55809

ТВЕРЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВА. РАСЦВЕТ РУСИ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЦЕЛЬ: рассмотреть внешнюю и внутреннею политику Ярослава Мудрого раскрыть её противоречия: рассмотреть изменения произошедшие в государстве в период его правления; установить хронологическую последовательность событий...

Русский

2014-03-30

70 KB

1 чел.

УРОК №

ТЕМА: УТВЕРЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВА. РАСЦВЕТ РУСИ.

ЦЕЛЬ: рассмотреть внешнюю и внутреннею политику Ярослава Мудрого, раскрыть её противоречия: рассмотреть изменения произошедшие в государстве в период его правления; установить хронологическую последовательность событий; изучить реформы Ярослава  и их значение для дальнейшего развития Русского государства.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:

  •  Возможность сравнивать политику князей;
  •  Находить общее и различное в деятельности князей;
  •  Даёт характеристику деятельности князя Ярослава Мудрого;
  •  Оценивает положение и развитие образования и религии;
  •  Определяет причины, содержание и последствие событий периода;
  •  Обосновывает развитие и распространение письменности.

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

  •  расприи,
  •  автокефалия, канонизация,
  •  судебная реформа,
  •  сборник законов,
  •  междоусобные войны

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ:

  •  1019 – 1054 гг. княжение Ярослава Мудрого;
  •  1019 г.-  победа Ярослава на р. Альте;
  •  1037г. – сооружение храма св. Софии в Киеве;
  •  1051г. -  основание Киево-Печерского монастыря;
  •  1051 – избрание киевским митрополитом русича Иллариона
  •  1016 г. « Правда Ярослава ».
  •  1024 – 1026 « Покон верный ».

ОБОРУДОВАНИЕ:

  •  учебник В.А. Смолий, В.С. Степанков « История Украины», учебник для 7 класса Киев, « Генеза »,2007г.;
  •  атлас, контурная карта, карта Украины по теме урока.

ТИП УРОКА:

  •  комбинированный


СТРУКТУРА УРОКА

  1.  Организационный момент
  2.  Актуализация опорных знаний учащихся
  3.  Мотивация учебной деятельности учащихся
  4.  Изучение нового материала
  •  Междоусобные войны, утверждение на престоле Ярослава
  •  Внутренняя политика Ярослава Владимировича
  •  Отношения с соседними государствами
  •  Культурная, церковная и образовательная политика
  1.  Закрепление новых знаний и умений
  2.  Итоги урока
  3.  Домашнее задание

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент.

В ходе организационного момента учитель решает вопросы подготовки класса к работе во время урока. Педагог  напоминает о необходимости наличия учебников, карт и другого оборудования; решает вопросы дежурства на уроке и по его окончанию, отмечает отсутствующих, а также решает другие возникшие или необходимые для него вопросы для организации учебного процесса.

В тетрадь записываем число, месяц, классная работа, тему урока, которые, предварительно, записаны учителем на доске.

  1.  Актуализация опорных знаний учащихся

Работа в данной части урока должна преследовать две задачи:

  •  Совершенствование навыков работы с исторической картой, работы с атласами и контурной картой,
  •  Формирование более глубокого понятия «государства» и подготовки к восприятию нового материала

Учитель может провести беседу с классом, отвечая на следующие вопросы, которые можно заранее написать на доске

  1.  Что такое государство?
    1.  Когда возникает государство?
    2.  Что такое централизованная власть?
    3.  Приведите примеры централизации власти  в Киевской Руси,
    4.  Какие положительные и отрицательные стороны централизации власти вы можете назвать?
    5.  Какие реформы провёл Владимир?

Можно дать задание для отдельных учеников ответить на вопрос письменно.

Далее проводиться проверка заполнения контурных карт. Одного ученика можно пригласить к карте, чтобы он дал ответ на вопрос о изменении границ государства при Владимире Великом.

