55828

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

По вертикали: 4душем 5свечой 6больницей Время на выполнение упражнения 5 минут. На выполнение задания не более 5 минут. Письменное выполнение упражнения в тетрадях. На выполнение задания 8 минут.

Русский

2014-03-30

54.5 KB

1 чел.

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему «Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».

Цель урока:

  •  обучающая: познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать умение распознавать условия выбора орфограммы: часть речи, часть слова, ударение; формировать умение видеть орфограмму и её опознавательные признаки, правильно писать гласные о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных;
  •  развивающая: способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; развивать умение учащихся самостоятельно получать знания; развивать мыслительные процессы: сопоставление, анализ, классификация, внимание, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
  •  воспитательная: создать условия для воспитания у учащихся культуры общения; создать условия для воспитания у учащихся культуры умственного труда.

Тип урока: урок закрепления новых знаний и формирования умений.

Оборудование: классная доска, учебник русского языка для 5 класса (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов), план – конспект урока.

Ход урока:

  1.  организационный момент.

На доске написана тема урока.

Приветствие.

2.повторение и закрепление темы, изученной на прошлом уроке.

-вспомните, какое правило мы изучили на прошлом уроке?

-кто сможет рассказать его, не глядя в учебник?(опросить несколько учеников)

-приведите какие-нибудь примеры?(опросить несколько учеников)

Опрос не более 5 минут.

-На этом уроке мы продолжим тренироваться в правильном написании букв О и Е в окончаниях слов.

  •  Посмотрите на доску. Давайте решим небольшой кроссворд. Вам нужно разгадать  его, вписав слова в форме творительного падежа.

По горизонтали:

1. Вихрь, поднимающий столбом воду, песок.

2. Продолговатый кусок ткани, предназначенный для вытирания.

3. Дом с обслуживанием для временного проживания приезжающих.

По вертикали:

4. Приспособление для обливания мелкими струями воды.

5. Палочка из воска с фитилем внутри для освещения.

6. Медицинское учреждение для длительного лечения.

Ответы: по горизонтали 1-смерчем, 2-полотенцем,3-гостиницей. По вертикали: 4-душем, 5-свечой, 6-больницей

Время на выполнение упражнения 5 минут.

  •  Диктант у доски. Один ученик идет к доске. Учитель диктует несколько слов, ученик ставит их в форму творительного падежа и записывает только слова на изученную орфограмму, графически ее выделяя. Остальные выполняют в тетради.

Адрес, столица, вагон, вокзал, улица, квартира, февраль, север, лестница, магазин, больница, юноша, карандаш, мастер, обруч, еж, шалаш.

На выполнение задания не более 5 минут.

  •  Письменное выполнение упражнения в тетрадях. Учитель диктует стихотворение, ученики записывают. Необходимо проговорить, что каждая строчка начинается с большой буквы. Все знаки препинания так же проговариваются учителем. Ученики самостоятельно графически объясняют написание трудных слов.

Над крышей птицей вьется,
В оконце бьет луч
ом,
В нем отражаясь солнц
ем,
Как золотым меч
ом,
С метелиц
ею споря - ненужным багажом,
Ее оставит в поле - за дальним рубеж
ом.
Пожарищ
ем – зарницей так управлять он рад,
В зеленой колеснице к нам катит месяц март.

Зарница - кратковременная вспышка света, наблюдаемая на ночном небе.

Ученики объясняют написание слов на изученную орфограмму.

На выполнение задания 8 минут.

  •  Упражнение  выполняется у доски.

-К данным словосочетаниям подберите слова – синонимы и поставьте их в творительный падеж.  Слова обязательно должны быть на нашу орфограмму, то есть оканчиваться на шипящий или Ц.

-Все помнят что такое слова – синонимы? Кто может объяснить? 

Границу по-другому называют (рубежом), воина (бойцом), доктора (врачом), луну (месяцем), свидетеля (очевидцем), поэта (стихотворцем) ,вид местности (пейзажем), грубияна (невежей).

Время на выполнение упражнения 5 минут.

  •  Письменное выполнение упражнения 558.

К доске идет ученик, делает морфологический разбор  слова «на карте».

На карте – сущ., на чем?- предмет.

  1.  Карта
  2.  П.п.: нариц., неод., 1 скл., ж.р.
  3.  Н.п.: П.п., ед.ч.
  4.  Не нашел (где? На чем?) на карте (подчеркиваем как обстоятельство).

-Давайте вспомним, как оформляется диалог на письме? (тире  в начале нового высказывания.) Не забывайте выделять обращения запятыми.

-Нужно оформить текст в виде диалога и вставить пропущенные знаки препинания. Так же в упражнении требуется сделать пунктуационный разбор предложения под цифрой 5. Его сделать устно.(стр 91). Самостоятельное выполнение задания в тетрадях.

Проверка упражнения.

-и так, какой диалог у вас получился? В каком предложении необходимо было вставить пропущенные знаки препинания?

-какое окончание вы написали в слове «невежей»? почему?

-проверим пунктуационный разбор предложения.

-А ты, Алеша, перепутал слова «невежа» и «невежда».

