55709

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Если планируется усвоение учащимися навыков и умений то предусматриваются способы их применения пробное применение знаний в сочетании с объяснением правил самостоятельное их применение...

Русский

2014-03-28

33.5 KB

0 чел.

1

ТРЕБОВАНИЯ  К  СОВРЕМЕННОМУ  УРОКУ

           Усложнение  задач  в  современной  школе  выдвигает  потребность  в  уточнении  и  конкретизации  общих  требований  к  уроку.  Эти  требования  условно  делятся  на  четыре  группы:  воспитательные,  дидактические,  психо-логические  и  гигиенические.  В  реальном  учебно-воспитательном  процессе  эти  требования  тесно  взаимосвязаны,  взаимопроникают  друг  в  друга  и  влияют  друг  на  друга.

        Основными  задачами  в  выполнении  воспитательных  требований  являются  следующие:  воспитывать  у  учащихся  высокие  моральные  качества;  формировать  эстетические  вкусы;  обеспечивать  текущую  связь  обучения  с  жизнью,  ее  запросами  и  требованиями;  формировать  активное  отношение  к  ней;  воспитывать  гражданственность  и  патриотизм.

              Дидактические  требования  к  уроку.

           Организационная  четкость  проведения  урока  обеспечивается  рацио-нальным  использованием  каждой  минуты,  правильной  постановкой  перед  учениками  темы,  образовательных  и  воспитательных  целей  и  конкретных  задач  урока.  Последнее  требование  выполняется  прежде  всего  на основе  хорошо  продуманного  тематического  и  поурочного  планирования. В  поуроч-ном  плане  предусматривается  тема  и  краткий  план  содержания,  образова-тельная  и  воспитательная  цели  и  задачи,  оборудование,  структурные  этапы  урока,  содержание  и  последовательность  различных  дидактических  методов  и приемов  учебной  деятельности  школьников  и педагогического  руководства ею  со стороны  учителя,  средства  обучения  и  способы  их  применения.

             В  поурочном  плане  предусматривается, как усваиваются  фактические  знания,  раскрываются  причинно-следственные  и  другие  связи  и  отношения, определяются  существенные  признаки  изучаемых  явлений,  формируются  понятия,  законы,  закономерности,  как  излагаются  знания  в  системе,  разли-чаются  основные  элементы  системы  и  связи  между  ними.

       Если  планируется  усвоение  учащимися  навыков  и  умений,  то  предусматриваются  способы  их  применения,  пробное  применение  знаний  в  сочетании  с  объяснением  правил,  самостоятельное  их  применение  в  стандартных  условиях — по  образцу, инструкции,  заданию,  по  алгоритму, —   и,  наконец,  умение  творчески  применять усвоенные  знания,  умения  и  навыки  в  измененных  ситуациях.

          В  поурочном  плане  четко  определяется  структура  урока,  которая  должна  согласовываться  с  логикой  учебного  процесса  и  соответствовать  его  закономерностям.  Со  структурой  урока  согласовывается  методика,  которая  определяется  для  каждого  этапа.  Методика  эта  должна  быть  гибкой  и  учитывать  главнейшие  факторы   и  условия,  оказывающие  заметное  влияние  на  результаты  урока.

      Основные  требования  к  педагогическому  руководству  учебно-воспитательной  деятельностью  школьников  заключается  в  следующем:  обеспечивать    познавательную    активность    детей    на   уроке,   рационально  

2

сочетать  словесные,  наглядные,  практические  методы  с  проблемными,  рассказ,  беседу,  работу  с  учебником,  информационно-коммуникационные  технологии  и  т. п.

          Постоянно  осуществлять  связь  данного  урока  с  предыдущим  на  основе  воспроизведения  учащимися  и  коррекции  учителем  опорных  знаний  и  практического  опыта,  обобщения  и  систематизации  знаний — понятий,  усвоенных  на  данном  уроке,  с  изученными  прежде.  Вооружать  учащихся  новыми  способами  выполнения  действий   и  формировать  на  их  основе  навыки  и  умения  применять  знания  на  практике,  самостоятельно  добывать,  пополнять  и  расширять  свои  знания.

       Постоянно  соблюдать  и  творчески  реализовать  на  уроке  все  дидактические  принципы  в  их  единстве  и  взаимосвязях.  В  арсенале  учителя  имеется  много  методов,  приемов  и  средств  для  успешного  решения  на  уроке  различных  дидактических  задач.

