55720

Взаимодействие участников коррекционного пространства в условиях спецшколы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи

Научная статья

Педагогика и дидактика

В законодательных документах усиленное внимание общества обращено к проблеме детей с особенностями психического и речевого развития и создания благоприятных условий для их социальной адаптации и реабилитации.

Русский

2014-03-28

43.5 KB

0 чел.

Взаимодействие

участников коррекционного пространства

в условиях спецшколы- интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Учитель-логопед: Воронина Е.Г.


В законодательных документах усиленное внимание общества обращено к проблеме детей с особенностями психического и речевого развития и создания благоприятных условий для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог быть включен в систему современных общественных отношений.

В подтверждении этому разработаны документы: - это концепция « Специальное обучение детей с особенностями психофизического и речевого развития в Украине»; « Реабилитация детей с ограниченными физическими и умственными возможностями»; « Об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»; новый «Проект Государственного стандарта начального образования для детей с особенностями в развитии.»

Реформирование образования сегодня осуществляется в направлении гуманизации и демократизации учебно - воспитательного процесса, приоритетности социально- духовного развития личности соответственно современным требованиям образования, внедрение инновационных коррекционных технологий. Одна из этих современных технологий – это инклюзивное обучение. В Украине уже разработаны базовые модели базового инклюзивного образования. Многие школы нашей области изъявили желание внедрять инклюзивное обучение в своих учреждениях, что предусматривает в дальнейшем полную, или частичную интеграцию детей с особенностями в развитии в массовое образование. В качестве одного из оптимальных развития интегрированных подходов предложена интеграция через раннюю коррекцию нарушенных функций.

Разрабатываются и экспериментально апробируются программы ранней психолого- педагогической коррекции отклонений в развитии и на этой основе как можно более ранней интеграции ребенка в социальную и общеобразовательную среду. Дети, имеющие речевые нарушения, подходят под ту категорию детей. Которые имеют возможность интегрированного обучения.

Поэтому сегодня, как никогда раннее, стоит вопрос о необходимости совершенствования и разработки новых форм коррекционного воздействия на детей с особенностями развития.

В прошлом учебном году мы провели семинар для директоров школ, которые внедряют инклюзивное образование и практически показали приоритетность и необходимость специального обучения и воспитания детей в условиях специальной школы интерната. Показали весь комплекс коррекционного воздействия, который осуществляется в нашей школе. Что же такое коррекционная работа. Это система специальных форм и методов, направленных на коррекцию речевой и психофизической патологии. Это комплексное воздействие на различные аспекты развития ребенка с нарушениями речевого и психофизического развития, поскольку наличие определенного дефекта не означает изолированного выпадения отдельной функции, а создает целостную картину атипичного развития. Поэтому коррекционные усилия направлены на устранение патологии в целом, на развитие познавательной деятельности, эмоционально -волевой сферы моторно- двигательных, речевых навыков. Этот процесс осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях:

1. Исправление дефекта в той, или иной сфере развития ребенка.

2. Способствует развитию личности в целом.

У детей нашей школы все чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психофизического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолевать недостатки в психомоторном развитии детей. Совершенно отчетливо установлено прямая зависимость эффективности диагностико-профилактической и коррекционной работы от уровня профессионального мастерства всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Поэтому выделяются шесть линий коррекционно образовательного процесса:

  1.  Логопед- ребенок с нарушениями речи;
  2.  Педагогический коллектив- ребенок с нарушениями речи;
  3.  Родители- ребенок с нарушениями речи;

Эти три коррекционные линии предусматривают оказание собственно коррекционно- речевой помощи.

В рамках линий:

4. Логопед- пед. коллектив

5. Логопед – родители

6. пед. коллектив – родители.

Осуществляются консультативно-методическое взаимодействие и содержательные контакты участников коррекционно педагогического процесса.

Вся учебно-воспитательная работа в нашей школе несет коррекционную направленность и осуществляется на протяжении всего учебного года на логопедических занятиях, уроках и во внеурочное время. Содержание коррекционно- развивающих занятий направленно на решение специфических задач, Обусловленных особенностями психофизического развития детей и реализуется через учебные предметы- это «логопедия», «развитие связной речи», логоритмика, лечебная физкультура. Учебным планом предусмотрены часы на индивидуальные логопедические занятия. Логопедическая работа проводится одновременно с медикаментозным и другими видами лечения.

