55760

Формирование критического мышления путем использования интерактивных технологий обучения

Реферат

Педагогика и дидактика

Интерактивное обучение построено на основе критического мышления. Готовить детей к жизни помочь им стать образованными и конкурентоспособными помогает и выбранная мной педагогическая технология критического мышления на современном этапе – самая продуктивная. Принципы активного обучения и критического мышления. Мною изучено научнометодическое пособие по проблемам развития критического мышления в американском издании – презентация интерактивного курса проработаны восемь пособий – рекомендаций Международной Ассоциации Читателей.

Русский

2014-04-02

87.5 KB

11 чел.

               Актуальность проблемы

   

  На современном этапе развития литературы значительная роль отведена воспитанию вдумчивого читателя -  человека с развитым критическим мышлением, способным оценить себя и окружающий мир, что невозможно без формирования базовых качеств личности, развития ее активного начала.

  Именно этой цели служат инновационная педагогика и инновационные, интерактивные технологии.

  Чтение, осмысление текста, работа с ним всегда остается классической. Меняются только в наше время информационных технологий подходы, методы и формы достижения цели. Информационный поход к обучению, на котором базируется традиционная методика преподавания, является устаревшей.

Современный ученик, работая с электронной энциклопедией, интернетом, может найти информацию быстрее учителя. Информация стала доступнее, а интерес к учению и чтению резко снизился. Поэтому я задумываюсь не над тем, как найти больше информации, а над тем,  как привлечь интерес к учению, предмету.

  

На помощь мне пришли интерактивные формы и виды работ.

  Интерактивный – способный к взаимодействию, сотрудничеству, диалогу.

  Цель интерактивного обучения – создать комфортные условия, при которых ученик почувствует свою успешность, интеллектуальные возможности.

Интерактивное обучение построено на основе критического мышления.

                                    Нужно приложить немало усилий,   чтобы     

сделать детей думающими, чтобы научить их логическому и                                                                               критическому мышлению, научить высказывать свои мысли. 

                                     В. А. Сухомлинский

    Проблема, над которой я начала работать в межаттестационный период, является актуальной. Чтобы занять достойное место в европейском обществе, наше государство нуждается в качественном образовании. Готовить детей к жизни, помочь им стать образованными и конкурентоспособными помогает и выбранная мной педагогическая технология критического мышления на современном этапе – самая продуктивная.

   Мною в межаттестационный период изучена и творчески проработана методическая литература, теоретический материал, научные труды:

                    1.  Исследования отечественных и зарубежных психологов по вопросу  изучаемой мной проблемы.

                    2.  Принципы активного обучения и критического мышления.

                    3.  Технология и методы преподавания.

                    4.  Интерактивные технологии обучения.

  

   Мною изучено научно-методическое пособие по проблемам развития критического мышления в американском издании – презентация интерактивного курса, проработаны восемь пособий – рекомендаций Международной Ассоциации Читателей.

   Еще древние греки рассматривали учителя как вдохновителя учащегося.  «Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно» - гласит народная мудрость. Свое вдохновение я черпаю из публикаций учителей-новаторов, методических пособий Г.Е. Фефиловой, рекомендаций Л.А.Чередник, Н.Д.Ильиной, И.В.Сериковой, О.Г.Куценко.

   Коллеги специализированной школы «Интеллект» №25 Назаренко В.М, Петрушина, Кузьменко В.К.,Скрипкина С.А. – моя поддержка и опора в плане личного самоусовершенствования по изучаемой проблеме.

   Я взяла к сведению:

    - полезные рекомендации, необходимую информацию, презентацию уроков американских коллег – ученых Дженни Стил, Курта Мередит;

   - практические материалы по проблеме реализации стратегии методов и приемов развития критического мышления, инновационной практикой обучения, опытом педагогов новаторов.

   Мой подход к решению проблемы – личностно-гуманистический. Область самовыражения учеников - на выбор. Так ученики Симонтовская Ю., Чернявская А., Чобот А. самореализуют себя в стихотворном жанре, Марченко Н., Афонина Ю., Курилина Д., Громовая Л. любят составлять коллаж, Тюканько А., Чернова А., Власова Ю., Берющева Т., Чернова О. составляют литературные викторины.

