55807

ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА РУК ЧЕЛОВЕКА

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Слайд-шоу Слово мудра в переводе с санскрита – это особое положение рук и пальцев рук по строго определённым канонам законам. Мудра Раковина Эта мудра полезна при любых заболеваниях горла гортани а также охриплости голоса.

Русский

2014-03-30

132 KB

0 чел.

ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА РУК ЧЕЛОВЕКА

( занятие в клубе «Здоровье» )

Цель. Познакомить ребят с разновидностью пальчиковых упражнений; дать понятие «мудры», установить сходство между мудрой и пальчиковыми играми; развивать речь, память, наглядно-образное мышление, аналитико-синтетическую и познавательную деятельности; воспитывать уважение к культурному и духовному наследию своего народа и народов мира.

Оборудование: слайды, иллюстрации, шаблоны, грецкие орехи, шестигранные карандаши

Ход занятия

I. Вводная часть

1. Позитивный настрой.                                                                                  

Выполнение упражнений, способствующих активизации деятельности организма:             ( «постукивание», «активный контакт различных «точек» ладоней,«аплодисменты»).    2.Гимнастика для пальцев:                                                                                                           а) лёгкое поглаживание поверхности ладоней, пальцев;                                                           б) поочерёдное прикосновение кончиков пальцев обеих рук, начиная с мизинцев;                                в) сложить ладошки вместе по вертикали, поочерёдно отводить в стороны сначала пальцы, затем «подушечки»  ладошек;                                                                                                      г) «распускающийся цветок» (бутон, цветок, увядание);                                                          д) «бодание» кулачками (перекаты между выпуклостями  на кулачках);                                е) «замочек» - пальцы рук переплетены между собой;     ж) «волна» - имитация движения волны переплетенными между собой пальцами рук;    з) «тёрочка» - пальцы сплетены между собой, легкое трение нижними частями ладоней.

 3.Беседа.                                                                                                                                       Что мы с вами сейчас выполняли?                                                                                                      Для чего предназначена пальчиковая гимнастика?

II. Основная часть

1. Пальчиковые игры как разновидность гимнастики для пальцев.                                   Слайд №1                                                                                                                                    «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» ( В.А. Сухомлинский )                               «Рука – это инструмент всех  инструментов» ( Аристотель )                                            «Рука – это своего рода внешний мозг» ( Кант )                                                                 

Рассказ руководителя клуба

Пальчиковые игры являются разновидностью гимнастики для пальцев и способствуют развитиюмозга, особенно детского, стимулируют развитие речи, фантазию, творческие способности. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

Практические упражнения

( Имитация движений, согласно содержанию текста)

«Ладушки-ладошки»

Мыли мылом ручки, мыли мылом ножки.              Вот  какие ладушки, ладушки-ладошки!

Наварили кашки, помешали ложкой.                       Вот  какие ладушки, ладушки-ладошки!

Замесили тесто, испекли лепёшки.                           Вот  какие ладушки, ладушки-ладошки!

Строили ладошки домик для матрёшки.                  Вот  какие ладушки, ладушки-ладошки!

Курочке Пеструшке, накрошили крошки.                Вот  какие ладушки, ладушки-ладошки!

Хлопали ладошки, танцевали ножки.                        Вот  какие ладушки, ладушки-ладошки!

Прилегли ладошки отдохнуть немножко.                 Вот  какие ладушки, ладушки-ладошки!

«Моя семья»

Этот пальчик  - дедушка,                                                                                                              Этот пальчик – бабушка,                                                                                                          Этот пальчик – папочка,                                                                                                           Этот пальчик – мамочка,                                                                                                           Этот пальчик – я,                                                                                                                        Вот и вся моя семья!

«Вышли пальчики гулять»

Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять.                                                             Раз, два, три, четыре, пять. В домик спрятались опять.

