55720

Взаимодействие участников коррекционного пространства в условиях спецшколы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи

Научная статья

Педагогика и дидактика

В законодательных документах усиленное внимание общества обращено к проблеме детей с особенностями психического и речевого развития и создания благоприятных условий для их социальной адаптации и реабилитации.

Русский

2014-03-28

43.5 KB

0 чел.

Взаимодействие

участников коррекционного пространства

в условиях спецшколы- интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Учитель-логопед: Воронина Е.Г.


В законодательных документах усиленное внимание общества обращено к проблеме детей с особенностями психического и речевого развития и создания благоприятных условий для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог быть включен в систему современных общественных отношений.

В подтверждении этому разработаны документы: - это концепция « Специальное обучение детей с особенностями психофизического и речевого развития в Украине»; « Реабилитация детей с ограниченными физическими и умственными возможностями»; « Об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»; новый «Проект Государственного стандарта начального образования для детей с особенностями в развитии.»

Реформирование образования сегодня осуществляется в направлении гуманизации и демократизации учебно - воспитательного процесса, приоритетности социально- духовного развития личности соответственно современным требованиям образования, внедрение инновационных коррекционных технологий. Одна из этих современных технологий – это инклюзивное обучение. В Украине уже разработаны базовые модели базового инклюзивного образования. Многие школы нашей области изъявили желание внедрять инклюзивное обучение в своих учреждениях, что предусматривает в дальнейшем полную, или частичную интеграцию детей с особенностями в развитии в массовое образование. В качестве одного из оптимальных развития интегрированных подходов предложена интеграция через раннюю коррекцию нарушенных функций.

Разрабатываются и экспериментально апробируются программы ранней психолого- педагогической коррекции отклонений в развитии и на этой основе как можно более ранней интеграции ребенка в социальную и общеобразовательную среду. Дети, имеющие речевые нарушения, подходят под ту категорию детей. Которые имеют возможность интегрированного обучения.

Поэтому сегодня, как никогда раннее, стоит вопрос о необходимости совершенствования и разработки новых форм коррекционного воздействия на детей с особенностями развития.

В прошлом учебном году мы провели семинар для директоров школ, которые внедряют инклюзивное образование и практически показали приоритетность и необходимость специального обучения и воспитания детей в условиях специальной школы интерната. Показали весь комплекс коррекционного воздействия, который осуществляется в нашей школе. Что же такое коррекционная работа. Это система специальных форм и методов, направленных на коррекцию речевой и психофизической патологии. Это комплексное воздействие на различные аспекты развития ребенка с нарушениями речевого и психофизического развития, поскольку наличие определенного дефекта не означает изолированного выпадения отдельной функции, а создает целостную картину атипичного развития. Поэтому коррекционные усилия направлены на устранение патологии в целом, на развитие познавательной деятельности, эмоционально -волевой сферы моторно- двигательных, речевых навыков. Этот процесс осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях:

1. Исправление дефекта в той, или иной сфере развития ребенка.

2. Способствует развитию личности в целом.

У детей нашей школы все чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психофизического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолевать недостатки в психомоторном развитии детей. Совершенно отчетливо установлено прямая зависимость эффективности диагностико-профилактической и коррекционной работы от уровня профессионального мастерства всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Поэтому выделяются шесть линий коррекционно образовательного процесса:

  1.  Логопед- ребенок с нарушениями речи;
  2.  Педагогический коллектив- ребенок с нарушениями речи;
  3.  Родители- ребенок с нарушениями речи;

Эти три коррекционные линии предусматривают оказание собственно коррекционно- речевой помощи.

В рамках линий:

4. Логопед- пед. коллектив

5. Логопед – родители

6. пед. коллектив – родители.

Осуществляются консультативно-методическое взаимодействие и содержательные контакты участников коррекционно педагогического процесса.

Вся учебно-воспитательная работа в нашей школе несет коррекционную направленность и осуществляется на протяжении всего учебного года на логопедических занятиях, уроках и во внеурочное время. Содержание коррекционно- развивающих занятий направленно на решение специфических задач, Обусловленных особенностями психофизического развития детей и реализуется через учебные предметы- это «логопедия», «развитие связной речи», логоритмика, лечебная физкультура. Учебным планом предусмотрены часы на индивидуальные логопедические занятия. Логопедическая работа проводится одновременно с медикаментозным и другими видами лечения.

