55827

Имя существительное

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Обучить детей различать имя существительное от остальных частей речи и правильно писать окончания с помощью склонений и падежей. Обучить детей правильно писать окончания с помощью склонений и падежей.

Русский

2014-03-30

57.5 KB

0 чел.

Тема: «Имя существительное».

Цель:  Обучить детей различать имя существительное от остальных частей речи и правильно писать окончания с помощью склонений и падежей.

Задачи:

- образовательная.

   1) Обучить детей правильно писать окончания с помощью склонений и падежей.

   2) Закрепить умения детей различать имя существительное от остальных частей речи.

- воспитательная.

   1) Воспитывать самостоятельность в выполнении упражнений.

   2) Воспитывать понятие о дисциплине.

- развивающая.

   1) Развивать умение склонять.

   2) Развивать словарный запас.

   

   

                                      

                               

                                      

                                                 

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Примечание

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ученики! Меня зовут Дарья Дмитриевна и я проведу сегодня у вас урок русского языка. Садитесь пожалуйста за парты.  Уберите всё лишнее с парты и внимательно меня слушайте.

Ученики садятся за парты и слушают.

Настрой на работу. Контроль готовности детей к уроку.

2. Словарно-орфографическая работа.

-На доске написаны пары слов. Прочитайте их. Как, по-вашему, есть ли что-нибудь общее между астрой и астрономией? Зоопарком и зоологией? Или в этих парах слов случайные созвучия?

-Смысловую общность этих пар слов, как и многих других поможет понять этимология. Записываем в тетрадь с большой буквы:

ЭТИМОЛОГИЯ-наука о произношении слов.

- Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на партах (по листочку на парту). Прочитайте про слово АСТРА и АСТРОНОГИЯ. Какой вывод делаете об их сходстве?

-Запишите в тетрадь после слова ЭТИМОЛОГИЯ.

- Прочитайте о происхождении слов следующей пары.

- Какой вывод делаете об их сходстве?

-Запишите в тетрадь эти слова.

Ученики выслушивают предложения

Ученики записывают.

Различие между словами похожими по звучанию. Новый термин.

На доске таблички (ЗООЛОГИЯ, ЗООПАРК).

3. Повторение ранее изученного.

- Определите род и склонение этих существительных.

ЭТИМОЛОГИЯ

АСТРА

ЗООЛОГИЯ

ЗООПАРК

- Чем отличаются существительные женского рода I склонения?

- Какие именно?

- Запишем словосочетания под диктовку, правильно употребляя окончания.

По одному человеку идут к доске, остальные пишут в тетрадь с большой буквы, через запятую:

тетрадь по математике

тетрадь по геометрии

знания по этимологии

кабинет астрономии  

доклад по зоологии   

необходимость в инструкции                 

-Какие еще сущ. женского рода встретились в словосочетаниях?

-Назовите их (тетрадь, необходимость).

-Какие особенности в склонении сущ. 3 скл.  вы знаете?

-Продолжим записывать словосочетания через запятую:

цветки герани            

подойти к сирени      

писать в тетради        

выполнить работу в тетрадке                     

-Про какой род имени сущ. еще не говорили?

-К какому скл. относятся эти сущ.?  

-Какие проблемы возникают в правописании падежных окончаний?

-Чем похожи и чем отличаются сущ. ЧАЙ и ГЕРБАРИЙ?

-Дописываем словосочетания:

разместить в гербарии

прочитать о нарциссе

мечтать о ландыше   

провести вечер в планетарии                 

быть в путешествии  

прочитать о растении

-В чем же особенность двух последних словосочетаний?

-Сравните следующие слова. Чем они похожи и чем отличаются?

  гра[ч’]       до[ч’]

  кирпи[ч’]  мело[ч’]

-Как их сходства и различия влияют на написание?

-Вспомните, в каких еще случаях у сущ. возникает проблема в правописании мягкого знака после шипящих. Подсказкой будет словосочетание на доске:

решить много зада[ч’].

-Верно у существительных ж.р., мн.ч., Р.п. мягкий знак после шипящих не пишется.

-Продолжим записывать словосочетания:

непроглядная глушь

новый шаман             

модная вещь              

детский манеж            

юный скрипач               

громкая речь                

на небе много туч            

вода капает с крыш      

затопили печь                 

-На карточках даны предложения, в которых вам надо вставить пропущенные буквы. Затем сделаем взаимопроверку.

Российские студенты учатся во многих странах мира: в Англии и Америке, и Франции в Германии и Японии в Канаде  и Норвегии .

В печали , в радости ,                            в тревоге .

 

Свети мне, добрая звезда.

Ученики слушают и отвечают.

- ж.р., на -ия.

- ж.р., на -ия.

- ж.р., на -ия.

- м.р., 3 скл.

- Разные падежные окончания.

I скл., ж.р.:

Р.п. И

Д.п. Е

П.п. Е

    на –ия

Р.п. И

Д.п. И

П.п. И

(1 скл., Д.п.);

(-ия, Д.п.);

(-ия, Д.п.);

(-ия, Д.п.);

(-ия, Д.п.);

(-ия, П.п.).

(ж.р., 3 скл.)

III скл.

         Р.п.       –и

         Д.п.       –и

         П.п.       –и

(3 скл., Р.п.);

(3 скл., Д.п.);

(3 скл., П.п.);

(1 скл., П.п.);

(м. р. и ср. р.)

