55796

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка

Научная статья

Педагогика и дидактика

Дети тему урока не знают. Ирис нежный расцветает фикус листья расправляет Есть любовь цветы и дети что всего важней на свете. Или при изучении частиц: Что порадовало б вас...

Русский

2014-03-28

81 KB

4 чел.

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка

(из опыта работы Сироткиной Тамары Геннадьевны, учителя русского языка и литературы коммунального учреждения «Луганский учебно-воспитательный комплекс школа-лицей № 24», г. Луганск )

Использование рифмованных орфографических правил

Усвоение материала на уроках русского языка, идущее от общего к частному, от образа  слова, от эмоции, удивления – к четким формулировкам, развивает сообразительность, смекалку, орфографическую зоркость, способствует углублению лингвистических навыков.

Практический материал для такой работы – рифмованные орфографические правила. Если для некоторых учащихся существуют трудности в усвоении, запоминании, применении правил, то перевод их в рифмованные строки облегчает школьникам эту задачу. Рифма и ритм способствуют быстрому овладению правилом. Запоминать трудное становится интересно.

Соединительные гласные в сложных словах

Помни сложные слова!

Обрати внимание:

После твердой пишем о

(пароход, ледокол, тепловоз),

После  мягкой, ш, ц, щ, ч

Пишем только букву е

(бурелом,  птицелов, пищеблок, путешествие, кашевар)

Написание суффиксов–ик-, -ек-; -ец-, -иц-;

Суффикс–ик-( - чик-, -ник-)  –серьёзный работник:

Слово, как ни поверни, не теряет букву  и.

Суффикс   -ек-  совсем не стоек, ненадежен он вполне:

Теряет часто букву е

( ключик – ключика, замочек – замочка).

Суффикс   – ец-, е порой отпуская на волю (такова его природа),

Любит лиц лишь  мужского рода (молодец, храбрец).

-Иц-–поклонник девиц 

И прочего всякого сброда,

Но только женского рода (лиственница, ветреница, сплетница, изменница).

 Приставки пре-, при-

Мы приставки изучаем,

Головой сидим, качаем.

Ты попробуй,  разбери,

Где тут пре-, а где тут при-.

Чтоб исправить положенье, знай,

Неполное движенье ( присесть, прилечь),

Близость (пришкольный, прибрежный),

Присоединенье (привязать, пришить),

Заодно и приближенье (приехать, приплыть),

Как ты тут ни говори –

Это все приставка    при-!

А предобрый и премилый

(очень добрый, очень милый),

Тот, кто хвастается силой,

Что прервет и преградит

(перервет, перегородит),

Тот с приставкой  пре- сидит.

Написание    не  с существительными

Если слово без не не употребляется,

Значит, не частью корня или другой приставки является

(негодование, недоумение).

Если слово с не синонимом без не заменяется,

То не приставкой считается (неправда -  ложь).

А если у слова с не противопоставление появляется,

Значит, это слово с частицей употребляется ( не друг, а враг).

А это знают и малыши:

Приставку слитно, частицу раздельно пиши!

Непроизносимые согласные

На письме непроизносимый согласный

Очень хитрый и очень опасный:

Порой один не произносится

(праздник, лестница),

Другой же в слово просится

(прекрасный, чудесный).

Чтобы слово с ним правильно написать,

Надо проверочное подобрать точно и расчетливо,

Чтобы произносился он отчетливо

(местный – место, здравствуй - здоровье).

Разделительные  ъ  и ь

Лишь после приставок  на согласный

Перед    е, ё, ю, я

Твердый знак стоять согласен.

Вы запомните, друзья!

Мягкий знак намного проще.

Если надо, звук смягчит,

За согласным перед гласным (е, ё, и, ю, я)

й  по дружбе поместит.

Вот какие удивительные    ъ и ь знаки разделительные.

Использование акростихов

С целью активизации мыслительной деятельности учащихся при проведении отдельных уроков – это могут быть уроки усвоения новых знаний, уроки повторения и обобщения изученного материала – предлагаю учащимся самим  определить тему  урока.

