5581

Изучение свойств памяти

Практическая работа

Психология и эзотерика

Изучение свойств памяти Цель работы:исследование динамики процессов запоминания выявление преобладающего вида образной памяти (зрительная, слуховая). Материалы:Методики для исследования памяти: Динамический тест памяти Таблицы с образам...

Русский

2012-12-15

55 KB

10 чел.

Изучение свойств памяти

Цель работы: исследование динамики процессов запоминания; выявление преобладающего вида образной памяти (зрительная, слуховая).

Материалы: Методики для исследования памяти:

Динамический тест памяти

Таблицы с образами и с числами для запоминания

Ход работы:

В данной работе исследуется динамика процесса запоминая. Также исследуется кратковременная образная память: зрительная – на числа, образы, слова; и слуховая – на числа и слова. Стандартный объём кратковременной памяти 7±2 единицы.

  1.  выполняем динамический тест памяти. Для этого преподаватель читает восемь раз двадцать слов, а студент должен запоминать слова и записывать их перед каждым следующим повторением слов. По результатам теста строится график зависимости количества запомненных слов от количества раз прочтения слов.
  2.  исследуем зрительную память на образы. Для этого выдаётся таблица с различными символами. Для запоминания даётся 20 секунд. После необходимо воспроизвести таблицу наиболее полно в изначальном порядке. Подсчитывается количество верно запомненных символов.
  3.  исследуем зрительную память на числа. Выполняется аналогично предыдущему тесту, но вместо образов (символов) используется таблица с числами.
  4.  исследуем зрительную память на слова. Даётся десять слов на 20 секунд.
  5.  исследуем слуховую память на слова. Прочитывается 10 не связанных друг с другом слов, после чего их необходимо воспроизвести.
  6.  исследуем слуховую память на числа. Прочитываются, возрастающие на единицу (по количеству), ряды беспорядочных цифр. После каждого ряда надо повторить только что услышанные цифры.

Результаты.

Графики динамики процессов запоминания:

Степанов А.

Коли-

чество

запом

ненного

Число повторений


Терентьев А.

Количество

запомненного

Число повторений

Солодов Д.

Количество

запомненного

Число повторений

Зрительная память

Память на образы (число верно запомненных образов)

Память на числа (число верно воспроизведённых чисел)

Память на слова (число запомненных слов)

Степанов А.

6

7

6

Терентьев А.

6

7

6

Солодов Д.

7

7

8

Слуховая память

Память на слова (число запомненных слов)

Память на цифры (число верно воспроизведённых цифр)

Степанов А.

6

6

Терентьев А.

6

6

Солодов А.

9

7

Интерпретация. Память — интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения — основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее. Память, интеллект, чувства и операциональная сфера индивида представляют собой единое системное образование.

Память — это психический механизм ориентации человека, как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности. Процесс запечатления и сохранения материала обусловлен его значимостью, оптимальным состоянием мозга, повышенным функционированием ориентировочного рефлекса, системной включенностью материала в структуру целенаправленной деятельности, сведением к минимуму побочных интерферирующих (противоборствующих) воздействий, включенностью материала в семантическое, понятийное поле сознания данного индивида.

Воспроизведение, актуализация необходимого материала требует установления тех систем связей, на фоне которых запоминался материал, подлежащий воспроизведению.

В данной работе изучается динамика процесса запоминания, а также кратковременная память: зрительная на образы, слова и числа, и слуховая на слова и цифры.

Динамика процесса запоминания.

У человека с нормальным развитием по результатам предложенного теста должны получиться либо постоянно возрастающий вид графика, либо график должен приближаться к определённой горизонтальной прямой. Характер графиков  у Степанова А. и Терентьева А. примерно одинаковый – возрастающе-скачкообразный. У Солодова Д. характер графика постоянно возрастающий. Это говорит о том, что отклонений в процессе запоминания не наблюдается. Вообще чем больший объём материала требуется запомнить, тем большее повторение необходимо. Так например чтобы запомнить 5-9 ед. достаточно одного повторения, 14-15 ед. – 25 повторений, 20-21 ед. – 38-40 повторений, 30 ед. – 50 повторений; то есть число повторений растёт значительно быстрее, количество запомненных единиц. Причём наиболее хорошо запоминаются единицы (слова, цифр и др.), находящиеся в начале и в конце списка. Первые элементы не испытывают тормозного влияния со стороны предшествующих впечатлений, а последние члены ряда не испытывают торможения со стороны последующих элементов. Средние же члены ряда испытывают торможение как со стороны предшествующих (проактивное торможение), так и со стороны последующих элементов (ретроактивное, обратнодействующее торможение). Указанная закономерность памяти (лучшее запоминание крайних элементов) называется фактором края. Наиболее хорошо процесс запоминания развит у Солодова Д. так как полученный им график приблизительно представляет прямую возрастающую линию. Это в свою очередь означает, что процесс запоминания почти не сопровождается процессом забывания (процессом торможения). Скачкообразный характер графика может говорить о невнимании и достаточно сильно развитом забывании.

