55689

Реализация компетентносного подхода на уроках обучения грамоты

Научная статья

Педагогика и дидактика

В работе описывается как на уроках обучения грамоты реализуется компетентносный поход в обучении и воспитании младших школьников. Раскрыты разнообразные методы и подходы, выделен механизм процесса формирования и развития ключевых компетентностей личности, описаны формы и методы творческой деятельности учащихся на уроке.

Русский

2014-04-02

115 KB

6 чел.

Реализация компетентносного подхода на уроках обучения грамоты

                                                                 Славова Валентина Петровна –           

                                                      старший учитель Старотрояновской ЗОШ,

                                    68310 Одесская область, Килийский р-н,

                                                                 с.Старые Трояны, ул. Октябрьская, 99

Дом. тел.:30-3-25

Моб. тел:+380965899077

E-mail: slavova.valentina@mail.ru 

      В работе описывается как  на уроках обучения грамоты реализуется компетентносный поход в обучении и воспитании младших школьников. Раскрыты разнообразные методы и подходы, выделен механизм процесса формирования и развития ключевых компетентностей личности, описаны формы и методы творческой деятельности учащихся на уроке.

         Весь материал подается на основе личного опыта работы с первоклассниками.

 

      В условиях  современного общества воспитание самостоятельных, инициативных, ответственных людей, то есть компетентных личностей, способных самостоятельно добывать новые  знания, решать возникающие проблемы, ориентироваться  в жизни обществе – важнейшая задача учителя. Поэтому актуальной задачей современной школы есть формирование и развитие ключевых компетентностей личности, то есть реализация компетентносного похода в обучении.

      С 2012-2013 уч. года обучение  первоклассников  началось по новым программам, которые нацелили учебный процесс на формирование у учащихся ключевых и предметних компетентностей.

       Компетентность – это  умение использовать полученные знания, умения, навыки, личный опыт в нестандартых ситуациях  с целью  решения жизненно важних проблем – это являеться личностным образованием и проявляеться в процессе активних самостоятельных действий человека.

        Государственный стандарт начального образования, утвержденный  20апреля 2011года, основывается на личностно ориентированном и компетентностном подходах.

    Компетентностный  подход  - это  направление учебно- воспитательного процесса на  формирование  таких компетентностей как ключевые и предметные.  Реализация компетентносного похода в обучении  - это одно из основних направлений образования. Главной  целью изучения  языков в условиях компетентносного похода и есть  формирование предметних компетенций, содержание которых выплывают из содержания ключевых.

                                 В А Ж Н Е Й Ш И Е

                    К Л Ю Ч Е В Ы Е    К О М П Е Н Т Н О С Т И

                            1. Коммуникативная.

                            2. Социальная.

                            3. Общекультурная.

                            4. Умение учиться.

           Ключевые компетентности формируються в процессе реализации содержания всех учебных предметов, предусмотренных новым  учебным планом.   Однако каждый предмет направлен на формирование предметных компетентностей, которые  выплывают из ключевых.

     А процесс  обучения  грамоте направлен на формирование речевой, языковой,  социокультурной и деятельностной компетентностей (умение учиться), определенных Государственным  стандартом начального образования и новой программой для 1 класса. 

    Речевая компетентность проявляется в способности понимать и  воспринимать на слух  информацию, вступать в диалог, высказывать   в письменной или  устной  форме свою мысль, отстаивать свое мнение. (Слайд 5.) На это направлены  4 вида речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. В 1 классе мы работаем в основном над развитием аудиативных умений- умений воспринимать на слух и правильно понимать устную речь. В добукварный и букварный периоды мы работаем со звуками, слогами, словами, предложениями.  

     В добукварный период обучения грамоты я предлагала своим

первоклассникам  следующие типы заданий,  Например:

      - выполните действия согласно услышанной инструкции: положите руки на колени, встаньте из - за парт или догадайтесь, о ком я говорю: сидит за второй партой в среднем ряду слева;     

      - назовите  «лишнее» слово в предложении: Ворона, сорока, лисица и синица – птицы.

      - посчитайте и скажите сколько слов в предложении: Мы гуляем в саду.

      - определите количество предложений в услышанном тексте: На берегу лимана есть родник. С родника течет вода. Она чистая и холодная.

      - назовите слова с удареним на первом слоге (осень, зима, весна, лето,солнце,земля, ветер),  « поймайте» только гласные звуки (а, о, м, у, в, и, л, е).

