55825

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: обучающая: познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать умение распознавать условия выбора орфограммы: часть речи часть слова ударение...

Русский

2014-03-30

64 KB

5 чел.

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему «Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.».

Цель урока:

  •  обучающая: познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать умение распознавать условия выбора орфограммы: часть речи, часть слова, ударение; формировать умение видеть орфограмму и её опознавательные признаки, правильно писать гласные о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных;
  •  развивающая: способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; развивать умение учащихся самостоятельно получать знания; развивать мыслительные процессы: сопоставление, анализ, классификация, внимание, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
  •  воспитательная: создать условия для воспитания у учащихся культуры общения; создать условия для воспитания у учащихся культуры умственного труда.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний и формирования умений.

Оборудование: классная доска, учебник русского языка для 5 класса (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов), план – конспект урока.

Ход урока:

  1.  организационный момент.

На доске написана тема урока.

Приветствие.

  1.  актуализация знаний.
  •  Проверка домашнего задания. (упр 555).

- Вам нужно было списать текст, подчеркнуть в нем имена сущ во множ числе и обозначить их падеж.  

К доске идут два ученика делать разборы слов «ноздреватым», «все».

Ноздреватым (ым –окончание, ноздреват - основа слова, ноздр – корень, еват – суффикс);

Все

В – [ф] – глухой, парный, твердый, парный

С – [с’] – глухой, парный, мягкий, парный

[о] – гласный, ударный.

3 буквы, 3 звука.

Устная проверка пунктуационного разбора предложения.( Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш.)

В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между существительными оттепели, ростепели, капели ставится разделительная запятая, так как они являются однородными, связь между ними бессоюзная.

Ученики по цепочке читают существительные, которые они подчеркнули, говорят, в каком падеже они стоят.

-К какому стилю речи относится этот текст? (художественный стиль, так как встречаются разные изобразительные средства («зябнущая от последних заморозков девочка – весна», «ноздреватый снег», «съедают туманы»).

На проверку домашнего задания 5 минут.

  •  Повторение правила правописания О-Ё после шипящих и Ц в корне слова.

- давайте вспомним правило, уже  изученное вами, «правописание О-Ё после шипящих и Ц в корне слова». (стр 180)

- в каком случае в корне слова пишется буква Ё? (под ударением)

-в каком случае в корне слова пишется буква О? (в безударном положении)

-кто помнит слова – исключения? Какую букву в корне слова мы напишем в этих словах? (крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон).

Шо́мпол – стальной или деревянный стержень для выталкивания застрявших в стволе гильз и патронов, а также для смазки и чистки ствола военного или охотничьего оружия.

Оценить ответы учеников.

Устное повторение изученного материала – 5 минут.

-давайте проведем небольшой диктант. Я буду говорить словосочетание, а вы угадываете, что это за слово и записываете, объясняя орфограмму на правило, которое мы только что повторили. Например, словосочетание «Бетонированная дорога» –как вы думаете, как это обозначить одним словом? Это слово «шоссе». Вы записываете его, объясняя написание буквы О в корне слова.

Плод дуба–жёлудь;
Место соединения сшитых кусков ткани–шов;
Водитель машины–шофёр;
Говорить очень тихо–шёпотом;
Сладкая плитка–шоколад;
Профессиональный наездник на скачках–жокей;
Лицо, руководящее оркестром – дирижер
.

Проверка упражнения.

На выполнение упражнения 5 минут.

  1.  Объяснение новой темы.
  •  Переход к новой теме.

-откройте, пожалуйста, страницу 221. Посмотрите на упражнение со звездочкой.

-в какой части слова выделены буквы О и Е? (в окончании)

- после каких согласных стоят эти буквы? (после шипящих и Ц)

-назовите существительные с ударением в окончании слова в этом упражнении

-какую особенность их написания вы заметили? (в окончаниях существительных после шипящих и Ц под ударением всегда пишется буква О).

-давайте прочитаем правило на странице 221. (читает 1 ученик).

