55827

Имя существительное

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Обучить детей различать имя существительное от остальных частей речи и правильно писать окончания с помощью склонений и падежей. Обучить детей правильно писать окончания с помощью склонений и падежей.

Русский

2014-03-30

57.5 KB

0 чел.

Тема: «Имя существительное».

Цель:  Обучить детей различать имя существительное от остальных частей речи и правильно писать окончания с помощью склонений и падежей.

Задачи:

- образовательная.

   1) Обучить детей правильно писать окончания с помощью склонений и падежей.

   2) Закрепить умения детей различать имя существительное от остальных частей речи.

- воспитательная.

   1) Воспитывать самостоятельность в выполнении упражнений.

   2) Воспитывать понятие о дисциплине.

- развивающая.

   1) Развивать умение склонять.

   2) Развивать словарный запас.

   

   

                                      

                               

                                      

                                                 

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Примечание

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ученики! Меня зовут Дарья Дмитриевна и я проведу сегодня у вас урок русского языка. Садитесь пожалуйста за парты.  Уберите всё лишнее с парты и внимательно меня слушайте.

Ученики садятся за парты и слушают.

Настрой на работу. Контроль готовности детей к уроку.

2. Словарно-орфографическая работа.

-На доске написаны пары слов. Прочитайте их. Как, по-вашему, есть ли что-нибудь общее между астрой и астрономией? Зоопарком и зоологией? Или в этих парах слов случайные созвучия?

-Смысловую общность этих пар слов, как и многих других поможет понять этимология. Записываем в тетрадь с большой буквы:

ЭТИМОЛОГИЯ-наука о произношении слов.

- Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на партах (по листочку на парту). Прочитайте про слово АСТРА и АСТРОНОГИЯ. Какой вывод делаете об их сходстве?

-Запишите в тетрадь после слова ЭТИМОЛОГИЯ.

- Прочитайте о происхождении слов следующей пары.

- Какой вывод делаете об их сходстве?

-Запишите в тетрадь эти слова.

Ученики выслушивают предложения

Ученики записывают.

Различие между словами похожими по звучанию. Новый термин.

На доске таблички (ЗООЛОГИЯ, ЗООПАРК).

3. Повторение ранее изученного.

- Определите род и склонение этих существительных.

ЭТИМОЛОГИЯ

АСТРА

ЗООЛОГИЯ

ЗООПАРК

- Чем отличаются существительные женского рода I склонения?

- Какие именно?

- Запишем словосочетания под диктовку, правильно употребляя окончания.

По одному человеку идут к доске, остальные пишут в тетрадь с большой буквы, через запятую:

тетрадь по математике

тетрадь по геометрии

знания по этимологии

кабинет астрономии  

доклад по зоологии   

необходимость в инструкции                 

-Какие еще сущ. женского рода встретились в словосочетаниях?

-Назовите их (тетрадь, необходимость).

-Какие особенности в склонении сущ. 3 скл.  вы знаете?

-Продолжим записывать словосочетания через запятую:

цветки герани            

подойти к сирени      

писать в тетради        

выполнить работу в тетрадке                     

-Про какой род имени сущ. еще не говорили?

-К какому скл. относятся эти сущ.?  

-Какие проблемы возникают в правописании падежных окончаний?

-Чем похожи и чем отличаются сущ. ЧАЙ и ГЕРБАРИЙ?

-Дописываем словосочетания:

разместить в гербарии

прочитать о нарциссе

мечтать о ландыше   

провести вечер в планетарии                 

быть в путешествии  

прочитать о растении

-В чем же особенность двух последних словосочетаний?

-Сравните следующие слова. Чем они похожи и чем отличаются?

  гра[ч’]       до[ч’]

  кирпи[ч’]  мело[ч’]

-Как их сходства и различия влияют на написание?

-Вспомните, в каких еще случаях у сущ. возникает проблема в правописании мягкого знака после шипящих. Подсказкой будет словосочетание на доске:

решить много зада[ч’].

-Верно у существительных ж.р., мн.ч., Р.п. мягкий знак после шипящих не пишется.

-Продолжим записывать словосочетания:

непроглядная глушь

новый шаман             

модная вещь              

детский манеж            

юный скрипач               

громкая речь                

на небе много туч            

вода капает с крыш      

затопили печь                 

-На карточках даны предложения, в которых вам надо вставить пропущенные буквы. Затем сделаем взаимопроверку.

Российские студенты учатся во многих странах мира: в Англии и Америке, и Франции в Германии и Японии в Канаде  и Норвегии .

В печали , в радости ,                            в тревоге .

 

Свети мне, добрая звезда.

Ученики слушают и отвечают.

- ж.р., на -ия.

- ж.р., на -ия.

- ж.р., на -ия.

- м.р., 3 скл.

- Разные падежные окончания.

I скл., ж.р.:

Р.п. И

Д.п. Е

П.п. Е

    на –ия

Р.п. И

Д.п. И

П.п. И

(1 скл., Д.п.);

(-ия, Д.п.);

(-ия, Д.п.);

(-ия, Д.п.);

(-ия, Д.п.);

(-ия, П.п.).