           Познавательный  интерес  можно  вызвать  или  усилить  включением  всех  учащихся  в  активную  учебную  деятельность,  доступную  им,  приносящую  радость  познания,  чувство  удовлетворения  успехом.

           Реализация  требований  единства  обучения,  воспитания  и  развития  детей  на  уроке  предполагает  осуществление  тесной  связи  теории  с  практикой,  обучения  с  жизнью,  с  применением  знаний  в  различных   жизненных  ситуациях  для  решения  задач  и  проблем.  Особое  внимание  следует  уделять  тем  детям,  которые  имеют  проблемы  в  знаниях,  следует  индивидуализировать  задания.

          Необходимо  осуществлять  систематический  контроль  за  качеством  усвоения  знаний,  умений   и  навыков  и  коррекцию  их  учебных  усилий.

       Постоянное  привлечение  учащихся  к  активной  познавательной  деятельности,  выполнению  практических  заданий  способствует  закреплению  знаний,  умений  и  навыков.  Не  потеряло  своего  значения  в  современных  условиях  и  повторение,  которое  способствуетобобщению  и  систематизации  основных  понятий,  усвоению  системы  знаний.

              Психологические  требования  к  уроку.

      Учитель  должен  всесторонне  изучать  и  учитывать  на  уроке  психологические  особенности  каждого  учащегося.

          Психологическое состояние учителя  и учащегося достаточно ощутимо  влияет  на  результаты  урока.  Настроение  учителя,  его  собранность  или  раздражительность  непосредственно  передаются  учащимся  и  в  определенной  мере  влияют  на  результативность  их  учебного  труда.

             Большое влияние на результаты урока  оказывает  отношение  учащихся   

к  знаниям,  учению,  которое  зависит  от  мотивов  учения,  потребности  в  расширении  знаний  и  других  факторов.

          Воздействие  на  мотивационную  сферу  личности  учащихся,  умелое  руководство  мотивами  учения  на  основе  формирования  интереса  к  знаниям  и  процессу  обучения  является  необходимой  стороной  деятельности  учителя  

3

на  уроке.

          Все  требования  к  учащимся  должны  быть  разумными,  проверен-ными,  доступными,  а  отношение  учителя  требовательным,  справедливым,  доброжелательным.  Соблюдение  педагогического  такта — одно  из  требований  к  учителю.

            Гигиенические  требования  к  уроку:

            -соблюдение  температурного  режима,

            -надлежащих  норм  освещения,

            -разумная  физическая  и  умственная  нагрузка  на  детей,

            -недопустимость  переутомления.

Для  предупреждения  умственного  переутомления  следует  избегать  однообразия  в  учебной  работе,  монотонности  изложения,  чередовать  виды  работы.  Целесообразно  проводить  физкультурные  паузы.

             Типы  уроков,  их  структура.

             Урок  усвоения  новых  знаний.

1. Актуализация  чувственного  опыта  и  опорных  знаний  учащихся.

2. Мотивация  учебной  деятельности  школьников.

3. Сообщение  темы,  цели,  задач  урока.

4. Восприятие  и  первичное  осознание  учащимися  нового  материала.

5. Осмысление  объективных  связей  и  отношений  в  изучаемом  материале  и

   раскрытие  внутренней  сущности  изучаемых  явлений.

6. Обобщение  и  систематизация  знаний.

7. Сообщение  домашнего  задания.

8. Подведение  итогов  урока.

             Урок  усвоения  новых   умений.

1. Актуализация  опорных  знаний  и  практического  опыта  учащихся  

   (предварительные  упражнения).

2. Мотивация  учебной  деятельности  школьников.

3. Сообщение  темы,  цели  и  задач  урока.

4. Изучение  нового  материала  (вводные  упражнения).

5. Первичное  применение  приобретенных  знаний  (пробные  упражнения).

6. Применение  учащимися  знаний  и  действий  в  стандартных  условиях  с  

   целью  усвоения  навыков  (тренировочные  упражнения).

7. Творческий  перенос  знаний  и  навыков  в  новые  или  измененные  условия

   с  целью формирования  умений  (творческие  упражнения).

8. Сообщение  домашнего  задания.

9. Итоги  урока.

4

             Урок  применения  навыков,  знаний   и  умений.

1. Актуализация  опорных  знаний  и  действий.

2. Усвоение  новых  знаний.

3. Формирование  элементарных  навыков  на  основании  применений  их  в  

   стандартных  условиях.

4. Формирование  дифференцированных  обобщенных  умений.

5. Творческое  применение  обобщенных  знаний,  умений  и навыков в  ситуа-

   циях,  приближенных  к  жизненным.

