55767

Стилизация в декоративной росписи

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: продолжить знакомство учащихся с декоративно-прикладным искусством петриковской росписи; Ознакомить со стилизацией учить выполнять стилизованные декоративные изображения...

Русский

2014-03-28

1.15 MB

7 чел.

Изобразительное искусство 5 класс 

Тема:   Стилизация в декоративной росписи.

Цель:   продолжить знакомство учащихся с декоративно-прикладным           искусством  петриковской росписи;

            Ознакомить со стилизацией, учить выполнять стилизованные декоративные изображения;

            Усовершенствовать композиционные навыки с использованием элементов петриковской росписи.

            Развивать навыки творческого составления росписи, внимательность, творческое воображение, фантазию.

            Воспитывать интерес к изучению истории и культуры украинского народного творчества, потребность в познании мира искусства, веру в собственные силы, творческую инициативу.

Оборудование урока:

            Наглядности: таблицы «образцы петриковской росписи», «Азбука мастерства Петриковки»

    

           Для детей: альбом, краски, палитра, кисти, ёмкость для воды, салфетка, изделия для росписи (дощечка, ложка, подкова, блюдо).

          

           Для учителя: краски, кисти, палитра, ёмкость для воды.

           

           Музыка: украинские народные песни.

Содержание урока:

I. Организационный момент

 -Подготовка к уроку

 - Эмоциональный настрой учащихся

Все собрались мы без опозданий

И звонок прозвенел ровно в срок.

                                     Сказочный мир Петриковки

                                     Откроет секрет на урок.

II. Мотивация учебной деятельности.

  

            Мы продолжаем знакомиться с творчеством украинского народа, его искусством, которое он сохранил, приумножил и пронес через столетия. В чем же особенность народного искусства? Как удавалось мастерам делать обычные вещи  красивыми, которыми они пользовались ежедневно.


Сообщение темы и цели урока.

         

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием стилизация и выполним роспись изделий.

 Мы продолжаем путешествие в страну декоративно-прикладного искусства, во время которого мы узнаем много интересного и расширим свои знания и умения.

Яркой страницей вошло декоративно-прикладное искусство в историю культуры украинского народа.

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1.  Что такое декоративно-прикладное искусство?

   ( - искусство украшения предметов, окружающих нас в повседневной     жизни)

  1.  Что означает слово «декор»?

( украшение)

  1.  Приведите примеры декоративно-прикладного искусства.

(Керамика; резьба; вышивка; декоративная роспись; вытынанка; изделия из соломки; народная игрушка; ткачество)

  1.  С каким народным промыслом Украины вы уже знакомы?

( Петриковская роспись)

IV. Изложение нового материала.

Группа историков.

                                           

Из истории росписи.

Со времен Запорожской Сечи живет в селе Петриковка Днепропетровской области удивительный и прекрасный народный промысел – петриковская роспись.

В старину женщины села Петриковки с любовью расписывали стены своих домов и деревянную домашнюю утварь (сундуки, деревянную посуду) цветами, листьями, ягодами. Старались сохранить в чудесной росписи яркие краски украинской природы.

В основе росписи лежат растительно-цветочные мотивы – мальвы, астры, ромашки, васильки, ягоды (калина, виноград, земляника). Краски получали из трав, овощей, ягод, добавляя в их сок желток яйца.

Акварель и гуашь – основные красочные материалы в современной росписи.

Свои шедевры жители села расписывали палочками из болотного осота, кисточками из кошачьей шерсти, а ягоды калины – кончиком пальца (пальчиковая роспись).

В настоящее время в Петриковке действует музей народного творчества.

Основные элементы петриковской росписи: «зернышко», «гребешок», «орешек». При помощи этих элементов рисуют лепестки цветков, листья.

Группа искусствоведов.

Мастера Петриковской росписи.

Талантливые люди живут на Украине! Сохраняя многолетние традиции, украинские мастера из поколения в поколение передавали секреты мастерства своим ученикам.

Это давало им возможность импровизировать, усовершенствовать технику росписи.

В растительный мотив хорошо вписываются фантастические птицы, прообразами которых есть петушок, аисты, голуби, павлины.

Заслуженный мастер народного творчества Татьяна Пата – одна из известных мастериц  петриковского художественного промысла.

Широкое признание как мастера декоративной росписи пришло к Татьяне Пате на выставках народного украинского искусства в Киеве в 1936г. Позднее вместе с другими петриковчанами расписывала павильон Украины на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. С этого времени народная мастерица постоянная участница всесоюзных и международных выставок.

Позже ее любимым мотивом в роспись добавляется фантастические птицы.

У нее много учеников: заслуженные мастера – Федор Панко и Вера Павленко, народный художник – Марфа Тимченко.

Просмотр образцов росписи.

  

 В окружающей нас жизни мы видим предметы в реальной природной форме.

Демонстрация: Петушок на фото, в вышивке, вытынанке, в росписи (изменение изображения в разных техниках). Изображение упрощено. Основой является натуральная форма, творчески переработана, т.е. стилизованная.

Стилизация – творческая переработка природной формы в декоративную, упрощение реальной формы и цвета.

Символом оберега изображали петушка, когда хотели пожелать доброго дня, счастья, здоровья.


Упражнение.

Из волнистых линий (завитков) создать образ петушка, используя прием стилизации.

Поэтапное выполнение рисунка на доске.

1.Выбор композиционного центра в работе.

-Какой будет композиция (симметричная, асимметричная)?

- Как можно передать характер петушка  с помощью линий (поющий петушок, …)

V. Практическая часть.

    Роспись изделий с использованием элементов петриковской росписи.

