55826

Глаголы - исключения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: познакомить учащихся с глаголами-исключениями, продолжить работу по определению спряжения глаголов и правописанию личных окончаний глаголов...

Русский

2014-03-30

48 KB

1 чел.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 4 КЛАСС

СИСТЕМА Л. В. ЗАНКОВА

РАЗРАБОТАЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СКУЛЬСКАЯ А.Н.

Тема:    Глаголы - исключения.

Цель: 1) познакомить учащихся с глаголами-исключениями, продолжить работу по определению спряжения глаголов и правописанию личных окончаний глаголов;

2) продол жить   работу,  направленную  на  осознание учащимися коммуникативной функции языка, развивать речь учащихся посредством обогащения их словарного запаса;

3)   воспитывать   в  учащихся   чувство   гордости   за красоту     и     неповторимость     родного    языка,     развивать положительную мотивацию учения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-    Доброе   утро,   уважаемые   коллеги!    Сегодня   вы   присутствуете   на презентации    Научно    Исследовательского    Института   Русского    языка. Научный руководитель - Скульская Александра Николаевна. Некоторое время наш НИИ разрабатывает очень перспективную тему: Глагол. Мы уже сделали множество открытий, но мы понимаем, что это не предел и впереди нас ожидает много интересного.  В  нашем институте три лаборатории. Руководитель первой - Иванникова Татьяна, второй - Банников Владислав, третьей  - Синютин Максим.  Каждая  из лабораторий работает в  своем направлении.    Ставя    многочисленные    опыты,    проводя    исследования, наблюдения и обработав полученные результаты, мы общими усилиями делаем вывод и подтверждаем его на практике. Сейчас вы своими глазами увидите, как это у нас получается. Работа любого учреждения, и нашего в том числе, начинается с пятиминутки.

II. Чистописание.

-  И первый вопрос, как всегда, - это чистописание. Сегодня мы повторим написание одной из самых сложных для многих букв русского языка, а какой именно, вы догадаетесь, выполнив задания.

1) Эта буква обозначает звук, который встречается в каждом слове данного предложения, всего 5 раз.

Жужжит жук, визжит и дрожит.

2)  Эта буква обозначает в сильной позиции парный звонкий согласный, который находится в паре, где оба звука всегда твердые.

3)  Эта буква стоит последней в отгадке. Разгадай загадку и ты узнаешь ее. Будь внимателен.

В лесу под елкою

Лежит мешок с иголками..

-    Итак,   кто   догадался?   [Это   буква   ж]   Молодцы!   Верно!   Откройте .«Дидактический материал по чистописанию» на стр. 20, найдите упр. 63 и запишите первую строку.

III. Словарная работа.

- Перед вами транскрипция слова. [ з а с'и й'а nf] Прочтите, какое это слово? Как образовалось  это слово?  [Оно  образовалось от глагола сиять при помощи приставки за-}. Найдите слово сиять в толковом словаре. Каково синтаксическое значение этого слова? /Дети читают в словаре/ Приставка за-обозначает начало действия. Засиять, значит, начать сиять, то есть начать излучать ровный, обычно яркий свет, сияние.

- Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение и отметьте орфограммы. Я утверждаю, что в этом слове звуков меньше, чем букв, так как на конце стоит Ь. верно ли мое утверждение? /Нет, так как буква Я стоит после гласной и обозначает два звука [И А]/. 1 -я лаборатория сделает фонетический анализ слова; 2-я - подберет формы этого слова и разберет их по составу; 3-я

- выполнит синтаксический разбор предложения с этим словом / Наступила ночь, и на небе засияла первая звезда! .

Выполнение заданий оценивается самими учениками.

IV. Орфографическая минутка.

-  Молодцы! А теперь займемся орфографией. У каждой лаборатории свое задание.  Прежде  чем  начать  выполнять  его,  найдите  в  классе  буквы-помощники. Чтобы вам было легче их найти, они того же цвета, что и карточки с заданием. С их помощью вы справитесь быстрее. Затем, я приму ваши отчеты, и мы оценим их правильность.

Выполнение заданий оценивают сами ученики.

1) Вставьте пропущенные буквы: Был на озер..., спит на кроват...,приехал к матушк..., подошел к сирен..., возле тропинк..., плакал от бол..., сидел на диван... . [Орфограмма - падежные окончания им. сущ.]

2)   Вставьте  пропущенные  буквы: Дерево стоял...,  лодка плыл...,   вода кипел..., яблоко созревал..., солнце светил..., сосна стоял..., радио говорил..., варенье кипел... . [Орфограмма - окончания глаголов прошедшего времени.]

3)   Вставьте  пропущенные   буквы:   Т он., т,   нос... т,   желте...т,   прав., т, худе... т,  чист...т, люб...т,  теря...т.  [Орфограмма - личные окончания глаголов.]

