55825

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: обучающая: познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать умение распознавать условия выбора орфограммы: часть речи часть слова ударение...

Русский

2014-03-30

64 KB

5 чел.

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему «Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.».

Цель урока:

  •  обучающая: познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать умение распознавать условия выбора орфограммы: часть речи, часть слова, ударение; формировать умение видеть орфограмму и её опознавательные признаки, правильно писать гласные о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных;
  •  развивающая: способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; развивать умение учащихся самостоятельно получать знания; развивать мыслительные процессы: сопоставление, анализ, классификация, внимание, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
  •  воспитательная: создать условия для воспитания у учащихся культуры общения; создать условия для воспитания у учащихся культуры умственного труда.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний и формирования умений.

Оборудование: классная доска, учебник русского языка для 5 класса (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов), план – конспект урока.

Ход урока:

  1.  организационный момент.

На доске написана тема урока.

Приветствие.

  1.  актуализация знаний.
  •  Проверка домашнего задания. (упр 555).

- Вам нужно было списать текст, подчеркнуть в нем имена сущ во множ числе и обозначить их падеж.  

К доске идут два ученика делать разборы слов «ноздреватым», «все».

Ноздреватым (ым –окончание, ноздреват - основа слова, ноздр – корень, еват – суффикс);

Все

В – [ф] – глухой, парный, твердый, парный

С – [с’] – глухой, парный, мягкий, парный

[о] – гласный, ударный.

3 буквы, 3 звука.

Устная проверка пунктуационного разбора предложения.( Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш.)

В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между существительными оттепели, ростепели, капели ставится разделительная запятая, так как они являются однородными, связь между ними бессоюзная.

Ученики по цепочке читают существительные, которые они подчеркнули, говорят, в каком падеже они стоят.

-К какому стилю речи относится этот текст? (художественный стиль, так как встречаются разные изобразительные средства («зябнущая от последних заморозков девочка – весна», «ноздреватый снег», «съедают туманы»).

На проверку домашнего задания 5 минут.

  •  Повторение правила правописания О-Ё после шипящих и Ц в корне слова.

- давайте вспомним правило, уже  изученное вами, «правописание О-Ё после шипящих и Ц в корне слова». (стр 180)

- в каком случае в корне слова пишется буква Ё? (под ударением)

-в каком случае в корне слова пишется буква О? (в безударном положении)

-кто помнит слова – исключения? Какую букву в корне слова мы напишем в этих словах? (крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон).

Шо́мпол – стальной или деревянный стержень для выталкивания застрявших в стволе гильз и патронов, а также для смазки и чистки ствола военного или охотничьего оружия.

Оценить ответы учеников.

Устное повторение изученного материала – 5 минут.

-давайте проведем небольшой диктант. Я буду говорить словосочетание, а вы угадываете, что это за слово и записываете, объясняя орфограмму на правило, которое мы только что повторили. Например, словосочетание «Бетонированная дорога» –как вы думаете, как это обозначить одним словом? Это слово «шоссе». Вы записываете его, объясняя написание буквы О в корне слова.

Плод дуба–жёлудь;
Место соединения сшитых кусков ткани–шов;
Водитель машины–шофёр;
Говорить очень тихо–шёпотом;
Сладкая плитка–шоколад;
Профессиональный наездник на скачках–жокей;
Лицо, руководящее оркестром – дирижер
.

Проверка упражнения.

На выполнение упражнения 5 минут.

  1.  Объяснение новой темы.
  •  Переход к новой теме.

-откройте, пожалуйста, страницу 221. Посмотрите на упражнение со звездочкой.

-в какой части слова выделены буквы О и Е? (в окончании)

- после каких согласных стоят эти буквы? (после шипящих и Ц)

-назовите существительные с ударением в окончании слова в этом упражнении

-какую особенность их написания вы заметили? (в окончаниях существительных после шипящих и Ц под ударением всегда пишется буква О).

-давайте прочитаем правило на странице 221. (читает 1 ученик).

