55739

Семья и семейные ценности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир»; формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей

Русский

2014-03-28

104.5 KB

1 чел.

Частная общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней

 «Современник» г. Донецка

Нравственно-психологические размышления на тему

«Семья и семейные ценности»

Классный час в 11-м классе

                                                       Подготовили: учитель русского языка и                 литературы  Касьян С.В.,

                                                                                    психолог: Попова Н.В.

Донецьк

2011


Цель:
 

- показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир»;

- формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей;

- развивать  чувство ответственности за себя и близких людей;

- создать информационное поле о благополучной семье.

 Оборудование: 

1) Пословицы на доске

Не нужен клад, когда в семье лад.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В недружной семье добра не бывает.

Намеки да попреки - семейные пороки.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Семья в куче, не страшна и туча.

2) Памятка.

Что нужно для счастья?
Тихая семейная жизнь…
с возможностью делать добро людям.
Л.Н. Толстой

«Любить – это значит смотреть не друг на друга,

а вместе в одном направлении»

Антуан де Сент-Экзюпери

І. Организационный момент

1. Вступительное  слово учителя:

- Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
— Я.
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
— Я.
— Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:
— Я.
— Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
— Я... Я... — тихо молвила Ева,
— Я... Я...
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.


Слово психолога:

- Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает?

- Какое определение вы бы дали понятию «семья»?

2. Игра  «Ассоциация»

- У каждого свое представление о семье.

- Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

• Если семья — это постройка, то какая…

• Если семья — это цвет, то какой…

• Если семья — это музыка, то какая …

• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…

• Если семья — это название фильма, то какого…

Если семья   это картина, то какая …

Если семья это танец, то какой …

Если семья   это музыкальный инструмент, то какой …

• Если семья — это настроение, то какое…

Обсуждение возникших ассоциаций

ІІ. Сообщение темы, целей

Учитель:

- Для каждого человека слово «семья» имеет свое значение. С.И. Ожегов в толковом словаре так трактует это понятие: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Практически такое же определение семьи читаем и в этимологическом словаре Г.П. Цыганенко.

-Давайте подумаем, почему это так. А поможет нам в этом определение корня слова.

Примечательно, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья.

С социальной точки зрения, семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

- Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта — это единение. Как же важно это сейчас, в наши дни!

- А где можно найти примеры такого единения? Конечно, в литературе.

-Назовите литературные произведения, в которых рассматриваются проблемы семьи? (И.С. Тургенев «Отцы и дети», И.Нечуй-Левицкий «Кайдашева семья», Л.Н. Толстой «Война и мир»…).

- В каком из них, на ваш взгляд, семья наиболее привлекательна и гармонична?

Ответы учащихся

Итак, цель нашего классного часа — проанализировать семейные ценности и традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир», а также осознать собственные семейные ценности.

Ведь скоро вы начнете самостоятельную жизнь, у вас будут свои семьи, дети, и очень важно, как вы выстроите отношения в семье.

2. Беседа по роману

- Какой, по мнению Толстого, должна быть семья?

(Толстовский идеал семьи в ее патриархальности, в святой заботе старших о младших, в умении каждого больше отдавать, чем брать. Не случайно эпиграфом к уроку стали слова Толстого, в которых и заключена толстовская формула счастья. «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям»).

- А теперь посмотрим, как реализует эту мысль Толстой в романе «Война и мир».

Семей в произведении несколько, но мы остановимся на трех:

 

                                                                                                      

 

Скажите пожалуйста

-  Какие ценности в семье Ростовых?

-  Почему в их семье нельзя быть другим?

-  Чем похожи семьи Болконских и Ростовых?

- Как на примере этих семей Толстой доказывает мысль: нет нравственного стержня в родителях -  не будет его и в детях?

Проблемный вопрос:

- Брак по расчету… Станет ли такая семья счастливой в толстовском понимании этого слова?

- А какое истинное чувство, по мнению автора, перерождает человека? Действительно, это любовь.

- Так что же делает красивыми героев романа Толстого? Мы говорили о семьях Болконских, Ростовых и Курагиных.

- А к какой семье  присоединились бы вы и почему?

3. Работа в группах (психолог)

– Объединитесь в групы и составьте  свои семейные заповеди, которые основаны на наиболее значимых для вас семейных ценностях.

