55767

Стилизация в декоративной росписи

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: продолжить знакомство учащихся с декоративно-прикладным искусством петриковской росписи; Ознакомить со стилизацией учить выполнять стилизованные декоративные изображения...

Русский

2014-03-28

1.15 MB

7 чел.

Изобразительное искусство 5 класс 

Тема:   Стилизация в декоративной росписи.

Цель:   продолжить знакомство учащихся с декоративно-прикладным           искусством  петриковской росписи;

            Ознакомить со стилизацией, учить выполнять стилизованные декоративные изображения;

            Усовершенствовать композиционные навыки с использованием элементов петриковской росписи.

            Развивать навыки творческого составления росписи, внимательность, творческое воображение, фантазию.

            Воспитывать интерес к изучению истории и культуры украинского народного творчества, потребность в познании мира искусства, веру в собственные силы, творческую инициативу.

Оборудование урока:

            Наглядности: таблицы «образцы петриковской росписи», «Азбука мастерства Петриковки»

    

           Для детей: альбом, краски, палитра, кисти, ёмкость для воды, салфетка, изделия для росписи (дощечка, ложка, подкова, блюдо).

          

           Для учителя: краски, кисти, палитра, ёмкость для воды.

           

           Музыка: украинские народные песни.

Содержание урока:

I. Организационный момент

 -Подготовка к уроку

 - Эмоциональный настрой учащихся

Все собрались мы без опозданий

И звонок прозвенел ровно в срок.

                                     Сказочный мир Петриковки

                                     Откроет секрет на урок.

II. Мотивация учебной деятельности.

  

            Мы продолжаем знакомиться с творчеством украинского народа, его искусством, которое он сохранил, приумножил и пронес через столетия. В чем же особенность народного искусства? Как удавалось мастерам делать обычные вещи  красивыми, которыми они пользовались ежедневно.


Сообщение темы и цели урока.

         

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием стилизация и выполним роспись изделий.

 Мы продолжаем путешествие в страну декоративно-прикладного искусства, во время которого мы узнаем много интересного и расширим свои знания и умения.

Яркой страницей вошло декоративно-прикладное искусство в историю культуры украинского народа.

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1.  Что такое декоративно-прикладное искусство?

   ( - искусство украшения предметов, окружающих нас в повседневной     жизни)

  1.  Что означает слово «декор»?

( украшение)

  1.  Приведите примеры декоративно-прикладного искусства.

(Керамика; резьба; вышивка; декоративная роспись; вытынанка; изделия из соломки; народная игрушка; ткачество)

  1.  С каким народным промыслом Украины вы уже знакомы?

( Петриковская роспись)

IV. Изложение нового материала.

Группа историков.

                                           

Из истории росписи.

Со времен Запорожской Сечи живет в селе Петриковка Днепропетровской области удивительный и прекрасный народный промысел – петриковская роспись.

В старину женщины села Петриковки с любовью расписывали стены своих домов и деревянную домашнюю утварь (сундуки, деревянную посуду) цветами, листьями, ягодами. Старались сохранить в чудесной росписи яркие краски украинской природы.

В основе росписи лежат растительно-цветочные мотивы – мальвы, астры, ромашки, васильки, ягоды (калина, виноград, земляника). Краски получали из трав, овощей, ягод, добавляя в их сок желток яйца.

Акварель и гуашь – основные красочные материалы в современной росписи.

Свои шедевры жители села расписывали палочками из болотного осота, кисточками из кошачьей шерсти, а ягоды калины – кончиком пальца (пальчиковая роспись).

В настоящее время в Петриковке действует музей народного творчества.

Основные элементы петриковской росписи: «зернышко», «гребешок», «орешек». При помощи этих элементов рисуют лепестки цветков, листья.

Группа искусствоведов.

Мастера Петриковской росписи.

Талантливые люди живут на Украине! Сохраняя многолетние традиции, украинские мастера из поколения в поколение передавали секреты мастерства своим ученикам.

Это давало им возможность импровизировать, усовершенствовать технику росписи.

В растительный мотив хорошо вписываются фантастические птицы, прообразами которых есть петушок, аисты, голуби, павлины.

Заслуженный мастер народного творчества Татьяна Пата – одна из известных мастериц  петриковского художественного промысла.

Широкое признание как мастера декоративной росписи пришло к Татьяне Пате на выставках народного украинского искусства в Киеве в 1936г. Позднее вместе с другими петриковчанами расписывала павильон Украины на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. С этого времени народная мастерица постоянная участница всесоюзных и международных выставок.

