55822

Падежное управление

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Вспомним чем служебные части речи отличаются от самостоятельных На какие три группы делятся служебные части речи Для чего служат союзы Частицы Предлоги Как называются словосочетания в которых для связи слов используются предлог Приведите пример.

Русский

2014-03-30

61.5 KB

3 чел.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

1.Орг. момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное, ведущее

Ребята, здравствуйте. Присаживайтесь.

Продолжаем работу по теме "Предлог". Цель этого урока научиться правильно употреблять предлоги с разными падежами.

Слушание

Глобальное, неоценочное, нерефлективное

2 мин.

2.Изучение нового материала

Метод: опрос

Прием: фронтальный опрос

Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о служебных частях речи.

Вспомним, чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?

На какие три группы делятся служебные части речи?

Для чего служат союзы?

Частицы?

Предлоги?

Как называются словосочетания, в которых для связи слов используются предлог? Приведите пример.

Как называются словосочетания, в которых зависимое слово связано с главным без предлога. Пример.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее

Напомню, что перед нами стоит цель научиться правильно употреблять предлоги с разными падежами.

Обратимся к таблице из упражнения 655 -го.

Что необходимо отметить? Внимательно посмотрите.

Отдельные предлоги используются с одним падежом( без,для – с родит., к – с дател.). Другие – с двумя( под с – винит и творит.), есть предлоги ,употребляющиеся с тремя падежами( по – с дател, винит. и предложн.).

Обратите внимание, в именит.падеже нет предлогов, почему?

Какая падежная форма образуется только с помощью предлога?

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

Для закрепления материала, выполним упражнение 653-е. Работаем у доски, остальные в тетрадях.

Читаем задание к упражнению. Понятно задание?

Т.е. закономерность состоит в том, что один из глаголов пары требует предложного управления, другой- беспредложного.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

Следующее упражнение 654-ое. Читаем задание.

Глаголы способны управлять существительными, местоимением-существительным, числительным, но не местоимением-прилагательным(в данном случае притяжательным).

Притяж.местоимение зависит от существит.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

Следующее 658-е упражнение. Читаем задание.

Кроме лексических синонимов, есть еще и синтаксические, например словосочетания, соответствующие разным моделям(в примерах), построенные по типу согласования, управления, но передающие сходные значения.

 

Управление, согласование(виды связи).

Одни и те же значения могут передаваться как словообразовательной морфемой – приставкой, так и предлогом- отдельным словом.(служебным).

Резерв:

А сейчас возьмите текст, который лежит у вас на партах. Здесь вы видите 10 предложений.  Ваша задача переписать их и выделить все предлоги, задать вопросы и определить при помощи предлога падеж существительного. Один человек работает у доски, все остальные работаете в тетради.

Ответы учеников:

Не называют предмет, признак, действие. Не являются членами предложения и не изменяются, к ним нельзя задать вопрос.

На частицы, союзы и предлоги.

Соединяют однородные члены или части сложного предложения.

Выражают различные оттенки значения.

Используются для связи слов самостоятельных частей речи в словосочетания и предложения.

Предложными

(смотреть на небо)

Беспредложным

(голубыми глазами)

Ответы учеников:

При именит.падеже не может быть предлога.

Предложная.

Образец записи:

Предостеречь от обмана(Р.п.), предупредить обман(В.п.), беспокоиться за друга(Р.п.), тревожить друга(Р.п.), хотеть новизны(Р.п.), стремиться к новизне(Д.п.), уклоняться от налогов(Р.п.), избегать налога(Р.п.), уплатить за  проезд(В.п.), оплатить проезд(В.п.), начать поиск(В.п.), приступить к поиску(Д.п.), обвинять в проступке(П.п.), осуждать проступок(В.п.).

Образец записи:

Спросить у ее учителя, спросить у нее, остановиться у ее дома, остановиться у нее.

Отойти от его стола, отойти от него, вернуться от его мамы, вернуться от него.

