название профессии давно.

(ученик, получивший индивидуальное домашнее задание, дает историческую справку).

Первые колесные тракторы с паровыми двигателями появились в Великобританиии и во Франции в 1930 году, с 1912г. - в США, затем в других странах. У нас первые тракторы изготовлены в начале 20-х годов. В русский язык это слово вошло в начале 20 века из английского языка.

Давайте повторим, как называются такие слова? В каком словаре можно узнать, из какого языка они к нам пришли, каково их лексическое значение?

Работа в группах.

1.Замените в следующих словосочетаниях несогласованные определения согласованными: комбайн для уборки зерна, комбайн для уборки хлопка, комбайн для уборки свеклы.

2. Составьте словарную статью для толкового словаря, объясните лексическое значение слова нива.

3. Как называется специальное хранилище, в котором хранится зерно? Найдите это слово в толковом словаре.

(Элеватор – зернохранилище с механическим оборудованием для приема, очистки, сушки, отгрузки больших количеств зерна).

Проверка результатов работ.

Творческая работа.

Задание. Напишите сочинение-миниатюру «Как к нам хлеб пришел».

Прослушивание и обсуждение 2 сочинений.

Страница четвертая

И в шутку, и всерьез

Хлеб для космонавтов. Какую пищу будут есть космонавты в дальних межпланетных странствиях? Фантасты «кормят» их пищей из хлореллы, таблетками «энергии». Пока неизвестно, что будет в далеком будущем, космонавты едят хлеб. Без него, оказывается, и в космосе не обойтись. В каждом бортовом пайке лежит блок пакетиков с буханками по 4,5 грамма каждая. Хлеб, подаваемый космонавтам, почти десятка наименований: тут и ржаной, и бородинский, и медовая коврижка. Почему такой вес? Чтобы не резать в невесомости. Кусок на один укус. Почему буханочками? Чтобы корочка была – она всего вкуснее и полезнее.

Пекут хлеб для космонавтов в специальных печах. В формах, похожих на соты. Длится выпечка 6-8 минут. Буханочки пакуются в специальную упаковку.

А теперь я предоставляю слово нашим исследователям, которые приготовили для нас еще очень много интересного о хлебе. Знакомя класс со своими сообщениями, помните секреты ораторского мастерства. Ваша речь должна быть правильной, убедительной.

Варианты сообщений.

Знаете ли вы, что...

...из одного зернышка получается около 20 милиграммов муки, это значит, что для выпечки батона требуется мука от помола 10 тысяч зерен.

...В каждой школе, где учится около 1000 учеников, ежедневно выбрасывается несколько килограммов хлеба. Это цена недоеденных кусков.

Каждый человек должен усвоить: взял кусок хлеба – съешь его. Не хочешь есть – не бери!

...для того, чтобы «освежить» очерствевший хлеб, нужно сбрызнуть его водой или укрыть влажной тканью и на 2-3 минуты поместить в нагретую духовку.

...черный и белый хлеб нужно хранить раздельно, так он дольше не черствеет и не плесневеет.

А теперь конкурс «Отгадай загадку».

Ответы будут вашим словарным диктантом.

Что две недели зеленится, Зубасты, а не кусаются

две недели колосится, (грабли)

две недели наливается, Зеленый нос в землю врос,

две недели подсыхает? Роет, копает, землю разрыхляет.

(рожь) (плуг)

Как на поле, на кургане, Белые мухи на поле сели.

стоит курочка с серьгами. (снег)

(Овес) И комковато, и ноздревато,

Мала малышка, и мягко, и ломко, а всех милей.

золота кубышка. (хлеб)

(просо)

В поле едет на спине, Сидит в ложке, свесив ножки.

А по полю на ногах. (лапша)

(борона) Лежит мужичок

В воде родится, в золотом кафтане.

А воды боится. Подпоясан, а не поясом,

(соль) не поднимешь,

Не море, а волнуется. Так и не встанет.

(нива) (сноп)

Конь стальной,

овса не просит,

а пашет и косит.

(трактор)

Сегодня мы повторили то, с чем познакомились на последних уроках. Еще раз обратились за помощью к словарям. Надеюсь, они станут вашими помощниками и спутниками в жизни.

Но важнее, пожалуй, то, что мы еще раз поговорили о самом важном открытии человека – хлебе.

Большую роль в воспитании учащихся в школе играют внеклассные мероприятия. Устный журнал «В земле наши корни» способствует воспитанию чувства патриотизма, гордости за своей край и своих земляков.

Устный журнал

В земле наши корни

Цель. Показать детям, что во все времена, у всех народов хлеб - основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень сложный и трудный; учить детей делать обобщения и выводы; воспитывать бережное отношение к хлебу и уважительное отношение к профессии хлебороба; прививать желание работать на родной земле.

