55720

Взаимодействие участников коррекционного пространства в условиях спецшколы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи

Научная статья

Педагогика и дидактика

В законодательных документах усиленное внимание общества обращено к проблеме детей с особенностями психического и речевого развития и создания благоприятных условий для их социальной адаптации и реабилитации.

Русский

2014-03-28

43.5 KB

0 чел.

Взаимодействие

участников коррекционного пространства

в условиях спецшколы- интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Учитель-логопед: Воронина Е.Г.


В законодательных документах усиленное внимание общества обращено к проблеме детей с особенностями психического и речевого развития и создания благоприятных условий для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог быть включен в систему современных общественных отношений.

В подтверждении этому разработаны документы: - это концепция « Специальное обучение детей с особенностями психофизического и речевого развития в Украине»; « Реабилитация детей с ограниченными физическими и умственными возможностями»; « Об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»; новый «Проект Государственного стандарта начального образования для детей с особенностями в развитии.»

Реформирование образования сегодня осуществляется в направлении гуманизации и демократизации учебно - воспитательного процесса, приоритетности социально- духовного развития личности соответственно современным требованиям образования, внедрение инновационных коррекционных технологий. Одна из этих современных технологий – это инклюзивное обучение. В Украине уже разработаны базовые модели базового инклюзивного образования. Многие школы нашей области изъявили желание внедрять инклюзивное обучение в своих учреждениях, что предусматривает в дальнейшем полную, или частичную интеграцию детей с особенностями в развитии в массовое образование. В качестве одного из оптимальных развития интегрированных подходов предложена интеграция через раннюю коррекцию нарушенных функций.

Разрабатываются и экспериментально апробируются программы ранней психолого- педагогической коррекции отклонений в развитии и на этой основе как можно более ранней интеграции ребенка в социальную и общеобразовательную среду. Дети, имеющие речевые нарушения, подходят под ту категорию детей. Которые имеют возможность интегрированного обучения.

Поэтому сегодня, как никогда раннее, стоит вопрос о необходимости совершенствования и разработки новых форм коррекционного воздействия на детей с особенностями развития.

В прошлом учебном году мы провели семинар для директоров школ, которые внедряют инклюзивное образование и практически показали приоритетность и необходимость специального обучения и воспитания детей в условиях специальной школы интерната. Показали весь комплекс коррекционного воздействия, который осуществляется в нашей школе. Что же такое коррекционная работа. Это система специальных форм и методов, направленных на коррекцию речевой и психофизической патологии. Это комплексное воздействие на различные аспекты развития ребенка с нарушениями речевого и психофизического развития, поскольку наличие определенного дефекта не означает изолированного выпадения отдельной функции, а создает целостную картину атипичного развития. Поэтому коррекционные усилия направлены на устранение патологии в целом, на развитие познавательной деятельности, эмоционально -волевой сферы моторно- двигательных, речевых навыков. Этот процесс осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях:

1. Исправление дефекта в той, или иной сфере развития ребенка.

2. Способствует развитию личности в целом.

У детей нашей школы все чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психофизического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолевать недостатки в психомоторном развитии детей. Совершенно отчетливо установлено прямая зависимость эффективности диагностико-профилактической и коррекционной работы от уровня профессионального мастерства всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Поэтому выделяются шесть линий коррекционно образовательного процесса:

  1.  Логопед- ребенок с нарушениями речи;
  2.  Педагогический коллектив- ребенок с нарушениями речи;
  3.  Родители- ребенок с нарушениями речи;

Эти три коррекционные линии предусматривают оказание собственно коррекционно- речевой помощи.

В рамках линий:

4. Логопед- пед. коллектив

5. Логопед – родители

6. пед. коллектив – родители.

Осуществляются консультативно-методическое взаимодействие и содержательные контакты участников коррекционно педагогического процесса.