(Результаты обсуждения заповедей  каждой группы  вывешиваются на доску).

- Какие заповеди оказались общими для каждой группы?

- Давайте обратимся к заповедям, рекомендованными психологами. Возможно, какие-то из них в вашей родительской  семье уже стали аксиомой, а какие-то вы для себя сегодня откроете.

• Семья начинается с «мы», будь требовательнее к себе.

• Решай вместе с человеком, а не вместо человека.

• Не демонстрируй свое превосходство, уважай партнера.

• Будь другом друзей супруга.

• Не упрекай, критикуя, не обвиняй и не унижай.

• Спеши сделать доброе дело и не жди награды.

• Не верит тот, кто сам обманывает.

• Ревнует тот, кто сам допускает мысль об измене.

• Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга.

• Смейся вместе, а не над…

• Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах.

• Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе.

• Не давай советов, если тебя не просят.

• Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.

• Любовь и взаимопонимание — основа вашего счастья.

- Какая заповедь вас удивила?

- Какую вы взяли на заметку?

- Назовите три заповеди, приоритетные для вас.

4. Беседа (учитель)

   В романе «Анна Каренина» Л.Н.Толстой писал: «Все счастливые семьи одинаковы, а каждая несчастная семья несчастна по-своему».

    - Как вы думаете, отчего такое возможно?

    - Как можно избежать семейного неблагополучия?

  Ответы детей

  Психолог

- Известный психолог Вирджиния Сатир считала, что к  возникновению психологических проблем приводит:

• Заниженная самооценка одного или обоих супругов. (Неуверенность в себе приводит к подозрениям и ревности.)

• Неумение общаться. (Проблемы не обсуждаются, а замалчиваются, или копятся обиды.)

• Надуманные неизменные правила, которые вынесли супруги из родительской семьи. (Каждый приносит в семейную жизнь свои привычки, опыт родителей, стиль их жизни. Например, в одной принято говорить вполголоса, в другой по любому поводу возражать, в одной чистота и аккуратность возведены в культ, в другой на это не обращают внимания. В одной семье на счету была каждая копейка, в другой — пересчитывать сдачу в магазине считалось неудобным. И так до бесконечности.)

- Как вы считаете, может ли развод разрешить семейные проблемы?

- Обоснуйте свою точку зрения.

5. Работа с памяткой

- Давайте обратимся к правилам, способствующим гармоничным отношениям в семье.

Памятка

Чтобы избежать семейных конфликтов, необходимо:

• Вести конструктивные переговоры (обсуждается только данная ситуация, учитываются интересы обеих сторон).

• Выражать свои чувства в спокойной обстановке.

• Регулярно обсуждать накопившиеся проблемы.

6. Игра «Словарь здоровых партнерских отношений»

Психолог

- Ребята, давайте составим свой словарь здоровых партнерских отношений.

- Станьте в круг, возьмитесь за руки и по очереди дайте свое определение лексического значения слова.

• Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)

• Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

• Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)

• Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)

• Компромисс. (Умение уступать друг другу.)

• Признание. (Уважение и благодарность.)

•Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)

• Любовь. (Нежная забота друг о друге.)

• Верность. (Преданность друг другу.)

• Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)

• Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)

• Желание. (Отношения необходимо поддерживать неожиданными всплесками страстей.)

• Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)

• Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)

• Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.)

Таким образом, для хорошей семьи характерно уважение друг к другу; честность; желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг; разделение ответственности происходит гибко, есть семейные ритуалы и правила; супруги с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.

В неблагополучной семье все наоборот — психологически незрелые люди не умеют строить отношения в семье, часто появляется насилие, чрезмерные требования друг к другу, возникают проблемы во взаимоотношениях, проявляется безответственность по отношению друг к другу, психологическая и другие виды зависимостей от членов семьи.

7. Игра «Микрофон» (учитель):

-  А теперь давайте поговорим о традициях и обычаях вашей  семьи.

-  Какие семейные традиции и семейные реликвии есть в ваших семьях?

Выступления детей

ІІІ. Итоги

     - Итак, сегодня вы вспомнили героев Толстого, их семьи. Идеалом семьи для писателя являются Ростовы с их патриархальным укладом жизни, авторитетом родителей, заботой о детях. Вы, кроме того, осознали собственные семейные ценности; познакомились с тем, как грамотно строить свой семейный корабль, чтобы его плавание было насыщенным, красивым и гармоничным. А притчу, которую вы сейчас услышите, возьмите себе как компас.

