55830

Русский язык и культура речи

Другое

Педагогика и дидактика

Язык – это совокупность средств речевого взаимодействия людей. Язык является орудием мышления. Русский язык (в мире 500 млн. человек знают русский язык) Язык это форма существование национальной культуры, проявление духа нации.

Русский

2014-03-30

57.5 KB

2 чел.

«Русский язык и культура речи»

4 декабря 2012 года.

Мусихина И.С.

Занятие первое.

Современный русский язык и его стили.

Тавтогра́ммалитературная форма: текст, все слова которого начинаются с одной и той же буквы. Чаще встречается в поэзии, но известна и в прозе. Как правило, носит игровой, шуточный характер. Эпизодически обращались к тавтограмме самые разные авторы, начиная (в русской традиции) с Валерия Брюсова. В 1990-е годы несколько авторов (например, Михаил Болдуман) работали с тавтограммой систематически.

 Придумать предложение,  все слова в котором начинаются с одной буквы. 

Например: « Четыре черненьких, чумазеньких чертенка, чертили черными чернилами чертеж».

Синонимы.

Сино́нимыслова одной части речи, различные по звучанию и написанию (ср. омонимы), но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение (ср. антонимы). 

Примеры синонимов в русском языке: кавалерияконница, смелыйхрабрый. 

Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия.

Следует различать синонимы и номинальные определенияпоследние представляют полную тождественность.

Придумать синонимы к следующим словам.

Говоритьболтать, базарить, вещать, шептать, молвить.

Хотетьжелать, мечтать, жаждать.

Трудработа, рукоделие, занятие, дело.

Храбрыйсмелый, отчаянный, доблестный.

Холодстужа, мороз, колотун, дубак.

Большойогромный, необъятный, могучий.

Блестетьсверкать, сиять, гореть.

Бросатькидать, метать, защищать.

Врагпротивник, неприятель, оппонент.

Боятьсятрусить, страшиться, робеть.

Антонимыпротивоположные значения.

Анто́нимы (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») —это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правдаложь, добрыйзлой, говоритьмолчать.

Написать антонимы к следующим словам:

Волноватьуспокаивать.

Любитьненавидеть.

Разрушатьстроить.

Ругатьхвалить.

Славапозор.

Трусостьхрабрость, отвага.

Радостьпечаль, отчаяние, горе.

Наградаутрата, наказание.

Войнамир.

Крутойпологий.

Молчаливый - болтливый.

Просторныйтесный, маленький.

Острыйтупой.

Дерзкийспокойный.

Многомало.

Всегданикогда.

Небрежноаккуратно.

Внутриснаружи.

Раньше –позже.

На доске написаны 14 слов, нужно придумать рассказ, и задействовать в нем все слова:

Пищит, щемит, площадь, помощь, тощий, городище, кощей, тщательно, щетина, овощи, щеголь, мощи, полчище.одно забыл (.

Современный Русский литературный язык и его стили.

Сложный термин Современный русский литературный язык далее СРЛЯ включает в себя четыре понятия.

  1.  Языкэто совокупность средств речевого взаимодействия людей. Язык является орудием мышления.
  2.  Русский язык (в мире 500 млн. человек знают русский язык) Язык это форма существование национальной культуры, проявление духа нации.
  3.  Современный русский языкЭто язык от Пушкина до наших дней, первая треть 19 века. ( Почитать Державина учителя Пушкина.)
  4.  Литературный языкэто высшая наддиалектная форма существования языка, это тип речи который исторически сложился на базе Русской письменности и литературы. Это язык литературы и искусства, науки, государственных учреждений. Школы, СМИ, как средство общения в масштабах Нации и Государства. Литературный язык противостоит диалектам (местный говор), жаргонам, это речь узких социальных групп.

«Русский язык и культура речи»

25 декабря 2012 года.

Мусихина И.С.

Занятие четвертое.

Научиться быстро и правильно произносить следующий текст ( это надо подготовить к зачету, можно выучить) :

«Новости политики.

