5577

Изучение свойств, форм и операций мышления

Практическая работа

Психология и эзотерика

Изучение свойств, форм и операций мышления Цель работы:исследование: свойства мышления: лабильности (подвижности) форм мышления: структура и соотношение понятий операций мышления: сравнение, обобщение, абстрагирование. Матери...

Русский

2012-12-15

44 KB

8 чел.

Изучение свойств, форм и операций мышления

Цель работы: исследование:

  1.  свойства мышления: лабильности (подвижности)
  2.  форм мышления: структура и соотношение понятий
  3.  операций мышления: сравнение, обобщение, абстрагирование.

Материалы: Методики для исследования мышления:

Методика «интеллектуальная лабильность»

Методика «сложные аналогии»

Методика «числовые ряды»

Методика «выделение существенных признаков»

Ход работы:

В данной работе изучаются свойства, формы и операции мышления.

1. все выполняют тест по исследованию свойства мышления называемого лабильностью. Он заключается в выполнении на специальном бланке заданий, которые прочитываются преподавателем. На выполнение каждого задания отводится около трёх секунд.

2. каждый выполняет:

  •  Методику «числовые ряды», которая заключается в том , что в течении пяти минут необходимо в семи рядах чисел найти закономерность и заполнить недостающие числа. Методика оценивает логический аспект мышления. Нормой для взрослого человека считается 3 и более верных ряда.
  •  Методику «сложные аналогии», которая включает в себя установление связей (аналогий) между понятиями (их 20). Время отводимое на выполнение теста три минуты. Нормой считается 5 и более установленных аналогий.
  •  Методику «выделение существенных признаков», которая заключается в выделении существенных признаков того или иного предмета. Время на выполнение теста пять минут.

Результаты.

Тест на лабильность

Сложные аналогии (количество правильных ответов)

Числовые ряды (количество правильных ответов)

Выделение существенных признаков (количество правильных ответов)

Степанов А.

5 ошибок

15

7

10

Терентьев А.

6 ошибок

10

3

6

Солодов Д.

7 ошибок

14

4

6

Интерпретация.

Мышление — процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют мышление теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т. д.

Одним из свойств мышления является лабильность. Лабильность — одно из основных свойств нервной системы, характеризующее функциональную подвижность нервных процессов, скорость их возникновения и прекращения. Т.е. способность человека к быстрому выполнению поставленной перед ним задачей, умение абстрагироваться: выделение одной обшей черты у ряда предметов, при этом их другие свойства, как бы, отбрасываются. При выполнении первого теста всем испытуемым задавались конкретные вопросы, отвечая на них, испытуемые должны были совершить совершенно определенные действия. Но вследствие разного восприятия и обработки, с помощью сознания, данных действия испытуемых были различны. На примере Степанова А., Солодова Д. и Терентьева А. можно установить различие в выполнении теста и как следствие различной подвижности мышления. Каждый при выполнении заданий пользовался своим жизненным опытом и знаниями.

По результатам теста возможно выявление четырех типов лабильности: высокая лабильность (от 0 до 4 ошибок), средняя лабильность (5-9 ошибок), низкая (10-14 ошибок). Высокая лабильность подразумевает гибкость мышления, способность быстро и легко обучаться, легко приспосабливаться к новым видам деятельности, условиям умственного труда. Средняя лабильность, т.е. нормальная подвижность мышления и как следствие этого нормальное обучение. Данная степень лабильность более распространена. Низкая лабильность – трудности в выполнения поставленной задачи, трудность переобучения. Для людей с данным типом лабильности характерно «шаблонное мышление».

Троим испытуемым соответствует средняя лабильность мышления, что является нормальным для средне статистического студента.

При выполнении теста возможны следующее причины ошибок: невнимательность, неправильная трактовка вопроса, излишняя торопливость, заторможенность нервной системы, которая выражается вялостью, плохой сосредоточенностью и т. д.

Так, например, у Степанова А., по его мнению, его ошибки связаны чрезмерной невнимательностью, малой скоростью выполнения.  У Терентьева А. ошибки, по его словам, связаны с неправильной трактовкой вопроса, повышенным уровнем шума в аудитории (не услышал вопрос).

В данной работе изучаются следующие формы мышления: структура и соотношение понятий, а также операции мышления: сравнение, обобщение, абстрагирование.

Исследовать структуру и соотношение понятий позволяют следующие тестовые методики: сложные аналогии и выделение существенных признаков.

По результатам этих двух методик мы получили материал, который дает возможность сделать вывод о том, что никто из испытуемых не обладает заниженной нормой. Это указывает на нормальную скорость и правильность выявления общих признаков и использование их в дальнейшей деятельности. Т.е. своевременное выделение предметов в определенную группу и быстрое принятие решение, что может значительно помочь в нашей дальнейшей профессии (правильной постановкой задачи перед исполнителями).  

