55709

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Если планируется усвоение учащимися навыков и умений то предусматриваются способы их применения пробное применение знаний в сочетании с объяснением правил самостоятельное их применение...

Русский

2014-03-28

33.5 KB

1 чел.

1

ТРЕБОВАНИЯ  К  СОВРЕМЕННОМУ  УРОКУ

           Усложнение  задач  в  современной  школе  выдвигает  потребность  в  уточнении  и  конкретизации  общих  требований  к  уроку.  Эти  требования  условно  делятся  на  четыре  группы:  воспитательные,  дидактические,  психо-логические  и  гигиенические.  В  реальном  учебно-воспитательном  процессе  эти  требования  тесно  взаимосвязаны,  взаимопроникают  друг  в  друга  и  влияют  друг  на  друга.

        Основными  задачами  в  выполнении  воспитательных  требований  являются  следующие:  воспитывать  у  учащихся  высокие  моральные  качества;  формировать  эстетические  вкусы;  обеспечивать  текущую  связь  обучения  с  жизнью,  ее  запросами  и  требованиями;  формировать  активное  отношение  к  ней;  воспитывать  гражданственность  и  патриотизм.

              Дидактические  требования  к  уроку.

           Организационная  четкость  проведения  урока  обеспечивается  рацио-нальным  использованием  каждой  минуты,  правильной  постановкой  перед  учениками  темы,  образовательных  и  воспитательных  целей  и  конкретных  задач  урока.  Последнее  требование  выполняется  прежде  всего  на основе  хорошо  продуманного  тематического  и  поурочного  планирования. В  поуроч-ном  плане  предусматривается  тема  и  краткий  план  содержания,  образова-тельная  и  воспитательная  цели  и  задачи,  оборудование,  структурные  этапы  урока,  содержание  и  последовательность  различных  дидактических  методов  и приемов  учебной  деятельности  школьников  и педагогического  руководства ею  со стороны  учителя,  средства  обучения  и  способы  их  применения.

             В  поурочном  плане  предусматривается, как усваиваются  фактические  знания,  раскрываются  причинно-следственные  и  другие  связи  и  отношения, определяются  существенные  признаки  изучаемых  явлений,  формируются  понятия,  законы,  закономерности,  как  излагаются  знания  в  системе,  разли-чаются  основные  элементы  системы  и  связи  между  ними.

       Если  планируется  усвоение  учащимися  навыков  и  умений,  то  предусматриваются  способы  их  применения,  пробное  применение  знаний  в  сочетании  с  объяснением  правил,  самостоятельное  их  применение  в  стандартных  условиях — по  образцу, инструкции,  заданию,  по  алгоритму, —   и,  наконец,  умение  творчески  применять усвоенные  знания,  умения  и  навыки  в  измененных  ситуациях.

          В  поурочном  плане  четко  определяется  структура  урока,  которая  должна  согласовываться  с  логикой  учебного  процесса  и  соответствовать  его  закономерностям.  Со  структурой  урока  согласовывается  методика,  которая  определяется  для  каждого  этапа.  Методика  эта  должна  быть  гибкой  и  учитывать  главнейшие  факторы   и  условия,  оказывающие  заметное  влияние  на  результаты  урока.

      Основные  требования  к  педагогическому  руководству  учебно-воспитательной  деятельностью  школьников  заключается  в  следующем:  обеспечивать    познавательную    активность    детей    на   уроке,   рационально  

2

сочетать  словесные,  наглядные,  практические  методы  с  проблемными,  рассказ,  беседу,  работу  с  учебником,  информационно-коммуникационные  технологии  и  т. п.

          Постоянно  осуществлять  связь  данного  урока  с  предыдущим  на  основе  воспроизведения  учащимися  и  коррекции  учителем  опорных  знаний  и  практического  опыта,  обобщения  и  систематизации  знаний — понятий,  усвоенных  на  данном  уроке,  с  изученными  прежде.  Вооружать  учащихся  новыми  способами  выполнения  действий   и  формировать  на  их  основе  навыки  и  умения  применять  знания  на  практике,  самостоятельно  добывать,  пополнять  и  расширять  свои  знания.

       Постоянно  соблюдать  и  творчески  реализовать  на  уроке  все  дидактические  принципы  в  их  единстве  и  взаимосвязях.  В  арсенале  учителя  имеется  много  методов,  приемов  и  средств  для  успешного  решения  на  уроке  различных  дидактических  задач.

           Познавательный  интерес  можно  вызвать  или  усилить  включением  всех  учащихся  в  активную  учебную  деятельность,  доступную  им,  приносящую  радость  познания,  чувство  удовлетворения  успехом.

           Реализация  требований  единства  обучения,  воспитания  и  развития  детей  на  уроке  предполагает  осуществление  тесной  связи  теории  с  практикой,  обучения  с  жизнью,  с  применением  знаний  в  различных   жизненных  ситуациях  для  решения  задач  и  проблем.  Особое  внимание  следует  уделять  тем  детям,  которые  имеют  проблемы  в  знаниях,  следует  индивидуализировать  задания.

