55767

Стилизация в декоративной росписи

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: продолжить знакомство учащихся с декоративно-прикладным искусством петриковской росписи; Ознакомить со стилизацией учить выполнять стилизованные декоративные изображения...

Русский

2014-03-28

1.15 MB

7 чел.

Изобразительное искусство 5 класс 

Тема:   Стилизация в декоративной росписи.

Цель:   продолжить знакомство учащихся с декоративно-прикладным           искусством  петриковской росписи;

            Ознакомить со стилизацией, учить выполнять стилизованные декоративные изображения;

            Усовершенствовать композиционные навыки с использованием элементов петриковской росписи.

            Развивать навыки творческого составления росписи, внимательность, творческое воображение, фантазию.

            Воспитывать интерес к изучению истории и культуры украинского народного творчества, потребность в познании мира искусства, веру в собственные силы, творческую инициативу.

Оборудование урока:

            Наглядности: таблицы «образцы петриковской росписи», «Азбука мастерства Петриковки»

    

           Для детей: альбом, краски, палитра, кисти, ёмкость для воды, салфетка, изделия для росписи (дощечка, ложка, подкова, блюдо).

          

           Для учителя: краски, кисти, палитра, ёмкость для воды.

           

           Музыка: украинские народные песни.

Содержание урока:

I. Организационный момент

 -Подготовка к уроку

 - Эмоциональный настрой учащихся

Все собрались мы без опозданий

И звонок прозвенел ровно в срок.

                                     Сказочный мир Петриковки

                                     Откроет секрет на урок.

II. Мотивация учебной деятельности.

  

            Мы продолжаем знакомиться с творчеством украинского народа, его искусством, которое он сохранил, приумножил и пронес через столетия. В чем же особенность народного искусства? Как удавалось мастерам делать обычные вещи  красивыми, которыми они пользовались ежедневно.


Сообщение темы и цели урока.

         

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием стилизация и выполним роспись изделий.

 Мы продолжаем путешествие в страну декоративно-прикладного искусства, во время которого мы узнаем много интересного и расширим свои знания и умения.

Яркой страницей вошло декоративно-прикладное искусство в историю культуры украинского народа.

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1.  Что такое декоративно-прикладное искусство?

   ( - искусство украшения предметов, окружающих нас в повседневной     жизни)

  1.  Что означает слово «декор»?

( украшение)

  1.  Приведите примеры декоративно-прикладного искусства.

(Керамика; резьба; вышивка; декоративная роспись; вытынанка; изделия из соломки; народная игрушка; ткачество)

  1.  С каким народным промыслом Украины вы уже знакомы?

( Петриковская роспись)

IV. Изложение нового материала.

Группа историков.

                                           

Из истории росписи.

Со времен Запорожской Сечи живет в селе Петриковка Днепропетровской области удивительный и прекрасный народный промысел – петриковская роспись.

В старину женщины села Петриковки с любовью расписывали стены своих домов и деревянную домашнюю утварь (сундуки, деревянную посуду) цветами, листьями, ягодами. Старались сохранить в чудесной росписи яркие краски украинской природы.

В основе росписи лежат растительно-цветочные мотивы – мальвы, астры, ромашки, васильки, ягоды (калина, виноград, земляника). Краски получали из трав, овощей, ягод, добавляя в их сок желток яйца.

Акварель и гуашь – основные красочные материалы в современной росписи.

Свои шедевры жители села расписывали палочками из болотного осота, кисточками из кошачьей шерсти, а ягоды калины – кончиком пальца (пальчиковая роспись).

В настоящее время в Петриковке действует музей народного творчества.

Основные элементы петриковской росписи: «зернышко», «гребешок», «орешек». При помощи этих элементов рисуют лепестки цветков, листья.

Группа искусствоведов.

Мастера Петриковской росписи.

Талантливые люди живут на Украине! Сохраняя многолетние традиции, украинские мастера из поколения в поколение передавали секреты мастерства своим ученикам.

Это давало им возможность импровизировать, усовершенствовать технику росписи.

В растительный мотив хорошо вписываются фантастические птицы, прообразами которых есть петушок, аисты, голуби, павлины.

Заслуженный мастер народного творчества Татьяна Пата – одна из известных мастериц  петриковского художественного промысла.

Широкое признание как мастера декоративной росписи пришло к Татьяне Пате на выставках народного украинского искусства в Киеве в 1936г. Позднее вместе с другими петриковчанами расписывала павильон Украины на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. С этого времени народная мастерица постоянная участница всесоюзных и международных выставок.

Позже ее любимым мотивом в роспись добавляется фантастические птицы.

У нее много учеников: заслуженные мастера – Федор Панко и Вера Павленко, народный художник – Марфа Тимченко.

Просмотр образцов росписи.

  

 В окружающей нас жизни мы видим предметы в реальной природной форме.

Демонстрация: Петушок на фото, в вышивке, вытынанке, в росписи (изменение изображения в разных техниках). Изображение упрощено. Основой является натуральная форма, творчески переработана, т.е. стилизованная.

Стилизация – творческая переработка природной формы в декоративную, упрощение реальной формы и цвета.

Символом оберега изображали петушка, когда хотели пожелать доброго дня, счастья, здоровья.


Упражнение.

Из волнистых линий (завитков) создать образ петушка, используя прием стилизации.

