55720

Взаимодействие участников коррекционного пространства в условиях спецшколы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи

Научная статья

Педагогика и дидактика

В законодательных документах усиленное внимание общества обращено к проблеме детей с особенностями психического и речевого развития и создания благоприятных условий для их социальной адаптации и реабилитации.

Русский

2014-03-28

43.5 KB

0 чел.

Взаимодействие

участников коррекционного пространства

в условиях спецшколы- интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Учитель-логопед: Воронина Е.Г.


В законодательных документах усиленное внимание общества обращено к проблеме детей с особенностями психического и речевого развития и создания благоприятных условий для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог быть включен в систему современных общественных отношений.

В подтверждении этому разработаны документы: - это концепция « Специальное обучение детей с особенностями психофизического и речевого развития в Украине»; « Реабилитация детей с ограниченными физическими и умственными возможностями»; « Об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»; новый «Проект Государственного стандарта начального образования для детей с особенностями в развитии.»

Реформирование образования сегодня осуществляется в направлении гуманизации и демократизации учебно - воспитательного процесса, приоритетности социально- духовного развития личности соответственно современным требованиям образования, внедрение инновационных коррекционных технологий. Одна из этих современных технологий – это инклюзивное обучение. В Украине уже разработаны базовые модели базового инклюзивного образования. Многие школы нашей области изъявили желание внедрять инклюзивное обучение в своих учреждениях, что предусматривает в дальнейшем полную, или частичную интеграцию детей с особенностями в развитии в массовое образование. В качестве одного из оптимальных развития интегрированных подходов предложена интеграция через раннюю коррекцию нарушенных функций.

Разрабатываются и экспериментально апробируются программы ранней психолого- педагогической коррекции отклонений в развитии и на этой основе как можно более ранней интеграции ребенка в социальную и общеобразовательную среду. Дети, имеющие речевые нарушения, подходят под ту категорию детей. Которые имеют возможность интегрированного обучения.

Поэтому сегодня, как никогда раннее, стоит вопрос о необходимости совершенствования и разработки новых форм коррекционного воздействия на детей с особенностями развития.

В прошлом учебном году мы провели семинар для директоров школ, которые внедряют инклюзивное образование и практически показали приоритетность и необходимость специального обучения и воспитания детей в условиях специальной школы интерната. Показали весь комплекс коррекционного воздействия, который осуществляется в нашей школе. Что же такое коррекционная работа. Это система специальных форм и методов, направленных на коррекцию речевой и психофизической патологии. Это комплексное воздействие на различные аспекты развития ребенка с нарушениями речевого и психофизического развития, поскольку наличие определенного дефекта не означает изолированного выпадения отдельной функции, а создает целостную картину атипичного развития. Поэтому коррекционные усилия направлены на устранение патологии в целом, на развитие познавательной деятельности, эмоционально -волевой сферы моторно- двигательных, речевых навыков. Этот процесс осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях:

1. Исправление дефекта в той, или иной сфере развития ребенка.

2. Способствует развитию личности в целом.

У детей нашей школы все чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психофизического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолевать недостатки в психомоторном развитии детей. Совершенно отчетливо установлено прямая зависимость эффективности диагностико-профилактической и коррекционной работы от уровня профессионального мастерства всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Поэтому выделяются шесть линий коррекционно образовательного процесса:

  1.  Логопед- ребенок с нарушениями речи;
  2.  Педагогический коллектив- ребенок с нарушениями речи;
  3.  Родители- ребенок с нарушениями речи;

Эти три коррекционные линии предусматривают оказание собственно коррекционно- речевой помощи.

В рамках линий:

4. Логопед- пед. коллектив

5. Логопед – родители

6. пед. коллектив – родители.

Осуществляются консультативно-методическое взаимодействие и содержательные контакты участников коррекционно педагогического процесса.

Вся учебно-воспитательная работа в нашей школе несет коррекционную направленность и осуществляется на протяжении всего учебного года на логопедических занятиях, уроках и во внеурочное время. Содержание коррекционно- развивающих занятий направленно на решение специфических задач, Обусловленных особенностями психофизического развития детей и реализуется через учебные предметы- это «логопедия», «развитие связной речи», логоритмика, лечебная физкультура. Учебным планом предусмотрены часы на индивидуальные логопедические занятия. Логопедическая работа проводится одновременно с медикаментозным и другими видами лечения.

Коррекционно - восстановительная работа начинается с психоло-медико-педагогического обследования детей. По результатам этого обследования комплектуются логопедические группы, составляется план индивидуальной и фронтальной работы, составляются развернутые рекомендации комплексного повышения речевой компетентности учащегося. Логопеды работают над звуковой стороной речи – коррекцией звукопроизношения, слоговой структурой слова, развитием слухового восприятия, устранением специфических нарушений чтения и письма, развитием логического мышления, фонематического слуха, речевой памяти. лексико – грамм. строя языка – т. е. тех сторон речи без которых невозможно обучение и усвоение программного материала.

Урок в специальной школе выполняет как образовательные, так и коррекционные задачи. Учитель применяет систему вспомогательных приемов и стимулов, побуждающих учащихся к познавательно и речевой активности.

Коррекционная работа в учебном процессе осуществляется на программном материале. Решение коррекционных задач на том или ином уроке проходит в соответствии с его дидактическими задачами. Не следует стремиться в каждый урок вставить все виды коррекционной деятельности. Это может привести к нарушению системы изложения учебной информации и усложнению усвоения учащимися учебных знаний, умений, навыков. На каждом уроке учитель обеспечивает достаточную речевую активность, правильное произношение уже поставленных звуков. Реализовывая коррекционные задачи на уроке при подготовке отбирает те формы и методы подачи материала, которые адекватно соответствуют речевым и интеллектуальным возможностям учащихся.

