55731

Семья, родня, род

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: обобщить и систематизировать знания учеников о семье и её значении в жизни людей; учить детей понимать историю своего рода семьи; развивать наблюдательность мышление речь внимание память; воспитывать уважение и любовь...

Русский

2014-03-28

76 KB

0 чел.

Интегрированный  мультимедийный  урок  «Я и Украина» и «Обучение грамоте» в 1 классе.

Тема: «Семья, родня, род»

Цель: обобщить и систематизировать знания учеников о семье и её значении в жизни людей;

учить детей понимать историю своего рода, семьи;

развивать наблюдательность, мышление, речь, внимание, память;

воспитывать уважение и любовь к своей семье, бережное отношение к семейным традициям, желание заботиться о членах своей семьи.

Тип урока: комбинированный с воспитательной доминантой; урок -  устный журнал.

Оборудование: мультимедийный ПК  (ПК с установленным ПО для воспроизведения аудио и видео файлов); видео фрагменты со звуковым сопровождением ( заставки страниц журнала, видео интервью, заставки физкультминутки, «волшебной шкатулки», релаксации и др.); тексты для каждого ученика; карточки для работы  в парах и группах; детские творческие работы: «История моего рода», рисунки «Моя семья», аппликации «Подсолнухи».     

                                      Ход урока

I Этап ориентации.

1. Организация класса. Создание эмоционального фона.

- Ребята,   поприветсвуем наших гостей и улыбнёмся им.

На доске прикреплён макет солнышка.

Учитель: Улыбнёмся солнышку:

Дети: Здравствуй, золотистое!

Учитель: Улыбнёмся друг другу,

Дети: И посмотрим ласково!

Учитель: Пусть сегодня в каждое сердце

Дети: Солнышко прибавит тепла!

Учитель: А мы с вами улыбнёмся,

Дети: Пожелаем друг другу добра!

- Давайте в таком прекрасном настроении и проведём урок, и подарим друг другу радость общения.

- Сегодня мы заканчиваем изучать большую и интересную тему.

- Какую? («Семья, родня, род»)

- Урок у нас будет не обычный потому, что  к нам в гости придёт  электронный журнал. ( видеозаставка «Обложка журнала» без названия)

- Отгадать его название поможет ребус: «7  Я». (Семья)

  •  Правильно «Семья». ( видеозаставка «Обложка журнала» с названием и план урока)

2.  Мотивация  учебной  деятельности

- Почему поговорить о семье для нас так важно?

 На этот вопрос нам поможет ответить  страничка нашего журнала «Свободный микрофон» и видеосюжет, где вы делитесь своими мыслями.  

- Что человеку  дороже всего в жизни и почему? (Семья, родные и близкие, природа, Родина)

(Видеосюжет «Свободный микрофон»).

- Так, что же для человека самое дорогое? (Семья!)

II Этап целеполагания.

1. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня поговорим о тех, кто любит и ценит нас больше всего на свете, о тех, кто заботится о нашем здоровье и кому мы обязаны своей жизнью.

Мы поговорим о семье, о слагаемых семейного счастья и благополучия.

III Этап  проектирования.

План нашего урока:

1. Самый ценный клад

2. Родословная

3.  Как живёшь семья большая

4. Мы все – одна семья

IV Этап организации исполнения плана деятельности.

1. Обобщение и систематизация знаний.

  1.  Видеосюжет «Волшебная шкатулка»

- В этой волшебной  шкатулке – самый ценный клад на планете Земля.

Читает учитель.

Из чего наш мир состоит?

Из дубка, что в поле стоит,

Из высоких гор с сединой,

И ещё – из тебя со мной.

(В видеосюжете из шкатулки появляются фотографии детей -  учеников 1 класса).

- Кто же самый ценный клад? (Мы)

- Да, это вы ребята. Каждый из вас  неповторимая личность и такого человека, как вы больше нет.

                                                                  

  1.  Следующая страничка нашего журнала «Родословная». (заставка страницы журнала)

- Человек всю жизнь проводит в семье: сначала в родительской, потом – в своей.

- Сейчас мы хором прочитаем стихотворение Е. Благининой и попробуем отгадать, какое название дал ему автор.

 - На экране заставка и текст стихотворения.

Семья – это мамины нежные руки,

Семья – это папины сильные плечи,

Семья – это деда глаза молодые,

Семья – это бабушки пряди седые.

Семья – это папа, мама и я,

А есть ещё брат, или может сестра.

Сегодня, похоже,

Их всех нам не счесть.

И всё же урок мы проводим в их честь.

- Так какое название стихотворению дал автор? («Семья»)

-Что такое семья? ( Родители и дети. Люди, которые живут вместе).

- Что такое родня? (Бабушки, дедушки, дяди, тёти и их дети).

