55830

Русский язык и культура речи

Другое

Педагогика и дидактика

Язык – это совокупность средств речевого взаимодействия людей. Язык является орудием мышления. Русский язык (в мире 500 млн. человек знают русский язык) Язык это форма существование национальной культуры, проявление духа нации.

Русский

2014-03-30

57.5 KB

2 чел.

«Русский язык и культура речи»

4 декабря 2012 года.

Мусихина И.С.

Занятие первое.

Современный русский язык и его стили.

Тавтогра́ммалитературная форма: текст, все слова которого начинаются с одной и той же буквы. Чаще встречается в поэзии, но известна и в прозе. Как правило, носит игровой, шуточный характер. Эпизодически обращались к тавтограмме самые разные авторы, начиная (в русской традиции) с Валерия Брюсова. В 1990-е годы несколько авторов (например, Михаил Болдуман) работали с тавтограммой систематически.

 Придумать предложение,  все слова в котором начинаются с одной буквы. 

Например: « Четыре черненьких, чумазеньких чертенка, чертили черными чернилами чертеж».

Синонимы.

Сино́нимыслова одной части речи, различные по звучанию и написанию (ср. омонимы), но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение (ср. антонимы). 

Примеры синонимов в русском языке: кавалерияконница, смелыйхрабрый. 

Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия.

Следует различать синонимы и номинальные определенияпоследние представляют полную тождественность.

Придумать синонимы к следующим словам.

Говоритьболтать, базарить, вещать, шептать, молвить.

Хотетьжелать, мечтать, жаждать.

Трудработа, рукоделие, занятие, дело.

Храбрыйсмелый, отчаянный, доблестный.

Холодстужа, мороз, колотун, дубак.

Большойогромный, необъятный, могучий.

Блестетьсверкать, сиять, гореть.

Бросатькидать, метать, защищать.

Врагпротивник, неприятель, оппонент.

Боятьсятрусить, страшиться, робеть.

Антонимыпротивоположные значения.

Анто́нимы (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») —это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правдаложь, добрыйзлой, говоритьмолчать.

Написать антонимы к следующим словам:

Волноватьуспокаивать.

Любитьненавидеть.

Разрушатьстроить.

Ругатьхвалить.

Славапозор.

Трусостьхрабрость, отвага.

Радостьпечаль, отчаяние, горе.

Наградаутрата, наказание.

Войнамир.

Крутойпологий.

Молчаливый - болтливый.

Просторныйтесный, маленький.

Острыйтупой.

Дерзкийспокойный.

Многомало.

Всегданикогда.

Небрежноаккуратно.

Внутриснаружи.

Раньше –позже.

На доске написаны 14 слов, нужно придумать рассказ, и задействовать в нем все слова:

Пищит, щемит, площадь, помощь, тощий, городище, кощей, тщательно, щетина, овощи, щеголь, мощи, полчище.одно забыл (.

Современный Русский литературный язык и его стили.

Сложный термин Современный русский литературный язык далее СРЛЯ включает в себя четыре понятия.

  1.  Языкэто совокупность средств речевого взаимодействия людей. Язык является орудием мышления.
  2.  Русский язык (в мире 500 млн. человек знают русский язык) Язык это форма существование национальной культуры, проявление духа нации.
  3.  Современный русский языкЭто язык от Пушкина до наших дней, первая треть 19 века. ( Почитать Державина учителя Пушкина.)
  4.  Литературный языкэто высшая наддиалектная форма существования языка, это тип речи который исторически сложился на базе Русской письменности и литературы. Это язык литературы и искусства, науки, государственных учреждений. Школы, СМИ, как средство общения в масштабах Нации и Государства. Литературный язык противостоит диалектам (местный говор), жаргонам, это речь узких социальных групп.

«Русский язык и культура речи»

25 декабря 2012 года.

Мусихина И.С.

Занятие четвертое.

Научиться быстро и правильно произносить следующий текст ( это надо подготовить к зачету, можно выучить) :

«Новости политики.

На заседании совета безопасности говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, а про подпрапорщика промолчал. Рапортовал да и недарапортовал, а стал дорапортовывать так и зарапортовался.  И оказалось сшит колпак да не по колпаковски, вылит колокол да не по колоколовски. Надо колпак перекалпаковывать перевыколпаковать. Надо колокол переколоковать перевыколоковать. 

Новости из-за рубежа.

Регулировщик Легуриец регулировал в Регулии но тридцать три корабля лавировали,  лавировали, да так и не вылавировали.

Тем временем Бомбардир из Бранденбурга так забомбардировал свой Бранденбург, что разнервничавшегося конституционалиста обнаружили ассимилировавшимся в Константинополе. 

