5577

Изучение свойств, форм и операций мышления

Практическая работа

Психология и эзотерика

Изучение свойств, форм и операций мышления Цель работы:исследование: свойства мышления: лабильности (подвижности) форм мышления: структура и соотношение понятий операций мышления: сравнение, обобщение, абстрагирование. Матери...

Русский

2012-12-15

44 KB

8 чел.

Изучение свойств, форм и операций мышления

Цель работы: исследование:

  1.  свойства мышления: лабильности (подвижности)
  2.  форм мышления: структура и соотношение понятий
  3.  операций мышления: сравнение, обобщение, абстрагирование.

Материалы: Методики для исследования мышления:

Методика «интеллектуальная лабильность»

Методика «сложные аналогии»

Методика «числовые ряды»

Методика «выделение существенных признаков»

Ход работы:

В данной работе изучаются свойства, формы и операции мышления.

1. все выполняют тест по исследованию свойства мышления называемого лабильностью. Он заключается в выполнении на специальном бланке заданий, которые прочитываются преподавателем. На выполнение каждого задания отводится около трёх секунд.

2. каждый выполняет:

  •  Методику «числовые ряды», которая заключается в том , что в течении пяти минут необходимо в семи рядах чисел найти закономерность и заполнить недостающие числа. Методика оценивает логический аспект мышления. Нормой для взрослого человека считается 3 и более верных ряда.
  •  Методику «сложные аналогии», которая включает в себя установление связей (аналогий) между понятиями (их 20). Время отводимое на выполнение теста три минуты. Нормой считается 5 и более установленных аналогий.
  •  Методику «выделение существенных признаков», которая заключается в выделении существенных признаков того или иного предмета. Время на выполнение теста пять минут.

Результаты.

Тест на лабильность

Сложные аналогии (количество правильных ответов)

Числовые ряды (количество правильных ответов)

Выделение существенных признаков (количество правильных ответов)

Степанов А.

5 ошибок

15

7

10

Терентьев А.

6 ошибок

10

3

6

Солодов Д.

7 ошибок

14

4

6

Интерпретация.

Мышление — процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют мышление теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т. д.

Одним из свойств мышления является лабильность. Лабильность — одно из основных свойств нервной системы, характеризующее функциональную подвижность нервных процессов, скорость их возникновения и прекращения. Т.е. способность человека к быстрому выполнению поставленной перед ним задачей, умение абстрагироваться: выделение одной обшей черты у ряда предметов, при этом их другие свойства, как бы, отбрасываются. При выполнении первого теста всем испытуемым задавались конкретные вопросы, отвечая на них, испытуемые должны были совершить совершенно определенные действия. Но вследствие разного восприятия и обработки, с помощью сознания, данных действия испытуемых были различны. На примере Степанова А., Солодова Д. и Терентьева А. можно установить различие в выполнении теста и как следствие различной подвижности мышления. Каждый при выполнении заданий пользовался своим жизненным опытом и знаниями.

По результатам теста возможно выявление четырех типов лабильности: высокая лабильность (от 0 до 4 ошибок), средняя лабильность (5-9 ошибок), низкая (10-14 ошибок). Высокая лабильность подразумевает гибкость мышления, способность быстро и легко обучаться, легко приспосабливаться к новым видам деятельности, условиям умственного труда. Средняя лабильность, т.е. нормальная подвижность мышления и как следствие этого нормальное обучение. Данная степень лабильность более распространена. Низкая лабильность – трудности в выполнения поставленной задачи, трудность переобучения. Для людей с данным типом лабильности характерно «шаблонное мышление».

Троим испытуемым соответствует средняя лабильность мышления, что является нормальным для средне статистического студента.

При выполнении теста возможны следующее причины ошибок: невнимательность, неправильная трактовка вопроса, излишняя торопливость, заторможенность нервной системы, которая выражается вялостью, плохой сосредоточенностью и т. д.

