55809

ТВЕРЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВА. РАСЦВЕТ РУСИ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЦЕЛЬ: рассмотреть внешнюю и внутреннею политику Ярослава Мудрого раскрыть её противоречия: рассмотреть изменения произошедшие в государстве в период его правления; установить хронологическую последовательность событий...

Русский

2014-03-30

70 KB

1 чел.

УРОК №

ТЕМА: УТВЕРЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВА. РАСЦВЕТ РУСИ.

ЦЕЛЬ: рассмотреть внешнюю и внутреннею политику Ярослава Мудрого, раскрыть её противоречия: рассмотреть изменения произошедшие в государстве в период его правления; установить хронологическую последовательность событий; изучить реформы Ярослава  и их значение для дальнейшего развития Русского государства.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:

  •  Возможность сравнивать политику князей;
  •  Находить общее и различное в деятельности князей;
  •  Даёт характеристику деятельности князя Ярослава Мудрого;
  •  Оценивает положение и развитие образования и религии;
  •  Определяет причины, содержание и последствие событий периода;
  •  Обосновывает развитие и распространение письменности.

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

  •  расприи,
  •  автокефалия, канонизация,
  •  судебная реформа,
  •  сборник законов,
  •  междоусобные войны

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ:

  •  1019 – 1054 гг. княжение Ярослава Мудрого;
  •  1019 г.-  победа Ярослава на р. Альте;
  •  1037г. – сооружение храма св. Софии в Киеве;
  •  1051г. -  основание Киево-Печерского монастыря;
  •  1051 – избрание киевским митрополитом русича Иллариона
  •  1016 г. « Правда Ярослава ».
  •  1024 – 1026 « Покон верный ».

ОБОРУДОВАНИЕ:

  •  учебник В.А. Смолий, В.С. Степанков « История Украины», учебник для 7 класса Киев, « Генеза »,2007г.;
  •  атлас, контурная карта, карта Украины по теме урока.

ТИП УРОКА:

  •  комбинированный


СТРУКТУРА УРОКА

  1.  Организационный момент
  2.  Актуализация опорных знаний учащихся
  3.  Мотивация учебной деятельности учащихся
  4.  Изучение нового материала
  •  Междоусобные войны, утверждение на престоле Ярослава
  •  Внутренняя политика Ярослава Владимировича
  •  Отношения с соседними государствами
  •  Культурная, церковная и образовательная политика
  1.  Закрепление новых знаний и умений
  2.  Итоги урока
  3.  Домашнее задание

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент.

В ходе организационного момента учитель решает вопросы подготовки класса к работе во время урока. Педагог  напоминает о необходимости наличия учебников, карт и другого оборудования; решает вопросы дежурства на уроке и по его окончанию, отмечает отсутствующих, а также решает другие возникшие или необходимые для него вопросы для организации учебного процесса.

В тетрадь записываем число, месяц, классная работа, тему урока, которые, предварительно, записаны учителем на доске.

  1.  Актуализация опорных знаний учащихся

Работа в данной части урока должна преследовать две задачи:

  •  Совершенствование навыков работы с исторической картой, работы с атласами и контурной картой,
  •  Формирование более глубокого понятия «государства» и подготовки к восприятию нового материала

Учитель может провести беседу с классом, отвечая на следующие вопросы, которые можно заранее написать на доске

  1.  Что такое государство?
    1.  Когда возникает государство?
    2.  Что такое централизованная власть?
    3.  Приведите примеры централизации власти  в Киевской Руси,
    4.  Какие положительные и отрицательные стороны централизации власти вы можете назвать?
    5.  Какие реформы провёл Владимир?

Можно дать задание для отдельных учеников ответить на вопрос письменно.

Далее проводиться проверка заполнения контурных карт. Одного ученика можно пригласить к карте, чтобы он дал ответ на вопрос о изменении границ государства при Владимире Великом.

  1.  Мотивация учебной деятельности учащихся

Мотивация предполагает заинтересовать ученика в изучении нового материала; для одного это может быть знание о тематическом оценивании, о котором мы говорим в начале изучения новой темы, для другого это будет постановка проблемного вопроса. Мы находим такие методы реализации задания данного этапа, какие зависят от класса, ученика, успешного изучения предыдущей темы и т.д.

Например, мы можем поставить следующий вопрос:

  1.  Что представляло угрозу для государства Владимира Великого?
  2.  Какие внутренние проблемы могли разрушить начатое князем?

Мы стремимся подвести беседой учеников к пониманию того, что распри и борьба за власть могут в один раз разрушить то, что создавалось не одним человеком.

