5577

Изучение свойств, форм и операций мышления

Практическая работа

Психология и эзотерика

Изучение свойств, форм и операций мышления Цель работы:исследование: свойства мышления: лабильности (подвижности) форм мышления: структура и соотношение понятий операций мышления: сравнение, обобщение, абстрагирование. Матери...

Русский

2012-12-15

44 KB

8 чел.

Изучение свойств, форм и операций мышления

Цель работы: исследование:

  1.  свойства мышления: лабильности (подвижности)
  2.  форм мышления: структура и соотношение понятий
  3.  операций мышления: сравнение, обобщение, абстрагирование.

Материалы: Методики для исследования мышления:

Методика «интеллектуальная лабильность»

Методика «сложные аналогии»

Методика «числовые ряды»

Методика «выделение существенных признаков»

Ход работы:

В данной работе изучаются свойства, формы и операции мышления.

1. все выполняют тест по исследованию свойства мышления называемого лабильностью. Он заключается в выполнении на специальном бланке заданий, которые прочитываются преподавателем. На выполнение каждого задания отводится около трёх секунд.

2. каждый выполняет:

  •  Методику «числовые ряды», которая заключается в том , что в течении пяти минут необходимо в семи рядах чисел найти закономерность и заполнить недостающие числа. Методика оценивает логический аспект мышления. Нормой для взрослого человека считается 3 и более верных ряда.
  •  Методику «сложные аналогии», которая включает в себя установление связей (аналогий) между понятиями (их 20). Время отводимое на выполнение теста три минуты. Нормой считается 5 и более установленных аналогий.
  •  Методику «выделение существенных признаков», которая заключается в выделении существенных признаков того или иного предмета. Время на выполнение теста пять минут.

Результаты.

Тест на лабильность

Сложные аналогии (количество правильных ответов)

Числовые ряды (количество правильных ответов)

Выделение существенных признаков (количество правильных ответов)

Степанов А.

5 ошибок

15

7

10

Терентьев А.

6 ошибок

10

3

6

Солодов Д.

7 ошибок

14

4

6

Интерпретация.

Мышление — процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют мышление теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т. д.

Одним из свойств мышления является лабильность. Лабильность — одно из основных свойств нервной системы, характеризующее функциональную подвижность нервных процессов, скорость их возникновения и прекращения. Т.е. способность человека к быстрому выполнению поставленной перед ним задачей, умение абстрагироваться: выделение одной обшей черты у ряда предметов, при этом их другие свойства, как бы, отбрасываются. При выполнении первого теста всем испытуемым задавались конкретные вопросы, отвечая на них, испытуемые должны были совершить совершенно определенные действия. Но вследствие разного восприятия и обработки, с помощью сознания, данных действия испытуемых были различны. На примере Степанова А., Солодова Д. и Терентьева А. можно установить различие в выполнении теста и как следствие различной подвижности мышления. Каждый при выполнении заданий пользовался своим жизненным опытом и знаниями.

По результатам теста возможно выявление четырех типов лабильности: высокая лабильность (от 0 до 4 ошибок), средняя лабильность (5-9 ошибок), низкая (10-14 ошибок). Высокая лабильность подразумевает гибкость мышления, способность быстро и легко обучаться, легко приспосабливаться к новым видам деятельности, условиям умственного труда. Средняя лабильность, т.е. нормальная подвижность мышления и как следствие этого нормальное обучение. Данная степень лабильность более распространена. Низкая лабильность – трудности в выполнения поставленной задачи, трудность переобучения. Для людей с данным типом лабильности характерно «шаблонное мышление».

Троим испытуемым соответствует средняя лабильность мышления, что является нормальным для средне статистического студента.

При выполнении теста возможны следующее причины ошибок: невнимательность, неправильная трактовка вопроса, излишняя торопливость, заторможенность нервной системы, которая выражается вялостью, плохой сосредоточенностью и т. д.

Так, например, у Степанова А., по его мнению, его ошибки связаны чрезмерной невнимательностью, малой скоростью выполнения.  У Терентьева А. ошибки, по его словам, связаны с неправильной трактовкой вопроса, повышенным уровнем шума в аудитории (не услышал вопрос).

В данной работе изучаются следующие формы мышления: структура и соотношение понятий, а также операции мышления: сравнение, обобщение, абстрагирование.

Исследовать структуру и соотношение понятий позволяют следующие тестовые методики: сложные аналогии и выделение существенных признаков.

По результатам этих двух методик мы получили материал, который дает возможность сделать вывод о том, что никто из испытуемых не обладает заниженной нормой. Это указывает на нормальную скорость и правильность выявления общих признаков и использование их в дальнейшей деятельности. Т.е. своевременное выделение предметов в определенную группу и быстрое принятие решение, что может значительно помочь в нашей дальнейшей профессии (правильной постановкой задачи перед исполнителями).  

Сравнение как операцию мышления позволяют исследовать следующие методики: числовые ряды и сложные  аналогии. Сравнением называется операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира.. Сравнение подразумевает под собой и обобщение, и анализ предметов и понятий.

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56592. Естетичний вплив мови на людину 372 KB
  Для того щоб забезпечити привабливість змісту навчання мови, належний виховний і розвивальний потенціал, намагаюся, щоб у свідомості учнів утверджувалися високо вартісні якості української мови, зокрема її естетична цінність
56593. Українська мова. Методичні вказівки 451 KB
  Мета самостійної роботи студентів двоєдина: формування самостійності як риси особистості і засвоєння знань, умінь, навиків. На молодших курсах самостійна робота з української мови ставить за мету розширення і закріплення знань і умінь, що здобуваються студентом на традиційних формах занять
56594. Використання елементів інтерактивних технологій на уроках української мови 245 KB
  Мета. Активізувати розумову діяльність учнів спрямовану на узагальнення знань навичок набутих у процесі вивчення теми Іменник як частина мови; удосконалювати орфографічні навички; розвивати мислення і здібності школярівпідвищувати культуру мовлення...
56595. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ В ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 242.5 KB
  Совокупность предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих производство, перераспределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного назначения...