Так, например, у Степанова А., по его мнению, его ошибки связаны чрезмерной невнимательностью, малой скоростью выполнения.  У Терентьева А. ошибки, по его словам, связаны с неправильной трактовкой вопроса, повышенным уровнем шума в аудитории (не услышал вопрос).

В данной работе изучаются следующие формы мышления: структура и соотношение понятий, а также операции мышления: сравнение, обобщение, абстрагирование.

Исследовать структуру и соотношение понятий позволяют следующие тестовые методики: сложные аналогии и выделение существенных признаков.

По результатам этих двух методик мы получили материал, который дает возможность сделать вывод о том, что никто из испытуемых не обладает заниженной нормой. Это указывает на нормальную скорость и правильность выявления общих признаков и использование их в дальнейшей деятельности. Т.е. своевременное выделение предметов в определенную группу и быстрое принятие решение, что может значительно помочь в нашей дальнейшей профессии (правильной постановкой задачи перед исполнителями).  

Сравнение как операцию мышления позволяют исследовать следующие методики: числовые ряды и сложные  аналогии. Сравнением называется операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира.. Сравнение подразумевает под собой и обобщение, и анализ предметов и понятий.

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19586. Проектирование плоских рычажных механизмов 697 KB
  Плоские рычажные механизмы, звенья которых образуют вращательные или поступательные кинематические пары, получили широкое распространение в современном машино и приборостроении.
19587. Цилиндрические зубчатые передачи 609.5 KB
  Передача непрерывного прошения от одного вала к другому с заданным передаточным отношением чаще всего осуществляется с помощью зубчатых механизмов. Зубчатые механизмы получили очень широкое применение как в машиностроении...
19588. Технологічний процес. Деталь. Фанера 64 KB
  Тема: Технологічний процес. Деталь. Фанера Мета: освітня: формування поняття деталь та технологічний процес; ознайомлення учнів з деякими способами отримання деталей та способами зєднання з фанери; формування в учнів знань про фанеру як конструкційний матеріал;
19589. Християнство як світова релігія. Новітні релігійні течії 90 KB
  Християнство виникло у 2-й половині 1 століття н.е. у східних провінціях Римської імперії в умовах розпаду рабовласницького ладу. Віросповідними джерелами християнства є «святе письмо» (Біблія) і «священний переказ» - постанови Вселенських соборів, деякі напрямки християнства визнають і інші джерела своєї догматики
19590. Индикаторные приборы 321.67 KB
  При высоковольтной катодолюминесценции электроны ускоряются большими напряжениями (кВ — десятки кВ) и при бомбардировке люминофора проникают почти на всю его глубину. При этом выбиваются вторичные электроны, которые летят к ближайшим положительно заряженным электродам
19591. Методи проектування (фантазування, елементи біоніки). Вибір об’єкту проектування на основі зібраної інформації. Складання ескізу майбутнього виробу 48.5 KB
  Тема уроку: Методи проектування фантазування елементи біоніки. Вибір обєкту проектування на основі зібраної інформації. Складання ескізу майбутнього виробу. Мета: сформувати уявлення про художньоконструкторську діяльність процес проектування та його основні
19592. ПЛАСТИЧНІ МАСИ 45 KB
  Пластичні маси (пластмаси) — матеріали на основі природних або синтетичних полімерів, здатні під впливом нагрівання і тиску формуватися у вироби складної конфігурації. Обовязковим компонентом усіх пластмас, крім полімерів {органічних сполук
19593. Перспективи вдосконалення технологій міжнародного маркетингу на ринку шоу-бізнесу 199.68 KB
  Ринок послуг є різновидом товарного ринку і разом з цим, має ряд специфічних рис, що зумовлює особливий підхід до підприємницької та маркетингової діяльності, покликаної забезпечити задоволення попиту на послуги.
19594. Методи проектування. Художнє конструювання виробів 51.5 KB
  Тема 1.2: Методи проектування. Художнє конструювання виробів. Мета: Навчальна: сформувати знання з даної теми. Виховна: виховувати в учнів культуру праці. Розвиваюча: розвивати у школярів спеціальні здібності сприяти розвитку технічного мислення. Об...