          Необходимо  осуществлять  систематический  контроль  за  качеством  усвоения  знаний,  умений   и  навыков  и  коррекцию  их  учебных  усилий.

       Постоянное  привлечение  учащихся  к  активной  познавательной  деятельности,  выполнению  практических  заданий  способствует  закреплению  знаний,  умений  и  навыков.  Не  потеряло  своего  значения  в  современных  условиях  и  повторение,  которое  способствуетобобщению  и  систематизации  основных  понятий,  усвоению  системы  знаний.

              Психологические  требования  к  уроку.

      Учитель  должен  всесторонне  изучать  и  учитывать  на  уроке  психологические  особенности  каждого  учащегося.

          Психологическое состояние учителя  и учащегося достаточно ощутимо  влияет  на  результаты  урока.  Настроение  учителя,  его  собранность  или  раздражительность  непосредственно  передаются  учащимся  и  в  определенной  мере  влияют  на  результативность  их  учебного  труда.

             Большое влияние на результаты урока  оказывает  отношение  учащихся   

к  знаниям,  учению,  которое  зависит  от  мотивов  учения,  потребности  в  расширении  знаний  и  других  факторов.

          Воздействие  на  мотивационную  сферу  личности  учащихся,  умелое  руководство  мотивами  учения  на  основе  формирования  интереса  к  знаниям  и  процессу  обучения  является  необходимой  стороной  деятельности  учителя  

3

на  уроке.

          Все  требования  к  учащимся  должны  быть  разумными,  проверен-ными,  доступными,  а  отношение  учителя  требовательным,  справедливым,  доброжелательным.  Соблюдение  педагогического  такта — одно  из  требований  к  учителю.

            Гигиенические  требования  к  уроку:

            -соблюдение  температурного  режима,

            -надлежащих  норм  освещения,

            -разумная  физическая  и  умственная  нагрузка  на  детей,

            -недопустимость  переутомления.

Для  предупреждения  умственного  переутомления  следует  избегать  однообразия  в  учебной  работе,  монотонности  изложения,  чередовать  виды  работы.  Целесообразно  проводить  физкультурные  паузы.

             Типы  уроков,  их  структура.

             Урок  усвоения  новых  знаний.

1. Актуализация  чувственного  опыта  и  опорных  знаний  учащихся.

2. Мотивация  учебной  деятельности  школьников.

3. Сообщение  темы,  цели,  задач  урока.

4. Восприятие  и  первичное  осознание  учащимися  нового  материала.

5. Осмысление  объективных  связей  и  отношений  в  изучаемом  материале  и

   раскрытие  внутренней  сущности  изучаемых  явлений.

6. Обобщение  и  систематизация  знаний.

7. Сообщение  домашнего  задания.

8. Подведение  итогов  урока.

             Урок  усвоения  новых   умений.

1. Актуализация  опорных  знаний  и  практического  опыта  учащихся  

   (предварительные  упражнения).

2. Мотивация  учебной  деятельности  школьников.

3. Сообщение  темы,  цели  и  задач  урока.

4. Изучение  нового  материала  (вводные  упражнения).

5. Первичное  применение  приобретенных  знаний  (пробные  упражнения).

6. Применение  учащимися  знаний  и  действий  в  стандартных  условиях  с  

   целью  усвоения  навыков  (тренировочные  упражнения).

7. Творческий  перенос  знаний  и  навыков  в  новые  или  измененные  условия

   с  целью формирования  умений  (творческие  упражнения).

8. Сообщение  домашнего  задания.

9. Итоги  урока.

4

             Урок  применения  навыков,  знаний   и  умений.

1. Актуализация  опорных  знаний  и  действий.

2. Усвоение  новых  знаний.

3. Формирование  элементарных  навыков  на  основании  применений  их  в  

   стандартных  условиях.

4. Формирование  дифференцированных  обобщенных  умений.

5. Творческое  применение  обобщенных  знаний,  умений  и навыков в  ситуа-

   циях,  приближенных  к  жизненным.

             Урок  обобщения  и  систематизации  знаний.

1. Мотивация  учебной  деятельности  школьников.

2. Сообщение  темы,  цели  и  задач  урока.

3. Обобщение  отдельных  фактов,  событий,  явлений.

4. Повторение  и  обобщение  понятий  и  усвоение  соответствующей  системы

   знаний.

5. Повторение  и  систематизация  основных  теоретических  положений  к  

   ведущим  идеям  науки.

6. Домашнее  задание.

7. Итоги  урока.

             Урок  контроля  и  коррекции  знаний,  умений  и  навыков.

1. Мотивация  учебной  деятельности  учащихся  и  сообщение  темы,  цели  и

   задачи  урока.