Поэтапное выполнение рисунка на доске.

1.Выбор композиционного центра в работе.

-Какой будет композиция (симметричная, асимметричная)?

- Как можно передать характер петушка  с помощью линий (поющий петушок, …)

V. Практическая часть.

    Роспись изделий с использованием элементов петриковской росписи.

«Мастерская росписи».

Сегодня  мы работаем в мастерской росписи народных умельцев. Работаем в группах.

I. -Роспись дощечек

II. - Роспись ложек

III. - Роспись тарелок

IV. - Роспись подков

Задачи:

Композиционные

Форма и пропорции

Цветовое решение

-Индивидуальный инструктаж учителя.

Самое приятное – воплощение своего замысла в жизнь, создание своими руками красивых вещей, которые украсят ваш дом. Желаю вам успеха и радости, творчества в вашей работе.  


VI. Итог урока.

Презентация работ по группам.

-Демонстрация работ учащихся по группам.

- Оценивание.

Сегодня на небольшое время вы стали мастерами росписи, и ваше воображение было в волшебной стране народного искусства. Успехов вам! И пусть никогда не угаснет, не пропадет желание творить красоту.

 

5-А класс, г. Кировское

СОШ №2

                                      

 

Детские работы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32871. РУССКАЯ АКСИОЛОГИЯ 49.78 KB
  Проблемы ценностей в философии Человека интересует не просто истина а значение объекта для человека для удовлетворения его потребностей. Философские направления XX в выдвигают проблему ценностей на первый план. Выработка ценностей: Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех традиций в которые он попал в результате рождения. Интерпритация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки.
32872. ИЛЬИН Иван Александрович 25.84 KB
  усматривал главный порок Человека началасередины 20 века во внутренней расколотости в противоречии между разумом умом рассудком и чувствами душой сердцем. Но в выборе направления движения и основных целях его он был прав поскольку без обретения свободы преодоление тоталитарного отчуждения человека его освобождение невозможно и немыслимо. искал пути к снятию противоречий к такой схеме их взаимодействий при которой отедельные части оппозиции становятся разными проявлениями одних и тех же проблем в существовании человека. Пол это...
32873. ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ 37.61 KB
  ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том что философия является теоретическим мировоззрением предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки философия обобщает интегрирует иные науки но не поглощает их не включает в себя все научное знание не стоит над ним.
32874. МИФОЛОГИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ПЕРВОБЫТНАЯ МИФОЛОГИЯ. РЕЛИГИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ 57.06 KB
  Как правило мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: происхождение Вселенной Земли и человека; объяснение природных явлений; жизнь судьба смерть человека; деятельность человека и его достижения; вопросы чести долга этики и нравственности. Религия форма мировоззрения основанная на вере в наличие фантастических сверхъестественных сил которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная образноэмоциональная а не рациональная форма восприятия...
32875. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ПИФАГОР, СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ, ДЕМОКРИТ, ЭПИКУР 64.08 KB
  Подобно тому как математик ставит вопрос что такое единица и дает довольнотаки сложное определение этого казалось бы простейшего понятия так и философ с глубокой древности задается проблемой: что такое бытие что значит быть Эта специфика философии проливает известный свет и на вопрос о том почему и когда философия возникает. Философ ставит все это под сомнение но делает это для того чтобы докопаться до подлинных корней из которых растет сама данная традиция; в этом и состоит смысл его вопроса: что значит быть что такое бытие А...
32876. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. ОТЦЫ ЦЕРКВИ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, ИОАНН ЗЛАТОУСТ, ФОМА АКВИНСКИЙ, ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. РЕАЛИЗМ И НОМИНАЛИЗМ 45.65 KB
  которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала а весь окружающий мир Его творения. 50 Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии: теоцентризм главной причиной всего сущего высшей реальностью основным предметом философских исследований являлся Бог; изучению самого по себе космоса природы явлений окружающего мира уделялось мало внимания так как они считались творением Бога; господствовали догматы истины не нуждающиеся в доказательствах о творении всего Богом и откровении...
32877. Географическая среда в развитие общества. Географическое направление в обществоведении 41.93 KB
  Географическая среда в развитие общества. В более узком смысле это часть материи за исключением общества т. Географическая среда имеет историческую обусловленность и расширяется с развитием общества. Географическая среда является важным фактором развития общества: Она влияет на разделение труда на размещение отраслей производства что изучается экономической географией; Она влияет на темпы развития общества может быть боле или менее благоприятной; Она опосредованно влияет на характер политических систем что изучается...
32878. Материальное производство. Труд. Производительные силы. Технологический способ труда. Технократическое направление в обществоведении 41.14 KB
  Технологический способ труда. Лишь для земледельческого труда делалось некоторое исключение. Средневековую цивилизацию многие историки культуры трактуют как цивилизацию труда. ознаменовался новым сдвигом в социальном статусе и образе труда.
32879. Производственные отношения. Социальная закономерность. Фатализм и волюнтаризм 30.27 KB
  Производственные отношения. Производственные отношения совокупность материальных и экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Производственные отношения являются необходимой стороной общественного производства. В процессе труда складываются отношения обусловленные потребностями технологии и организации производства например отношения между рабочими различных специальностей между организаторами и исполнителями связанные с...