55828

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

По вертикали: 4душем 5свечой 6больницей Время на выполнение упражнения 5 минут. На выполнение задания не более 5 минут. Письменное выполнение упражнения в тетрадях. На выполнение задания 8 минут.

Русский

2014-03-30

54.5 KB

1 чел.

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему «Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».

Цель урока:

  •  обучающая: познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать умение распознавать условия выбора орфограммы: часть речи, часть слова, ударение; формировать умение видеть орфограмму и её опознавательные признаки, правильно писать гласные о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных;
  •  развивающая: способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; развивать умение учащихся самостоятельно получать знания; развивать мыслительные процессы: сопоставление, анализ, классификация, внимание, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
  •  воспитательная: создать условия для воспитания у учащихся культуры общения; создать условия для воспитания у учащихся культуры умственного труда.

Тип урока: урок закрепления новых знаний и формирования умений.

Оборудование: классная доска, учебник русского языка для 5 класса (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов), план – конспект урока.

Ход урока:

  1.  организационный момент.

На доске написана тема урока.

Приветствие.

2.повторение и закрепление темы, изученной на прошлом уроке.

-вспомните, какое правило мы изучили на прошлом уроке?

-кто сможет рассказать его, не глядя в учебник?(опросить несколько учеников)

-приведите какие-нибудь примеры?(опросить несколько учеников)

Опрос не более 5 минут.

-На этом уроке мы продолжим тренироваться в правильном написании букв О и Е в окончаниях слов.

  •  Посмотрите на доску. Давайте решим небольшой кроссворд. Вам нужно разгадать  его, вписав слова в форме творительного падежа.

По горизонтали:

1. Вихрь, поднимающий столбом воду, песок.

2. Продолговатый кусок ткани, предназначенный для вытирания.

3. Дом с обслуживанием для временного проживания приезжающих.

По вертикали:

4. Приспособление для обливания мелкими струями воды.

5. Палочка из воска с фитилем внутри для освещения.

6. Медицинское учреждение для длительного лечения.

Ответы: по горизонтали 1-смерчем, 2-полотенцем,3-гостиницей. По вертикали: 4-душем, 5-свечой, 6-больницей

Время на выполнение упражнения 5 минут.

  •  Диктант у доски. Один ученик идет к доске. Учитель диктует несколько слов, ученик ставит их в форму творительного падежа и записывает только слова на изученную орфограмму, графически ее выделяя. Остальные выполняют в тетради.

Адрес, столица, вагон, вокзал, улица, квартира, февраль, север, лестница, магазин, больница, юноша, карандаш, мастер, обруч, еж, шалаш.

На выполнение задания не более 5 минут.

  •  Письменное выполнение упражнения в тетрадях. Учитель диктует стихотворение, ученики записывают. Необходимо проговорить, что каждая строчка начинается с большой буквы. Все знаки препинания так же проговариваются учителем. Ученики самостоятельно графически объясняют написание трудных слов.

Над крышей птицей вьется,
В оконце бьет луч
ом,
В нем отражаясь солнц
ем,
Как золотым меч
ом,
С метелиц
ею споря - ненужным багажом,
Ее оставит в поле - за дальним рубеж
ом.
Пожарищ
ем – зарницей так управлять он рад,
В зеленой колеснице к нам катит месяц март.

Зарница - кратковременная вспышка света, наблюдаемая на ночном небе.

Ученики объясняют написание слов на изученную орфограмму.

На выполнение задания 8 минут.

  •  Упражнение  выполняется у доски.

-К данным словосочетаниям подберите слова – синонимы и поставьте их в творительный падеж.  Слова обязательно должны быть на нашу орфограмму, то есть оканчиваться на шипящий или Ц.

-Все помнят что такое слова – синонимы? Кто может объяснить? 

Границу по-другому называют (рубежом), воина (бойцом), доктора (врачом), луну (месяцем), свидетеля (очевидцем), поэта (стихотворцем) ,вид местности (пейзажем), грубияна (невежей).

