55826

Глаголы - исключения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: познакомить учащихся с глаголами-исключениями, продолжить работу по определению спряжения глаголов и правописанию личных окончаний глаголов...

Русский

2014-03-30

48 KB

1 чел.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 4 КЛАСС

СИСТЕМА Л. В. ЗАНКОВА

РАЗРАБОТАЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СКУЛЬСКАЯ А.Н.

Тема:    Глаголы - исключения.

Цель: 1) познакомить учащихся с глаголами-исключениями, продолжить работу по определению спряжения глаголов и правописанию личных окончаний глаголов;

2) продол жить   работу,  направленную  на  осознание учащимися коммуникативной функции языка, развивать речь учащихся посредством обогащения их словарного запаса;

3)   воспитывать   в  учащихся   чувство   гордости   за красоту     и     неповторимость     родного    языка,     развивать положительную мотивацию учения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-    Доброе   утро,   уважаемые   коллеги!    Сегодня   вы   присутствуете   на презентации    Научно    Исследовательского    Института   Русского    языка. Научный руководитель - Скульская Александра Николаевна. Некоторое время наш НИИ разрабатывает очень перспективную тему: Глагол. Мы уже сделали множество открытий, но мы понимаем, что это не предел и впереди нас ожидает много интересного.  В  нашем институте три лаборатории. Руководитель первой - Иванникова Татьяна, второй - Банников Владислав, третьей  - Синютин Максим.  Каждая  из лабораторий работает в  своем направлении.    Ставя    многочисленные    опыты,    проводя    исследования, наблюдения и обработав полученные результаты, мы общими усилиями делаем вывод и подтверждаем его на практике. Сейчас вы своими глазами увидите, как это у нас получается. Работа любого учреждения, и нашего в том числе, начинается с пятиминутки.

II. Чистописание.

-  И первый вопрос, как всегда, - это чистописание. Сегодня мы повторим написание одной из самых сложных для многих букв русского языка, а какой именно, вы догадаетесь, выполнив задания.

1) Эта буква обозначает звук, который встречается в каждом слове данного предложения, всего 5 раз.

Жужжит жук, визжит и дрожит.

2)  Эта буква обозначает в сильной позиции парный звонкий согласный, который находится в паре, где оба звука всегда твердые.

3)  Эта буква стоит последней в отгадке. Разгадай загадку и ты узнаешь ее. Будь внимателен.

В лесу под елкою

Лежит мешок с иголками..

-    Итак,   кто   догадался?   [Это   буква   ж]   Молодцы!   Верно!   Откройте .«Дидактический материал по чистописанию» на стр. 20, найдите упр. 63 и запишите первую строку.

III. Словарная работа.

- Перед вами транскрипция слова. [ з а с'и й'а nf] Прочтите, какое это слово? Как образовалось  это слово?  [Оно  образовалось от глагола сиять при помощи приставки за-}. Найдите слово сиять в толковом словаре. Каково синтаксическое значение этого слова? /Дети читают в словаре/ Приставка за-обозначает начало действия. Засиять, значит, начать сиять, то есть начать излучать ровный, обычно яркий свет, сияние.

- Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение и отметьте орфограммы. Я утверждаю, что в этом слове звуков меньше, чем букв, так как на конце стоит Ь. верно ли мое утверждение? /Нет, так как буква Я стоит после гласной и обозначает два звука [И А]/. 1 -я лаборатория сделает фонетический анализ слова; 2-я - подберет формы этого слова и разберет их по составу; 3-я

- выполнит синтаксический разбор предложения с этим словом / Наступила ночь, и на небе засияла первая звезда! .

Выполнение заданий оценивается самими учениками.

IV. Орфографическая минутка.

-  Молодцы! А теперь займемся орфографией. У каждой лаборатории свое задание.  Прежде  чем  начать  выполнять  его,  найдите  в  классе  буквы-помощники. Чтобы вам было легче их найти, они того же цвета, что и карточки с заданием. С их помощью вы справитесь быстрее. Затем, я приму ваши отчеты, и мы оценим их правильность.

Выполнение заданий оценивают сами ученики.

1) Вставьте пропущенные буквы: Был на озер..., спит на кроват...,приехал к матушк..., подошел к сирен..., возле тропинк..., плакал от бол..., сидел на диван... . [Орфограмма - падежные окончания им. сущ.]

2)   Вставьте  пропущенные  буквы: Дерево стоял...,  лодка плыл...,   вода кипел..., яблоко созревал..., солнце светил..., сосна стоял..., радио говорил..., варенье кипел... . [Орфограмма - окончания глаголов прошедшего времени.]