  Проблема, над которой я работаю, «Формирование критического мышления путем использования интерактивных технологий обучения»

  Актуальность и перспективность проблемы заключается в ее практической направленности. Разработки уроков с различными методами, формами работы, представленные в творческом отчете, наработки с примерами, помогающими повысить мотивацию учеников, теоретическо-практические наработки стратегий (приемов) развития критического мышления на всех этапах урока, представленные в практическо-методическом сборнике, могут стать подспорьем в работе педагогов – коллег.   Мною подготовлены образцы творческого продукта учащихся (коллажи, эссе, сказки, стихи, диалоги, иллюстрации учащихся).

  В центре внимания и мультимедийные технологии. Разработаны методические рекомендации к урокам развития речи, слайды по внеклассной работе (родительское собрание), классные часы для реализации проблемы «Формирование критического мышления путем использования интерактивных технологий», уроки.

  Образование ориентировано на будущее, поэтому первоочередным является развитие того типа мышления, что дает возможность адекватно оценивать новые обстоятельства и формировать стратегию преодоления проблем, которые могут возникнуть.

  Развитие критического мышления актуально в обществе с политическими, экономическими, непредвиденными проблемами.

 Формирование критического мышления для нашей образовательной системы – сенс очевидной жизненной необходимости. Это отвечает требованиям мирового информационного общества, процессу демократизации, является действенным способом воспитания демократического менталитета граждан, как учеников, так и учителей.

      Идеи, заложенные в основу программы

  1.   В середине прошлого века швейцарский психолог Ж.Пиаже продемонстрировал,  что мы учимся, осмысливая мир в терминах тех понятий, которыми уже владеем. В процессе осмысления их меняем, дополняем.

        В 70-80х гг ХХ столетия когнитивные психологи распространили идеи Ж.Пиаже и на методику преподавания (Neisser; 1976; Pearson and Anderson, 1985)

 2.  Программу «Чтение и письмо для развития критического мышления (ЧПКМ) разработали преподаватели Международной Ассоциации Читателей Дженни Стил, Чарлз Темплон, Курт Мередит при поддержке Института Открытого Общества Джорджа Сороса, а 40 тыс. учителей из 29 стран приняли участие в ее разработке. В проекте разработана система  учебных методик, способствующих развитие у учеников критического мышления и навыков самостоятельного обучения. Программа апробируется в 20 странах, входящих в состав сети фонда Джорджа Сороса. Это общий проект  учителей всего мира – отдельных ученых и организаций, принимающих участие в подготовке учителей и имеющих достижения в области педагогических реформ.

        В Украине практическую реализацию программа ЧПКМ начала в июне 1998 г. Программа внедряется в общеобразовательных школах, институтах последипломного образования.  Рассчитана на 1 -11 классы.

  3.   Цель программы:

      -  внедрение в школьную практику стратегии преподавания для осмысления     прочитанного; 

      -  понимание логики аргументов;

        -  принятие осознанного решения, убедительной аргументации;

        -  четкое выделение проблемы;

      -  открытость и принципиальность.

       Критическому мышлению невозможно научить, руководствуясь одной какой-либо методикой.

       Критическое мышление – не предмет, не объект изучения, а результат   обучения.

          Цель данной работы:

        - изучение и углубление методики формирования технологии критического  мышления;

        - частичная разработка уроков с применением наиболее приемлимых на данный момент стратегий урока (существует более 6о);

        - учиться, делиться опытом. Учить думать.

            

Технология игрового обучения

   Большой простор для творчества, для формирования критического мышления появляется у учеников во время применения такой формы работы как игра.

  Еще в Древних Афинах (VIIV ст. до н.э.) процесс воспитания и образования осуществлялся в духе соревнований. В XVXVII ст. Я.А.Каменский призывал все «школы-мастерские» превратить в место игр. Об игре как особой форме обучения писал Ж.Ж.Руссо, Ф.Фрабель, И.Подласый, В.Коваленко, А.С.Макаренко, В.Кругликов, А.В.Сухомлинский.

  Разный возраст учеников требует и разной мотивации учения. Средний подростковый возраст больше всего настроен на игровые формы.

  В своей практике использую различные модели этой обучающей игры:

1. Имитационные:

а) деятельность ребят «журналист-политик» и «журналист-писатель»:

Пример: - Здравствуйте, Владимир Маяковский.

Журналист: - Вы, я вижу, сегодня в хорошем            настроении.

Маяковский: - Я сегодня дышу как слон, походка моя легка, и ночь пронеслась как чудесный сон.

Журналист: - Что же случилось?

Поэт: - Не волнуйтесь, сообщаю: Граждане, я сегодня бросил курить!

Журналист: - Ваши стихи поражают необычным содержанием и поэтической новизной. Это отпугивает критику. Как вы это воспринимаете?

