55822

Падежное управление

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Вспомним чем служебные части речи отличаются от самостоятельных На какие три группы делятся служебные части речи Для чего служат союзы Частицы Предлоги Как называются словосочетания в которых для связи слов используются предлог Приведите пример.

Русский

2014-03-30

61.5 KB

3 чел.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

1.Орг. момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное, ведущее

Ребята, здравствуйте. Присаживайтесь.

Продолжаем работу по теме "Предлог". Цель этого урока научиться правильно употреблять предлоги с разными падежами.

Слушание

Глобальное, неоценочное, нерефлективное

2 мин.

2.Изучение нового материала

Метод: опрос

Прием: фронтальный опрос

Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о служебных частях речи.

Вспомним, чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?

На какие три группы делятся служебные части речи?

Для чего служат союзы?

Частицы?

Предлоги?

Как называются словосочетания, в которых для связи слов используются предлог? Приведите пример.

Как называются словосочетания, в которых зависимое слово связано с главным без предлога. Пример.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее

Напомню, что перед нами стоит цель научиться правильно употреблять предлоги с разными падежами.

Обратимся к таблице из упражнения 655 -го.

Что необходимо отметить? Внимательно посмотрите.

Отдельные предлоги используются с одним падежом( без,для – с родит., к – с дател.). Другие – с двумя( под с – винит и творит.), есть предлоги ,употребляющиеся с тремя падежами( по – с дател, винит. и предложн.).

Обратите внимание, в именит.падеже нет предлогов, почему?

Какая падежная форма образуется только с помощью предлога?

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

Для закрепления материала, выполним упражнение 653-е. Работаем у доски, остальные в тетрадях.

Читаем задание к упражнению. Понятно задание?

Т.е. закономерность состоит в том, что один из глаголов пары требует предложного управления, другой- беспредложного.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

Следующее упражнение 654-ое. Читаем задание.

Глаголы способны управлять существительными, местоимением-существительным, числительным, но не местоимением-прилагательным(в данном случае притяжательным).

Притяж.местоимение зависит от существит.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

Следующее 658-е упражнение. Читаем задание.

Кроме лексических синонимов, есть еще и синтаксические, например словосочетания, соответствующие разным моделям(в примерах), построенные по типу согласования, управления, но передающие сходные значения.

 

Управление, согласование(виды связи).

Одни и те же значения могут передаваться как словообразовательной морфемой – приставкой, так и предлогом- отдельным словом.(служебным).

Резерв:

А сейчас возьмите текст, который лежит у вас на партах. Здесь вы видите 10 предложений.  Ваша задача переписать их и выделить все предлоги, задать вопросы и определить при помощи предлога падеж существительного. Один человек работает у доски, все остальные работаете в тетради.

Ответы учеников:

Не называют предмет, признак, действие. Не являются членами предложения и не изменяются, к ним нельзя задать вопрос.

На частицы, союзы и предлоги.

Соединяют однородные члены или части сложного предложения.

Выражают различные оттенки значения.

Используются для связи слов самостоятельных частей речи в словосочетания и предложения.

Предложными

(смотреть на небо)

Беспредложным

(голубыми глазами)

Ответы учеников:

При именит.падеже не может быть предлога.

Предложная.

Образец записи:

Предостеречь от обмана(Р.п.), предупредить обман(В.п.), беспокоиться за друга(Р.п.), тревожить друга(Р.п.), хотеть новизны(Р.п.), стремиться к новизне(Д.п.), уклоняться от налогов(Р.п.), избегать налога(Р.п.), уплатить за  проезд(В.п.), оплатить проезд(В.п.), начать поиск(В.п.), приступить к поиску(Д.п.), обвинять в проступке(П.п.), осуждать проступок(В.п.).

Образец записи:

Спросить у ее учителя, спросить у нее, остановиться у ее дома, остановиться у нее.

Отойти от его стола, отойти от него, вернуться от его мамы, вернуться от него.

