55822

Падежное управление

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Вспомним чем служебные части речи отличаются от самостоятельных На какие три группы делятся служебные части речи Для чего служат союзы Частицы Предлоги Как называются словосочетания в которых для связи слов используются предлог Приведите пример.

Русский

2014-03-30

61.5 KB

3 чел.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

1.Орг. момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное, ведущее

Ребята, здравствуйте. Присаживайтесь.

Продолжаем работу по теме "Предлог". Цель этого урока научиться правильно употреблять предлоги с разными падежами.

Слушание

Глобальное, неоценочное, нерефлективное

2 мин.

2.Изучение нового материала

Метод: опрос

Прием: фронтальный опрос

Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о служебных частях речи.

Вспомним, чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?

На какие три группы делятся служебные части речи?

Для чего служат союзы?

Частицы?

Предлоги?

Как называются словосочетания, в которых для связи слов используются предлог? Приведите пример.

Как называются словосочетания, в которых зависимое слово связано с главным без предлога. Пример.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее

Напомню, что перед нами стоит цель научиться правильно употреблять предлоги с разными падежами.

Обратимся к таблице из упражнения 655 -го.

Что необходимо отметить? Внимательно посмотрите.

Отдельные предлоги используются с одним падежом( без,для – с родит., к – с дател.). Другие – с двумя( под с – винит и творит.), есть предлоги ,употребляющиеся с тремя падежами( по – с дател, винит. и предложн.).

Обратите внимание, в именит.падеже нет предлогов, почему?

Какая падежная форма образуется только с помощью предлога?

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

Для закрепления материала, выполним упражнение 653-е. Работаем у доски, остальные в тетрадях.

Читаем задание к упражнению. Понятно задание?

Т.е. закономерность состоит в том, что один из глаголов пары требует предложного управления, другой- беспредложного.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

Следующее упражнение 654-ое. Читаем задание.

Глаголы способны управлять существительными, местоимением-существительным, числительным, но не местоимением-прилагательным(в данном случае притяжательным).

Притяж.местоимение зависит от существит.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

Следующее 658-е упражнение. Читаем задание.

Кроме лексических синонимов, есть еще и синтаксические, например словосочетания, соответствующие разным моделям(в примерах), построенные по типу согласования, управления, но передающие сходные значения.

 

Управление, согласование(виды связи).

Одни и те же значения могут передаваться как словообразовательной морфемой – приставкой, так и предлогом- отдельным словом.(служебным).

Резерв:

А сейчас возьмите текст, который лежит у вас на партах. Здесь вы видите 10 предложений.  Ваша задача переписать их и выделить все предлоги, задать вопросы и определить при помощи предлога падеж существительного. Один человек работает у доски, все остальные работаете в тетради.

Ответы учеников:

Не называют предмет, признак, действие. Не являются членами предложения и не изменяются, к ним нельзя задать вопрос.

На частицы, союзы и предлоги.

Соединяют однородные члены или части сложного предложения.

Выражают различные оттенки значения.

Используются для связи слов самостоятельных частей речи в словосочетания и предложения.

Предложными

(смотреть на небо)

Беспредложным

(голубыми глазами)

Ответы учеников:

При именит.падеже не может быть предлога.

Предложная.

Образец записи:

Предостеречь от обмана(Р.п.), предупредить обман(В.п.), беспокоиться за друга(Р.п.), тревожить друга(Р.п.), хотеть новизны(Р.п.), стремиться к новизне(Д.п.), уклоняться от налогов(Р.п.), избегать налога(Р.п.), уплатить за  проезд(В.п.), оплатить проезд(В.п.), начать поиск(В.п.), приступить к поиску(Д.п.), обвинять в проступке(П.п.), осуждать проступок(В.п.).

Образец записи:

Спросить у ее учителя, спросить у нее, остановиться у ее дома, остановиться у нее.

Отойти от его стола, отойти от него, вернуться от его мамы, вернуться от него.

Образец записи:

Подмосковная дача-дача под Москвой, подножный коврик- коврик под ноги, надземный переход- переход над землей, надводный мир- мир над водой, беззаботная жизнь- жизнь без забот, безоблачное небо- небо без облаков.

Пример записи в тетрадях:

1)21 февраля я опоздал на (что?) учебу из-за (чего?)того, что поздно лег спать вечером;

2) Тропинка шла  вдоль(чего?) обрыва;

3)Иван оглянулся на (кого?)жену;

4)дождавшись утра, он взял у(кого?) соседа лошадь;

5) Во всех гостиных только о (о ком?) нем и говорили;

6)За (кем?) Марией Петровной приехало такси;

7) Софья очень тосковала по (кому?) дому;

8) Тарас и не заметил, как вошел в (что?) воду по (что?) пояс;

9) Было так страшно – земля затряслась под (чем?) ногами;

10) Он шел, совершенно не смотря под (что?) ноги.

3  мин.

3 мин.

7 мин.

7 мин.

10 мин.

1)21 февраля я опоздал на учебу из-за того, что поздно лег спать вечером;

2) Тропинка шла  вдоль обрыва;

3)Иван оглянулся на жену;

4)дождавшись утра, он взял у соседа лошадь;

5) Во всех гостиных только о нем и говорили;

6)За Марией Петровной приехало такси;

7) Софья очень тосковала по дому;

8) Тарас и не заметил, как вошел в воду по пояс;

9) Было так страшно – земля затряслась под ногами;

10) Он шел, совершенно не смотря под ноги. 

3. Домашнее задание

5. Итог урока

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее

Запишем домашнее задание.

Определение на стр.  77ой.

