55826

Глаголы - исключения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: познакомить учащихся с глаголами-исключениями, продолжить работу по определению спряжения глаголов и правописанию личных окончаний глаголов...

Русский

2014-03-30

48 KB

1 чел.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 4 КЛАСС

СИСТЕМА Л. В. ЗАНКОВА

РАЗРАБОТАЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СКУЛЬСКАЯ А.Н.

Тема:    Глаголы - исключения.

Цель: 1) познакомить учащихся с глаголами-исключениями, продолжить работу по определению спряжения глаголов и правописанию личных окончаний глаголов;

2) продол жить   работу,  направленную  на  осознание учащимися коммуникативной функции языка, развивать речь учащихся посредством обогащения их словарного запаса;

3)   воспитывать   в  учащихся   чувство   гордости   за красоту     и     неповторимость     родного    языка,     развивать положительную мотивацию учения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-    Доброе   утро,   уважаемые   коллеги!    Сегодня   вы   присутствуете   на презентации    Научно    Исследовательского    Института   Русского    языка. Научный руководитель - Скульская Александра Николаевна. Некоторое время наш НИИ разрабатывает очень перспективную тему: Глагол. Мы уже сделали множество открытий, но мы понимаем, что это не предел и впереди нас ожидает много интересного.  В  нашем институте три лаборатории. Руководитель первой - Иванникова Татьяна, второй - Банников Владислав, третьей  - Синютин Максим.  Каждая  из лабораторий работает в  своем направлении.    Ставя    многочисленные    опыты,    проводя    исследования, наблюдения и обработав полученные результаты, мы общими усилиями делаем вывод и подтверждаем его на практике. Сейчас вы своими глазами увидите, как это у нас получается. Работа любого учреждения, и нашего в том числе, начинается с пятиминутки.

II. Чистописание.

-  И первый вопрос, как всегда, - это чистописание. Сегодня мы повторим написание одной из самых сложных для многих букв русского языка, а какой именно, вы догадаетесь, выполнив задания.

1) Эта буква обозначает звук, который встречается в каждом слове данного предложения, всего 5 раз.

Жужжит жук, визжит и дрожит.

2)  Эта буква обозначает в сильной позиции парный звонкий согласный, который находится в паре, где оба звука всегда твердые.

3)  Эта буква стоит последней в отгадке. Разгадай загадку и ты узнаешь ее. Будь внимателен.

В лесу под елкою

Лежит мешок с иголками..

-    Итак,   кто   догадался?   [Это   буква   ж]   Молодцы!   Верно!   Откройте .«Дидактический материал по чистописанию» на стр. 20, найдите упр. 63 и запишите первую строку.

III. Словарная работа.

- Перед вами транскрипция слова. [ з а с'и й'а nf] Прочтите, какое это слово? Как образовалось  это слово?  [Оно  образовалось от глагола сиять при помощи приставки за-}. Найдите слово сиять в толковом словаре. Каково синтаксическое значение этого слова? /Дети читают в словаре/ Приставка за-обозначает начало действия. Засиять, значит, начать сиять, то есть начать излучать ровный, обычно яркий свет, сияние.

- Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение и отметьте орфограммы. Я утверждаю, что в этом слове звуков меньше, чем букв, так как на конце стоит Ь. верно ли мое утверждение? /Нет, так как буква Я стоит после гласной и обозначает два звука [И А]/. 1 -я лаборатория сделает фонетический анализ слова; 2-я - подберет формы этого слова и разберет их по составу; 3-я

- выполнит синтаксический разбор предложения с этим словом / Наступила ночь, и на небе засияла первая звезда! .

Выполнение заданий оценивается самими учениками.

IV. Орфографическая минутка.

-  Молодцы! А теперь займемся орфографией. У каждой лаборатории свое задание.  Прежде  чем  начать  выполнять  его,  найдите  в  классе  буквы-помощники. Чтобы вам было легче их найти, они того же цвета, что и карточки с заданием. С их помощью вы справитесь быстрее. Затем, я приму ваши отчеты, и мы оценим их правильность.

