55893

Психолого-педагогическая компетентность педагога

Практическая работа

Педагогика и дидактика

Задачи: На основе теоретического анализа проблемы сформировать у педагогов представления о ППК и ее личностно-деятельностных компонентах; Способствовать осознанию педагогами УВК необходимости развития качеств обеспечивающих эффективное взаимодействие с учениками...

Русский

2014-03-30

94.5 KB

18 чел.

Семинар  "Психолого-педагогическая компетентность педагога"

Кульчейко Е.В., Шараевская Н.Г.,

заместители директора по научно-методической работе

Гвардейский УВК Симферопольского района

АРКрым

Цель семинара: содействовать развитию ППК педагогов УВК, стимулировать процесс профессионально личностного самосовершенствования.

Задачи: 

  •  На основе теоретического анализа проблемы сформировать у педагогов представления о ППК и ее личностно-деятельностных компонентах;
  •  Способствовать осознанию педагогами УВК необходимости развития качеств, обеспечивающих эффективное взаимодействие с учениками;
  •  Ознакомить с педагогов со способами диагностики отдельных компонентов собственной ППК и комплексной диагностикой способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию;
  •  Сформировать у педагогов представление о способах и приемах профессионально-личностного саморазвития, обеспечить овладение некоторыми из них.

Семинар рассчитан на 3 занятия по 3 часа каждое. Занятия сочетают в себе не только традиционные виды учебной деятельности, но и интерактивные формы. В ходе занятий педагоги включаются в диагностику: выявляют профессионально значимые личностные качества при помощи методики ГОКК; участвуют в мини-тренинге позитивного взаимодействия; принимают участие в работе круглого стола по проблемам профессиональной деформации педагогов.

Занятие 1: “Понятие о ППК педагога” 

  1.  Психолого-педагогическая компетентность как сложная профессионально-личностная характеристика (информация на основе изучения литературы).
  2.  Коммуникативный комплекс профессионально значимых личностных качеств: рефлексивность, эмпатийность, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность (сообщения творческих групп).
  3.  Групповая оценка коммуникативных компетентностей (диагностика с применением методики ГОКК. Бланк в Приложении №1)
  4.  Мини-тренинг на развитие профессионально значимых личностных качеств (Приложение №2)

Занятие 2: “Готовность педагога к личностно-ориентированному взаимодействию”

  1.  Личностно-ориентированный подход, его основные понятия, принципы и методы.
  2.  Понятие о личностно-ориентированном взаимодействии.
    •  Основные критерии и уровни готовности педагога к личностно-ориентированному взаимодействию (мозговой штурм);
    •  Функции личностно-ориентированного педагогического взаимодействия;
  3.  Роль профессионально-педагогических умений и навыков воспитателя во взаимодействии.
  4.  Акцентуации характера и их влияние на взаимодействие.
  5.  Комплексная диагностика способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию (Приложение №3).
  6.  Мини-тренинг позитивного взаимодействия (Приложение №4).

Занятие 3: “Проблемы профессиональной деформации педагогов и пути их преодоления” (круглый стол)

Материалы для проведения семинара

К занятию № 1

Профессионально-педагогическая компетентность – совокупность умений педагога как субъекта педагогического воздействия особым образом структурировать научное и практическое знание в целях наилучшего решения педагогических задач. Выделяют следующие элементы педагогической компетентности:

  •  специальная и профессиональная компетентность, в области предмета;
  •  методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся;
  •  социально-психологическая компетентность в сфере общения;
  •  дифферинциально-психологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

Основные компоненты коммуникативной компетентности:

Влияние (как формирование), организация (как побуждение) и передача информации. Под влиянием понимается процесс и результат изменения педагогом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок в ходе взаимодействия с ним. Различают влияние направленное и ненаправленное. В случае направленного влияния педагог ставит перед собой задачу добиться от ребенка определенного результата. Ненаправленное влияние подобной цели не имеет, но эффект воздействия возникает и здесь. Т.о влияние рассматривается как формирование, т.е. процесс активного воздействия педагога на ребенка.