Повторяя в конце учебного года в 9 классе тему «Части речи», представляю вниманию учащихся следующее стихотворение, написанное на доске.

Ч…рн…й   ворон   в   пол…    ход…т.

Аист  дом  на   крыш…      стро…т.

Сокол  мчит…ся   в  неб…     ясн…м

Так   увере(н, нн)о  и влас…но

И  в  пике  к  земле  несет…ся.

Резв…й  стриж  над  речк…й   вьет…ся,

Еле  крыль…ми  махая.

Чайка  плава…т,  ныря…т

И, поймав   рыбу,   взлета…т.

Учащиеся выразительно читают стихотворение, определяют его тему. Затем самостоятельно, по группам выписывают имена существительные (первая  группа), имена прилагательные (вторая группа),  глаголы (третья группа, )наречия( четвертая группа) и все вместе – служебные части речи, указывая их морфологические признаки.

Подводя итог работы над акростихом, девятиклассники отвечают на вопросы:

  1.  Из выписанных существительных какое нельзя отнести ни к одному из трех склонений?
  2.  К какому разряду принадлежат прилагательные из стихотворения?

3.    Что характерно для прилагательных этого разряда? (Краткая форма,  степени сравнения)

4.  Какие еще разряды имеют имена прилагательные?

  1.  Как проверить безударные окончания имен прилагательных?

6.   Зачитать глаголы, употребленные в тексте.

7  .Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные личные

окончания глаголов ?

Работая в группах,  учащиеся занимаются поисковой работой, вспоминают правила,  доказывают написание того или иного слова, той или иной части речи.

В 7ом классе после того, как о причастии все изучено, проводится обобщение по теме. Дети тему урока не знают. На каждой  парте лежит стихотворный  текст.

Приветствующие уроки школьные,

Работающие с увлечением,

Испытывающие любовь к учению,

Читающие с наслаждением,

Абсолютно все понимающие,

Спокойно на мир взирающие,

Так старшими опекаемые

И чаще всего понимаемые,

Ещё любимые, уважаемые.

Текст ли это? Доказательства! О ком он? Как характеризует тех, кому посвящен? Можно ли по нему определить тему урока?

После ответов учащихся на заданные им вопросы говорю, что это стихотворение – комплимент, или мадригал, посвящаю им, семиклассникам. Сегодня проводим обобщающий урок по теме «Причастие», урок – тренинг (из англ.) – система упражнений с целью выработки максимальной работоспособности и подготовки к испытанию (тематической аттестации), то же, что тренировка.

Класс продолжает работать по следующему плану:

а) дать определение причастия;

б )выписать из текста два причастия с разными суффиксами;

в) что рассказывают о причастиях суффиксы –ущ –(- ющ- )?

(действительное причастие в настоящем времени образовано от глагола первого спряжения);

г) что рассказывает о причастии суффикс – ем- ?

д)  что рассказывает о причастии суффикс – им- ?

е) на какой общий признак причастий указывают названные вами

    суффиксы? (настоящее время);

ж) какой еще суффикс, указывающий  на настоящее время, не назван? (- ащ-

   и  -ящ-);

з) на что, кроме времени, ещё указывает он? (причастие образовано от

  глагола второго спряжения );

и) назовите суффиксы причастий, указывающие на прошедшее время и т.д.

Подобным образом для определения темы урока предлагаю следующий акростих:

Гаснут звезды в небе ясном,

Льется лунный свет в окно…

А природа очень властно,

Громко требует одно:

Очень ею дорожить,

Ладить с нею, в мире жить!

После определения темы урока прошу детей на одну минуту закрыть глаза, и в то время, как я читаю две первые строки стихотворения, создать в воображении картины, им соответствующие, затем представленное передать словами.

При  изучении темы «Предлог» (не сообщая темы урока) вниманию детей предлагаю акростих, написанный на доске (понятно, что все акростихи должны зрительно восприниматься учащимися):

Перед школой ряд каштанов,

Резвых, стройных великанов,

Еле слышно говорит:

- Долго нынче снег лежит,

Лед на озере не тает…

О весне они мечтают,

Глядя в небо, лишь вздыхают.

