55826

Глаголы - исключения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: познакомить учащихся с глаголами-исключениями, продолжить работу по определению спряжения глаголов и правописанию личных окончаний глаголов...

Русский

2014-03-30

48 KB

1 чел.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 4 КЛАСС

СИСТЕМА Л. В. ЗАНКОВА

РАЗРАБОТАЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СКУЛЬСКАЯ А.Н.

Тема:    Глаголы - исключения.

Цель: 1) познакомить учащихся с глаголами-исключениями, продолжить работу по определению спряжения глаголов и правописанию личных окончаний глаголов;

2) продол жить   работу,  направленную  на  осознание учащимися коммуникативной функции языка, развивать речь учащихся посредством обогащения их словарного запаса;

3)   воспитывать   в  учащихся   чувство   гордости   за красоту     и     неповторимость     родного    языка,     развивать положительную мотивацию учения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-    Доброе   утро,   уважаемые   коллеги!    Сегодня   вы   присутствуете   на презентации    Научно    Исследовательского    Института   Русского    языка. Научный руководитель - Скульская Александра Николаевна. Некоторое время наш НИИ разрабатывает очень перспективную тему: Глагол. Мы уже сделали множество открытий, но мы понимаем, что это не предел и впереди нас ожидает много интересного.  В  нашем институте три лаборатории. Руководитель первой - Иванникова Татьяна, второй - Банников Владислав, третьей  - Синютин Максим.  Каждая  из лабораторий работает в  своем направлении.    Ставя    многочисленные    опыты,    проводя    исследования, наблюдения и обработав полученные результаты, мы общими усилиями делаем вывод и подтверждаем его на практике. Сейчас вы своими глазами увидите, как это у нас получается. Работа любого учреждения, и нашего в том числе, начинается с пятиминутки.

II. Чистописание.

-  И первый вопрос, как всегда, - это чистописание. Сегодня мы повторим написание одной из самых сложных для многих букв русского языка, а какой именно, вы догадаетесь, выполнив задания.

1) Эта буква обозначает звук, который встречается в каждом слове данного предложения, всего 5 раз.

Жужжит жук, визжит и дрожит.

2)  Эта буква обозначает в сильной позиции парный звонкий согласный, который находится в паре, где оба звука всегда твердые.

3)  Эта буква стоит последней в отгадке. Разгадай загадку и ты узнаешь ее. Будь внимателен.

В лесу под елкою

Лежит мешок с иголками..

-    Итак,   кто   догадался?   [Это   буква   ж]   Молодцы!   Верно!   Откройте .«Дидактический материал по чистописанию» на стр. 20, найдите упр. 63 и запишите первую строку.

III. Словарная работа.

- Перед вами транскрипция слова. [ з а с'и й'а nf] Прочтите, какое это слово? Как образовалось  это слово?  [Оно  образовалось от глагола сиять при помощи приставки за-}. Найдите слово сиять в толковом словаре. Каково синтаксическое значение этого слова? /Дети читают в словаре/ Приставка за-обозначает начало действия. Засиять, значит, начать сиять, то есть начать излучать ровный, обычно яркий свет, сияние.

- Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение и отметьте орфограммы. Я утверждаю, что в этом слове звуков меньше, чем букв, так как на конце стоит Ь. верно ли мое утверждение? /Нет, так как буква Я стоит после гласной и обозначает два звука [И А]/. 1 -я лаборатория сделает фонетический анализ слова; 2-я - подберет формы этого слова и разберет их по составу; 3-я

- выполнит синтаксический разбор предложения с этим словом / Наступила ночь, и на небе засияла первая звезда! .

Выполнение заданий оценивается самими учениками.

IV. Орфографическая минутка.

-  Молодцы! А теперь займемся орфографией. У каждой лаборатории свое задание.  Прежде  чем  начать  выполнять  его,  найдите  в  классе  буквы-помощники. Чтобы вам было легче их найти, они того же цвета, что и карточки с заданием. С их помощью вы справитесь быстрее. Затем, я приму ваши отчеты, и мы оценим их правильность.

Выполнение заданий оценивают сами ученики.

1) Вставьте пропущенные буквы: Был на озер..., спит на кроват...,приехал к матушк..., подошел к сирен..., возле тропинк..., плакал от бол..., сидел на диван... . [Орфограмма - падежные окончания им. сущ.]

2)   Вставьте  пропущенные  буквы: Дерево стоял...,  лодка плыл...,   вода кипел..., яблоко созревал..., солнце светил..., сосна стоял..., радио говорил..., варенье кипел... . [Орфограмма - окончания глаголов прошедшего времени.]

3)   Вставьте  пропущенные   буквы:   Т он., т,   нос... т,   желте...т,   прав., т, худе... т,  чист...т, люб...т,  теря...т.  [Орфограмма - личные окончания глаголов.]