Влияние может быть функционально-ролевым и индивидуально-специфическим. В первом случае его характер интенсивность и направленность определяются ролевыми позициями партнеров; демонстрация определенного набора действий не выходит за пределы ролевых предписаний; партнеры ориентируются на нормативно заданный свод правил.

Индивидуально-специфическое влияние осуществляется благодаря тому, что индивид(педагог) как бы транслирует другим людям(детям) свои личностные характеристики в виде образцов активности. Оно реализуется как в целенаправленной (профессиональной) деятельности, так и в других случаях общения с окружающими.

В силу специфики педагогического труда оба вида влияния переплетены самым тесным образом, но в процессе взаимодействия индивидуально-специфическое влияние оказывается более ярко выраженным.

Под организацией понимается создание определенных условий для объединения индивидов и групп на основе общих задач и интересов. Чтобы достичь своих целей, педагог более или менее сознательно использует речь; экспрессию, т.е. побуждает детей поступать определенным образом. Умение организовать, т.е. побуждать детей к поступкам, действиям, направленным на достижение конкретных целей, служит одной из составляющих психолого-педагогической (коммуникативной) компетентности педагога.

Любой процесс взаимодействия происходит также для передачи любой информации. В широком смысле информация – это совокупность каких-либо данных, знаний, сообщений. Но её передача как основная коммуникативная функция может нести в себе и социальную, и психологическую, и морально-нравственную нагрузку. Способность педагога осознавать влияние на ребенка различных аспектов информации (особенно психологического) и умение их использовать для педагогического воздействия можно назвать важной его коммуникативной компетентности.

Основные компоненты ППК рассматривают три блока:

  1.  Психолого-педагогическая грамотность – знания, которые принято называть общепрофессиональными.
  2.  Психолого-педагогические умения – способность педагога использовать свои знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия.

Профессионально-значимые личностные качества– неотделимые от процесса педагогической деятельности и неизбежно вырастающие из самого её характера.

Выделенные структурные компоненты позволяют назвать основной критерий ППК педагога– направленность на ребенка как ведущую ценность своего труда и потребность в самопознании, поиске способов совершенствования своей деятельности в соответствии с изменением личности ребенка.

В педагогической науке вопрос о профессиональных умениях педагога разработан очень подробно. Однако в рамках исследуемой проблемы ППК подчеркиваются те умения, благодаря которым педагог создает и поддерживает контакт с воспитанниками.

  •  Это умения использовать механизмы профессионального общения, т. е. способов, с помощью которых педагог реализует сам процесс общения, достигая тех или иных целей педагогической деятельности. Их выбор надо уметь соотнести с личностными качествами – своими и воспитанников.
  •  Это умение педагога самостоятельно решать педагогические проблемы с точки зрения того, насколько такое решение способствует личностному развитию ребенка.

Кстати, успешными психологами и педагогами замечено, что разносторонность знаний педагогов не всегда совпадают с продуктивностью их деятельности. Уровни развития этих знаний и навыков рассогласованы со сложившимися межличностными отношениями с воспитанниками. Опытность педагога сама по себе не приводит к структурным изменениям в педагогической деятельности, характерным для высокого профессионализма.

ППК в деятельности педагога возможна лишь при наличии определенных личностных качеств.

Уровень владения профессией и личностные качества – разнопорядковые понятия, однако определенные личностные качества педагога служат важнейшей предпосылкой подъема к совершенному владению профессией. Профессия педагога относится к тому виду деятельности, который в принципе не может быть стереотипизирован. Отсюда вывод если речь идет о повышении ППК педагога, то в первую очередь надо выявлять и развивать в нем ПЗЛК, без которых никакой профессионал не сформируется, несмотря на любые знания и опыт. На ППК следует смотреть как на синтез высокого профессионализма и внутренних свойств (качеств) педагога.

