5581

Изучение свойств памяти

Практическая работа

Психология и эзотерика

Изучение свойств памяти Цель работы:исследование динамики процессов запоминания выявление преобладающего вида образной памяти (зрительная, слуховая). Материалы:Методики для исследования памяти: Динамический тест памяти Таблицы с образам...

Русский

2012-12-15

55 KB

10 чел.

Изучение свойств памяти

Цель работы: исследование динамики процессов запоминания; выявление преобладающего вида образной памяти (зрительная, слуховая).

Материалы: Методики для исследования памяти:

Динамический тест памяти

Таблицы с образами и с числами для запоминания

Ход работы:

В данной работе исследуется динамика процесса запоминая. Также исследуется кратковременная образная память: зрительная – на числа, образы, слова; и слуховая – на числа и слова. Стандартный объём кратковременной памяти 7±2 единицы.

  1.  выполняем динамический тест памяти. Для этого преподаватель читает восемь раз двадцать слов, а студент должен запоминать слова и записывать их перед каждым следующим повторением слов. По результатам теста строится график зависимости количества запомненных слов от количества раз прочтения слов.
  2.  исследуем зрительную память на образы. Для этого выдаётся таблица с различными символами. Для запоминания даётся 20 секунд. После необходимо воспроизвести таблицу наиболее полно в изначальном порядке. Подсчитывается количество верно запомненных символов.
  3.  исследуем зрительную память на числа. Выполняется аналогично предыдущему тесту, но вместо образов (символов) используется таблица с числами.
  4.  исследуем зрительную память на слова. Даётся десять слов на 20 секунд.
  5.  исследуем слуховую память на слова. Прочитывается 10 не связанных друг с другом слов, после чего их необходимо воспроизвести.
  6.  исследуем слуховую память на числа. Прочитываются, возрастающие на единицу (по количеству), ряды беспорядочных цифр. После каждого ряда надо повторить только что услышанные цифры.

Результаты.

Графики динамики процессов запоминания:

Степанов А.

Коли-

чество

запом

ненного

Число повторений


Терентьев А.

Количество

запомненного

Число повторений

Солодов Д.

Количество

запомненного

Число повторений

Зрительная память

Память на образы (число верно запомненных образов)

Память на числа (число верно воспроизведённых чисел)

Память на слова (число запомненных слов)

Степанов А.

6

7

6

Терентьев А.

6

7

6

Солодов Д.

7

7

8

Слуховая память

Память на слова (число запомненных слов)

Память на цифры (число верно воспроизведённых цифр)

Степанов А.

6

6

Терентьев А.

6

6

Солодов А.

9

7

Интерпретация. Память — интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения — основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее. Память, интеллект, чувства и операциональная сфера индивида представляют собой единое системное образование.

Память — это психический механизм ориентации человека, как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности. Процесс запечатления и сохранения материала обусловлен его значимостью, оптимальным состоянием мозга, повышенным функционированием ориентировочного рефлекса, системной включенностью материала в структуру целенаправленной деятельности, сведением к минимуму побочных интерферирующих (противоборствующих) воздействий, включенностью материала в семантическое, понятийное поле сознания данного индивида.

Воспроизведение, актуализация необходимого материала требует установления тех систем связей, на фоне которых запоминался материал, подлежащий воспроизведению.

В данной работе изучается динамика процесса запоминания, а также кратковременная память: зрительная на образы, слова и числа, и слуховая на слова и цифры.

Динамика процесса запоминания.