V. Работа над новым материалом.

1)- Что общего в этих орфограммах? [Это орфограммы правописания окончаний.] Верно. - Какая из этих орфограмм не подходит к теме нашего урока? Почему? [Не подходит орфограмма о падежных окончаниях, так как тема урока - глагол.] - Какая из орфограмм наиболее точно отражает то, чем мы занимаемся последнее время на уроках русского языка? [Орфограмма о личных окончаниях глаголов.]

- На какие группы можно распределить глаголы по их личным окончаниям?

[На I и II спряжение] Верно. Чем отличаются личные окончания глаголов I спр. от глаголов II спр.? [глаголы I спр. имеют окончания -ут, -ют и е, глаголы Пспр. имеют окончания -am, -ят и и.]

2)- Вернемся к нашему словарному слову. Определите спряжение . [Глагол засиять I спр.] - Как определить спряжение глаголов? [К I спр. относятся все глаголы на ~ить , ко II спр. - все остальные глаголы.

-  А сейчас обратите внимание на доску. На ней записан ряд глаголов: смотрит,   вертят, решают,   держите,   слышим,   едем, рубишь,   дышат, откроет, бегаешь. Ваша задача быстро и правильно определить спряжение этих глаголов.

[Учащиеся выполняют задание так: к I спр. относятся глаголы -решают, едем, откроет, бегаешь; ко II спр. относятся глаголы - смотрит, вертят, держите, слышим, рубишь, так как они имеют соответствующие окончания..]

- Теперь давайте поставим эти глаголы в инфинитив.

На доске возникает запись:

Смотрит - смотреть           едем - ехать

Вертят    вертеть               рубишь - рубить

Решают -решать                дышат - дышать

Держите - держать           откроет - открывать

Слышим - слышать              бегаешь - бегать

-  Определите спряжение этих глаголов по их начальной форме.

Возникла проблемная ситуация.

- Вы что-то заметили? [Спряжение некоторых глаголов не совпадает]             - Какой же вывод можно сделать? [ Не все глаголы подчиняются правилу]      - Как в русском языке называются слова, которые не подчиняются правилам? [ Исключения из правил.]          

- Как же можно назвать наши глаголы? [ Глаголы - исключения]

-  Верно. Тема сегодняшнего нашего урока звучит именно так: Глаголы-исключения. В русском языке есть глаголы - исключения, их не так много. Давайте откроем учебник и прочтем их. - Хорошо. Эти глаголы необходимо запомнить и научиться узнавать их в тексте. Давайте исправим запись на доске - а теперь запишите это в тетради.

VI. Физкультминутка: зарядка для глаз.

3) -   А сейчас немного поиграем. Игра называется Кто быстрее? Каждая

команда должна быстро и правильно определить спряжение глаголов:

полоть                     обидеть                 топтать

смотреть                  сиять                   видеть

строить                   вертеть                зависеть

терпеть                   крошить                кроить

сушить                    держать                слышать

брить                       стелить                 будить

гнать                       прятать                 терпеть

увидеть                   таять                    ненавидеть

- Молодцы!

4) - Найдите в учебнике упр.198. Прочтите задание. Кому непонятно? /Упр. выполняется, а затем проверяется./

VII. Подведение итога урока.

А сейчас немного отдохнем и послушаем сказку [ Сказку читает учитель ]: давным-давно, в незапамятные времена, жили-были две сестрицы - буква Е и буква И. жили, как им и положено было, в Букландии. Вот подросли они и стало им скучно. Одно да одно каждый день. Ничего нового. И решили они белый свет поглядеть и себя показать. Словом, отправиться на поиски счастья. Убежали они из Букландии, нашли на берегу маленькую лодку и натянули на ней паруса, белые-белые, словно крылья лебедя. Увлекло лодку в открытое море, и поплыли буквы туда, куда нес ее вольный ветер. А ветер нес ее, нес и принес к древней Земле Глаголов.

Две сестрицы были совсем юные и очень хороши собой - каждая по-своему. Все глаголы выбежали на берег полюбоваться их красотой. Глаголы обещали им сделать все, чтобы они были счастливы, и начали делать. Они построили для сестер два прекрасных замка, посадили два сада, разбили два парка и устроили там два прохладных фонтана. Они зажгли бы для них два солнца на небе, но это оказалось невозможно. Наконец, они решили, что одна из сестер должна стать королевой на их земле. И вот тут-то все и началось. Чувства глаголов были неодинаковы. И мнения разошлись. Одни глаголы считали, что Е прекраснее своей сестры, а другие находили, что нет никого прелестнее, чем И.