Коррекционно - восстановительная работа начинается с психоло-медико-педагогического обследования детей. По результатам этого обследования комплектуются логопедические группы, составляется план индивидуальной и фронтальной работы, составляются развернутые рекомендации комплексного повышения речевой компетентности учащегося. Логопеды работают над звуковой стороной речи – коррекцией звукопроизношения, слоговой структурой слова, развитием слухового восприятия, устранением специфических нарушений чтения и письма, развитием логического мышления, фонематического слуха, речевой памяти. лексико – грамм. строя языка – т. е. тех сторон речи без которых невозможно обучение и усвоение программного материала.

Урок в специальной школе выполняет как образовательные, так и коррекционные задачи. Учитель применяет систему вспомогательных приемов и стимулов, побуждающих учащихся к познавательно и речевой активности.

Коррекционная работа в учебном процессе осуществляется на программном материале. Решение коррекционных задач на том или ином уроке проходит в соответствии с его дидактическими задачами. Не следует стремиться в каждый урок вставить все виды коррекционной деятельности. Это может привести к нарушению системы изложения учебной информации и усложнению усвоения учащимися учебных знаний, умений, навыков. На каждом уроке учитель обеспечивает достаточную речевую активность, правильное произношение уже поставленных звуков. Реализовывая коррекционные задачи на уроке при подготовке отбирает те формы и методы подачи материала, которые адекватно соответствуют речевым и интеллектуальным возможностям учащихся.

Наглядный материал не должен дезорганизовывать и дезориентировать учащихся, а должен соответствовать целевым заданиям. Учитель должен хорошо знать речевую и психофизическую патологию учащегося своего класса, терпеливо относиться к медлительности и слабой восприимчивости детей, уметь правильно реагировать на патологические проявления в поведении детей, стимулировать речевую и мыслительную активность учащихся, знать специальные методы и приемы обучения.

Речь учителя должна быть негромкая, но эмоциональная и образная, в несколько замедленном темпе, с четким проговариванием окончания слова и фразы, фразы должны быть короткими.

Роль воспитателя в едином коррекционном пространстве трудно переоценить. Так как большую часть своего времени дети проводят именно с ними.

На всех этапах своей работы воспитатель развивает и закрепляет навыки правильной речи, повышает речевую активность воспитанников, способствует их речевому общению. Как и учитель проводит работу по нормализации особенностей психического развития учащихся. Коррекция отношений ученика с одноклассниками и педагогами, которая является составной частью коррекционно-образовательного процесса, достигается и на уроках, и в ходе внеклассных и внешкольных занятий. Реализация данного вида коррекционной деятельности осуществляется как учителем, так и воспитателем. Такая работа очень индивидуальна, она базируется на данных наблюдений, диагностического исследования каждого ученика класса с учетом требований стандартов по социальной адаптации и особенностей поведения и взаимоотношений учащихся конкретного коллектива.

Большое значение в коррекционно-воспитательной работе имеет физическое воспитание. Коррекционная работа в этом направлении осуществляется путем правильной организации режима дня, строго выдерживаются нормы учебной нагрузки. Прививаются необходимые гигиенические навыки, проводятся оздоровительные мероприятия,

Практически у всех детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются остаточные явления перенесенных заболеваний центральной нервной системы, поэтому им просто необходима коррекция общей моторики.

Занятие лечебной физкультуры развивают точную координацию движений, укрепляют ц.н.с., общее физическое состояние, помогают их речевому развитию. Занятия Л,Ф,К. проводятся индивидуально и группами во внеурочное время. Группы комплектует доктор вместе со специалистом школы, который проводит занятия Л.Ф.К. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.

На занятиях логоритмики кроме развития общей моторики дети учатся координации движений с речью. На этих занятиях решаются несколько коррекционных целей:

- развивается фонематический слух;

-нормализуется темп и ритм речи, что совершенно необходимо детям с нарушениями эмоционально волевой сферы, развивается общая и речевая моторика, речевое дыхание, мелодико-интонационные стороны речи.

Музыкальный руководитель проводит работу по постановке диафрагмально-речевого дыхания, работает над просодической стороной речи.

Коррекционно восстановительная работа пе. Коллектива направлена на решение специфических задач, обусловленных особенностями психо- физического развития учащихся школы.

Созданные в школе необходимые условия позволяют осуществлять коррекционную работу на высоком уровне.