Чрезвычайное происшествие.

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.

Из кузова в кузов, шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов, развалился кузов.

К другим новостям.

Ехал грека через реку, видит Грека в речке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла корнет.

Трагическое известие.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Светская хроника.

Граф Потто играл в лото, и графиня Потто играла в лото. Граф Потто не знал про то, что графиня Потто играла в лото. А графиня Потто знала про то, что граф Потто играл в лото.

Королева кавалеру подарила каравеллу. Фараона фаворит на сапфир сменил нефрит.

И в заключении о погоде.

Снега лавина сошла с половины, сошла с половины пологой горы. Еще половина снежной лавины лежит на пологой горе до поры».

Народно поэтические слова.

Ходкий, борзый, родимый, дремучий, пригожий, неделявоскресение по старому стилю, самдруг- вдвоем на пару.

Понятие культуры речи.

Культура речиэто владение нормами языка, а так же умение использовать языковые средства соответствующие речевой ситуации и стилю речи.

Овладение культурой речи предполагает знание правил и законов, по которым развивается язык. Знакомство со словарями и справочниками по языку. Умение пользоваться ими, Постижение всего смыслового и стилистического богатства языка. (Как можно больше читать минимум 100 страниц в день) О том, что такое культура речи сказал Ожегов С.И. «Что такое высокая культура речи? Это умение правильно и выразительно выражать свои мысли, средствами языка». Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка.

Но высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка но и в умении найти наиболее доходчивое и уместное средство для выражении мысли.

Культура речиэто так же специальная языковедческая дисциплина направленная на изучение литературного языка как ( предмет) орудия культуры. 

Учение о культуре речи имеет длительную историю. Оно зародилось в древней Греции и древнем Риме. (Аристотель) в теории и практике ораторского искусства, то естьриторике. Теперь о России. В России основы риторики были разработаны М.В. Ломоносовым. ( Митрополит Макарий «Житие протопопа Аввакума»)

Большой вклад в развитие культуры речи внесли многие писатели: Пушкин, Достоевский, Чехов, Толстой, Белинский, Добролюбовумер в 25 лет, Писарев, Плеханов.

Современные лингвистические понятия культуры речи и соответствующий термин появились благодаря таким лингвистам как Чернышев, Щерба, Винокур, Виноградов, Ожегов, Гвоздев. В настоящее время проблемы культуры речи разрабатываются в трудах Скворцова, Колесова, Горбачева Головина, Грауди. 

Орфоэпия – правильное произношение и ударение.      

Орфоэ́пия (греч. ρθοέπεια) —ведёт своё происхождение от др.-греч. ορθος —«правильный» и έπος —«речь, слово». Орфоэпияодно из проявлений унификации литературного языка со стороны произношения.

 Культура речи как дисциплина тесно связана со стилистикой и риторикой (как 3 сестры).

Культура речиэто норма речи.

Стилистикуинтересует все, умелый выбор.

Риторикаработает с тем, кто речь украшает (самая красивая сестра)

Коммуникативные качества речи.

Коммуникативное качество речиэто свойство речи, обеспечивающее эффективность коммуникации (общений), и характеризующие уровень речевой культуры, говорящего. 

Профессор Головин относил: Правильность, точность - это смысл речи соответствует замыслу. Уместность речи - говорить то, что надо в данный момент. Богатство речиэто набор языковых средств, одна мысль, выраженная разными способами. Чистотаотсутствие слов паразитов ( ммм и мычаний). Выразительность.

Метафораперенос смысла, похожий, сходство.

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά —«перенос», «переносное значение») —троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метафора Аристотеля в сущности почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.

Метонимия.

Метони́мия (др.-греч. μετονυμία —«переименование», от μετά —«над» и ὄνομα/ὄνυμα —«имя») —вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.

«А в толстом Достоевском «Бесы» есть»? «Переговоры между Москвой и Вашингтоном».

Буриме.

Буриме (фр. bouts-rimés —«рифмованные концы») —литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Иногда к буриме относят и другую игру, называемую также «игрой в чепуху»: записывают несколько строк или даже строф и передают листок партнёру для продолжения, оставив видимыми только последние из них. Можно также начать рисунок какого-либо существа, скажем, с головы, подвернув листок бумаги так, чтобы партнёр видел только шею и дорисовал туловище и т. д.

Придумать буриме. Две рифмы, заканчивающиеся следующими словами: Сон, слон, наша, каша. 