      

-  Послушайте слова:

                         Мак        лес         конь        сад      пень

      

      Назовите слово, которое соответствует схеме:

                          ---  о    =

     В букварный период обучения грамоте формируем аудиативные умения с помощью следующих упражнений:

     - послушайте слова и назовите те, в которых звук  [а] cлышится в конце слова: автобус, книжка, акула, земля, батон. 

     - хлопком в ладоши «поймайте» слова с мягким согласным в начале слова: яркий, радостный, серый, игрушечный, отважный, веселый, лютый.

     - повторите слова, в которых есть слог ЛИ: книга, поливать, кукла, лисица, лимон. 

  •  послушайте слова и назовите те, в которых три слога: елочка, сосна, береза, клен, липа, тополь.
  •  послушайте предложения и назовите, какому из них соответствует схема:   

                 \_______    ________  _________.

           На  тропинке сидел котенок. Он был голодный. Дети подобрали котенка и покормили.

                    

    В послебукварный период начинаем формировать аудиативные умения на материале  связных текстов. Используем задания такого содержания:

   

     - рассмотрите рисунки, послушайте описание одного из этих предметов и определите, о каком предмете я говорю: Этот плод желтого цвета, продолговатый, сочный, кислый на вкус.

     - послушайте и скажите из какой сказки отрывок: Поехал дед на ярмарку и купил себе  козу. Привел козу домой, а на другой день посылает сына  к эту пасти.

      - послушайе текст и выберите среди рисунков тот, который сответствует  тексту;

    - послушайте текст и назовите действующих лиц: Жили на одном дворе кот, петух, собака и козел. Они часто спорили о том, что вкуснее всего.

- Вкуснее  всего молочко,- сказал  кот Мурчик. – Хорошо б еще и мышку словить. – Нет, - сказал петух, - овес или просо вкуснее всего. – Неправду вы говорите, - сказал Сирко. – Что может быть вкуснее косточки. – Вы все ошибаетесь, - сказал козел. – Свежее,  пахучее сено вкуснее всего.

       - сравнение текста и рисунка (Рассмотрите рисунок и послушайте текст. Чем они отличаются?)

          Настала зима. Випал первуй снег. Он покрыл землю пушистым белым ковром. Дети вишли кататься на лыжах.

      - слушаем внимательно текст и выбираем правильный ответ на вопросы по его содержагию ( небольшое тестирование)

     ІІ.  Как мы  начинаем формировать коммуникативную компетентность первоклассников?

    Коммуникативная компетентность – это умение вступать в коммуникацию с целью взаимопонимания, взаимообщения.

   Коммуникативная  компетентность – это способность личности использовать в общении знание языка, правильные способы общения с людьми, навыки работы в группе. Ученик должен уметь отрекомендовать себя, написать письмо, анкету, заявление, задавать правильно вопросы, вести дискусию.

    Потому формировать коммуникативную компетентность первоклассников мы начинаем с работы над диалогами. Первоклассники уже владеют диалогической речью в повседневной жизни. Наша задача:

     а) усовершенствовать умения правильно отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы другим, вступать в разговор;

    б) обогащать речь детей  формулами речового этикета (вежливыми словами, украинскими, русскими формами обращения);

    в) учить соблюдать правила общения ( не перебивать собеседника, внимательно его слушать, тактично высказывать несогласие с мыслью собеседника;

    г) придерживаться норм литературного языка;

   д) составлять диалоги на бытовые темы.

 

       Ценными в процессе формирования диалогической речи  первоклассников являються предварительные беседы такого содержания:

       - С какими людьми вам приятнее разговаривать – доброжелательными, вежливыми или с сердитими и грубыми

       Старайтесь всегда бать такими, чтобы с вами приятно было общаться.

       - С помощью каких слов можно продемонстрировать свою воспитанность, вежливость, доброжелательность?

        Во время такой беседы желательно познакомить учащихся с группами вежливых слов: приветствия, благодарности, просьбы, прощения, извинения.

         Начинаем обучение первоклассников диалогической речи  на примерах литературных произведений, в которых разговор персонажей происходит в форме диалога. Учащимся дается задание поиграть в театр, почувствовать себя в роли актеров и повторить диалог. Это можно сделать на материале сказки «Теремок» или «Рукавичка» (добукарный период).

         Перед тем, как приступить к работе над составлением диалогов, желательно провести следующую подготовитеьную работу, которая состоит  из таких этапов:

  (Слайд 10.)