В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Существительное «Алеша» обособлено запятыми, так как это обращение. Существительные «невежа» и «невежда» это однородные определения, запятой не обособляются, так как связаны союзом «и».

На выполнение упражнения 10 минут.

  •  Устное выполнение упражнения 557.

На выполнение упражнения 5 минут.

  •  Домашнее задание.

Упражнение 560.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22540. Расчет статически неопределимых систем по допускаемым нагрузкам 116.5 KB
  Расчет статически неопределимых систем по допускаемым нагрузкам. Применение к статически определимым системам. Расчетная схема статически определимой стержневой системы Рассчитывая эту систему обычным путем найдем усилия N1 = N2 no формуле: из равновесия узла А. Это всегда имеет место для статически определимых конструкций при равномерном распределении напряжений когда материал по всему сечению используется полностью.
22541. Учет собственного веса при растяжении и сжатии 102 KB
  Длина стержня l площадь поперечного сечения F удельный вес материала и модуль упругости Е. Подсчитаем напряжения по сечению АВ расположенному на расстоянии от свободного конца стержня. Эти напряжения будут нормальными равномерно распределенными по сечению и направленными наружу от рассматриваемой части стержня т. Наиболее напряженным опасным будет верхнее сечение для которого достигает наибольшего значения l; напряжение в нем равно: Условие прочности должно быть выполнено именно для этого сечения: Отсюда необходимая площадь стержня...
22542. Расчет гибких нитей 148.5 KB
  Это так называемые гибкие нити. Обычно провисание нити невелико по сравнению с ее пролетом и длина кривой АОВ мало отличается не более чем на 10 от длины хорды АВ. В этом случае с достаточной степенью точности можно считать что вес нити равно мерно распределен не по ее длине а по длине ее проекции на горизонтальную ось т. Расчетная схема гибкой нити.
22543. Моменты инерции относительно параллельных осей 119.5 KB
  Моменты инерции относительно параллельных осей. Задачу получить наиболее простые формулы для вычисления момента инерции любой фигуры относительно любой оси будем решать в несколько приемов. Если взять серию осей параллельных друг другу то оказывается что можно легко вычислить моменты инерции фигуры относительно любой из этих осей зная ее момент инерции относительно оси проходящей через центр тяжести фигуры параллельно выбранным осям. Расчетная модель определения моментов инерции для параллельных осей.
22544. Главные оси инерции и главные моменты инерции 157 KB
  Главные оси инерции и главные моменты инерции. Как уже известно зная для данной фигуры центральные моменты инерции и можно вычислить момент инерции и относительно любой другой оси. Именно можно найти систему координатных осей для которых центробежный момент инерции равен. В самом деле моменты инерции и всегда положительны как суммы положительных слагаемых центробежный же момент может быть и положительным и отрицательным так как слагаемые zydF могут быть разного знака в зависимости от знаков z и у для той или иной площадки.
22545. Прямой чистый изгиб стержня 99.5 KB
  Прямой чистый изгиб стержня При прямом чистом изгибе в поперечном сечении стержня возникает только один силовой фактор изгибающий момент Мх рис. Так как Qy=dMx dz=0 то Mx=const и чистый прямой изгиб может быть реализован при загружении стержня парами сил приложенными в торцевых сечениях стержня. Сформулируем предпосылки теории чистого прямого изгиба призматического стержня. Для этого проанализируем деформации модели стержня из низкомодульного материала на боковой поверхности которого нанесена сетка продольных и поперечных рисок...
22546. Прямой поперечный изгиб стержня 122 KB
  Прямой поперечный изгиб стержня При прямом поперечном изгибе в сечениях стержня возникает изгибающий момент Мх и поперечная сила Qy рис. 1 которые связаны с нормальными и касательными напряжениями Рис. Связь усилий и напряжений а сосредоточенная сила б распределеннаяРис. Однако для балок с высотой сечения h l 4 рис.
22547. Составные балки и перемещения при изгибе 77.5 KB
  Составные балки и перемещения при изгибе ПОНЯТИЕ О СОСТАВНЫХ БАЛКАХ Работу составных балок проиллюстрируем на простом примере трехслойной балки прямоугольного поперечного сечения. Это означает что моменты инерции и моменты сопротивления трех независимо друг от друга деформирующихся балок должны быть просуммированы Если скрепить балки сваркой болтами или другим способом рис. 1 б то с точностью до пренебрежения податливостью наложенных связей сечение балки будет работать как монолитное с моментом инерции и моментом сопротивления...
22548. Напряжения и деформации при кручении стержней кругового поперечного сечения 130.5 KB
  Напряжения и деформации при кручении стержней кругового поперечного сечения Кручением называется такой вид деформации при котором в поперечном сечении стержня возникает лишь один силовой фактор крутящий момент Мz. Крутящий момент по определению равен сумме моментов внутренних сил относительно продольной оси стержня Oz. С силами лежащими в плоскости поперечного сечения стержня интенсивности этих сил касательные напряжения и Мz связывает вытекающее из его определения уравнение равновесия статики рис. 1 Условимся считать Mz...