55739

Семья и семейные ценности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир»; формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей

Русский

2014-03-28

104.5 KB

1 чел.

Частная общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней

 «Современник» г. Донецка

Нравственно-психологические размышления на тему

«Семья и семейные ценности»

Классный час в 11-м классе

                                                       Подготовили: учитель русского языка и                 литературы  Касьян С.В.,

                                                                                    психолог: Попова Н.В.

Донецьк

2011


Цель:
 

- показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир»;

- формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей;

- развивать  чувство ответственности за себя и близких людей;

- создать информационное поле о благополучной семье.

 Оборудование: 

1) Пословицы на доске

Не нужен клад, когда в семье лад.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В недружной семье добра не бывает.

Намеки да попреки - семейные пороки.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Семья в куче, не страшна и туча.

2) Памятка.

Что нужно для счастья?
Тихая семейная жизнь…
с возможностью делать добро людям.
Л.Н. Толстой

«Любить – это значит смотреть не друг на друга,

а вместе в одном направлении»

Антуан де Сент-Экзюпери

І. Организационный момент

1. Вступительное  слово учителя:

- Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
— Я.
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
— Я.
— Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:
— Я.
— Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
— Я... Я... — тихо молвила Ева,
— Я... Я...
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.


Слово психолога:

- Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает?

- Какое определение вы бы дали понятию «семья»?

2. Игра  «Ассоциация»

- У каждого свое представление о семье.

- Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

• Если семья — это постройка, то какая…

• Если семья — это цвет, то какой…

• Если семья — это музыка, то какая …

• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…

• Если семья — это название фильма, то какого…

Если семья   это картина, то какая …

Если семья это танец, то какой …

Если семья   это музыкальный инструмент, то какой …

• Если семья — это настроение, то какое…

Обсуждение возникших ассоциаций

ІІ. Сообщение темы, целей

Учитель:

- Для каждого человека слово «семья» имеет свое значение. С.И. Ожегов в толковом словаре так трактует это понятие: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Практически такое же определение семьи читаем и в этимологическом словаре Г.П. Цыганенко.

-Давайте подумаем, почему это так. А поможет нам в этом определение корня слова.

Примечательно, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья.

С социальной точки зрения, семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

- Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта — это единение. Как же важно это сейчас, в наши дни!

- А где можно найти примеры такого единения? Конечно, в литературе.

-Назовите литературные произведения, в которых рассматриваются проблемы семьи? (И.С. Тургенев «Отцы и дети», И.Нечуй-Левицкий «Кайдашева семья», Л.Н. Толстой «Война и мир»…).

- В каком из них, на ваш взгляд, семья наиболее привлекательна и гармонична?

Ответы учащихся

Итак, цель нашего классного часа — проанализировать семейные ценности и традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир», а также осознать собственные семейные ценности.

Ведь скоро вы начнете самостоятельную жизнь, у вас будут свои семьи, дети, и очень важно, как вы выстроите отношения в семье.

2. Беседа по роману

- Какой, по мнению Толстого, должна быть семья?

(Толстовский идеал семьи в ее патриархальности, в святой заботе старших о младших, в умении каждого больше отдавать, чем брать. Не случайно эпиграфом к уроку стали слова Толстого, в которых и заключена толстовская формула счастья. «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям»).

- А теперь посмотрим, как реализует эту мысль Толстой в романе «Война и мир».

Семей в произведении несколько, но мы остановимся на трех:

 

                                                                                                      

 

Скажите пожалуйста

-  Какие ценности в семье Ростовых?

-  Почему в их семье нельзя быть другим?

-  Чем похожи семьи Болконских и Ростовых?

- Как на примере этих семей Толстой доказывает мысль: нет нравственного стержня в родителях -  не будет его и в детях?

Проблемный вопрос:

- Брак по расчету… Станет ли такая семья счастливой в толстовском понимании этого слова?

- А какое истинное чувство, по мнению автора, перерождает человека? Действительно, это любовь.

- Так что же делает красивыми героев романа Толстого? Мы говорили о семьях Болконских, Ростовых и Курагиных.

- А к какой семье  присоединились бы вы и почему?

3. Работа в группах (психолог)

– Объединитесь в групы и составьте  свои семейные заповеди, которые основаны на наиболее значимых для вас семейных ценностях.

(Результаты обсуждения заповедей  каждой группы  вывешиваются на доску).

- Какие заповеди оказались общими для каждой группы?

- Давайте обратимся к заповедям, рекомендованными психологами. Возможно, какие-то из них в вашей родительской  семье уже стали аксиомой, а какие-то вы для себя сегодня откроете.

• Семья начинается с «мы», будь требовательнее к себе.

• Решай вместе с человеком, а не вместо человека.

• Не демонстрируй свое превосходство, уважай партнера.

• Будь другом друзей супруга.

• Не упрекай, критикуя, не обвиняй и не унижай.

• Спеши сделать доброе дело и не жди награды.

• Не верит тот, кто сам обманывает.

• Ревнует тот, кто сам допускает мысль об измене.

• Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга.

• Смейся вместе, а не над…

• Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах.

• Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе.

• Не давай советов, если тебя не просят.

• Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.

• Любовь и взаимопонимание — основа вашего счастья.

- Какая заповедь вас удивила?

- Какую вы взяли на заметку?

- Назовите три заповеди, приоритетные для вас.

4. Беседа (учитель)

   В романе «Анна Каренина» Л.Н.Толстой писал: «Все счастливые семьи одинаковы, а каждая несчастная семья несчастна по-своему».

    - Как вы думаете, отчего такое возможно?

    - Как можно избежать семейного неблагополучия?