  1.  Введение учащихся в тему, на которую будет вестись диалог;
  2.  Определение  жизненной ситуации (где, когда происходили события,  о чем  пойдет  речь).
  3.  Определение психофизиологического состояния действующих лиц (взволнованные, сердитые, веселые).
  4.  Опеделение способов общения героев (вербальне, невербаьные – жесты, мимика, физические действия.
  5.  Распределение ролей.

   В процессе востановления или составления диалогов у первоклассников необходимо формировать  умения регулировать силу голоса, темп речи, говорить четко и правильно, внимательно слушать собеседника.  строить свои реплики с учетом реплик и интересов собеседника, употреблять формулы речевого этикета.

        В первом классе проводится также работа над составлением диалогов по сюжетным рисункам и по серии рисунков. Тут так же уделяется большое внимание подготовительной работе, которая включает рассматривание рисунков, определение психологического состояния персонажей (добродушные, сердитые, растерянные, удивленные, приветливые и т. д.), составление вопросов, которые могут возникнуть у каждого персонажа, формирование возможных ответов на эти вопросы, подбор соответствующих данной ситуации этикетных формул общения.

         Только после подготовительной работы можно предложить первоклассникам инсценировать изображенную на рисунке или серии рисунков ситуацию. Можно также устроить соревнование – какой группе «актеров» удалось лучше разыграть диалог. После выступления групп обязательно проанализировать реплики, назвать положительные стороны, и толерантно указать на ошибки и недочеты.   

           В 1 классе мы начинаем формировать умения строить небольшие монологичные устные связные высказывания. И начинаем мы с  пересказывания текста. А начинать следует   с развернутых, полных ответов на вопросы по содержанию текста. Здесь очень важно задавать учащимся  такие вопросы, ответить на которые можно не одним, а несколькими предложениями. В процессе такой работы мы учим учащихся  не только правильно строить предложения, а и связывать их между собой с помощью местоимений, союзов, синонимов.  

      Следующий етап – это формирование умения пересказывать отрывок текста или небольшой текст в целом. С целью мотивации, желательно, не просто попросить учащихся пересказать текст,  а предложить им ответить на такие вопросы, отвечая на которые нужно пересказывать отрывок или текст в целом.

        Например: 1) Кто напомнит, как развлекались дети на площадке?

                           2) Запомнили ли вы, что за чем  делала мама, когда варила

                    борщ?                                                          

                          3) Расскажите, как дети помогали раненой птичке.

                         4) Не забыли ли вы, какую работу выполняли в походе мальчики, а какую - девочки?

                        5) Опишите, как изменился лес осенью.

        Работе над формированием умения составлять самостоятельно  связные высказывания по сюжетным рисункам, серии рисунков  уделяется тоже особое внимание. Всю эту работу мы проводим на уроках развития речи. Для школ с укр.. яз. обучения  издана (Зошит з розвитку мовлення «Подружися зі словом», автор К. І. Пономарьова, -К.: Ґенеза).

    ІІІ.     Особое внимание на уроках обучения грамоте отводится работе над формированием у учащихся  умения читать и понимать прочитанное. Формирование читательских навыков мы начинаем в букварный период и усовершенствуем в послебукварный. В процессе этой работы необходимо  следить за тем, чтобы дети научились читать осмысленно, понимали значение прочитанных слов. Первоклассники быстро запоминают данные в букваре не только слова, а и тексты, а потом просто рассазывают по памяти. Чтобы избежать этого следует на уроках использовать выборочное чтение, предлагать задания такого содержания:

        - прочитайте в 1 столбике слова, начиная от нижнего слова до верхнего;

        -прочитайте самое длинное слово во ІІ столбике, а теперь – самое короткое;

       - прочитайте слова на букву М, а теперь те, которые заканчиваются на А;         

       - прочитайте последнее предложение или предложение, которое начинается на К.

   

        Чтобы побудить у учащихся желание читать букварный материал, я часто предлагаю  такие вступительные беседы  перед чтением  определенного текста. Например:

         Вчера мой котенок промурлыкал мне про то, что зима подарила ему шубку, но в комнате эта шубка куда – то исчезла. Хотите узнать, что это за шубка? Давайте  прочитаем стихотворение Платона Воронько и все узнаем.