  1.  Мотивация учебной деятельности учащихся

Мотивация предполагает заинтересовать ученика в изучении нового материала; для одного это может быть знание о тематическом оценивании, о котором мы говорим в начале изучения новой темы, для другого это будет постановка проблемного вопроса. Мы находим такие методы реализации задания данного этапа, какие зависят от класса, ученика, успешного изучения предыдущей темы и т.д.

Например, мы можем поставить следующий вопрос:

  1.  Что представляло угрозу для государства Владимира Великого?
  2.  Какие внутренние проблемы могли разрушить начатое князем?

Мы стремимся подвести беседой учеников к пониманию того, что распри и борьба за власть могут в один раз разрушить то, что создавалось не одним человеком.

  1.  Изучение нового материала

  •  Междоусобные войны, утверждение на престоле Ярослава

Учитель начинает рассказ о том, что после смерти Владимира, между его сыновьями, разгорелась жестокая борьба. В 1015 г. киевский престол занял Святополк, Новгородский князь Ярослав выступил против него в бою под Любичем и разгромил его. Святополк отправился в Польшу, к тестю, Болеславу Храброму за помощью. 1018 году Болеслав вторгся в пределы государства. В бою под Волынью Ярослав терпит поражение и бежит в Новгород. Власть опять оказалась в руках Святополка, но грабежи, устроенные поляками, вызвали недовольство и восстания. Болеслав вернулся в Польшу, а Ярослав, собрав войско, пошел против Святополка и в решающей битве на р. Альте под Переяславом летом 1019 г. победил  брата.

  •  1019 – признал самостоятельность полоцкого князя Брячеслава
  •  1024 -  победа под Лиственном тмутараканского  князя Мстислава

Фактически в пределах государства сформировалось три самостоятельных княжества: Киевское, Черниговское и Полоцкое. Лишь после смерти Мстислава  в 1036 г. Ярослав стал единовластным правителем Руси ( Брячеслав признал его верховенство).

Можно предложить отметить произошедшие территориальные изменения в контурной карте.

Учитель предлагает ответить учащимся на вопрос

В чем  кроется опасность  междоусобных войн?

Какие трудности возникли во внутренней политике?

Какая опасность возникла перед государством?

  •  Внутренняя политика Ярослава Владимировича

На следующем этапе работы учащиеся приступают к заполнению соответствующих колонок в предложенной таблице. Работа проводиться самостоятельно, используется текст учебника (с. 52 ), по окончанию работы учащиеся выборочно зачитывают свои выводы по внутренней политике Ярослава.

1016 г. «Правда Ярослава». Особое внимание уделяем судебной реформе, обсуждаем в чем заключается заслуга Ярослава.

1024 – 1026 «Покон верный».

Внутренняя политика князя

Внешняя политика князя

  •  Отношения с соседними государствами

Используя материалы учебника или, предложенные учителем,  учащиеся приступают к заполнению следующей колонок в предложенной таблице. Работа проводиться самостоятельно, используется текст учебника (с. 54 ), по окончанию работы учащиеся выборочно зачитывают свои выводы по внешней политике Ярослава.

Обращаем внимание на то, что больших успехов Ярослав добился в расширении связей с Европейскими государствами. В частности заключив династический союз  Анны с французским королём, а Елизаветы – с норвежским, а затем  датским.

  •  Культурная, церковная и образовательная политика

Учитель совместно с учениками проводит работу по составлению плана по вопросу развития культуры. Ученики читают текст параграфа (с. 52, с. 53) и составляют план.

ПЛАН

  1.  Строительство городов.
  2.  Церковная политика Ярослава.
    •  Софиевский собор 1037 г., строительство церквей и храмов                ( храм Святого Георгия, церковь Святой Ирины)
    •  Строительство Киево-Печерской лавры.
    •  Лавра – центр просвещения.
    •  Митрополит Илларион 1051 г., канонизация князей Ольги, Владимира, Бориса и Глеба.
  3.  Развитие образования и письменности.
  •  Летописание
  •  Библиотека
  1.  Поучение Ярослава Мудрого.

АВТОКЕФАЛИЯ – независимость, самоуправление.