Время на выполнение упражнения 5 минут.

  •  Письменное выполнение упражнения 558.

К доске идет ученик, делает морфологический разбор  слова «на карте».

На карте – сущ., на чем?- предмет.

  1.  Карта
  2.  П.п.: нариц., неод., 1 скл., ж.р.
  3.  Н.п.: П.п., ед.ч.
  4.  Не нашел (где? На чем?) на карте (подчеркиваем как обстоятельство).

-Давайте вспомним, как оформляется диалог на письме? (тире  в начале нового высказывания.) Не забывайте выделять обращения запятыми.

-Нужно оформить текст в виде диалога и вставить пропущенные знаки препинания. Так же в упражнении требуется сделать пунктуационный разбор предложения под цифрой 5. Его сделать устно.(стр 91). Самостоятельное выполнение задания в тетрадях.

Проверка упражнения.

-и так, какой диалог у вас получился? В каком предложении необходимо было вставить пропущенные знаки препинания?

-какое окончание вы написали в слове «невежей»? почему?

-проверим пунктуационный разбор предложения.

-А ты, Алеша, перепутал слова «невежа» и «невежда».

В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Существительное «Алеша» обособлено запятыми, так как это обращение. Существительные «невежа» и «невежда» это однородные определения, запятой не обособляются, так как связаны союзом «и».

На выполнение упражнения 10 минут.

  •  Устное выполнение упражнения 557.

На выполнение упражнения 5 минут.

  •  Домашнее задание.

Упражнение 560.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77185. Планирование кадров предприятия и их подбор 233.5 KB
  Проблемы социально-экономических преобразований, происходящих в Российском обществе, позволили осознать и оценить задачи, стоящие перед работниками кадровых служб предприятий. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить.
77186. Технологии управления персоналом 207 KB
  По своим свойствам люди существенно отличаются от любых других используемых организациями ресурсов, а следовательно, требуют особых методов управления. Специфика человеческих ресурсов состоит в следующем.
77187. Рынок и оценка жилой недвижимости 206.5 KB
  Принципиальная разница состоит в том, что последний служит потребностям бизнеса – рациональным, структурным и предсказуемым. Рынок жилой недвижимости служит потребностям людей – эмоциональным, неструктурным и непредсказуемым.
77188. Знаковизначенні квадратичні форми 279 KB
  Познайомити з послідовністю приведення квадратичної форми до нормального вигляду; вивчити закон інерції квадратичної форми; познайомити з поняттями додатної та від’ємної визначеності квадратичної форми та вивчити критерії додатної визначеності. Нормальний вид комплексної і нормальний вид дійсної квадратичної форми. Знаковизначенні квадратичні форми.
77189. Анализ основных изменений, внесенных в Трудовой кодекс Российской Федерации с момента его принятия по август 2006 года 198.5 KB
  Кодекс законов о труде 1918 года имеет достаточно стройную для своего времени структуру. Рассматривая Кодекс видим, что он состоит из введения, 9 разделов и 5 приложений. Используя современную терминологию можно выделить основные моменты в каждом разделе...
77190. Проведение интервью с кандидатом на вакантную должность 181.5 KB
  Число кандидатов, приглашаемых Вами для собеседования, зависит в определенной степени от того, сколько времени Вы выделили на собеседование. Главная цель - обеспечить отбор наилучших претендентов для включения в окончательный список.
77191. Презентационные и коммуникативные навыки тренинг-менеджера 177 KB
  Каждый тренер знает, что его коммуникативные и презентационные навыки — это существенная часть рабочего инструментария. Пожалуй, ни один тренер не станет спорить с тем, что умение видеть, слышать и понимать группу не менее важно, чем внятное предъявление себя.
77192. Факторы формирования чувства преданности организации 153.5 KB
  В России организационная психология по целому ряду социально - экономических, политических, внутринаучных и прочих причин долгое время не рассматривалась как достаточно дифференцированный самостоятельный раздел науки.