55767

Стилизация в декоративной росписи

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: продолжить знакомство учащихся с декоративно-прикладным искусством петриковской росписи; Ознакомить со стилизацией учить выполнять стилизованные декоративные изображения...

Русский

2014-03-28

1.15 MB

7 чел.

Изобразительное искусство 5 класс 

Тема:   Стилизация в декоративной росписи.

Цель:   продолжить знакомство учащихся с декоративно-прикладным           искусством  петриковской росписи;

            Ознакомить со стилизацией, учить выполнять стилизованные декоративные изображения;

            Усовершенствовать композиционные навыки с использованием элементов петриковской росписи.

            Развивать навыки творческого составления росписи, внимательность, творческое воображение, фантазию.

            Воспитывать интерес к изучению истории и культуры украинского народного творчества, потребность в познании мира искусства, веру в собственные силы, творческую инициативу.

Оборудование урока:

            Наглядности: таблицы «образцы петриковской росписи», «Азбука мастерства Петриковки»

    

           Для детей: альбом, краски, палитра, кисти, ёмкость для воды, салфетка, изделия для росписи (дощечка, ложка, подкова, блюдо).

          

           Для учителя: краски, кисти, палитра, ёмкость для воды.

           

           Музыка: украинские народные песни.

Содержание урока:

I. Организационный момент

 -Подготовка к уроку

 - Эмоциональный настрой учащихся

Все собрались мы без опозданий

И звонок прозвенел ровно в срок.

                                     Сказочный мир Петриковки

                                     Откроет секрет на урок.

II. Мотивация учебной деятельности.

  

            Мы продолжаем знакомиться с творчеством украинского народа, его искусством, которое он сохранил, приумножил и пронес через столетия. В чем же особенность народного искусства? Как удавалось мастерам делать обычные вещи  красивыми, которыми они пользовались ежедневно.


Сообщение темы и цели урока.

         

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием стилизация и выполним роспись изделий.

 Мы продолжаем путешествие в страну декоративно-прикладного искусства, во время которого мы узнаем много интересного и расширим свои знания и умения.

Яркой страницей вошло декоративно-прикладное искусство в историю культуры украинского народа.

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1.  Что такое декоративно-прикладное искусство?

   ( - искусство украшения предметов, окружающих нас в повседневной     жизни)

  1.  Что означает слово «декор»?

( украшение)

  1.  Приведите примеры декоративно-прикладного искусства.

(Керамика; резьба; вышивка; декоративная роспись; вытынанка; изделия из соломки; народная игрушка; ткачество)

  1.  С каким народным промыслом Украины вы уже знакомы?

( Петриковская роспись)

IV. Изложение нового материала.

Группа историков.

                                           

Из истории росписи.

Со времен Запорожской Сечи живет в селе Петриковка Днепропетровской области удивительный и прекрасный народный промысел – петриковская роспись.

В старину женщины села Петриковки с любовью расписывали стены своих домов и деревянную домашнюю утварь (сундуки, деревянную посуду) цветами, листьями, ягодами. Старались сохранить в чудесной росписи яркие краски украинской природы.

В основе росписи лежат растительно-цветочные мотивы – мальвы, астры, ромашки, васильки, ягоды (калина, виноград, земляника). Краски получали из трав, овощей, ягод, добавляя в их сок желток яйца.

Акварель и гуашь – основные красочные материалы в современной росписи.

Свои шедевры жители села расписывали палочками из болотного осота, кисточками из кошачьей шерсти, а ягоды калины – кончиком пальца (пальчиковая роспись).

В настоящее время в Петриковке действует музей народного творчества.

Основные элементы петриковской росписи: «зернышко», «гребешок», «орешек». При помощи этих элементов рисуют лепестки цветков, листья.

Группа искусствоведов.

Мастера Петриковской росписи.

Талантливые люди живут на Украине! Сохраняя многолетние традиции, украинские мастера из поколения в поколение передавали секреты мастерства своим ученикам.

Это давало им возможность импровизировать, усовершенствовать технику росписи.

В растительный мотив хорошо вписываются фантастические птицы, прообразами которых есть петушок, аисты, голуби, павлины.

