55825

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: обучающая: познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать умение распознавать условия выбора орфограммы: часть речи часть слова ударение...

Русский

2014-03-30

64 KB

5 чел.

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему «Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.».

Цель урока:

  •  обучающая: познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать умение распознавать условия выбора орфограммы: часть речи, часть слова, ударение; формировать умение видеть орфограмму и её опознавательные признаки, правильно писать гласные о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных;
  •  развивающая: способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; развивать умение учащихся самостоятельно получать знания; развивать мыслительные процессы: сопоставление, анализ, классификация, внимание, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
  •  воспитательная: создать условия для воспитания у учащихся культуры общения; создать условия для воспитания у учащихся культуры умственного труда.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний и формирования умений.

Оборудование: классная доска, учебник русского языка для 5 класса (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов), план – конспект урока.

Ход урока:

  1.  организационный момент.

На доске написана тема урока.

Приветствие.

  1.  актуализация знаний.
  •  Проверка домашнего задания. (упр 555).

- Вам нужно было списать текст, подчеркнуть в нем имена сущ во множ числе и обозначить их падеж.  

К доске идут два ученика делать разборы слов «ноздреватым», «все».

Ноздреватым (ым –окончание, ноздреват - основа слова, ноздр – корень, еват – суффикс);

Все

В – [ф] – глухой, парный, твердый, парный

С – [с’] – глухой, парный, мягкий, парный

[о] – гласный, ударный.

3 буквы, 3 звука.

Устная проверка пунктуационного разбора предложения.( Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш.)

В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между существительными оттепели, ростепели, капели ставится разделительная запятая, так как они являются однородными, связь между ними бессоюзная.

Ученики по цепочке читают существительные, которые они подчеркнули, говорят, в каком падеже они стоят.

-К какому стилю речи относится этот текст? (художественный стиль, так как встречаются разные изобразительные средства («зябнущая от последних заморозков девочка – весна», «ноздреватый снег», «съедают туманы»).

На проверку домашнего задания 5 минут.

  •  Повторение правила правописания О-Ё после шипящих и Ц в корне слова.

- давайте вспомним правило, уже  изученное вами, «правописание О-Ё после шипящих и Ц в корне слова». (стр 180)

- в каком случае в корне слова пишется буква Ё? (под ударением)

-в каком случае в корне слова пишется буква О? (в безударном положении)

-кто помнит слова – исключения? Какую букву в корне слова мы напишем в этих словах? (крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон).

Шо́мпол – стальной или деревянный стержень для выталкивания застрявших в стволе гильз и патронов, а также для смазки и чистки ствола военного или охотничьего оружия.

Оценить ответы учеников.

Устное повторение изученного материала – 5 минут.

-давайте проведем небольшой диктант. Я буду говорить словосочетание, а вы угадываете, что это за слово и записываете, объясняя орфограмму на правило, которое мы только что повторили. Например, словосочетание «Бетонированная дорога» –как вы думаете, как это обозначить одним словом? Это слово «шоссе». Вы записываете его, объясняя написание буквы О в корне слова.

Плод дуба–жёлудь;
Место соединения сшитых кусков ткани–шов;
Водитель машины–шофёр;
Говорить очень тихо–шёпотом;
Сладкая плитка–шоколад;
Профессиональный наездник на скачках–жокей;
Лицо, руководящее оркестром – дирижер
.

Проверка упражнения.

На выполнение упражнения 5 минут.

  1.  Объяснение новой темы.
  •  Переход к новой теме.

-откройте, пожалуйста, страницу 221. Посмотрите на упражнение со звездочкой.

-в какой части слова выделены буквы О и Е? (в окончании)

- после каких согласных стоят эти буквы? (после шипящих и Ц)

-назовите существительные с ударением в окончании слова в этом упражнении

-какую особенность их написания вы заметили? (в окончаниях существительных после шипящих и Ц под ударением всегда пишется буква О).

-давайте прочитаем правило на странице 221. (читает 1 ученик).

-кто может повторить правило еще раз и привести какие-нибудь примеры?

-как мы графически будем выделять данную орфограмму?

-и так, что нам важно знать, для того, чтобы определить, какую букву мы напишем после шипящих и Ц? (в первую очередь, нужно знать, в какой части слова находится орфограмма, а потом определить, в какой позиции –ударной или безударной).

-почему нам важно знать, в какой части слова (в корне или окончании) находится орфограмма? (потому что правила написания в корне и в окончании разные).

Оценить ответы учеников.

-давайте составим опорную схему правописания данной орфограммы и запишем ее в тетрадь.

[ó…] – ключÓм

сущ. – после Ж, Ч, Ш, Щ, Ц

[е…] – лýжЕй

Изучение новой орфограммы – 10 минут.

  •  Диктант у доски. Учитель диктует предложения, ученик записывает их, графически выделяя и комментируя орфограмму на изученную тему. Остальные ученики выполняют то же в тетради.
  1.  Лошади бежали рысцой. 
  2.  Грузовик остановился у покрытой плющом дачи.
  3.  Подобрали ребята двух птенцов.
  4.  Длинной вереницей тянулись гуси к ближнему озеру.
  5.  Ласточку люди называют вестницей весны.

Проверка упражнения.

Оценить работу у доски.

Время на выполнение упражнения 5 минут.

  •  Письменное выполнение упражнения 556.

ученик делает фонетический разбор у доски слова «идем».