  1.  Изучение нового материала

  •  Междоусобные войны, утверждение на престоле Ярослава

Учитель начинает рассказ о том, что после смерти Владимира, между его сыновьями, разгорелась жестокая борьба. В 1015 г. киевский престол занял Святополк, Новгородский князь Ярослав выступил против него в бою под Любичем и разгромил его. Святополк отправился в Польшу, к тестю, Болеславу Храброму за помощью. 1018 году Болеслав вторгся в пределы государства. В бою под Волынью Ярослав терпит поражение и бежит в Новгород. Власть опять оказалась в руках Святополка, но грабежи, устроенные поляками, вызвали недовольство и восстания. Болеслав вернулся в Польшу, а Ярослав, собрав войско, пошел против Святополка и в решающей битве на р. Альте под Переяславом летом 1019 г. победил  брата.

  •  1019 – признал самостоятельность полоцкого князя Брячеслава
  •  1024 -  победа под Лиственном тмутараканского  князя Мстислава

Фактически в пределах государства сформировалось три самостоятельных княжества: Киевское, Черниговское и Полоцкое. Лишь после смерти Мстислава  в 1036 г. Ярослав стал единовластным правителем Руси ( Брячеслав признал его верховенство).

Можно предложить отметить произошедшие территориальные изменения в контурной карте.

Учитель предлагает ответить учащимся на вопрос

В чем  кроется опасность  междоусобных войн?

Какие трудности возникли во внутренней политике?

Какая опасность возникла перед государством?

  •  Внутренняя политика Ярослава Владимировича

На следующем этапе работы учащиеся приступают к заполнению соответствующих колонок в предложенной таблице. Работа проводиться самостоятельно, используется текст учебника (с. 52 ), по окончанию работы учащиеся выборочно зачитывают свои выводы по внутренней политике Ярослава.

1016 г. «Правда Ярослава». Особое внимание уделяем судебной реформе, обсуждаем в чем заключается заслуга Ярослава.

1024 – 1026 «Покон верный».

Внутренняя политика князя

Внешняя политика князя

  •  Отношения с соседними государствами

Используя материалы учебника или, предложенные учителем,  учащиеся приступают к заполнению следующей колонок в предложенной таблице. Работа проводиться самостоятельно, используется текст учебника (с. 54 ), по окончанию работы учащиеся выборочно зачитывают свои выводы по внешней политике Ярослава.

Обращаем внимание на то, что больших успехов Ярослав добился в расширении связей с Европейскими государствами. В частности заключив династический союз  Анны с французским королём, а Елизаветы – с норвежским, а затем  датским.

  •  Культурная, церковная и образовательная политика

Учитель совместно с учениками проводит работу по составлению плана по вопросу развития культуры. Ученики читают текст параграфа (с. 52, с. 53) и составляют план.

ПЛАН

  1.  Строительство городов.
  2.  Церковная политика Ярослава.
    •  Софиевский собор 1037 г., строительство церквей и храмов                ( храм Святого Георгия, церковь Святой Ирины)
    •  Строительство Киево-Печерской лавры.
    •  Лавра – центр просвещения.
    •  Митрополит Илларион 1051 г., канонизация князей Ольги, Владимира, Бориса и Глеба.
  3.  Развитие образования и письменности.
  •  Летописание
  •  Библиотека
  1.  Поучение Ярослава Мудрого.

АВТОКЕФАЛИЯ – независимость, самоуправление.

КАНОНИЗАЦИЯ – причисление к лику святых.

  1.  Закрепление новых знаний и умений

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

После смерти Владимира, между его сыновьями, разгорелась жестокая борьба. В 1015 г. киевский престол занял  ________-, Новгородский князь _________выступил против него  и в бою под Любичем и разгромил его. Святополк отправился в Польшу, к тестю, ___________за помощью.  В 1018 году ________вторгся в пределы Киевской Руси. В бою под _______ Ярослав терпит поражение и бежит в Новгород. Власть опять оказалась в руках __________, но грабежи, устроенные ________, вызвали недовольство и восстания. Болеслав вернулся в Польшу, а Ярослав, собрав войско, пошел против ________и в решающей битве на р. __________ под Переяславом летом _______ г. победил  брата.

В ходе опроса учитель выясняет, какие вопросы вызвали наибольшее затруднение.

Объявляет оценки.

  1.  Итоги урока

Учитель предлагает ученикам, или сам, сделать выводы о деятельности Ярослава Мудрого:

  •  Благодаря таланту политика и сильной воле Ярославу удалось закрепиться на киевском престоле.
    •  Развитие столицы и упорядочивание законодательства свидетельствовали о стремлении Ярослава вывести Русь на уровень наиболее развитых стран Европы.
    •   Внешняя политика Ярослава отличалась последовательностью и миролюбивостью; она способствовала укреплению международного положения государства, росту его авторитета.
    •  Правление Ярослава ознаменовалось попыткой добиться самостоятельности Русской церкви, её независимости от Византии, мощным взлётом культуры и образования
    •  Ярослав Мудрый был одним из выдающихся государственных деятелей.

