55809

ТВЕРЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВА. РАСЦВЕТ РУСИ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЦЕЛЬ: рассмотреть внешнюю и внутреннею политику Ярослава Мудрого раскрыть её противоречия: рассмотреть изменения произошедшие в государстве в период его правления; установить хронологическую последовательность событий...

Русский

2014-03-30

70 KB

1 чел.

УРОК №

ТЕМА: УТВЕРЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВА. РАСЦВЕТ РУСИ.

ЦЕЛЬ: рассмотреть внешнюю и внутреннею политику Ярослава Мудрого, раскрыть её противоречия: рассмотреть изменения произошедшие в государстве в период его правления; установить хронологическую последовательность событий; изучить реформы Ярослава  и их значение для дальнейшего развития Русского государства.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:

  •  Возможность сравнивать политику князей;
  •  Находить общее и различное в деятельности князей;
  •  Даёт характеристику деятельности князя Ярослава Мудрого;
  •  Оценивает положение и развитие образования и религии;
  •  Определяет причины, содержание и последствие событий периода;
  •  Обосновывает развитие и распространение письменности.

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

  •  расприи,
  •  автокефалия, канонизация,
  •  судебная реформа,
  •  сборник законов,
  •  междоусобные войны

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ:

  •  1019 – 1054 гг. княжение Ярослава Мудрого;
  •  1019 г.-  победа Ярослава на р. Альте;
  •  1037г. – сооружение храма св. Софии в Киеве;
  •  1051г. -  основание Киево-Печерского монастыря;
  •  1051 – избрание киевским митрополитом русича Иллариона
  •  1016 г. « Правда Ярослава ».
  •  1024 – 1026 « Покон верный ».

ОБОРУДОВАНИЕ:

  •  учебник В.А. Смолий, В.С. Степанков « История Украины», учебник для 7 класса Киев, « Генеза »,2007г.;
  •  атлас, контурная карта, карта Украины по теме урока.

ТИП УРОКА:

  •  комбинированный


СТРУКТУРА УРОКА

  1.  Организационный момент
  2.  Актуализация опорных знаний учащихся
  3.  Мотивация учебной деятельности учащихся
  4.  Изучение нового материала
  •  Междоусобные войны, утверждение на престоле Ярослава
  •  Внутренняя политика Ярослава Владимировича
  •  Отношения с соседними государствами
  •  Культурная, церковная и образовательная политика
  1.  Закрепление новых знаний и умений
  2.  Итоги урока
  3.  Домашнее задание

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент.

В ходе организационного момента учитель решает вопросы подготовки класса к работе во время урока. Педагог  напоминает о необходимости наличия учебников, карт и другого оборудования; решает вопросы дежурства на уроке и по его окончанию, отмечает отсутствующих, а также решает другие возникшие или необходимые для него вопросы для организации учебного процесса.

В тетрадь записываем число, месяц, классная работа, тему урока, которые, предварительно, записаны учителем на доске.

  1.  Актуализация опорных знаний учащихся

Работа в данной части урока должна преследовать две задачи:

  •  Совершенствование навыков работы с исторической картой, работы с атласами и контурной картой,
  •  Формирование более глубокого понятия «государства» и подготовки к восприятию нового материала

Учитель может провести беседу с классом, отвечая на следующие вопросы, которые можно заранее написать на доске

  1.  Что такое государство?
    1.  Когда возникает государство?
    2.  Что такое централизованная власть?
    3.  Приведите примеры централизации власти  в Киевской Руси,
    4.  Какие положительные и отрицательные стороны централизации власти вы можете назвать?
    5.  Какие реформы провёл Владимир?

Можно дать задание для отдельных учеников ответить на вопрос письменно.

Далее проводиться проверка заполнения контурных карт. Одного ученика можно пригласить к карте, чтобы он дал ответ на вопрос о изменении границ государства при Владимире Великом.

  1.  Мотивация учебной деятельности учащихся

Мотивация предполагает заинтересовать ученика в изучении нового материала; для одного это может быть знание о тематическом оценивании, о котором мы говорим в начале изучения новой темы, для другого это будет постановка проблемного вопроса. Мы находим такие методы реализации задания данного этапа, какие зависят от класса, ученика, успешного изучения предыдущей темы и т.д.

Например, мы можем поставить следующий вопрос:

  1.  Что представляло угрозу для государства Владимира Великого?
  2.  Какие внутренние проблемы могли разрушить начатое князем?