КАНОНИЗАЦИЯ – причисление к лику святых.

  1.  Закрепление новых знаний и умений

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

После смерти Владимира, между его сыновьями, разгорелась жестокая борьба. В 1015 г. киевский престол занял  ________-, Новгородский князь _________выступил против него  и в бою под Любичем и разгромил его. Святополк отправился в Польшу, к тестю, ___________за помощью.  В 1018 году ________вторгся в пределы Киевской Руси. В бою под _______ Ярослав терпит поражение и бежит в Новгород. Власть опять оказалась в руках __________, но грабежи, устроенные ________, вызвали недовольство и восстания. Болеслав вернулся в Польшу, а Ярослав, собрав войско, пошел против ________и в решающей битве на р. __________ под Переяславом летом _______ г. победил  брата.

В ходе опроса учитель выясняет, какие вопросы вызвали наибольшее затруднение.

Объявляет оценки.

  1.  Итоги урока

Учитель предлагает ученикам, или сам, сделать выводы о деятельности Ярослава Мудрого:

  •  Благодаря таланту политика и сильной воле Ярославу удалось закрепиться на киевском престоле.
    •  Развитие столицы и упорядочивание законодательства свидетельствовали о стремлении Ярослава вывести Русь на уровень наиболее развитых стран Европы.
    •   Внешняя политика Ярослава отличалась последовательностью и миролюбивостью; она способствовала укреплению международного положения государства, росту его авторитета.
    •  Правление Ярослава ознаменовалось попыткой добиться самостоятельности Русской церкви, её независимости от Византии, мощным взлётом культуры и образования
    •  Ярослав Мудрый был одним из выдающихся государственных деятелей.