Сегодня мы рассмотрим некоторые важные личностные профессионально значимые качества педагога: эмпатия, рефлексия, гибкость. (Выступления педагогов 1 группы)

Кроме этих трех ПЗЛК, о которых мы с вами подробно поговорили, есть еще несколько качеств. Например: общительность, эмоциональная привлекательность (Выступления педагогов 2 группы)

О способности и готовности к сотрудничеству мы поговорим на следующем занятии семинара.

  •  Проведение диагностики (Методика ГОКК – Приложение 1).
  •  Мини-тренинг на развитие ПЗЛК (Приложение 2)
  •  Рефлексия занятия “Буриме”.

Ход занятия №2

Взаимодействие взрослого с ребенком представляет собой вид коммуникативной деятельности, протекающей между двумя субъектами на основе личностно-ориентированной обращенности одного субъекта к другому. Одним из важных показателей успешного взаимодействия является активность самого субъекта, проявляющуюся в виде таких личностных особенностей, как инициативность, толерантность, коммуникабельность и т.д., наличие которых способствует взаимодействию.

На предыдущих педагогических советах, семинарах, консультациях мы рассматривали педагогическое взаимодействие, изучали педагогику поддержки, приемы “Я-высказывания”, толерантности, изучали коммуникативный комплекс ПЗЛК педагога: эмпатийность, рефлексивность, общительность, эмоциональная привлекательность и т.д.

Сегодня мы рассмотрим подробнее личностно-ориентированный подход и готовность педагога к личностно-ориентированному взаимодействию в ходе воспитательного процесса (Выступление педагога).

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми можно рассматривать в единстве 3-х его характеристик:

  •  Как психолого-педагогическую категорию;
  •  Как направленность личности и деятельности педагога;
  •  Как стратегию обучения и воспитания, характеристикой которых является личностное развитие субъектов воспитательного процесса, в том числе и педагога.

Вы проработали предложенную литературу о личностно-ориентированном взаимодействии, основных критериях и уровнях готовности педагога к личностно-ориентированному взаимодействию.

(Работа в группах по обсуждению и выработке критериев. Обсуждение и обобщение материала)

Как правило, изначально у всех педагогов преобладает завышенная самооценка собственной готовности. Для формирования готовности к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми достаточно высокую эффективность имеют проблемные методы, моделирующие деловые и ролевые игры, творческие и практические задания (то есть интерактивные методы), а также тренинги, способствующие преобразованию психолого-педагогических знаний в личностные установки и навыки. Сейчас мы обсудим вопрос о профессиональных умениях, навыках и их роли во взаимодействии.

Изучение литературных источников по проблеме межличностного взаимодействия дает основания заключить, что характер человека является индикатором его коммуникативного поведения и позволяет определить как склонность человека к общению, так и основные затруднения в процессе взаимодействия. Поэтому педагогу необходимо знать точки соприкосновения в характере сотрудников, воспитанников. (Обсуждение вопроса об акцентуациях характера и их влиянии на взаимодействие.)

Выступления педагогов.

Людям, заинтересованным в успешности своего общения необходимы знания по психологии общения, эти знания помогут выявить свои затруднения, причины успехов и неудач в общении, помогут преодолеть их и найти способы извинить себя. Для этого предлагается изучить литературу: Е.И.Рогов “Психология общения” теория, Е.И.Фадеева “Лабиринты общения” практика, опросники, тесты.

Кроме этого предлагаем вашему вниманию “Комплексную диагностику способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию” (педагогам раздается печатный материал), на основе которого вы можете изучить себя и своих воспитанников. А сейчас небольшой тренинг педагогического взаимодействия, подготовленный психологом (Приложение №4).

Рефлексия занятия:

  •  Метод незаконченного предложения.
  •  Эмоциональное состояние (участники получают карточки, на которых дается задание изобразить свое эмоциональное состояние (гнев, радость, обиду, досаду, ожидание с помощью: 1 группа – мимики, 2 группа – жестов).

Материалы к занятию № 2

Понятие о личностно-ориентированном взаимодействии. Основные критерии и уровни готовности педагога к личностно-ориентированному взаимодействию. Функции личностно-ориентированного педагогического взаимодействия.