Коррекционно - восстановительная работа начинается с психоло-медико-педагогического обследования детей. По результатам этого обследования комплектуются логопедические группы, составляется план индивидуальной и фронтальной работы, составляются развернутые рекомендации комплексного повышения речевой компетентности учащегося. Логопеды работают над звуковой стороной речи – коррекцией звукопроизношения, слоговой структурой слова, развитием слухового восприятия, устранением специфических нарушений чтения и письма, развитием логического мышления, фонематического слуха, речевой памяти. лексико – грамм. строя языка – т. е. тех сторон речи без которых невозможно обучение и усвоение программного материала.

Урок в специальной школе выполняет как образовательные, так и коррекционные задачи. Учитель применяет систему вспомогательных приемов и стимулов, побуждающих учащихся к познавательно и речевой активности.

Коррекционная работа в учебном процессе осуществляется на программном материале. Решение коррекционных задач на том или ином уроке проходит в соответствии с его дидактическими задачами. Не следует стремиться в каждый урок вставить все виды коррекционной деятельности. Это может привести к нарушению системы изложения учебной информации и усложнению усвоения учащимися учебных знаний, умений, навыков. На каждом уроке учитель обеспечивает достаточную речевую активность, правильное произношение уже поставленных звуков. Реализовывая коррекционные задачи на уроке при подготовке отбирает те формы и методы подачи материала, которые адекватно соответствуют речевым и интеллектуальным возможностям учащихся.

Наглядный материал не должен дезорганизовывать и дезориентировать учащихся, а должен соответствовать целевым заданиям. Учитель должен хорошо знать речевую и психофизическую патологию учащегося своего класса, терпеливо относиться к медлительности и слабой восприимчивости детей, уметь правильно реагировать на патологические проявления в поведении детей, стимулировать речевую и мыслительную активность учащихся, знать специальные методы и приемы обучения.

Речь учителя должна быть негромкая, но эмоциональная и образная, в несколько замедленном темпе, с четким проговариванием окончания слова и фразы, фразы должны быть короткими.

Роль воспитателя в едином коррекционном пространстве трудно переоценить. Так как большую часть своего времени дети проводят именно с ними.

На всех этапах своей работы воспитатель развивает и закрепляет навыки правильной речи, повышает речевую активность воспитанников, способствует их речевому общению. Как и учитель проводит работу по нормализации особенностей психического развития учащихся. Коррекция отношений ученика с одноклассниками и педагогами, которая является составной частью коррекционно-образовательного процесса, достигается и на уроках, и в ходе внеклассных и внешкольных занятий. Реализация данного вида коррекционной деятельности осуществляется как учителем, так и воспитателем. Такая работа очень индивидуальна, она базируется на данных наблюдений, диагностического исследования каждого ученика класса с учетом требований стандартов по социальной адаптации и особенностей поведения и взаимоотношений учащихся конкретного коллектива.

Большое значение в коррекционно-воспитательной работе имеет физическое воспитание. Коррекционная работа в этом направлении осуществляется путем правильной организации режима дня, строго выдерживаются нормы учебной нагрузки. Прививаются необходимые гигиенические навыки, проводятся оздоровительные мероприятия,

Практически у всех детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются остаточные явления перенесенных заболеваний центральной нервной системы, поэтому им просто необходима коррекция общей моторики.

Занятие лечебной физкультуры развивают точную координацию движений, укрепляют ц.н.с., общее физическое состояние, помогают их речевому развитию. Занятия Л,Ф,К. проводятся индивидуально и группами во внеурочное время. Группы комплектует доктор вместе со специалистом школы, который проводит занятия Л.Ф.К. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.

На занятиях логоритмики кроме развития общей моторики дети учатся координации движений с речью. На этих занятиях решаются несколько коррекционных целей:

- развивается фонематический слух;

-нормализуется темп и ритм речи, что совершенно необходимо детям с нарушениями эмоционально волевой сферы, развивается общая и речевая моторика, речевое дыхание, мелодико-интонационные стороны речи.

Музыкальный руководитель проводит работу по постановке диафрагмально-речевого дыхания, работает над просодической стороной речи.

Коррекционно восстановительная работа пе. Коллектива направлена на решение специфических задач, обусловленных особенностями психо- физического развития учащихся школы.

Созданные в школе необходимые условия позволяют осуществлять коррекционную работу на высоком уровне.