Глаголы спорили очень долго: три года, три месяца, три недели, три дня и еще три часа, но ни к чему не пришли. Древние жители древней Земли Глаголов чуть не вступили в бой. Но ведь в бою кто-нибудь мог погибнуть, а людям нужны все глаголы... Но тут красавицы-сестры вышли из своих замков и сказали:

- Мы не хотим быть королевами. И не нужно битв. Пусть каждый глагол сам решит, кто ему больше нравится. Ведь у каждого свой вкус, неправда ли? Глаголы не стали воевать, но они ... разделились. Одни глаголы поселились вокруг замка прекрасной Е, а другие - рядом с прекрасной   И. Они стали слагать стихи для этих гласных букв и петь серенады у них под окнами.

- Понравилась вам сказка?

-  А вам ничего не хочется добавить в нее? [Дети могут добавить концовку, примерно так: Но некоторые глаголы никак не могли выбрать, которой из сестер служить. Они колебались так долго, что начальная форма их стала указывать на одно спряжение, а личные окончания - на другое. Пришлось им поселиться отдельно от других глаголов, и стали их называть глаголы-исключения.]

VIII. Домашнее задание.

Постараться запомнить глаголы-исключения и выполнить упр. 202.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81889. Принципы «рациональной бюрократии» Макса Вебера как основа иерархических структур управления 38.18 KB
  Бюрократия рассматривалась им как некий идеальный образ наиболее эффективный инструмент управления социальными структурами и отдельными структурными единицами. Бюрократию как рациональную машину управления характеризуют: жесткая ответственность за каждый участок работы: координация во имя достижения организационных целей; оптимальное действие безличных правил; четкая иерархическая зависимость. Однако позже Вебер стал различать бюрократию в позитивном смысле западная рациональная система управления и в негативном смысле восточная...
81890. Достоинства и недостатки линейной структуры управления 36.39 KB
  Другими словами все функции управления и подчинения сосредотачиваются у руководителя создается вертикальная линия управления и прямой путь воздействия на подчиненных Преимущества линейной структуры управления: Создает реальные условия для единоначалия обеспечивает единство распоряжения в системе управления ориентирует руководителей в основном на решение оперативных задач. Простота управления один канал связи. Недостатки линейной структуры управления: Высокие требования к руководителю который должен быть подготовлен всесторонне.
81891. Достоинства и недостатки линейно-функциональной системы управления 35.61 KB
  Преимущества линейнофункциональной структуры управления: Обеспечивает соблюдение принципа единоначалия и в то же время предполагает рациональную специализацию управленческих звеньев. Недостатки линейнофункциональной структуры управления: Отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями.
81892. Органические структуры управления 39.41 KB
  При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. Проектные структуры это структуры управления комплексными видами деятельности которые изза их решающего значения для организации требуют обеспечения непрерывного координирующего и интегрирующего воздействия при жестких ограничениях по затратам срокам и качеству работ. Сетевые организации ...
81893. Достоинства и недостатки матричной структуры управления 38.04 KB
  Достоинства: Одновременное использование нескольких видов деятельности в рамках осуществляемых программ. В рамках системы нет четкого распределения прав каждого участника потому наблюдается тенденция к анархии. Очень часто начинается борьба за власть в рамках внедрения этой системы потому что руководствующие полномочия четко не распределены.
81894. Уровни менеджмента в организационной иерархии 40.53 KB
  Менеджеры высшего звена президент вицепрезидент генерал ректор университет. Менеджеры среднего звена главный бухгалтер главный инженер директор предприятия капитан. Менеджеры низшего звена начальник цеха мастер начальник отдела по маркетингу сержант Три основных уровня менеджеров. Менеджеры низшего звена Функции: осуществление контроля за выполнением производственных заданий; непосредственное руководство рабочими и сотрудниками; обеспечение информацией руководителей высших уровней о выполнении производственных заданий.
81895. Перспективные формы организаций 41.13 KB
  Идея формирования эдхократической организации зародилась еще в середине века в американской компании ХьюлеттПаккард . Отсюда следует что организационная структура управления эдхократической организации порой жестко не определена иерархическое строение ее может довольно часто изменяться у менеджеров не всегда есть жесткая привязка к определенной сфере деятельности. Организационную структуру управления эдхократической организации обычно ассоциируют со схемой концентрической формы.
81896. Общие функции менеджмента 38.02 KB
  Суть управленческой деятельности на всех уровнях управления обеспечивают функции менеджмента. На сегодняшний день к функциям менеджмента относится : планирование организация мотивация контроль регулирование. Планирование главная функция менеджмента которая предусматривает прогнозирование определение целей стратегии политики и задач того или иного формирования; означает сознательный выбор решения что работы как кому и когда Организация как функция менеджмента направлена на формирование управляющих и управляемых систем а...
81897. Планирование в системе менеджмента 38.41 KB
  Осуществляя связь между современным состоянием организации и тем которого она хочет достичь в будущем процесс планирования включает принятие решений о том что делать когда делать и кто будет делать. Результатом процесса планирования являются планы. Принципы планирования А.Файоль определил четыре основных принципа планирования назвав их общие черты хорошей программы действия: единство; непрерывность; гибкость; точность.