 

        Для дополнительного индивидуального чтения я предлагаю первоклассникам подготовленные зарание записки, письма, которые для них прислали в конверте либо сказочные герои, либо библиотекарь, либо одноклассник. В этих текстах советы,  просьбы, приглашения. Ученик читает перед классом вслух, а потом обязательно проводится беседа по содержанию прочитаного, в которой принимают участие не только тот, который читал, а и те, которые слушали. Такие приемы полезны для учащихся, которые не имеют особого желания читать, и навык чтения у них слабый.. А желание узнать, что в записке написано, мотивирует.

     ІV.   В 1 классе мы развиваем у учащихсся  еще и письменную речь. Паралельно с усвоением каллиграфических навыков письма букв и их  соединений,  дети учаться писать слова, словосочетания, предложения.

        С целью формирования письменной речи важно не только списывать слова, предложения, но и предлагать учащимся  выполнять некоторые логические задания. Например:

         1. Составьте и запишите слова из букв слова сосулька.(Сок, лак,лось, соус, укол, …)

         2. Прочитайте словосочетания: сладкий лимон и кислый сахар.

         Что тут не так? Исправьте ошибку и запишите словосочетания правильно.

          3. В предложении для списывания можно изменить порядок букв или слогов в последнем слове.

          У дороги растет  насос. Дети ехали ( из, по город).

          4. Предложить составить и записать предложение из данных слов:

           Оксана, селе, в, живет.

  1.  В послебукварный период можно предложить роботу над деформированным текстом (записать предложения в таком порядке, чтобы получился текст).

Ценными являються также задания практического характера: подпиши свой рисунок, напиши записку маме о родительском собрании.

     V/ Языковая  компетентность младшего школьника проявляется  в умении использовать знания  про языковые  единицы и  явления в процессе  устной и письменной речи.  

      Учебной программой для первого класса предусмотрено  усвоение таких языковых единиц, как звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст. Дети  должны  иметь общее представление о них, знать их  существенные отличия, оперировать ими.

Компетентносный подход  к изучению теоретических знаний языка предусматривает создание таких  ситуаций, в процессе решения которых возникает потребность в использовании знаний об языке, в усвоении определенного правила.

-Найти ошибки и обьяснить их.  

        К А С Т Р У Л А          Т А Р Э Л К А     Б Л У Д Ц А        

       - Мягкость предидущего согласного обозначается буквами Я, Ю, Е.  

  Буратино решил написать нам записку и столкнулся с проблемой – стал писать длинное слово в конце строки и не может ее дописать, потому что не хватит места. Буратино не знает, что делать. Кто – то может что – то посоветовать Буратино?  Сообразительные догадались, что слово надо поделить на части.

       Правильно, чтобы сделать это верно, надо научится правильно делить  слова на слоги и переносить  по слогам. Вот оказывается  для чего мы так усердно учились делить правильно слова на слоги, вот где пригодились наши знания. Следует еще запомнить, что одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить, хотя, мы знаем, что слог может состоять из одной гласной.

         Социокультурная кометентность младших школьников включает  определенное общекультурное  развитие, патриотические чувства, морально – этические качества, готовность выполнить определенные социальные роли. Эта компетентность реализуется через воспитательную цель уроков обучения грамоти.

        Согласно новым программам первоклассники должны усвоить название родной республики и  ее столицы, родного села, города,   иметь представление о государственных и национальных (верба, калина) символах Украины,  народных и религиозных праздниках, обрядах,      знать известные народные сказки, считалки, мирилки, скороговорки, загадки, усвоить формули речевого этикета, этичные правила общения в семье, школе, транспорте, магазине, на улице, правила поведения в природе.

       Все эти задачи реализуютя на материале интересных и доступных текстов познавательного и воспитательного содержания.

         Эфективными для морально – этического воспитания являються и обсуждение ситуативних рисунков, конкретних жизненных ситуаций, поступков персонажей рассказа. Учить учащихся высказывать свои мысли, помогают нам  такие вопросы:

         -Что ты можешь   сказать о герое рассказа или персонаже  рисунка?

   Чтобы ты ему посоветовал? Как бы ты поступил на его месте? Кто из героев рассказа тебе понравился, а кто – нет? Почему?