Выполнение заданий оценивают сами ученики.

1) Вставьте пропущенные буквы: Был на озер..., спит на кроват...,приехал к матушк..., подошел к сирен..., возле тропинк..., плакал от бол..., сидел на диван... . [Орфограмма - падежные окончания им. сущ.]

2)   Вставьте  пропущенные  буквы: Дерево стоял...,  лодка плыл...,   вода кипел..., яблоко созревал..., солнце светил..., сосна стоял..., радио говорил..., варенье кипел... . [Орфограмма - окончания глаголов прошедшего времени.]

3)   Вставьте  пропущенные   буквы:   Т он., т,   нос... т,   желте...т,   прав., т, худе... т,  чист...т, люб...т,  теря...т.  [Орфограмма - личные окончания глаголов.]

V. Работа над новым материалом.

1)- Что общего в этих орфограммах? [Это орфограммы правописания окончаний.] Верно. - Какая из этих орфограмм не подходит к теме нашего урока? Почему? [Не подходит орфограмма о падежных окончаниях, так как тема урока - глагол.] - Какая из орфограмм наиболее точно отражает то, чем мы занимаемся последнее время на уроках русского языка? [Орфограмма о личных окончаниях глаголов.]

- На какие группы можно распределить глаголы по их личным окончаниям?

[На I и II спряжение] Верно. Чем отличаются личные окончания глаголов I спр. от глаголов II спр.? [глаголы I спр. имеют окончания -ут, -ют и е, глаголы Пспр. имеют окончания -am, -ят и и.]

2)- Вернемся к нашему словарному слову. Определите спряжение . [Глагол засиять I спр.] - Как определить спряжение глаголов? [К I спр. относятся все глаголы на ~ить , ко II спр. - все остальные глаголы.

-  А сейчас обратите внимание на доску. На ней записан ряд глаголов: смотрит,   вертят, решают,   держите,   слышим,   едем, рубишь,   дышат, откроет, бегаешь. Ваша задача быстро и правильно определить спряжение этих глаголов.

[Учащиеся выполняют задание так: к I спр. относятся глаголы -решают, едем, откроет, бегаешь; ко II спр. относятся глаголы - смотрит, вертят, держите, слышим, рубишь, так как они имеют соответствующие окончания..]

- Теперь давайте поставим эти глаголы в инфинитив.

На доске возникает запись:

Смотрит - смотреть           едем - ехать

Вертят    вертеть               рубишь - рубить

Решают -решать                дышат - дышать

Держите - держать           откроет - открывать

Слышим - слышать              бегаешь - бегать

-  Определите спряжение этих глаголов по их начальной форме.

Возникла проблемная ситуация.

- Вы что-то заметили? [Спряжение некоторых глаголов не совпадает]             - Какой же вывод можно сделать? [ Не все глаголы подчиняются правилу]      - Как в русском языке называются слова, которые не подчиняются правилам? [ Исключения из правил.]          

- Как же можно назвать наши глаголы? [ Глаголы - исключения]

-  Верно. Тема сегодняшнего нашего урока звучит именно так: Глаголы-исключения. В русском языке есть глаголы - исключения, их не так много. Давайте откроем учебник и прочтем их. - Хорошо. Эти глаголы необходимо запомнить и научиться узнавать их в тексте. Давайте исправим запись на доске - а теперь запишите это в тетради.

VI. Физкультминутка: зарядка для глаз.

3) -   А сейчас немного поиграем. Игра называется Кто быстрее? Каждая

команда должна быстро и правильно определить спряжение глаголов:

полоть                     обидеть                 топтать

смотреть                  сиять                   видеть

строить                   вертеть                зависеть

терпеть                   крошить                кроить

сушить                    держать                слышать

брить                       стелить                 будить

гнать                       прятать                 терпеть

увидеть                   таять                    ненавидеть

- Молодцы!

