55827

Имя существительное

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Обучить детей различать имя существительное от остальных частей речи и правильно писать окончания с помощью склонений и падежей. Обучить детей правильно писать окончания с помощью склонений и падежей.

Русский

2014-03-30

57.5 KB

0 чел.

Тема: «Имя существительное».

Цель:  Обучить детей различать имя существительное от остальных частей речи и правильно писать окончания с помощью склонений и падежей.

Задачи:

- образовательная.

   1) Обучить детей правильно писать окончания с помощью склонений и падежей.

   2) Закрепить умения детей различать имя существительное от остальных частей речи.

- воспитательная.

   1) Воспитывать самостоятельность в выполнении упражнений.

   2) Воспитывать понятие о дисциплине.

- развивающая.

   1) Развивать умение склонять.

   2) Развивать словарный запас.

   

   

                                      

                               

                                      

                                                 

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Примечание

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ученики! Меня зовут Дарья Дмитриевна и я проведу сегодня у вас урок русского языка. Садитесь пожалуйста за парты.  Уберите всё лишнее с парты и внимательно меня слушайте.

Ученики садятся за парты и слушают.

Настрой на работу. Контроль готовности детей к уроку.

2. Словарно-орфографическая работа.

-На доске написаны пары слов. Прочитайте их. Как, по-вашему, есть ли что-нибудь общее между астрой и астрономией? Зоопарком и зоологией? Или в этих парах слов случайные созвучия?

-Смысловую общность этих пар слов, как и многих других поможет понять этимология. Записываем в тетрадь с большой буквы:

ЭТИМОЛОГИЯ-наука о произношении слов.

- Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на партах (по листочку на парту). Прочитайте про слово АСТРА и АСТРОНОГИЯ. Какой вывод делаете об их сходстве?

-Запишите в тетрадь после слова ЭТИМОЛОГИЯ.

- Прочитайте о происхождении слов следующей пары.

- Какой вывод делаете об их сходстве?

-Запишите в тетрадь эти слова.

Ученики выслушивают предложения

Ученики записывают.

Различие между словами похожими по звучанию. Новый термин.

На доске таблички (ЗООЛОГИЯ, ЗООПАРК).

3. Повторение ранее изученного.

- Определите род и склонение этих существительных.

ЭТИМОЛОГИЯ

АСТРА

ЗООЛОГИЯ

ЗООПАРК

- Чем отличаются существительные женского рода I склонения?

- Какие именно?

- Запишем словосочетания под диктовку, правильно употребляя окончания.

По одному человеку идут к доске, остальные пишут в тетрадь с большой буквы, через запятую:

тетрадь по математике

тетрадь по геометрии

знания по этимологии

кабинет астрономии  

доклад по зоологии   

необходимость в инструкции                 

-Какие еще сущ. женского рода встретились в словосочетаниях?

-Назовите их (тетрадь, необходимость).

-Какие особенности в склонении сущ. 3 скл.  вы знаете?

-Продолжим записывать словосочетания через запятую:

цветки герани            

подойти к сирени      

писать в тетради        

выполнить работу в тетрадке                     

-Про какой род имени сущ. еще не говорили?

-К какому скл. относятся эти сущ.?  

-Какие проблемы возникают в правописании падежных окончаний?

-Чем похожи и чем отличаются сущ. ЧАЙ и ГЕРБАРИЙ?

-Дописываем словосочетания:

разместить в гербарии

прочитать о нарциссе

мечтать о ландыше   

провести вечер в планетарии                 

быть в путешествии  

прочитать о растении

-В чем же особенность двух последних словосочетаний?

-Сравните следующие слова. Чем они похожи и чем отличаются?

  гра[ч’]       до[ч’]

  кирпи[ч’]  мело[ч’]

-Как их сходства и различия влияют на написание?

-Вспомните, в каких еще случаях у сущ. возникает проблема в правописании мягкого знака после шипящих. Подсказкой будет словосочетание на доске:

решить много зада[ч’].

-Верно у существительных ж.р., мн.ч., Р.п. мягкий знак после шипящих не пишется.

-Продолжим записывать словосочетания:

непроглядная глушь

новый шаман             

модная вещь              

детский манеж            

юный скрипач               

громкая речь                

на небе много туч            

вода капает с крыш      

затопили печь                 

-На карточках даны предложения, в которых вам надо вставить пропущенные буквы. Затем сделаем взаимопроверку.

Российские студенты учатся во многих странах мира: в Англии и Америке, и Франции в Германии и Японии в Канаде  и Норвегии .

В печали , в радости ,                            в тревоге .

 

Свети мне, добрая звезда.

Ученики слушают и отвечают.

- ж.р., на -ия.

- ж.р., на -ия.

- ж.р., на -ия.