В структуре взаимодействия педагога с детьми можно выделить ценностно-ориентационные компоненты: рефлексивный и специальный, а также операционно-коммуникативные компоненты; технологический и коммуникативный, которые характеризуются совокупностью личностных качеств педагога, таких как направленность личности, социально-психологическая наблюдательность, эмпатия, эмоциональная устойчивость, социально-психологическая готовность к деятельности, общительность, эмоциональная выразительность, педагогический такт, рефлексивность, профессиональная компетентность, а также профессионально-педагогические знания, умения, навыки и мотивационно-ценностное отношение, проявляющееся в процессе организации и управления различными видами деятельности воспитанников.

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками в форме совместной партнерской деятельности представляет собой состояние, процесс, характерными особенностями которого являются:

  •  создание единой эмоционально-чувственной основы взаимодействия;
  •  постоянное “обращение к воспитаннику” в виде его “аффективного (эмоционального, с чувствами и мыслями) понимания” и способности воспитателя встать на позицию ребенка и действовать с нее;
  •  изменение воспитателем (педагогом) своего поведения в соответствии с реакциями детей;
  •  обмен действиями между субъектами педагогического процесса с целью познания друг друга и оказания воздействия;
  •  проявление мотивационно-ценностных ориентации педагога, комплекс его установок на работу с детьми, включающая интерес и любовь к ним;
  •  обеспечение ведущей роли педагога, который одновременно организует совместную деятельность в виде “сотворчества” педагога и ребенка, и участвует к ней.

Профессиональная готовность воспитателя к взаимодействию с детьми побуждает педагога к совместной партнерской деятельности, и стремлению вступать с детьми во взаимодействие, живо реагировать на их поступки и привлекать внимание к себе и к своим действиям.

Основные критерии, готовность педагогов к взаимодействию с детьми: 

  •  Устойчивая позиция воспитателя, проявляющаяся в активности, адекватности действий и отношений, внутреннюю согласованность и отсутствие внешних и внутриличностных конфликтов.
  •  Мотивационно-целостное отношение к педагогической деятельности, наличие установки на реализацию личностно-ориентированного взаимодействия, творческий подход к решению педагогических задач возникающих в воспитательном процессе.
  •  Гуманистическое отношение к детской личности, проявляющееся в ориентации педагога не на абстрактный идеал, а на потребности и внутренних возможностях каждого ребенка, искренний интерес и любовь к детям.
  •  Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, особенности их психического развития, а также умения и навыки организации личностно-ориентированного взаимодействия.
  •  Владение технологией организации личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, выражающееся в умении четко определить цель своей деятельности, спрогнозировать ее результат, выделить основные этапы и наиболее эффективные методы, приемы и способы деятельности, а также корректировать ее ход на основании данных диагностики.
  •  Наличие коммуникативной компетентности, проявляющейся в развитии эмпатийных и перцептивных (воспринимающих) навыков, способности устанавливать эмоционально-положительный контакт с детьми и действовать не только на основе “аффективного (эмоционального) понимания”, но и с позиции ребенка, изменяя свое поведение в соответствии с реакциями детей, в умении организовать оптимальное взаимодействие с детьми в различных видах деятельности.
  •  Стремление к саморазвитию и профессиональному росту, сформированность аналитических, проектировочных и конструктивных умений, способность обосновать решение педагогических задач, а также высокое развитие рефлексивных и перцептивных умений и навыков, позволяющих адекватно оценивать собственное поведение и поступки детей; проявление активности, инициативности, сензитивности в деятельности и общении с детьми.

Уровни профессиональной готовности:

Высокий: оптимальное развитие всех компонентов в их единстве, то есть, что означает целостность личности воспитателя как субъекта профессиональной деятельности, обладающего устойчивой профессиональной мотивацией, ярко выраженной педагогической направленностью и высоким уровнем развития необходимых умений и навыков, способностей и личных качеств.

