5581

Изучение свойств памяти

Практическая работа

Психология и эзотерика

Изучение свойств памяти Цель работы:исследование динамики процессов запоминания выявление преобладающего вида образной памяти (зрительная, слуховая). Материалы:Методики для исследования памяти: Динамический тест памяти Таблицы с образам...

Русский

2012-12-15

55 KB

10 чел.

Изучение свойств памяти

Цель работы: исследование динамики процессов запоминания; выявление преобладающего вида образной памяти (зрительная, слуховая).

Материалы: Методики для исследования памяти:

Динамический тест памяти

Таблицы с образами и с числами для запоминания

Ход работы:

В данной работе исследуется динамика процесса запоминая. Также исследуется кратковременная образная память: зрительная – на числа, образы, слова; и слуховая – на числа и слова. Стандартный объём кратковременной памяти 7±2 единицы.

  1.  выполняем динамический тест памяти. Для этого преподаватель читает восемь раз двадцать слов, а студент должен запоминать слова и записывать их перед каждым следующим повторением слов. По результатам теста строится график зависимости количества запомненных слов от количества раз прочтения слов.
  2.  исследуем зрительную память на образы. Для этого выдаётся таблица с различными символами. Для запоминания даётся 20 секунд. После необходимо воспроизвести таблицу наиболее полно в изначальном порядке. Подсчитывается количество верно запомненных символов.
  3.  исследуем зрительную память на числа. Выполняется аналогично предыдущему тесту, но вместо образов (символов) используется таблица с числами.
  4.  исследуем зрительную память на слова. Даётся десять слов на 20 секунд.
  5.  исследуем слуховую память на слова. Прочитывается 10 не связанных друг с другом слов, после чего их необходимо воспроизвести.
  6.  исследуем слуховую память на числа. Прочитываются, возрастающие на единицу (по количеству), ряды беспорядочных цифр. После каждого ряда надо повторить только что услышанные цифры.

Результаты.

Графики динамики процессов запоминания:

Степанов А.

Коли-

чество

запом

ненного

Число повторений


Терентьев А.

Количество

запомненного

Число повторений

Солодов Д.

Количество

запомненного

Число повторений

Зрительная память

Память на образы (число верно запомненных образов)

Память на числа (число верно воспроизведённых чисел)

Память на слова (число запомненных слов)

Степанов А.

6

7

6

Терентьев А.

6

7

6

Солодов Д.

7

7

8

Слуховая память

Память на слова (число запомненных слов)

Память на цифры (число верно воспроизведённых цифр)

Степанов А.

6

6

Терентьев А.

6

6

Солодов А.

9

7

Интерпретация. Память — интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения — основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее. Память, интеллект, чувства и операциональная сфера индивида представляют собой единое системное образование.

Память — это психический механизм ориентации человека, как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности. Процесс запечатления и сохранения материала обусловлен его значимостью, оптимальным состоянием мозга, повышенным функционированием ориентировочного рефлекса, системной включенностью материала в структуру целенаправленной деятельности, сведением к минимуму побочных интерферирующих (противоборствующих) воздействий, включенностью материала в семантическое, понятийное поле сознания данного индивида.

Воспроизведение, актуализация необходимого материала требует установления тех систем связей, на фоне которых запоминался материал, подлежащий воспроизведению.

В данной работе изучается динамика процесса запоминания, а также кратковременная память: зрительная на образы, слова и числа, и слуховая на слова и цифры.

Динамика процесса запоминания.

У человека с нормальным развитием по результатам предложенного теста должны получиться либо постоянно возрастающий вид графика, либо график должен приближаться к определённой горизонтальной прямой. Характер графиков  у Степанова А. и Терентьева А. примерно одинаковый – возрастающе-скачкообразный. У Солодова Д. характер графика постоянно возрастающий. Это говорит о том, что отклонений в процессе запоминания не наблюдается. Вообще чем больший объём материала требуется запомнить, тем большее повторение необходимо. Так например чтобы запомнить 5-9 ед. достаточно одного повторения, 14-15 ед. – 25 повторений, 20-21 ед. – 38-40 повторений, 30 ед. – 50 повторений; то есть число повторений растёт значительно быстрее, количество запомненных единиц. Причём наиболее хорошо запоминаются единицы (слова, цифр и др.), находящиеся в начале и в конце списка. Первые элементы не испытывают тормозного влияния со стороны предшествующих впечатлений, а последние члены ряда не испытывают торможения со стороны последующих элементов. Средние же члены ряда испытывают торможение как со стороны предшествующих (проактивное торможение), так и со стороны последующих элементов (ретроактивное, обратнодействующее торможение). Указанная закономерность памяти (лучшее запоминание крайних элементов) называется фактором края. Наиболее хорошо процесс запоминания развит у Солодова Д. так как полученный им график приблизительно представляет прямую возрастающую линию. Это в свою очередь означает, что процесс запоминания почти не сопровождается процессом забывания (процессом торможения). Скачкообразный характер графика может говорить о невнимании и достаточно сильно развитом забывании.