Мы стремимся подвести беседой учеников к пониманию того, что распри и борьба за власть могут в один раз разрушить то, что создавалось не одним человеком.

  1.  Изучение нового материала

  •  Междоусобные войны, утверждение на престоле Ярослава

Учитель начинает рассказ о том, что после смерти Владимира, между его сыновьями, разгорелась жестокая борьба. В 1015 г. киевский престол занял Святополк, Новгородский князь Ярослав выступил против него в бою под Любичем и разгромил его. Святополк отправился в Польшу, к тестю, Болеславу Храброму за помощью. 1018 году Болеслав вторгся в пределы государства. В бою под Волынью Ярослав терпит поражение и бежит в Новгород. Власть опять оказалась в руках Святополка, но грабежи, устроенные поляками, вызвали недовольство и восстания. Болеслав вернулся в Польшу, а Ярослав, собрав войско, пошел против Святополка и в решающей битве на р. Альте под Переяславом летом 1019 г. победил  брата.

  •  1019 – признал самостоятельность полоцкого князя Брячеслава
  •  1024 -  победа под Лиственном тмутараканского  князя Мстислава

Фактически в пределах государства сформировалось три самостоятельных княжества: Киевское, Черниговское и Полоцкое. Лишь после смерти Мстислава  в 1036 г. Ярослав стал единовластным правителем Руси ( Брячеслав признал его верховенство).

Можно предложить отметить произошедшие территориальные изменения в контурной карте.

Учитель предлагает ответить учащимся на вопрос

В чем  кроется опасность  междоусобных войн?

Какие трудности возникли во внутренней политике?

Какая опасность возникла перед государством?

  •  Внутренняя политика Ярослава Владимировича

На следующем этапе работы учащиеся приступают к заполнению соответствующих колонок в предложенной таблице. Работа проводиться самостоятельно, используется текст учебника (с. 52 ), по окончанию работы учащиеся выборочно зачитывают свои выводы по внутренней политике Ярослава.

1016 г. «Правда Ярослава». Особое внимание уделяем судебной реформе, обсуждаем в чем заключается заслуга Ярослава.

1024 – 1026 «Покон верный».

Внутренняя политика князя

Внешняя политика князя

  •  Отношения с соседними государствами

Используя материалы учебника или, предложенные учителем,  учащиеся приступают к заполнению следующей колонок в предложенной таблице. Работа проводиться самостоятельно, используется текст учебника (с. 54 ), по окончанию работы учащиеся выборочно зачитывают свои выводы по внешней политике Ярослава.

Обращаем внимание на то, что больших успехов Ярослав добился в расширении связей с Европейскими государствами. В частности заключив династический союз  Анны с французским королём, а Елизаветы – с норвежским, а затем  датским.

  •  Культурная, церковная и образовательная политика

Учитель совместно с учениками проводит работу по составлению плана по вопросу развития культуры. Ученики читают текст параграфа (с. 52, с. 53) и составляют план.

ПЛАН

  1.  Строительство городов.
  2.  Церковная политика Ярослава.
    •  Софиевский собор 1037 г., строительство церквей и храмов                ( храм Святого Георгия, церковь Святой Ирины)
    •  Строительство Киево-Печерской лавры.
    •  Лавра – центр просвещения.
    •  Митрополит Илларион 1051 г., канонизация князей Ольги, Владимира, Бориса и Глеба.
  3.  Развитие образования и письменности.
  •  Летописание
  •  Библиотека
  1.  Поучение Ярослава Мудрого.

АВТОКЕФАЛИЯ – независимость, самоуправление.

КАНОНИЗАЦИЯ – причисление к лику святых.

  1.  Закрепление новых знаний и умений

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

После смерти Владимира, между его сыновьями, разгорелась жестокая борьба. В 1015 г. киевский престол занял  ________-, Новгородский князь _________выступил против него  и в бою под Любичем и разгромил его. Святополк отправился в Польшу, к тестю, ___________за помощью.  В 1018 году ________вторгся в пределы Киевской Руси. В бою под _______ Ярослав терпит поражение и бежит в Новгород. Власть опять оказалась в руках __________, но грабежи, устроенные ________, вызвали недовольство и восстания. Болеслав вернулся в Польшу, а Ярослав, собрав войско, пошел против ________и в решающей битве на р. __________ под Переяславом летом _______ г. победил  брата.

В ходе опроса учитель выясняет, какие вопросы вызвали наибольшее затруднение.

Объявляет оценки.