3)   Вставьте  пропущенные   буквы:   Т он., т,   нос... т,   желте...т,   прав., т, худе... т,  чист...т, люб...т,  теря...т.  [Орфограмма - личные окончания глаголов.]

V. Работа над новым материалом.

1)- Что общего в этих орфограммах? [Это орфограммы правописания окончаний.] Верно. - Какая из этих орфограмм не подходит к теме нашего урока? Почему? [Не подходит орфограмма о падежных окончаниях, так как тема урока - глагол.] - Какая из орфограмм наиболее точно отражает то, чем мы занимаемся последнее время на уроках русского языка? [Орфограмма о личных окончаниях глаголов.]

- На какие группы можно распределить глаголы по их личным окончаниям?

[На I и II спряжение] Верно. Чем отличаются личные окончания глаголов I спр. от глаголов II спр.? [глаголы I спр. имеют окончания -ут, -ют и е, глаголы Пспр. имеют окончания -am, -ят и и.]

2)- Вернемся к нашему словарному слову. Определите спряжение . [Глагол засиять I спр.] - Как определить спряжение глаголов? [К I спр. относятся все глаголы на ~ить , ко II спр. - все остальные глаголы.

-  А сейчас обратите внимание на доску. На ней записан ряд глаголов: смотрит,   вертят, решают,   держите,   слышим,   едем, рубишь,   дышат, откроет, бегаешь. Ваша задача быстро и правильно определить спряжение этих глаголов.

[Учащиеся выполняют задание так: к I спр. относятся глаголы -решают, едем, откроет, бегаешь; ко II спр. относятся глаголы - смотрит, вертят, держите, слышим, рубишь, так как они имеют соответствующие окончания..]

- Теперь давайте поставим эти глаголы в инфинитив.

На доске возникает запись:

Смотрит - смотреть           едем - ехать

Вертят    вертеть               рубишь - рубить

Решают -решать                дышат - дышать

Держите - держать           откроет - открывать

Слышим - слышать              бегаешь - бегать

-  Определите спряжение этих глаголов по их начальной форме.

Возникла проблемная ситуация.

- Вы что-то заметили? [Спряжение некоторых глаголов не совпадает]             - Какой же вывод можно сделать? [ Не все глаголы подчиняются правилу]      - Как в русском языке называются слова, которые не подчиняются правилам? [ Исключения из правил.]          

- Как же можно назвать наши глаголы? [ Глаголы - исключения]

-  Верно. Тема сегодняшнего нашего урока звучит именно так: Глаголы-исключения. В русском языке есть глаголы - исключения, их не так много. Давайте откроем учебник и прочтем их. - Хорошо. Эти глаголы необходимо запомнить и научиться узнавать их в тексте. Давайте исправим запись на доске - а теперь запишите это в тетради.

VI. Физкультминутка: зарядка для глаз.

3) -   А сейчас немного поиграем. Игра называется Кто быстрее? Каждая

команда должна быстро и правильно определить спряжение глаголов:

полоть                     обидеть                 топтать

смотреть                  сиять                   видеть

строить                   вертеть                зависеть

терпеть                   крошить                кроить

сушить                    держать                слышать

брить                       стелить                 будить

гнать                       прятать                 терпеть

увидеть                   таять                    ненавидеть

- Молодцы!

4) - Найдите в учебнике упр.198. Прочтите задание. Кому непонятно? /Упр. выполняется, а затем проверяется./

VII. Подведение итога урока.

А сейчас немного отдохнем и послушаем сказку [ Сказку читает учитель ]: давным-давно, в незапамятные времена, жили-были две сестрицы - буква Е и буква И. жили, как им и положено было, в Букландии. Вот подросли они и стало им скучно. Одно да одно каждый день. Ничего нового. И решили они белый свет поглядеть и себя показать. Словом, отправиться на поиски счастья. Убежали они из Букландии, нашли на берегу маленькую лодку и натянули на ней паруса, белые-белые, словно крылья лебедя. Увлекло лодку в открытое море, и поплыли буквы туда, куда нес ее вольный ветер. А ветер нес ее, нес и принес к древней Земле Глаголов.

Две сестрицы были совсем юные и очень хороши собой - каждая по-своему. Все глаголы выбежали на берег полюбоваться их красотой. Глаголы обещали им сделать все, чтобы они были счастливы, и начали делать. Они построили для сестер два прекрасных замка, посадили два сада, разбили два парка и устроили там два прохладных фонтана. Они зажгли бы для них два солнца на небе, но это оказалось невозможно. Наконец, они решили, что одна из сестер должна стать королевой на их земле. И вот тут-то все и началось. Чувства глаголов были неодинаковы. И мнения разошлись. Одни глаголы считали, что Е прекраснее своей сестры, а другие находили, что нет никого прелестнее, чем И.