Наглядный материал не должен дезорганизовывать и дезориентировать учащихся, а должен соответствовать целевым заданиям. Учитель должен хорошо знать речевую и психофизическую патологию учащегося своего класса, терпеливо относиться к медлительности и слабой восприимчивости детей, уметь правильно реагировать на патологические проявления в поведении детей, стимулировать речевую и мыслительную активность учащихся, знать специальные методы и приемы обучения.

Речь учителя должна быть негромкая, но эмоциональная и образная, в несколько замедленном темпе, с четким проговариванием окончания слова и фразы, фразы должны быть короткими.

Роль воспитателя в едином коррекционном пространстве трудно переоценить. Так как большую часть своего времени дети проводят именно с ними.

На всех этапах своей работы воспитатель развивает и закрепляет навыки правильной речи, повышает речевую активность воспитанников, способствует их речевому общению. Как и учитель проводит работу по нормализации особенностей психического развития учащихся. Коррекция отношений ученика с одноклассниками и педагогами, которая является составной частью коррекционно-образовательного процесса, достигается и на уроках, и в ходе внеклассных и внешкольных занятий. Реализация данного вида коррекционной деятельности осуществляется как учителем, так и воспитателем. Такая работа очень индивидуальна, она базируется на данных наблюдений, диагностического исследования каждого ученика класса с учетом требований стандартов по социальной адаптации и особенностей поведения и взаимоотношений учащихся конкретного коллектива.

Большое значение в коррекционно-воспитательной работе имеет физическое воспитание. Коррекционная работа в этом направлении осуществляется путем правильной организации режима дня, строго выдерживаются нормы учебной нагрузки. Прививаются необходимые гигиенические навыки, проводятся оздоровительные мероприятия,

Практически у всех детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются остаточные явления перенесенных заболеваний центральной нервной системы, поэтому им просто необходима коррекция общей моторики.

Занятие лечебной физкультуры развивают точную координацию движений, укрепляют ц.н.с., общее физическое состояние, помогают их речевому развитию. Занятия Л,Ф,К. проводятся индивидуально и группами во внеурочное время. Группы комплектует доктор вместе со специалистом школы, который проводит занятия Л.Ф.К. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.

На занятиях логоритмики кроме развития общей моторики дети учатся координации движений с речью. На этих занятиях решаются несколько коррекционных целей:

- развивается фонематический слух;

-нормализуется темп и ритм речи, что совершенно необходимо детям с нарушениями эмоционально волевой сферы, развивается общая и речевая моторика, речевое дыхание, мелодико-интонационные стороны речи.

Музыкальный руководитель проводит работу по постановке диафрагмально-речевого дыхания, работает над просодической стороной речи.

Коррекционно восстановительная работа пе. Коллектива направлена на решение специфических задач, обусловленных особенностями психо- физического развития учащихся школы.

Созданные в школе необходимые условия позволяют осуществлять коррекционную работу на высоком уровне.

Только междисциплинарный и комплексный подход к коррекционной работе, включающий усилия всех специалистов школы, может быть результативным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68426. Экологические факторы окружающей среды. Абиотические факторы 282 KB
  В числе факторов неживой природы присутствуют физические космические климатические орографические почвенные и химические компоненты воздуха воды кислотность и иные химические свойства почвы примеси промышленного происхождения.
68427. Биотические и антропогенные факторы 46 KB
  Например в тканях дерева в древесине лубе коре развиваются многие грибы плодовые тела которых трутовики можно видеть на поверхности ствола; внутри листьев плодов стеблей травянистых и древесных растений живет множество насекомых и других беспозвоночных а дупла деревьев обычное место...
68428. Биотические факторы. Общие закономерности взаимодействия организмов и экологических факторов 283 KB
  Биотические факторы наземной и водной среды почв Биологически активные вещества живых организмов Антропогенные факторы Общие закономерности взаимодействия организмов и экологических факторов Понятие лимитирующего фактора.
68429. Виды и характер загрязнения окружающей среды 106.5 KB
  Источники загрязнения окружающей среды Загрязнение окружающей среды это поступление в среду любых веществ твердых жидких газообразных или видов энергии тепла шума радиоактивности в таких количествах которые оказывают вредное влияние на человека животных и растения...
68430. Экстремальные воздействия на биосферу 76 KB
  К экстремальным относят такие воздействия, которые создают неустойчивые и неблагоприятные условия существования человека и естественных экосистем и нередко приводят к их гибели. Экстремальные воздействия на природную окружающую среду могут иметь антропогенный...
68431. Виды природных ресурсов 30 KB
  Источниками энергии на нашей планете являются Солнце вода горючие полезные ископаемые тепло земной коры ветер. В середине 20 века эти природные источники энергии дополнились рукотворными расщепление атомных ядер. И хотя общее потребление энергии неуклонно возрастает участие в нём отдельных...
68432. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье населения 35 KB
  Основную тревогу вызывает разрушительное действие загрязнения биосферы на здоровье человека. Характер такого действия может быть самым различным: это прежде всего: 1 токсическое действие многих химических веществ приводящих к острому или хроническому отравлению организма.
68433. Экологический мониторинг 37 KB
  Переход биосферы в ноосферу предусматривает управление развитием общества, с одной стороны, и биосферы - с другой, что должно в будущем не только исключить всякие отрицательные последствия - природопользования, но и исправить те, что уже имели место.
68434. Санитарно-гигиеническое нормирование 156 KB
  Нормирование качества окружающей природной среды - это деятельность по установлению нормативов предельно допустимых воздействий человека на природу. Под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных и других интересов человека...