  1.  Итоги урока

Учитель предлагает ученикам, или сам, сделать выводы о деятельности Ярослава Мудрого:

  •  Благодаря таланту политика и сильной воле Ярославу удалось закрепиться на киевском престоле.
    •  Развитие столицы и упорядочивание законодательства свидетельствовали о стремлении Ярослава вывести Русь на уровень наиболее развитых стран Европы.
    •   Внешняя политика Ярослава отличалась последовательностью и миролюбивостью; она способствовала укреплению международного положения государства, росту его авторитета.
    •  Правление Ярослава ознаменовалось попыткой добиться самостоятельности Русской церкви, её независимости от Византии, мощным взлётом культуры и образования
    •  Ярослав Мудрый был одним из выдающихся государственных деятелей.

  1.  Домашнее задание

  1.  Проработать конспект и текст учебника, п.8.с.50 - 57, отвечать на вопросы.
    1.  Двум ученикам дать задание сравнить политику Владимира и Ярослава используя таблицу.
      1.  Один два ученика могут подготовить сообщения по теме урока о Софие Киевской, исторический портрет Ярослава.
      2.  Заполнить контурную карту.
      3.  Используя документальное свидетельство (с. 57) ответите, выражая своё мнение, к чему призывал Ярослав Мудрый своих сыновей? Чем это было вызвано?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27327. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке 20.18 KB
  Педагогика начального образования как наука о воспитании образовании и развитии младших школьников Педагогика с греческого означает детоводство дитяведение. Педагогика наука о воспитании человека совокупность теоретических и прикладных наук изучающих воспитание образование и обучение. Педагогика – это относительно самостоятельная дисциплина имеющая свой объект и предмет изучения. Педагогика в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.
27328. Методология и методика педагогического исследования, Методологическая культура учителя 30.65 KB
  Методы обучения т. В свою очередь возможность исследователя сформировать новые методы и подходы в своей педагогической деятельности является показателем его высокой методологической культуры. Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования Пути способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. Различают теоретические и эмпирические методы педагогического исследования.
27329. Система образования и ее характеристика 23.22 KB
  Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Создавать условия для общедоступности образования приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников. Носить демократический характер образования и допускать автономность обр.
27330. Целостный педагогический процесс 42.13 KB
  Раскрывая вторую характерную черту педагогического процесса усовершенствование он пишет: Усовершенствование же имеет три направления: 1 устранение препятствий с пути естественного развития сил отрицательная сторона; 2 прямое положительное содействие правильному развитию наличных способностей положительная сторона; 3 искоренение недостатков и насаждений ценных свойств усовершенствование в тесном смысле. Понятие структура и функции педагогического процесса Педагогическим процессом называется развивающиеся взаимодействие...
27331. Воспитательный процесс и его характеристика 17.82 KB
  Сложность воспитательного процесса Сложность воспитательного процесса состоит и в том что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя как например в процессе обучения. Одна из особенностей воспитательного процесса его непрерывность. Процесс воспитания комплексный что означает единство целей задач содержания форм и методов воспитательного процесса подчиненное идее целостности формирования личности.
27332. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 21.42 KB
  Принципы: Организация социально открытого пространства духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе: нравственного примера педагога; социальнопедагогического партнёрства; индивидуальноличностного развития; интегративности программ духовнонравственного воспитания; социальной востребованности воспитания. Нравственность учителя моральные нормы которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни его отношение к своему...
27333. Воспитательная система школы. Составляющие воспитательной системы школы 21.29 KB
  Воспитательная система школы – это такой способ организации ее жизнедеятельности который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы И. Ее компоненты: цели выраженные в исходной концепции то есть совокупность идей для реализации которых система создается;деятельность обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности ее организующий и в ней участвующий;...
27334. Дидактика как теория обучения (историко-педагогический аспект) 19.72 KB
  Дидактика – теория обучения часть педагогического изучения закономерностей процесса образования и обучения. Задачи дидактики: Установление целей и задач теории Анализ процесса обучения и открытие его закономерностей Обоснование принципов и правил обучения Определение содержания образования Конкретизация форм организации обучения Разъяснение методов и способов обучения Характеристика материальных средств с помощью которых выполняются задачи обучения. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания.
27335. Развитие деятельностного подхода в обучении 22.97 KB
  Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей разнообразных умений детей. Структура процесса обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности формулировка проблемы сути затруднения выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы выводы и деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление научный поиск.