Упражнение 661-е. Внимание! Подобное задание вы уже выполняли, когда работали с наречиями. Прочитаем первый пример. Все понятно?

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее

Ребята, мы хорошо поработали. На следующем уроке продолжим изучать предлоги. Только познакомимся с их грамматическим значением. Спасибо за работу! До свидания!

Слушание

Глобальное, рефлективное, оценочное.

Запись в дневнике.

Слушание

Глобальное, нерефлексивное, неоценочное

3 мин.

3 мин.

Допускаю:

Руководитель педагогической практики Гришаева О.А. ____________________

Учитель русского языка и литературы: Заикина Л.В. _____________________

Отметка за урок: ___________________

Конспект урока

Предмет: русский язык,

гимназия № 62, класс 7 «А»

Ф.И.О. студента: Сергеева Елена Геннадьевна

Программа, по которой работает учитель: русский язык, 7 класс, С.И. Львова, В.В. Львов.

Тема урока: падежное управление

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формировать представление об употреблении предлогов с падежами

Задачи:

Обучающие

  •  закрепить теоретические сведения об основных свойствах предлога;
  •  совершенствовать умение использовать предлоги в соответствии с нормами управления;
  •  формировать умение употреблять предлог с определенным падежом;
  •  совершенствовать умения учащихся выделять предлог на письме.

Воспитательные

  •  содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания устного развернутого ответа;
  •  воспитывать у учеников аккуратность при оформлении записей в тетрадях.

Развивающие

  •  совершенстовать устную связную и письменную речь учащихся при помощи выполнения учебных заданий(ответ по предмету);
  •  способствовать развитию умения полно, развернуто отвечать на вопрос в процессе опроса, в спонтанной ситуации;
  •  развивать творческое мышление при выполнении упражнения.

Использованная литература:

Учебник: Литература 7 класс, автор С.И. Львова, В.В. Львов.

Методическое обоснование урока

  Данный урок является вторым при изучении темы "Предлог". Цель этого урока формировать представление об употреблении предлогов с падежами. Предлагается составить предложения на основе данных таблицы. В течение урока проводится работа и по закреплению пройденного материал. После урока подводится итог о проделанной работе.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30615. З. Фрейд: бессознательное и творчество 38 KB
  Если председатель палаты депутатов в первых же своих словах закрывает заседание вместо того чтобы его открыть мы склонны считать это ошибочное действие не лишенным смысла. Особый вид сна сны наяву является сырым материалом для поэтического творчества потому что сны наяву поэт использует в своих новеллах романах пьесах. Гёте на вопрос когда и где появляется национальный классический писатель он отвечает: Когда в образе мысли своих соотечественников он не видит недостатка в величии равно как и в...
30616. Понятие творчества в философии С.Н.Булгакова («Свет невечерний») 37.5 KB
  ТВОРЧЕСТВО Главное: Бог творец. И творчество его возможность заложено богом. От них можно либо уйти в ленность либо их испытывать постоянно либо прийти к смирению перед богом и все творчество сделать религиозным. Чел существо двуполое и творчество тоже двуполое Оно есть скрещение двух начал гениальности и талантливости.
30618. Суть художественного тв-ва В. Кандинского (по книге «Духовное в искусстве») 76 KB
  Действие цвета. Скольжение нашего взора по покрытой красками палитре приводит к двум главным результатам: осуществляется чиста физическое воздействие цвета когда глаз очарован его красотой и другими его свойствами. При низкой душевной восприимчивости цвет может вызвать лишь поверхностное действие которое исчезает вскоре после того как прекратилось раздражение. Глаз становитсябеспокойным не выдерживает долго вида этого цвета и ищет углубления и покоя всинем или зеленом.
30619. Архитип и символ в творческой деятельности по Ницше «О музыке и слове» 30 KB
  Архитип и символ в творческой деятельности по Ницше О музыке и слове ФРИДРИХ НИЦШЕ предлагает поставить язык и соответственно слово в категорию физической символики. В разных языках слово и предмет не совпадают вполне = слово есть символ. Слово символизирует представления. Так происходит потому что слово символ не может соответствовать той внутренней сущности отражением которой являемся мы сами вместе с миром.
30620. Структура художественного творчества 43 KB
  Обозрение очерк фельетон памфлет. Этой группе публицистики свойственны образность типизация насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами сплав понятия и образа. В основе художественно-публицистических жанров лежат документальные факты но определяющим становится авторское впечатление от факта авторская мысль. Типизация используется в художественно-публицистических жанрах с целью выявления типических черт характеристик и свойств...
30621. Мыслительная и творческая деятельность журналиста 28.5 KB
  Мыслительная и творческая деятельность журналиста Проблемная ситуация воспроизводится человеком как некая задача требующая решения. Всякую умственную деятельность можно назвать творческой. Творческая деятельность та которая дает новый общественно значимый материал. С этой точки зрения журналистика может быть творческой мыслительной деятельностью.
30622. Народная сказка и мир в детском чтении 64 KB
  Современные исследователи, как правило, говорят о разрыве фольклорной сказки с мифом, аргументируя этот вывод свободой интерпретации в авторских текстах мифологических элементов и традиций. С кризисом мифологического мировоззрения связывали становление...
30623. Психология творчества 14.47 KB
  Современная психология делит людей творческого склада на два типа:Дивергент от латинского дивергере обнаруживать расхождение: способны к широкому спектру творческой деятельности легко устанавливают отдаленные связи между несоединимыми и несопоставимыми понятиями и явлениями; ориентированы на деятельность требующую богатого воображения оригинального подхода к проблеме своеобразного восприятия ситуации и выраженной индивидуальности; могут настойчиво выступать против общепринятых суждений ставших штампом; отличаются...