У человека с нормальным развитием по результатам предложенного теста должны получиться либо постоянно возрастающий вид графика, либо график должен приближаться к определённой горизонтальной прямой. Характер графиков  у Степанова А. и Терентьева А. примерно одинаковый – возрастающе-скачкообразный. У Солодова Д. характер графика постоянно возрастающий. Это говорит о том, что отклонений в процессе запоминания не наблюдается. Вообще чем больший объём материала требуется запомнить, тем большее повторение необходимо. Так например чтобы запомнить 5-9 ед. достаточно одного повторения, 14-15 ед. – 25 повторений, 20-21 ед. – 38-40 повторений, 30 ед. – 50 повторений; то есть число повторений растёт значительно быстрее, количество запомненных единиц. Причём наиболее хорошо запоминаются единицы (слова, цифр и др.), находящиеся в начале и в конце списка. Первые элементы не испытывают тормозного влияния со стороны предшествующих впечатлений, а последние члены ряда не испытывают торможения со стороны последующих элементов. Средние же члены ряда испытывают торможение как со стороны предшествующих (проактивное торможение), так и со стороны последующих элементов (ретроактивное, обратнодействующее торможение). Указанная закономерность памяти (лучшее запоминание крайних элементов) называется фактором края. Наиболее хорошо процесс запоминания развит у Солодова Д. так как полученный им график приблизительно представляет прямую возрастающую линию. Это в свою очередь означает, что процесс запоминания почти не сопровождается процессом забывания (процессом торможения). Скачкообразный характер графика может говорить о невнимании и достаточно сильно развитом забывании.

Определение преобладающего вида памяти. Кратковременная память –непосредственное запечатление совокупнопсти объектов при однократном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одновременном восприятии обстановки. Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 секунд. Объём её ограничен 7±2 объектами. Преобладающий вид памяти будем определять по количеству запомненных объектов.  Результаты тестов у Степанова А. и Терентьева А. идентичны и объём памяти находится в пределах шести объектов. Преобладающим видом памяти можно назвать зрительную память так как в зрительном тесте на числа объём запомненного составил 7 чисел (в остальных – 6 единиц).  У Солодова Д. преобладающим видом памяти можно назвать слуховую память так как её средний объём (8) больше чем средний объём зрительной памяти (7,333). Из результатов работы можно сделать вывод о том, что кратковременная память у Солодова Д. развита лучше, чем у других участников этой работы, так как по большинству тестов он имеет значительно более лучшие результаты по сравнению с другими. Данная тестовая методика не позволяет с достаточной степенью точности установить преобладающий вид памяти. Например, имелись определённые условия ухудшающие сосредоточение на выполнении теста. Также на результатах работы памяти может сказываться окружающая обстановка, состояние, настрой человека, осознание необходимости данной деятельности и так далее.

Вывод. Условиями успешного произвольного запоминания являются: 1) осознание значимости и смысла запоминаемого материала; 2) выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала; 3) выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа; 4) содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесённость с опытом и направленностью субъекта запоминания; 5) эмоционально-эстетическая насыщенность материала; 6) возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта; 7) установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях; 8) материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.

Каждый человек имеет возможность значительно расширить объем своей памяти. При этом необходимо дисциплинировать свой интеллект — выделять существенное на фоне второстепенного, активно воспроизводить нужный материал, широко использовать мнемонические приемы. Привычка запоминать нужное закрепляется, как и любой другой навык. Школьный фольклор о "пифагоровых штанах" и о "каждом охотнике, желающем знать, где сидит фазан" свидетельствует о неистребимом стремлении нашего ума найти схему, ассоциацию даже там, где невозможно установить логические связи.

У каждого человека имеются особенности его памяти — у одних людей сильна словесно-логическая память, у других — образная, одни запоминают быстро, другим нужна более тщательная обработка запоминаемого материала. Но во всех случаях необходимо избегать того, что вызывает преактивное и ретроактивное торможение. А при первых трудностях воспроизведения следует уповать на явление реминисценции. Часто при воспроизведении материала сразу после его восприятия количество удержанных в памяти элементов оказывается меньше по сравнению с тем количеством, которое человек может воспроизвести после паузы. Это объясняется тем, что за период отдыха снимается действие торможения. Это явление получило название реминисценции.