Только междисциплинарный и комплексный подход к коррекционной работе, включающий усилия всех специалистов школы, может быть результативным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49214. Виртуальная модель вертолета в среде MatLab 265.65 KB
  Математическое моделирование движителя вертолета. Создание виртуальной модели вертолета в среде VRBuilder. Особенностью моделируемого вертолета является то что используется движитель роль которого выполняет двигатель постоянного тока ДПТ.
49215. Разработка системы управления механизма передвижения тележки (мехатронного объекта) по схеме ТП-ДПТ 11.99 MB
  Целью данного курсового проекта является задача проектирования электромеханической системы (ЭМС) мехатронного модуля подъема мостового крана. Смысловая её реализации заключается в создании универсальных, надёжных и долговечных устройств, которые тем или иным образом помогали бы человеку решать поставленные перед ним задачи
49216. Разработка микропроцессорной системы управления подачей фурмы в конвертере 36.85 KB
  Разработать микропроцессорную систему управления подачей фурмы в конвертере. Разработать цифровое устройство управления подачей фурмы в конвертере. Например система управления положением кислородной фурмы осуществляет измерение и регулирование положения кислородной фурмы в соответствие с уставкой по положению фурмы над уровнем спокойной ванны с автоматической коррекцией на разгар футеровки и выдачей команды на отсечной клапан. Положение фурмы в разные этапы плавки: Первый период наведение шлака.
49217. Принципы функционирования плазменных телевизоров 904.34 KB
  В развитых странах телевизоры есть практически в каждом доме. Если в доме есть необходимые антенны и уж по крайней мере трудно не согласиться что антенна самый большой и заметный элемент приемной системы телезрители могут принимать несколько десятков каналов предающих массу программ от мыльных опер до фильмов о природе и дискуссий о политических событиях. Некоторые думают что выбирать телевизионный приемник лучше всего по цене то есть если цена большая то и все характеристики в норме. Есть еще телевизоры с разрешением экрана...
49218. Проектирование транзисторных широкодиапазонных передатчиков 348.55 KB
  Задачей курсового расчета является проектирование транзисторного широкодиапазонного радиопередающего устройства обеспечивающего формирование радиосигналов заданном рабочем диапазоне частот и заданную мощность выделяемую на нагрузке в состав которого входят следующие каскады: ОКГ опорный кварцевый генератор являющийся источником высокостабильных колебаний необходимо произвести расчет принципиальной схемы автогенератора с кварцевым резонатором в цепи обратной связи; ССЧ синтезатор сетки частот формирующий из опорной частоты...
49219. Комплексное исследование системы мотивации производственного персонала в Восточно-Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов, вокзал станции Черемхово 147.36 KB
  Разработка и практическое применение новых мотивационных систем непосредственно на самих предприятиях позволяют привлекать новых высококвалифицированных специалистов, способных на деле управлять как малыми, так и большими коллективами, ориентируясь преимущественно при этом на индивидуальное мотивирование в соответствии с количеством и качеством труда, затраченного индивидом.
49220. Разработать микропроцессорную систему и цифровое устройство управления подачей добавок в ДСП 637.56 KB
  Задание на курсовую работу: Разработать микропроцессорную систему управления подачей добавок в ДСП. Разработать цифровое устройство управления подачей добавок в ДСП. В настоящее время имеется достаточно большое количество вариантов оснащения ДСП различными устройства подачей добавок. При этом стоит задача управления отдельными локальными потоками подачи в печь добавок.
49221. Исследование фильтрационного потока от нагнетательной скважины к эксплуатационной и исследование нерадиального установившегося движения жидкости и газов к одной скважине 279.55 KB
  ВЫЯСНЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ФОРМЫ КОНТУРА ОБЛАСТИ ПИТАНИЯ НА ДЕБИТ СКВАЖИНЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ В ПЛАСТЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЛЬТРАЦИОННОГО ПОТОКА ОТ НАГНЕТАТЕЛЬНОЙ СКВАЖИНЫ К ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НЕРАДИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЖИДКОСТИ К СКВАЖИНЕ ПРИ КРУГОВОМ КОНТУРЕ ОБЛАСТИ...
49222. Разработка устройства для сигнализации давления в 6-ти точках 159.63 KB
  Идентифицировать номер датчика и сигнал01. Начало =6;B=1 Опрос датчика Вывод в порт № датчика K=0 да нет Вывод в порт Вывод в порт B=B1 B=B1 B B нет нет да да Конец Разработать устройство для сигнализации давления в 6ти точках. Идентифицировать номер датчика и сигнал01. Реализация программы управления на языке SSEMBLER MVI D 6 Колво датчиков = 6 MVI B 1 № первого датчика For IN1 Проводим опрос OUT 2 Подаем значение в порт0 или1 MOV B Выводим номер датчика OUT 3 Выводим этот номер в порт INR B 1 CMP D Сравнение с пред...