При изучении наречия представляю детям следующий акростих:

На окне в вазоне чинно пламенеют георгины.

Астры в ящиках растут, астры лето берегут,

Розы классы украшают, аромат распространяют.

Если  в  школу  к  нам  зайдете, в сказку  сразу  попадете.

Чисто,  радостно,  уют,  здесь  у  нас  цветы  живут.

Ирис  нежный  расцветает, фикус  листья  расправляет…

Есть  любовь,   цветы  и  дети  - что всего  важней  на  свете.

Или при изучении союза:

Солнце  снег  растопило,

Обогрело  поля.

Южным  ветром  дохнула,

Захмелела  земля.

Или при изучении частиц:

Что порадовало б вас:

Апельсин  иль  ананас,

Слива,   яблоко,   лимон,

Тыква,  свекла,  патиссон?

Или  радует   ваш    глаз

Цвет  заката  в  поздний  час,

Аромат весенних  трав?

(В чем- то я,  наверно, прав!)

Даю детям задание приготовиться к выразительному чтению стихотворений и ответить на следующие вопросы:

  1.  О чем стихотворения?
  2.  Какие  художественные средства использует автор, создавая их?
  3.  Какова, на ваш взгляд, тема урока?

Затем дети определяют основные особенности, стилевые черты текста, отмечают, есть ли в нем эмоционально окрашенная лексика, делают анализ синтаксического строя текста и выявляют его стилевую принадлежность. И только после этого перехожу к работе по теме урока. Дети вспоминают, что известно  им о предлоге, и находят предлоги в стихотворении.

Стихотворения, связывающие изучаемое с жизнью детей

При подборе рабочих материалов  к  урокам использую стихотворения, связывающие изучаемое с жизнью детей. Изучаем деепричастие. Даю стихотворение, характеризующее поведение семиклассников на перемене. Дети сразу говорят, что этот текст о них. С удовольствием записывают его в тетради, находят деепричастия, деепричастные обороты, определяют их синтаксическую роль в предложении.

Бегая, прыгая, звонко крича,

громко ногами по полу стуча,

один за одним в коридор вылетая,

друг друга с скамейки толкая,

смеясь, хохоча, играя,

мы отдыхаем!

Дети отмечают, что стихотворение полно движения, которое выражено деепричастиями, обозначающими дополнительное действие к основному, выраженному  глаголом отдыхаем.

На последнем уроке перед зимними каникулами поздравляю детей с наступающим  новым годом:

Новый   год   вс,

Счастья  вам  желаю,

Силы и удачи

В жизненном пути.

Пусть вам дует в спину

Ветерок попутный,

Помогая каждому

До мечты дойти.

Прошу детей письменно объяснить постановку знаков препинания и подготовить свои поздравления – пожелания одноклассникам.

Закрепляя написание наречий через  дефис, даю такой текст. У семиклассников в этот день уроки начинались со второго, а вторым был урок русского языка.

Еле – еле в класс успели,

Прозвенел звонок.

Мы, во – первых, так спешили

На второй урок.

Очень быстро мы бежали.

Но куда спешить?

Совершенно всем понятно,

По – другому мы не можем жить.

Учащиеся находят все наречия, определяют их значение, объясняют письменно написание наречий через дефис.

Изучая числительные, работаем над таким текстом.

Дружно шагает на третий этаж

Неугомонный  шестой  А, наш, класс.

Тихие, шумные – всякие есть,

Двадцать два мальчика,  девочек шесть.

Дети находят порядковые и количественные числительные, простые и составные, определяют их синтаксическую роль.

Использование стихов при написании сочинений

На уроке развития речи, устном сочинении  на лингвистическую тему «Что общего и чем отличаются имя существительное и имя прилагательное?» , работаем в парах. Одни дети готовят теоретический материал, другие – иллюстративный. Затем несколько пар выступают с сообщениями перед классом.  Класс по предложенному плану анализирует их ответы. Подводя итог урока, обобщая ответы учащихся, читаю свой стихотворный текст.