V. Работа над новым материалом.

1)- Что общего в этих орфограммах? [Это орфограммы правописания окончаний.] Верно. - Какая из этих орфограмм не подходит к теме нашего урока? Почему? [Не подходит орфограмма о падежных окончаниях, так как тема урока - глагол.] - Какая из орфограмм наиболее точно отражает то, чем мы занимаемся последнее время на уроках русского языка? [Орфограмма о личных окончаниях глаголов.]

- На какие группы можно распределить глаголы по их личным окончаниям?

[На I и II спряжение] Верно. Чем отличаются личные окончания глаголов I спр. от глаголов II спр.? [глаголы I спр. имеют окончания -ут, -ют и е, глаголы Пспр. имеют окончания -am, -ят и и.]

2)- Вернемся к нашему словарному слову. Определите спряжение . [Глагол засиять I спр.] - Как определить спряжение глаголов? [К I спр. относятся все глаголы на ~ить , ко II спр. - все остальные глаголы.

-  А сейчас обратите внимание на доску. На ней записан ряд глаголов: смотрит,   вертят, решают,   держите,   слышим,   едем, рубишь,   дышат, откроет, бегаешь. Ваша задача быстро и правильно определить спряжение этих глаголов.

[Учащиеся выполняют задание так: к I спр. относятся глаголы -решают, едем, откроет, бегаешь; ко II спр. относятся глаголы - смотрит, вертят, держите, слышим, рубишь, так как они имеют соответствующие окончания..]

- Теперь давайте поставим эти глаголы в инфинитив.

На доске возникает запись:

Смотрит - смотреть           едем - ехать

Вертят    вертеть               рубишь - рубить

Решают -решать                дышат - дышать

Держите - держать           откроет - открывать

Слышим - слышать              бегаешь - бегать

-  Определите спряжение этих глаголов по их начальной форме.

Возникла проблемная ситуация.

- Вы что-то заметили? [Спряжение некоторых глаголов не совпадает]             - Какой же вывод можно сделать? [ Не все глаголы подчиняются правилу]      - Как в русском языке называются слова, которые не подчиняются правилам? [ Исключения из правил.]          

- Как же можно назвать наши глаголы? [ Глаголы - исключения]

-  Верно. Тема сегодняшнего нашего урока звучит именно так: Глаголы-исключения. В русском языке есть глаголы - исключения, их не так много. Давайте откроем учебник и прочтем их. - Хорошо. Эти глаголы необходимо запомнить и научиться узнавать их в тексте. Давайте исправим запись на доске - а теперь запишите это в тетради.

VI. Физкультминутка: зарядка для глаз.

3) -   А сейчас немного поиграем. Игра называется Кто быстрее? Каждая

команда должна быстро и правильно определить спряжение глаголов:

полоть                     обидеть                 топтать

смотреть                  сиять                   видеть

строить                   вертеть                зависеть

терпеть                   крошить                кроить

сушить                    держать                слышать

брить                       стелить                 будить

гнать                       прятать                 терпеть

увидеть                   таять                    ненавидеть

- Молодцы!

4) - Найдите в учебнике упр.198. Прочтите задание. Кому непонятно? /Упр. выполняется, а затем проверяется./

VII. Подведение итога урока.

А сейчас немного отдохнем и послушаем сказку [ Сказку читает учитель ]: давным-давно, в незапамятные времена, жили-были две сестрицы - буква Е и буква И. жили, как им и положено было, в Букландии. Вот подросли они и стало им скучно. Одно да одно каждый день. Ничего нового. И решили они белый свет поглядеть и себя показать. Словом, отправиться на поиски счастья. Убежали они из Букландии, нашли на берегу маленькую лодку и натянули на ней паруса, белые-белые, словно крылья лебедя. Увлекло лодку в открытое море, и поплыли буквы туда, куда нес ее вольный ветер. А ветер нес ее, нес и принес к древней Земле Глаголов.

Две сестрицы были совсем юные и очень хороши собой - каждая по-своему. Все глаголы выбежали на берег полюбоваться их красотой. Глаголы обещали им сделать все, чтобы они были счастливы, и начали делать. Они построили для сестер два прекрасных замка, посадили два сада, разбили два парка и устроили там два прохладных фонтана. Они зажгли бы для них два солнца на небе, но это оказалось невозможно. Наконец, они решили, что одна из сестер должна стать королевой на их земле. И вот тут-то все и началось. Чувства глаголов были неодинаковы. И мнения разошлись. Одни глаголы считали, что Е прекраснее своей сестры, а другие находили, что нет никого прелестнее, чем И.