Определение преобладающего вида памяти. Кратковременная память –непосредственное запечатление совокупнопсти объектов при однократном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одновременном восприятии обстановки. Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 секунд. Объём её ограничен 7±2 объектами. Преобладающий вид памяти будем определять по количеству запомненных объектов.  Результаты тестов у Степанова А. и Терентьева А. идентичны и объём памяти находится в пределах шести объектов. Преобладающим видом памяти можно назвать зрительную память так как в зрительном тесте на числа объём запомненного составил 7 чисел (в остальных – 6 единиц).  У Солодова Д. преобладающим видом памяти можно назвать слуховую память так как её средний объём (8) больше чем средний объём зрительной памяти (7,333). Из результатов работы можно сделать вывод о том, что кратковременная память у Солодова Д. развита лучше, чем у других участников этой работы, так как по большинству тестов он имеет значительно более лучшие результаты по сравнению с другими. Данная тестовая методика не позволяет с достаточной степенью точности установить преобладающий вид памяти. Например, имелись определённые условия ухудшающие сосредоточение на выполнении теста. Также на результатах работы памяти может сказываться окружающая обстановка, состояние, настрой человека, осознание необходимости данной деятельности и так далее.

Вывод. Условиями успешного произвольного запоминания являются: 1) осознание значимости и смысла запоминаемого материала; 2) выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала; 3) выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа; 4) содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесённость с опытом и направленностью субъекта запоминания; 5) эмоционально-эстетическая насыщенность материала; 6) возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта; 7) установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях; 8) материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.

Каждый человек имеет возможность значительно расширить объем своей памяти. При этом необходимо дисциплинировать свой интеллект — выделять существенное на фоне второстепенного, активно воспроизводить нужный материал, широко использовать мнемонические приемы. Привычка запоминать нужное закрепляется, как и любой другой навык. Школьный фольклор о "пифагоровых штанах" и о "каждом охотнике, желающем знать, где сидит фазан" свидетельствует о неистребимом стремлении нашего ума найти схему, ассоциацию даже там, где невозможно установить логические связи.

У каждого человека имеются особенности его памяти — у одних людей сильна словесно-логическая память, у других — образная, одни запоминают быстро, другим нужна более тщательная обработка запоминаемого материала. Но во всех случаях необходимо избегать того, что вызывает преактивное и ретроактивное торможение. А при первых трудностях воспроизведения следует уповать на явление реминисценции. Часто при воспроизведении материала сразу после его восприятия количество удержанных в памяти элементов оказывается меньше по сравнению с тем количеством, которое человек может воспроизвести после паузы. Это объясняется тем, что за период отдыха снимается действие торможения. Это явление получило название реминисценции.

Дата выполнения работы: 23 марта 2006 года.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74541. WWW. World Wide Web 14.77 KB
  Годом рождения Всемирной паутины считается 1989 год. Именно в этом году Тим БернерсЛи предложил общий гипертекстовый проект который получил впоследствии название Всемирной паутины. Создатель паутины Тим БернесЛи работая в лаборатории физики элементарных частиц европейского центра ядерных исследований CERN В Женеве Швейцария совместно с партнером Робертом Кайо занимались проблемами применения идей гипертекста для построения информационной среды которая упростила бы обмен информацией между физиками. Итогом данной работы явился...
74546. Программирование. Языки программирования низкого и высокого уровней 25.55 KB
  Языки программирования низкого уровня Первым компьютерам приходилось программировать двоичными машинными кодами. Для упрощения этой задачи стали появляться языки программирования низкого уровня которые позволяли задавать машинные команды в более понятном для человека виде. Примером языка низкого уровня является ассемблер. Языки низкого уровня ориентированы на конкретный тип процессора и учитывают его особенности поэтому для переноса программы на ассемблере на другую аппаратную платформу ее нужно почти полностью переписать.
74547. Unix 16.31 KB
  Именно в 1969 году была создана первая Unix система компанией TT и торговая марка Unix по праву теперь принадлежит этой компании. Unix – это многопользовательская многотерминальная операционная система которая в силе выполнять множество задач как под Вашим чутким руководством так и без. Существует целое семейство так называемых Unix подобных систем которые в большинстве случаев могут быть совместимы друг с другом на уровне исходных текстов программ. Все пользователи операционной системы Linux а именно потому что имеем возможность...
74548. Linux 19.3 KB
  История Linux началась в 1991 году когда студент Хельсинского университета Линус Торвальдс выпустил первый релиз этой операционной системы. Именно идея расширить возможности этой операционной системы и послужила основным мотивом разработки Linux. Хотя идея новой операционной системы и первые ее релизы почти полностью принадлежат одному человеку дальнейшее развитие Linux происходило и происходит благодаря участию в этом проекте десятков тысяч программистов всего мира. Однако эта команда разработчиков Linux не имеет ни штабквартиры ни...
74549. BSD (Berkeley Software Distribution) 15.56 KB
  BSDLite были созданы несколько операционных систем с открытыми исходными кодами. Вот что такое собственно операционная система BSD: Ядро BSD отвечающее за планировку процессов управление памятью поддержку многопроцессорных систем SMP работу с устройствами и так далее. В отличие от Linux существует несколько ядер BSD отличающихся возможностями. Библиотека C в BSD основывается на коде из Беркли а не из Проекта GNU.