Определение преобладающего вида памяти. Кратковременная память –непосредственное запечатление совокупнопсти объектов при однократном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одновременном восприятии обстановки. Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 секунд. Объём её ограничен 7±2 объектами. Преобладающий вид памяти будем определять по количеству запомненных объектов.  Результаты тестов у Степанова А. и Терентьева А. идентичны и объём памяти находится в пределах шести объектов. Преобладающим видом памяти можно назвать зрительную память так как в зрительном тесте на числа объём запомненного составил 7 чисел (в остальных – 6 единиц).  У Солодова Д. преобладающим видом памяти можно назвать слуховую память так как её средний объём (8) больше чем средний объём зрительной памяти (7,333). Из результатов работы можно сделать вывод о том, что кратковременная память у Солодова Д. развита лучше, чем у других участников этой работы, так как по большинству тестов он имеет значительно более лучшие результаты по сравнению с другими. Данная тестовая методика не позволяет с достаточной степенью точности установить преобладающий вид памяти. Например, имелись определённые условия ухудшающие сосредоточение на выполнении теста. Также на результатах работы памяти может сказываться окружающая обстановка, состояние, настрой человека, осознание необходимости данной деятельности и так далее.

Вывод. Условиями успешного произвольного запоминания являются: 1) осознание значимости и смысла запоминаемого материала; 2) выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала; 3) выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа; 4) содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесённость с опытом и направленностью субъекта запоминания; 5) эмоционально-эстетическая насыщенность материала; 6) возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта; 7) установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях; 8) материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.

Каждый человек имеет возможность значительно расширить объем своей памяти. При этом необходимо дисциплинировать свой интеллект — выделять существенное на фоне второстепенного, активно воспроизводить нужный материал, широко использовать мнемонические приемы. Привычка запоминать нужное закрепляется, как и любой другой навык. Школьный фольклор о "пифагоровых штанах" и о "каждом охотнике, желающем знать, где сидит фазан" свидетельствует о неистребимом стремлении нашего ума найти схему, ассоциацию даже там, где невозможно установить логические связи.

У каждого человека имеются особенности его памяти — у одних людей сильна словесно-логическая память, у других — образная, одни запоминают быстро, другим нужна более тщательная обработка запоминаемого материала. Но во всех случаях необходимо избегать того, что вызывает преактивное и ретроактивное торможение. А при первых трудностях воспроизведения следует уповать на явление реминисценции. Часто при воспроизведении материала сразу после его восприятия количество удержанных в памяти элементов оказывается меньше по сравнению с тем количеством, которое человек может воспроизвести после паузы. Это объясняется тем, что за период отдыха снимается действие торможения. Это явление получило название реминисценции.

Дата выполнения работы: 23 марта 2006 года.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21183. Нормовані простори. Ортонормований базис. Процес ортогоналізації 336.5 KB
  Ортонормований базис. А значить в пмірному просторі п попарно ортогональних елементів можна брати як базис. Такий базис називається ортогональним. Ортонормований базис.
21184. Пряма на площині. Рівняння площини 385.5 KB
  Це є вектор перпендикулярний до прямої. Задання прямої за допомогою нормального вектора базується на теоремі про те що через задану точку можна провести лише одну пряму перпендикулярну заданій прямій. Пряма з нормальним вектором Умовою перпендикулярності прямої і вектора є рівність нулю скалярного добутку 14.3 повністю задає пряму тобто кожна поточна точка прямої відповідає цьому рівнянню.
21185. Векторний та змішаний добутки векторів. Площина та пряма в просторі 522 KB
  У множині геометричних векторів можна ввести так званий векторний добуток двох векторів коли кожній парі векторів співставляється третій вектор який і називається їх добутком: . Вектор направлений перпендикулярно площині в якій лежать вектори і і в таку сторону щоб трійка векторів складала праву трійку інакше кажучи щоб ці вектори були орієнтовані по правилу правої руки Рис.1 Векторний добуток векторів Довжина вектора визначається за формулою 15.
21186. Лінійні оператори. Матриця оператора 476.5 KB
  Лінійні оператори. Матриця оператора. Лінійні оператори.
21187. Власні числа та власні вектори оператора. Самоспряжені оператори 822 KB
  1 то він називається власним вектором оператора а число його власним числом. Таким чином дія оператора на власний вектор дає той же вектор помножений на власне число. Це алгебраїчне рівняння степені називається характеристичним рівнянням оператора .
21188. Ортогональні оператори. Квадратичні формию. Криві другого порядку 282 KB
  2 то одержимо друге означення ортогонального оператора або .3 Звідси маємо для матриці ортогонального оператора або 18.5 показує що рядки стовпці матриці ортогонального оператора ортогональні.1 витікають властивості ортогонального оператора: 1 Якщо ортогональний то і ортогональні.
21189. Криві другого порядку 454.5 KB
  Як було показано в попередній лекції загальне рівняння другого порядку в системі координат побудованій на власних векторах матриці квадратичної форми рівняння має вид 18.1 Спочатку розглянемо випадок коли це рівняння еліптичного або гіперболічного типу тобто . Якщо то рівняння 19. Якщо маємо два рівняння прямих що проходять через новий початок координат .
21190. Поверхні другого порядку 575 KB
  Розглянемо більш загальне рівняння яке містить в собі і квадратичний вираз на предмет того який геометричний об€єкт воно описує.1 перетвориться у рівняння 20. В новій системі координат рівняння 20. Перепишемо рівняння 20.
21191. Матриці. Лінійні дії з матрицями. Поняття лінійного простору 207 KB
  Лінійні дії з матрицями. Вона характеризується таблицею чисел яку можна записати окремо і розглядати як суцільний об€єкт що має назву €œматриця€ лат.2 Очевидно що матриця є узагальненням як числа так і вектора. Дійсно при m=1 n=1 матриця зводиться до числа при m=1 n=3 вона є векторрядок а при m=3 n=1 векторстовпець.