5577

Изучение свойств, форм и операций мышления

Практическая работа

Психология и эзотерика

Изучение свойств, форм и операций мышления Цель работы:исследование: свойства мышления: лабильности (подвижности) форм мышления: структура и соотношение понятий операций мышления: сравнение, обобщение, абстрагирование. Матери...

Русский

2012-12-15

44 KB

8 чел.

Изучение свойств, форм и операций мышления

Цель работы: исследование:

  1.  свойства мышления: лабильности (подвижности)
  2.  форм мышления: структура и соотношение понятий
  3.  операций мышления: сравнение, обобщение, абстрагирование.

Материалы: Методики для исследования мышления:

Методика «интеллектуальная лабильность»

Методика «сложные аналогии»

Методика «числовые ряды»

Методика «выделение существенных признаков»

Ход работы:

В данной работе изучаются свойства, формы и операции мышления.

1. все выполняют тест по исследованию свойства мышления называемого лабильностью. Он заключается в выполнении на специальном бланке заданий, которые прочитываются преподавателем. На выполнение каждого задания отводится около трёх секунд.

2. каждый выполняет:

  •  Методику «числовые ряды», которая заключается в том , что в течении пяти минут необходимо в семи рядах чисел найти закономерность и заполнить недостающие числа. Методика оценивает логический аспект мышления. Нормой для взрослого человека считается 3 и более верных ряда.
  •  Методику «сложные аналогии», которая включает в себя установление связей (аналогий) между понятиями (их 20). Время отводимое на выполнение теста три минуты. Нормой считается 5 и более установленных аналогий.
  •  Методику «выделение существенных признаков», которая заключается в выделении существенных признаков того или иного предмета. Время на выполнение теста пять минут.

Результаты.

Тест на лабильность

Сложные аналогии (количество правильных ответов)

Числовые ряды (количество правильных ответов)

Выделение существенных признаков (количество правильных ответов)

Степанов А.

5 ошибок

15

7

10

Терентьев А.

6 ошибок

10

3

6

Солодов Д.

7 ошибок

14

4

6

Интерпретация.

Мышление — процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют мышление теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т. д.

Одним из свойств мышления является лабильность. Лабильность — одно из основных свойств нервной системы, характеризующее функциональную подвижность нервных процессов, скорость их возникновения и прекращения. Т.е. способность человека к быстрому выполнению поставленной перед ним задачей, умение абстрагироваться: выделение одной обшей черты у ряда предметов, при этом их другие свойства, как бы, отбрасываются. При выполнении первого теста всем испытуемым задавались конкретные вопросы, отвечая на них, испытуемые должны были совершить совершенно определенные действия. Но вследствие разного восприятия и обработки, с помощью сознания, данных действия испытуемых были различны. На примере Степанова А., Солодова Д. и Терентьева А. можно установить различие в выполнении теста и как следствие различной подвижности мышления. Каждый при выполнении заданий пользовался своим жизненным опытом и знаниями.

По результатам теста возможно выявление четырех типов лабильности: высокая лабильность (от 0 до 4 ошибок), средняя лабильность (5-9 ошибок), низкая (10-14 ошибок). Высокая лабильность подразумевает гибкость мышления, способность быстро и легко обучаться, легко приспосабливаться к новым видам деятельности, условиям умственного труда. Средняя лабильность, т.е. нормальная подвижность мышления и как следствие этого нормальное обучение. Данная степень лабильность более распространена. Низкая лабильность – трудности в выполнения поставленной задачи, трудность переобучения. Для людей с данным типом лабильности характерно «шаблонное мышление».

Троим испытуемым соответствует средняя лабильность мышления, что является нормальным для средне статистического студента.

При выполнении теста возможны следующее причины ошибок: невнимательность, неправильная трактовка вопроса, излишняя торопливость, заторможенность нервной системы, которая выражается вялостью, плохой сосредоточенностью и т. д.

Так, например, у Степанова А., по его мнению, его ошибки связаны чрезмерной невнимательностью, малой скоростью выполнения.  У Терентьева А. ошибки, по его словам, связаны с неправильной трактовкой вопроса, повышенным уровнем шума в аудитории (не услышал вопрос).

В данной работе изучаются следующие формы мышления: структура и соотношение понятий, а также операции мышления: сравнение, обобщение, абстрагирование.

Исследовать структуру и соотношение понятий позволяют следующие тестовые методики: сложные аналогии и выделение существенных признаков.

По результатам этих двух методик мы получили материал, который дает возможность сделать вывод о том, что никто из испытуемых не обладает заниженной нормой. Это указывает на нормальную скорость и правильность выявления общих признаков и использование их в дальнейшей деятельности. Т.е. своевременное выделение предметов в определенную группу и быстрое принятие решение, что может значительно помочь в нашей дальнейшей профессии (правильной постановкой задачи перед исполнителями).  

Сравнение как операцию мышления позволяют исследовать следующие методики: числовые ряды и сложные  аналогии. Сравнением называется операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира.. Сравнение подразумевает под собой и обобщение, и анализ предметов и понятий.

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4971. Шаблон и шаблонный класс 43.86 KB
  Шаблон При решении практических задач возникает необходимость создания семейства классов для формирования для описания похожих объектов. Формирование семейства классов целесообразно при описании структур данных, например, массивов указателей, списко...
4972. Стандартная библиотека шаблонов STL 25.77 KB
  Стандартная библиотека шаблонов STL Практическая деятельность программистов в течение нескольких десятков лет привела широкому распространению ряда способов организации структур данных, например, массив, список, очередь и т.д. Эти структуры данных с...
4973. Виртуальные и статические элементы классов 28.83 KB
  Виртуальные и статические элементы классов Виртуальные функции При создании производных классов на основе базовых путем наследования часто возникает ситуация, когда в нескольких класса используется функция с одними и тем же именем и набором параметр...
4974. Введение в программирование под Windows на C++ 28.81 KB
  Введение в программирование под Windows. Развитие графической операционной системы Windows привело к тому, что программы, поддерживающие консольный ввод исходных данных и вывод результатов в текстовом режиме стремительно устаревает. К современным пр...
4975. Обработка исключений. Принципы обработки исключений 21.45 KB
  Обработка исключений Исключение ситуация – возникновение непредвиденного или аварийного события, которое может порождаться недостатком ресурсов. Язык Си имеет средства для обработки исключительных ситуаций. Они используются для обработки ошибок...
4976. Экономика и экономическая теория. Учебник 269 KB
  Введение Цель изучения данного курса заключается в усвоении студентами основных положений экономической теории для перспективного ее использования при формировании объективных экономических оценок и формирования рационального экономического мышления...
4977. Бухгалтерское дело. Организация бухгалтерского дела на предприятии 133.57 KB
  Бухгалтерское дело Сущность бухгалтерского дела, его содержание формирование профессии современного бухгалтера и аудитора профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления о...
4978. Общие допуски размеров, формы и расположения поверхностей 908 KB
  Общие допуски размеров, формы и расположения поверхностей Ограничение всех геометрических параметров деталей на чертеже должно быть полным и пониматься однозначно: не должно быть разночтений и произвольного истолкования требований при изготовлении и...
4979. Проблематика осмысления прошлого в совместных исследованиях ученых России и Германии 1.02 MB
  Одна из актуальных тем, волнующих российское и германское общество – осмысление недавнего прошлого. Примечательная особенность этого процесса – данную тематику рассматривали на многочисленных конференциях, круглых столах, в совместных изда...