-кто может повторить правило еще раз и привести какие-нибудь примеры?

-как мы графически будем выделять данную орфограмму?

-и так, что нам важно знать, для того, чтобы определить, какую букву мы напишем после шипящих и Ц? (в первую очередь, нужно знать, в какой части слова находится орфограмма, а потом определить, в какой позиции –ударной или безударной).

-почему нам важно знать, в какой части слова (в корне или окончании) находится орфограмма? (потому что правила написания в корне и в окончании разные).

Оценить ответы учеников.

-давайте составим опорную схему правописания данной орфограммы и запишем ее в тетрадь.

[ó…] – ключÓм

сущ. – после Ж, Ч, Ш, Щ, Ц

[е…] – лýжЕй

Изучение новой орфограммы – 10 минут.

  •  Диктант у доски. Учитель диктует предложения, ученик записывает их, графически выделяя и комментируя орфограмму на изученную тему. Остальные ученики выполняют то же в тетради.
  1.  Лошади бежали рысцой. 
  2.  Грузовик остановился у покрытой плющом дачи.
  3.  Подобрали ребята двух птенцов.
  4.  Длинной вереницей тянулись гуси к ближнему озеру.
  5.  Ласточку люди называют вестницей весны.

Проверка упражнения.

Оценить работу у доски.

Время на выполнение упражнения 5 минут.

  •  Письменное выполнение упражнения 556.

ученик делает фонетический разбор у доски слова «идем».

И-дем

И- [и]- гласный, безуд

Д – [д’] – согласный, зв, парный, мягк, парный

Ё – [о] – гласный, ударный

М – [м] – согласный, зв, непарный, твердый, парный

4 буквы, 4 звука.

ученик идет к доске и выполняет синтаксический разбор предложения. (Ласточки вьют гнезда под нашей крышей.)

Остальные друг за другом читают предложения, записывают их, объясняя условия выбора правописания орфограммы.

Время на выполнение упражнения 8 минут.

Оценить работу у доски.

  •  Доска разделена на две части. В первой части будут записаны существительные с орфограммой «о - е в корне сущ», во второй части «о - е в окончании сущ».

Один ученик идет к доске и записывает словосочетания в соответствующую колонку. Выбор орфограммы графически объясняется. Остальные выполняют в тетради.

Черные проталины, шепот в аллее, заросло камышом, шелест шелка, ждать скворцов, прилетают с добычей, белая шерстка, легкий шорох, жесткий волос, лютой стужей.

о - е в корне слова

о - е в окончании

Черные проталины

Заросло камышом

Шепот в аллее

Ждать скворцов

Шелест шелка

Прилетают с добычей

Белая шерстка

Лютой стужей

Легкий шорох

Жесткий волос

Время на выполнение упражнения 5 минут.

Работа у доски  оценивается.

  •  Учитель диктует текст упражнения, ученики записывают и по выбору учителя любой ученик объясняет орфограммы, встречающиеся в упражнении.

Ран..им утром ле..ким морозц..м я иду в лес. В этот раз мне недолго пришлось любоват..ся гр..мадами снежных дворц..в и слушать т..шину леса. Следы зайц..в выходили из разных конц..в леса. Длинной верениц..й т..нулись гуси к ближн..му озеру. Рядом с шалаш..м стояли огненные клены и з..л..тые березы.

-Какие орфограммы мы встретили в этом упражнении?

-Найдите в упражнении и назовите слова на изученное нами сегодня правило?