  Ответы детей

  Психолог

- Известный психолог Вирджиния Сатир считала, что к  возникновению психологических проблем приводит:

• Заниженная самооценка одного или обоих супругов. (Неуверенность в себе приводит к подозрениям и ревности.)

• Неумение общаться. (Проблемы не обсуждаются, а замалчиваются, или копятся обиды.)

• Надуманные неизменные правила, которые вынесли супруги из родительской семьи. (Каждый приносит в семейную жизнь свои привычки, опыт родителей, стиль их жизни. Например, в одной принято говорить вполголоса, в другой по любому поводу возражать, в одной чистота и аккуратность возведены в культ, в другой на это не обращают внимания. В одной семье на счету была каждая копейка, в другой — пересчитывать сдачу в магазине считалось неудобным. И так до бесконечности.)

- Как вы считаете, может ли развод разрешить семейные проблемы?

- Обоснуйте свою точку зрения.

5. Работа с памяткой

- Давайте обратимся к правилам, способствующим гармоничным отношениям в семье.

Памятка

Чтобы избежать семейных конфликтов, необходимо:

• Вести конструктивные переговоры (обсуждается только данная ситуация, учитываются интересы обеих сторон).

• Выражать свои чувства в спокойной обстановке.

• Регулярно обсуждать накопившиеся проблемы.

6. Игра «Словарь здоровых партнерских отношений»

Психолог

- Ребята, давайте составим свой словарь здоровых партнерских отношений.

- Станьте в круг, возьмитесь за руки и по очереди дайте свое определение лексического значения слова.

• Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)

• Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

• Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)

• Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)

• Компромисс. (Умение уступать друг другу.)

• Признание. (Уважение и благодарность.)

•Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)

• Любовь. (Нежная забота друг о друге.)

• Верность. (Преданность друг другу.)

• Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)

• Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)

• Желание. (Отношения необходимо поддерживать неожиданными всплесками страстей.)

• Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)

• Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)

• Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.)

Таким образом, для хорошей семьи характерно уважение друг к другу; честность; желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг; разделение ответственности происходит гибко, есть семейные ритуалы и правила; супруги с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.

В неблагополучной семье все наоборот — психологически незрелые люди не умеют строить отношения в семье, часто появляется насилие, чрезмерные требования друг к другу, возникают проблемы во взаимоотношениях, проявляется безответственность по отношению друг к другу, психологическая и другие виды зависимостей от членов семьи.

7. Игра «Микрофон» (учитель):

-  А теперь давайте поговорим о традициях и обычаях вашей  семьи.

-  Какие семейные традиции и семейные реликвии есть в ваших семьях?

Выступления детей

ІІІ. Итоги

     - Итак, сегодня вы вспомнили героев Толстого, их семьи. Идеалом семьи для писателя являются Ростовы с их патриархальным укладом жизни, авторитетом родителей, заботой о детях. Вы, кроме того, осознали собственные семейные ценности; познакомились с тем, как грамотно строить свой семейный корабль, чтобы его плавание было насыщенным, красивым и гармоничным. А притчу, которую вы сейчас услышите, возьмите себе как компас.

Пятьдесят лет вежливости

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

– Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому, что ты так ее любишь.

Любви и счастья вам в семейной жизни!


Курагины

Ростовы

Болконские

Семья и семейные ценности


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1136. Центрировка линз. методы измерения децентричности 224.5 KB
  Методы контроля децентричности. Контроль с помощью коллиматора и микроскопа. Схема контроля децентрировки линз в проходящем свете с помощью коллиматора и микроскопа. Контроль с помощью автоколлимационного микроскопа. Контроль деценрировки на автоколлимационном микроскопе А.А.Забелина.
1137. Миры штриховые для определения предела разрешения 143 KB
  Штриховая мира состоит из элементов с различным количеством штрихов одинаковой длины. Ширина штрихов каждой миры убывает от элемента №1 к элементу номер 25 по закону геометрической прогрессии со знаменателем. Число штрихов в каждой группе элементов миры.
1138. Определение цены деления микроскопа с окуляр-микрометром 44 KB
  Для определения цены деления микроскоп-микрометра применяют объект-микрометр (шкалу с ценой деления 0,01 мм). Перекрестие шкалы окулярного микрометра.
1139. Типовые контрольно-юстировочные приборы 75 KB
  Зрительные трубки. Диоптрийная трубка. Коллиматоры для проверки разрешающей силы и качества изображения. Широкоугольный коллиматор.
1140. Информационные системы и базы данных. Основные требования к СУБД. Основные функции и структура СУБД. 686.5 KB
  Создание пустой базы данных в среде СУБД Access 2003. Добавление полей связи. Концептуальная модель проектируемой базы данных.
1141. Средства среды Delphi и C++Builder для разработки приложений для БД 384.5 KB
  Изучение принципов работы с базами данных в С++ или Delphi. Применение визуальных и невизуальных компонент для организации доступа к базе данных.
1142. Создание базы данных Автосалона 282 KB
  Анализ информационных задач и круга пользователей системы. Определение требований к операционной обстановке. Выбор СУБД и других программных средств. Анализ информационных задач и круга пользователей системы. Преобразование ER–диаграммы в схему базы данных.
1143. Применение экранных форм для ввода и редактирования данных в зависимых связанных объектах базы данных 482 KB
  Приобретение навыков построения системы меню приложений баз данных при помощи средств разработки меню графического интерфейса пакета FoxPro.
1144. Зависимость электропроводности полупроводников от напряженности электрического поля 447.5 KB
  Исследование влияния сильных электрических полей на электропроводность материала варистора. Зависимость проводимости от внешнего электрического поля (экстраполяция по первым и последним четырем точкам).