55828

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

По вертикали: 4душем 5свечой 6больницей Время на выполнение упражнения 5 минут. На выполнение задания не более 5 минут. Письменное выполнение упражнения в тетрадях. На выполнение задания 8 минут.

Русский

2014-03-30

54.5 KB

1 чел.

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему «Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».

Цель урока:

  •  обучающая: познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать умение распознавать условия выбора орфограммы: часть речи, часть слова, ударение; формировать умение видеть орфограмму и её опознавательные признаки, правильно писать гласные о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных;
  •  развивающая: способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; развивать умение учащихся самостоятельно получать знания; развивать мыслительные процессы: сопоставление, анализ, классификация, внимание, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
  •  воспитательная: создать условия для воспитания у учащихся культуры общения; создать условия для воспитания у учащихся культуры умственного труда.

Тип урока: урок закрепления новых знаний и формирования умений.

Оборудование: классная доска, учебник русского языка для 5 класса (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов), план – конспект урока.

Ход урока:

  1.  организационный момент.

На доске написана тема урока.

Приветствие.

2.повторение и закрепление темы, изученной на прошлом уроке.

-вспомните, какое правило мы изучили на прошлом уроке?

-кто сможет рассказать его, не глядя в учебник?(опросить несколько учеников)

-приведите какие-нибудь примеры?(опросить несколько учеников)

Опрос не более 5 минут.

-На этом уроке мы продолжим тренироваться в правильном написании букв О и Е в окончаниях слов.

  •  Посмотрите на доску. Давайте решим небольшой кроссворд. Вам нужно разгадать  его, вписав слова в форме творительного падежа.

По горизонтали:

1. Вихрь, поднимающий столбом воду, песок.

2. Продолговатый кусок ткани, предназначенный для вытирания.

3. Дом с обслуживанием для временного проживания приезжающих.

По вертикали:

4. Приспособление для обливания мелкими струями воды.

5. Палочка из воска с фитилем внутри для освещения.

6. Медицинское учреждение для длительного лечения.

Ответы: по горизонтали 1-смерчем, 2-полотенцем,3-гостиницей. По вертикали: 4-душем, 5-свечой, 6-больницей

Время на выполнение упражнения 5 минут.

  •  Диктант у доски. Один ученик идет к доске. Учитель диктует несколько слов, ученик ставит их в форму творительного падежа и записывает только слова на изученную орфограмму, графически ее выделяя. Остальные выполняют в тетради.

Адрес, столица, вагон, вокзал, улица, квартира, февраль, север, лестница, магазин, больница, юноша, карандаш, мастер, обруч, еж, шалаш.

На выполнение задания не более 5 минут.

  •  Письменное выполнение упражнения в тетрадях. Учитель диктует стихотворение, ученики записывают. Необходимо проговорить, что каждая строчка начинается с большой буквы. Все знаки препинания так же проговариваются учителем. Ученики самостоятельно графически объясняют написание трудных слов.

Над крышей птицей вьется,
В оконце бьет луч
ом,
В нем отражаясь солнц
ем,
Как золотым меч
ом,
С метелиц
ею споря - ненужным багажом,
Ее оставит в поле - за дальним рубеж
ом.
Пожарищ
ем – зарницей так управлять он рад,
В зеленой колеснице к нам катит месяц март.

Зарница - кратковременная вспышка света, наблюдаемая на ночном небе.

Ученики объясняют написание слов на изученную орфограмму.

На выполнение задания 8 минут.

  •  Упражнение  выполняется у доски.

-К данным словосочетаниям подберите слова – синонимы и поставьте их в творительный падеж.  Слова обязательно должны быть на нашу орфограмму, то есть оканчиваться на шипящий или Ц.

-Все помнят что такое слова – синонимы? Кто может объяснить? 

Границу по-другому называют (рубежом), воина (бойцом), доктора (врачом), луну (месяцем), свидетеля (очевидцем), поэта (стихотворцем) ,вид местности (пейзажем), грубияна (невежей).

Время на выполнение упражнения 5 минут.

  •  Письменное выполнение упражнения 558.

К доске идет ученик, делает морфологический разбор  слова «на карте».

На карте – сущ., на чем?- предмет.

  1.  Карта
  2.  П.п.: нариц., неод., 1 скл., ж.р.
  3.  Н.п.: П.п., ед.ч.
  4.  Не нашел (где? На чем?) на карте (подчеркиваем как обстоятельство).

-Давайте вспомним, как оформляется диалог на письме? (тире  в начале нового высказывания.) Не забывайте выделять обращения запятыми.

-Нужно оформить текст в виде диалога и вставить пропущенные знаки препинания. Так же в упражнении требуется сделать пунктуационный разбор предложения под цифрой 5. Его сделать устно.(стр 91). Самостоятельное выполнение задания в тетрадях.

Проверка упражнения.

-и так, какой диалог у вас получился? В каком предложении необходимо было вставить пропущенные знаки препинания?

-какое окончание вы написали в слове «невежей»? почему?