-кто может повторить правило еще раз и привести какие-нибудь примеры?

-как мы графически будем выделять данную орфограмму?

-и так, что нам важно знать, для того, чтобы определить, какую букву мы напишем после шипящих и Ц? (в первую очередь, нужно знать, в какой части слова находится орфограмма, а потом определить, в какой позиции –ударной или безударной).

-почему нам важно знать, в какой части слова (в корне или окончании) находится орфограмма? (потому что правила написания в корне и в окончании разные).

Оценить ответы учеников.

-давайте составим опорную схему правописания данной орфограммы и запишем ее в тетрадь.

[ó…] – ключÓм

сущ. – после Ж, Ч, Ш, Щ, Ц

[е…] – лýжЕй

Изучение новой орфограммы – 10 минут.

  •  Диктант у доски. Учитель диктует предложения, ученик записывает их, графически выделяя и комментируя орфограмму на изученную тему. Остальные ученики выполняют то же в тетради.
  1.  Лошади бежали рысцой. 
  2.  Грузовик остановился у покрытой плющом дачи.
  3.  Подобрали ребята двух птенцов.
  4.  Длинной вереницей тянулись гуси к ближнему озеру.
  5.  Ласточку люди называют вестницей весны.

Проверка упражнения.

Оценить работу у доски.

Время на выполнение упражнения 5 минут.

  •  Письменное выполнение упражнения 556.

ученик делает фонетический разбор у доски слова «идем».

И-дем

И- [и]- гласный, безуд

Д – [д’] – согласный, зв, парный, мягк, парный

Ё – [о] – гласный, ударный

М – [м] – согласный, зв, непарный, твердый, парный

4 буквы, 4 звука.

ученик идет к доске и выполняет синтаксический разбор предложения. (Ласточки вьют гнезда под нашей крышей.)

Остальные друг за другом читают предложения, записывают их, объясняя условия выбора правописания орфограммы.

Время на выполнение упражнения 8 минут.

Оценить работу у доски.

  •  Доска разделена на две части. В первой части будут записаны существительные с орфограммой «о - е в корне сущ», во второй части «о - е в окончании сущ».

Один ученик идет к доске и записывает словосочетания в соответствующую колонку. Выбор орфограммы графически объясняется. Остальные выполняют в тетради.

Черные проталины, шепот в аллее, заросло камышом, шелест шелка, ждать скворцов, прилетают с добычей, белая шерстка, легкий шорох, жесткий волос, лютой стужей.

о - е в корне слова

о - е в окончании

Черные проталины

Заросло камышом

Шепот в аллее

Ждать скворцов

Шелест шелка

Прилетают с добычей

Белая шерстка

Лютой стужей

Легкий шорох

Жесткий волос

Время на выполнение упражнения 5 минут.

Работа у доски  оценивается.

  •  Учитель диктует текст упражнения, ученики записывают и по выбору учителя любой ученик объясняет орфограммы, встречающиеся в упражнении.

Ран..им утром ле..ким морозц..м я иду в лес. В этот раз мне недолго пришлось любоват..ся гр..мадами снежных дворц..в и слушать т..шину леса. Следы зайц..в выходили из разных конц..в леса. Длинной верениц..й т..нулись гуси к ближн..му озеру. Рядом с шалаш..м стояли огненные клены и з..л..тые березы.

-Какие орфограммы мы встретили в этом упражнении?

-Найдите в упражнении и назовите слова на изученное нами сегодня правило?