         Деятельная компетентность (умение учиться) включает способности организовать и контролировать свою учебную  деятельность, выполнять необходимые мыслительные опперации, применять общеобразовательные умения и навыки в определенных  жизненных  ситуациях,

       С первых уроков обучения грамоте мы  формируем у первоклассников организаторские умения и навыки, это – внимательно слушать учителя и выполнять то, о чем  он просит, правильно сидеть за партой, держать ручку во время письма, находить нужную страничку в учебнике  и в тетради. Очень важно выработать привычку правильно готовиться к уроку и правильно организовать свое рабочее место. В добукварный период в начале урока задавались учащимся такие вопросы:

               - Какой урок начинаем?

               - Какие  учебные принадлежности нам понадобятся на уроке?

              - Как их правильно расположить на парте?

 В букварный и послебукварный периоды просто проверяем готовность учащихся к уроку, все ли необходимые учебные принадлежности  на парте и  лежат ли они  на своих местах, нет ли лишних вещей.

         Хочу  отметить, что на всех уроках и  начиная с 1 класса необходимо  уделять большое внимание формированию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение,  аналогия, классификация. На уроках обучения грамоте мы работаем над формированием таких мыслительных операций:

      а)выделить из языкового потока данной языковой единицы и определение его характерных признаков;

         б) сравнивать предметы или языковые единицы, находить одинаковые, похожие, отличительные признаки;

         в) находить «лишний» в группе, объединенных по определенному признаку, объектов;

          г) делать с помощью учителя выводы на основе исследований.

    Например:

          А     У     Ы     О     И      Я     Е      Е     Э     Ю  

- Прочитайте буквы. Что вы о них скажете? Докажите, что все эти буквы обозначают гласные звуки.

   - Назовите те гласные, которые указывают на мягкость согласного, за которым стоят.

                И      Я      Е      Е      Ю

   - Как вы думаете, почему гласные  Я, Е, Е, Ю подчеркнуты? (Потому, что эти гласные не только указывают на мягкость согласного, за которыми стоят, но и могут обозначать два звука.)

   -А всегда ли эти гласные обозначают два звука? (Не всегда, а только тогда, когда стоят в начале слова или  после гласного.)

   - Какой же гласный «лишний» в этом ряду? Как вы думаете? Почему? Метод «Пресс»  

(Я думаю, что И в этом ряду «лишняя» потому, что гласная И только смягчает согласный, за которым стоит, а гласные Я, Е, Е, Ю еще и обозначают два звука [йа], [йэ], [йо], [йу. Значит в этом ряду гласная И «лишняя».

         В работе по формированию мыслительных операций неоценимую роль играет использование образцов и алгоритмов. Учитель должен сначало объяснить и показать, как это делается, в какой последовательности рассуждать, а потом предложить детям выполнить подобное с его помощью.

          Обобщая сказанное, можно сделать взвод о том, что сущность компетентносного похода в обучении грамоте основывается на мотивации всех видов деятельности, способных пробудить у первоклассниках интерес к учению и направить учебный процесс на использование приобретенных знаний, умений и навыков в учебных и жизненных ситуациях.

                                 Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Ґ у д з и к И. Ф. Компетентностно ориентованное обучение русскому языку в начальных классах (в школах с украинским языком обучения) / И.Ф.Гудзик. - Чернівці: Видавничий  дім «Букрек», 2007. – 496 с.

2. П о м е т у н О. І. Дискусія українських педагогів навколо питань запровадження компетентісного підходу в українській освіті /О. І. Пометун //

Компетентнісний підхід у сучасній освіті: світовий досвіт та українські перспективи: [б – ка з освітньої політики ]; під. Заг. Ред.. О. В. Овчарук. –

К.: К. І. С.,  2004. –  С. 66 – 72.

3. П о м е т у н  О. І. Теорія і практика послідовної реалізації компетентнісного підходу в досвіті зарубіжних країн / О. І.Пометун //  Компетентнісний  підхід у сучасній освіті: світовій досвіт та українські перспективи: [б – ка з освітньої політики]; під. заг. ред.. О. В. Овчарук. –