Пятьдесят лет вежливости

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

– Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому, что ты так ее любишь.

Любви и счастья вам в семейной жизни!


Курагины

Ростовы

Болконские

Семья и семейные ценности


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48323. Алгебра с элементами логического анализа 18.95 MB
  Триггеры Триггеры спусковые или релаксационные устройства с двумя или более устойчивыми состояниями в которые они могут переключаться внешним информационным сигналом. По способу записи информации триггеры подразделяются на: 1 асинхронные; 2 синхронные тактируемые. В синхронных триггерах момент переключения определяется моментом смены кодовой комбинации на информационных входах. В синхронных триггерах смена состояний осуществляется в строго определенные моменты времени действуя специальным тактирующим...
48324. Статистика и ее основные понятия 440 KB
  Общей чертой сведений составляющих статистику служит то что в каждом конкретном случае объектом статистического изучения является статистическая совокупность состоящая из качественно однородных единиц но отличающихся по какимто другим признакам. Второй особенностью наблюдений является математический характер соответствующего признака в частности тип множества допустимых значений который принимает признак в процессе наблюдения. К таким признакам относятся например возраст рост и вес человека. В порядковой шкале соответствующие...
48325. ОСНОВИ ПРОВЕДЕННЯ ТА ОРГАНІЗАЦІЇ БУХГАЛТЕРСЬКОГО ОБЛІКУ ОПЕРАЦІЙ ПІДПРИЄМСТВА В ІНОЗЕМНІЙ ВАЛЮТІ 832 KB
  Відображення операцій в іноземній валюті одне з складних питань бухгалтерського обліку. Операціями в іноземній валюті вважаються господарські операції вартість яких виражена в іноземній валюті чи господарські операції що вимагають розрахунків в інвалюті. Для цілей відображення в бухгалтерському обліку і фінансовій звітності суму виражену в інвалюті за такими операціями необхідно перевести в гривневий еквівалент використовуючи валютний курс.
48327. Сущность, принципы и функции бюджетного учета в Украине 284 KB
  Через бюджет государство аккумулирует денежные средства для финансирования приоритетных направлений производства социального развития активизирует мероприятия по увеличению поступлений в бюджеты всех уровней. Для обеспечения своевременного и полного поступления доходов бюджета своевременного ассигнования мероприятий предусмотренных в бюджете целевого направления и эффективного использования средств бюджета как в сфере материального производства так и непроизводственной сфере требуется правильная организация учета исполнения бюджета и...
48328. ОХОРОНА ПРАЦІ 1018 KB
  Охорона праці - це система правових соціальноекономічних організаційно-технічних санітарно-гігієнічних і лікувально-профілактичних заходів і засобів спрямованих на збереження здоровя і працездатності людини в процесі праці. Предметом охорони праці як науки є вивчення умов праці спрямоване на забезпечення не тільки повної безпеки працюючих але і на створення оптимальних комфортних умов для підвищення їх працездатності. До предмету праці також відносяться: працююча людина виробничі колективи процес праці виробниче середовище...
48329. Аудит. Конспект лекцій 2.71 MB
  Реформування системи бухгалтерського обліку, розвиток податкового обліку, впровадження в практику Міжнародних стандартів фінансової звітності визначили значні зміни вимог до аудиту
48330. Воспалительные заболевания гортани, причины, последствия, профилактика 14.67 KB
  Ларингит - воспаление гортани, связанное, как правило, с простудным заболеванием либо с такими инфекционными заболеваниями, как корь, скарлатина, коклюш. Развитию заболевания способствуют переохлаждение, дыхание через рот, запылённый воздух, перенапряжение гортани.
48331. Обчислювальна техніка та програмне забезпечення ПК 615.5 KB
  Інформатика і інформаційні технології Поняття про інформацію та її обробка на ПЕОМ Структура і класифікація технічних засобів інформаційних систем Персональний компютер і його архітектура самост. Слід довідатися про імена людей чиї роботи та винаходи стали основними віхами в історії розвитку обчислювальних пристроїв та машин які функціональні принципи були взяті за основу при створенні персональних компютерів. Структура і класифікація технічних засобів...