Маяковский: -

Нам критика из года в год

Нужна, запомните,

Как человеку – кислород,

Как чистый воздух в комнате

(полностью прилагается в творческих работах учеников)

б) Уроки-путешествия

- «Урок-путешествие» в страну, выдуманную

-Дж.Свифтом – «Приключения Гулливера»

-«Урок-путешествие» в страну «Лексикологии» (грамматики)

-«Час занимательной лексики» (синтаксиса и пунктуации):

«Я познакомлю вас с некоторым царством-государством, в котором правит всемогущий царь Синтаксис и величественная царица Пунктуация… Во время путешествия нужно вспомнить все, что знаем об этой стране. Итак, в путь!» (ряд заданий: кроссворд, «словосочетание», расшифровка таинственных знаков, лужайка чудесных превращений).

2. В операционных играх моделирую процесс деятельности: урок-суд.

-Урок-суд пошлости, деградации личности («Иопыч» Чехова)

-«Суд над виновниками гибели Ларисы (Катерины) в драмах А.Островского «Бесприданница», «Гроза».

-Фрагменты суда («Суд жестокости и равнодушию! Кафка, Превращение»).

Результаты «суда» в ответах ребят:

«Нельзя быть слабым, как Тихон и Борис. Надо уметь постоять за себя, защитить ближнего».

«Я презираю героев и осуждаю. Запуганные и забитые, они тоже виноваты в гибели Катерины.

3. Ролевые игры провожу на итоговых уроках, при изучении личности писателя (на различных фазах урока).

Пример конкурсных заданий для уроков – КВН (мини – КВН)

а) А.С.Пушкин

«Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!».

-О каком друге Пушкина идет речь? Кем он был для поэта?

б) А.П.Чехов

-Кто в семье Чеховых считал себя «маленьким каторжником»?

-Объяснить значение слова «псевдоним». Какие псевдонимы использовал Чехов?

На уроке презентуется работа МАН 2009 г. «Псевдоним как способ выражения гражданской позиции писателя», (11кл. Гребенюк Л.)

4.Игры в ассоциацию

а) «Необычные соседи».

Записать логические связи, словосочетания к любым двум словам: вишня, гитара: гитара на вишне

                                       вишня в гитаре

                                       гитара под вишней

                                       гитара за вишней …

б) Нарушенная последовательность:

-нитки – носки

нитки – бабушка – работа – носки

-убийство – раскаяние – покаяние – теория – обморок – Евангелие – наказание (Достоевский «Преступление и наказание»)

5.Игры-дискуссии

1. «Легкая дорога в жизни. Ведет ли она куда-нибудь? Кто выбрал бы из вас этот путь»? (11 кл. Горький, рассказ «Челкаш»)

2. Тема «дна» устарела или актуальна?

3. Наличные деньги = наличные достоинства? Какой знак поставили бы вы? (Мольер «Недоросль»)

4. Молчалины блаженствуют на свете.!? (Грибоедов «Горе от ума»).

6. Интеллектуально-творческие задания

-Представьте Мастера без Маргариты, Григория без Аксиньи, Ромео без Джульетты (Разъединение связанных в пространстве объектов). Чтобы герои потеряли, что приобрели?

-Семья Грегора Замзы, а не он – в замкнутом пространстве (Кафка «Превращение») и др.

Вопросы, задания формулирую с учетом критического мышления:

1.Какие новые идеи и мысли появились в вашей голове после прочтения этой книги?

2.Мог бы ты идентифицировать себя с героями?

3.Напоминал ли тебе кто из героев людей, которых ты знаешь? Или тебя самого? В чем?

4.Можно ли поверить в реальность героев? Обоснуйте ответ.

 Творческий поиск, умение мыслить обобщать, аргументировать, воспринимать информацию с разных источников, формулировать выводы проявляют и одаренные дети, участники МАН. На городском уровне защищали свои работы:

- Приходько М. «Роль библейских выражений в обогащении русской фразеологии».  2006 – 2007 гг.

-Михаревич А. «Любов як велич людського серця в житті і творчості великих людей».  2007 – 2008 гг.

-Гребенюк Е. «Псевдоним как способ выражения гражданской позиции писателя»  2008 – 2009 гг.

7. Обучение на противоположностях с последующим составлением «Коло Вена».

Гобсек – Дервиль

Д.Кихот – С.Пансо

Чацкий – Молчалин

Базаров – П.П.Кирсанов

Игры – соревнования провожу для проверки и актуализации знаний учеников (по творчеству И.С.Тургеньева «Муму» - 6 класс, Джек Лондон «Любовь к жизни», А.П.Чехов «Хамелеон» - 7 класс). Задания помогают составлять ребята в творческих группах.