(ж.р., 3 скл.)

III скл.

         Р.п.       –и

         Д.п.       –и

         П.п.       –и

(3 скл., Р.п.);

(3 скл., Д.п.);

(3 скл., П.п.);

(1 скл., П.п.);

(м. р. и ср. р.)

(2 скл.)

II скл.

        П.п.        –е

- Оба м.р., но у сущ. на –ий в П.п. окончание –и.

(-ий, П.п.);

(2 скл., П.п.);

(2 скл., П.п.);

(-ий, П.п.);

(-ие, П.п.);

(-ие, П.п.);

- Они ср.р. на –ие, поэтому в П.п. у них окончание –и.

- Отличаются родом и скл., похожи последним согл. звуками.

(гра(ч), доч(ь)).

(ж.р., 3скл.);

(м.р., 2 скл.);

(ж.р., 3 скл.);

(м.р., 2 скл.);

(м.р., 2 скл.);

(ж.р., 3 скл.);

(Р.п., мн.ч.);

(Р.п., мн.ч.);

(ж.р., 3скл.).

Англии (-ия, П.п.) и Америке (1 скл., П.п.), в Италии (-ия, П.п.) и Франции (-ия, П.п.), в Германии (-ия, П.п.) и Японии (-ия, П.п.), в Канаде (1 скл., П.п.) и Норвегии (-ия, П,п.)

В печали (3 скл. П.п.) , в радости (3 скл., П.п.),                            в тревоге (1скл., П.п.)

Разговор о склонении.

Таблица на доске.

4. Синтаксический разбор предложения..

- Какое это предложение?

   В мае месяце наши войска перешли в наступление.

- Запишите под диктовку предложение. Сделайте синтаксический разбор. Один человек к доске, остальные- в тетради.

- Повествовательное, невосклицательное, простое, не сложное.

5. Морфологический разбор.

-Выпишите слово «в мае». Делаем морфологический разбор. Один человек идёт к доске.

- В мае (май)- сущ., неодуш., нариц., м.р., 2 скл., в форме ед.ч., П.п., в предл. явл. обстоятельством.

Хвалю, объясняю то, что не понятно.

Веду индивидуальную работу на местах.

Контроль за осанкой детей.

6. Домашнее задание.

- А сейчас мы я вам дам домашнее задание. Открываем дневники и записываем : «упр. 97».

Ученики записывают.

7. Итог урока.

- Какую часть речи мы сегодня повторяли?

- Что вы знаете о склонении существительных?

- Какие особенности написания имён существительных повторяли?

- Приведите примеры.

-Спасибо за урок, досвидания.

Ученики отвечают

- До свидания.

                                             

                                              


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8911. Множественное наследование в языке С++ 195.5 KB
  Множественное наследование в языке С++. 1. Цель работы Целью лабораторной работы является получение практических навыков при использовании множественного наследования в языке С++. 2. Темы для предварительного изучения Введение в классы П...
8912. Описать технологию ремонта аккумуляторных батарей 108 KB
  Описать технологию ремонта аккумуляторных батарей (проверку состояния аккумулятора, разборку, восстановление деталей, сборку, приготовление электролита и зарядку батарей, технические условия и контроль качества ремонта). Указать применяемое оборудов...
8913. Лекции по теоретической механике 774 KB
  Лекции по теоретической механике Динамика точки Лекция 1 Основные понятия динамики В разделе Динамика изучается движение тел под действием приложенных к ним сил. Поэтому, кроме тех понятий, которые вводились в разделе Кинематика, здесь необход...
8914. Методология проектирования автоматизированных информационных технологий управления 154.5 KB
  Методология проектирования автоматизированных информационных технологий управления Понятие управления по функциям Создание автоматизированных информационных технологий управления представляет собой эволюционный процесс. Именно поэтому информационные...
8915. Процедуры присуждения ученой степени и ученого звания 115.5 KB
  Процедуры присуждения ученой степени и ученого звания Учебные вопросы: 1. Процедуры присуждения ученой степени. 2. Процедуры присуждения ученого звания. 3. Принципы процедур присуждения ученой степени и ученого звания. Нормативные акты: 1. Постановл...
8916. Управление как система 112.5 KB
  Управление как система Сущность системного подхода к управлению. Кибернетическая модель управления организацией. Виды управления. Типы управления. Термин система в переводе с греческого означает целое, составленное из отдельных частей. В настоящее...
8917. Информационная система 131.5 KB
  Информационная система Этапы развития информационных систем управления в России. Информационная пирамида. Основные направления развития автоматизации управления. Комплексная автоматизация бизнес-процессов.
8918. Испытания и подтверждение соответствия средств измерений 60.5 KB
  Испытания и подтверждение соответствия средств измерений Основные положения системы испытаний и утверждения типов средств измерений, подлежащих применению в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора...
8919. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные правоотношения 95 KB
  Административно–процессуальные нормы и административно–процессуальные правоотношения Учебные вопросы: Понятие и характеристика административно-процессуальных норм. Роль и место административно–процессуальных норм...