Глаголы спорили очень долго: три года, три месяца, три недели, три дня и еще три часа, но ни к чему не пришли. Древние жители древней Земли Глаголов чуть не вступили в бой. Но ведь в бою кто-нибудь мог погибнуть, а людям нужны все глаголы... Но тут красавицы-сестры вышли из своих замков и сказали:

- Мы не хотим быть королевами. И не нужно битв. Пусть каждый глагол сам решит, кто ему больше нравится. Ведь у каждого свой вкус, неправда ли? Глаголы не стали воевать, но они ... разделились. Одни глаголы поселились вокруг замка прекрасной Е, а другие - рядом с прекрасной   И. Они стали слагать стихи для этих гласных букв и петь серенады у них под окнами.

- Понравилась вам сказка?

-  А вам ничего не хочется добавить в нее? [Дети могут добавить концовку, примерно так: Но некоторые глаголы никак не могли выбрать, которой из сестер служить. Они колебались так долго, что начальная форма их стала указывать на одно спряжение, а личные окончания - на другое. Пришлось им поселиться отдельно от других глаголов, и стали их называть глаголы-исключения.]

VIII. Домашнее задание.

Постараться запомнить глаголы-исключения и выполнить упр. 202.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20300. Искусство постмодернизма 375 KB
  Искусство постмодернизма. Постмодернизм основное направление современной философии искусства и науки. В контексте диалогизма хаос не только провоцируется на ответные выпады но и главное впервые пожалуй становится равноправным участником диалога с художником ПОСТМОДЕРНИЗМ В ИСКУССТВЕ фр. Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение интеллектуальный стиль.
20301. Русская режиссура первой четверти XX века 108 KB
  Так как оба сезона Старинного театра предварялись программными статьями Евреинова диссертант соотносит теоретические манифестации и их сценическое воплощение. Примитивность исполнения и наивность чувств вот главные по мнению Евреинова качества средневекового актера. Как показывает автор исследования наиболее принципиальной была для Евреинова реконструкция публики ее непосредственного участия в сценическом действе. Пьеса Евреинова Три волхва должна были стать наглядным примером всетеатральности Средневековья в театре которого...
20302. Особенности применения техники в театре 57.5 KB
  Техника сцены прошлого и настоящего На протяжении всей своей истории театр использовал различные виды техники Уже в античном театре применялись трехгранные поворотные призмы так называемые телари или иначе периакты грани которых несли определенную изобразительную информацию а также знаменитое греческое полетное устройство Бог с машины. Правда для этого нужно особое устройство планшета сцены которое трудно сочетается с современными способами механизации сценического пола. Летали не только по направлениям параллельными рампе но и...
20303. Русское искусство ХУШ века 614.5 KB
  ГТГ. Ранний период творчества портреты цесаревны Анны Петровны не позднее 1716 ГТГ и царевны Прасковьи Иоанновны 1714 ГРМ. ГТГ Портрет напольного гетмана 1720е гг. Парадный портрет императрицы Анны Иоанновны его работы 1730 ГТГ.
20304. Основные направления в театральном искусстве XX века 167 KB
  театр капиталистических стран арена острейшей идеологической борьбы. Театральное искусство отражает сложные исторические социальные изменения происходящие в мире. Великая Октябрьская социалистическая революция образование первого в мире Советского государства а после второй мировой войны и других социалистических государств оказали существенное влияние на развитие театра капиталистических стран.
20305. Машинерия классической сцены 182.5 KB
  Машинерия классической сцены. Базанова УСТРОЙСТВО СЦЕНЫ Основные части сцены Сценическая коробка по вертикальному сечению распадается на три основные части: трюм планшет и колосники рис. Нижняя сцена используется для устройства люковспусков со сцены и для осуществления различных эффектов. Площадь трюма обычно равна площади основной сцены за вычетом места отведенного для склада мягких декораций сейфа.
20306. Золотой век русского искусства. 180.5 KB
  ЗОЛОТОЙ ВЕКРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В одном из своих произведений А. не зря называют золотым векомрусской культуры. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок в русской музыке почти не было классицизма зато в живописи и особенно в архитектуре он оставил подлинные шедевры. Константин Андреевич Тон 1794 в своем творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры.
20307. Комедия дель-арте 658.5 KB
  Комедия дельарте. Комедия дель арте [править] Материал из Википедии свободной энциклопедии Эта версия страницы ожидает проверки и может отличаться от последней подтверждённой проверенной 3 июня 2011. Сцена из представления комедии дель арте. Комедия дель арте итал.
20308. Планировка современной сцены 139.5 KB
  Планировка современной сцены. Работа над макетом и планировкой Воплощение замысла художника в пространстве начинается с компоновки и проверки расположения декораций на плане сцены. Немалую роль в этой работе играет точность имеющегося плана сцены. Реальные размеры сцены габариты установленного оборудования всегда отличаются от чертежей рабочего проекта по которым велось строительство.