- м.р., 3 скл.

- Разные падежные окончания.

I скл., ж.р.:

Р.п. И

Д.п. Е

П.п. Е

    на –ия

Р.п. И

Д.п. И

П.п. И

(1 скл., Д.п.);

(-ия, Д.п.);

(-ия, Д.п.);

(-ия, Д.п.);

(-ия, Д.п.);

(-ия, П.п.).

(ж.р., 3 скл.)

III скл.

         Р.п.       –и

         Д.п.       –и

         П.п.       –и

(3 скл., Р.п.);

(3 скл., Д.п.);

(3 скл., П.п.);

(1 скл., П.п.);

(м. р. и ср. р.)

(2 скл.)

II скл.

        П.п.        –е

- Оба м.р., но у сущ. на –ий в П.п. окончание –и.

(-ий, П.п.);

(2 скл., П.п.);

(2 скл., П.п.);

(-ий, П.п.);

(-ие, П.п.);

(-ие, П.п.);

- Они ср.р. на –ие, поэтому в П.п. у них окончание –и.

- Отличаются родом и скл., похожи последним согл. звуками.

(гра(ч), доч(ь)).

(ж.р., 3скл.);

(м.р., 2 скл.);

(ж.р., 3 скл.);

(м.р., 2 скл.);

(м.р., 2 скл.);

(ж.р., 3 скл.);

(Р.п., мн.ч.);

(Р.п., мн.ч.);

(ж.р., 3скл.).

Англии (-ия, П.п.) и Америке (1 скл., П.п.), в Италии (-ия, П.п.) и Франции (-ия, П.п.), в Германии (-ия, П.п.) и Японии (-ия, П.п.), в Канаде (1 скл., П.п.) и Норвегии (-ия, П,п.)

В печали (3 скл. П.п.) , в радости (3 скл., П.п.),                            в тревоге (1скл., П.п.)

Разговор о склонении.

Таблица на доске.

4. Синтаксический разбор предложения..

- Какое это предложение?

   В мае месяце наши войска перешли в наступление.

- Запишите под диктовку предложение. Сделайте синтаксический разбор. Один человек к доске, остальные- в тетради.

- Повествовательное, невосклицательное, простое, не сложное.

5. Морфологический разбор.

-Выпишите слово «в мае». Делаем морфологический разбор. Один человек идёт к доске.

- В мае (май)- сущ., неодуш., нариц., м.р., 2 скл., в форме ед.ч., П.п., в предл. явл. обстоятельством.

Хвалю, объясняю то, что не понятно.

Веду индивидуальную работу на местах.

Контроль за осанкой детей.

6. Домашнее задание.

- А сейчас мы я вам дам домашнее задание. Открываем дневники и записываем : «упр. 97».

Ученики записывают.

7. Итог урока.

- Какую часть речи мы сегодня повторяли?

- Что вы знаете о склонении существительных?

- Какие особенности написания имён существительных повторяли?

- Приведите примеры.

-Спасибо за урок, досвидания.

Ученики отвечают

- До свидания.

                                             

                                              


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69416. Структура типового вікна Windows ®. Вікна діалогу 198.81 KB
  Головне меню. Ліворуч від імені знаходиться кнопка – піктограма при натискуванні на яку відкривається системне меню управління вікном. Це меню використовують у випадку коли користувач бажає управляти вікном за допомогою клавіатури. При роботі з мишею це меню звичайно не використовують.
69417. Робота з довідкою в Windows 92.51 KB
  Пошук довідкової інформації за змістом і предметному вказівнику. Результатом пошуку є назви розділів довідкової системи що містять вказані слова. Ввід додаткової довідкової інформації у вигляді коментарів.
69418. Алгоритм і його властивості. Схеми алгоритмів 20.57 KB
  Термін алгоритм виник задовго до появи комп’ютерів і походить від імені давнього філософа й математика з Хорезму що жив у IX ст. Саме він у своїх трактатах описав правила алгоритми додавання віднімання множення та ділення багатозначних чисел якими користуємося сьогодні.
69419. Графічне подання різних видів обчислювальних процесів 21.85 KB
  Схематично лінійний алгоритм зображується так: Початок b c у = а bс y Кінець Початок b c у = а bс y Кінець Введення значень b c Обчислення значень у Друкування значення у Розгалужений алгоритм описує процес обчислення такого виразу: Схематично розгалужений алгоритм...
69420. Шпальта: введення та редагування тексту. Вікно діалогу “Колонки” 147.35 KB
  Word дає змогу створювати документи двома способами: або з допомогою шаблону Обычный (Normal.dot), або з допомогою шаблону, який укаже користувач. На початковій стадії оволодіння технологією роботи з Word користувач, звичайно, створює документи, які задовольняє шаблон...