«Мастерская росписи».

Сегодня  мы работаем в мастерской росписи народных умельцев. Работаем в группах.

I. -Роспись дощечек

II. - Роспись ложек

III. - Роспись тарелок

IV. - Роспись подков

Задачи:

Композиционные

Форма и пропорции

Цветовое решение

-Индивидуальный инструктаж учителя.

Самое приятное – воплощение своего замысла в жизнь, создание своими руками красивых вещей, которые украсят ваш дом. Желаю вам успеха и радости, творчества в вашей работе.  


VI. Итог урока.

Презентация работ по группам.

-Демонстрация работ учащихся по группам.

- Оценивание.

Сегодня на небольшое время вы стали мастерами росписи, и ваше воображение было в волшебной стране народного искусства. Успехов вам! И пусть никогда не угаснет, не пропадет желание творить красоту.

 

5-А класс, г. Кировское

СОШ №2

                                      

 

Детские работы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20661. Философские идеи Сократа 41.5 KB
  Философ считал что письмена делают знания отстранёнными внешними для человека и мешают глубокому пониманию истины и воспитанию личности. Поэтому считая что истина содержится внутри самого человека предпочитал живой диалог спор как единственно правильное средство получения достоверных знаний о мире. Второй зрелый этап сосредоточен на раскрытие природы человека. Философия должна открывать человека исследовать его так как именно в нас заключено то познавательное начало которое способно изучать и аккумулировать знания как о себе...
20662. Философское учение Платона 70.5 KB
  Платон настоящее имя Аристокл Платон от греческого platys широкоплечий полный 427 347 год до н. Платон был основателем собственной философской школы занятия слушателей которой проходили в роще посвящённой античному герою Академу что непосредственно повлияло на её название Академия. Философская Академия Платона просуществовала 915 лет.
20663. Философия Аристотеля, Критика платоновского учения об идеях 72.5 KB
  Аристотель 384 322 год до н. Аристотель проучившись в платоновской академии 20 лет вплоть до смерти Платона развивал философские положения своего учителя придерживаясь объективного идеализма и смог привнести в это течение новые неоспоримо значимые идеи. Аристотель предпочитал проводить занятия со своими учениками прогуливаясь по саду вблизи школы. Для обозначения философской школы Аристотеля используется и такое название как перипатетика от греческого peripatio крытая галерея занятия Аристотель проводил не только прогуливаясь...
20664. Философские школы поздней античности (эллинистическая эпоха) 186.5 KB
  Если ранее у греков существовало представление о своём духовном превосходстве над варварами не способных к культуре и к свободной деятельности что запечатлевалось даже в работах Платона и Аристотеля то в новую эпоху взаимовлияния культур формируется представление о едином бытие человека. Под влиянием восточных культур например астрологических и мистических течений Вавилона происходит эклектическое соединение рационального и сверхъестественного в понимание мира что пагубно отражается и на морали где вера в судьбу в определённость...
20665. Специфика философской мысли в эпоху средневековья 76 KB
  Этот период патристика сталкивается с внутренним противоречием которое выражено в том что стремление посредством рациональной аргументации доказать бытие Бога бессмертие души и прочих сакральных компонентов христианской догматики идёт в разрез с краеугольным положением религии о непостижимости при помощи разума божественных таинств доступных только исключительно в вере. Обсуждаются проблемы: а тринитальный вопрос о единстве и троичности Бога; б христологический вопрос о сочетание в Христе двух начал природного и божественного; в...
20666. Характерные черты эпохи Возрождения 77.5 KB
  Разум в силу своей конечности и определённости пропорцией не является истиной и не способен её постигать настоль точно чтобы утверждать о её исчерпанности. Отсутствие пропорциональности которую мы способны зафиксировать только в конечных вещах является причиной нашего незнания. Конечность нашего ума является источником диспропорции между разумом и бесконечностью в которую он включён и которую стремиться познать. На общем онтологическом уровне индивид связывает все вещи и поэтому является микрокосмом любой вещи.
20667. Учение о субстанции в философии Бенедикта Спинозы и Готфильда Лейбница 51 KB
  Таким образом для Спинозы субстанция является causa sui причиной самой себя. Движение по мнению Спинозы относится лишь к миру модусов и не является атрибутом субстанции по той причине что для его осуществления необходима внешняя причина воздействие связи которая может существовать только в природе порождаемой. По его мнению абсолютно свободен лишь Бог так как является вселенским порядком и субстанцией вбирает в себя и определяет все природные причинноследственные связи необходимость. И так как в мире вещей господствует...
20668. Английский материализм и эмпиризм 17-18 века 64.5 KB
  Согласно Гоббсу каждый из нас стремиться рассуждать о какихнибудь вещах поэтому желание философствовать это врождённое состояние человека свойственное ему от природы. Гоббс таким образом показывает прямую зависимость мышления человека от материального мира и его эмпирического восприятия. Философия природы занимается естественными телами в том числе и изучением тела человека. Данный тип философии направлена на трактовку умственных и нравственных способностей человека этика и определение обязанностей гражданина политика.
20669. Философия французского просвещения. Характерные черты эпохи Просвещения 58 KB
  Главным положением данной эпохи становится указание на первостепенное значение разума рассудка для деятельности человека что например было запечатлено в таких высказываниях как Имей мужество пользоваться своим умом или Дерзай быть мудрым Sapere ande. Вера в человеческий разум выразилась в убеждении о решающей роли естественнонаучных знаний; в стремлении освободиться от предрассудков слепой религиозности невежества неопределённых метафизических догм неподдающихся научной проверке; в пересмотре интеллектуальных ценностей...