Вся учебно-воспитательная работа в нашей школе несет коррекционную направленность и осуществляется на протяжении всего учебного года на логопедических занятиях, уроках и во внеурочное время. Содержание коррекционно- развивающих занятий направленно на решение специфических задач, Обусловленных особенностями психофизического развития детей и реализуется через учебные предметы- это «логопедия», «развитие связной речи», логоритмика, лечебная физкультура. Учебным планом предусмотрены часы на индивидуальные логопедические занятия. Логопедическая работа проводится одновременно с медикаментозным и другими видами лечения.

Коррекционно - восстановительная работа начинается с психоло-медико-педагогического обследования детей. По результатам этого обследования комплектуются логопедические группы, составляется план индивидуальной и фронтальной работы, составляются развернутые рекомендации комплексного повышения речевой компетентности учащегося. Логопеды работают над звуковой стороной речи – коррекцией звукопроизношения, слоговой структурой слова, развитием слухового восприятия, устранением специфических нарушений чтения и письма, развитием логического мышления, фонематического слуха, речевой памяти. лексико – грамм. строя языка – т. е. тех сторон речи без которых невозможно обучение и усвоение программного материала.

Урок в специальной школе выполняет как образовательные, так и коррекционные задачи. Учитель применяет систему вспомогательных приемов и стимулов, побуждающих учащихся к познавательно и речевой активности.

Коррекционная работа в учебном процессе осуществляется на программном материале. Решение коррекционных задач на том или ином уроке проходит в соответствии с его дидактическими задачами. Не следует стремиться в каждый урок вставить все виды коррекционной деятельности. Это может привести к нарушению системы изложения учебной информации и усложнению усвоения учащимися учебных знаний, умений, навыков. На каждом уроке учитель обеспечивает достаточную речевую активность, правильное произношение уже поставленных звуков. Реализовывая коррекционные задачи на уроке при подготовке отбирает те формы и методы подачи материала, которые адекватно соответствуют речевым и интеллектуальным возможностям учащихся.

Наглядный материал не должен дезорганизовывать и дезориентировать учащихся, а должен соответствовать целевым заданиям. Учитель должен хорошо знать речевую и психофизическую патологию учащегося своего класса, терпеливо относиться к медлительности и слабой восприимчивости детей, уметь правильно реагировать на патологические проявления в поведении детей, стимулировать речевую и мыслительную активность учащихся, знать специальные методы и приемы обучения.

Речь учителя должна быть негромкая, но эмоциональная и образная, в несколько замедленном темпе, с четким проговариванием окончания слова и фразы, фразы должны быть короткими.

Роль воспитателя в едином коррекционном пространстве трудно переоценить. Так как большую часть своего времени дети проводят именно с ними.

На всех этапах своей работы воспитатель развивает и закрепляет навыки правильной речи, повышает речевую активность воспитанников, способствует их речевому общению. Как и учитель проводит работу по нормализации особенностей психического развития учащихся. Коррекция отношений ученика с одноклассниками и педагогами, которая является составной частью коррекционно-образовательного процесса, достигается и на уроках, и в ходе внеклассных и внешкольных занятий. Реализация данного вида коррекционной деятельности осуществляется как учителем, так и воспитателем. Такая работа очень индивидуальна, она базируется на данных наблюдений, диагностического исследования каждого ученика класса с учетом требований стандартов по социальной адаптации и особенностей поведения и взаимоотношений учащихся конкретного коллектива.

Большое значение в коррекционно-воспитательной работе имеет физическое воспитание. Коррекционная работа в этом направлении осуществляется путем правильной организации режима дня, строго выдерживаются нормы учебной нагрузки. Прививаются необходимые гигиенические навыки, проводятся оздоровительные мероприятия,

Практически у всех детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются остаточные явления перенесенных заболеваний центральной нервной системы, поэтому им просто необходима коррекция общей моторики.