-проверим пунктуационный разбор предложения.

-А ты, Алеша, перепутал слова «невежа» и «невежда».

В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Существительное «Алеша» обособлено запятыми, так как это обращение. Существительные «невежа» и «невежда» это однородные определения, запятой не обособляются, так как связаны союзом «и».

На выполнение упражнения 10 минут.

  •  Устное выполнение упражнения 557.

На выполнение упражнения 5 минут.

  •  Домашнее задание.

Упражнение 560.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48265. Редагування як вид професійної діяльності і складова редакційно-видавничого процесу 256 KB
  Редагування як вид професійної діяльності і складова редакційновидавничого процесу. План Предмет і завдання курсу Загальне редагування. Зміст поняття редагування.
48266. ЕКОНОМІЧНА ІНФОРМАЦІЯ І ЗАСОБИ ЇЇ ФОРМАЛІЗОВАНОГО ОПИСУ 186 KB
  ЕКОНОМІЧНА ІНФОРМАЦІЯ І ЗАСОБИ ЇЇ ФОРМАЛІЗОВАНОГО ОПИСУ Економiчна інформація ЕКІ це послiдовнiсть повiдомлень економiчного змiсту що можуть бути введенi вiдображенi збереженi обробленi переданi та загалом використанi для прийняття управлiнських рiшень на рiвнi окремих установ чи структурних одиниць так i економiки в цiлому. Економiчна інформація ЕКІ один з найбiльш масових рiзновидiв iнформацiї що вiдображає процеси виробництва розподiлу обмiну i споживання матерiальних благ та послуг. Види ЕКІ Вiдповiдно до виконуваних...
48267. Бюджетний механізм, його призначення та структура, роль в регулюванні соціально-економічних процесів у державі 45 KB
  Бюджетний механізм його призначення та структура роль в регулюванні соціальноекономічних процесів у державі. Бюджетний механізм може бути охарактеризований як комплекс спеціально розроблених і законодавчо закріплених у державі форм і методів створення і використання фінансових ресурсів для регулювання економічних і соціальних процесів. В економічній літературі відсутня єдина думка щодо визначення поняття фінансовий механізм . У працях провідних західних учених фінансовий механізм не вивчається як окремий об'єкт але всебічно досліджуються...
48268. Використання природи як засобу виховання в історії російської педагогіки 69.5 KB
  Мукачево 2011 Тема: Використання природи як засобу виховання в історії російської педагогіки. Концепція національного виховання âОсвітаâ. Теорія національного виховання.
48269. АВТОМАТИЗАЦІЯ ТЕХНОЛОГІЧНИХ ПРОЦЕСІВ ТА ОБЄКТІВ В ЧОРНІЙ МЕТАЛУРГІЇ 15.25 MB
  Всі задачі контролю і регулювання вихідних параметрів процесів і обєктів класифікуються таким чином: 1 Задача стабілізації параметрів. Структура: 2 Задача програмного регулювання програмна зміна параметрів. 3 Задача слідкуючого регулювання співвідношення паливоповітря. Розглянемо задачу регулювання співвідношення паливоповітря для одної зони методичної печі.
48270. Понятие и классификация компьютерных вирусов 198 KB
  Так репликаторные программы благодаря своему быстрому воспроизводству приводят к переполнению основной памяти при этом уничтожение программ-репликаторов усложняется если воспроизводимые программы не являются точными копиями оригинала. В компьютерных сетях распространены программычерви. Например такая вирусная программа начинает работать после некоторого числа прикладной программы комплекса при наличии или отсутствии определенного файла или записи файла и т. Программы-мутанты самовоспроизводясь воссоздают копии которые явно отличаются...
48271. Банковское дело 797.5 KB
  Организационноправовые основы создания банка и его структурных подразделений 1. Понятие банка и его организационноправовая форма Банк кредитная организация которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности платности срочности открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. БР устанавливает определенные требования к...
48272. Беларусь у перыяд спаборніцтва і канкурэнцыі двух сацыяльна-палітычных сістэм (2-я палова 40-х – 80-я гг.) 97 KB
  Грамадскапалітычнае жыццё БССР ва ўмовах 2хрушчоўскай адлігіâ. Сацыяльнаэканамічнае развіццё БССР у 7080я гг. Пад час ваенных дзеянняў і акупацыі было разбурана і спалелна 209 гарадоў і раёцных цэнтраў рэспублікі нашчэнту была разбурана сталіца БССР Мінск: Пасля вайны нават ставіліся пытанні аб пёраносе сталіцы рэспублікі ў г. у БССР было адноўлена 196 машынабудаўнічых прадпрыемства дзе быў арганізаваны рамонт і выпуск вайсковай тэхнікі і прадукцыі.
48273. Международные экономические отношения 83 KB
  1999 год Тема: Международные товарные биржи. Международные товарные биржи: понятие виды функции. Россия времена Петра I наибольшее развитие биржи получили в СанктПетербурге торговали в основном государственной мануфактурной продукцией. Биржи просуществовали вплоть до 19281929 г.