55745

Роль загадок, ребусов, стихов, кроссвордов в развитии познавательной компетентности на уроках истории и во внеурочное время (из опыта работы)

Научная статья

Педагогика и дидактика

Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть вопрос вторая ответ. Это хорошо видно на примере загадок вопросов загадок задач и загадок складок рифма выступает в качестве подсказки.

Русский

2014-03-28

176 KB

2 чел.

Учитель истории, специалист высшей категории, учитель - методист, Амвросиевской общеобразовательной школы 1-Ш ступеней № 6    Донецкой области

Тур Лариса Ивановна

Роль загадок, ребусов, стихов, кроссвордов  в развитии познавательной компетентности  на уроках истории и во внеурочное время  (из опыта работы)

                              Умеет учить тот, кто учит интересно

                                           А. Энштейн

Дидактика давно показана, что скука на уроках - злейший враг учения знания, не подкрепленные, не согретые положительными эмоциями, оставляют ученика холодным и равнодушным, не задевают за живое, быстро улетучиваются.

Учителю всегда хочется иметь на своем у роке своеобразную «изюминку», которая бы вызвала у учащихся интерес к изучаемой теме и служила бы опорным сигналом для восстановления в памяти ранее изученного материала Какие уроки учащимся лучше запоминаются? Правильно: уроки-игры, КВН, конкурсы, проекты, презентации, т.е. уроки обобщающие - игрового характера  Но может ли учитель только в таком русле вести преподавание? Нет. Подобные уроки проводить нужно, но не часто. А вот их элементы можно с успехом использовать постоянно как на уроках , так и во внеурочное время.

Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося. Эмоциональная окраска у рока невозможна без специальной подготовки учителя к уроку.  Урок можно дать, можно провести, но лучше исполнить, как исполняет свою роль артист на сцене. В работе учителя на уроке сливаются воедино знания предмета профессиональное мастерство, искусство.

Активизировать учебно-воспитательный процесс. развивать познавательные компетентности учащихся помогают специальные «ситуации успеха», которые учитель сам создает во время урока.  Поле деятельности в этом направлении очень широко: дидактические игры, загадки, стихи,  кроссворды, шарады, головоломки (прилагаются по истории Украины), ребусы, «чайнворды». Остановимся на загадках и ребусах.

Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова я, не задумываясь, сказала бы: это загадки. Загадывать и отгадывать загадки любят дети любого возраста. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Загадки - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Это тесты на сообразительность. Они развивают, активизируют мыслительную деятельность, требуют увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном - обычное. Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть - вопрос, вторая - ответ. Это хорошо видно на примере загадок - вопросов, загадок - задач и загадок - складок (рифма выступает в качестве подсказки). Развивая мышление, загадка стремится через свое «поэтическое окошко» более образно познакомить учащихся с изучаемым материалом, обобщить его. Считаю целесообразным в среднем звене, на уроках истории прибегать к методу загадок.

Так, при изучении истории Древнего Востока, предлагаю шестиклассникам отгадать следующие загадки (их составляю как сама, так и   учащиеся на дополнительных занятиях во внеурочное время):

Что за речка - удивленье.

Хоть развесьте объявленье:

И спасала, и топила,

Были то (разливы Нила)

Знаю я страт такую

Всю красивую, большую

Там Египетское царство

Называлось... (государство)

Что за человек сидит на троне?

Все повинуются ему.

Зовут его Хеопс, Туганхамон,

В Египте это... (фараон)

Есть в ней много тайных комнат.

Фараон здесь захоронен.

И ловушки, и проклятья.

Чья гробница, угадайте?

(Хеопса, Тутанхамона)

С виду будто человек:

Его лик, как и у всех.

Туловище, как у львицы.

Охраняет вход в гробницу.

«Отцом ужаса» его называют одного

(Сфинкс)

Я знак, я буква, слово, слог

Для многих знания исток

Меня могли нарисовать

И на папирусе писать.