Страница 1

Нет священнее слова “труд”

1 ведущий

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут,

Золотых, стальных, алмазных 

Нет священней слова “труд”.

Все, что пьем мы полной чашей,

В прошлом создано трудом,

Все довольство жизни нашей,

Все, чем красен каждый дом.

2 ведущий

Новой эры свет победный,

Бег моторов, поездов,

Монопланов лет бесследный –

Все наследие трудов!

Все искусства, знанья, книги –

Воплощенные труды!

В каждом шаге, в каждом миге,

Ясно видны их следы.

3 ведущий

И на место в жизни право

Только тем, чьи дни в трудах.

Только труженикам слава,

Только им – венок в веках!

И окончив день, усталый,

Каждый щедро награжден,

Если труд, хоть скромный, малый,

Был с успехом завершен.

(выступление учителя истории. Используя материалы книги “Кальновка. Слобода Новотроицкая”, он коротко расскажет о заселении территории Троицкого района трудолюбивыми крестьянами, о промыслах района.)

1 ведущий

Во всех делах победных наших

Мы вспоминаем каждый раз

О тех, кто пашет, тех, кто сеет.

О тех, кто хлебом кормит нас.

2 ведущий

Как “мать” с “отцом”, так хлеб с водой,

Дороже слов не сыщешь, нету.

В них - сами мы, в них вся планета,

В них – радость рядышком с бедой.

Вторым гостем этой страницы устного журнала может быть ветеран, который в годы войны работал в тылу для победы. Он расскажет о героическом труде жителей района, помогавших своим трудом фронту; о том, как ценой своих жизней отказывались работать на оккупантов.)

Страница 2

Любовь к земле

1 ведущий

«Землепашец», «хлебороб», «животновод» - хорошие слова. Так называют тех, кто выращивает хлеб, производит молоко, масло, мясо. Словом, результатом их труда является то, без чего каждый из нас не мыслит своей жизни. Потребляем, как говорят, но не задумываемся, что все это – результат чьего-то часто очень нелегкого труда.

Гостем второй странички нашего журнала являются люди, которые в наше сложное время, когда слова «престиж сельского труда» могут вызвать только горькую иронию, решились отдать свой труд, свою жизнь земле. Это семья фермера, для которого жизнь – служение хлебному колосу.

(выступление фермера. Он рассказывает о радостях и горестях сельскохозяйственного труда. Ученики заранее ознакомлены с публикациями в районной газете о ходе уборочной страды. На доске – таблицы со сводками результатов уборки урожая в районе.)

2 ведущий.

В земле –наша правда, в земле – наши корни.

Мы силу берем от лугов и полей.

Земля и напоит, земля и накормит.

Ты только себя для нее не жалей.!

1 ведущий.

Сей, сеятель, сей!

Искрится на солнышке просо,

И сыплются зернышки косо

По пашне пахучей твоей.

Сей, сеятель. Сей!

Зерна для земли не жалей.

Получишь за щедрость сторицей –

И проса, и ржи, и пшеницы.

3 ведущий

Гостям, чьи судьбы связаны с родной землей, мы дарим песню.

(звучит песня «В земле наши корни»).

Страница 3

Ответ держать готовы 

1 ведущий.

Когда мы становимся взрослыми?

Перебирая года,

Себя атакуя вопросами,

Мы спрашиваем: Когда?

2 ведущий.

Когда звезду открываем,

Которая скрыта от глаз.

И ленточку разрезаем

На финише в первый раз.

3 ведущий.

И первое стихотворенье

Волнует, как первый бой.

И первое изобретенье

На парте лежит пред тобой.

Выступает работник Центра занятости. Ученики слушают сообщение о том, сколько хлеборобов, специалистов сельского хозяйства требуется на сегодняшний день в районе. Гость анализирует результаты проведенного перед встречей профориентационного тестирования учащихся.

1 ведущий

Вот так мы шагаем к взрослости,

И дело вовсе не в возрасте.

Хоть мало по свету пройдено,

И ранний еще рассвет,

Но мы произносим: «Родина,

Готовы держать ответ!»

2 ведущий

И видим себя входящими

В грядущие времена,

Как клятву произносящими:

«Я – твой гражданин, страна!»

Выступление одного из выпускников гимназии, который решил посвятить свою жизнь селу, мечта которого – жить и работать на родной Троицкой земле.

3 ведущий

Они – начало всех начал,

Они - венец любых свершений.

В них, как часы, века стучат,

В них – жизни новое движенье.

1 ведущий.

Так будь же славой озарен,

Так будь же славен, хлебопашец, -

Основа наша, гордость наша,

Поклон тебе, земной поклон

Формы уроков и мероприятий использую самые разные. Реализуя поставленную воспитательную задачу, использую опыт советской школы, где этой теме уделялось больше внимания.