На заседании совета безопасности говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, а про подпрапорщика промолчал. Рапортовал да и недарапортовал, а стал дорапортовывать так и зарапортовался.  И оказалось сшит колпак да не по колпаковски, вылит колокол да не по колоколовски. Надо колпак перекалпаковывать перевыколпаковать. Надо колокол переколоковать перевыколоковать. 

Новости из-за рубежа.

Регулировщик Легуриец регулировал в Регулии но тридцать три корабля лавировали,  лавировали, да так и не вылавировали.

Тем временем Бомбардир из Бранденбурга так забомбардировал свой Бранденбург, что разнервничавшегося конституционалиста обнаружили ассимилировавшимся в Константинополе. 

Чрезвычайное происшествие.

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.

Из кузова в кузов, шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов, развалился кузов.

К другим новостям.

Ехал грека через реку, видит Грека в речке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла корнет.

Трагическое известие.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Светская хроника.

Граф Потто играл в лото, и графиня Потто играла в лото. Граф Потто не знал про то, что графиня Потто играла в лото. А графиня Потто знала про то, что граф Потто играл в лото.

Королева кавалеру подарила каравеллу. Фараона фаворит на сапфир сменил нефрит.

И в заключении о погоде.

Снега лавина сошла с половины, сошла с половины пологой горы. Еще половина снежной лавины лежит на пологой горе до поры».

Народно поэтические слова.

Ходкий, борзый, родимый, дремучий, пригожий, неделявоскресение по старому стилю, самдруг- вдвоем на пару.

Понятие культуры речи.

Культура речиэто владение нормами языка, а так же умение использовать языковые средства соответствующие речевой ситуации и стилю речи.

Овладение культурой речи предполагает знание правил и законов, по которым развивается язык. Знакомство со словарями и справочниками по языку. Умение пользоваться ими, Постижение всего смыслового и стилистического богатства языка. (Как можно больше читать минимум 100 страниц в день) О том, что такое культура речи сказал Ожегов С.И. «Что такое высокая культура речи? Это умение правильно и выразительно выражать свои мысли, средствами языка». Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка.

Но высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка но и в умении найти наиболее доходчивое и уместное средство для выражении мысли.

Культура речиэто так же специальная языковедческая дисциплина направленная на изучение литературного языка как ( предмет) орудия культуры. 

Учение о культуре речи имеет длительную историю. Оно зародилось в древней Греции и древнем Риме. (Аристотель) в теории и практике ораторского искусства, то естьриторике. Теперь о России. В России основы риторики были разработаны М.В. Ломоносовым. ( Митрополит Макарий «Житие протопопа Аввакума»)

Большой вклад в развитие культуры речи внесли многие писатели: Пушкин, Достоевский, Чехов, Толстой, Белинский, Добролюбовумер в 25 лет, Писарев, Плеханов.

Современные лингвистические понятия культуры речи и соответствующий термин появились благодаря таким лингвистам как Чернышев, Щерба, Винокур, Виноградов, Ожегов, Гвоздев. В настоящее время проблемы культуры речи разрабатываются в трудах Скворцова, Колесова, Горбачева Головина, Грауди. 

Орфоэпия – правильное произношение и ударение.      

Орфоэ́пия (греч. ρθοέπεια) —ведёт своё происхождение от др.-греч. ορθος —«правильный» и έπος —«речь, слово». Орфоэпияодно из проявлений унификации литературного языка со стороны произношения.

 Культура речи как дисциплина тесно связана со стилистикой и риторикой (как 3 сестры).

Культура речиэто норма речи.

Стилистикуинтересует все, умелый выбор.

Риторикаработает с тем, кто речь украшает (самая красивая сестра)

Коммуникативные качества речи.

Коммуникативное качество речиэто свойство речи, обеспечивающее эффективность коммуникации (общений), и характеризующие уровень речевой культуры, говорящего. 

Профессор Головин относил: Правильность, точность - это смысл речи соответствует замыслу. Уместность речи - говорить то, что надо в данный момент. Богатство речиэто набор языковых средств, одна мысль, выраженная разными способами. Чистотаотсутствие слов паразитов ( ммм и мычаний). Выразительность.

Метафораперенос смысла, похожий, сходство.

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά —«перенос», «переносное значение») —троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метафора Аристотеля в сущности почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.

Метонимия.