Дата выполнения работы: 23 марта 2006 года.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35052. Изотопы источники ИИ 52.5 KB
  Основным источником поступления этого радионуклида в организм человека является потребление зеленых овощей. Поглощенная доза облучения всего тела взрослого человека оценивается равной 008 мкГр 8 микрорад в год. Среднее содержание углерода в теле взрослого человека массой 70 кг равно 16 кг т. Годовая поглощенная доза от С14 содержащегося в различных органах и тканях тела человека составляет миллирад: 13 для всего тела; 06 для легких; 05 для гонад; 32 для клеток эндоста; 22 для красного костного мозга.
35053. СЖИГАНИЕ ИСКОПАЕМОГО ОРГАНИЧЕСКОГО ТОПЛИВА 140 KB
  В группу неканцерогенных загрязняющих веществ входят неспецифические наиболее распространенные и повсеместно контролируемые вещества это взвешенные вещества диоксиды азота и серы оксид углерода и озон. Диоксид азота. Основные источники выделения диоксида азота NО2 металлургические производства выхлопные газы автотранспорта тепловые электростанции и различные отопительные установки. Любое сжигание топлива с высокой температурой сгорания приводит к окислению атмосферного азота.
35054. Геохимия 96.5 KB
  Ферсмана: Геохимия изучает историю химических элементоватомов в земной коре и их поведение при различных термодинамических и физикохимических условиях природы. Геохимия наука изучающая распространение атомов химических элементов в космосе и на Земле историю их существования происхождение а также поведение в различных природных условиях. Понять историю атомов в земной коре и вообще на Земле и в космосе можно лишь изучив свойства этих атомов так как различные природные процессы связанные с распределением и миграцией химических...
35055. Геохимия ОС 456 KB
  Таблица 1 Классификация химических элементов по декадам В. Таблица 2 Геохимические группы ХЭ по их участию в геохимических циклах по Вернадскому 1934 В этой таблице п число химических элементов. Массы т групп геохимических химических элементов в земной коре Первая группа группа благородных газов включает элементы которые вопервых не принимают участия в главнейших химических земных процессах и вовторых в исключительных случаях дают соединения с другими атомами. В них мы наблюдаем остатки космической истории нашей...
35056. Объектно-ориентированное программирование. Технология ООП 82 KB
  Инкапсулированные в объект данные (переменные и константы) Непосредственно изменяются редко, служат, обычно для инициализации объекта. Необходимо избегать прямого обращения к полям, создавая и используя вместо этого соответствующие свойства.
35057. Психология ответы к экзамену 405.5 KB
  В дальнейшем стало очевидно что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит какаято активная переработка поступающей информации что это процессы без учета которых не удается объяснить реакцию животного или человека на наличные стимулы. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями ускользающими от ясного сознания. Фрейд создал метод психоанализа с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Корни поведения человека в его детстве.
35058. Общий психологический практикум 233 KB
  Предисловие 5 Требование ГОС 7 Учебная программа 8 Расчет часов учебного времени 16 Методические рекомендации по изучению дисциплины 17 Планы групповых занятий 19 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы 25 Методические рекомендации по выполнению контрольных заданий 27 Темы и направления контрольных заданий 31 Методические рекомендации по подготовке к зачету 33 Вопросы для подготовки к зачету 34 Методические рекомендации по проведению экспериментальнопсихологического исследования 39 Рекомендуемая...
35059. Права и их защита 142.42 KB
  Понятие прав и свобод человека и гражданина и их классификация. права и свободы подразделяют на индивидуальные и коллективные относятся право на объединение ст. 31 право на забастовку Права и свободы можно разделить на основные и дополнительные посредством которых реализуются основные в управлении делами государства ч. 32 Конституции РФ реализуется в том числе и через право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления участвовать в отправлении правосудия поступать на...
35060. Организация сельскохозяйственного производства в ООО «Редькинское» Дзержинского района Калужской области 127 KB
  Обоснование фактической и перспективной специализации хозяйства Планирование качественных показателей хозяйства на перспективу Планирование урожайности сельскохозяйственных культур Планирование продуктивности сельскохозяйственных животных Установление типа кормления животных Расчет площади условной пашни Расчет посевной площади необходимой для обеспечения внутрихозяйственных нужд и выполнения договоров по растениеводческой продукции Расчет кормовых площадей для производства единицы животноводческой продукции Планирование...