             Урок  обобщения  и  систематизации  знаний.

1. Мотивация  учебной  деятельности  школьников.

2. Сообщение  темы,  цели  и  задач  урока.

3. Обобщение  отдельных  фактов,  событий,  явлений.

4. Повторение  и  обобщение  понятий  и  усвоение  соответствующей  системы

   знаний.

5. Повторение  и  систематизация  основных  теоретических  положений  к  

   ведущим  идеям  науки.

6. Домашнее  задание.

7. Итоги  урока.

             Урок  контроля  и  коррекции  знаний,  умений  и  навыков.

1. Мотивация  учебной  деятельности  учащихся  и  сообщение  темы,  цели  и

   задачи  урока.

2. Проверка  знаний  учащимися  фактического  материала  и  умения  раскрыть

   элементарные  внешние  связи  и  предметах  и  явлениях.

3. Проверка  знаний  учащимися  основных  понятий  (законов)  и   умений

   самостоятельно  объяснять  их  сущность,  приводить  аргументы и  примеры.

4. Проверка  глубины  осмысления  учащимися  знаний.

5. Применение  учащимися  знаний  в  стандартных  условиях.

6. Применение  знаний  в  нестандартных  условиях.

7. Проверка,  анализ  и  оценка.

8. Домашнее  задание.

9. Итоги  урока.

             Комбинированный  урок.

1. Проверка  выполнения  учащимися  домашнего  задания  практического

   характера.

2. Проверка  ранее  усвоенных  знаний.

3. Мотивация  учения  школьников  и сообщения  темы,  цели  и  задачи  урока.

4. Восприятие  и  осознание  учащимися  нового   учебного  материала.

5. Осмысление,  обобщение  и  систематизация  знаний.

6. Сообщение  домашнего  задания.

7.Подведение  итогов  урока.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37646. Прохождение импульсов через реостатно – емкостные цепи 270.5 KB
  Цель работы: ознакомление с электрическими процессами в простейших реостатно – емкостных цепях при воздействии на них импульсных сигналов прямоугольной формы.
37647. Стабилизатор тока СТТ 655 KB
  Цель работы: определить неисправность в стабилизаторе тока СТТ. Оборудование: осциллограф С1 – 101, тренажер Т – 97, вольтметр В7 – 20.
37648. Генератор пилообразного напряжения 277.5 KB
  Цель работы: ознакомление с принципом действия генераторов пилообразных напряжений (ГПН). Оборудование: лабораторный стенд Е91А 2636, осциллограф С1 – 143, генератор сигналов – низкочастотный Г3 – 120.
37649. МІЖНАРОДНО-ПРАВОВА ОХОРОНА СЕРЕДОВИЩА СВІТОВОГО ОКЕАНУ, ТВАРИННОГО ТА РОСЛИННОГО СВІТУ 709.5 KB
  Мета курсової роботи залежить від пошуку ефективних шляхів, вкладених у гарантоване забезпечення сприятливого середовища Світового океану, тваринного та рослинного світу, екологічну безпеку із застосуванням міжнародно-правових екологічних принципів, і норм.
37650. Транзисторный ключ с нагрузкой индуктивного характера 326.5 KB
  Цель работы: ознакомление с особенностями переходных процессов в схемах транзисторных ключей с нагрузкой индуктивного характера. Оборудование: лабораторный стенд Е91А 2636, осциллограф С1 – 143, генератор сигналов – низкочастотный Г3 – 120.
37651. Усилитель высокой частоты УВЧ 998 KB
  Цель работы: определить неисправность в усилителе высокой частоты УВЧ. Оборудование: осциллограф С1 – 101, тренажер Т – 97, вольтметр В7 – 20.
37652. Блокинг – генератор 247.5 KB
  Для запуска блокинг – генератора в цепь эмиттера подается положительный импульс напряжения. Под действием этого импульса в цепи эмиттера возникает ток открывающий транзистор и вызывающий появление тока в цепи коллектора. Потенциал коллектора повышается, а на обмотке трансформатора, включенной в его цепь, появляется напряжение
37653. Усилитель импульсного напряжения УИН 839.5 KB
  Цель работы: определить неисправность в усилителе импульсного напряжения УИН. Оборудование: осциллограф С1 – 101, тренажер Т – 97, вольтметр В7 – 20.
37654. Усилитель постоянного тока УПТ 910 KB
  Цель работы: определить неисправность в усилителе постоянного тока УПТ. Оборудование: осциллограф С1 – 101, тренажер Т – 97, вольтметр В7 – 20.