Время на выполнение упражнения 5 минут.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64472. Удосконалення основних агротехнічних прийомів вирощування цукрових буряків сучасних гібридів у лівобережній частині Лісостепу України 219 KB
  На сьогодні потенційні біологічні можливості цукрових буряків сучасних гібридів реалізуються в середньому на 50-60 %. Значною мірою це пояснюється невідповідністю окремих агротехнічних прийомів і їх поєднання біологічним вимогам рослин.
64473. Розчини і бетони з добавками ПАР та електроліту форміату натрію 232.5 KB
  Продукт містить від 70 до 90 форміату натрію що дає підставу дослідити ФНТ в цементних розчинах та бетонах в якості електроліту в складі комплексних добавок. Продукт ФНТ і комплексні добавки на його основі у якості дисперсних водорозчинних...
64474. ПІДГОТОВКА МАЙБУТНЬОГО ВЧИТЕЛЯ ТРУДОВОГО НАВЧАННЯ ДО ПРОЕКТНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ У ПРОЦЕСІ ВИВЧЕННЯ СПЕЦІАЛЬНИХ ДИСЦИПЛІН 157 KB
  Вона є найбільш придатною для повноцінного розвитку особистості підготовки її до майбутньої трудової діяльності оскільки дозволяє спрямувати навчання на особистість її потреби та інтереси.
64475. ПІДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ ФРИКЦІЙНОГО ЗМІЦНЕННЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН 209.5 KB
  Прогресивним напрямком у машинобудуванні є застосування технологічних методів поверхневої обробки та зміцнення робочих поверхонь деталей машин з використанням висококонцентрованих джерел енергії зокрема...
64476. ЗАКОНОМІРНОСТІ ФОРМУВАННЯ СТРУКТУРИ І ВЛАСТИВОСТЕЙ НАДТВЕРДИХ КОМПОЗИТІВ В СИСТЕМІ КУБІЧНИЙ НІТРИД БОРУ – ДИБОРИД ТИТАНУ – АЛЮМІНІЙ В УМОВАХ ВИСОКОГО ТИСКУ 798.14 KB
  Міжнародний стандарт специфікації і застосування твердих інструментальних матеріалів ISO513:2001 ставить вимоги до PCBN в залежності від конкретних операцій і конкретних класів оброблюваних матеріалів.
64477. МЕТОДИКА РОЗВИТКУ РУХОВОЇ ПАМ’ЯТІ У ПРОЦЕСІ ІНСТРУМЕНТАЛЬНОЇ ПІДГОТОВКИ МАЙБУТНЬОГО ВЧИТЕЛЯ МУЗИКИ 295.5 KB
  У царині музичної освіти особливо важливими постають питання вдосконалення виконавсько-інструментальної підготовки майбутніх фахівців одним із провідних компонентів якої виступає рухова память.
64478. РЕАЛІЗАЦІЯ ПРИНЦИПУ ЄДНОСТІ ФІЗИЧНОГО ТА МОРАЛЬНОГО ВИХОВАННЯ НА УРОКАХ ФІЗИЧНОЇ КУЛЬТУРИ У ДІТЕЙ МОЛОДШОГО ШКІЛЬНОГО ВІКУ 216.5 KB
  Соціальні та економічні зміни, які відбуваються у сучасному українському суспільстві, потребують впровадження ефективних методів та засобів виховання, що, забезпечують комплексний розвиток фізичних здібностей і моральних якостей шкільної молоді.
64479. ВИКОРИСТАННЯ ІМУНОСТИМУЛЮЮЧИХ ПРЕПАРАТІВ ДЛЯ ПІДВИЩЕННЯ ПРИРОДНОЇ РЕЗИСТЕНТНОСТІ ТА ПРОФІЛАКТИКИ СТРЕСІВ У ПОРОСЯТ 281 KB
  Для поліпшення стану природної резистентності організму поросят-сисунів можна використовувати різні препарати у тому числі і виготовлені із природної сировини зокрема з тимусу...
64480. КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГІЧНИЙ МЕТОД ПІДВИЩЕННЯ ВТОМНОЇ ДОВГОВІЧНОСТІ РОЗНІМНИХ БОЛТОВИХ З’ЄДНАНЬ ЕЛЕМЕНТІВ ПЛАНЕРА ЛІТАКА 5.5 MB
  Їх довговічність має бути не меншою за довговічність нерознімних поздовжніх болтових зєднань силових елементів планера виконаних з осьовим і радіальним натягом.