  1.  Домашнее задание

  1.  Проработать конспект и текст учебника, п.8.с.50 - 57, отвечать на вопросы.
    1.  Двум ученикам дать задание сравнить политику Владимира и Ярослава используя таблицу.
      1.  Один два ученика могут подготовить сообщения по теме урока о Софие Киевской, исторический портрет Ярослава.
      2.  Заполнить контурную карту.
      3.  Используя документальное свидетельство (с. 57) ответите, выражая своё мнение, к чему призывал Ярослав Мудрый своих сыновей? Чем это было вызвано?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75926. Внешнеполитические причины дезинтеграции СССР 18.75 KB
  Борьба США и СССР. Целенаправленная помощь афганским моджахедам; Инновационная технологическая рецептура: Кампания по резкому сокращению притока валюты в СССР реализуемая посредством снижения по договоренности с Саудовской Аравией мировых цен на нефть ограничения советского природного газа в Западную Европу; Когда у СССР сформировалась иллюзия возможности безбедного существования за счет цен на нефть и когда советская экономика уже была полностью привязана к нефтяному экспорту произошел 1986 г. воздействие американцы активно...
75927. Внешняя политика во взглядах правящей элиты России: эволюция и современное состояние 21.02 KB
  На протяжении последних двух десятилетий в России сменилось несколько партий власти. На смену Выбору России и созданной одновременно с ним Партии российского единства и согласия пришло движение Наш дом Россия впоследствии влившееся в блок Единство который затем трансформировался в Единую Россию. В рамках переходной политической системы постсоветской России Ельцин находил достаточно прочную социальную и политическую базу как в широком демократическом движении так и в рыночно ориентированной части постсоветской номенклатуры.
75928. Внутриполитические причины дезинтеграции СССР 17.22 KB
  Отсутствие гибкого механизма управления огромной страной способного изменяться в соответствии с веяниями времен Разногласия в единой политике КПСС кризис коммунистической идеологии и ослабление роли КПСС с последующей ликвидацией ее партийно-политической монополии составлявшей основу СССР; было утрачено большинство политических и территориальных завоеваний СССР в годы Великой Отечественной войны были ликвидированы СЭВ и ОВД....
75930. Государство и церковь в современной России. Особенности взаимоотношений 16.87 KB
  Сегодня проблема взаимоотношений церкви и государства остра как никогда. Если принять во внимание что крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская православная церковь Московский патриархат осуществляющая активные контакты с государством то становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства. Повсеместное строительство и возрождение храмов рост авторитета и влияния Русской Православной Церкви стали приметой нашего времени. В этом...
75931. Демографическая ситуация и демографическая политика РФ на современном этапе 17.94 KB
  С конца 90х годов XX века демографическая проблема рассматривается как фактор национальной безопасности с 2000 года обсуждается демографическая ситуация в России и меры по ее оптимизации. В 2001 году число жителей России уменьшилось почти на 1 миллион человек. Сохранение нынешнего уровня рождаемости и смертности населения может привести к тому что уже через 15 лет население России уменьшится еще на 10 млн человек.
75932. Деятельность Государственной Думы и Совета Федерации в конце 20 века 20.16 KB
  Среди принятых федеральные конституционные законы Об арбитражных судах в Российской Федерации и О Конституционном Суде Российской Федерации О референдуме Российской Федерации; первая часть Гражданского кодекса; Семейный Водный Арбитражный процессуальный кодексы. Успехи: Вклад в развитие парламентаризма Установилось взаимодействие между Государственной думой и советом федерации начали складываться рабочие отношения между госдумы с Президентов РФ Правительством Рф и министерствами и ведомствами РФ. Государственная дума также...
75933. Избирательная система РФ и ее эволюция в конце 20 века 22.87 KB
  Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления а также участвовать в референдуме. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин...
75934. Конституция РФ 1993 года: порядок принятия и основные особенности 19.87 KB
  Необходимость разработки и принятия новой конституции РФ была официально признана еще в середине 1990 г. и тогда же на I Съезде народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комиссия которая за четыре месяца подготовила и опубликовала для широкого обсуждения первый проект новой конституции. В это время наряду с проектом Конституционной комиссии были внесены и ряд других проектов Конституции РФ которые также обсуждались в указанной комиссии и общественностью.