55767

Стилизация в декоративной росписи

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: продолжить знакомство учащихся с декоративно-прикладным искусством петриковской росписи; Ознакомить со стилизацией учить выполнять стилизованные декоративные изображения...

Русский

2014-03-28

1.15 MB

6 чел.

Изобразительное искусство 5 класс 

Тема:   Стилизация в декоративной росписи.

Цель:   продолжить знакомство учащихся с декоративно-прикладным           искусством  петриковской росписи;

            Ознакомить со стилизацией, учить выполнять стилизованные декоративные изображения;

            Усовершенствовать композиционные навыки с использованием элементов петриковской росписи.

            Развивать навыки творческого составления росписи, внимательность, творческое воображение, фантазию.

            Воспитывать интерес к изучению истории и культуры украинского народного творчества, потребность в познании мира искусства, веру в собственные силы, творческую инициативу.

Оборудование урока:

            Наглядности: таблицы «образцы петриковской росписи», «Азбука мастерства Петриковки»

    

           Для детей: альбом, краски, палитра, кисти, ёмкость для воды, салфетка, изделия для росписи (дощечка, ложка, подкова, блюдо).

          

           Для учителя: краски, кисти, палитра, ёмкость для воды.

           

           Музыка: украинские народные песни.

Содержание урока:

I. Организационный момент

 -Подготовка к уроку

 - Эмоциональный настрой учащихся

Все собрались мы без опозданий

И звонок прозвенел ровно в срок.

                                     Сказочный мир Петриковки

                                     Откроет секрет на урок.

II. Мотивация учебной деятельности.

  

            Мы продолжаем знакомиться с творчеством украинского народа, его искусством, которое он сохранил, приумножил и пронес через столетия. В чем же особенность народного искусства? Как удавалось мастерам делать обычные вещи  красивыми, которыми они пользовались ежедневно.


Сообщение темы и цели урока.

         

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием стилизация и выполним роспись изделий.

 Мы продолжаем путешествие в страну декоративно-прикладного искусства, во время которого мы узнаем много интересного и расширим свои знания и умения.

Яркой страницей вошло декоративно-прикладное искусство в историю культуры украинского народа.

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1.  Что такое декоративно-прикладное искусство?

   ( - искусство украшения предметов, окружающих нас в повседневной     жизни)

  1.  Что означает слово «декор»?

( украшение)

  1.  Приведите примеры декоративно-прикладного искусства.

(Керамика; резьба; вышивка; декоративная роспись; вытынанка; изделия из соломки; народная игрушка; ткачество)

  1.  С каким народным промыслом Украины вы уже знакомы?

( Петриковская роспись)

IV. Изложение нового материала.

Группа историков.

                                           

Из истории росписи.

Со времен Запорожской Сечи живет в селе Петриковка Днепропетровской области удивительный и прекрасный народный промысел – петриковская роспись.

В старину женщины села Петриковки с любовью расписывали стены своих домов и деревянную домашнюю утварь (сундуки, деревянную посуду) цветами, листьями, ягодами. Старались сохранить в чудесной росписи яркие краски украинской природы.

В основе росписи лежат растительно-цветочные мотивы – мальвы, астры, ромашки, васильки, ягоды (калина, виноград, земляника). Краски получали из трав, овощей, ягод, добавляя в их сок желток яйца.

Акварель и гуашь – основные красочные материалы в современной росписи.

Свои шедевры жители села расписывали палочками из болотного осота, кисточками из кошачьей шерсти, а ягоды калины – кончиком пальца (пальчиковая роспись).

В настоящее время в Петриковке действует музей народного творчества.

Основные элементы петриковской росписи: «зернышко», «гребешок», «орешек». При помощи этих элементов рисуют лепестки цветков, листья.

Группа искусствоведов.

Мастера Петриковской росписи.

Талантливые люди живут на Украине! Сохраняя многолетние традиции, украинские мастера из поколения в поколение передавали секреты мастерства своим ученикам.

Это давало им возможность импровизировать, усовершенствовать технику росписи.

В растительный мотив хорошо вписываются фантастические птицы, прообразами которых есть петушок, аисты, голуби, павлины.

Заслуженный мастер народного творчества Татьяна Пата – одна из известных мастериц  петриковского художественного промысла.