Для лингвистов тема эта очень занимательная:

Сходны в чем и чем отличны

Существительное  и прилагательное?

Начинаем рассуждать. Сначала  будем сходное искать.

Оба именами называются,

По падежам и числам изменяются

( интересная беседа, интересной беседой; последний урок – последние уроки).

Такова уж их природа,

Что оба имеют три рода

(чистый понедельник – м.р.

веселое общение – ср.р.

радостная весть  - ж.р.).

Это общее. Понятно.

Отличаются чем? Вероятно,

Тем, чт? каждое обозначает

(существительное – предмет, прилагательное – признак предмета),

На какой вопрос отвечает,

(кто? что? – существительное, какой ? чей? - прилагательное),

Ролью в предложении отличаются

(существительное – чаще подлежащее, дополнение, обстоятельство;

прилагательное – определение,  реже сказуемое),

Но в речи очень часто вместе употребляются.

В пятом классе составляем художественное описание школьных принадлежностей: пенала, ручки, карандаша и др. Дети учатся выступать перед классом, строят интересные высказывания о школьных принадлежностях по плану, данному в учебнике. В заключение предлагаю свою работу – стихотворение о пенале:

Он бывает кожаный, яркий иль невзрачный.

У меня пластмассовый с крышкою прозрачной.

И живут в нем дружно карандаш и ручки,

Носят платья яркие, золотые брючки.

В уголочке здесь лежит хитрая особа.

Не понравится – сотрет букву или слово.

Так живут семейкой дружной

(Так, наверно, жить и нужно)

В этом домике уютном, не теряя зря минутки,

Мои верные друзья, назвать иначе их нельзя.

Каждый день они со мною, я привыкла к ним, не скрою,

Что пеналом дорожу и всегда с собой ношу.

На уроке в 8 классе, изучая тему «Простое и составное сказуемое»,  предлагаю учащимся описать школьную перемену.

Выслушав детские работы, читаю свою:

  Перемена

Перемена, перемена!

Каждый рад  ей,  несомненно!

Оставляем класс мгновенно,

Вылетаем в коридор.

Кто в столовую несется,

Кто спешит на школьный двор.

Спрашиваю учащихся о том, что характерно для этого небольшого текста. Дети правильно подмечают динамику (действие, движение). Создают это сказуемые – глаголы.

Проводя работу по развитию речи учащихся, предлагаю сочинения для написания их в классе(чаще всего сочинения-миниатюры) по данному началу.

Обычно одиннадцатиклассники  фотографируются  классом. Приносят фотографии в класс, просят одноклассников и учителей дать в альбом  с фотографиями автографы.

В это время я предлагаю детям написать сочинение, представив, что после окончания школы прошло 10-15 лет, и даю такое начало:

Смотрю на фотографию:

               Одиннадцатый  класс!

Далёкий? Близкий очень?

             Что связывало нас?

Или

Уходит детство.

Пришла пора прощаться.

Как бесконечно жаль

С ним расставаться!

Или

Словно птиц залетных стаи,

Год  за годом пролетали.

Мы взрослели, подрастали

И совсем большими стали.

Скоро школьный дом оставим.

Всех ли вспомним, кто был с нами? 

Говорю учащимся, что продолжать можно прозой и стихами и что предложенные строки можно использовать в качестве эпиграфа.

К дню рождения города  Луганска дети пишут сочинения по такому началу:

«Как прекрасен мой город родной! С каждым годом он всё хорошеет…»

Пять дней подряд идут дожди. Небо низкое, серое, словно плачет. Дождь весь день стучит по окнам. Записываю на доске: «Испортилась погода…» Предлагаю детям написать сочинение по этой теме, передать в нем своё состояние в такую погоду и отношение к ней.

Восьмиклассница Лиля Куденко пишет:

Испортилась погода:

Который день дожди…

И солнышко не светит,

И спрятались лучи,

И птицы улетели

В далекие края,

И закружат метели,

И снег до февраля….

Я не люблю погоду,

Когда идут дожди.

Но даже непогода

Невечна. Подожди!