Глаголы спорили очень долго: три года, три месяца, три недели, три дня и еще три часа, но ни к чему не пришли. Древние жители древней Земли Глаголов чуть не вступили в бой. Но ведь в бою кто-нибудь мог погибнуть, а людям нужны все глаголы... Но тут красавицы-сестры вышли из своих замков и сказали:

- Мы не хотим быть королевами. И не нужно битв. Пусть каждый глагол сам решит, кто ему больше нравится. Ведь у каждого свой вкус, неправда ли? Глаголы не стали воевать, но они ... разделились. Одни глаголы поселились вокруг замка прекрасной Е, а другие - рядом с прекрасной   И. Они стали слагать стихи для этих гласных букв и петь серенады у них под окнами.

- Понравилась вам сказка?

-  А вам ничего не хочется добавить в нее? [Дети могут добавить концовку, примерно так: Но некоторые глаголы никак не могли выбрать, которой из сестер служить. Они колебались так долго, что начальная форма их стала указывать на одно спряжение, а личные окончания - на другое. Пришлось им поселиться отдельно от других глаголов, и стали их называть глаголы-исключения.]

VIII. Домашнее задание.

Постараться запомнить глаголы-исключения и выполнить упр. 202.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44103. Обзор методов зашифрования и расшифрования файлов, методов аутентификации и противодействие атакам на зашифрованные данные 3.52 MB
  В криптографических программных средствах практически не используемым остается многоэтапная аутентификация посредством USB-ключа, что также является большим недостатком таких систем. А ведь использование парольной (однофакторной) аутентификации в информационной системе предприятий и организаций себя изживает.
44105. Языческие традиции в фольклоре восточных славян и русского народа (по сказкам и былинам) 420 KB
  Есть сказки богатырские житейские балагурные и пр. Логичным было бы использовать простейшее деление на сказки бытовые о животных и с волшебным содержанием иными словами волшебные сказки. Пропп отмечая что поневоле возникает вопрос: а разве сказки о животных не содержат элемента чудесного иногда в очень большой степени И наоборот: не играют ли в чудесных сказках очень большую роль именно животные Можно ли считать такой признак достаточно точным5 Таким образом с самого же первого шага нам приходится сталкиваться с логическими...
44106. Холодная листовая штамповка 12.98 MB
  Конструкция пробивного клинового штампа установленного на прессе усилием. Конструкция штампа для пробивки установленного на прессе усилием 1.6 МН модели КА3732 Конструкция штампа для вытяжки установленного на прессе усилием. Металлический материал для листовой штамповки получают в основном в металлургическом производстве: прокаткой волочением прессованием гибкой профилированием в виде листа полосы ленты различной ширины свернутой в рулон а также в виде сплошных и несплошных стержней панелей труб...
44107. ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОЦЕНКИ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (на материале ООО «Крокус») 832 KB
  Теоретические основы проведения оценки и обучения персонала в организации Обучение персонала: цель задачи виды и формы Программы внутрифирменного обучения подходы к их разработке Практика разработки программы обучения по результатам оценки персонала продавцов на примере организации ООО Крокус Разработка программы внутрифирменного обучения персонала
44108. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОУЧИНГА В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 805 KB
  Концепцию и перспективные ориентиры развития человеческих ресурсов «3 М» разрабатывает отдел стратегического планирования при исполнительном директоре по стратегическим службам человеческих ресурсов. На этой основе готовится комплексный доклад по организационному анализу, который обобщает и систематизирует цели и задачи корпорации в сфере труда в рамках долговременных глобальных тенденций.
44109. Электроснабжение района города на 56 тыс. жителей 1.21 MB
  Проверяем выбранное сечение по допустимой нагрузке для условий нормального режима. Проверяем сечение по допустимой нагрузке для условий после аварийного режима: где 13 коэффициент учитывающий перегрузку на 30. Расчетная токовая нагрузка линий в после аварийном режиме: Сечение данного кабеля недостаточно так как условие не выполняется поэтому увеличиваем до...
44110. Контрольная работа по диалектологии 42 KB
  Фонема [ф] не исконно русская, встречается в иноязычных словах, т.е. говоры, где влияние литературного языка было несильным, усвоение фонемы в соответствии с правилами употребления не произошло. Но возникла необходимость заменить «незнакомый» звук в словах, поэтому появилось артикулярно-близкое сочетание [хв]. В предложенных словах эти звук и сочетание звуков спутаны, следовательно, учащимися не приобретён навык различия слов с [ф] и [хв].