Позже ее любимым мотивом в роспись добавляется фантастические птицы.

У нее много учеников: заслуженные мастера – Федор Панко и Вера Павленко, народный художник – Марфа Тимченко.

Просмотр образцов росписи.

  

 В окружающей нас жизни мы видим предметы в реальной природной форме.

Демонстрация: Петушок на фото, в вышивке, вытынанке, в росписи (изменение изображения в разных техниках). Изображение упрощено. Основой является натуральная форма, творчески переработана, т.е. стилизованная.

Стилизация – творческая переработка природной формы в декоративную, упрощение реальной формы и цвета.

Символом оберега изображали петушка, когда хотели пожелать доброго дня, счастья, здоровья.


Упражнение.

Из волнистых линий (завитков) создать образ петушка, используя прием стилизации.

Поэтапное выполнение рисунка на доске.

1.Выбор композиционного центра в работе.

-Какой будет композиция (симметричная, асимметричная)?

- Как можно передать характер петушка  с помощью линий (поющий петушок, …)

V. Практическая часть.

    Роспись изделий с использованием элементов петриковской росписи.

«Мастерская росписи».

Сегодня  мы работаем в мастерской росписи народных умельцев. Работаем в группах.

I. -Роспись дощечек

II. - Роспись ложек

III. - Роспись тарелок

IV. - Роспись подков

Задачи:

Композиционные

Форма и пропорции

Цветовое решение

-Индивидуальный инструктаж учителя.

Самое приятное – воплощение своего замысла в жизнь, создание своими руками красивых вещей, которые украсят ваш дом. Желаю вам успеха и радости, творчества в вашей работе.  


VI. Итог урока.

Презентация работ по группам.

-Демонстрация работ учащихся по группам.

- Оценивание.

Сегодня на небольшое время вы стали мастерами росписи, и ваше воображение было в волшебной стране народного искусства. Успехов вам! И пусть никогда не угаснет, не пропадет желание творить красоту.

 

5-А класс, г. Кировское

СОШ №2

                                      

 

Детские работы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44488. Аналіз правової діяльності ТОВ Сумська насосна техніка 1.11 MB
  Основним завданням, яке було поставлено переді мною, було закріплення на практиці досягнутих під час навчання знань з правових дисциплін, засвоїти навики у веденні діловодства підприємства, набратися достатнього досвіду роботи, яка пов’язана з його функціонуванням, підсумувати досягнуті знання та проаналізувати можливість застосування цих знань на практиці.
44489. Канали зв’язку всучасних комп’ютерних мережах 56.11 KB
  Підтримка мереж в Debian`і є дуже схожою з класичними дистрибутивами Linux. Однак, якщо ви – новачок у Дебіені, деякі речі можуть бути вам невідомі. Короткий вступ до налаштування мережі у Debian GNU/Linux покаже вам, як усе це працює у даному дистрибутиві.
44490. Підвищення ефективності діяльності банку в посткризовий період 473.5 KB
  Прогнозування фінансових результатів та показники ефективності діяльності банку з використанням економіко-математичного моделювання. Ризики діяльності банку та їх вплив на ефективність діяльності. Аналіз та оцінка фінансових результатів діяльності банку
44491. Правоведение как система 222.14 KB
  Право – это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих, обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни, волю общества, охраняемая от нарушений возможностями гос. принуждения и являющаяся гос. регулятором общественных отношений.
44493. Людина та природа 292.3 KB
  Безліч видів взаємодії людини і суспільства з природним середовищем на різних етапах їх існування умовно можна назвати природокористуванням. Можна виділити такі типи природокористування: збирально-привласнюючий; виробничо-продуктивний; інноваційно-конструктивістський, ноосфер-ний або інформаційний*
44494. Философия как наука и мировоззрение 882.5 KB
  Термин философия впервые родился в др. Греции, авторм является Пифагор. Именно он впервые назвал философию философией. Философия (с греч.) – любовь к мудрости. Пифагор имел в виду, что философия – это мудрость, и человек любит ее, тянется к ней. Однако через это понятие содержание не раскрывается
44495. Физика. Методы физического исследования 2.11 MB
  Физика – наука о природе(от греческого слова «фузик»). Современная физика рассматривается как наука, изучающая общие свойства материи(вещества и поля). Материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях, восприятиях, наблюдениях(В.И. Ленин)