4) - Найдите в учебнике упр.198. Прочтите задание. Кому непонятно? /Упр. выполняется, а затем проверяется./

VII. Подведение итога урока.

А сейчас немного отдохнем и послушаем сказку [ Сказку читает учитель ]: давным-давно, в незапамятные времена, жили-были две сестрицы - буква Е и буква И. жили, как им и положено было, в Букландии. Вот подросли они и стало им скучно. Одно да одно каждый день. Ничего нового. И решили они белый свет поглядеть и себя показать. Словом, отправиться на поиски счастья. Убежали они из Букландии, нашли на берегу маленькую лодку и натянули на ней паруса, белые-белые, словно крылья лебедя. Увлекло лодку в открытое море, и поплыли буквы туда, куда нес ее вольный ветер. А ветер нес ее, нес и принес к древней Земле Глаголов.

Две сестрицы были совсем юные и очень хороши собой - каждая по-своему. Все глаголы выбежали на берег полюбоваться их красотой. Глаголы обещали им сделать все, чтобы они были счастливы, и начали делать. Они построили для сестер два прекрасных замка, посадили два сада, разбили два парка и устроили там два прохладных фонтана. Они зажгли бы для них два солнца на небе, но это оказалось невозможно. Наконец, они решили, что одна из сестер должна стать королевой на их земле. И вот тут-то все и началось. Чувства глаголов были неодинаковы. И мнения разошлись. Одни глаголы считали, что Е прекраснее своей сестры, а другие находили, что нет никого прелестнее, чем И.

Глаголы спорили очень долго: три года, три месяца, три недели, три дня и еще три часа, но ни к чему не пришли. Древние жители древней Земли Глаголов чуть не вступили в бой. Но ведь в бою кто-нибудь мог погибнуть, а людям нужны все глаголы... Но тут красавицы-сестры вышли из своих замков и сказали:

- Мы не хотим быть королевами. И не нужно битв. Пусть каждый глагол сам решит, кто ему больше нравится. Ведь у каждого свой вкус, неправда ли? Глаголы не стали воевать, но они ... разделились. Одни глаголы поселились вокруг замка прекрасной Е, а другие - рядом с прекрасной   И. Они стали слагать стихи для этих гласных букв и петь серенады у них под окнами.

- Понравилась вам сказка?

-  А вам ничего не хочется добавить в нее? [Дети могут добавить концовку, примерно так: Но некоторые глаголы никак не могли выбрать, которой из сестер служить. Они колебались так долго, что начальная форма их стала указывать на одно спряжение, а личные окончания - на другое. Пришлось им поселиться отдельно от других глаголов, и стали их называть глаголы-исключения.]