Системой стало проведение опроса в виде викторины, тестов, литературных диктантов, зачетов. При опросе – игре разрабатываю вопросы (а ученики готовят свои, даю опережающее задание), пишу номер, каждый находит свой «счастливый номер» и отвечает. Задания IV уровня выполняют по желанию.

Инструментальные игры (заполнение анкет, бланков) проводила в 11 классе при изучении биографии М.Булгакова. 10 класс – Гончарова, Островского.

Типы, виды и формы

учебной деятельности учащихся

Существует три основных вида деятельности детей:

•   репродуктивный - усвоение знаний путем запоминания информации и формирование умений и навыков по образцу (5-8 классы)

•   исследовательско - поисковый - поиск конкретной информации на основе ее анализа и систематизации в соответствии с поставленной целью (7-11 классы)

•   репродуктивно - творческий - творческая деятельность как максимальная мобилизация информативного и творческого потенциала ученика и, как результат, выполнение какого-либо интеллектуального действия впервые, т. q. перенесение его в нестандартную ситуацию.

Для реализации этих видов деятельности продумываю систему заданий

Виды и формы учебной деятельности:

1.  Сочинения, изложения с творческим заданием.

2. Составление  монологов  на  тему:   «Если  бы  я  был растением,   вещью, животным...».

3. Составление устных и письменных монологов от имени любимого героя или героини, от лица писателя.

4. Составление   репортажей   на   различные   темы   (например   «На   уроке литературы», «Большая перемена в школе», «Репортаж с места событий»).

5. Сочинение сказок.

6. Создание «эвфонических пейзажей» (описание летнего ливня, шороха листьев, раскатов грома и т. п.).

7. Диспуты, дискуссии.

8. Работы исследовательского характера.

9. Тренинги.

10. Разработка викторин, кроссвордов, загадок.

11. Составление фоторобота (например, Раскольников по роману Достоевского «Преступление и наказание»).

12.    Оформление коллажей и составление словесного описания к ним.

13.    Создание и защита гербов писателей и поэтов.

14.    Письменное изложение эпизодов от имени разных действующих лиц.

15.    Аналитическая рефлексия читательских эмоций: сочувствия, ужаса, жалости и др., способов их формирования.

16.    Подготовка рефератов, докладов и др.

Проблемное обучение как средство формирования критического мышления

Жить – значит иметь проблемы,

а развязывать их – значит расти интеллектуально.

Дж.Гилфорд

В своей практике я использую проблемно - тематический анализ литературного текста, как одно из средств развития творческих способностей учеников. Формулируя вопросы, обращаю внимание на посильность, соответствия возрастным категориям.

В 10 классе при изучении пьесы А.Н. Островского «Гроза» учащимся были предложены проблемные задания:

1.  Заметили ли вы принципиальное отличие в отношении Тихона и Бориса к Катерине? Как решает драматург проблему «любовного треугольника»? Проблема греха. Что страшнее: грех людской или грех церковный?

2.  Докажите, что Тихон и Борис - жертвы и виновники «темного царства».

Обсуждали и другие проблемы:

3.  Что превратило человека в скрягу? («Гобсек», Бальзак)

4.  Какой тип семьи можно считать идеальным? («Анна Каренина»,  Л.Н. Толстой) Наказана любовью или обществом?

5.  Может ли существовать добро без зла? Проблема добра и зла. Проблема выбора.

6.  Проблему   выбора   и   личной   ответственности   (Булгаков   «Мастер   и Маргарита») ученица Полякова М. раскрыла в работе на конкурс МАН (2003г.)

В работе использую и стратегию критического мышления «Решение проблем». Она дает возможность ученикам решать не выявленные проблемы.

1. Существует ли проблема маленького человека в современном обществе? Есть ли уверенность, что вы не станете одним из них? (после изучения «Шинели» Н.В.Гоголя)

2. Онегин и Печерин – лишние люди в русской литературе. Как человек может стать лишним? Окружают ли такие люди нас?

3. Почему петербургское общество считало Татьяну «своей», а Онегин всегда был чужим? («Евгений Онегин» А.С.Пушкин)

Цель таких проблемных заданий:

не только формировать активную жизненную позицию, но и развивать творческие способности. Упор делаю на эмоциональную сторону. После анализа проблемы учащиеся делают выводы. В ходе этого возникает дискуссия.