Я - составная алфавита.

Где гласных нет,

А древнее мое письмо забыто

 (иероглиф)

Что за ясное светило?

В лодке золотом горя

На Востоке появилось

И зажглась заря.

Лодка по небу проходит.

Египтяне глаз не сводят.

Рады Богу своему.

О, хвала! Хвала ему!      

                    (Бог Солнца - Ра)

Загадка - рисунок:

Повсюду их берегли и ценили,

А в Древнем Египте - боготворили.

Взгляните, ребята, на этого Бога –

Он с виду кого-то напомнит немного.

(Анубис)

Передней Азии народ.

Он изобрел стекло, и вот...

Ткани пурпурные продавал.

Детей нередко воровал.

Пробороздив просторы моря.

Всем он принес немало горя,

(финикийцы)

По берегам реки Евфрат

Был город всем на удивленье:

Сады «висят», башни стоят,

А храмы, просто загляденье

(Вавилон)

Как видим, загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность, пытливость, заставляют логически мыслить, тренируют внимание и память, обогащают речь, формируют познавательную и информационную компетентность.

Каждый из нас не раз слышал такое слово - «ребус». Что оно означает? Ребус - это загадка, но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусах изображены при помощи рисунков и различных знаков. Для того, чтобы прочесть то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять, какой знак что изображает. У ребусов очень интересная история. Когда мы хотим что-нибудь сообщить, мы наши мысли выражаем словами, устно или письменно. Но так было не всегда.  Когда люди еще не умели писать, они составляли свои письма из предметов. Однажды скифы послали своим неприятелям персам вместо письма птицу, мышь, лягушку и 5 стрел.

Смысл этого письма таков: «Если вы, персы, не улетите в небо, как птицы. не зароетесь в норы, как мыши, не спрячетесь в болоте, как лягушки, то вас поразят эти стрелы и унесут на небо ваши души».

Сейчас, конечно, в таких письмах, состоящих из рисунков, никакой надобности нет, но в играх - головоломках, которые обычно называют ребусами, запись различных слов при помощи рисунков и условных знаков применяется широко.

Изучая тему «Древний Восток» предлагаю учащимся не только разгадать ребусы (смотри приложение), но и ответить на вопросы «Кто эта личность?», «Объясните понятие».

Стихи несут также значительный духовный заряд. Их удачный подбор усиливает воспитательную функцию исторических знаний. А если дети и учитель имеют поэтический дар, то они сами смогут их написать. Причем, во-первых, это сближает учителя и учащихся, возвышает в глазах друг друга, во-вторых, дает возможность вложить в стихотворение именно то, что необходимо для запоминания. Если в позаурочной работе с учащимися 5-6 классов больше внимания уделяется составлению загадок, то стихи пишем с 7-8 класса. Приведу небольшие примеры. Так при изучении всемирной истории в 8 классе, темы «Укрепление Московского царства при Иване IV Грозном» появились такие стихи: 

Ты – Грозный царь,

А мы – смиренны,

Твои холопы и рабы

Верны тебе самозабвенно

И ждем, как перст, своей судьбы.

Накажешь или соизволишь

Помиловать, вот в чем вопрос.

Не будь жесток, отправь к ливанцам

Нас на войну. Иль на восток :

В Сибирь : там соль, пушнина

Мы привезем тебе дары

И будем славить господина

До нескончаемой поры.

Ты – крепостник и самодержец,

Ты – первый, самый первый царь

Ты для народа ввел Судебник,

Как ты не прав, наш государь!

Стрельцы тебя оберегают.

Их войско славное в боях

Взяло Казань и Астраханье,

А ты прославился в веках.

Но не всегда тобой гордится

Могла родимая страна,

Ведь ты же царь – сыноубийца,

Ты царь – тиран, вот в чем беда!

 Изучая тему «Московское государство в начале XVIIв. выношу на суд учащихся такие стихи:

В России смута и волненья,

Междоусобицы, вражда.