- Сколько человек в вашей  семье? Назовите их.

- Кто самый дорогой  и близкий для каждого из нас человек?

- Кто нужен человеку в любом возрасте?

- Кто вас, детки, крепко любит,

Кто вас нежно так голубит.

Не смыкая ночью глаз … (Мама дорогая)

- Молодцы! А,как известно, для мамы ничего не жалко.

Заставка физкультминутки.

- Вы, конечно, догадались, что сейчас будет?

Физкультминутка «Цветы» (Проводит учащийся)

Мы цветы в саду сажаем,

Их из лейки поливаем.

Астры, лилии, тюльпаны

Пусть растут для нашей мамы.

3. - А кто ещё вам близок и дорог в вашей семье?

(Папа, братик, сестричка, дедушка, бабушка)

Заставка. Игра «Подбери ласковое слово».

- Игра «Подбери ласковое слово»

Мама – (мамочка, любимая, родная).

Папа – (дорогой, папочка, любимый).

Бабушка – (бабулечка, бабуленька, миленькая).

Дедушка – (дедулечка, добренький).

Брат – (братишка, братик, солнышко).

Сестра – (сестричка, зайчик).

Замечательно! Я надеюсь, что теперь вы будете обращаться к своим родным только так!

  1.   Следующее задание.  Блиц-опрос. «Состав семьи»

Заставка.

- Ребята, вы должны очень быстро, одним словом, ответить на вопрос:

- «Кто для вас эти люди?»

- Кем тебе приходится мама твоей мамы и твоего папы? (бабушка)

- Кем тебе приходится папа твоей мамы и твоего папы? (дедушка)

- А мамин и папин брат? А сестра? (дядя и тётя)

- А дочь твоих родителей? А сын? (сестра и брат)

Молодцы! Вы очень хорошо знаете из кого состоит ваша семья.

  1.  Ваши дедушки и бабушки тоже были маленькими, у них были свои родители.

- А вы знаете, как их называют? ( Прабабушка и прадедушка)

- Ребята, а вы знаете, что такое род? Правильно.

-Вы, ваши родители, родители ваших родителей – это род.

- Ребята, мы с вами проводили конкурс «История моего рода».

- Вы все прекрасно справились с заданием. Посмотрите, какие  чудесные родовые  деревья у вас получились.

- Свой маленький листочек на этом дереве имеет каждый из вас. Ветки – ваши родители, их сёстры и братья. Ствол – дедушки и бабушки. Корни – родители ваших дедушек и бабушек.

- Расскажите историю своего рода.

Любите и берегите своих родителей, бабушек и дедушек!

- Не забывайте также своих родных, которых с нами уже нет.

Видеозаставка «Свечи».

Давайте сегодня вспомним о них  и зажжём в их память маленькие свечи! Они станут незримой ниточкой связывающей день прошлый и настоящий.

  1.  Открываем  следующую страничку нашего журнала «Люблю тебя моя семья».

Заставка страницы журнала.

  1.  Прочитаем по цепочке, по одному предложению, рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка».

                              

                               Первая рыбка

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке  отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

- Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал.

А  Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ёршика?

Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была его маленькая рыбка.

- Почему эту семью автор называет дружной?

-Чему радовался Юра?

- Так какую семью можно назвать дружной?

- Чтобы семья была дружной нужно  всегда всё делать сообща:

помогать друг другу, гулять, проводить вместе выходные и праздники.

2) - Дети, вы любите праздники?

- Сейчас мы узнаем, как хорошо вы их знаете. Проведём викторину «Узнай и назови семейный праздник».

Видеофрагменты праздников.(Новый год, Рождество, Пасха, День рождения)

- Какие вы умнички!

- Какие праздники отмечают в вашей семье?

- А какой праздник  вам больше нравится?

Физкультминутка.

Видеоаудио релакс

- А сейчас отдохнём и мы.

- Сядьте поудобнее, кто хочет закройте глазки и представьте, что вы на лесной полянке: щебечут птички, греет ласковое солнышко, вам тепло и уютно, как в родном доме.

3) - Отдохнули, а теперь ответьте на вопрос:

-  Какую семью можно назвать счастливой?( Где царит тепло, уют, взаимопонимание, любовь, доверие)

4) Работа по карточкам (в парах)

- Дети, у вас на партах лежат карточки.

Прочтите задание.

Что нужно делать, чтобы в семье было согласие, счастье, радость.

Нужное подчеркнуть. Работаем в парах.

Карточка

1. Помогать друг другу.

2. Смотреть телевизор, просить купить игрушку.

3. Не убирать в комнате. Поздравлять с праздником.

4. Вместе отдыхать. Рассказывать друг другу новости.

5. Поздно ложиться спать и поздно просыпаться.

6. Заботиться о меньших братиках и сестричках.