Дискуссионный характер приобрели уроки по пьесе «Бесприданница» Островского в 10 классе. Диспут может занимать весь урок или его часть. Современное прочтение классики не оставило ребят равнодушными.

Были предложены вопросы для обсуждения:

1.    Подтвердите текстом, что Паратов «живет с шиком». Что значит в настоящее время «жить с шиком»?

2. Окажись  вы  в  ситуации  Ларисы  «схватились  бы  за Карандышева,  как утопающий за соломинку»?

3.    (Вопрос ребятам) Паратов в полмиллиона продал свою волюшку. А во сколько бы оценили вы свою?

4.    Уважаете вы или осуждаете Кнурова за его предложение Ларисе ехать с ним в Париж?

5.    Лариса - наша современница?

Вывод:

На таких уроках - размышлениях над проблемой учащиеся были поставлены в положение исследователя, а это стимулирует развитие их творческой личности и мышления, способствует самореализации, создает ситуацию успеха.

В своей педагогической работе я использую три основные группы технологий,  выделенных в дидактике:

1.  технология объяснительно-иллюстративного обучения;

2.  личностно ориентированную технологию;

3.  технологию развивающего обучения;

4. технологию критического мышления.

Воспитывая критически грамотную личность,

мы делаем шаг на пути к созданию демократического общества.

К.Мередит, Д.Стил


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38336. Міжнародне приватне право 244.5 KB
  Поняття суб’єкт об’єкт та джерела міжнародного приватного права. Субєкти МПрП це учасникицивільних правовідносин ускладнених іноземним елементом: 1 фізичні особи громадяни особи без громадянства апатриди; іноземні громадяни особи які мають подвійне громадянство біпатриди; 2 юридичні особи державні організації приватні фірми підприємства науководослідні та інші організації; 3 держави; 4 нації і народи які борються за свободу і незалежність і створення власної державності в особі своїх керівних органів до них...
38337. Критерии социальной стратификации, ее виды 14.93 KB
  В социологии выделяют три базовых вида социальной стратификации современного общества - экономическую, политическую и социально-профессиональную.
38338. Міжнародне публічне прво 309.5 KB
  Воно включає в себе такі компоненти як володіння природними ресурсами та їх експлуатація виробництво та розподіл товарів міжнародні угоди господарського чи фінансовог характеру кредити та фінанси та ін. Для маркировки невеливих товарів розроблений стандарт штрихкоду EN8 у тілі повідомлення якого кодується тільки 8 цифр замість 13. Показником лібералізму є свобода звичаєва категорія руху товарів послуг та капіталів економічні свободи. Особливістю розвитку світового експорту сировинних товарів є також нижчі темпи зростання торгівлі...
38340. Менеджмент. Сутність менеджменту 1.29 MB
  Планування в організації. В українському законодавстві організації які мають статус юридичної особи називають підприємствами товариствами асоціаціями об’єднаннями тощо. За способом і метою утворення організації поділяють на формальні та неформальні. За кількістю цілей виділяють прості організації мають одну ціль і складні організації ставлять перед собою комплекс взаємопов’язаних цілей яких в економіці переважна більшість.
38341. Менеджмент как теория управления 74.87 KB
  Управление с точки зрения философии это функция биологических социальных технических организационных систем которые обеспечивает сохранение их структуры и поддерживает определенный режим деятельности; с точки зрения экономических понятий – это процесс распределения движения ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному плану с непрерывным контролем результатов. 2 менеджмент это процесс достижения целей организации с помощью других людей. Менеджер это человек который занимает постоянную управляющую...
38342. Бизнес-планирование инвестиционных проектов 34.5 KB
  Бизнесплан это стандартный документ в котором детально обосновывается концепция инвестиционного проекта приводятся основные технические экономические финансовые и социальные характеристики. Бизнесплан позволяет обобщить результаты которые будут достигнуты в результате внедрения инвестиционного проект определить его эффективность и жизнеспособность установить направления возможного детального развития. Бизнесплан является основанием для получения финансовых ресурсов правовой и организационной поддержки.
38344. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ 118.5 KB
  Институтом этой отрасли является право на внешние сношения вытекающее из суверенитета государства право на участие в жизни международного сообщества на основе суверенного равенства. Право государства на внешние сношения основано на международноправовых нормах и существует независимо от внутреннего права которое может обходить область внешних сношений молчанием. Согласно принципу невмешательства государства не имеют права вмешиваться не только во внутренние но и во внешние дела другого государства входящие в его суверенную...