В сентябре, вспоминая лето, пишем сочинение, начинающееся словами: «Лето быстро пролетело…» Многие дети пробуют сочинять стихи. Саша Марамзин пишет:

Лето быстро пролетело,

Надоесть нам не успело.

В сентябре идем мы в класс,

Лето, не скучай без нас!

Вновь пришла пора учиться,

Лето, ты нам будешь сниться!

В школу с радостью идем,

Учимся и лета ждем.

С шестиклассниками после составления описания домашнего животного говорим о том, что братья наши меньшие (уместно даю понятие описательного оборота) всегда идут к человеку за помощью, и мы должны о них заботиться. Предлагаю тремя – четырьмя предложениями продолжить следующее: «Братья наши меньшие…» После выполнения задания выслушиваю сообщения детей. Отмечаем лучшие высказывания. И предлагаю своё:

Братья наши меньшие…

Сколько их на свете!

Все они нуждаются в ласке и привете.

Всем нужна им доброта, теплое словцо.

Поверните к ним, друзья, вы свое лицо.

Прослушав стихотворение, дети говорят, что оно обращено к ним, что это стихотворение – призыв.

Таким образом, используя стихотворные строки, стараюсь я развивать познавательный интерес учащихся на уроках русского языка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84382. Д. Родари «Чем пахнут ремесла». М. Пляцковский «Кто что умеет» 39 KB
  Цели: совершенствовать умения и навыки детей в быстром и выразительном чтении развивать читательскую компетентность учащихся пополнять словарный и лексический запас детей воспитывать трудолюбие Оборудование: учебник Литературное чтение иллюстрации Конституция Украины...
84383. Н. Сладков «Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца». И. Бунин «Сегодня на пустой поляне…». О. Высотская «Что нам осень принесла?». Загадка 29.5 KB
  Цели: совершенствовать умения и навыки детей в быстром и выразительном чтении, развивать читательскую компетентность учащихся, пополнять словарный и лексический запас детей, воспитывать любовь к природе.
84384. «Художник-осень» по И. Соколову-Микитову 30 KB
  Золотая осень вырезанные из бумаги листья осины дуба клена; краски Ход урока I Организация класса II Проверка домашнего задания III Мотивация учебной деятельности учащихся Мозговой штурм Прочитайте слова. Кем предстала Осень у поэтессы Маргариты Алигер Осень только взялась за работу...
84385. Де гурт – там і сила. (Німецька народна казка «Бременські музиканти») 48.5 KB
  Мета: удосконалювати навички правильного і виразного читання та навички літературного аналізу твору; вчити дітей працювати в парах; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати уміння самостійно працювати з текстом; виховувати почуття товариськості уміння цінувати дружбу.
84386. Невмирущий Кобзар. Тарас Григорович Шевченко – великий народний поет і художник 62 KB
  Ознайомити учнів із творчістю Т. Г. Шевченка, викликати бажання розповідати, слухати вірші, вчити, сприймати зміст поезії на слух та знаходити її відображення в малюнках; розвивати зв’язне мовлення, пам’ять, увагу, вміння виразно читати вірші, збагачувати словниковий запас.
84387. Theatre of the 20th century and beyond 22.06 KB
  The achievements of realism at the end of the 19th century continued to resonate through the turn of the 21st century, but the most influential innovations in early 20th-century theatre came from a vigorous reaction against realism.
84388. Post-modern literature 13.7 KB
  The term Postmodern literature is used to describe certain tendencies in post-World War II literature. It is both a continuation of the experimentation championed by writers of the modernist period (relying heavily, for example, on fragmentation, paradox, questionable narrators, etc.)...
84389. XX Century Literature 22.69 KB
  The lecture introduces the student to British modernism, beginning in the late nineteenth century, and ending with the third decade of the twentieth. We do this by reading fiction, poetry, and some manifestos. Second, we will focus on embodiment: how are body, self, and psyche distinguished for these authors?
84390. 1901-1939 Modernism 17.25 KB
  The movement known as English literary modernism grew out of a general sense of disillusionment with Victorian era attitudes of certainty, conservatism, and objective truth. The movement was greatly influenced by the ideas of Romanticism...