55825
Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
Конспект урока
Педагогика и дидактика
Цель урока: обучающая: познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать умение распознавать условия выбора орфограммы: часть речи часть слова ударение...
Русский
2014-03-30
64 KB
5 чел.
Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему «Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.».
Цель урока:
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний и формирования умений.
Оборудование: классная доска, учебник русского языка для 5 класса (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов), план конспект урока.
Ход урока:
На доске написана тема урока.
Приветствие.
- Вам нужно было списать текст, подчеркнуть в нем имена сущ во множ числе и обозначить их падеж.
К доске идут два ученика делать разборы слов «ноздреватым», «все».
Ноздреватым (ым окончание, ноздреват - основа слова, ноздр корень, еват суффикс);
Все
В [ф] глухой, парный, твердый, парный
С [с] глухой, парный, мягкий, парный
[о] гласный, ударный.
3 буквы, 3 звука.
Устная проверка пунктуационного разбора предложения.( Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш.)
В конце предложения ставится знак завершения точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.
Между существительными оттепели, ростепели, капели ставится разделительная запятая, так как они являются однородными, связь между ними бессоюзная.
Ученики по цепочке читают существительные, которые они подчеркнули, говорят, в каком падеже они стоят.
-К какому стилю речи относится этот текст? (художественный стиль, так как встречаются разные изобразительные средства («зябнущая от последних заморозков девочка весна», «ноздреватый снег», «съедают туманы»).
На проверку домашнего задания 5 минут.
- давайте вспомним правило, уже изученное вами, «правописание О-Ё после шипящих и Ц в корне слова». (стр 180)
- в каком случае в корне слова пишется буква Ё? (под ударением)
-в каком случае в корне слова пишется буква О? (в безударном положении)
-кто помнит слова исключения? Какую букву в корне слова мы напишем в этих словах? (крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон).
Шо́мпол стальной или деревянный стержень для выталкивания застрявших в стволе гильз и патронов, а также для смазки и чистки ствола военного или охотничьего оружия.
Оценить ответы учеников.
Устное повторение изученного материала 5 минут.
-давайте проведем небольшой диктант. Я буду говорить словосочетание, а вы угадываете, что это за слово и записываете, объясняя орфограмму на правило, которое мы только что повторили. Например, словосочетание «Бетонированная дорога» как вы думаете, как это обозначить одним словом? Это слово «шоссе». Вы записываете его, объясняя написание буквы О в корне слова.
Плод дубажёлудь;
Место соединения сшитых кусков тканишов;
Водитель машинышофёр;
Говорить очень тихошёпотом;
Сладкая плиткашоколад;
Профессиональный наездник на скачкахжокей;
Лицо, руководящее оркестром дирижер.
Проверка упражнения.
На выполнение упражнения 5 минут.
-откройте, пожалуйста, страницу 221. Посмотрите на упражнение со звездочкой.
-в какой части слова выделены буквы О и Е? (в окончании)
- после каких согласных стоят эти буквы? (после шипящих и Ц)
-назовите существительные с ударением в окончании слова в этом упражнении
-какую особенность их написания вы заметили? (в окончаниях существительных после шипящих и Ц под ударением всегда пишется буква О).
-давайте прочитаем правило на странице 221. (читает 1 ученик).
-кто может повторить правило еще раз и привести какие-нибудь примеры?
-как мы графически будем выделять данную орфограмму?
-и так, что нам важно знать, для того, чтобы определить, какую букву мы напишем после шипящих и Ц? (в первую очередь, нужно знать, в какой части слова находится орфограмма, а потом определить, в какой позиции ударной или безударной).
-почему нам важно знать, в какой части слова (в корне или окончании) находится орфограмма? (потому что правила написания в корне и в окончании разные).
Оценить ответы учеников.
-давайте составим опорную схему правописания данной орфограммы и запишем ее в тетрадь.