Метони́мия (др.-греч. μετονυμία —«переименование», от μετά —«над» и ὄνομα/ὄνυμα —«имя») —вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.

«А в толстом Достоевском «Бесы» есть»? «Переговоры между Москвой и Вашингтоном».

Буриме.

Буриме (фр. bouts-rimés —«рифмованные концы») —литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Иногда к буриме относят и другую игру, называемую также «игрой в чепуху»: записывают несколько строк или даже строф и передают листок партнёру для продолжения, оставив видимыми только последние из них. Можно также начать рисунок какого-либо существа, скажем, с головы, подвернув листок бумаги так, чтобы партнёр видел только шею и дорисовал туловище и т. д.

Придумать буриме. Две рифмы, заканчивающиеся следующими словами: Сон, слон, наша, каша. 

января зачет в 18.30 ауд. 211.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54493. Загадки про музичні інструменти 81.5 KB
  УДАРНІ ІНСТРУМЕНТИ Живий мертвого бє Живий мовчить а мертвий реве Барабан Тратата тратата Зверху шкіра знизу теж Всередині пустота. Барабан В руки палочки беремНе желаем его бьемТрамтамтам трамтамтам. Барабан Его не жалко никому Колотят палкой по нему. Барабан Сам пустий голос густий Дріб вибиває дітей збирає.
54494. Musik in unserem Leben 239.5 KB
  Anne-Sophie Mutter ist eine weltberühmte Geigerin. Schon als Kind wusste sie, was sie wollte, und bald hat sie ihren Traum verwirklicht. Im Alter von 7 Jahren gewann sie den Wettbewerb „Jugend musiziert“. 1976 fiel sie dem bekannten österreichischen Dirigenten Herbert von Karajan auf. Ein Jahr später trat sie schon als Solistin seines Orchesters bei den Salzburger Konzerten auf. Diese Zusammenarbeit öffnete der Geigerin die Tür zum internationalen Erfolg.
54495. Musik. Die größten Komponisten der Ukraine und Deutschlands 97.5 KB
  Das Thema der heutigen Stunde lautet: Musik. Die größten Komponisten der Ukraine und Deutschlands. Lernziele sind: Wortschatz festigen und erweitern, Fragen stellen und beantworten, den Text lesen, Dialoge führen.
54496. Музика як мова почуттів 54.5 KB
  Мета уроку: Закріпити в учнів отримані на протязі вивчення теми знання про композиторів та їх творчість. Виявити рівень володіння і розуміння супутньої темі музичної термінології. На конкретних прикладах показати можливості музичного мистецтва виражати різноманітні настрої та почуття людини.
54497. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей 41.58 KB
  В условиях рыночной экономики производитель ставит перед собой цель получения максимально возможного дохода, отбирая для производства наиболее подходящие для этой цели материальные блага
54498. Диференційований підхід до розкриття творчого потенціалу учнів на уроках музики 50.5 KB
  Предлогаемий материал,конечно. знаком многим из вас,кто-то возможно, на своих уроках осуществляет дифференцированный подход в обучении. Но в педагогике очень сложно что-либо открыть новое,необходимо лишь глубже изучать теорию,преломлять ее на процесс преподавания,чтобы затем эти практические наработки и становились материалом для творческих работ на категорию.
54499. La musique dans notre vie 46.5 KB
  Практична: - повторення й активізування вживання ЛО та МФ за темою. - розвивати навички та вміння аудіювання; - розвивати вміння та навички діалогічного та морфологічного мовлення; - розвивати навички та вміння читання тексту з метою отримання необхідної інформації;
54500. ЯКИЙ НАСТРІЙ І ЯК ЙОГО ПЕРЕДАЄ МУЗИКА? 40 KB
  Автором музики є композитор. А хто автор тієї музики, яка надійшла до нас з найдавніших часів? Музику створює не лише композитор, а й народ. Саме його музика – найдревніша. Народна музика передавалася від людини до людини, від села до села, з покоління в покоління. Наприклад, українська народна пісня „Ходить гарбуз по городу”. У ній розповідається про багатий урожай городини. Гарна весела пісня! Її варто не лише прослухати, але й розучити.