Вариант

Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять!                                                           Этот пальчик – в лес пошёл, этот пальчик – гриб нашёл,                                                    Этот пальчик – чистить стал, этот пальчик – резать стал,                                                    Этот пальчик – всё съел, оттого и потолстел!

   Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга  и становлении речи. Развитие ловкости и точности пальцев рук способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.   Чтобы ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста необходимо развивать его руки: пальцы и кисти.

     У самых разных народов  игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, устраняют  эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

      А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.

Практические упражнения (проводят тренеры)

1.Упражнение с 2 орехами: перемещение орехов в ладонях, расположенных горизонтально.

2.Упражнение с 3 орехами (аналогично предыдущему)

( Сопутствующая информация руководителя клуба о грецких орехах) Однажды русский биолог и селекционер И.В.Мичурин сравнил грецкий орех с хлебом. В сердце этого ореха скрывается  много полезных для нашего организма веществ. По содержанию калорий ядра грецкого ореха вдвое превосходят пшеничный хлеб, а питательной ценностью не уступают многим продуктам животного происхождения. В них содержится более 70% жиров. Около 20% белков, помимо этого грецкие орехи богаты углеводами, дубильными и минеральными веществами. Ядра грецкого ореха в избытке содержат фосфор, калий и магний, а также белок и витамин Е. По содержанию витамина С грецкий орех превосходит даже лимон. Разнообразные лечебные свойства грецкого ореха начали использовать давно. Ещё во времена Древней Греции грецкий орех благодаря своему виду, сходному с человеческим мозгом, считался средством, улучшающим  мозговую деятельность.  А знаменитый персидский философ и врач Авиценна первым открыл активные общеукрепляющие свойства этого чудесного плода и при истощении организма велел употреблять грецкие орехи вместе с мёдом. В наши края орехи впервые завезли греческие купцы, благодаря чему и возникло их русское название.

2.Муды как разновидность гимнастики для пальцев.    

Рассказ учителя

    Не меньшее воздействие на укрепление организма, восстановление энергетического баланса оказывают мудры.

Информация тренера клуба  «Здоровье». Слайд-шоу

*Слово «мудра» в переводе с санскрита – это особое положение рук и пальцев рук по строго определённым канонам, законам. Мудры – это специальные упражнения для пальцев рук, так называемая пальчиковая гимнастика, которую выполняли йоги в древней Индии с незапамятных времён.

*Йоги – это последователи одной из систем индийской философии,  обучающей методам управления человеческой психикой и физиологией.

*В древности было известно около 350 разновидностей мудр. К нам мудры пришли из Китая.

*Основные энергетические каналы, связанные с сердцем, лёгкими, головным мозгом, печенью, селезёнкой, толстым и тонким кишечником, проходят по рукам и пальцам человека. Именно поэтому рука обладает такой огромной целительной силой, ведь на ней находится множество биологически активных точек, связанных с внутренними органами нашего тела. Массируя руки, мы воздействуем на свой организм, улучшаем кровоток, стимулируем деятельность различных систем.

*Восточные врачи считали, что активныеточки на каждом пальце связаны с разными органами. По их убеждению большой палец контактирует с мозгом, указательный – с желудком, средний – с кишечником, безымянный – с печенью, мизинец – с сердцем.

*Выполнение мудр помогает в борьбе со многими заболеваниями. Систематически занимаясь этими упражнениями, вы можете ощутить улучшение уже через небольшой промежуток времени. При острых заболеваниях состояние может улучшиться через несколько дней, а при хронических – спустя несколько недель.

*Самое главное - точно знать симптомы заболевания и иметь стойкое желание помочь организму.

*Делать мудры можно в любом положении тела – лёжа, стоя, сидя, на ходу. Выполнять их можно с украшениями, но лучше снять. Желательно, чтобы температура воздуха была не менее 18-20°С. Ладони необходимо разогреть растиранием, сидя лицом на восток либо на север. Мудры нужно выполнять обеими руками, не прилагая особых усилий по 5, 10 или 15 минут 2-3 раза в день. В общей сложностиежедневное занятие должно длиться до 45 минут. Если вы делаете мудры сидя, ваша спина должна быть прямой.