Образец записи:

Подмосковная дача-дача под Москвой, подножный коврик- коврик под ноги, надземный переход- переход над землей, надводный мир- мир над водой, беззаботная жизнь- жизнь без забот, безоблачное небо- небо без облаков.

Пример записи в тетрадях:

1)21 февраля я опоздал на (что?) учебу из-за (чего?)того, что поздно лег спать вечером;

2) Тропинка шла  вдоль(чего?) обрыва;

3)Иван оглянулся на (кого?)жену;

4)дождавшись утра, он взял у(кого?) соседа лошадь;

5) Во всех гостиных только о (о ком?) нем и говорили;

6)За (кем?) Марией Петровной приехало такси;

7) Софья очень тосковала по (кому?) дому;

8) Тарас и не заметил, как вошел в (что?) воду по (что?) пояс;

9) Было так страшно – земля затряслась под (чем?) ногами;

10) Он шел, совершенно не смотря под (что?) ноги.

3  мин.

3 мин.

7 мин.

7 мин.

10 мин.

1)21 февраля я опоздал на учебу из-за того, что поздно лег спать вечером;

2) Тропинка шла  вдоль обрыва;

3)Иван оглянулся на жену;

4)дождавшись утра, он взял у соседа лошадь;

5) Во всех гостиных только о нем и говорили;

6)За Марией Петровной приехало такси;

7) Софья очень тосковала по дому;

8) Тарас и не заметил, как вошел в воду по пояс;

9) Было так страшно – земля затряслась под ногами;

10) Он шел, совершенно не смотря под ноги. 

3. Домашнее задание

5. Итог урока

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее

Запишем домашнее задание.

Определение на стр.  77ой.

Упражнение 661-е. Внимание! Подобное задание вы уже выполняли, когда работали с наречиями. Прочитаем первый пример. Все понятно?

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее

Ребята, мы хорошо поработали. На следующем уроке продолжим изучать предлоги. Только познакомимся с их грамматическим значением. Спасибо за работу! До свидания!

Слушание

Глобальное, рефлективное, оценочное.

Запись в дневнике.

Слушание

Глобальное, нерефлексивное, неоценочное

3 мин.

3 мин.

Допускаю:

Руководитель педагогической практики Гришаева О.А. ____________________

Учитель русского языка и литературы: Заикина Л.В. _____________________

Отметка за урок: ___________________

Конспект урока

Предмет: русский язык,

гимназия № 62, класс 7 «А»

Ф.И.О. студента: Сергеева Елена Геннадьевна

Программа, по которой работает учитель: русский язык, 7 класс, С.И. Львова, В.В. Львов.

Тема урока: падежное управление

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формировать представление об употреблении предлогов с падежами

Задачи:

Обучающие

  •  закрепить теоретические сведения об основных свойствах предлога;
  •  совершенствовать умение использовать предлоги в соответствии с нормами управления;
  •  формировать умение употреблять предлог с определенным падежом;
  •  совершенствовать умения учащихся выделять предлог на письме.

Воспитательные

  •  содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания устного развернутого ответа;
  •  воспитывать у учеников аккуратность при оформлении записей в тетрадях.

Развивающие

  •  совершенстовать устную связную и письменную речь учащихся при помощи выполнения учебных заданий(ответ по предмету);
  •  способствовать развитию умения полно, развернуто отвечать на вопрос в процессе опроса, в спонтанной ситуации;
  •  развивать творческое мышление при выполнении упражнения.

Использованная литература:

Учебник: Литература 7 класс, автор С.И. Львова, В.В. Львов.