Сравнение как операцию мышления позволяют исследовать следующие методики: числовые ряды и сложные  аналогии. Сравнением называется операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира.. Сравнение подразумевает под собой и обобщение, и анализ предметов и понятий.

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42277. Изучение структурных схем регистра и маркера ступеней АИ, ГИ АТСК-У 279 KB
  Изучить структурную схему АРБ АТСКУт и структурную схему маркера ступеней ГИ и АИ АТСКУ. Изучить комплектацию статива АРБ. Назначение и структурная схема АРБ. Абонентские регистры АРБ рассчитаны на прием шлейфных батарейных импульсов из аппаратов вызывающих абонентов и на выдачу информации многочастотным способом в маркеры координатных АТС и батарейным способом в приборы декадношаговых АТС.
42278. СКЛЕИВАНИЕ ЛИНЗ 408.5 KB
  Если например между положительной линзой из стекла марки К8 и отрицательной линзой из стекла марки ТФ1 будет воздушный промежуток то количество света отражаемого свободными поверхностями составит 18. Приведя поверхности в соприкосновение или заполнив промежуток между ними средой с показателем преломления равным или близким показателю преломления одной из линз потери света на отражение уменьшаются примерно до 10. Линзы в большинстве случаев склеивают веществами бальзамин М ОК72Ф ОК50 и др.
42279. Настройка статических маршрутов 58.5 KB
  Щелкните ПК офиса филиала BOpc и перейдите по ссылкам Desktop Commnd Prompt . Запишите IPадрес ПК офиса филиала BOpc и адрес шлюза по умолчанию. Адрес шлюза по умолчанию – это IPадрес интерфейса FstEthernet для Офиса филиала BrnchOffice.1 адрес шлюза по умолчанию для локальной сети Офиса филиала BrnchOffice в запросе команды в ПК офиса филиала BOpc.
42280. Исследование индуктивно-связанных цепей 288.5 KB
  Целью работы является экспериментальное определение параметров двух индуктивно связанных катушек и проверка основных соотношений индуктивно связанных цепей при различных соединениях катушек. Подготовка к работе Схема замещения двух индуктивно связанных катушек удовлетворительно учитывающая электромагнитные процессы в диапазоне низких и средних частот представлена на рис. 1 где L1 R1 и L2 R2 индуктивности и сопротивления соответственно первой и второй...
42281. ЗАКОНЫ СТОЛКНОВЕНИЙ 931 KB
  Обозначим массы шаров и скорости шаров до удара и а скорости после удара и рис. 5 Скорости шаров после удара получим умножив 5 на и вычтя результат из 3 а затем умножив 5 на и сложив результат с 3: . Рассмотрим неупругое столкновение двух шаров массами и скорости которых до удара и . Установка предназначена для измерения скорости двух подвижных...
42282. ОСНОВНОЕ УРАВНЕНИЕ ДИНАМИКИ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ВОКРУГ НЕПОДВИЖНОЙ ОСИ 981 KB
  Изучение динамики вращательного движения твердого тела. Исследование зависимости угла поворота твердого тела от времени, экспериментальная проверка основного уравнения динамики вращательного движения, определение момента инерции твердого тела как коэффициента пропорциональности в основном уравнении
42283. ИЗУЧЕНИЕ УПРУГИХ СВОЙСТВ ПРУЖИНЫ 2.68 MB
  Если пружина находится в равновесии то силы действующие на любую часть пружины уравновешены рис. По закону Гука сила упругости пропорциональна деформации пружины : 1 где проекция силы упругости на ось направленную вдоль оси пружины рис. Рис. Одной из упругих характеристик...
42284. ЦЕНТРОБЕЖНАЯ СИЛА 843 KB
  Исследование зависимости величины центробежной силы от массы тела угловой скорости и расстояния до оси вращения. Вместе с платформой вращается привязанная к оси вращения небольшая тележка. Рассмотрим небольшой груз массы m подобно тележке привязанный к оси вращения нерастяжимой невесомой нитью и вращающийся вместе с платформой.1 этот груз схематически изображён слева от оси вращения.
42285. ИЗУЧЕНИЕ КОЛЕБАНИЙ СВЯЗАННЫХ МАЯТНИКОВ 1.67 MB
  Измерение собственных частот колебаний и частоты биений экспериментальная проверка соотношения между этими частотами. Теоретическая часть Биения Гармоническими колебаниями называются колебания которые описываются формулой 1 где координата колеблющейся точки амплитуда колебаний циклическая частота период колебаний начальная фаза. Амплитуда колебаний и начальная фаза определяются начальными условиями:...