На трон спешат с благословенья

Князья, монахи, господа.

А в Польше в это время тихо.

Здесь появился непростой монах,

А имя его Гриха

Отрепьев он и холостой.

Он сообщает Сигизмунду,

Что дескать, он царевич наш,

Он спасся чудом и угодно

Корону русскую достать.

Прейдя в Москву с огромным войском,

Он захватил престол и власть,

Но правил он совсем недолго,

Не смог насытиться он всласть.

Народ поднялся ранним утром,

Убил Лжедмитрия, потом

Весь прах его засыпал в пушку:

Иди туда, отколь пришел.

Более полное, образное представление о личности русского царя Петра Первого  («Московское государство на рубеже XVII – XVIIIв.в.»)  дают такие  строки:

Будь славен Петр! Твои творенья

Ты многих отроков кумир.

Россию вывел из забвенья,

Пошел войной и победил.

Ты величав, красив и статен

Сегодня плотник, завтра – царь.

Судостроитель и работник,

А проще – русский государь.

Ты дипломат и полководец.

Силен и храбр не по годам,

Самодержавия сторонник

Опять же ты, наш государь!

Тебе бы раньше чуть родиться

И был бы славный богатырь,

Но не было б такой столицы,

Чему б тогда дивился мир?!

 

***           

Эпоха эта совершенна.

Венец творения  - сам Петр.

Мудры всегда его решения,

Тому заслуга и почет.

Он строит флот, а с ним и город,

Красивей в мире не найти.

Не зря туда со всех просторов

Спешили путники. Смотри!

Стоит Кронштадт, Сенат построен,

Коллегии теперь кругом

И даже церковь под контролем,

Не ограничен только Он.

Абсолютизм – его творенье.

В Европу есть теперь «окно»:

Есть император, есть империя,

Как много надо для того

***

Полтава. День сраженья. Утро.

Опять бои, опять успех.

Людей теряем поминутно,

То больше нас, то меньше всех.

А шведы все же слабоваты,

Война проиграна для них.

Ах, Карл, хотел ты многовато, тому Россию не постиг

Конечно, для подготовки этих материалов учителю необходимо время, но оно не пропадет даром, поверьте. Дети станут вашими помощниками, если вы сумеете их увлечь, заинтересовать. Только через творческого учителя можно воспитать творческую личность. Считаю, что использование ребусов. Загадок, стихов стимулирует познавательную активность учащихся в процессе обучения, совершенствует их умения и навыки, помогает проводить первичное повторение и обобщение материала Через такую работу учитель может проникнуть в духовный мир ребенка и прикоснуться к струнам его души.