Методическое обоснование урока

  Данный урок является вторым при изучении темы "Предлог". Цель этого урока формировать представление об употреблении предлогов с падежами. Предлагается составить предложения на основе данных таблицы. В течение урока проводится работа и по закреплению пройденного материал. После урока подводится итог о проделанной работе.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28375. Авторские и смежные права, срок их действия 14.7 KB
  Авторские и смежные права срок их действия. Личные неимущественные права право авторства право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Имущественные права ограничены сроком жизни автора и 70 годами после его смерти. Однако если автор в течение этого периода раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений то применяется общий срок действия авторского права в течение жизни и 70 лет после смерти; б авторское право на произведение созданное в соавторстве действует в течение всей жизни и...
28376. Защита авторских и смежных прав 14.34 KB
  Защита авторских и смежных прав. Защита авторских и смежных прав это совокупность мер целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения. В зависимости от отрасли права обеспечивающей защиту авторских и смежных прав выделяют следующие способы защиты. Гражданскоправовой способ защиты возмещение имущественного ущерба автору или иному правообладателю.
28377. Понятие и субъекты патентного права 14.75 KB
  Понятие и субъекты патентного права. Патентное право в объективном смысле совокупность норм регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения возникающие в связи с признанием авторства и охраной изобретений полезных моделей и промышленных образцов установлением режима их использования материальным и моральным стимулированием и защитой права их авторов и патентообладателей. Субъектами патентного права являются авторы изобретений полезных моделей и промышленных образцов патентообладатели а также другие лица не авторы...
28378. Объекты патентного права: понятие, признаки 14.67 KB
  Объектами патентного права являются изобретения полезные модели и промышленные образцы. Органом осуществляющим акт признания новшества в качестве изобретения является федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности Федеральная служба по интеллектуальной собственности патентам и товарным знакам Роспатент. В качестве изобретения согласно ст. Уровень техники служащий критерием новизны изобретения включает любые сведения ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения.
28379. Оформление права на изобретение, полезную модель, промышленный образец 15.02 KB
  Оформление права на изобретение полезную модель промышленный образец. Права на изобретение полезную модель и промышленный образец охраняет закон и подтверждает патент на изобретение и промышленный образец и свидетельство на полезную модель патент. Документы которые должны быть в заявке: на изобретение: заявление о выдаче патента указываются автор лицо на имя которого испрашивается патент их местонахождение; полное описание изобретения; формула изобретения выражающая его сущность; чертежи и иные необходимые материалы; документ...
28380. Право автора и патентообладателей, их защита 13.61 KB
  Право автора и патентообладателей их защита. патентообладателей. Защита прав авторов и патентообладателей осуществляется как в судебном так и в адм. Административный порядок защиты прав авторов и патентообладателей предполагает их обращение в специальное подразделение федерального органа по интеллектуальной собственности.
28381. Понятие и виды товарного знака и знака обслуживания, срок их действия 14.33 KB
  В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные изобразительные объемные и другие обозначения или их комбинации. В качестве словесных товарных знаков могут регистрироваться существующие слова Camel верблюд сочетания слов Веселый молочник искусственные слова CocaCola сочетания букв аббревиатуры ВАЗ BMW ицифр газета 777. В качестве изобразительных товарных знаков выступают разнообразные рисунки и символы фирма Pringles использует в качестве товарного знака изображение усатого мексиканца компания...
28382. Оформление и использование права на товарный знак 14.49 KB
  Товарный знак подлежит обязательной регистрации в патентном ведомстве. Заявка должна содержать: заявление о регистрации товарного знака; заявляемое обозначение; перечень товаров в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков; описание заявленного обозначения; документ подтверждающий уплату пошлины; устав коллективного знака если заявка подается на его регистрацию. При регистрации товарного знака производятся две экспертизы ...
28383. Гражданско-правовая защита прав владельцев товарных знаков и знаков обслуживания 15.01 KB
  Каждое лиц вступающее в гражданскоправовые отношения может защищать свои нарушенные или оспариваемые права охраняемые законом интересы. Поскольку права на объекты интеллектуальной собственности являются гражданскими правами вопрос о применении мер защиты решает владелец этих прав а не какойлибо государственный орган: гражданские права есть частные права. Выбирая юрисдикционную форму защиты лицо чьи права нарушены или оспариваются прибегает к помощи правоохранительных органов. Административноправовая защита может быть осуществлена...