Средний: частичной качественной сформированностью целостной структуры готовности, что проявляется в неравномерном развитии отдельных компонентов;

Низкий: несформированность компонентов готовности. Поведенческий аспект обусловлен лишь
внешними обстоятельствами, а не внутренними потребностями личности воспитателя.

Роль профессионально-педагогических умений и навыков учителя во взаимодействии

Профессионально-педагогическое умения и навыки воспитателя:

  •  Аналитические: наблюдать, анализировать и оценивать (диагностировать) уровень развития, обученности ребенка (рефлексивные способности).
  •  Проектировочно-прогностические: развитое логическое мышление, способность к прогнозированию возможных педагогических ситуаций и последствий своих действий, знание детской психологии.
  •  Организаторские: умение организовывать деятельность детей, самоорганизация, способность к импровизации, умение применять разнообразные средства воздействия (убеждение, внушение, заражение).
  •  Коммуникативные: общительность, потребность в общении, эмпатия, рефлексия, гибкость, умение ощущать и поддерживать обратную связь, умение управлять собой, вербальные способности (культура и развитость речи, богатый словарный запас), способность к пониманию невербального поведения (выражение глаз, пространственное расположение партнеров); от степени сформированности которых зависит успех педагогической деятельности и эмоциональное благополучие участников взаимодействия.

Эффективность личностно-ориентированного взаимодействия проявляется в согласовании целевых ориентиров, координации совместных усилий, взаимопонимании контактирующих сторон, обеспечивающих решение учебно-воспитательных задач и личностный рост его субъектов.

Алгоритм деятельности педагога по организации личностно-ориентированного педагогического взаимодействия включает в себя три этапа:

  •  Подготовительный: изучение себя и воспитанников, характерологических особенностей, определение мотивации, принятие себя и других;
  •  Основной: определение и согласование цели взаимодействия, выбор позиции по отношению к субъекту “сверху”, “на равных”, “снизу”, выбор средств общения, осуществление взаимодействия (воздействие, сотрудничество, содействие, сотворчество), координация усилий и наличие обратной связи;
  •  Оценочно-корректировочный: оценка достижения цели (подготовленность к использованию различных средств и методов), оценка взаимодействия, составление плана коррекции поведения.

Взаимодействие имеет два измерения: содержание и отношение. Особенности “отношений” субъектов воспитательного процесса формируют характер взаимодействий:

  1.  Позитивный (проявляется в согласовании целей, сопровождается педагогической позицией на равных, адекватной обратной связью, позитивными отношениями между участниками воспитательного процесса). Способы взаимодействия: сотрудничество, содействие, сотворчество.
  2.  Противоречивый. 
  3.  Негативный. 

Только позитивный характер личностного взаимодействия приводит к личностному росту педагога и воспитанников.

Функции личностно-ориентированного педагогического взаимодействия: 

  1.  Познавательно-воспитательная – освоение обучающими воспитателями знаний, умений и навыков, формирования свойств и качеств личности.
  2.  Прогностическо-организационная – выявление индивидуальных особенностей воспитанников и педагогов, выявление специфики ситуации, проектирование и практическая организация взаимодействия на основе выявленных способностей.
  3.  Экспрессивно-рефлексивная – понимание себя и других (целей, мотивов, переживаний), осмысление педагогом того, как воспитанник понимает его, через развитие социальной перцепции, эмпатии, рефлексии.
  4.  Фасилитативная – обеспечение педагогической поддержки, стимулирование личностного роста,
    создание оптимальных условий самосовершенствования педагога и воспитанника.
  5.  Толерантно-адаптивная – развитие у педагога и воспитанников принимать индивидуальность “другого”, входить в иные группы и взаимодействовать в них на позитивных основаниях в ситуации неопределенности.