Практические упражнения  (проводит руководитель клуба)    Для получения наилучшего результата оздоровления выполнение мудр желательно сочетать с цветотерапией и ароматерапией, т.е. созерцать определённый цвет и вдыхать целебный аромат.

Мудра «Раковина»

Эта мудра полезна при любых заболеваниях горла, гортани, а также охриплости голоса. Она особенно рекомендуется тем, чья деятельность связана с работой голосовых связок – певцам, артистам, учителям, ораторам, потому что при  выполнении этой мудры усиливается голос.      

Рис.1. Мудра «Раковина»                                                                                                                

 Методика выполнения мудры. Четыре пальца правой руки обхватывают большой палец левой рук. Большой палец правой руки соприкасается с подушечкой среднего пальца левой руки. Остальные три пальца левой руки без напряжения обхватывают пальцы правой руки (рис.1). Соединенные таким образом руки изображают раковину. Руки нужно держать свободно, спина должна быть прямой. Вдох носом, выдох ртом. Мудра должна выполняться на уровне носа. Цвет для созерцания – синий. Аромат – шалфей.

Мудра «Коровы»

Эта мудра эффективна в том случае, если вас беспокоят ревматические или радикулитные боли, заболевания суставов.

Рис.2. Мудра «Коровы»

Методика выполнения мудры. Мизинец левой руки соприкасается с кончиком безымянного пальца правой руки, а мизинец правой руки – с кончиком безымянного пальца левой руки. Средний палец правой руки соединяется с указательным пальцем левой руки, а средний палец левой руки – с указательным пальцем правой руки. Большие пальцы  расставлены (рис.2).  Мудра выполняется ниже пупка. Цвет для созерцания – синий. Аромат – шалфей.

 

 Мудра «Знания»

Эту мудру считают очень эффективной, поскольку она хорошо снимает эмоциональное напряжение, избавляет от ощущения тревоги, беспокойства, депрессии, меланхолии и печали. При помощи этой мудры можно улучшить работу головного мозга и укрепить память.Мудра полезна тем, кто страдает гипертонией, бессонницей или чрезмерной сонливостью, вялостью.

Рис.3. Мудра «Знания».

    Методика выполнения мудры. Кончик указательного пальца соединяется с подушечкой большого пальца, а остальные три пальца выпрямлены и расслаблены (рис.3).мудра выполняется на уровне груди. Цвет для созерцания – синий. Аромат – шалфей

Мудра «Ветра»

Эта мудра действует быстро, состояние улучшается уже через несколько часов после её выполнения. Она рекомендуется при ревматизме, радикулите, дрожании рук, головы. В некоторых случаях (при хронических заболеваниях) эту мудру нужно выполнять, чередуя с мудрой «Жизни».  Прекращать упражнения можно после явного улучшения и исчезновения признаков заболевания.

Рис.4. Мудра «Ветра».

 Методика выполнения мудры. Указательный палец нужно согнуть таким образом, чтобы подушечкой он достал основания большого пальца. Этот палец придерживается большим пальцем, а оставшиеся пальцы выпрямлены и расслаблены (рис. 4).  Мудра выполняется на уровне солнечного сплетения. Цвет для созерцания – синий. Аромат – шалфей.

Мудра «Неба»

Частое выполнение этой мудры может помочь в лечении ушных заболеваний, поэтому она рекомендуется тем, кто страдает заболеваниями ушей и снижением слуха.

Рис.5. Мудра «Неба».

Методика выполнения мудры. Средний палец согнуть так, чтобы своей подушечкой он прикасался к основанию большого пальца, а большим пальцем прижимать согнутый средний палец. Оставшиеся пальцы выпрямлены и не напряжены (рис.5). Мудра выполняется на уровне лица. Цвет для созерцания – жёлтый. Аромат – мята.