- Ребята, что нужно делать чтобы в семье было счастье и радость?

Дети зачитывают результат.

- Молодцы! Вы чудесно справились с заданием!

Учитель.

- Что значит для меня моя семья?

 Конечно счастье и уют домашний,

Семь правил обязательно храня,

Лишь только семь, но очень-очень важных!

- Ребята, назовите эти правила:

Заранее подготовленные дети  отвечают строчками из стихотворения:

- Во-первых. – это главное – любовь.

       Всем сердцем и душой, и разумом.

- Второе – дети. Что за дом без них?

Ведь дети – это жизнь,  родник

И продолженье рода.

- Потом забота. Лишь она одна

Очаг семейный сбережёт от ветра.

- Четвёртое – терпение. Оно

Поможет пережить невзгоды, беды.

- А пятое – ответственность и долг –

В фундаменте семейном веский камень.

- Шестое – уважение.

Всегда считаясь с мнением других.

Научишь, чтоб с твоим считались.

-И, наконец, седьмое – чистота,

Везде – в дому, в душе твоей и в помыслах.

- Вот вы и назвали слагаемые семейного счастья.

- Прочитаем их. (Заставка «Семь правил»:любовь, дети, терпение, ответственность, долг, уважение, чистота.)

- Как вы понимаете значение слова «чистота» (Из толкового словаря)

- На уроке рисования мы проводили конкурс рисунков «Моя семья».

- Опишите словесно свой рисунок.

- Молодцы! Вы очень постарались.

- Ваши замечательные работы говорят о том, что в  дружной семье растут счастливые дети.

7. - Следующая страничка нашего журнала называется «Народная мудрость”

Заставка странички журнала «Моя семья».

- О семье сложено много пословиц и поговорок.

- Давайте вспомним некоторые из них.

- Работаем в группах.

Из набора слов, которые вы получите в конвертах, нужно составить пословицу и кратко объяснить её смысл.

1 группа. Не нужен клад, когда в семье лад.  

2 группа. Вся семья вместе, так и душа на месте.

3 группа. В семье и каша гуще.

Дети составляют пословицы, читают их и объясняют.

- Вы великолепно справились с заданием. Молодцы!

  1.  Следующая страничка «Как живёшь семья большая»

Видеозаставка

1) - А наш класс можно назвать семьёй?

Ученик.

А ещё моя семья –

Класс! Ведь это ясно же!

А учительница наша –

Это мама классная!

- А о чём дальше пойдёт речь, мы узнаем из выступления ребят.

Чтение стихотворения «Не  умею быть один»

1. Не умею быть один!

Не желаю быть один!

Много есть на то причин:

Хором ты споёшь один?

Строем ты пройдёшь один?

Поглядим!

  1.  Очень грустно одному

Даже веселиться,

И не вкусно одному

Есть две груши. Потому,

Потому, что потому

Не с кем поделиться…

  1.  Я от дождя укрыться мог,

Но, как и все друзья, промок.

Зато сушиться – вместе!

Зато смеяться – вместе!

Нам вместе – лет за двести!

  1.  А если друг на друга встать.

До неба можем мы достать!

А вместе крикнем в тишине,

То нас услышат на луне.

Учитель. О чём же хотели рассказать ребята? ( О жизни в  коллективе – нашей классной семье)

- А когда в коллективе жить хорошо?(Когда в нём доброжелательные отношения, вежливое общение).

- Что надо знать и выполнять, чтобы классная семья была родной и близкой? (знать правила общения)

2) - Давайте выберем верные правила общения между друзьями, одноклассниками. Отвечай «Да» или «Нет».

- Вести  себя со своим другом так, как  ты хотел бы. чтобы он общался с тобой.

- Чаще улыбаться.

-  Быть сердитым.

- Рассказывать только о себе.

- Слушать своего друга.

- Обращаться к другу по имени.

- Замечать только чужие ошибки.

- Признавать свои ошибки.

- Молодцы!

Учитель.

- Умению общаться с людьми необходимо учиться с детства в своей семье, в школе. Нужно каждый день творить добро для всех кто тебя окружает. И тогда всем будет хорошо и приятно в коллективе.

V. Этап контрольно-оценочный.

- Давайте вспомним о чём говорили на уроке и построим логическую цепочку (групповая работа):

Я – Семья – Родня – Род – Классная семья – Украинский дом – Земля – наш общий дом.

- Оцените свою работу аплодисментами.

 

VI. Этап ценения.

1.Итог урока.

-  И так подведём итог.

- Мы закончили путешествие по страничкам электронного журнала «Моя семья».

Видеозаставка плана урока.

- Какой теме был посвящён урок?

- Удалось ли нам выполнить план урока?

- Что такое семья? (Это не просто родственники, которые живут вместе. Это люди, которые любят, уважают, дорожат друг другом.)