Литература к семинару:

  1.  Белухин Д.А. “Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций” ч.1-2, Воронеж, 1996 г.
  2.  Баламов М.М., Лукьянова М.И. “Формирование готовности учителя к работе в системе развивающего обучения в условиях образовательного учреждения”, Томск, 2001 г.
  3.  Козлова Г.Н., Дмитриченко Г.Ю. “Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики”, Издательство “Панорама”, Волгоград, 2006 г.
  4.  Маркова А.К. “Психология труда учителя. Книга для учителя”, М: 1993г.
  5.  Митина Л.М. “Психология профессионального развития учителя”, М: 1998г.
  6.  Степанов Е.Н., Лузина Л.М. “Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания” М: ТЦ Сфера, 2002 г.
  7.  Фадеева Е.И. “Лабиринты общения: учебно-методическое пособие” М: ЦГЛ, 2003г.
  8.  Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов (автор-составитель А.А.Литвинов) “Учитель”, Волгоград, 2004 г.
  9.  Митина Л.М. “Профессиональная деятельность и здоровье педагога” М: Издательский центр “Академия”, 2005 г.
  10.  Лукьянова М.И. “Психолого-педагогическая компетентность учителя” (диагностика и развитие) М: ТЦ Сфера, 2004 (методика ГОКК стр.115).

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50816. Язык гипертекстовой разметки HTML 85.5 KB
  На самом деле содержимое контейнера mrquee не ограничивается строками и позволяет перемещать скролировать любые элементы вебстраницы изображения текст таблицы элементы форм и т. Таблицы Элемент tble служит контейнером для элементов определяющих содержимое таблицы. Параметры lign Определяет выравнивание таблицы. bgcolor Цвет фона таблицы.
50817. Определение теплоёмкости металлов методом охлаждения 154.5 KB
  Металлический образец, имеющий температуру более высокую, чем температура окружающей среды, в этой среде охлаждается. Кол-во теплоты q , теряемой образцом металла за единицу времени t может быть записано в виде...
50818. Каскадные листы стилей CSS 330.5 KB
  Значение 0 соответствует полной прозрачности элемента а 1 наоборот его непрозрачности.2 Oper 9 border позволяет одновременно установить толщину стиль и цвет рамки вокруг элемента.
50819. Построение и экспериментальная проверка статической характеристики замкнутой системы 868 KB
  Освоить методику аналитического построения статической характеристики замкнутой САР по статическим характеристикам отдельных элементов. Под статической характеристикой замкнутой САР понимают функциональную зависимость регулируемой величины от задающего и возмущающих воздействий снятую на установившихся режимах. Если регулируемая величина на установившемся режиме не зависит от возмущающих воздействий то такая система называется астатической а если зависит то статической.
50820. Определение теплоёмкости методом Клемана и Дезорма 58.5 KB
  Эта величина, в частности, определяет скорость распространения звука в газах; от неё зависит течение газов по трубам со звуковыми скоростями и достижение сверхзвуковых скоростей в трубах, сначала суживающихся, а затем резко расширяющихся (сопла Лаваля). Основная идея метода Клемана и Дезорма состоит в следующем.
50821. DHTML и JavaScript на web-страницах 560 KB
  Цель работы: ознакомиться с основными возможностями языка JavaScript, синтаксисом, встроенными объектами, событиями DHTML, получить практические навыки программирования на языке JavaScript.
50822. Экспериментальное определение характеристик объекта регулирования, выбор закона регулирования и расчет параметров настроек регулятора 804 KB
  Изучить инженерный метод выбора закона регулирования и расчета параметров настроек регуляторов непрерывного действия. Характеристики объектов регулирования Большинство промышленных объектов можно представить в виде элементов которые являются аккумуляторами вещества или энергии. Динамические и статические свойства объекта регулирования описываются дифференциальными уравнениями.
50823. Скриптовый язык программирования PHP 298 KB
  Он может также использоваться для создания изображений и манипуляций с файлами изображений различных форматов включая gif png jpg wbmp и xpm. Обратите внимание что здесь предполагается использование имени...
50824. Проектирование салона швейного предприятия сервиса 156 KB
  Рассчитать численность работающих и площадь салона.Согласно варианту задания дать краткую характеристику приемного салона по зонам.1 Исходные данные для проектирования салона Таблица 4.