55822

Падежное управление

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Вспомним чем служебные части речи отличаются от самостоятельных На какие три группы делятся служебные части речи Для чего служат союзы Частицы Предлоги Как называются словосочетания в которых для связи слов используются предлог Приведите пример.

Русский

2014-03-30

61.5 KB

3 чел.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

1.Орг. момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное, ведущее

Ребята, здравствуйте. Присаживайтесь.

Продолжаем работу по теме "Предлог". Цель этого урока научиться правильно употреблять предлоги с разными падежами.

Слушание

Глобальное, неоценочное, нерефлективное

2 мин.

2.Изучение нового материала

Метод: опрос

Прием: фронтальный опрос

Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о служебных частях речи.

Вспомним, чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?

На какие три группы делятся служебные части речи?

Для чего служат союзы?

Частицы?

Предлоги?

Как называются словосочетания, в которых для связи слов используются предлог? Приведите пример.

Как называются словосочетания, в которых зависимое слово связано с главным без предлога. Пример.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее

Напомню, что перед нами стоит цель научиться правильно употреблять предлоги с разными падежами.

Обратимся к таблице из упражнения 655 -го.

Что необходимо отметить? Внимательно посмотрите.

Отдельные предлоги используются с одним падежом( без,для – с родит., к – с дател.). Другие – с двумя( под с – винит и творит.), есть предлоги ,употребляющиеся с тремя падежами( по – с дател, винит. и предложн.).

Обратите внимание, в именит.падеже нет предлогов, почему?

Какая падежная форма образуется только с помощью предлога?

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

Для закрепления материала, выполним упражнение 653-е. Работаем у доски, остальные в тетрадях.

Читаем задание к упражнению. Понятно задание?

Т.е. закономерность состоит в том, что один из глаголов пары требует предложного управления, другой- беспредложного.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

Следующее упражнение 654-ое. Читаем задание.

Глаголы способны управлять существительными, местоимением-существительным, числительным, но не местоимением-прилагательным(в данном случае притяжательным).

Притяж.местоимение зависит от существит.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

Следующее 658-е упражнение. Читаем задание.

Кроме лексических синонимов, есть еще и синтаксические, например словосочетания, соответствующие разным моделям(в примерах), построенные по типу согласования, управления, но передающие сходные значения.

 

Управление, согласование(виды связи).

Одни и те же значения могут передаваться как словообразовательной морфемой – приставкой, так и предлогом- отдельным словом.(служебным).

Резерв:

А сейчас возьмите текст, который лежит у вас на партах. Здесь вы видите 10 предложений.  Ваша задача переписать их и выделить все предлоги, задать вопросы и определить при помощи предлога падеж существительного. Один человек работает у доски, все остальные работаете в тетради.

Ответы учеников:

Не называют предмет, признак, действие. Не являются членами предложения и не изменяются, к ним нельзя задать вопрос.

На частицы, союзы и предлоги.

Соединяют однородные члены или части сложного предложения.

Выражают различные оттенки значения.

Используются для связи слов самостоятельных частей речи в словосочетания и предложения.

Предложными

(смотреть на небо)

Беспредложным

(голубыми глазами)

Ответы учеников:

При именит.падеже не может быть предлога.

Предложная.

Образец записи:

Предостеречь от обмана(Р.п.), предупредить обман(В.п.), беспокоиться за друга(Р.п.), тревожить друга(Р.п.), хотеть новизны(Р.п.), стремиться к новизне(Д.п.), уклоняться от налогов(Р.п.), избегать налога(Р.п.), уплатить за  проезд(В.п.), оплатить проезд(В.п.), начать поиск(В.п.), приступить к поиску(Д.п.), обвинять в проступке(П.п.), осуждать проступок(В.п.).

Образец записи:

Спросить у ее учителя, спросить у нее, остановиться у ее дома, остановиться у нее.

Отойти от его стола, отойти от него, вернуться от его мамы, вернуться от него.

Образец записи:

Подмосковная дача-дача под Москвой, подножный коврик- коврик под ноги, надземный переход- переход над землей, надводный мир- мир над водой, беззаботная жизнь- жизнь без забот, безоблачное небо- небо без облаков.

