55828

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

По вертикали: 4душем 5свечой 6больницей Время на выполнение упражнения 5 минут. На выполнение задания не более 5 минут. Письменное выполнение упражнения в тетрадях. На выполнение задания 8 минут.

Русский

2014-03-30

54.5 KB

1 чел.

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему «Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».

Цель урока:

  •  обучающая: познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать умение распознавать условия выбора орфограммы: часть речи, часть слова, ударение; формировать умение видеть орфограмму и её опознавательные признаки, правильно писать гласные о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных;
  •  развивающая: способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; развивать умение учащихся самостоятельно получать знания; развивать мыслительные процессы: сопоставление, анализ, классификация, внимание, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
  •  воспитательная: создать условия для воспитания у учащихся культуры общения; создать условия для воспитания у учащихся культуры умственного труда.

Тип урока: урок закрепления новых знаний и формирования умений.

Оборудование: классная доска, учебник русского языка для 5 класса (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов), план – конспект урока.

Ход урока:

  1.  организационный момент.

На доске написана тема урока.

Приветствие.

2.повторение и закрепление темы, изученной на прошлом уроке.

-вспомните, какое правило мы изучили на прошлом уроке?

-кто сможет рассказать его, не глядя в учебник?(опросить несколько учеников)

-приведите какие-нибудь примеры?(опросить несколько учеников)

Опрос не более 5 минут.

-На этом уроке мы продолжим тренироваться в правильном написании букв О и Е в окончаниях слов.

  •  Посмотрите на доску. Давайте решим небольшой кроссворд. Вам нужно разгадать  его, вписав слова в форме творительного падежа.

По горизонтали:

1. Вихрь, поднимающий столбом воду, песок.

2. Продолговатый кусок ткани, предназначенный для вытирания.

3. Дом с обслуживанием для временного проживания приезжающих.

По вертикали:

4. Приспособление для обливания мелкими струями воды.

5. Палочка из воска с фитилем внутри для освещения.

6. Медицинское учреждение для длительного лечения.

Ответы: по горизонтали 1-смерчем, 2-полотенцем,3-гостиницей. По вертикали: 4-душем, 5-свечой, 6-больницей

Время на выполнение упражнения 5 минут.

  •  Диктант у доски. Один ученик идет к доске. Учитель диктует несколько слов, ученик ставит их в форму творительного падежа и записывает только слова на изученную орфограмму, графически ее выделяя. Остальные выполняют в тетради.

Адрес, столица, вагон, вокзал, улица, квартира, февраль, север, лестница, магазин, больница, юноша, карандаш, мастер, обруч, еж, шалаш.

На выполнение задания не более 5 минут.

  •  Письменное выполнение упражнения в тетрадях. Учитель диктует стихотворение, ученики записывают. Необходимо проговорить, что каждая строчка начинается с большой буквы. Все знаки препинания так же проговариваются учителем. Ученики самостоятельно графически объясняют написание трудных слов.

Над крышей птицей вьется,
В оконце бьет луч
ом,
В нем отражаясь солнц
ем,
Как золотым меч
ом,
С метелиц
ею споря - ненужным багажом,
Ее оставит в поле - за дальним рубеж
ом.
Пожарищ
ем – зарницей так управлять он рад,
В зеленой колеснице к нам катит месяц март.

Зарница - кратковременная вспышка света, наблюдаемая на ночном небе.

Ученики объясняют написание слов на изученную орфограмму.

На выполнение задания 8 минут.

  •  Упражнение  выполняется у доски.

-К данным словосочетаниям подберите слова – синонимы и поставьте их в творительный падеж.  Слова обязательно должны быть на нашу орфограмму, то есть оканчиваться на шипящий или Ц.

-Все помнят что такое слова – синонимы? Кто может объяснить? 

Границу по-другому называют (рубежом), воина (бойцом), доктора (врачом), луну (месяцем), свидетеля (очевидцем), поэта (стихотворцем) ,вид местности (пейзажем), грубияна (невежей).