Занятие лечебной физкультуры развивают точную координацию движений, укрепляют ц.н.с., общее физическое состояние, помогают их речевому развитию. Занятия Л,Ф,К. проводятся индивидуально и группами во внеурочное время. Группы комплектует доктор вместе со специалистом школы, который проводит занятия Л.Ф.К. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.

На занятиях логоритмики кроме развития общей моторики дети учатся координации движений с речью. На этих занятиях решаются несколько коррекционных целей:

- развивается фонематический слух;

-нормализуется темп и ритм речи, что совершенно необходимо детям с нарушениями эмоционально волевой сферы, развивается общая и речевая моторика, речевое дыхание, мелодико-интонационные стороны речи.

Музыкальный руководитель проводит работу по постановке диафрагмально-речевого дыхания, работает над просодической стороной речи.

Коррекционно восстановительная работа пе. Коллектива направлена на решение специфических задач, обусловленных особенностями психо- физического развития учащихся школы.

Созданные в школе необходимые условия позволяют осуществлять коррекционную работу на высоком уровне.

Только междисциплинарный и комплексный подход к коррекционной работе, включающий усилия всех специалистов школы, может быть результативным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6953. Синтез богословия, философии и науки в трудах св. Августина и Фомы Аквинского 40.5 KB
  Синтез богословия, философии и науки в трудах св. Августина и Фомы Аквинского Для древних народов, как известно, было характерно единство двух путей познания окружающего мира - пути сердца и пути разума, которое исключало  расчлененность богосл...
6954. Бэкон и его индуктивный метод 113 KB
  Бэкон и его индуктивный метод Введение Имя Фрэнсиса Бэкона - из числа тех имен в истории человечества, которые не принадлежат безраздельно какой-то одной отрасли знания, культуры или политики, как не принадлежат они одной эпохе или одной стране. Он ...
6955. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции 96 KB
  Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции Декарт - основоположник рационализма, значение его философии. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) - видный французский философ и ученый математик....
6956. Спиноза: учение о субстанции 26 KB
  Б. Спиноза: учение о субстанции Слабым пунктом учения Декарта был неопределенный статус субстанций: с одной стороны, подлинным бытием обладала только бесконечная субстанция - Бог, а конечные, то есть сотворенные, субстанции находились в зависим...
6957. Дільниця технічного обслуговування та поточного ремонту автомобілів КАВЗ-3270 ТА ПАЗ-32054 549 KB
  Важливі науково-технічні відкриття привели до корінних змін у структурі світової економіки, індустріалізації побуту включили у сферу виробництва і збуту нові моделі машин, устаткування, нові матеріали і технології змінили організацію вир...
6958. Визначення зусилля і питоме зусилля об’ємного осаджування циліндричної заготовки d=200мм і висотою h=300мм, інженерним методом розрахунків 147.5 KB
  Теоретичні відомості Осадкою називають технологічну операцію, за допомогою якої зменшують висоту заготівки з одночасним збільшенням її поперечних розмірів. У технологічних процесах кування осадка застосовуємся, як основна так і попередня операція...
6959. Економіка праці та соціально-трудових відносин 703 KB
  Тема1 Ринок праці в економічній системі План лекції: 1.Поняття ринку праці, його елементи і функції 2.Структура, типи і сегменти ринків праці 3.Теоретичні основи аналізу ринку праці Рекомендована література до теми: 1. Богиня Д. П. Основи економік...
6960. Проектирование винтового горизонтального конвейера 248 KB
  Задание Спроектировать винтовой горизонтальный конвейер со следующими параметрами: Производительность Q = 4 т/ч Длина конвейера L = 15 м Транспортируемый материал– зола сухая. Рис.1 Схема винтового конвейера...
6961. Экономика предприятия. Учебный курс 1.58 MB
  В учебном пособии Экономика предприятий дается представление о производственном предприятии как целостной организационно-экономической и социальной системе. Подробно рассмотрены темы, касающиеся обоснования потребности предприятия в основных ресурса...