Образец записи:

Подмосковная дача-дача под Москвой, подножный коврик- коврик под ноги, надземный переход- переход над землей, надводный мир- мир над водой, беззаботная жизнь- жизнь без забот, безоблачное небо- небо без облаков.

Пример записи в тетрадях:

1)21 февраля я опоздал на (что?) учебу из-за (чего?)того, что поздно лег спать вечером;

2) Тропинка шла  вдоль(чего?) обрыва;

3)Иван оглянулся на (кого?)жену;

4)дождавшись утра, он взял у(кого?) соседа лошадь;

5) Во всех гостиных только о (о ком?) нем и говорили;

6)За (кем?) Марией Петровной приехало такси;

7) Софья очень тосковала по (кому?) дому;

8) Тарас и не заметил, как вошел в (что?) воду по (что?) пояс;

9) Было так страшно – земля затряслась под (чем?) ногами;

10) Он шел, совершенно не смотря под (что?) ноги.

3  мин.

3 мин.

7 мин.

7 мин.

10 мин.

1)21 февраля я опоздал на учебу из-за того, что поздно лег спать вечером;

2) Тропинка шла  вдоль обрыва;

3)Иван оглянулся на жену;

4)дождавшись утра, он взял у соседа лошадь;

5) Во всех гостиных только о нем и говорили;

6)За Марией Петровной приехало такси;

7) Софья очень тосковала по дому;

8) Тарас и не заметил, как вошел в воду по пояс;

9) Было так страшно – земля затряслась под ногами;

10) Он шел, совершенно не смотря под ноги. 

3. Домашнее задание

5. Итог урока

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее

Запишем домашнее задание.

Определение на стр.  77ой.

Упражнение 661-е. Внимание! Подобное задание вы уже выполняли, когда работали с наречиями. Прочитаем первый пример. Все понятно?

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее

Ребята, мы хорошо поработали. На следующем уроке продолжим изучать предлоги. Только познакомимся с их грамматическим значением. Спасибо за работу! До свидания!

Слушание

Глобальное, рефлективное, оценочное.

Запись в дневнике.

Слушание

Глобальное, нерефлексивное, неоценочное

3 мин.

3 мин.

Допускаю:

Руководитель педагогической практики Гришаева О.А. ____________________

Учитель русского языка и литературы: Заикина Л.В. _____________________

Отметка за урок: ___________________

Конспект урока

Предмет: русский язык,

гимназия № 62, класс 7 «А»

Ф.И.О. студента: Сергеева Елена Геннадьевна

Программа, по которой работает учитель: русский язык, 7 класс, С.И. Львова, В.В. Львов.

Тема урока: падежное управление

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формировать представление об употреблении предлогов с падежами

Задачи:

Обучающие

  •  закрепить теоретические сведения об основных свойствах предлога;
  •  совершенствовать умение использовать предлоги в соответствии с нормами управления;
  •  формировать умение употреблять предлог с определенным падежом;
  •  совершенствовать умения учащихся выделять предлог на письме.

Воспитательные

  •  содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания устного развернутого ответа;
  •  воспитывать у учеников аккуратность при оформлении записей в тетрадях.

Развивающие

  •  совершенстовать устную связную и письменную речь учащихся при помощи выполнения учебных заданий(ответ по предмету);
  •  способствовать развитию умения полно, развернуто отвечать на вопрос в процессе опроса, в спонтанной ситуации;
  •  развивать творческое мышление при выполнении упражнения.

Использованная литература:

Учебник: Литература 7 класс, автор С.И. Львова, В.В. Львов.