VIII. Домашнее задание.

Постараться запомнить глаголы-исключения и выполнить упр. 202.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37893. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕПЛОТЫ ПАРООБРАЗОВАНИЯ ВОДЫ 115 KB
  12 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 122 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕПЛОТЫ ПАРООБРАЗОВАНИЯ ВОДЫ Цель работы Определение удельной и молярной теплоты парообразования воды при фазовом переходе первого рода по экспериментально полученной зависимости давления насыщенных паров от температуры.11 Полученная формула устанавливает связь между молярной теплотой парообразования воды давлением и температурой водяного пара. Изменяя температуру пара T необходимо построить график зависимости по угловому коэффициенту которого можно определить молярную теплоту парообразования...
37894. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ВЯЗКОСТИ ВОЗДУХА КАПИЛЛЯРНЫМ МЕТОДОМ 2.7 MB
  Изучение внутреннего трения воздуха как одного из явлений переноса в газах. При протекании жидкости или газа в узкой прямолинейной цилиндрической трубе капилляре при малых скоростях потока течение является ламинарным т. поток газа движется отдельными слоями которые не смешиваются между собой. Для идеального газа  υТ  2.
37895. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛЯРНОЙ МАССЫ И ПЛОТНОСТИ ГАЗА МЕТОДОМ ОТКАЧКИ 140 KB
  10 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 124 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛЯРНОЙ МАССЫ И ПЛОТНОСТИ ГАЗА МЕТОДОМ ОТКАЧКИ 1. Цель работы Ознакомление с одним из методов определения молярной массы и плотности газа. Теоретическая часть Состояние некоторой массы газа определяется значениями трёх параметров: давлением P под которым находится газ его температурой T и объёмом V.1 представляет собой уравнение состояния данной массы газа.
37896. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕПЛОЁМКОСТИ ТВЁРДЫХ ТЕЛ 440.5 KB
  Если температура калориметра с исследуемым образцом очень медленно увеличивать от начальной T0 на ∆T то энергия электрического тока пойдет на нагревание образца калориметра: 2.18 где I и U – ток и напряжение нагревателя τ – время нагревания m0 и m – массы калориметра и исследуемого образца c0 c – удельные теплоёмкости калориметра и исследуемого образца ∆Q – потери тепла в теплоизоляцию калориметра и в окружающее пространство.18 количества теплоты расходованной на нагрев калориметра и потери теплоты в окружающее...
37897. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ ГАЗА МЕТОДОМ НАГРЕТОЙ НИТИ 268.5 KB
  12 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 127 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ ГАЗА МЕТОДОМ НАГРЕТОЙ НИТИ Цель работы Изучение теплопроводности в газах и определение коэффициента теплопроводности воздуха. В твердых телах распространение тепла может происходить как путем теплопроводности так и путем конвекции или того и другого способа одновременно. Основным законом теплопроводности является закон Фурье который в одномерном случае распространения тепла в одном направлении пусть вдоль оси х имеет вид:...
37898. ИЗУЧЕНИЕ ПРИНЦИПА РАБОТЫ ТУННЕЛЬНОГО ДИОДА 3.81 MB
  Если полная энергия частицы Е U0 то с классической точки зрения частица может двигаться либо в области I где х 0 либо в области III где х d. Частица полная энергия которой меньше высоты потенциального барьера U0 не может с классической точки зрения перейти барьер из области I в область III. Волновая функция в этом случае отлична от нуля и в области II даже при значениях Е U0.1 для области II...
37899. Исследование космического излучения 1.03 MB
  Изучение поглощения космического излучения в свинце9 3. Изучение углового распределения интенсивности космического излучения.12 Лабораторная работа № 88 Исследование космического излучения 1. Цель работы 1 изучение зависимости интенсивности космического излучения от толщины пройденных им свинцовых пластин; 2 проверка феноменологической формулы зависимости интенсивности космического излучения от угла наблюдения.
37900. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЕГА -ЧАСТИЦ В ВОЗДУХЕ 568.16 KB
  Методические указания знакомят студентов с явлением радиоактивности и с механизмами потери энергии электронов при их прохождении через вещество. Студентам предоставляется возможность эксперементально исследовать зависимость интенсивности лучей от толщины слоя воздуха и определить линейный коэффициент поглащения а также оценить верхнюю границу энергии –спектра и выявить наиболее важный механизм потерь энергии электронов при их движении в воздухе. Оценить верхнюю границу энергии –спектра и выявить наиболее важный механизм...
37901. Изучение явления внешнего фотоэффекта 70.5 KB
  Контрольные вопросы8 Список литературы8 Лабораторная работа № 93 Изучение явления внешнего фотоэффекта 1. Цель работы Снятие вольт амперной характеристики внешнего фотоэффекта изучение законов внешнего фотоэффекта определение постоянной Планка. Типичная вольт амперная характеристика фотоэффекта т. Таким образом опытным путем установлены следующие основные законы внешнего фотоэффекта: 1.