Только междисциплинарный и комплексный подход к коррекционной работе, включающий усилия всех специалистов школы, может быть результативным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40354. Галлюцинаторно-параноидный синдром (синдром Кандинского — Клерамбо) 32 KB
  В структуру галлюцинаторнопараноидного синдрома Кандинского Клерамбо входят также псевдогаллюцинации зрительные слуховые обонятельные вкусовые тактильные висцеральные кинестетические обманы восприятия отличаемые больными от реальных объектов и имеющие характер сделанности. В зависимости от превалирования в клинической картине галлюцинаторнобредового синдрома галлюцинаторных или бредовых расстройств выделяют галлюцинаторный и бредовой варианты описываемого синдрома. О галлюцинаторном варианте говорят в случаях преобладания в картине...
40355. ДИСМОРФОФОБИЯ (ДИСМОРФОМАНИЯ) 33.5 KB
  В основе переживаний могут лежать действительные физические недостатки крупный нос полноватая фигура и т. Темой дисморфофобических переживаний чаще всего служат недостатки лица уродливый нос торчащие уши слишком круглое лицо то или иное строение рта форма губ или фигуры чрезмерная полнота или худоба и т. Темой болезненных переживаний может быть не только строение тела но и различные функции в частности неприятный запах кишеч ные газы запах от гениталий изо рта. Тема болезненных переживаний сохраняется в неизменном виде на...
40356. Смешанное расстройство личности. Декомпенсация. Тревожно-фобический синдром 24.91 KB
  До поступления больная жаловалась на постоянную необоснованную ревность к своему мужу мешавшая ей полноценной жизни подозревала всех родных и друзей в измене и лжи. Бабушка отца испытывала тревогу и недоверие к окружающим как сама больная. Младшая сестра пациентки которой 12 лет также страдает энурезом как больная в том возрасте и также испытывает недоверие к родным и друзьям.В позе Ромберга больная устойчива.
40357. Шизофрения, параноидная форма. Парафренный синдром 60.5 KB
  При осмотре кожных покровов: кожа бледно розовая нормальной влажности и температуры пролежней сыпей расчесов участков шелушений нет кровоизлияний сосудистых звездочек нет тургор кожи сохранен. При осмотре видимые слизистые оболочки розовые кровоизлиянийизъязвлений корочек нет. Пальцы и ногти обычной формы барабанных палочек и часовых стекол нет ногти на руках и ногах блестящие ровные исчерченности и ломкости ногтей нет. Питание избыточное подкожножировая клетчатка развита чрезмерно отеков нет.
40358. Среднепроградиентная шизофрения. Синдром Кандинского-Клерамбо 50.5 KB
  после многократных стрессов сокращение штатов на работе смерть отца сестры брата бабушки которые больная переносила очень тяжело. Через 3 дня больная услышала голос духа который успокаивал ее говорил что она является избранником для передачи духовного мира называл ее своим ребенком был ласков. Дух часто заставлял больную совершать ненужные телодвижения показывал ей картины мира зла и добра при общении с посторонними людьми указывал на хороших и злых людей злых людей больная видела с красными глазами. Иногда...
40359. Депрессивный и маниакальный синдромы в анамнезе 41.5 KB
  В это время дома был сын тогда ему было 12 лет. За это время со слов родственников сын старшая сестра неоднократно были эпизоды повышенной активности интенсивной деятельности освоения новой профессии бухгалтерский учет спонтанного ухода с прежнего места работы поиска новой. Последнее время чувствовала себя очень хорошо была полна сил энергией и множеством идей. Последнее время находясь на пенсии работала дизайнером штор но поссорилась с коллективом и уволилась.
40360. Математическая модель узла абсорбции оксидов азота водой в производстве разбавленной азотной кислоты 6.14 MB
  Для реализации данной задачи инженер должен решить две основные задачи: проектирование и создание новых высокоэффективных технологических процессов либо эксплуатация уже существующих производств, их интенсификация и повышение эффективности их функционирования.
40361. Трудовая экспертиза 55 KB
  При стойком снижении или утрате трудоспособности больному определяется одна из трех групп инвалидности. Правительством РФ было принято специальное положение вменявшее решение вопросов инвалидности созданным на основе прежних ВТЭК Бюро медикосоциальной экспертизы МСЭК2. Вновь разработанные критерии определения инвалидности в отличие от прежних ориентированных преимущественно на трудоспособность больного основываются на трех основных признаках: 1 нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма обусловленное заболеванием...
40362. Невроз, депрессивно-фобическая форма 35 KB
  Панические атаки неожиданно возникающий и быстро в течение нескольких минут нарастающий симптомокомплекс вегетативных расстройств синдром Da Costa сердцебиение стеснение в груди ощущение удушья нехватки воздуха потливость головокружение сочетающийся с ощущением надвигающейся смерти страхом потери сознания либо потери контроля над собой сумасшествия. Клинический диагноз: на основе характерного симптомокомплекса психопатолгических расстройств можно поставить диагноз невроз депрессивнофобическая форма. Дифференциальный...