Широкое признание как мастера декоративной росписи пришло к Татьяне Пате на выставках народного украинского искусства в Киеве в 1936г. Позднее вместе с другими петриковчанами расписывала павильон Украины на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. С этого времени народная мастерица постоянная участница всесоюзных и международных выставок.

Позже ее любимым мотивом в роспись добавляется фантастические птицы.

У нее много учеников: заслуженные мастера – Федор Панко и Вера Павленко, народный художник – Марфа Тимченко.

Просмотр образцов росписи.

  

 В окружающей нас жизни мы видим предметы в реальной природной форме.

Демонстрация: Петушок на фото, в вышивке, вытынанке, в росписи (изменение изображения в разных техниках). Изображение упрощено. Основой является натуральная форма, творчески переработана, т.е. стилизованная.

Стилизация – творческая переработка природной формы в декоративную, упрощение реальной формы и цвета.

Символом оберега изображали петушка, когда хотели пожелать доброго дня, счастья, здоровья.


Упражнение.

Из волнистых линий (завитков) создать образ петушка, используя прием стилизации.

Поэтапное выполнение рисунка на доске.

1.Выбор композиционного центра в работе.

-Какой будет композиция (симметричная, асимметричная)?

- Как можно передать характер петушка  с помощью линий (поющий петушок, …)

V. Практическая часть.

    Роспись изделий с использованием элементов петриковской росписи.

«Мастерская росписи».

Сегодня  мы работаем в мастерской росписи народных умельцев. Работаем в группах.

I. -Роспись дощечек

II. - Роспись ложек

III. - Роспись тарелок

IV. - Роспись подков

Задачи:

Композиционные

Форма и пропорции

Цветовое решение

-Индивидуальный инструктаж учителя.

Самое приятное – воплощение своего замысла в жизнь, создание своими руками красивых вещей, которые украсят ваш дом. Желаю вам успеха и радости, творчества в вашей работе.  


VI. Итог урока.

Презентация работ по группам.

-Демонстрация работ учащихся по группам.

- Оценивание.

Сегодня на небольшое время вы стали мастерами росписи, и ваше воображение было в волшебной стране народного искусства. Успехов вам! И пусть никогда не угаснет, не пропадет желание творить красоту.

 

5-А класс, г. Кировское

СОШ №2

                                      

 

Детские работы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28397. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. (краткий анализ) 25 KB
  краткий анализ Венская конвенция о дипломатических сношениях один из основных нормативноправовых актов в области дипломатического права. Конвенция регламентирует все основные вопросы дипломатического права: регламентируются виды и функции дипломатических миссий процедура назначения главы дипломатического представительства классы глав таких представительств раскрывается понятие дипломатического иммунитета. Конвенция состоит из 53 статей и включает также два факультативных протокола: о приобретении гражданства сотрудниками...
28398. Краткий анализ Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. 27.5 KB
  105 Устава ГА ООН 13 февраля 1946 г. приняла Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН в которой данные вопросы регламентируются более конкретно. ГА ООН утвердила Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений.
28400. Дипломатическое представительство (диппредставительство) 146.86 KB
  В основном служит для поддержания дипломатических отношений. Дипломатические отношения устанавливаются на основании соглашения между соответствующими государствами например Совместное заявление об установлении дипломатических отношений между РФ и ЮАР 1995 г. Могут также открываться отделения дипломатических представительств в различных городах. Основным международным нормативноправовым актом регулирующим виды и функции дипломатических представительств процедуры назначения главы дипломатического представительства классы глав...
28402. Сравнительный анализ ф-ций дип представительства и пост предст-ва 134.59 KB
  Их правовое положение определяется прежде всего положениями устава этой организации нормами Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. соглашениями о привилегиях и иммунитетах организации и другими документами. Представительство государства в международной организации включает в себя главу представительства членов дипломатического административнотехнического и обслуживающего персоналов.
28403. Венская конвенция 1961 года 98.47 KB
  Обязанности сотрудников дипломатического представительства состоят в том чтобы уважать законы и постановления государства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела. Дипломату запрещено заниматься в государстве пребывания профессиональной и коммерческой деятельностью в целях личной выгоды. ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА ПРЕБЫВАНИЯ Статья 21 1.