Пример записи в тетрадях:

1)21 февраля я опоздал на (что?) учебу из-за (чего?)того, что поздно лег спать вечером;

2) Тропинка шла  вдоль(чего?) обрыва;

3)Иван оглянулся на (кого?)жену;

4)дождавшись утра, он взял у(кого?) соседа лошадь;

5) Во всех гостиных только о (о ком?) нем и говорили;

6)За (кем?) Марией Петровной приехало такси;

7) Софья очень тосковала по (кому?) дому;

8) Тарас и не заметил, как вошел в (что?) воду по (что?) пояс;

9) Было так страшно – земля затряслась под (чем?) ногами;

10) Он шел, совершенно не смотря под (что?) ноги.

3  мин.

3 мин.

7 мин.

7 мин.

10 мин.

1)21 февраля я опоздал на учебу из-за того, что поздно лег спать вечером;

2) Тропинка шла  вдоль обрыва;

3)Иван оглянулся на жену;

4)дождавшись утра, он взял у соседа лошадь;

5) Во всех гостиных только о нем и говорили;

6)За Марией Петровной приехало такси;

7) Софья очень тосковала по дому;

8) Тарас и не заметил, как вошел в воду по пояс;

9) Было так страшно – земля затряслась под ногами;

10) Он шел, совершенно не смотря под ноги. 

3. Домашнее задание

5. Итог урока

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее

Запишем домашнее задание.

Определение на стр.  77ой.

Упражнение 661-е. Внимание! Подобное задание вы уже выполняли, когда работали с наречиями. Прочитаем первый пример. Все понятно?

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее

Ребята, мы хорошо поработали. На следующем уроке продолжим изучать предлоги. Только познакомимся с их грамматическим значением. Спасибо за работу! До свидания!

Слушание

Глобальное, рефлективное, оценочное.

Запись в дневнике.

Слушание

Глобальное, нерефлексивное, неоценочное

3 мин.

3 мин.

Допускаю:

Руководитель педагогической практики Гришаева О.А. ____________________

Учитель русского языка и литературы: Заикина Л.В. _____________________

Отметка за урок: ___________________

Конспект урока

Предмет: русский язык,

гимназия № 62, класс 7 «А»

Ф.И.О. студента: Сергеева Елена Геннадьевна

Программа, по которой работает учитель: русский язык, 7 класс, С.И. Львова, В.В. Львов.

Тема урока: падежное управление

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формировать представление об употреблении предлогов с падежами

Задачи:

Обучающие

  •  закрепить теоретические сведения об основных свойствах предлога;
  •  совершенствовать умение использовать предлоги в соответствии с нормами управления;
  •  формировать умение употреблять предлог с определенным падежом;
  •  совершенствовать умения учащихся выделять предлог на письме.

Воспитательные

  •  содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания устного развернутого ответа;
  •  воспитывать у учеников аккуратность при оформлении записей в тетрадях.

Развивающие

  •  совершенстовать устную связную и письменную речь учащихся при помощи выполнения учебных заданий(ответ по предмету);
  •  способствовать развитию умения полно, развернуто отвечать на вопрос в процессе опроса, в спонтанной ситуации;
  •  развивать творческое мышление при выполнении упражнения.

Использованная литература:

Учебник: Литература 7 класс, автор С.И. Львова, В.В. Львов.

Методическое обоснование урока

  Данный урок является вторым при изучении темы "Предлог". Цель этого урока формировать представление об употреблении предлогов с падежами. Предлагается составить предложения на основе данных таблицы. В течение урока проводится работа и по закреплению пройденного материал. После урока подводится итог о проделанной работе.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61035. Изготовление колокольчика из бумаги 44.5 KB
  Изготовление новогодней игрушки Колокольчик из бумаги. Без чего мы не услышим новогодний бой курантов Что Дед Мороз привязывает к саням чтобы известить о том что он скоро приедет колокол...
61039. Узагальнення вивченого про прислівник 43.5 KB
  Мета: вдосконалювати вміння розпізнавати прислівники в усному і писемному мовленні. Розвивати вміння використовувати прислівники у текстах визначати їх роль; розвивати здатність учнів до взаємодії мовне чуття мислення увагу память...