Растить хозяев земли — всегда было одной из главных задач сельской школы. Отношение к хлебу — показатель образованности человека, его культурного и нравственного уровня.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25561. Ф. Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии 41.5 KB
  Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии Ф. Бэкон 1561 1626 английский философ историк политический деятель основоположник эмпиризма. Бэкон родоначальник английского материализма и эмпирического направления в философии и психологии. Человек: Чувственная часть души проявляется в теле занимается наука Разум божественный занимается теология Суть основной философской идеи Френсиса Бэкона эмпиризма в том что в основе познания лежит исключительно опыт.
25562. Р. Декарт о «страстях души» 34 KB
  Декарт о страстях души Рене Декарт 15961650 лат. В трактате Страсти души 1649 представлена вся система философскопсихологических взглядов Декарта Картезианский дуализм: существует 2 субстанции: Протяженная телесная физика материализм в учении Мыслящая духовная метафизика светский идеализм в учении осн. Страсти тип или уровень деятельности который является продуктом взаимодействия тела и души. Состояния души кот.
25563. Детерминистическое учение Б. Спинозы о психике 31.5 KB
  Учение о единой субстанции ее атрибутах и модусах Стремился объяснить природу из самой себя. Ее сущность раскрывается в атрибутах Атрибуты такие существенные и всеобщие аспекты субстанции которые ей не тождественны и по отношению к которой они вторичные и производные. конкретные фундаментальные свойства субстанции Человеку доступны только 2 атрибута: мышления и протяжения Кстати Декарт Модусы частные состояния и видоизменения субстанции все многообразие мира различные явления и события По отношению к атрибуту протяжения каждый...
25564. Г. Лейбниц и его монадология 29 KB
  Монады истинные атомы природы душеподобные единицы. Они просты неделимы вечны автономны не влияют друг на друга Свойства монад: Активность стремление Изначально заданное содержание врожденные представления Жизнь монады стремление и переход от смутных представлений Перцепций к более ясным представлениям апперцепции Иерархия монад: Земные: Чистые монады есть активность нет представлений неживая вечно движущаяся материя Монадыдуши смутные представления низкая степень стремления к ясности растения животные...
25565. Т. Гоббс и его представления о природе психического 33.5 KB
  Состояния Чувственные эффекты внутренних противодвижений призраки или образы: Противодвижения в мозге возникновение образов вещей и представлений Противодвижения в сердце вызывают усиление торможение и следовательно удовлетворение неудовлетворение Исходная форма психического чувственный опыт Крайняя форма сенсуализма: в основе всего лежат ощущения и все психические состояния производные от них и все проходит через ощущение. Мышление целенаправленное оперирование образами представлений. Операции: Сложение соединение...
25566. Психологическая система взглядов Дж. Локка 33.5 KB
  от рождения идеи бога души добра и зла не даны. Сны по Локку это идеи бодрствующего человека соединенные между собой причудливым образом. Сами же идеи не возникают пока органы чувств не снабдят нас ими. Идеи содержание опыта ощущения образы восприятия представления памяти общие понятия аффективноволевые состояния Первоначально душа чистый лист на который при жизни внешний мир наносит воздействия.
25567. Учение И. Канта об априорных формах сознания 32 KB
  Группы связей в априорных формах мышления: Категории рассудка: Категории количества: единство множество цельность Категории качества: реальность отрицание ограничение Категории отношения: субстанция и принадлежность причина и следствие взаимодействие Категории модальности: возможность и невозможность существование и несуществование предопределенность и случайность Идеи чистого разума: Идея абсолютного субъекта предмет рациональной психологии Идея мира предмет рациональной космологии Идея бога предмет рациональной...
25568. Наброс нагрузки на асинхронный двигатель 482.5 KB
  Если при этом механический момент Ммех окажется больше максимального Ммех Мm то двигатель будет увеличивать свое скольжение до s= 1 т. Пусть при этом моменте двигатель находится в установившемся состоянии точка а на рис. Электромагнитныи момент двигателя упадет при этом в Уравнение движения будет иметь вид: При уменьшении электромагнитного момента с М0 до M1 двигатель будет тормозиться и остановится.
25569. Возникновение ассоциативной психологии 33.5 KB
  Он определял ассоциации как неверные ненадежные способы комбинирования простых идей случайные и пассивные связи. Это основа возникновения идей и произвольных движений. Всем этим ассоциациям соответствуют ассоциированные дрожания нервных волокон для ощущений и движений или вибрации мозгового вещества для осознаваемых идей и сложных психических процессов. Все они различные виды ассоциаций ощущений или идей.