Мудра «Спасающая жизнь»

(Первая помощь при сердечном приступе. Её действие равнозначно употреблению нитроглицерина.)

Специалисты в области восточной медицины считают, что эту мудру должны уметь делать все без исключения, потому что, применив её в нужный момент, вы можете спасти свою жизнь, жизнь близких и родных людей. Показания для выполнения этой мудры: боли в сердце, сердечные приступы, сердцебиение, дискомфорт в области сердца с тревогой и тоской, инфаркт миокарда.

Рис.6. Мудра «Спасающая жизнь».

 Методика выполнения мудры. Указательный палец согнуть таким образом, чтобы он коснулся подушечкой концевой фаланги основания большого пальца. Одновременно сложить вместе средний, безымянный и большой пальцы; мизинцы должны быть прямыми (рис.6). Эту мудру желательно выполнять одновременно обеими руками. Состояние улучшается практически через несколько минут. Цвет для созерцания – зелёный. Аромат – герань.

Мудра «Жизни»

Выполнение мудры повышает работоспособность, делает организм более выносливым, улучшает общее состояние. Мудру «Жизни» рекомендуется выполнять, если вы подвержены быстрой утомляемости; она эффективна при нарушении зрения, глазных болезнях.

Рис.7. Мудра «Жизни»

 Методика выполнения мудры. Подушечки безымянного, мизинца и большого пальцев соединить вместе, оставшиеся  (средний и указательный) пальцы свободно выпрямить (рис.7). Мудра выполняется на уровне лба. Цвет для созерцания – синий. Аромат – шалфей

Мудра «Земли»

Эта мудру полезно выполнять в состоянии стресса или в состоянии психической слабости. Выполнение мудры поднимает вашу самооценку, защитит от негативных энергетических воздействий извне.

Рис.8. Мудра «Земли».

   Методика выполнения мудры. Безымянный и большой пальцы соединить подушечками и слегка надавить. Другие пальцы остаются прямыми (рис.8). Мудра выполняется на уровне груди. Цвет для созерцания – жёлтый. Аромат – мята.

III. Заключительная часть

1.Практические упражнения

Прекрасное воздействие на мозговую деятельность человека  оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

а) упражнение в перекатывании между ладонями шестигранного карандаша;

б) упражнение с карандашом: обвести шаблон;

( Сопутствующая информация учителя) Практически каждый человек верит в то, что у него есть ангел-хранитель, верит в его силу и духовную связь с ним. Эта вера делает каждого из нас чище, добрее, милосерднее. Перед вами лежат шаблоны, которые я предлагаю вам обвести карандашом, образец оставить на память, а сам шаблон превратить в маленького ангела, символ чистоты и высокой духовности.

    Наше практическое занятие я бы хотела закончить словами героини одного романа, которая, пройдя через многие испытания, лишения, терзания, сомнения, нашла душевный покой и выразила его строками стихотворения:

                     Я теперь свободна любить и свободна моя душа.

                     Только ангелы в небесах понимают, как жизнь хороша!

Пусть эти ангелы будут приятным воспоминанием о нашей сегодняшней встрече.      (Дети дарят гостям сувениры

2. «Ожерелье духовного единства»

Сегодня ребята клуба «Здоровье» постарались показать свои знания, практические навыки. Занятия в нашем клубе очень нравятся детям, нас объединяет не только общий интерес, но и духовная связь, хотя все мы очень разные, как эти бусинки, которые лежат перед каждым из вас. Возьмите их в руки, согрейте своим теплом, представьте, что эта бусинка – частица вашего душевного тепла. Перед вами обыкновенная нить. Я предлагаю каждому нанизать свою бусинку на эту нить…, а такое замечательное ожерелье, которое у нас с вами получилось назвать «Ожерельем духовного единства». Это ожерелье будет нам с ребятами напоминать о нашей встрече, о новых друзьях, которые сегодня у нас появились.