К. :  К. І. С.,  2004. – С. 16 - 25.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76755. Варианты и аномалии костей черепа 181.64 KB
  Теменные кости выраженность теменных бугров особенно у женщин; появление межтеменной кости. Затылочная кость наличие поперечного шва отделяющего верхнюю часть чешуи и образование вставочной дополнительной кости; присутствие более мелких добавочных костей часто расположенных в швах кости швов; значительная выраженность затылочных выступов; уплощение чешуи слабая выраженность борозд или наоборот увеличение изогнутости чешуи и углубление борозд; разнообразные формы большого отверстия костных валиков вокруг внутреннего его края;...
76756. Первая и вторая висцеральные дуги 187.99 KB
  Развитие лицевого (висцерального) черепа определяется мозгом и краниальным (глоточным) отделом первичной кишки, в котором на боковых стенках между висцеральными (жаберными) карманами появляются хрящевые висцеральные (жаберные) дуги, но особое значение для черепа имеют первые две.
76757. Кости лицевого черепа. Глазница 192.12 KB
  Подвисочная поверхность находится сзади тела образуя стенку подвисочной и крылонебной ямок состоит: из бугра верхней челюсти с задними альвеолярными отверстиями для одноименных нервов и сосудов. Глазничная поверхность занимает на теле кости верхнее положение участвуя в образовании нижней стенки глазницы. Носовая поверхность образует латеральную стенку полости носа. Небный отросток носовой гребень по медиальному краю; передняя носовая ость: окончание носового гребня впереди; верхняя носовая поверхность; нижняя небная поверхность...
76758. Височная кость 184.9 KB
  У верхушки пирамиды внутреннее отверстие сонного канала. На передней поверхности пирамиды находятся: каменисточешуйчатая щель хрящевая ростковая зона и отверстие мышечнотрубного канала; дугообразное возвышение от полукружных костных каналов лабиринта; крыша барабанной полости от среднего уха; тройничное вдавление на вершине пирамиды для одноименного нервного узла; расщелины и борозды большого и малого каменистого нервов. На задней поверхности пирамиды располагаются: внутреннее слуховое отверстие и внутренний слуховой проход для YII...
76759. Клиновидная кость 180.73 KB
  Клиновидная кость воздухоносная состоит из тела малых и больших крыльев и крыловидных отростков. На верхней поверхности тела находится турецкое седло а в нем: гипофизарная ямка для гипофиза центральной нейроэндокринной железы; бугорок седла кпереди от ямки; спинка седла с задними наклоненными отростками кзади от ямки; сонные борозды: правая и левая с клиновидными язычками лежат по боковым поверхностям седла предназначены для внутренней сонной артерии и внутреннего сонного симпатического нерва венозного пещеристого синуса. На...
76760. Крылонёбная ямка 181.89 KB
  Ямка соседствует и имеет связи с височной и подвисочной ямами. По форме ямка узкая щель ограниченная тремя выше перечисленными костями она граничит и сообщается с полостью черепа средней черепной ямой полостями носа и рта глазницей височной и подвисочной ямами. Крылонебная ямка сообщается: с полостью рта через большой и малый небные каналы с одноименными сосудами и нервами которые снабжают твердое и мягкое небо и небные миндалины; с полостью носа через клиновиднонебное отверстие с одноименными сосудами и нервами для слизистой...
76761. Полость носа 181.99 KB
  Полость носа обладает верхней нижней и парными боковыми стенками. Верхняя стенка состоит из: носовой части лобной кости продырявленной пластинки решетчатой кости и тела клиновидной которые составляют верхнезаднюю часть стенки; парных носовых костей: право и левой образующих передневерхнюю часть стенки. Нижняя стенка включает: небные отростки верхних челюстей и горизонтальные пластинки небных костей костное небо; носовой гребень который проходит по середине стенки в продольном направлении. Латеральные стенки правая и левая...
76762. Внутреннее основание черепа 184.16 KB
  Внутренняя граница между сводом и основанием выделяется не во всех учебниках: слепое отверстие лобной кости и основание ее глазничных отростков; соединение малых и больших крыльев клиновидной кости латеральная оконечность верхней глазничной щели стык теменноклиновидного и лобнотеменного швов; основание пирамиды височной кости и сосцевиднотеменной шов; борозда поперечного синуса крестообразное возвышение и внутренний выступ затылочной кости. Передняя черепная яма образована: по бокам глазничными частями лобной кости; в центре ...
76763. Наружное основание черепа 183.43 KB
  Наружная граница между сводом и основанием проходит по носолобному шву надглазничным краям скуловым отросткам лобной кости подвисочному гребню клиновидной по основанию скуловых отростков височных костей над наружным слуховым отверстием по верхнему краю через основание сосцевидных отростков; заканчивается по верхней выйной линии и наружному затылочному выступу. В своде по наружной поверхности выделяют передний отдел лоб лобная область с рельефом: чешуя лобной кости на ней лобные бугры правый и левый; надбровные дуги у границы с...