Время на выполнение упражнения 5 минут.

  •  Письменное выполнение упражнения 558.

К доске идет ученик, делает морфологический разбор  слова «на карте».

На карте – сущ., на чем?- предмет.

  1.  Карта
  2.  П.п.: нариц., неод., 1 скл., ж.р.
  3.  Н.п.: П.п., ед.ч.
  4.  Не нашел (где? На чем?) на карте (подчеркиваем как обстоятельство).

-Давайте вспомним, как оформляется диалог на письме? (тире  в начале нового высказывания.) Не забывайте выделять обращения запятыми.

-Нужно оформить текст в виде диалога и вставить пропущенные знаки препинания. Так же в упражнении требуется сделать пунктуационный разбор предложения под цифрой 5. Его сделать устно.(стр 91). Самостоятельное выполнение задания в тетрадях.

Проверка упражнения.

-и так, какой диалог у вас получился? В каком предложении необходимо было вставить пропущенные знаки препинания?

-какое окончание вы написали в слове «невежей»? почему?

-проверим пунктуационный разбор предложения.

-А ты, Алеша, перепутал слова «невежа» и «невежда».

В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Существительное «Алеша» обособлено запятыми, так как это обращение. Существительные «невежа» и «невежда» это однородные определения, запятой не обособляются, так как связаны союзом «и».

На выполнение упражнения 10 минут.

  •  Устное выполнение упражнения 557.

На выполнение упражнения 5 минут.

  •  Домашнее задание.

Упражнение 560.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48832. Расчёт абсорбера сырого газа 412.5 KB
  Насадочные колонны являются наиболее распространенным типом абсорбционного аппарата. Это объясняется простотой их устройства, удовлетворительной работой и возможностью применения для агрессивных сред.
48833. Влияние организационной культуры на формирование системы мотивации и стимулирования персонала в ООО «Адидас» 167.5 KB
  Неэффективная система мотивации может вызвать у работников неудовлетворенность, что всегда влечет к снижение производительности труда. С другой стороны, эффективная система стимулирует производительность персонала, повышает эффективность человеческих ресурсов, обеспечивает достижение всего комплекса целей системы.
48835. Разработка малярного отделения АТП на 417 автомобилей ГАЗ-2410 726.5 KB
  Малярный участок. Малярные работы являются завершающими при ремонте кузова автомобиля, потому в малярный участок автомобили поступают после выполнения всех видов работ. При организации работы в малярном участке наибольшее число рабочих мест создается для подготовки автомобиля к окраске
48836. Финансы и финансовые отношения государства 262 KB
  Финансовая работа — практическая деятельность людей по управлению финансами организации. Конечной целью этой деятельности является достижение наилучших результатов при наименьших затратах. Под результатами понимаются как экономические, так и социальные показатели деятельности.
48837. Расчёт и проектирование однооборотной рычажно-зубчатой измерительной головки 610.5 KB
  Для регулировки натяжения волоска внутренний его конец неподвижно крепится в прорези втулки на оси большого зубчатого колеса; а наружный конец крепиться с помощью конического штифта в цилиндрическом штифте находящемся в крышке верхней платы. Для регулировки волоска следует немного ослабить конический штифт т. наружное крепление волоска и протащить волосок тем самым изменив его натяжение. Теперь найдём моменты трения в опорах от веса подвижных узлов: Кулиса: гмм Сектор: гмм Триб: гмм Суммарный момент трения приведённый к оси...
48838. Схема холодильной установки распределительного холодильника в г.Ловозеро 1.63 MB
  1 где tв2 температура воздуха на выходе из конденсатора определяется по формуле 6 с.2 где tв1 температура воздуха на входе в конденсатор Температура воздуха на входе в конденсатор для воздушного конденсатора принимается равной наружной расчетной температуре которая находится по формуле 2 с. 71 Требуемая массовая производительность компрессора низкой ступени определиться по формуле: 3. Тогда по формуле 3.