(2 скл.)

II скл.

        П.п.        –е

- Оба м.р., но у сущ. на –ий в П.п. окончание –и.

(-ий, П.п.);

(2 скл., П.п.);

(2 скл., П.п.);

(-ий, П.п.);

(-ие, П.п.);

(-ие, П.п.);

- Они ср.р. на –ие, поэтому в П.п. у них окончание –и.

- Отличаются родом и скл., похожи последним согл. звуками.

(гра(ч), доч(ь)).

(ж.р., 3скл.);

(м.р., 2 скл.);

(ж.р., 3 скл.);

(м.р., 2 скл.);

(м.р., 2 скл.);

(ж.р., 3 скл.);

(Р.п., мн.ч.);

(Р.п., мн.ч.);

(ж.р., 3скл.).

Англии (-ия, П.п.) и Америке (1 скл., П.п.), в Италии (-ия, П.п.) и Франции (-ия, П.п.), в Германии (-ия, П.п.) и Японии (-ия, П.п.), в Канаде (1 скл., П.п.) и Норвегии (-ия, П,п.)

В печали (3 скл. П.п.) , в радости (3 скл., П.п.),                            в тревоге (1скл., П.п.)

Разговор о склонении.

Таблица на доске.

4. Синтаксический разбор предложения..

- Какое это предложение?

   В мае месяце наши войска перешли в наступление.

- Запишите под диктовку предложение. Сделайте синтаксический разбор. Один человек к доске, остальные- в тетради.

- Повествовательное, невосклицательное, простое, не сложное.

5. Морфологический разбор.

-Выпишите слово «в мае». Делаем морфологический разбор. Один человек идёт к доске.

- В мае (май)- сущ., неодуш., нариц., м.р., 2 скл., в форме ед.ч., П.п., в предл. явл. обстоятельством.

Хвалю, объясняю то, что не понятно.

Веду индивидуальную работу на местах.

Контроль за осанкой детей.

6. Домашнее задание.

- А сейчас мы я вам дам домашнее задание. Открываем дневники и записываем : «упр. 97».

Ученики записывают.

7. Итог урока.

- Какую часть речи мы сегодня повторяли?

- Что вы знаете о склонении существительных?

- Какие особенности написания имён существительных повторяли?

- Приведите примеры.

-Спасибо за урок, досвидания.

Ученики отвечают

- До свидания.

                                             

                                              


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

960. Исследование физических свойств механизма 449.5 KB
  Определение недостающих размеров механизма. Определение уравновешивающей силы методом рычага Жуковского. Геометрический расчет равносмещённого зубчатого зацепления. Определение скоростей и частот вращения звеньев. Синтез плоского кулачкового механизма.
961. История экономической мысли 521.5 KB
  Предмет и метод истории экономической мысли. Неолиберализм (западногерманский). Экономическая мысль древнего Китая. Российская экономическая мысль советского периода. Российский марксизм о развитии капитализма в России. Экономические теории последователей Кейнса (Харрод, Хансен, Сраффа). Элементы политики меркантилизма в России. Теория западного или индустриального капитализма.
962. Теория и практика бокса 185 KB
  Планирование тренировочных занятий боксеров. Физическая подготовка боксеров. Боевые позиции и боевая стойка. История возникновения бокса. Классификация технических действий боксеров. Биомеханические основы движений боксеров.
963. Разработка электропитающей установки 435.5 KB
  Выбор системы электропитания станционных устройств. Структурно-функциональный состав ЭПУ поста ЭЦ. Расчет преобразователя ппв-1 (полупроводниковый преобразователь выпрямитель). Расчет мощности рельсовых цепей и преобразовательных панелей ПП25-ЭЦК. Расчет вводной панели ПВ-ЭЦК, нагрузки на внешние сети переменного тока и выбор ДГА.
964. Разработка базы данных для книжного магазина 590 KB
  В магазине хранится огромное количество книг, услугами магазина пользуются довольно много людей. Для обеспечения оперативности ведения информации о книгах и клиентах необходима автоматизированная система, основанная на современной базе данных. Использование базы данных и автоматизированной системы для работы с базой данных существенно сократит время обслуживания клиентов и время работы с библиотекой по систематизации информации о книгах, по сбору информации о должниках и многие другие задачи.
965. Знакомство с предприятиями, специализирующихся на механической обработке древесины 177.5 KB
  ОАО Лесопильно - деревообрабатывающий комбинат №3. Завод клееной древесины ООО Кардинал. Архангельский фанерный завод. Новодвинская мебельная фабрика.
966. Разработка программы для гипотетического (иллюстрированного) микропроцессора 425 KB
  Задан массив из пяти элементов - целых положительных чисел. Необходимо написать программу для гипотетического (иллюстрированного) микропроцессора. Эта программа позволит выполнять различные манипуляции с элементами массива.
967. Изучение стандартных функций MS Excel, позволяющих автоматизировать процесс решения финансовых задач 873.5 KB
  Анализ предметной области финансовых задач. Описание средств электронной таблицы MS Excel для проведения экономических расчетов. Реализация технологии решения задачи с использованием электронного табличного процессора.
968. Определение с точностью площади криволинейной трапеции 585 KB
  Для поиска константы C будем пользоваться методом золотого сечения. Для определения площади криволинейной трапеции воспользуемся методом Симпсона. Для решения поставленного уравнения используем метод половинного деления.