января зачет в 18.30 ауд. 211.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23581. Семиосфера. Культура и взрыв Внутри мыслящих миров 5.53 MB
  ЛОТМАН Семиосфера Культура и взрыв Внутри мыслящих миров Статьи Исследования Заметки СанктПетербург ИскусствоСПБ О метаязыке типологических описаний культуры О семиотическом механизме культуры Миф имя культура Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума Феномен культуры Технический прогресс как культурологическая проблема Культура как субъект и самасебе объект О семиотике понятий стыд и страх в механизме культуры Память в культурологическом освещении [1] Содержание [2] Люди и знаки1 [3] Культура и взрыв...
23582. Язык и межкультурная коммуникация 1.96 MB
  Язык культура и культурная антропология 8 3. Межкулътурная коммуникация и изучение иностранных языков 14 5. Роль сопоставления языков и культур для наиболее полного раскрытия их сущности 19 Часть I. Язык как зеркало культуры 21 Глава 1.
23583. ЯЗЫК И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 2.05 MB
  Тексты собранные в книге последовательно представляют анализы общей проблематики бессознательного лингвистической структурированности афатических расстройств речи ребенка поэтической речи проблем семиотики структур языка как такового и его наименьшей смысловой единицы фонемы. Хайдеггером и наоборот спор Хайдеггера с семиотическим представлением языка встречи с Жаком Лаканом совершенно поновому осмыслившем 5 наследие Фрейда проштудировавшем и Хайдеггера и Якобсона вес это тот новый круг внутри которого вновь и вновь можно...
23584. ВЕЩЬ И ИМЯ 697.22 KB
  И физическая материя кресла и его отвлеченная идея не суть вещи реального обихода но исключительно предмет мыслительных операций. А вот помоему имя вовсе не есть звук имя вещи есть сила самой вещи. Поэтому я прямо утверждаю что имя неотделимо от вещи что оно есть оформление самой вещи в ее объективном существовании. Получается типичный для всякой абстрактной метафизики дуализм: вещи сами по себе без всякого имени а имена наши субъективные звуки сами по себе.
23585. ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ЭКСПЛИЦИРУЮЩИЕ УСТАНОВКУ НА РАЗЛИЧНЫЕ СТОРОНЫ ЛИЧНОСТИ АДРЕСАТА - (лингвистический и философско-антропологический аспекты) 1.74 MB
  Близки к высказываниям подобным примеру 9 Ассертивы оценивающие знания собеседника вообще его эрудицию уровень образования начитанность: You know more than you think.Волошинова посвященные философии языкознания и Теория речи и языка английского исследователя А.Серля для директявов следующие: 1па speaker is not interested говорящий Нб Заинтересован е совершении действия; Benfaavoid Dh benefit for the _ польза слушающего Б ТОМhearer is in avoiding danger чтобы избежать опасности; KsDh speaker'...
23586. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции 1.38 MB
  Дается характеристика этого принципа и его места в философии и методологии рассматривается типология деятельностных представлений языка в лингвистике. Деятельностная ориентация в построении картины языка в ходе исторического пути лингвистической науки сменялась нередко прямо противоположной а иногда и сосуществовала с ней. После блистательного опыта деятельностной трактовки языка у Гумбольдта в лингвистике наблюдается охлаждение к деятельностному видению языка и попыткам построения теоретических концепций исходящих из понимания языка как...
23587. СЕМИОТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (знак, схема, знание, семиотический организм, феномен человека). 440 KB
  Розин СЕМИОТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ знак схема знание семиотический организм феномен человека. Действительно возражая против социальнопсихологического подхода в семиотике ставящего природу знака в зависимость от понимания и других психических процессов человека Г. Дело в том что оно никак не учитывает роль актанта человека интерпретирующего и действующего. Это определение вызывает массу вопросов например стало ли нам понятнее от замены сходства на изоморфизм почему семиотические понятия Эко заменяет математическими и...
23588. Стереотипность и творчество в тексте: Межвузовский сборник С 79 научных трудов 934.5 KB
  ISBN 5794401192 Межвузовский тематический сборник посвящен актуальной и малоразработанной в функциональной стилистике проблеме стереотипности проявляющейся в разных функциональных стилях речи в частности конкретизации экстралингвистической основы развертывания текста некоторых подходов к изучению речевых жанров в текстах целых произведений а также средств и способов выражения устойчивых типов речи текстовых единиц и категорий в научных художественных публицистических разговорных и религиозных текстах. Сборник рассчитан на...
23589. Автоматизированные переводные словари. Принципы построения 11.5 KB
  Зона лексического грамматического класса ЛЕ по частям речи далее категоризация. Зона морфологической информации 4. Зона индекса надежности отражает степень общепринятости данного ПЭ: А официальный стандарт Б уважаемые словари В тетради новых терминов Г плавающие 6. Зона ПЭ при нескольких ПЭ у каждого свой номер 7.