Заслуженный мастер народного творчества Татьяна Пата – одна из известных мастериц  петриковского художественного промысла.

Широкое признание как мастера декоративной росписи пришло к Татьяне Пате на выставках народного украинского искусства в Киеве в 1936г. Позднее вместе с другими петриковчанами расписывала павильон Украины на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. С этого времени народная мастерица постоянная участница всесоюзных и международных выставок.

Позже ее любимым мотивом в роспись добавляется фантастические птицы.

У нее много учеников: заслуженные мастера – Федор Панко и Вера Павленко, народный художник – Марфа Тимченко.

Просмотр образцов росписи.

  

 В окружающей нас жизни мы видим предметы в реальной природной форме.

Демонстрация: Петушок на фото, в вышивке, вытынанке, в росписи (изменение изображения в разных техниках). Изображение упрощено. Основой является натуральная форма, творчески переработана, т.е. стилизованная.

Стилизация – творческая переработка природной формы в декоративную, упрощение реальной формы и цвета.

Символом оберега изображали петушка, когда хотели пожелать доброго дня, счастья, здоровья.


Упражнение.

Из волнистых линий (завитков) создать образ петушка, используя прием стилизации.

Поэтапное выполнение рисунка на доске.

1.Выбор композиционного центра в работе.

-Какой будет композиция (симметричная, асимметричная)?

- Как можно передать характер петушка  с помощью линий (поющий петушок, …)

V. Практическая часть.

    Роспись изделий с использованием элементов петриковской росписи.

«Мастерская росписи».

Сегодня  мы работаем в мастерской росписи народных умельцев. Работаем в группах.

I. -Роспись дощечек

II. - Роспись ложек

III. - Роспись тарелок

IV. - Роспись подков

Задачи:

Композиционные

Форма и пропорции

Цветовое решение

-Индивидуальный инструктаж учителя.

Самое приятное – воплощение своего замысла в жизнь, создание своими руками красивых вещей, которые украсят ваш дом. Желаю вам успеха и радости, творчества в вашей работе.  


VI. Итог урока.

Презентация работ по группам.

-Демонстрация работ учащихся по группам.

- Оценивание.

Сегодня на небольшое время вы стали мастерами росписи, и ваше воображение было в волшебной стране народного искусства. Успехов вам! И пусть никогда не угаснет, не пропадет желание творить красоту.

 

5-А класс, г. Кировское

СОШ №2

                                      

 

Детские работы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70593. Инструментальные средства организационного моделирования 36.83 KB
  На верхнем уровне система процессов обычно описывается деревом функций для его обозначения часто используется термин функционал. Функции здесь рассматриваются в качестве свернутых процессов. Для этого применяются потоковые модели бизнес-процессов назначение которых описание горизонтальных...
70594. Построения организационно-функциональной модели компании 149.76 KB
  На основании миссии формируются цели и стратегии компании. Объединяя классификаторы в функциональные группы и закрепляя между собой элементы различных классификаторов с помощью матричных проекций можно получить модель организационной структуры компании.
70595. Шаблоны организационного бизнес-моделирования 113.52 KB
  Миссия представляет собой результат позиционирования компании среди других участников рынка. Поэтому миссию компании нельзя описывать путем анализа ее внутреннего устройства. Для построения модели взаимодействия компании с внешней средой определение миссии компании на рынке необходимо...
70596. Полная бизнес-модель компании 98.29 KB
  Организационный анализ компании при таком подходе проводится по определенной схеме с помощью полной бизнес-модели компании. Возможности компании определяются характеристиками ее структурных подразделений и организацией их взаимодействия.
70597. Типовое проектирование ИС 46 KB
  Типовое проектное решение ТПР это тиражируемое пригодное к многократному использованию проектное решение. Принятая классификация ТПР основана на уровне декомпозиции системы. Выделяются следующие классы ТПР: элементные ТПР типовые решения по задаче или по отдельному виду обеспечения...
70599. Безопасность жизнедеятельности, курс лекций 626 KB
  Чрезвычайная ситуация (ЧС) — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.