  1.  Домашнее задание

  1.  Проработать конспект и текст учебника, п.8.с.50 - 57, отвечать на вопросы.
    1.  Двум ученикам дать задание сравнить политику Владимира и Ярослава используя таблицу.
      1.  Один два ученика могут подготовить сообщения по теме урока о Софие Киевской, исторический портрет Ярослава.
      2.  Заполнить контурную карту.
      3.  Используя документальное свидетельство (с. 57) ответите, выражая своё мнение, к чему призывал Ярослав Мудрый своих сыновей? Чем это было вызвано?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74203. Сылақ және майлау жұмыстарына арналған машиналар 717.44 KB
  Сылақ станциялары мен агрегаттары және қол ысқылауыштарының атқаратын қызметі негізгі параметрлері және қолданылу облысы. Жылжымалы сылау агрегаттары. Еден асты негіздерін дайындауға және шатыр мен гидроизоляциялауға арналған машиналар құрылымы мен жұмысы Жоспар: Сылақ станциялары мен агрегаттары және қол ысқылауыштарының атқаратын қызметі.
74204. Жер жұмыстарына арналған машиналар туралы жалпы мағлұматтар 147.63 KB
  Жұмысшы органдары мен топырақпен өзара әсерлесуі. Топырақтардың физикамеханикалық сипаттамасы Жоспар: Жер жұмыстарына арналған машиналар туралы жалпы мағлұматтар. Жұмысшы органдары мен топырақпен өзара әсерлесуі. Топырақтардың физикамеханикалық сипаттамасы.
74205. Жер қазу-тасымалдау машиналары. Қызметі, қолданылу облысы. Негізгі техника-экономикалық көрсеткіштері 659.49 KB
  Жер қазутасымалдау машиналары ЖҚТМ деп топырақты массивтен тарту күші арқылы ажыратып оны түсіру орнына өз жүрісімен жеткізетін құрылыс машиналарын атайды. Негізгі атқаратын жұмысшы операциялары: топырақты қабаттап өңдеу оны тасымалдау құрылыс объектісі негізіне төсеу немесе төгу топырақ беттерін жоспарлау. Негізгі қызметі: топырақты жер бетімен сүргіш органы арқылы азғана арақашықтыққа 150м жылжыту арқылы қабаттап өңдеу. Мына жағдайларда қолданылады: құрылыс алаңын дайындау барысында топырақтың беткі құнарлы қабатын алу;...
74206. Экскаваторлар. Жіктелуі, қолданылу облысы. Жұмысшы органының негізгі түрлері, параметрлері және құрылыс экскаваторларының индексациясы 885.5 KB
  Біршөмішті экскаватордың жұмыс циклі рет-ретімен орындалатын топырақ қазу, оны шөмішпен төсеу орнына тасымалдау, топырақты үйме мен көлік құралына аудару арқылы шөмішті босату және келесі циклді бастау үшін шөміштің алғашқы позициясына қайтып оралу операцияларынан тұрады
74207. Бұрғылау машиналары және жабдықтары. Бұрғылау құралы. Шпурлар бұрғылауға арналған машиналар. Бұрғылау-кранды машиналар 1.45 MB
  Бұрғылау – бұл топырақ массивінде қирау заттарын сыртқа шығара отырып, цилиндрлік жазықтықтар түзу арқылы топырақты қирату процесі. Егер диаметрі 75 мм дейін және тереңдігі 9 м болса жазықтықтар шпурлар деп, ал өлшемдері үлкен болса бұрғы деп аталынады.
74208. Тиеп-түсіру машиналары. Тиегіштер түрлері. Жұмыс процесі 455.42 KB
  Жұмысшы жабдық нұсқаларының көптігі және жұмыс органдарының ауыспалылығы құрылыс тиегіштерінің жұмыс жасау облысын кеңейтіп оларды құрылыс тасымалының барлық этаптарында қолданылатын универсалды машинаға айналдырады. БФПТтердің жұмысшы жабдығы жебе коромысло тартқыш гидроцилиндрлер құратын рычагты механизмнен тұрады. Сонымен қатар түсіру биіктігін ондаған сантиметрге жоғарылатытын машинаның универсалдылығын арттыратын жақты шөміштер де қолданылады бірақ олар жұмысшы жабдықтың күрделенуіне қосымша гидравликалық контурлар орнату...
74209. Машиналардың ұсақтау типтері жәнеұсақталатын материал беріктігі мен ұсақталу дәрежесіне қарай оларды таңд. 1.43 MB
  Грохоттардың қолданылуы принциптік схемалары жұмыс процестері негізгі параметрлері мен жұмыс өнімділігі Жоспар: Машиналардың ұсақтау типтері және ұсақталатын материал беріктігі мен ұсақталу дәрежесіне қарай оларды таңдап алу. Тас жыныстарды бұзу мен уатудың механикалық процесі ұсақтау деп аталады және тас ұсақтағыш машиналар –тас ұсақтағыштарды қолдана отырып ұсақтау жаншу сындыру және үйкеу көмегімен жүзеге асырылады. Ұсақтау машиналарында ұсақталатын жыныстың қасиеттеріне және ірілігіне қарай әртүрлі әдістер бірге қолданылады.
74210. Бетон қоспалары мен сылақтарын дайындауға арналған машиналар мен жабдықтар. Араластырғыш машиналардың қызметі мен құрамы. Араластырғыш машиналардың жіктелуі 1.46 MB
  Бетон араластырғыштар мен циклді және үздіксіз жұмыс жасайтын сылақ араластырғыштардың типтері негізгі параметрлері мен конструктивтік схемалары. Бетон қоспаларын тығыздау қажеттіліктері мен тәсілдері Жоспар: Араластырғыш машиналардың қызметі мен құрамы. Бетон араластырғыштар мен циклді және үздіксіз жұмыс жасайтын сылақ араластырғыштардың типтері негізгі параметрлері мен конструктивтік схемалары.
74211. Топырақ тығыздағыш машналар. Топырақты домалату, таптау және вибротаптау арқылы тығыздау 930.22 KB
  Топырақты домалату таптау және вибротаптау арқылы тығыздау. Жұмыс процесі негізгі параметрлері техникалық және эксплуатациялық көрсеткіштері Жоспар: Топырақ тығыздағыш машиналар. Топырақты домалату таптау және вибротаптау арқылы тығыздау.