[ó…] ключÓм
сущ. после Ж, Ч, Ш, Щ, Ц
[е…] лýжЕй
Изучение новой орфограммы 10 минут.
Проверка упражнения.
Оценить работу у доски.
Время на выполнение упражнения 5 минут.
ученик делает фонетический разбор у доски слова «идем».
И-дем
И- [и]- гласный, безуд
Д [д] согласный, зв, парный, мягк, парный
Ё [о] гласный, ударный
М [м] согласный, зв, непарный, твердый, парный
4 буквы, 4 звука.
ученик идет к доске и выполняет синтаксический разбор предложения. (Ласточки вьют гнезда под нашей крышей.)
Остальные друг за другом читают предложения, записывают их, объясняя условия выбора правописания орфограммы.
Время на выполнение упражнения 8 минут.
Оценить работу у доски.
Один ученик идет к доске и записывает словосочетания в соответствующую колонку. Выбор орфограммы графически объясняется. Остальные выполняют в тетради.
Черные проталины, шепот в аллее, заросло камышом, шелест шелка, ждать скворцов, прилетают с добычей, белая шерстка, легкий шорох, жесткий волос, лютой стужей.
о - е в корне слова |
о - е в окончании |
Черные проталины |
Заросло камышом |
Шепот в аллее |
Ждать скворцов |
Шелест шелка |
Прилетают с добычей |
Белая шерстка |
Лютой стужей |
Легкий шорох |
|
Жесткий волос |
Время на выполнение упражнения 5 минут.
Работа у доски оценивается.
Ран..им утром ле..ким морозц..м я иду в лес. В этот раз мне недолго пришлось любоват..ся гр..мадами снежных дворц..в и слушать т..шину леса. Следы зайц..в выходили из разных конц..в леса. Длинной верениц..й т..нулись гуси к ближн..му озеру. Рядом с шалаш..м стояли огненные клены и з..л..тые березы.
-Какие орфограммы мы встретили в этом упражнении?
-Найдите в упражнении и назовите слова на изученное нами сегодня правило?
Время на выполнение упражнения 5 минут.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
59785. | Літературно-музичне свято, присвячене Дню святого Валентина | 95 KB | |
День святого Валентина Це свято юних закоханих але саме свято немолоде його святкували ще в XV ст. Існує чимало легенд які розповідають про походження цього свята але було б чудово почути історію свята Валентина від нього самого. | |||
59786. | Виховний захід «День Святого Валентина» для учнів 1-7 гімназійних класів | 74 KB | |
Another story tells us about St. Valentine who was a good friend to children. He was against the Roman Gods and that is why he was put into prison. When it happened, the children brought him loving letters. It was on February 14. | |||
59788. | ST. VALENTINE DAY | 32.5 KB | |
Last century, sweethearts of both sexes would spend hours fashioning a homemade card or present. The results of some of those painstaking efforts are still preserved in museums. Lace, ribbon, wild flowers, colored paper, feathers, and shells, all were put to use. | |||
59790. | Прощальний вальс (сценарій випускного вечора) | 89.5 KB | |
Під тиху музику ведуча звертається до присутніх. Ведуча: Доброго вам вечора шановні батьки вчителі гості Тільки вчора пролунав останній дзвоник позаду напружена пора іспитів і ось випускний бал до якого одинадцять років як по східцях довелося підійматися нашим випускникам. | |||
59791. | Values of life | 50 KB | |
Our lesson is devoted to the people’s values of life. By the end of the lesson I suppose you will learn some important things about youselves and real values of life. We shall try to find out how to bring up high moral qualities and to achieve success in life. | |||
59792. | Разработка управленческих решений принимаемых в ГК Техноцентр | 565 KB | |
Цель дипломного проекта – изучив, принимаемые в ГК Техноцентр управленческие решения, выявить их негативное влияние на снижение экономических показателей, предложить ряд управленческих решения, которые бы улучшили плановые экономические показатели. | |||