Методическое обоснование урока

  Данный урок является вторым при изучении темы "Предлог". Цель этого урока формировать представление об употреблении предлогов с падежами. Предлагается составить предложения на основе данных таблицы. В течение урока проводится работа и по закреплению пройденного материал. После урока подводится итог о проделанной работе.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23014. Проблема походження мови, основні теорії походження мови 43.5 KB
  Проблема походження мови основні теорії походження мови. Проблема походження мови є дуже складною. проблему походження мови порушувалася в межах філософських дискусій про сутність мови. Представники школи Платона вважали що назви предметам даються не довільно а відповідно до їх Природи що свідчить про природний характер мови і відповідно закономірну біологічну зумовленість її виникнення.
23015. Синтагматичний та парадигматичний аспекти дослідження мовних одиниць 28 KB
  Синтагматичний та парадигматичний аспекти дослідження мовних одиниць. Синтагматика – один із двох системних аспектів у вивченні мови який розглядає відношення між послідовно розташованими одиницями за їхнього безпосереднього поєднання в реальному потоці мовлення або в тексті тобто сполучуваність мовних одиниць. Парадигматична методика охоплює опозиційний прийом на основі зіставлення і протиставлення мовних одиниць встановлюються їх диференційні ознаки а на основі спільності й відмінності одиниці об'єднуються в різні парадигматичні...
23016. Фактори розвитку мов. Поняття національна мова, літературна мова 29 KB
  Поняття національна мова літературна мова. Літературна мова – унормована мова суспільного спілкування загальноприйнята в писемній та усній практиці. Літературна мова одна із форм національної мови що існує поряд з іншими її формами – діалекти просторіччя мова фольклору.мови нормованість кодифікованість полі функціональність загально значущість наявність не тільки писемного а й усного різновиду.
23017. Семіотика як наука про знакові системи 35 KB
  Вивчення мови на рівних правах і тотожними методами мислиться в складі семіології єдиної науки про знаки. За першою класифікацією всі знаки поділяють на знакиіндекси знакикопії знакисигнали і знакисимволи. Знакиіндекси знакиприкмети і знакисимптоми знаки пов'язані з позначуваними предметами як дії зі своїми причинами. Знакикопії відтворення репродукції подібні на позначувані предмети.
23018. Мова як особлива знакова система 34 KB
  Мова як особлива знакова система. Знак матеріальний чуттєво сприйманий предмет який є представником іншого предмета і використовується для отримання зберігання і передачі інформації У світі існують різноманітні системи знаків які служать для передачі інформації. Серед них наприклад дорожні знаки морська сигналізація прапорцями та інші знаки. Основними ознаками знака є матеріальність його можна бачити чути тобто сприймати органами чуттів використання його для позначення чогось що перебуває поза ним інформативність.
23019. Основні властивості знаків, мовних знаків 34.5 KB
  Основні властивості знаків мовних знаків. Про довільність мовних знаків свідчить той факт що одні й ті ж поняття в різних мовах передаються різними словами укр. До вмотивованих мовних знаків передусім належать звуконаслідувальні слова типу бух ляп хлоп хіхікати. Саме завдяки цьому асиметричному дуалізмові структури знаків лінгвальна система може еволюціонувати.
23020. Мова і мовлення 32 KB
  Мова і мовлення Мова система одиниць спілкування і правил їх функціонування. Іншими словами мова це інвентар словник і граматика які існують у потенції в можливості Мовлення конкретно застосована мова засоби спілкування в їх реалізації. Усе те що пересічні мовці розуміють під словом мова насправді є власне мовою і мовленням. Розмежування мови і мовлення теоретично обґрунтоване швейцарським лінгвістом Ф.
23021. Мова, мислення, свідомість 35 KB
  Мова мислення свідомість Мислення узагальнене й абстрактне відображення мозком людини явищ дійсності в поняттях судженнях й умовиводах. Щодо мови і мислення в науці існували два протилежні й неправильні погляди ототожнення мови й мислення Д. Гаман і відривання мови від мислення Ф. Представники першої точки зору вважали що мова це всього лише форма мислення.
23022. Мовна система та структура 33 KB
  Мовна система та структура Система мови – множинність елементів будьякої природної мови які перебувають у відношеннях і зв’язках один з одним і утворюють певну єдність і цілісність. Структура мови – спосіб організації мовної системи її внутрішня будова. У науковій літературі немає чіткої диференціації термінів система і структура. Реформатський який запропонував термін система використовувати для позначення системних відношень між одиницями одного рівня мови а термін структура для визначення системних відношень між різними рівнями.