- Чтобы вы хотели пожелать своей семье? ( Здоровья, счастья, радости, добра, чаще быть вместе, больше денег, хорошего настроения.)

2.  Семья – это не только родные и близкие. Это и наш класс, школа и весь народ.

Мы с вами украинский народ, который объединяет семьи большие и маленькие, дружные и трудолюбивые.

От любви к своей семье начинается большая любовь к своему народу, к своей земле.

    3.  Видеозаставка Украина

Чтение стихотворения «Батьківщина»

Одна Батьківщина і двох не буває.

Місця, де родився, завжди святі.

Хто рідну оселю свою забуває,

Той долі не знайде в житті.

Думки наші із рідною землею.

Бо тут наш дім і тут наша рідня.

І тут священні предківські могили.

Душа наша не прожила б і дня

Без рідної землі, яка нас всіх зростила.

  Нужно уважать и любить свой народ, его язык, свою землю, родной край, потому что мы частичка всего этого.

К доске учитель прикрепляет свой подсолнух. После выходят дети и прикрепляют свои аппликации  подсолнуха так, чтобы получилось под солнцем поле подсолнухов.

    4. Оценивание учеников.

- Дорогие, мои солнышки! Вы сегодня очень хорошо работали! Я получила большое удовольствие от сотрудничества с вами. Улыбнитесь солнышку так, как оно улыбается Вам. Будьте добрыми, искренними. Дарите тепло и ласку окружающим и тогда будет больше солнца в мире.  Я уверена, что сегодняшний урок прибавил в каждое ваше сердце тепло от общения друг с другом.

Спасибо за урок!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15913. Реформа уголовно-исполнительной системы современной России 1.15 MB
  АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ ЯЛУНИН ВЛАДИМИР УВЕНАЛИЕВИЧ РЕФОРМА УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕНДЕНЦИИ ПЕРСПЕКТИВЫ Специальность: 12.00.11 Судебная власть; прокурорский надзор; организация правоохранительной деятельн
15914. Правовые аспекты субьективного вменения 272 KB
  Якушин В.А. Шаталова Л.И. Правовые аспекты субъективного вменения Ульяновск 1997 Я 49 Якушин В.А. Шагалова Л.И. Правовые аспекты субъективного вменения. Средневолжский научный центр 1997. 58 с. ISBN 5776900263 В монографии с учетом достижений в области теории г
15915. Ошибка в уголовном праве и ее влияние на пределы субъективного вменения 284 KB
  В.А.Якушин В.В.Назаров Ошибка в уголовном праве и ее влияние на пределы субъективного вменения теоретические аспекты Якушин В.А.Назаров В.В. Я 49 Ошибка в уголовном праве и ее влияние на пределы субъективного вменения теоретические аспекты. Ульяновск:
15916. Вина как основа субъективного вменения 305 KB
  Якушин В.А. Каштанов К.Ф Я 49 Вина как основа субъективного вменения. Средневолжский научный центр 1997. 65 с В монографии рассматриваются различные подходы ученых к пониманию вины анализируется ее содержание и формы показывается их значение для субъективного вменен
15917. Пределы субъективного вменения в уголовном праве 234 KB
  Якушин В.А. Габидуллин М.С. Пределы субъективного вменения в уголовном праве. Ульяновск 1997. От авторов Субъективная сторона преступления относится к числу сложных и важных проблем уголовного права. Некоторые аспекты ее на сегодняшний день исследованы лишь фрагме
15918. Субьективное вменение и его значение в уголовном праве 1.53 MB
  В. А. Якушин Субъективное вменение и его значение в уголовном праве Якушин В.А. Субъективное вменение и его значение в уголовном праве. Тольятти: ТолПИ 1998 стр 296. I8ВN5230164667 В монографии с учетом и на основе достижений в области философии и психологии теори...
15919. Обратная сила уголовного закона 1.08 MB
  АССОЦИАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Теория и практика уголовного права и уголовного процесса А. Е. Якубов ОБРАТНАЯ СИЛА УГОЛОВНОГО ЗАКОНА НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СанктПетербург Юридический центр Пр...
15920. Совокупность преступлений по советскому уголовному праву 543.5 KB
  Яковлев А.М. Совокупность преступлений по советскому уголовному праву. М.: Госюриздат. 1960. [1] ЕДИНОЕ ЕДИНИЧНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ [1.1] 1. Конкретизированность однородность и разнородность действий. Совместимость действий [1.2] 2. Конкрет
15921. Злочинність неповнолітніх причини наслідки шляхи запобігання 1.54 MB
  Даний навчальний посібник має за мету надати необхідну інформацію про причини та наслідки злочинності неповнолітніх, запропонувати нові підходи щодо її зниження на ґрунті використання методів мікрокримінологічного аналізу й проактивних методів управління ситуацією