2. Проверка  знаний  учащимися  фактического  материала  и  умения  раскрыть

   элементарные  внешние  связи  и  предметах  и  явлениях.

3. Проверка  знаний  учащимися  основных  понятий  (законов)  и   умений

   самостоятельно  объяснять  их  сущность,  приводить  аргументы и  примеры.

4. Проверка  глубины  осмысления  учащимися  знаний.

5. Применение  учащимися  знаний  в  стандартных  условиях.

6. Применение  знаний  в  нестандартных  условиях.

7. Проверка,  анализ  и  оценка.

8. Домашнее  задание.

9. Итоги  урока.

             Комбинированный  урок.

1. Проверка  выполнения  учащимися  домашнего  задания  практического

   характера.

2. Проверка  ранее  усвоенных  знаний.

3. Мотивация  учения  школьников  и сообщения  темы,  цели  и  задачи  урока.

4. Восприятие  и  осознание  учащимися  нового   учебного  материала.

5. Осмысление,  обобщение  и  систематизация  знаний.

6. Сообщение  домашнего  задания.

7.Подведение  итогов  урока.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65298. Формування товарознавчих властивостей заморожених пастоподібних напівфабрикатів на основі плодової сировини 505 KB
  Розробити математичну модель складу та якості нових заморожених плодових ПН із використанням пектину; дослідити товарознавчо-технологічні властивості та реологічні характеристики заморожених плодових ПН у процесі виготовлення та зберігання...
65299. Комбінована електроводопостачальна вітроустановка з магнітоелектричним лінійним генератором зворотно-поступального руху 3.75 MB
  Дисертаційна робота присвячена обґрунтуванню електромеханічних та електромагнітних процесів електротехнічного комплексу на базі магнітоелектричного лінійного генератора зворотнопоступального руху з урахуванням режимів електроводоспоживання...
65300. ОБГРУНТУВАННЯ ПАРАМЕТРІВ ТЕХНОЛОГІЧНОГО ПРОЦЕСУ ВИГОТОВЛЕННЯ ГВИНТОВИХ РОБОЧИХ ОРГАНІВ ТЕПЛОВИХ СИСТЕМ 378 KB
  Тому актуальним є питання вдосконалення конструкції гвинтових робочих органів нагрівальних систем підвищеної міцності жорсткості експлуатаційної надійності і технологічного забезпечення їх виготовлення...
65301. Підвищення якості безперервнолитих заготовок за рахунок вдосконалення температурно-швидкісного режиму розливки та умов вторинного охолодження 2.46 MB
  У сучасних умовах коли об'єм металу що розливається на машинах безперервного лиття заготовок постійно збільшується підвищення ефективності процесу розливання як правило пов'язують із підвищенням якості отримуваних заготовок.
65302. ПІДВИЩЕННЯ ЕНЕРГЕТИЧНОЇ ЕФЕКТИВНОСТІ ТЕПЛОВОЗА АКТИВАЦІЄЮ РОБОЧИХ СЕРЕДОВИЩ 458.5 KB
  Метою дослідження є підвищення енергетичної ефективності тепловоза за рахунок поліпшення паливної економічності шляхом активації палива і раціонального використання енергії електродинамічного гальмування.
65303. МЕТОД ТА ЗАСІБ МОНІТОРИНГУ ДЕФЕКТІВ ПРОЕКТУВАННЯ ОБ’ЄКТНО-ОРІЄНТОВАНОГО ПРОГРАМНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ 4 MB
  Дефекти програмного забезпечення в тому числі й дефекти проектування досліджуються багатьма вченими наприклад А. Дефекти обєктноорієнтованого проектування поділяють на дві групи функціональні та нефункціональні.
65304. Розроблення і синтез інтегрованих інформаційно-керуючих телематичних систем для колісних та гусеничних машин спеціального призначення 2.39 MB
  Оцінюючи вітчизняні КГМ спеціального призначеннязакордонні спеціалісти звертають увагу на слабку бортову інформаційнокеруючу систему ІКС таких машин або на її відсутність взагалі підвищену димність відпрацьованих газів в екстремальних умовах а саме на початку руху...
65305. НАУКОВО-ПРАКТИЧНІ ОСНОВИ ТЕХНОЛОГІЇ ЖИРІВ ФУНКЦІОНАЛЬНОГО ПРИЗНАЧЕННЯ 7.94 MB
  Однією із актуальних соціальних проблем нашого часу є розроблення нових вітчизняних технологій харчових продуктів функціонального призначення, спрямованих на захист та збереження здоров’я людини.
65306. Діагностика і прогнозування ресурсу зварних конструкцій методом акустичної емісії 1016.6 KB
  Робота присвячена питанням оцінки фактичного стану металевих конструкцій на стадіях, що передують виникненню тріщин, розробці методів АЕ діагностики й моніторингу, що ставлять метою завчасно виявити небезпеку та не допустити руйнування.