PAGE  7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23396. ПОВЕРКА АВТОМАТИЧЕСКОГО ЭЛЕКТРОННОГО МОСТА 280.87 KB
  Показания Сопротивление Показания образцового Абсолютная погрешность Абсолютная прибора по градуировоч прибора Ом моста Ом вариация оС ной таблице Ом Прямой R1 Обратный R2 Прямой 1 Обратный 2 V Ом 0 46 4561 4556 039 044 005 40 5316 5278 5277 038 039 001 80 60463 5996 5995 0503 0513 001 120 6752 6697 6695 055 057 002 160 7452 7383 7395 069 057 012 200 8143 8075 808 068 063 05 1= Rt Rt1 ...
23397. Моделювання систем в середовищі MATLAB + Simulink +Stateflow 540.5 KB
  НАВЧАЛЬНОМАТЕРІАЛЬНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ наочні посібники схеми таблиці ТЗН та інше Діапроектор дидактичні слайди НАВЧАЛЬНІ МАТЕРІАЛИ Вступ Моделювання систем в середовищі MATLAB Simulink Stateflow Одной из перспективных концепций в явном или неявном виде реализуемой в настоящее время для решения задач анализа и разработки сложных систем является концепция создания универсальной моделирующей среды. Система моделирования реализующая эту концепцию должна отвечать следующим требованиям: четко выделенная модульность структуры;...
23398. Уніфікована мова моделювання UML 125 KB
  підпис прізвище ____ _____________ 2011 року ЛАБОРАТОРНЕ ЗАНЯТТЯ № 8 з навчальної дисципліни __моделювання компютерних мереж напряму підготовки _______інформаційні технології________ освітньокваліфікаційного рівня ____cпеціаліст_____________ спеціальності _____ компютерні системи та мережі_________ Тема Уніфікована мова моделювання UML повна назва лекції Лабораторне заняття №8 розроблено стар. ПЛАН ПРОВЕДЕННЯ ЗАНЯТТЯ ТА РОЗРАХУНОК ЧАСУ Вступ...
23399. Методи штучного інтелекту 326 KB
  підпис прізвище ____ _____________ 2011 року ЛАБОРАТОРНЕ ЗАНЯТТЯ № 9 з навчальної дисципліни __моделювання компютерних мереж напряму підготовки _______інформаційні технології________ освітньокваліфікаційного рівня ____cпеціаліст_____________ спеціальності _____ компютерні системи та мережі_________ Тема Методи штучного інтелекту повна назва лекції Лабораторне заняття №8 розроблено стар. вчена ступінь та звання прізвище та ініціали автора Обговорено на засіданні...
23400. Етапи моделювання систем 80 KB
  То же самое можно сказать и о моделировании. Конечный этап моделирования принятие решения на основании знаний об объекте. Цепочка выглядит следующим образом: Прототип объект процесс Моделирование Принятие решения Моделирование творческий процесс. Содержание этапов определяется поставленной задачей и целями моделирования.
23401. Системи і проблеми 267 KB
  Системы и проблемы. Методы системного анализа Понятие системы тесно связано с понятием проблемы. Любую проблему можно представить как отражение процесса функционирования реальной физической системы естественного или искусственного происхождения в которой при контролируемом входном воздействии создаваемая выходная реакция отличается от требуемой реакции. Первый из них связан с более глубоким познанием действующей системы и направлен на ее развитие эволюцию прежде всего в плане коррекции совершенствования общего процесса ее...
23402. Імітаційне моделювання 78 KB
  Етапи процесу побудови математичної моделі складної системи Формулируются основные вопросы о поведении системы ответы на которые мы хотим получить с помощью модели. Из множества законов управляющих поведением системы выбираются те влияние которых существенно при поиске ответов на поставленные вопросы. В пополнение к этим законам если необходимо для системы в целом или отдельных ее частей формулируются определенные гипотезы о функционировании. Трудности при построении математической модели сложной системы: Если модель содержит много...
23403. Імітаційне моделювання систем масового обслуговування 162.5 KB
  вчена ступінь та звання прізвище та ініціали автора Обговорено на засіданні кафедри ПМК Протокол № __________ ____ _____________ 2011 року Київ Навчальні цілі: Вивчення основних понять моделювання ознайомлення з поняттями системи та моделі співвідношенням між моделлю та системою класифікацією моделей видами моделей технологію моделювання; Виховні цілі: Формування у студентів інженернотехнічного кругозору методами імітаційного моделювання для побудови компютерних систем та мереж вміння ставити та вирішувати складні...
23404. Етапи розробки комп’ютерної імітаційної моделі системи 162 KB
  НАВЧАЛЬНОМАТЕРІАЛЬНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ наочні посібники схеми таблиці ТЗН та інше Діапроектор дидактичні слайди НАВЧАЛЬНІ МАТЕРІАЛИ Етапи розробки імітаційної моделі системи Независимо от способа исходного описания исследуемой системы и внешней среды следует выделить следующие этапы создания ИМ в обобщенном виде представленные на рис. Составление содержательного описания объекта моделирования включая: определение объекта имитации как системы; определение целей моделирования; установление перечня количественных показателей эффективности...