Время на выполнение упражнения 5 минут.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38006. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА КОМПЛЕКСНЫХ СОЕДИНЕНИЙ МЕТОДОМ НАСЫЩЕНИЯ 42 KB
  При этом выход единственного комплекса увеличивается соответственно увеличивается и оптическая плотность раствора измеренная на длине волны максимального поглощения комплекса. Точка пересечения прямых соответствует стехиометрическому соотношению СR CM = M n для комплекса состава MnRM. В случае образования малопрочного комплекса точку пересечения находят экстрополяцией линейных участков кривой. Применяется в тех случаях когда мы не можем надежно определить точку излома малопрочный комплекс побочные процессы при насыщении сдвиг рН...
38007. Изучение устойчивости комплексного соединения в растворе при разбавлении и при введении посторонних веществ 197.5 KB
  Теоретическое введение Предположим что мы определяем металл М по фотометрической реакции М iR = MRi измеряя поглощение образующегося комплекса на длине волны λ остальные компоненты и комплексы М и с R стехиометрии на этой длине не поглощают. МRi = βRi [R]` φ Обозначая индексами Л и П величины относящиеся соответственно к пробе и эталону запишем : `MRi = ``MRi...
38008. Диагностика и лечение дисфагии при заболеваниях центральной нервной системы. Клинические рекомендации 352 KB
  При отборе публикаций, как потенциальных источников доказательств, использованная каждым исследователем методология изучалась для того, чтобы убедиться в ее валидности. Результат изучения влияет на уровень доказательств, присваеваемый публикации, что в свою очередь влияет на силу, вытекающих из нее рекомендаций.
38009. Методы защиты речевой конфиденциальной информации от утечки по воздушному акустическому каналу 747.5 KB
  Получить практические навыки по: работе с измерительными приборами: генератором среднегеометрических частот октавных полос речевого сигнала шумомером акустическими излучателями прибором для определения уровня звукового давления акустического сигнала на базе ПЭВМ; расчету параметров несущих конструкций определяющих возможность образования канала утечки речевой информации их анализу и разработке предложений по повышению уровня защищённости защищаемого помещения пассивными методами защиты; работе с нормативными документами...
38010. ИССЛЕДОВАНИЕ СОРТИРОВОК РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ 156 KB
  Задача работы: овладеть навыками написания программ при исследовании различных методов сортировки. Теория Среди улучшенных методов сортировки встречаются как доработанные прямые методы так и методы уже более высокого уровня т. с новой идеей где одним из элементов сортировки является прямой метод.
38011. ИССЛЕДОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ НА ГРАФАХ 1.78 MB
  Краткая теория Представление графов Для представления графов чаще всего применяется матрица смежности это матрица [n n] где n число элементов а элементы [i j] могут быть равны значению 0 или x flse или 1 true в зависимости от того присутствует ли дуга из вершины i в вершину j рис.n] of integer то можно составить оператор L_SMEG_V который определяет множество смежных вершин для заданной вершины v и записывает их в вектор типа ms. function L_SMEG_Vv2 n1:integer; vr k1:integer:ms; {v2 это вершина для которой ищут все...
38012. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И СЛОЖНОСТИ ИССЛЕДУЕМЫХ АЛГОРИТМОВ 146.5 KB
  Краткая теория Теория сложности алгоритмов Сложность алгоритма характеристика алгоритма определяющая зависимость времени выполнения программы описывающей этот алгоритм от объёма обрабатываемых данных. Формально определяется как порядок функции выражающей время работы алгоритма. Эффективность алгоритма временная сложность в самом худшем случае Ofn или просто fn.
38013. ИЗУЧЕНИЕ БЕТА –АКТИВНОСТИ 145.5 KB
  10 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 95 ИЗУЧЕНИЕ БЕТА АКТИВНОСТИ Цель работы Изучение явления бета распада определение длины пробега частиц и максимальной энергии частиц радиоактивного источника. Например радиоактивный изотоп водорода испускает частицы с Еmx = 18 кэВ а изотоп азота с Еmx = 166 МэВ. Типичная кривая распределения частиц по энергиям изображена на рис.1 где dN dE число частиц имеющих полную энергию от Е до Е dЕ Еmx максимальная энергия частиц данного радиоактивного вещества.
38014. Изучение нормального закона распределения случайных величин (закон Гаусса) на основе опытных данных 190 KB
  Составить интервальную таблицу частот статистический интервальный ряд распределения: а Разбить весь диапазон случайных величин на k интервалов. Строки 13 Таблицы 3 называют статистическим интервальным рядом распределения. Интервальный ряд распределения изобразить графически в виде гистограммы.