И-дем

И- [и]- гласный, безуд

Д – [д’] – согласный, зв, парный, мягк, парный

Ё – [о] – гласный, ударный

М – [м] – согласный, зв, непарный, твердый, парный

4 буквы, 4 звука.

ученик идет к доске и выполняет синтаксический разбор предложения. (Ласточки вьют гнезда под нашей крышей.)

Остальные друг за другом читают предложения, записывают их, объясняя условия выбора правописания орфограммы.

Время на выполнение упражнения 8 минут.

Оценить работу у доски.

  •  Доска разделена на две части. В первой части будут записаны существительные с орфограммой «о - е в корне сущ», во второй части «о - е в окончании сущ».

Один ученик идет к доске и записывает словосочетания в соответствующую колонку. Выбор орфограммы графически объясняется. Остальные выполняют в тетради.

Черные проталины, шепот в аллее, заросло камышом, шелест шелка, ждать скворцов, прилетают с добычей, белая шерстка, легкий шорох, жесткий волос, лютой стужей.

о - е в корне слова

о - е в окончании

Черные проталины

Заросло камышом

Шепот в аллее

Ждать скворцов

Шелест шелка

Прилетают с добычей

Белая шерстка

Лютой стужей

Легкий шорох

Жесткий волос

Время на выполнение упражнения 5 минут.

Работа у доски  оценивается.

  •  Учитель диктует текст упражнения, ученики записывают и по выбору учителя любой ученик объясняет орфограммы, встречающиеся в упражнении.

Ран..им утром ле..ким морозц..м я иду в лес. В этот раз мне недолго пришлось любоват..ся гр..мадами снежных дворц..в и слушать т..шину леса. Следы зайц..в выходили из разных конц..в леса. Длинной верениц..й т..нулись гуси к ближн..му озеру. Рядом с шалаш..м стояли огненные клены и з..л..тые березы.

-Какие орфограммы мы встретили в этом упражнении?

-Найдите в упражнении и назовите слова на изученное нами сегодня правило?

Время на выполнение упражнения 5 минут.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51728. Хімія – природнича наука. Хімія в навколишньому світі. Короткі відомості з історії хімії 35 KB
  Хімія природнича наука. Хімія в навколишньому світі. Чи чули ви слово хімія Що ж таке хімія Для чого вона нам потрібна ІІІ. До них належить і хімія.
51729. Правила техніки безпеки під час роботи в кабінеті хімії. Прийоми роботи з лабораторним посудом і нагрівальними приладами 211 KB
  Правила техніки безпеки під час роботи в кабінеті хімії. Прийоми роботи з лабораторним посудом і нагрівальними приладами. Мета: сформувати початкові навички практичної роботи з хімічними речовинами й лабораторним устаткуванням; перевірити знання техніки безпеки під час виконання практичної роботи в кабінеті хімії; сформувати вміння використовувати лабораторний посуд лабораторний штатив нагрівальний прилад; формувати навички й уміння проведення хімічного експерименту й аналізу явищ що спостерігаються робити висновки в ході практичної...
51730. Поняття про періодичну систему хімічних елементів Д. І. Менделєєва 89.5 KB
  Поняття про періодичну систему хімічних елементів Д. Мета уроку: ознайомити учнів з будовою періодичної системи хімічних елементів Д. Менделєєва; сформувати початкові навички визначення положення хімічного елемента в періодичній системі; продовжити знайомство із символами й назвами елементів за сучасною українською номенклатурою. Обладнання: періодична система хімічних елементів Д.
51731. Сім нот магічного кохання 72 KB
  Дербенева Шановні учні вчителі і гості свята Ми раді Вас вітати Любов це саме велике почуття. Слово любов на всіх мовах світу зрозуміле без перекладу. Почуття любові саме поетичне піднесене чисте прекрасне.
51732. СИЛА КАНОНА 45.5 KB
  придворный скульптор фараона Ментухотепа высек на надгробной плите следующие слова: Я знал тайну божественных слов ведение обряда богослужения Но я был и художником опытным в своём искусстве превосходящим всех своими знаниями Я умел передать движение фигуры мужчины походку женщины положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу поражённого Я умел делать инструкции которые не горели от огня и не смывались водой. Рассмотрим знаменитую стелу фараона Нармера созданную на заре египетской художественной культуры на рубеже IVIII тыс....
51735. Гигиеническая оценка урока физкультуры 75.5 KB
  Продолжительность урока составила 40 мин. Структура урока: вводная часть 10 мин учитель проводит перекличку строит детей в шеренгу проводит разминку бег ходьба; основная часть 20 мин учитель объясняет задания: отжимания приседания кувыркание на матах гимнастические упражнения. Моторная плотность урока = полезное время общая продолжительность урока100 Моторная плотность урока = 30 мин 40 мин100 = 75 в норме 7075 .
51736. Мова – скарбниця духовності народу 152.5 KB
  Мова скарбниця духовності народу Мета уроку: пояснити роль і значення національної мови у формуванні й удосконаленні духовної сутності народу й кожної людини зокрема; виховувати патріотичні почуття національну гідність повагу й любов до рідної мови; розвивати логічне й образне мислення увагу память збагачувати й уточнювати словниковий запас учнів. Мова для нас память честь і гідність. Мова є одним із джерел духовності. Як повязані духовність і мова Чи згодні ви із словами польського поета Ципріяна Каміля Норвіда Не меч...